СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМИРУЮЩЕГОСЯ
ОБЩЕСТВА
М.А. Валеева
Кафедра социальной педагогики Оренбургский государственный педагогический университет ул. Советская, 19, Оренбург, Россия, 460014
Статья посвящена актуальной проблеме исследования ведущих социокультурных тенденций профессионально-личностного становления педагога в условиях трансформирующегося общества, выделение и осмысление которых раскрывают ориентиры формирования, содержания и технологий образования студента — будущего педагога.
Ключевые слова: социокультурные тенденции, профессионально-личностное становление, трансформирующееся общество, субъектность личности.
Обращение к исследованию профессионально-личностного становления современного педагога обусловлено социокультурными тенденциями общественного развития, ориентирующими систему высшего педагогического образования на поиск путей высокого уровня профессиональной подготовки студента, развития его личностных качеств, ценностных ориентаций, обеспечивающих освоение нового опыта взаимодействия с внешним миром, формирование конкурентоспособности и социально-профессиональной мобильности.
Множественность условий, детерминированных новым характером трансформации общества, функционированием образовательной практики, с одной стороны, конкретизируется в различных современных требованиях социума к педагогу, касающихся сферы его компетентности, ответственности, готовности к постоянному профессиональному росту; с другой — определяется возрастающими запросами государства и системы образования к уровню профессионально-личностного становления студента — будущего педагога.
В этой связи принципиальное значение в педагогической науке и практике приобретает ориентир на научное обоснование социокультурных тенденций профессионально-личностного становления педагога в условиях трансформирующегося общества.
Одной из социокультурных тенденций исследуемого феномена является организация и функционирование системы образования как составной части культуры и социума.
Объективные потребности трансформирующегося социума привели к необходимости существенного обновления целей, задач и содержания профессионального образования в контексте новых смыслов исходя из возможностей и интересов личности, ее способности к саморазвитию, компетентности, что нашло отражение в концептуальных документах реформирования образования.
Валеева М.А. Социокультурные тенденции профессионально-личностного становления педагога...
Интегративные процессы во всех сферах общественной жизни, сопряженные с идеей устойчивого развития мировой цивилизации, накладывают на систему педагогического образования важные требования — выступить социальным институтом, развивающимся с учетом перспективы, стимулировать консолидирующие тенденции социального развития, обеспечивать баланс общественных интересов [2].
Необходимо отметить и системные преобразования в общем и высшем педагогическом образовании посредством вступления России в Болонский процесс, которые предполагают существенные изменения в качестве педагогической подготовки будущих учителей, их профессионально-личностном становлении: в целях и содержании; в организации образовательных стратегий, ориентированных на развитие профессиональной компетентности; в оценке результатов; в готовности преподавателей и студентов к инновационной деятельности [7].
Следовательно, целью современной системы педагогического образования как приоритетной области в сфере образования, определяющей образовательный уровень социума в целом, является подготовка профессионально-компетентной личности педагога, способного мобильно и динамично адаптироваться к меняющимся условиям окружающего социума, ценностно осмысливать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, владеющего механизмами саморазвития и самореализации.
Анализ теоретических подходов к изучению современных концепций образования позволяет сделать вывод о том, что существующая система образования не в достаточной степени обеспечивает уровень, качество и масштабы приобретения принципиально новых личностных, социальных и профессиональных ком-петентностей как инновационного ресурса личностного становления и профессиональных перспектив молодых людей.
В этой связи одной из ведущих тенденций профессионально-личностного становления педагога в современных условиях является усиление гуманизации образовательного процесса, определяющего ориентацию образования на развивающуюся личность студента, признание ее неповторимости, уникальности.
Гуманизация образования подразумевает поворот к личности студента, его проблемам и интересам; предполагает дифференциацию образования в соответствии с запросами личности, вариативность содержания образования, открытость системы образования, методы преподавания, которые позволяют сделать личность обучаемого подлинной ценностью [3].
Если прежние концепции были рассчитаны на такие символы обучения, как знания, умения, общественное воспитание, то символами нового взгляда на образование становятся компетентность, эрудиция, индивидуальное творчество, самостоятельный поиск знаний и потребность их совершенствования, высокая культура личности [4].
Гуманизация образовательного процесса определяет инновационный взгляд на профессионально-личностное становление студента — будущего педагога, позволяет целостно рассматривать автономность, индивидуальность, возможность
развития личности студента и формирование профессиональной направленности обучающегося, осознанной установки на овладение профессией.
Ориентация на возвышение роли личностного фактора как центра бытия усиливает ценностную характеристику профессионально-личностного становления педагога, определяет полимодальность перспектив и широту возможностей, потребностей, интересов, предпочтений в развитии и становлении его как личности во всех видах практического и духовного взаимодействия с миром.
В сфере высшего педагогического образования актуализировались задачи аккумуляции и мобилизации всех знаний о человеке, его профессионально-личностном становлении и специальном изучении, осмыслении особенностей его функционирования сегодня, условий сохранения его устойчивости в весьма неустойчивом обществе, что открывает возможности для дальнейшего продвижения в раскрытии сущности человека и как носителя развития и как организующего начала в этом развитии [6].
Теоретический анализ профессионально-личностного становления педагога в условиях трансформирующегося общества позволил определить следующую тенденцию исследуемого феномена — целевая ориентация высшего педагогического образования на развитие субъектности студента. Изучаемая теорией образования практическая деятельность педагога позволяет констатировать, что профессионально-личностное становление студента — будущего педагога находится в зависимости от развития его субъектных проявлений, которые стимулируют саморазвитие личности, ее самоопределение.
Л.Г. Пак совместно с автором исследования считают, что вопрос о развитии субъектных проявлений личности и выращивании деятельностного сознания студента в системе высшего образования в контексте профессионально-личностного становления педагога связан с отказом от принятого в рамках прежней традиционной парадигмы представления об образовательном процессе как траектории, по которой нормативно должен двигаться студент. Исходя из этого целью вуза становится развитие субъектности будущего педагога — поэтапное восхождение личности от уровня усвоения, осознания до уровня оценки, самооценки, коррекции, рефлексии, контроля над ситуацией с целью выбора оптимальных способов и средств достижения намеченных целей; формирование преобразующих сил и способностей студента, позволяющих ему выбирать дальность перспектив и оптимальные стратегии жизненного пути, образовательной и общественно полезной деятельности.
Следующая тенденция исследуемого явления — совершенствование содержания технологий, методов, форм профессиональной подготовки современного студента — будущего педагога неизбежно связана с комплексной междисциплинарной разработкой принципиально нового вариативного содержания образования, соотнесенного с личными потребностями и опытом субъекта, активно преобразующего свой образ и стиль жизни; содействием субъектной включенности студента в образование, культуру, социум с продуктивным использованием его внутренних потенций.
Валеева М.А. Социокультурные тенденции профессионально-личностного становления педагога...
Для успешности профессионально-личностного становления педагога необходимо целостное, реально предстающее перед субъектом содержание образования, складывающееся из дидактически переработанного социально-культурного опыта, существующего независимо от процесса обучения, в виде учебно-программных материалов и личностного опыта, приобретаемого на основе субъект-субъектного общения и обусловленных им личностных ситуаций, протекающих в форме переживания, смыслотворчества, саморазвития [1].
Необходим поиск содержания, механизмов, способов освоения разносо-держательных культурных полей социоприродного окружения на микро-, мезо-, макроуровнях, предполагающих проявление разноплановых и различных по интенсивности видов деятельности в соответствии со способностями, состояниями, возможностями будущего педагога, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации профессиональной и социальной деятельности, формирование индивидуального своеобразия профессионально-личностного становления обучающегося [5].
Таким образом, исследование проблемы профессионально-личностного становления педагога в условиях трансформирующегося общества показывает ее взаимосвязь с различными аспектами общественной жизни (образованием, экономикой, культурой, политикой), что накладывает свой отпечаток на изучаемый феномен, усложняет его содержание и процесс организации. Анализ социокультурных тенденций исследуемого явления позволяет нам в обобщенном виде представить перспективу и стратегию профессионально-личностного становления студента — будущего педагога.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Анискевич С.А. Организационно-педагогические условия реализации идей социально-личностно ориентированного образования: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. — Новосибирск, 2002.
[2] Белогуров А.Ю. Круглый стол «Образовательный округ: конструкт, реальность, бытие». — URL: http://www.eduold.madeinweb.ru/information/belogurov_okrug.rtf
[3] Гогоберидзе А.Г. Гуманитарная технология индивидуального сопровождения студента в многоуровневом педагогическом образовании: учеб.-метод. пособие. — СПб.: Книжный Дом, 2008.
[4] Жуков В.И. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты. — М.: Изд-во МГСУ Союз, 2000.
[5] Пак Л.Г. Субъектно-развивающая социализация студента вуза: теоретико-методологические основания: Монография. — М.: Спутник, 2010.
[6] Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2005.
[7] Чекалева Н.В. Педагогическая подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности в современной школе: науч.-метод. материалы. — СПб.: Книжный Дом, 2008.
SOCIOCULTURAL TENDENCIES IN PROFESSIONALLY-PERSONAL FORMATION OF A TEACHER IN CONDITIONS OF A TRANSFORMING SOCIETY
M.A. Valeeva
Chair of social pedagogics The Orenburg state pedagogical university Soviet Str., 19, Orenburg, Russia, 460014
The clause is devoted to an actual problem of research leading sociocultural tendencies in professionally — personal formation of a teacher in the conditions of a transforming society, allocation and over viewing of which open reference points of forming, maintenance and technologies of education of a student — a future teacher.
Key words: sociocultural tendencies, professionally — personal formation, a transforming society, subjectivity of a person.