Научная статья на тему 'Анализ взаимосвязей между субъектами инновационного процесса на различных этапах'

Анализ взаимосвязей между субъектами инновационного процесса на различных этапах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА / УЧАСТНИКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА / ИНВЕСТОРЫ / ИНФРАСТРУКТУРА / ПОТРЕБИТЕЛИ ИННОВАЦИЙ / НОВАТОРЫ / INNOVATION PROCESS / THE STAGES OF THE INNOVATION PROCESS / PARTICIPANTS IN THE INNOVATION PROCESS / INVESTORS / INFRASTRUCTURE / CONSUMER INNOVATION / INNOVATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гимаров В. В., Головинская М. В.

В статье рассмотрена структура инновационного процесса, как последовательность реализации этапов с указанием участников на каждом из них. Разработанная модель позволит выявить «узкие места» в процессе реализации инновационного процесса и наименее эффективных субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE SUBJECTS OF THE INNOVATION PROCESS AT DIFFERENT STAGES

The article describes the structure of the innovation process, as the sequencing of steps showing the participants in each of them. The developed model will identify «bottlenecks» in the implementation of the innovation process and the least effective agents.

Текст научной работы на тему «Анализ взаимосвязей между субъектами инновационного процесса на различных этапах»

Научно-теоретическое и практическое использование концепции автора, считаю, будет способствовать: ускорению рыночных преобразований в отраслях инфраструктуры, созданию благоприятных условий для развития бизнеса, производства и экспорта инфраструктурных услуг; сбалансированному развитию различных видов инфраструктуры, оптимальному распределению геоэкономи-ческих ресурсов между ними, предотвращению «отраслевого лоо-бирования»; максимальному отражению особенностей региона в развитии инфраструктурной системы; формированию и приоритетному развитию рационального использования геоэкономического потенциала национальной транспортной инфраструктуры; обеспечению её устойчивого функционирования; эффективной интеграции региона в мировую инфраструктурную систему; содействию реализации экспортного потенциала национальной инфраструктурной отрасли; надежному и эффективному инфраструктурному обеспечению геоэкономических связей со странами СНГ, ближневосточного рынка и гарантированному использованию их инфраструктуры для транзита региональных внешнеторговых грузов.

Приоритетными должны стать внутригородские и внутрипо-селковые дороги - в Северо-Кавказском регионе и в Дагестане сотни малых населенных пунктов имеют сложности с круглогодичным доступам к автотрассам, а перспективный прогноз автора развития отрасли выходят за географические границы приграничного региона. К примеру, появление новых современных дорожно-транспортной сети позволит сделать реальностью идею доступности главных курортов Юга России - Кавминвод, Домбая, Приэльбрусья, Черноморского побережья и др., что позволит резкое увеличение числа туристов.

Сформулированные выводы и предложения, направленные на повышение эффективности и результативного функционирования

транспортной инфраструктуры с учетом использования геоотрас-левого ресурса. Некоторые предложения авторов по совершенствованию и устойчивому развитию подотраслей производственной инфраструктуры с использованием геоэкономического потенциала сводится к следующему: обустроить транспортный коридор «Север-Юг» для развития международного транзита и экспортных перевозок продукции, где ключевыми субъектами станут Дагестан и Астраханская область; завершить формирование современной транспортной инфраструктуры курортно-рекреационной зоне, в первую очередь речь идет о реконструкции федеральной дорожнотранспортной сети М29 «Кавказ».

Среди приоритетных, перспективных задач - создание в составе международных транспортных коридоров современных автомагистралей, которые будут справляться с растущим потоком подвижного состава в регионе; ускорить разработку законодательноправовой и нормативной базы, усовершенствовать в соответствии с новыми хозяйственными условиями эффективный механизм и структуру управления производственной инфраструктурой с учетом геоэкономического ресурса каждого региона.

Таким образом, на современном этапе функционирования производственно-транспортной инфраструктуры становится все более необходимым материальной поддержки страны как основа устойчивого социально-экономического развития региона на перспективу. На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что при современном состоянии системы модернизационные преобразования в ней могут принести существенный эффект лишь при формировании эффективного механизма управления, при значительном повышении технического уровня этой отрасли, модернизации и обновлении производственной базы всех её составляющих для повышения эффективности производственной инфраструктуры региона.

АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ

Гимаров В.В., к.э.н., доцент, филиал ФГБОУВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске

Головинская М.В., аспирантка филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске

В статье рассмотрена структура инновационного процесса, как последовательность реализации этапов с указанием участников на каждом из них. Разработанная модель позволит выявить «узкие места» в процессе реализации инновационного процесса и наименее эффективных субъектов.

Ключевые слова: инновационный процесс, этапы инновационного процесса, участники инновационного процесса, инвесторы, инфраструктура, потребители инноваций, новаторы.

ANALYSIS OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE SUBJECTS OF THE INNOVATION PROCESS AT DIFFERENT STAGES

Gimarov V., Ph.D., associate, FGBOUVPO «National Research University» MEI« branch in Smolensk Golovinskaya M., the post-graduate student, FGBOUVPO «National Research University» MEI« branch in Smolensk

The article describes the structure of the innovation process, as the sequencing of steps showing the participants in each of them. The developed model will identify «bottlenecks» in the implementation of the innovation process and the least effective agents.

Keywords: innovation process, the stages of the innovation process, participants in the innovation process, investors, infrastructure, consumer innovation, innovators.

В настоящее время инновационная деятельность является фундаментальной основой для эффективного развития предприятий во всех секторах экономики Российской Федерации. Без применения новейших технологий невозможно создать конкурентоспособную на мировом рынке продукцию. В условиях глобализации рынков инновации выступают в качестве инструмента конкурентной борьбы, поскольку они способствуют формированию новых потребностей, сокращению себестоимости выпускаемой продукции, притоку инвестиций, улучшению имиджа предприятий и выходу на новые рынки сбыта [1].

На сегодняшний день состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в Российской Федерации не является удовлетворительным. Сокращение объема государственного финансирования, острая нехватка собственных средств и отсутствие возможностей по привлечению заемных источников не восполняются притоком частного капитала [2]. В связи с этим перед инновационными предприятиями остро стоит задача отыскания всевозможных

форм повышения эффективности реализации всех этапов инновационных проектов, включая стадии конструкторской проработки, создания пробных партий товаров, проведение активной маркетинговой политики по продвижению инновационной продукции.

Инновационный процесс - это сложная, открывая система взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям процедур, направленных на достижение заранее поставленных целей [3]. В общем виде методология управления проектами включает следующие этапы:

1) Маркетинговые исследования рынка: анализ особенностей потребительского поведения, определение потребностей основных групп потребителей (сегментов рынка), анализ неудовлетворенного спроса, изучение существующих и потенциальных конкурентов, прогнозирование изменений рыночной конъюнктуры.

2) Инициирование разработки инновационной продукции. Данный этап включает поиск инновационных идей, их фильтрацию, а также разработку концептуального проекта инноваций.

3) Технико-экономическая экспертиза инновационного проекта. Она проводится экспертно и включает оценку интеллектуального и инвестиционного потенциалов, анализ технико-экономических рисков проекта и тенденций развития научно-технической сферы, а также разработку технико-экономического обоснования и инвестиционного плана реализации инноваций.

4) Научно-исследовательские работы по тематике проекта.

5) Опытно-конструкторские работы по тематике проекта.

6) Маркетинг инновации. По окончании обоснования целесообразности и возможности создания инновационного продукта осуществляются маркетинговые исследования и разработка маркетинговой политики реализации инновации.

7) Подготовка процесса производства инновационного продукта на предприятии-изготовителе серийной продукции. В рамках данного этапа осуществляются работы по организации производства: закупка и установка нового оборудования, модернизация и настройка параметров существующего, налаживание технологического процесса и т.д.

8) Запуск серийного производства инновационной продукции.

9) Управление рисками, связанными с внедрением и продвижением инноваций на рынок. К таким рискам, например, можно отнести деловые риски изменения производственных издержек; маркетинговые риски сбыта инновационной продукции и неплатежеспособности покупателя, изменчивости спроса на новый продукт.

10) Реализация и продвижение инноваций. На данном этапе прорабатывается комплекс мероприятий, сконцентрированных на реализацию инноваций.

11) Оценка эффективности инноваций: расчет экономических, научно-технических, социальных и экологических показателей эффективности инноваций.

12) Диффузия (распространение) инновации. Данный этап представляет собой распространение уже усвоенной инновации в новых территориальных границах, на новых рынках.

Поскольку инновационный проект объединяет большое количество участников, то одной из актуальных задач является функциональное и ролевое распределение их обязанностей по этапам инновационного процесса. Субъектов инновационного процесса можно подразделить на 4 основные группы:

Рис. 1. Структурная модель инновационного процесса

• Новаторы - генераторы идей и создатели новых знаний. К их числу относятся государственные научно-исследовательские институты, ВУЗы, малые предприятия при ВУЗах и НИИ, отраслевые НИИ, инженерные центры, научно-технологические кооперативы.

• Инвесторы - организации и частные лица, осуществляющие вложение средств в создание и продвижение инновационной продукции. В качестве инвесторов выступают банки, инвестиционные фонды, страховые компании, государственные некоммерческие фонды, венчурные фонды, органы государственной власти, а также частные инвесторы (в том числе и заграничные), вкладывающие средства, например, посредством покупки акций инновационно-активных предприятий [4].

• Инфраструктура - предприятия, выполняющие роль посредника в процессе коммерциализации разработок. В данную группу включаются бизнес-инкубаторы, технопарки, биржи технологий, маркетинговые и консалтинговые агентства, органы государственной статистики, юридические и бухгалтерские консультации, центры трансферта технологий и т.д.

• Конечные потребители - население страны, организации, потребляющие инновационную продукцию для модернизации внутренних бизнес-процессов, государство, осуществляющее закупки инноваций в различные сектора экономики (образование, оборонный комплекс, здравоохранение, культура и другие).

На рисунке 1 показана структурная модель инновационного процесса, учитывающая особенности взаимодействия всех его субъектов на различных этапах. Создаваемые каждой группой субъектов потоки, обозначены различными типами линий.

Представленная на рисунке 1 структурная модель отображает основные взаимосвязи и отношения между субъектами инноваци-

онного процесса. На практике следует принимать во внимание тот факт, что участники инновационного процесса не всегда ограничиваются одной ролью и могут входить одновременно в несколько выделенных групп субъектов (так, например, в финансировании инноваций участвуют организации-поставщики, конечные потребители и т. д.). Это создает препятствия в организации деловых связей, регулировании, координации их отношений, согласования целей и мотивов. В связи с этим каждый этап инновационного процесса необходимо рассматривать отдельно, анализируя его результативность и роль каждого участника, а также возможности использования различных методов и инструментов для повышения его эффективности.

Разработанная структурная модель инновационного процесса позволит определить «узкие места» в процесс его реализации, а также наименее «полезных» субъектов, что даст возможность своевременно вносить корректировки и увеличивать его эффективность в целом.

Литература:

1. Дли М.И., Какатунова Т.В. Процедура распространения результатов инновационной деятельности в регионах // Журнал правовых и экономических исследований. 2010. №1. С. 5-8.

2. Дли М.И., Какатунова Т.В., Литвинчук Ю.Я. Процедура организации регионального инновационного процесса // Вестник Российской Академии естественных наук. 2009. №3. С. 37-39.

3. Инновационный менеджмент / Под ред. С.Д. Ильенковой. 3е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2007.

4. Янковский К.П., Мухарь И.Ф. Организация инвестиционной и организационной деятельности. СПб.: ПИТЕР, 2001.

АНАЛИЗ КРИВЫХ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО ПРОДУКТА НА РАЗЛИЧНЫХ РЫНКАХ

Гимаров В.В., к.э.н., доцент, филиал ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске

В статье рассмотрена роль управления жизненным циклом продукта для увеличения эффективности деятельности предприятием. На основе анализа статистических данных выделены пять различных классов жизненных циклов инновационного телекоммуникационного продукта, каждый из которых соответствует определенному типу рынка, что позволит унифицировать процесс выработки управленческих решений.

Ключевые слова: жизненный цикл, телекоммуникационный инновационный продукт, типы рынков, классы кривых ЖЦ.

ANALYSIS OF THE LIFE CYCLE OF TELECOMMUNICATIONS PRODUCTS IN DIFFERENT MARKETS

Gimarov V., Ph.D, associate professor, FGBOU VPO «National Research University» branch MEI in Smolensk

The article describes the role ofproduct lifecycle management to increase the efficiency of the enterprise. . Based on the statistical analysis five various classes of innovative telecommunication product life cycles are allocated, each of which corresponds to a certain type of the market that will allow to unify the process of development of management decisions.

Keywords: life cycle, the telecommunications product innovation, types of markets, LC classes of curves.

Телекоммуникационные предприятия функционируют в условиях жесткой конкурентной и высокотехнологичной среды, что обуславливает низкую продолжительность жизненного цикла реализуемой ими продукции. Данный факт значительно снижает эффективность стратегического планирования деятельности предприятия и вынуждает менеджмент осуществлять поиск дополнительных возможностей для увеличения тактической маневренности бизнес-процессов [1]. Одним из вариантов решения данной проблемы является управление жизненным циклом инновационного продукта, которое подразумевает анализ и совместную работу над ним в течение всего времени его существования и позволяет тем самым добиться наибольшей пользы для предприятия, его акционеров и клиентов [2,3].

Жизненный цикл одного и того же товара, но на разных рынках неодинаков. Например, в отдельных регионах России потребители менее требовательны, чем в других, что отражается в более длительном жизненном цикле продукции. Анализ статистических данных реализации телекоммуникационных продуктов в различных регионах России показал, что в общем случае их жизненный цикл на рынке относится к одному из следующих классов:

1. Условно постоянный жизненный цикл. Он характерен для продуктов, которые реализуются на рынке в течение длительного времени, морально устарели относительно мирового опыта использования прогрессивных технологий, однако альтернатива на сегодняшний момент недоступна и её внедрение затруднительно либо в связи с высокими издержками внедрения, либо из-за невысокого спроса на услуги. В качестве примера можно привести доступ к сети Интернет с использованием технологии Dial-up в небольших населенных пунктах (поселках, деревнях) и в труднодоступных, неразвитых с точки зрения инфраструктуры дальневосточных и северных регионах. Схематично жизненный цикл данного вида можно представить в виде рисунка 1.

2. Прогрессивно-ускоренный жизненный цикл инновационной телекоммуникационной продукции. Характерен для сверх требовательных рынков, на которых потребители имеют доступ к огромному разнообразию предлагаемой продукции (товары-заменители и их модификации). Опробование инновационных товаров и услуг, как правило, осуществляется именно на таких рынках, при этом объемы продаж инновации могут быть существенно снижены в результате вывода конкурентами более высокотехнологичного про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.