Научная статья на тему 'Актуальные проблемы устойчивого развития экономики региона'

Актуальные проблемы устойчивого развития экономики региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3946
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ИНФРАСТРУКТУРА / АВТОДОРОЖНЫЙ ТОННЕЛЬ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / РЫНОЧНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ГОСПОДДЕРЖКА РЕГИОНА / MODERNIZATION OF THE ECONOMY / INFRASTRUCTURE / ROAD TONE NEL / PRIORITIES / RESEARCH / PRODUCTION AND TRANSPORTATION COM-PLEX / MARKET REFORMS / GOVERNMENT SUPPORT IN THE REGION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гасанов М. А., Омаров А. З.

В статье рассмотрены актуальные вопросы экономического развития региона. Определены приоритеты устойчивого функционирования подотраслей экономики с учетом модернизационных процессов. При исследовании проблем развития инфраструктуры сделан акцент на то, чтобы она работала прежде всего на внутрирегиональные нужды, а также для расширения и укрепления торгово-экономических связей Южного федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT REGIONAL ECONOMY1ISEI Daghestan Science Center

The article describes the current issues of economic development of the region. We define priorities for the sustainable operation of sub-sectors of the economy in view of the modernization process. In the study of the problems of infrastructure ETS-lan focuses on the fact that she worked primarily on regional demand, as well as for the expansion and strengthening of trade and economic relations of the federal Southern District.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы устойчивого развития экономики региона»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Гасанов М.А., д.э.н., ведущий научный сотрудник ИСЭИДНЦ РАН, профессор Омаров А.З., к.э.н., доцент Махачкалинского филиала (МФ) МАДИ (ТУ)

В статье рассмотрены актуальные вопросы экономического развития региона. Определены приоритеты устойчивого функционирования подотраслей экономики с учетом модернизационных процессов. При исследовании проблем развития инфраструктуры сделан акцент на то, чтобы она работала прежде всего на внутрирегиональные нужды, а также для расширения и укрепления торгово-экономических связей Южного федерального округа.

Ключевые слова: модернизация экономики; инфраструктура; автодорожный тоннель; приоритетные направления; исследования; производственно-транспортный комплекс; рыночные преобразования; господдержка региона.

CURRENT ISSUES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENTREGIONAL ECONOMY

Gasanov M., Doctor of Economics, Professor, senior researcher, ISEI Daghestan Science Center Omarov A., Ph.D, associate professor, MADI (TU), Makhachkala branch (MF)

The article describes the current issues of economic development of the region. We define priorities for the sustainable operation of sub-sectors of the economy in view of the modernization process. In the study of the problems of infrastructure ETS-lan focuses on the fad that she worked primarily on regional demand, as well as for the expansion and strengthening of trade and economic relations of the federal Southern District.

Keywords: modernization of the economy, infrastructure, road tone nel, priorities, research, production and transportation com-plex, market reforms, government support in the region.

Устойчивое развитие экономики России и ее регионов во многом достигается за счет научного обеспечения, отвечающего рыночным условиям хозяйствования. Это требует от экономической науки разработки и внедрения современных технологий и техники нового поколения на основе получения новых знаний и переводе отраслей экономики на инновационный путь устойчивого развития. Эти приоритетные задачи призваны решать научно-исследовательские организации, имеющие ресурсный потенциал и результативные интеллектуальные силы для научного обеспечения развития отраслей народнохозяйственного комплекса.

При этом транспортная инфраструктура является одной из базовых отраслей, уровень функционирования которой во многом определяет потенциальные возможности социально-экономического развития Дагестана. Являясь важнейшей составной частью экономики, инфраструктура обеспечивает всю жизнедеятельность, единство и целостность России. От его развития зависит решение и ряда социальных проблем региона.

Важность развития дорожно-транспортной инфраструктуры особо подчеркнута в Послании Президента республики Народному Собранию Дагестана. В нем говорится, что «Дагестан, в силу его геостратегического расположения немыслим без современной транспортной инфраструктуры международного уровня и значения. Конкурентоспособность и эффективность нашей экономики напрямую зависят от качества транспортных коммуникаций. Сегодня бесконечные «пробки» и плохие дороги угрожают безопасности наших граждан, лишают сотни тысяч дагестанцев права и возможности свободного передвижения. Необходимо расширить сеть республиканских и муниципальных автомобильных дорог, реконструировать федеральные автомагистрали...».

Ближайшее время приоритетное значение придается структурным экономическим преобразованиям данной системы, повышению их результативности. В связи с этим в сложившихся условиях целесообразно ускорить разработку законодательно-правовой базы и усовершенствовать в соответствии с новыми хозяйственными условиями эффективный механизм и структуру управления отрасли с учетом геоэкономического ресурса региона.

Направления развития рационального использования геоэко-номического потенциала для повышения эффективности инфраструктуры страны и регионов формулируются с учетом состояния и роли производственной сферы в решении общеинфраструктурных и социальных задач. На их реализацию потребуются большие капитальные вложения России, поэтому они должны осуществляться с учетом требований экономической эффективности и целесообразности.

Реализовать направления развития транспортной инфраструктуры с учетом использования геоэкономического ресурса позволит разумная инвестиционная политика, предусматривающая участие государства страны в финансировании в первую очередь тех объек-

тов, которые имеют государственную значимость. При этом важную роль играет и повышение инвестиционного потенциала за счет самих предприятий и объектов, а также и частных инвесторов.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости увеличения объемов капвложений в развитие инфраструктурной сети на территории Северного Кавказа с целью выравнивания уровней развития и обеспеченности основными фондами инфраструктуры на основе модернизации экономики.

Махачкалинский морской торговый порт является стратегически важным звеном инфраструктурного комплекса Юга России для связей с государствами Средней Азии, Ираном, Закавказьем и другими странами каспийского региона и одним из основных составляющих Махачкалинского транспортного узла.

Стабильный рост грузопотоков в Каспийском регионе, в рамках транснационального коридора «Север-Юг», диктует необходимость строительства дополнительных мощностей для перевалки генеральных, насыпных и навалочных грузов, контейнеров и других видов народнохозяйственной продукции.

Развивающиеся рыночные механизмы должны сыграть существенную роль в структурной перестройке экономики отрасли приграничного региона, в результате которых в складывающихся постиндустриальных структурах составляющие производственной инфраструктуры наряду с прочими вторичными и третичными секторами экономики (обрабатывающая промышленность, строительство, интеллектуальная деятельность и др.) займут одну из ведущих позиций в народнохозяйственном комплексе региона и страны.

Для региона проблема выбора приоритетов развития экономики, по мнению автора, особенно актуальна ввиду той роли, которую играет инфраструктура в её становлении, ослаблении социальной напряженности и улучшении благосостояния населения.

В настоящее время государство России уделяет большое внимание развитию экономики производственной инфраструктуры региона. Немаловажны при этом сооружение грандиозного Гимрин-ского транспортного объекта в Дагестане.

Гимринский автодорожный тоннель соединяет горные части республики и сокращает путь к горным районам и другим населенным пунктам практически на 100 км, его протяженность составляет 4 км 300 м. Это большой и самый длинный в стране и в странах СНГ инфраструктурный тоннель. Уникальность сооружения заключается не только в его большой протяженности, но и в том, что он проложен в сложных инженерно-геологических условиях под Гимринском хребтом на глубине 830 метров.

Производственный тоннель до 2008 года эксплуатировался в недостроенном виде, без какого то ни было инфраструктурного оборудования, средств автоматики и защиты. Реконструкция была начата по проекту ОАО «Ленгидропроект» России. Сметная стоимость строительства инфраструктурного объекта составляет 9,8

млрд рублей. Производственный тоннель запроектирован для двухполосного движения транспортных средств в обоих направлениях по параметрам автомобильных дорог четвертой технической категории. Ширина проезжей части составляет 7, высота - 5 метров. Он оборудован автоматическими системами пожаротушения, сигнализации громкоговорящего оповещания, телефонной связью, видеонаблюдением и вентиляцией. Кроме того, в инфраструктурном тоннеле установлено важное сейсмическое оборудование, заказанное в Италии. Оно способно своевременно информировать о сейсмоактивности в регионе и за его пределами. Данная система повысит безопасность не только тоннеля, но и других инженерных сооружений региона. Строительство инфраструктурного объекта шло долго, еще в 70-е годы была сделана проходка гидростроителями России. Но активный импульс этому строительству был дан в 2007 году, когда Президент России В.В.Путин поручил привести в нормативное состояние всю дорожно-транспортную коммуникацию Махачкала - Ботлих, в том числе и инфраструктурный тоннель республики. Здесь воплощено все передовое, что применяется в настоящее время при строительстве подобных инфраструктурных сооружений и отвечает всем международным стандартам. Это фактор роста всего инфраструктурного комплекса региона и поддержки Республики Дагестан в составе Российской Федерации.

Говоря о социально-экономическом значении инфраструктурного сооружения необходимо отметить, что сотни тысяч горцев и жителей равнинных районов региона получили дорогу, которая позволит поднять экономику и социальную сферу, а также улучшить благосостояние населения. Экономятся более ста километров транспортного пути для жителей горных районов при поездке в столицу и в равнинные районы Дагестана. Это экономия времени и средств.

Республика Дагестан отличается от остальных субъектов тем, что он граничит с пятью иностранными государствами по морю и по суше. Производственно-инфраструктурный объект имеет и стратегическое назначение. Дорожно-транспортная инфраструктура ведет к рубежам России, на границу с Грузией, Азербайджаном, где действуют пограничные заставы страны, дорога позволит также надежно обеспечивать их всем необходимым.

Открытие Гимринского транспортного тоннеля - это важнейший шаг в социально-экономическом развитии производственной инфраструктуры Дагестана и всего Северного Кавказа, а также укрепление экономики и социальной сферы региона. Инфраструктурный объект имеет неоценимое значение для социально-экономического развития девяти горных районов Дагестана. До некоторых районов почти на 177 км сокращается дорога.

Как показало обследование в тоннеле установлено самое современное инфраструктурное оборудование, отслеживающее сейсмическое колебания и малейшие деформации, влияющие на эксплуатационные качества дорожно-инфраструктурного сооружения. Новая благоустроенная автодорога значительно изменит в лучшую сторону жизнь сельских жителей региона.

В перспективе предлагается ускорить сооружения и привести

в нормативное состояние инфраструктурные коммуникации Аваро-Кахетинской транспортной сети, позволяющей укрепить экономику и социальную сферу девяти горных районов Республики Дагестан и Северного Кавказа в целом.

При исследовании проблем развития транспортно-производственной инфраструктуры автором сделан акцент на то, чтобы она работала прежде всего на внутрирегиональные, внутридагестанс-кие нужды. Ввиду невозможности решения целого ряда насущных проблем инфраструктуры в рамках традиционных методов управления целесообразна разработка и реализация региональных проблем развития отдельных ее составляющих с учетом геоэкономи-ческого потенциала. Наряду с этим необходима разработка и реализация программы развития комплекса производственной инфраструктуры в экономическом развитии с учётом особенностей каждого региона страны.

При этом, по мнению автора, важная роль принадлежит техническому перевооружению и повышению эффективности работы всех подотраслей данной сферы, а высокий уровень её устойчивого функционирования позволяет полно и комплексно использовать производственный потенциал, сокращает время нахождения материальных благ в сфере обращения и перевозок, повышает мобильность производственных ресурсов. Перевозки народнохозяйственной продукции и грузооборот РД приведены в табл. 1.2.

Повышение организационно-технического уровня управления производственной инфраструктурой непременно потребует создания специального фонда для финансирования актуальных научных исследований и разработок государственной поддержки для развития научного потенциала и проведения фундаментальных исследований в приграничном регионе.

Прогнозирование этой отрасли с учетом геоэкономического потенциала в Республике Дагестан необходимо осуществлять комплексно, как одно целое, имеющее единое функционально-целевое назначение, которое включает развитие всех составляющих транспортной инфраструктуры и смежных производств. Именно на это должна быть нацелена реализация стратегии социально-экономического развития региона.

Координация на основе положений концепции действий всех ветвей и уровней власти, бизнеса, различных слоев общества обеспечит наиболее эффективное использование геоэкономического потенциала для развития отрасли в интересах стабилизации социально-экономического положения производства.

Перспективным направлением совершенствования транспортной инфраструктуры с учётом использования геоэкономического ресурса является усиление комплексности, переход к взаимосвязанной системе прогнозных расчетов. Это станет основой и инструментом разработки и реализации программы развития комплекса производственной сферы инфраструктуры в целом. Дальнейшее существование этой отрасли экономики зависит от того, насколько быстро будут реализованы меры для обеспечения условий использования геоэкономического ресурса как фактора устойчивого функционирования производственной инфраструктурой.

Таблица 1. Перевозки народнохозяйственной продукции по видам транспорта

Годы

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Транспорт - всего, тыс.т 137160,7 135671,1 136502,3 141217,8 139348,5 146698,9 170039,5

в т.ч. по видам: автомобильный 110145,1 112789,0 116173,0 121517,0 124433,4 132895,0 154373,6

железнодорожный 1968,7 2189,4 2499,5 2781,0 1825,7 1520,0 2749,1

воздушный 2,2 2,4 2,3 1,9 2,2 3,2 3,5

морской 2751,0 2676,9 3172,8 2384,3 2019,8 690,7 226,9

трубопроводный 22293,8 18013,4 14654,7 14533,6 11067,4 11590,0 12686,4

Таблица 2. Грузооборот по видам транспорта

Годы

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Транспорт - всего, млн.ткм 14028,3 15094,4 14930,3 15136,0 14092,6 13257,4 13072,4

в т.ч. по видам: автомобильный” 5406,4 5514,5 5652,0 6274,0 6713,2 6928,0 7219,0

железнодорожный 3528,3 4219,8 4805,0 4977,9 4210,7 3960,0 3737,5

воздушный 26,1 28,7 57,6 53,9 44,2 64,7 57,7

морской 1605,5 1902,0 2105,5 1527,0 1263,1 464,7 185,7

трубопроводный 3462,0 3429,4 2310,2 2303,2 1861,4 1840,0 1872,5

Научно-теоретическое и практическое использование концепции автора, считаю, будет способствовать: ускорению рыночных преобразований в отраслях инфраструктуры, созданию благоприятных условий для развития бизнеса, производства и экспорта инфраструктурных услуг; сбалансированному развитию различных видов инфраструктуры, оптимальному распределению геоэкономи-ческих ресурсов между ними, предотвращению «отраслевого лоо-бирования»; максимальному отражению особенностей региона в развитии инфраструктурной системы; формированию и приоритетному развитию рационального использования геоэкономического потенциала национальной транспортной инфраструктуры; обеспечению её устойчивого функционирования; эффективной интеграции региона в мировую инфраструктурную систему; содействию реализации экспортного потенциала национальной инфраструктурной отрасли; надежному и эффективному инфраструктурному обеспечению геоэкономических связей со странами СНГ, ближневосточного рынка и гарантированному использованию их инфраструктуры для транзита региональных внешнеторговых грузов.

Приоритетными должны стать внутригородские и внутрипо-селковые дороги - в Северо-Кавказском регионе и в Дагестане сотни малых населенных пунктов имеют сложности с круглогодичным доступам к автотрассам, а перспективный прогноз автора развития отрасли выходят за географические границы приграничного региона. К примеру, появление новых современных дорожно-транспортной сети позволит сделать реальностью идею доступности главных курортов Юга России - Кавминвод, Домбая, Приэльбрусья, Черноморского побережья и др., что позволит резкое увеличение числа туристов.

Сформулированные выводы и предложения, направленные на повышение эффективности и результативного функционирования

транспортной инфраструктуры с учетом использования геоотрас-левого ресурса. Некоторые предложения авторов по совершенствованию и устойчивому развитию подотраслей производственной инфраструктуры с использованием геоэкономического потенциала сводится к следующему: обустроить транспортный коридор «Север-Юг» для развития международного транзита и экспортных перевозок продукции, где ключевыми субъектами станут Дагестан и Астраханская область; завершить формирование современной транспортной инфраструктуры курортно-рекреационной зоне, в первую очередь речь идет о реконструкции федеральной дорожнотранспортной сети М29 «Кавказ».

Среди приоритетных, перспективных задач - создание в составе международных транспортных коридоров современных автомагистралей, которые будут справляться с растущим потоком подвижного состава в регионе; ускорить разработку законодательноправовой и нормативной базы, усовершенствовать в соответствии с новыми хозяйственными условиями эффективный механизм и структуру управления производственной инфраструктурой с учетом геоэкономического ресурса каждого региона.

Таким образом, на современном этапе функционирования производственно-транспортной инфраструктуры становится все более необходимым материальной поддержки страны как основа устойчивого социально-экономического развития региона на перспективу. На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что при современном состоянии системы модернизационные преобразования в ней могут принести существенный эффект лишь при формировании эффективного механизма управления, при значительном повышении технического уровня этой отрасли, модернизации и обновлении производственной базы всех её составляющих для повышения эффективности производственной инфраструктуры региона.

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ

Гимаров В.В., к.э.н., доцент, филиал ФГБОУВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске

Головинская М.В., аспирантка филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске

В статье рассмотрена структура инновационного процесса, как последовательность реализации этапов с указанием участников на каждом из них. Разработанная модель позволит выявить «узкие места» в процессе реализации инновационного процесса и наименее эффективных субъектов.

Ключевые слова: инновационный процесс, этапы инновационного процесса, участники инновационного процесса, инвесторы, инфраструктура, потребители инноваций, новаторы.

ANALYSIS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE SUBJECTS OF THE INNOVATION PROCESS AT DIFFERENT STAGES

Gimarov V., Ph.D., associate, FGBOUVPO «National Research University» MEI« branch in Smolensk Golovinskaya M., the post-graduate student, FGBOUVPO «National Research University» MEI« branch in Smolensk

The article describes the structure of the innovation process, as the sequencing of steps showing the participants in each of them. The developed model will identify «bottlenecks» in the implementation of the innovation process and the least effective agents.

Keywords: innovation process, the stages of the innovation process, participants in the innovation process, investors, infrastructure, consumer innovation, innovators.

В настоящее время инновационная деятельность является фундаментальной основой для эффективного развития предприятий во всех секторах экономики Российской Федерации. Без применения новейших технологий невозможно создать конкурентоспособную на мировом рынке продукцию. В условиях глобализации рынков инновации выступают в качестве инструмента конкурентной борьбы, поскольку они способствуют формированию новых потребностей, сокращению себестоимости выпускаемой продукции, притоку инвестиций, улучшению имиджа предприятий и выходу на новые рынки сбыта [1].

На сегодняшний день состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в Российской Федерации не является удовлетворительным. Сокращение объема государственного финансирования, острая нехватка собственных средств и отсутствие возможностей по привлечению заемных источников не восполняются притоком частного капитала [2]. В связи с этим перед инновационными предприятиями остро стоит задача отыскания всевозможных

форм повышения эффективности реализации всех этапов инновационных проектов, включая стадии конструкторской проработки, создания пробных партий товаров, проведение активной маркетинговой политики по продвижению инновационной продукции.

Инновационный процесс - это сложная, открывая система взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям процедур, направленных на достижение заранее поставленных целей [3]. В общем виде методология управления проектами включает следующие этапы:

1) Маркетинговые исследования рынка: анализ особенностей потребительского поведения, определение потребностей основных групп потребителей (сегментов рынка), анализ неудовлетворенного спроса, изучение существующих и потенциальных конкурентов, прогнозирование изменений рыночной конъюнктуры.

2) Инициирование разработки инновационной продукции. Данный этап включает поиск инновационных идей, их фильтрацию, а также разработку концептуального проекта инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.