Научная статья на тему 'Содержание педагогических дисциплин как отражение поликультурного образовательного пространства изменяющегося социума'

Содержание педагогических дисциплин как отражение поликультурного образовательного пространства изменяющегося социума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1000
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / PEDAGOGIC CULTURE / PERFORMING SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодова Галина Г.

В статье представлена проблема преподавания педагогических дисциплин с учётом социокультурного подхода. Подготовка современного педагога в условиях внедрения нового государственного стандарта требует пересмотра содержания курсов педагогических дисциплин, которое должно рассматриваться в социокультурном аспекте как выявление взаимосвязи и взаимозависимости процесса становления субъектных характеристик личности будущего педагога и внешних условий, обусловливающих их проявление и развитие. В статье сделаны выводы: обновление содержания педагогических курсов с позиции социокультурного подхода способствует расширению социального пространства жизни, обеспечивающего возможность выбора и его социокультурного анализа; познанию нормативов педагогической деятельности, которые обеспечивают её успешность в новых социокультурных условиях; решению проблемы бытия в профессии; выработке стиля профессионального поведения, адекватного социокультурным условиям жизнедеятельности современного педагога; осознанию себя как субъекта педагогической культуры изменяющегося социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солодова Галина Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF PEDAGOGICAL SUBJECTS AS THE REFLECTION OF MULTICULTURAL EDUCATIONAL PROCESS IN CHANGING SOCIETY

The article features the problem of teaching pedagogical disciplines under modern sociocultural conditions. Teachers’ training in the current conditions of the new state standard implementation requires revision of pedagogical disciplines, which should be considered within the frames of sociocultural approach with its interconnection of professional identity and environment. The article introduces the following results. Updating contents of pedagogical disciplines in terms of sociocultural approach facilitates: a) extension of social environment, thus providing options and its sociocultural analysis; b) understanding of norms of teaching thus raising its success rate in the new sociocultural conditions; c) resolving the issue of professional identity; d) developing a style of professional behavior appropriate for the sociocultural environment of a modern teacher; e) self-perception as an agent of pedagogical culture of the changing society.

Текст научной работы на тему «Содержание педагогических дисциплин как отражение поликультурного образовательного пространства изменяющегося социума»

УДК 373.1.013

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН КАК ОТРАЖЕНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ИЗМЕНЯЮЩЕГОСЯ СОЦИУМА

Галина Г. Солодова1' @

1 Кемеровский государственный университет, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6 @ solodova54@mail.ru

Поступила в редакцию 29.04.2016 г. Принята к печати 16.06.2016 г.

Ключевые слова: педагогическая культура, становление профессионального самоопределения.

Аннотация: В статье представлена проблема преподавания педагогических дисциплин с учётом социокультурного подхода. Подготовка современного педагога в условиях внедрения нового государственного стандарта требует пересмотра содержания курсов педагогических дисциплин, которое должно рассматриваться в социокультурном аспекте как выявление взаимосвязи и взаимозависимости процесса становления субъектных характеристик личности будущего педагога и внешних условий, обусловливающих их проявление и развитие. В статье сделаны выводы: обновление содержания педагогических курсов с позиции социокультурного подхода способствует - расширению социального пространства жизни, обеспечивающего возможность выбора и его социокультурного анализа; познанию нормативов педагогической деятельности, которые обеспечивают её успешность в новых социокультурных условиях; решению проблемы бытия в профессии; выработке стиля профессионального поведения, адекватного социокультурным условиям жизнедеятельности современного педагога; осознанию себя как субъекта педагогической культуры изменяющегося социума.

Для цитирования: Солодова Г. Г. Содержание педагогических дисциплин как отражение поликультурного образовательного пространства изменяющегося социума // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 1. С. 28 - 35.

Изменения, происходящие в образовании, являются частью тех глобальных процессов, которые наблюдаются во всех сферах жизнедеятельности современного человека и оказывают своё влияние на педагогические процессы и явления. Как показывают исследования [1 - 4 и др.], для решения сугубо педагогических проблем оказывается значимым социокультурный подход, который позволяет рассматривать любое педагогическое явление и процесс как элементы социально-культурной системы, включать их в более широкий контекст человеческого бытия.

Педагогическая деятельность всегда вписана в определённый социально-исторический и социально-культурный контекст. Учитель выступает как носитель определённого социокультурного опыта, что позволяет размышлять о профессиональной деятельности современного педагога как культурно-педагогической деятельности. Такой взгляд на профессию современного учителя обусловливает необходимость социокультурной составляющей в процессе его профессиональной подготовки. Таким образом, подготовка студентов к педагогической деятельности должна быть направлена на развитие социально-культурного опыта, в котором отражается её преобразующая функция. Социокультурная компетентность становится персонифицирующим признаком профессионализма современного педагога, так как ставит его в позицию творца новой педагогической культуры, а потому в процессе подготовки студентов к педагогической деятельности должна быть представлена социальная и культурная проблематика [5; 6].

Анализ социокультурной реальности, проведённый нами [4], позволяет отметить, что в содержании курсов педагогических дисциплин должны быть отражены из-

менения, происходящие в системе образования, и становление «новой» педагогической культуры, определяющей эти изменения в аспекте гуманизации и демократизации педагогического процесса. В связи с этим в содержании педагогических дисциплин должны найти отражение ситуации изменяющегося социума, что предполагает:

- актуализацию внимания студентов как будущих педагогов на общем уровне развития социума и соответствующего ему типа культуры - проблемы и противоречия, проявляющиеся в педагогической реальности, цель и задачи воспитательно-образовательного процесса, обусловленные переходом системы образования на новую парадигму;

- изучение системы норм, ценностей и смыслов, значимых для современного социума и системы образования, выступающего в качестве ориентира для студента как будущего профессионала, определяющей его смысловое будущее;

- обоснование внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на изменения в профессиональной деятельности и личности будущего педагога, выявление роли личности в преобразовании профессионально-педагогической деятельности;

- поиск новых технологий в преподавании педагогических дисциплин, обусловливающих формирование нового социокультурного типа современного педагога.

Реализация социокультурного подхода в содержании педагогических дисциплин рассматривается нами как отражение поликультурного образовательного пространства изменяющегося социума и определяет необходимость организации ресурсного обеспечения, включающего

информационный и методический аспекты учебно-познавательной деятельности студентов. В этой связи нами разработано учебно-методическое пособие, которое рассматривается в качестве педагогического ресурса, обеспечивающего подготовку студентов как будущих педагогов в процессе изучения педагогических дисциплин.

Учебное пособие по педагогическим дисциплинам («Социокультурные аспекты образования», «Общая педагогика», «Дошкольная педагогика», «Возрастная педагогика») отражает результат переосмысления нами процесса подготовки студентов к педагогической деятельности в новых социокультурных условиях и направлено на развитие личности студента как субъекта педагогической культуры. Учебное пособие обеспечивает информационное и процессуальное сопровождение студентов в решении профессионально-значимых задач, обеспечивает условия для осуществления личностно-смысловой ориентации в изучении педагогической науки, которая представлена как совокупность педагогических теорий, отражающих различные подходы и точки зрения её авторов.

Содержание учебного пособия, в котором отражено содержание педагогических дисциплин как поликультурного образовательного пространства изменяющегося социума, обеспечивает студенту методическое сопровождение: формулирует вопросы и проблемы, которые необходимо осмыслить; представляет значимые в педагогической культуре позиции авторов (классиков педагогики, учителей-новаторов, журналистов и др.), предлагая проанализировать их, сравнить, высказать своё отношение и т. д.

В дидактике учебное пособие рассматривается как источник учебной информации и средство обучения, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, которое способствует расширению, углублению и лучшему усвоению знаний [7]; в отличие от учебника в учебном пособии находятся материалы, обусловливающие организацию учебно-познавательной деятельности студентов, т. е. учебное пособие рассматривается как носитель содержания образования и средств обеспечения его усвоения. Разрабатывая учебное пособие по курсу педагогических дисциплин, мы считали, что в его структуре должен появиться специальный компонент содержания образования, ориентированный на формирование личного опыта, позволяющего ориентироваться в педагогической культуре изменяющегося социума. В связи с этим содержание учебного пособия должно не только обеспечивать познание предмета, но и способствовать преодолению стереотипности и инерционности мышления, формированию личных позиций и когнитивного образа будущей профессии.

В требованиях ЮНЕСКО [2] к учебникам отмечается, что они должны служить прогрессу образования - они помогают вводить в учебный процесс новшества и прогрессивные идеи, что, в конечном итоге, способствует обновлению социума. Ранее отмечалось [3; 4], что создание социокультурного контекста развития личности будущего педагога происходит за счёт его приобщения к культурному достоянию, отражённому в педагогической культуре как многогранному опыту человечества по воспитанию и обучению подрастающего поколения - именно такой смысл мы придавали разработанному нами комплекту учебных пособий. Мы считали необходимым обеспечить студентов теоретико-методическими материалами, которые позволяют воспринимать педагогическую культуру во

всём её многообразии, в определённой степени отразить динамику становления гуманистической парадигмы воспитания и образования. Мы попытались уйти от «знание-вого» подхода в изучении педагогических дисциплин и активизировать учебно-познавательную деятельность студента, учитывая особенности изменяющегося социума, а также важнейшие характеристики педагогической деятельности.

Согласно дидактическому требованию, предъявляемому к разработке учебного пособия о единстве предметного (содержательного) и процессуального аспектов, мы попытались специальным образом организовать учебно-познавательную деятельность студентов в работе с учебным материалом, которая актуализирует смысло-поисковую активность студентов и его самоопределение. Такое понимание сущности учебного пособия позволило нам создать ситуации в самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов с точки зрения позиционного обучения. Это значит, что усвоение каждого фрагмента содержания педагогических дисциплин должно активизировать исходную позицию будущего педагога и соотнести её с теориями и подходами, наработанными в науке, что способствует обогащению личного опыта студента научными разработками и выводами педагогов-практиков.

Сообразуясь с содержанием педагогических дисциплин как поликультурным образовательным пространством изменяющегося социума, в пособии представлена необходимая информация и предложены разнообразные виды учебно-познавательной деятельности, выполняя которые становится возможным становление профессионального самоопределения студента - будущего педагога.

При подготовке учебного пособия как ресурса нами были сформулированы некоторые принципы его написания и использования.

1. Монографичность (мы предложили студентам более обширную информацию, отразили по возможности те исследования и тот опыт, которые наработаны в современной педагогической науке и практике).

2. Хрестоматийность (представили фрагменты из педагогических исследований известных педагогов, психологов, философов). Мы видели свою задачу в том, чтобы представить педагогическую науку как совокупность педагогических теорий, разрабатываемых конкретными учеными и педагогами-практиками. Наше пособие представляет собой и учебник, в котором содержатся научные знания, и хрестоматию, в которой представлены фрагменты педагогических текстов - суждения и точки зрения авторов по излагаемой проблеме.

3. Интегративность педагогического знания. Учитывая специфику педагогической науки, особое внимание мы уделяли интеграции педагогического знания с науками, смежными с педагогикой, - философией, социологией, культурологией, психологией, этикой, эстетикой, биологией (физиологией и генетикой) и др. В учебном пособии студентам предлагаются дискуссионные проблемы, решая которые они используют выводы, полученные представителями разных наук (например идеала человека, соотношения наследственности и воспитания, коллективного и индивидуального в развитии личности и др.). Такой взгляд на решение проблем воспитательно-образовательного процесса позволяет формировать когнитивный образ профессии педагога и его

профессиональной деятельности, учитывая все аспекты познаваемых явлений и процессов.

В пособии находит отражение и интеграция отраслей педагогической науки - общей педагогики, истории педагогики, сравнительной педагогики, теории воспитания и обучения, методики воспитания и обучения, профессиональной ориентации и т. д. Использование результатов исследования всех отраслей педагогического знания позволяет всесторонне рассмотреть проблему, проявляя её системное видение. Так, в учебном пособии интегра-тивность педагогических знаний используется например в раскрытии таких проблем развития личности, как гражданское, нравственное, физическое и др. стороны развития и воспитания личности. Проблемы развития представлены и в историческом аспекте, и в аспекте сравнительной педагогики, и в аспекте возрастной психологии и педагогики, теории и методики обучения.

Реализация принципа интегративности построения учебного пособия рассматривается нами в качестве условия формирования концептуальности и интегративности профессионально-педагогической позиции при создании студентом когнитивного образа будущей профессии.

4. Принцип личностно-ориентированной направленности. Каждый из существующих учебников и пособий представляет точку зрения его автора (или группы авторов), а потому при изучении педагогических дисциплин студент изначально лишен выбора, не ориентирован на поиск собственной точки зрения. Это лишает его возможности развивать собственную педагогическую позицию. В учебном пособии мы специально приводим суждения многих авторов, вводим дискуссионные моменты, формулируем ряд вопросов-проблем, побуждающих студентов к размышлениям и формированию собственной педагогической позиции. Таким образом, реализация личностно-ориентированной направленности учебного пособия обеспечивает возможности для становления профессионального самоопределения студента в педагогической культуре изменяющегося социума.

В учебном пособии мы представили содержание педагогических дисциплин таким образом, чтобы у студента изначально проявлялась личная точка зрения в восприятии каждого фрагмента курса, а потому изложение педагогического знания сопровождается вопросами для размышления, которые побуждают к диалогу с известными авторами, вовлекают их в дискуссии по важнейшим проблемам науки и практики, позволяют определяться в своём отношении к происходящим изменениям.

5. Принцип практико-ориентированной направленности. Основная проблема, которая возникает в процессе овладения педагогическими знаниями, состоит в том, что теоретические знания для учителей-практиков остаются на уровне формального усвоения, так как они не умеют использовать их для решения возникающих задач. В учебном пособии мы попытались решить данную проблему. При прочтении теоретического материала студентам предлагается выполнить ряд практических заданий-упражнений, которые позволяют связать теорию с практикой, учат видению практической значимости теории для решения задач личностного развития ребенка. Это позволяет студентам обосновывать принимаемые решения, направлять свою деятельность на реализацию сущностных характеристик процессов развития и воспитания

личности; позволяет избегать случайности и необдуманности действий в общении с ребенком.

6. Принцип самопознания особенностей своей личности относительно возможностей реализации личностно значимых принципов педагогической деятельности, которые сформировались у них в процессе изучения педагогической теории. В этой связи в учебном пособии студентам предлагается соотнести требования профессии педагога с его личными особенностями, оценить степень своей готовности к решению обозначенных проблем. Студентам предлагается включиться в диалог с самим собой, представить себя в роли учителя, как бы «примерить» тот или иной образ профессии, почувствовать его социокультурную адекватность, решить для себя проблему профессионального самовоспитания.

Таким образом, в структуру учебного пособия включены следующие компоненты:

- необходимые знания, значимые для осмысления сущностных характеристик педагогических явлений и процессов;

- знания, в которых отражаются проблемы изменяющегося социума и развития личности, обусловливающие изменения в социальной ситуации её развития;

- вопросы для размышлений, актуализирующие личностные отношения студента к изучаемым проблемам и побуждающие их к самоопределению в многообразии научных подходов и теорий, формулированию собственных позиций;

- задания и упражнения, дающие возможность развивать умения и навыки анализа ситуаций, принятия решений и прогнозирования возможных результатов;

- вопросы для самоконтроля, позволяющие проверить степень освоения предложенной информации и сформи-рованность профессионально-педагогической позиции по каждому разделу курса;

- список литературы по каждой теме, который может быть использован для более глубокого изучения проблемы, а также при написании выпускной квалификационной работы;

- методические разработки практических занятий по темам курса, которые могут быть использованы в индивидуальной работе студентов.

При подготовке учебного пособия использовались возможности блочно-модульного структурирования педагогического знания, в котором находят отражение выделенные модули предметного содержания педагогических дисциплин как поликультурного образовательного пространства. Модуль (блок) обеспечивается необходимым дидактическим и методическим материалом, перечнем основных понятий и особо значимых элементов, которые необходимо усвоить. Каждый модуль обладает законченностью и относительной самостоятельностью в подборе информации по тому или иному разделу курса; это сконструированный в режиме развития, связывающий в единое целое фрагмент по курсам педагогических дисциплин, необходимый для полного и целостного изучения проблемы.

Разрабатывая учебное пособие, мы исходили из понимания сущности процесса модульного обучения, которое проявляется в том, чтобы студент более самостоятельно или полностью самостоятельно смог работать с предложенной программой, получал возможность самоопределяться в учебном материале, формировать ког-

нитивный образ будущей профессии. Занимая активно-избирательную позицию в процессе учебно-познавательной деятельности, студент получает возможность выбирать (самоопределяться) педагогические теории и подходы, значимые для решения проблем современной школы; быть созидателем педагогической культуры, осваивая ценности субъектной педагогики.

Определив исходные положения, значимые для использования учебного пособия как педагогического ресурса, мы разработали комплекс учебных пособий, изучение которых организует учебно-познавательную деятельность студентов, результатом которого является сформированность когнитивного образа будущей профессии. Такая структура учебного пособия позволяет систематизировать учебный материал, реализуя выявленные ранее концептуальные подходы: социокультурный, историко-цивилизационный, аксиологический, межпарадигмальный, инновационный, технологический, акмеологический и субъектный [4].

Учебное пособие состоит из нескольких модулей (блоков), в каждом из которых представлен один из разделов курсов педагогических дисциплин. Каждый модуль пособия может быть рассмотрен как самостоятельное пособие по обозначенной проблеме, так и использован для её углублённого изучения, но только изучение всех блоков нашего пособия позволит овладеть целостной системой знаний о процессах развития и воспитания личности, а также логикой педагогического процесса.

В первом модуле студентам предлагается, прежде всего, самоопределиться в понимании предмета педагогики, так как в истории науки можно проследить его изменение в зависимости от социокультурных условий. Осваивая педагогические знания данного раздела, студент осмысливает антропологические основания в понимании предмета педагогики - личность и процесс её развития выступают главными ценностями современной педагогики, - формируется целевая установка в восприятии педагогической науки.

Во втором модуле рассматриваются основополагающие категории педагогики «развитие» и «воспитание». Студент вовлекается в дискуссии по проблемам ведущего фактора развития личности, определяет для себя понимание разностороннего развития личности относительно современного социума. Осваивая данный раздел в учебном пособии, студент осмысливает роль активности личности в процессе её саморазвития и определяет ту роль, которую занимает педагог, организуя воспитательно-образовательный процесс. Решение обозначенных вопросов мы рассматриваем как исходный компонент в формировании когнитивного образа будущей профессии, так как определив для себя соотношение естественного, стихийного и целенаправленного аспектов в процессе развития личности, будущий педагог будет определяться в педагогических теориях и подходах, обусловливающих меру проявления свободы и дисциплинированности личности воспитанника, авторитарности и демократизма в деятельности педагога.

Освоение третьего модуля учебного пособия «Цель и сущность процессов воспитания» является важным для ориентации будущего педагога в педагогических теориях и направлениях. Особую значимость освоение данного блока приобретает в педагогической культуре изменяющегося социума, для которой характерно состояние поли-

культурности и межпарадигмального состояния, а потому познание сущностных характеристик процесса воспитания выступает как ориентир в ситуациях выбора педагогической позиции.

Учитывая, что воспитание является целенаправленным процессом, определяющим педагогическую деятельность учителя, студенту - будущему педагогу необходимо определиться в многообразии формулировок цели воспитания, соотнести их с реалиями современного социума, представить для себя эталонный образ современного человека. В учебном пособии предлагается достаточно обширный материал, который отражает поликультурность в восприятии эталонного образа человека в разные исторические периоды развития общества. Студенты получают возможность осознать одну из закономерностей педагогического процесса - обусловленность целей и задач развития личности уровнем развития общества, его культурными и идеологическими ценностями. Более того, студенты осознают образ современного человека, значимый для гуманистического и демократического развития общества. Составляя словесный портрет такого человека, студенты воспринимают его противоречивость для социума переходного периода, начинают понимать социокультурный смысл педагогической деятельности и роль системы образования в развитии такого человека.

Постижение сущности процесса воспитания предполагает формирование профессионально-педагогической позиции будущего педагога. Анализ педагогических теорий предполагает ситуацию выбора (самоопределения). Содержание данного раздела курса отражает межпарадиг-мальный характер современной педагогики, а потому их осмысление побуждает студентов к критическому анализу различных подходов и точек зрения, проявляющихся в раскрытии сущности процесса воспитания, выбору и обоснованию личной позиции в понимании педагогической деятельности.

Наблюдение за студентами на занятиях показывают, что они имеют исходные позиции, отдавая предпочтение той или иной педагогической теории, однако они испытывают трудности в обосновании своего выбора. Наше общение со студентами (и учителями-практиками) позволяет выявить противоречие, которое проявляется в расхождении между той позицией, которую занимает личность, и реальными действиями, которые проявляются на педагогической практике. Мы фиксировали ситуации, когда студент на занятии отдаёт предпочтение принципам гуманистической педагогики, но в реальности выстраивает свою деятельность, исходя из авторитарных установок. На занятиях студенту предлагается осмыслить прежде всего те положения в понимании сущностных характеристик человека, процесса его развития, роли педагога и т. д., которые обусловливают проявление авторитарности. Затем студентам предлагается оценить личностные качества учителя с авторитарным и демократическим стилем педагогической деятельности для того, чтобы понять значимость личностного фактора в осуществлении педагогической деятельности в рамках определённой концепции (теории).

Особое значение в осмыслении проблемы сущности процесса воспитания уделяется выявлению противоречий, проявляющихся в воспитательно-образовательном процессе, и закономерностям процесса воспитания,

а также особенностям их реализации в педагогической деятельности учителя.

Умение педагога видеть противоречия, которые проявляются в процессе развития личности, между процессами развития и воспитания, а также в структуре воспитательного процесса повышают уровень мастерства педагога. Сам факт осознания противоречий, которые могут возникнуть в воспитательно-образовательном процессе (или они уже проявляются), способствует преодолению негативных явлений и утверждению позитивных тенденций в воспитательной работе. Разрешение противоречий становится возможным в деятельности педагога, когда продумывается целесообразность и необходимость всех его действий: от постановки (корректировки) воспитательных целей и задач до выбора и обоснования форм и методов учебной и воспитательной работы. Действия педагога могут быть направлены на совершенствование условий, повышение собственного авторитета в глазах воспитанников, поиск форм и методов, адекватных современным условиям развития личности, её возрастным и индивидуальным особенностям и т. д. Таким образом мы можем наблюдать реализацию деятельностно-ориентированной содержательной характеристики становления профессионального самоопределения студента, когда он пытается выстраивать когнитивный образ будущей профессии, прогнозировать целе- и культуросооб-разные действия.

Познание закономерностей процесса воспитания нацеливает будущих педагогов на осмысление того, какой должна быть его деятельность и деятельность его воспитанников. Обосновывая целесообразность выбираемых им форм, средств и методов, воспитатель оценивает их необходимость и значимость для достижения поставленных целей, таким образом студент научается осмысливать связи и зависимости воспитательно-образовательного процесса, позволяющие ему оценивать важность тех или иных профессиональных действий. Познание педагогических закономерностей даёт знание о том, как должен протекать воспитательный процесс (категории «должного» и «необходимого»), что позволяет будущему педагогу размышлять о существовании нормативов педагогической деятельности, следование которым обеспечивает достижение необходимого результата.

Таким образом, воспитательный процесс воспринимается студентом как реализация закономерных связей и зависимостей, которые определяют его сущность. Поскольку эти связи существуют объективно, носят необходимый характер, они реализуются в процессе сознательной, преднамеренной, специально организованной деятельности педагога. Познание педагогических закономерностей позволяет овладевать прогностической функцией педагогической деятельности, а это значит, что принятие какого-либо решения (отбор содержания учебного предмета, выбор форм и методов, разработка технологий и т. д.) делает необходимым анализ его последствий, поэтому можно утверждать, что овладение закономерностями в воспитании и обучении актуализирует в самосознании студента - будущего педагога категорию ответственности за принятые решения. В учебном пособии предлагаются практические задания, решение которых позволяет выстраивать отдельные фрагменты воспитательно-образовательного процесса как реализацию его закономерностей, приучает студентов оценивать целе- и

культуроосообразность всех форм педагогической деятельности.

Овладение логикой педагогического процесса обусловливает познание принципов воспитания относительно той или иной педагогической парадигмы и на этой основе формирование нормативов педагогической деятельности. Формулирование принципов воспитательно-образовательного процесса позволяет осуществить переход на новый уровень познавательной деятельности. Нам представляется, что именно с этого момента в процессе познания «заканчивается» педагогика как наука о воспитании и «начинается» педагогика как искусство воспитания. Если до этого момента студент пытался выявлять теоретические основания педагогической деятельности, то, размышляя о принципах, он решает вопрос относительно того, какой должна быть эта деятельность. Формулирование принципов, которые регламентируют педагогическую деятельность, выступает обязательным компонентом сформированности когнитивного образа будущей профессии.

В разработанном нами учебном пособии студентам предлагается осуществить выбор принципов их будущей педагогической деятельности среди многочисленных формулировок, значимых для реализации авторитарной и гуманистической парадигм воспитательно-образовательного процесса, а также сформулировать правила, которым должен следовать педагог в своей повседневной деятельности. Выполнение данного задания ставит студента в позицию, позволяющую проявлять избирательность, инициативность, ответственность, при этом студент получает возможность реализовать своё видение нормативов педагогической деятельности. Таким образом студент оказывается в ситуации, когда становление профессионального самоопределения приобретает характер нормотворчества, когда он становится созидателем (преобразователем) новой педагогической реальности.

Последний аспект, в котором студенту необходимо самоопределиться, - обосновать наиболее приемлемый для себя стиль педагогической деятельности, который определяется как устойчивая система способов и приёмов педагогической деятельности, проявляющаяся при организации воспитательно-образовательного процесса. В стиле педагогической деятельности воплощается целостный образ педагога: педагогическая позиция, в которой отражается понимание учителем сущностных характеристик педагогических процессов и явлений; принципы и правила, которые формируются в процессе общения и совместной деятельности с воспитанниками; личностные качества, в которых проявляется отношение к окружающим людям; нравственные нормы и принципы, их соотнесённость с педагогической позицией, принципами и правилами педагогической деятельности; особенности характера, темперамента, его эмоционально-волевая активность и т. д.

В учебном пособии студентам предлагается осмыслить известные стили педагогической деятельности и соотнести их проявление с особенностями своей личности (категория «возможного»), отметить те черты и характеристики, которые свойственны авторитарному, демократическому и либерально-попустительскому стилям. На практике нередко оказывается, что студентам - будущим педагогам свойственны черты и характеристики, которые отражают разноплановые формы проявления личности, а потому требуют корректировки.

Таким образом, осваивая данный раздел курса педагогики, студент самоопределяется в значимых для профессиональной деятельности сущностных характеристиках, принципах и стиле педагогической деятельности, у него формируется когнитивный образ его будущей профессии и нормативов педагогической деятельности.

Изучение методов воспитания (модуль 4) нацеливает студентов на освоение педагогического опыта во всём его многообразии относительно авторитарной и гуманистической парадигмы. Осваивая данный модуль курса, студент получает возможность сориентироваться в этом опыте, учится выявлять его целе- и культуросообразность гуманистической парадигме образования. Освоение данной темы в контексте профессионального самоопределения позволяет будущему педагогу уходить от стереотипности и копирования известных ему методов и технологий, которые он наблюдал в довузовский период жизнедеятельности. Понимание целей субъектной парадигмы образования приводит к созиданию новых форм социальности (в педагогической деятельности - это новые технологии, методы и формы общения с воспитанниками и т. д.), у студента проявляются инициативные формы поведения, на педагогической практике он отдаёт предпочтение тем методам воспитания и обучения, которые позволяют развивать субъектность в поведении школьников.

Каждый из представленных модулей позволяет реали-зовывать общие понятия и структуру курса педагогики относительно отдельных аспектов в целостном процессе развития личности. С этой целью были выделены ведущие идеи и понятия курса, освоение которых обусловливает понимание парадигмы субъектной педагогики, в их числе:

- понимание ребёнка как субъекта воспитательно-образовательного процесса;

- осмысление активности личности в процессе её саморазвития;

- понимание социальной ситуации развития личности и возможности её «перевода» в воспитательную ситуацию развития;

- соотношение «дисциплинированности» и «свободы» как категорий авторитарной и демократической педагогики (значимых для понимания студентами);

- соотношение «коллективизма» и «индивидуальности» в личности современного человека;

- понимание необходимости разностороннего и гармоничного развития личности как важнейших характеристик современного человека и т. д.

В последующей части учебного пособия (модуль 5) студентам предоставлена возможность определить свою позицию относительно развития и воспитания личности, учитывая возрастные и гендерные особенности. Учебный материал построен таким образом, чтобы чётко просматривалась структура, обозначенная во втором модуле пособия «Развитие и воспитание личности», где студенты осваивали сущностные характеристики процесса развития: движущие силы процесса, содержательные аспекты (физическое, психическое, социальное), формы (подражание, научение, самовоспитание, социализация, идентификация, самоопределение и т. д.). На этом этапе происходит изучение данных характеристик относительно возрастного этапа развития личности с учётом проявления её гендерных особенностей. Далее эти характеристики рассматриваются относительно развития отдельных сторон проявления личности - гражданского, нравствен-

ного, эстетического, физического и полового аспектов (модули 6 - 10).

Таким же образом студентам предлагается рассмотреть понятие «социальная ситуация развития личности», выявить противоречия в процессах развития и воспитания, показать реализацию закономерностей воспитательного процесса. Общая характеристика методов воспитания (модуль 4) находит конкретное воплощение при изучении проблем организации воспитательно-образовательного процесса в аспектах гражданского, нравственного, эстетического, физического и полового развития личности (модули 6 - 10).

Рассматривая условия реализации процессов развития и воспитания личности - деятельность, общение, семья (модули 11 - 13), студенты ещё раз обращаются к их сущностным характеристикам, особенностям возрастного и полового развития, проблеме преобразования социальной ситуации развития личности в воспитательную ситуацию. Реализация педагогических условий осмысливается студентами в контексте педагогической культуры изменяющегося социума. Студенты вовлекаются в дискуссии по проблемам развития личности в условиях коллектива, пытаются решать проблему развития личности в условиях современной семьи и т. д. Социокультурный контекст в исследовании каждой проблемы позволяет учитывать те специфические условия в развитии личности, которые определяют проявление её возрастных и гендерных особенностей, специфику форм и методов воспитательно-образовательного процесса, изменение содержания образования и т. д.

Такая организация учебно-познавательной деятельности студентов позволяет раскрыть целостность изучаемых объектов и составляющих его компонентов. Когнитивный образ будущей профессии, который формировался в процессе овладения педагогическими знаниями, характеризуется полнотой и системностью, так как охватывает все сущностные характеристики педагогических явлений и процессов.

Структура содержания учебных пособий в данных модулях отражает ранее изученные явления и процессы, студентам также предлагаются вопросы для размышлений, побуждающие их к проявлению личных позиций, решению задач практической направленности. В каждом модуле реализуются мыслительные процессы - репродукция, аналитика, систематизация и обобщение, интеграция, проектирование, решение проблемных задач, что позволяет развивать субъектность как ведущую характеристику личности современного педагога.

Анализ дидактических модулей по педагогическим дисциплинам позволяет отметить, что учебно-познавательная деятельность студентов, которые овладевают педагогическими знаниями по предложенной нами структурно-логической схеме, приобретает характер профессионального самоопределения. Социокультурный контекст в изложении учебного материала способствует приближению науки (педагогической теории) к реальным жизненным условиям, способствует расширению субъективной картины мира, показывает связь изучаемого материала с перспективными линиями развития социума, раскрывает практическую значимость знаний для преобразования профессии и самого себя. Работая над пособием, студенты актуализируют знания, необходимые для стимуляции поиска и оценки нового, педагогические знания

рассматриваются как инструмент приобщения будущего педагога к педагогической культуре в контексте изменяющегося социума, к ценностям мировой цивилизации.

В итоге у студентов проявляется активно-избирательная, инициативно-ответственная позиция, которая обусловливает оптимальный, культуротворческий уровень становления профессионального самоопределения. Анализ учебно-познавательной деятельности студентов, осваивающих содержание педагогических дисциплин как поликультурного пространства в рамках нашего учебного пособия, позволяет отметить изменения, которые происходят со студентами в течение учебного года. Работа с учебным пособием обусловливает изменения в самосознании студентов, проявляющиеся в характеристиках их профессионально-педагогической позиции.

Работа студентов над учебным пособием позволяет осознать смысл теоретической подготовки к педагогической деятельности. Если ранее они воспринимали педагогическую науку как личную точку зрения того или иного автора, то, обобщая результаты своей учебно-познавательной деятельности, они отмечали, что получили возможность соотнести свои позиции с теми, что наработаны в педагогической культуре. Педагогическая позиция студентов приобретает черты концептуальности, поликультурности, альтернативности, а личные суждения студенты обосновывают, используя для этого педагогические категории. Отмечая значимость педагогической теории, студенты утверждают, что она помогла им переосмыслить их довузовские представления о профессии педагога, педагогической деятельности и о самом себе. В педагогическом сочинении «Мои педагогические открытия» студенты, описывая личные впечатления, полученные при изучении педагогических дисциплин, отмечали, что посредством усвоения педагогического знания они смогли актуализировать свой жизненный опыт, проанализировать его и соотнести с известными в педагогической культуре позициями педагогов-классиков, и на этом основании включить его в содержание личной профессионально-педагогической позиции, а также познать сущностные характеристики педагогических процессов и явлений, которые требуют специального обоснования.

На итоговых формах работы студенты демонстрировали свой уход от конформистской позиции, в их высказываниях можно было слышать оригинальные суждения, критические замечания и предложения относительно проблем развития современной школы. Осваивая содержание, изложенное в учебном пособии, студенты получали возможность учиться самоопределению в педагогической культуре изменяющегося социума, апелляция к их личному опыту позволяла актуализировать их исходные позиции, затрагивала их личные и профессиональные интересы, побуждало к размышлениям, анализу, оценке (переоценке), сравнению. Для студентов в процессе работы над учебным пособием создавалась ситуация осмысления и переосмысления личных взглядов и опыта с точки зрения требований профессии педагога, причём студенты были поставлены в условия, позволяющие самим созидать образ педагога и вырабатывать нормативы педагогической деятельности, внося свой вклад в развитие педагогической культуры изменяющегося социума.

Подводя итоги, можно отметить, что разработанное нами учебное пособие как системообразующий компонент учебно-познавательной деятельности студентов,

способствует становлению профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре изменяющегося социума. Работа над учебным пособием требует конструирования адекватной ему учебно-познавательной деятельности студента, позволяющей наиболее успешно самоопределяться в педагогической культуре изменяющегося социума. Организация учебно-познавательной деятельности студентов в условиях перехода системы образования (в том числе и педагогического) на парадигму субъектной педагогики ставит вопрос о реализации личностно-ориентированной направленности изучения педагогических дисциплин.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что в содержании педагогических дисциплин должны найти своё воплощение представленные компоненты поликультурного образовательного пространства, обусловленные особенностями педагогической культуры изменяющегося социума, что позволит в учебно-познавательной деятельности студентов обеспечить становление профессионального самоопределения.

Содержание педагогических дисциплин как отражение поликультурного образовательного пространства изменяющегося социума для становления профессионального самоопределения студентов в педагогической культуре рассматривается нами как система педагогических знаний, освоение которых в учебно-познавательной деятельности вуза:

- обеспечивает формирование у студентов - будущих педагогов установки на преобразование педагогической реальности в соответствии с ценностями субъектной педагогики;

- отражает ситуацию переходности системы образования на субъектную парадигму, познание которой предполагает ориентацию студента в поликультурности изменяющегося социума;

- ставит студента в позицию исследователя и интерпретатора педагогической реальности, обусловливая поиск личностного смысла в инновационных процессах, происходящих в системе образования;

- создаёт условия для формирования когнитивного образа будущей профессии, в котором отражаются лич-ностно-смысловые ориентации студента;

- обеспечивает преодоление студентами негативных установок в восприятии ситуаций модернизации современной системы образования - конформизма, маргиналь-ности, негативизма, бездействия и т. д.;

- стимулирует проявление и совершенствование активно-избирательного, инициативно-ответственного, творчески преобразующего отношения студента к миру, деятельности, другим людям, к самому себе, что позволяет ему становиться созидателем новой педагогической реальности, основанной на ценностях субъектной педагогики;

- способствует формированию теоретического видения мира, позволяющее студенту в ситуациях социальной нестабильности и неопределённости выявлять сущностные характеристики педагогических процессов и явлений, что обусловливает поиск педагогических условий для их реализации в педагогической культуре изменяющегося социума;

- актуализирует самопознание студентами особенностей своей личности относительно возможностей реализации в практической деятельности ценностей субъектной педагогики.

Литература

1. Булкин А. П. Социокультурная динамика образования. Дубна, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Джуринский А. Н. Сравнительное образование. Вызовы XXI века. М., 2014.

3. Пол Р. Революция в образовании. Новое решение для разрушенной системы образования / пер. с англ. СПб., 2015.

4. Солодова Г. Г. Педагогика в эпоху социальных перемен. Социокультурный подход в обосновании педагогической теории и практики. Кемерово, 2009.

5. Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. СПб., 2001.

6. Солодова Г. Г., Боброва Н. А. Содержание курса педагогики в контексте педагогической культуры изменяющегося социума // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 10. С. 42 - 45.

7. Виневкая А. В. Метод кейсов в педагогике. Ростов н/Д. 2015.

THE CONTENT OF PEDAGOGICAL SUBJECTS AS THE REFLECTION OF MULTICULTURAL EDUCATIONAL PROCESS IN CHANGING SOCIETY

Galina G. Solodova1, @

1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya Street, Kemerovo, Russia, 650000 @ solodova54@mail.ru

Received 29.04.2016. Abstract: The article features the problem of teaching pedagogical disciplines

Accepted 16.06.2016. under modern sociocultural conditions. Teachers' training in the current condi-

tions of the new state standard implementation requires revision of pedagogical disciplines, which should be considered within the frames of sociocultural ap-Keywords: pedagogic culture, performing proach with its interconnection of professional identity and environment. The ar-self-determination. ticle introduces the following results. Updating contents of pedagogical disciplines

in terms of sociocultural approach facilitates: a) extension of social environment, thus providing options and its sociocultural analysis; b) understanding of norms of teaching thus raising its success rate in the new sociocultural conditions; c) resolving the issue of professional identity; d) developing a style of professional behavior appropriate for the sociocultural environment of a modern teacher; e) self-perception as an agent of pedagogical culture of the changing society.

For citation: Solodova G. G. Soderzhanie pedagogicheskikh distsiplin kak otrazhenie polikul'turnogo obrazovatel'nogo prostranstva izmeniaiushchegosia sotsiuma [The Content of Pedagogical Subjects as the Reflection of Multicultural Educational Process in Changing Society]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences, no. 1 (2017): 28 - 35.

References

1. Bulkin A. P. Sotsiokul'turnaia dinamika obrazovaniia [Socio-cultural dynamics of education]. Dubna, 2009.

2. Dzhurinskii A. N. Sravnitel'noe obrazovanie. Vyzovy XXI veka [Comparative education. The challenges of the twentieth century]. Moscow, 2014.

3. Paul R. Revoliutsiia v obrazovanii. Novoe reshenie dlia razrushennoi sistemy obrazovaniia [A New Answer for Our Broken Education System]. Moscow, 2015.

4. Solodova G. G. Pedagogika v epokhu sotsial'nykh peremen. Sotsiokul'turnyi podkhod v obosnovanii pedagogicheskoi teorii i praktiki [Hedagogy in an era of social chanye. Sociocultural approach to the justification of pedagogical theory and practice]. Kemerovo, 2009.

5. Kolesnikova I. A. Pedagogicheskaia real'nost': opyt mezhparadigmal'noi refleksii [Pedagogical reality: experience of interparadigmal reflection]. Saint-Petersburg, 2001.

6. Solodova G. G., Bobrova N. A. Soderzhanie kursa pedagogiki v kontekste pedagogicheskoi kul'tury izmeniaiushchegosia sotsiuma [The content of the course pedagogy in the context of the pedagogicfl culture of achanging society]. Sibirskii pe-dagogicheskii zhurnal = Siberian pedagogical journal, no. 10 (2009): 42 - 45.

7. Vinevkaia A. V. Metod keisov vpedagogike [Case study in pedagogy]. Rostov-on-Don, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.