Научная статья на тему 'Роль маркетинга в развитии дорожно-транспортной инфраструктуры'

Роль маркетинга в развитии дорожно-транспортной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
199
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль маркетинга в развитии дорожно-транспортной инфраструктуры»

Омаров А.З., Гасанов М.А.

Роль маркетинга в развитии дорожно-транспортной инфраструктуры

Проведенный научно-практический анализ на основе концепции маркетинга показал, что дорожная отрасль республики в 2007 году по всем параметрам выполнила Программу дорожно-строительных работ. Годовой объем финансирования, предусмотренный в мероприятиях по государственной поддержке дорожного хозяйства Республики Дагестан, освоен практически полностью.

Из общего объема строительства и реконструкции дорог за счет субсидий из федерального бюджета построено и реконструировано 28,9 км дорог и восемь мостов общей длиной 432,8 погонных метра. За счет средств республиканского бюджета построено семь км дорог и четыре моста длиной 223,6 погонных метра. Вместе с тем в текущем году построено и реконструировано 8,3 км дорог, ведущих к пограничным заставам, и четыре моста длиной 76 погонных метров.

Роль маркетинга в развитии дорожной инфраструктуры возрастает. Так, среди наиболее значимых объектов управления, сданных в эксплуатацию, необходимо отметить мостовой переход через реку Терек на границе Дагестана с Чеченской Республикой, расположенный на автомобильной дороге Хасавюрт - Гребенская, который не эксплуатировался более 10 лет. В Агульском районе завершены работы на восьмикилометровом участке автомобильной дороги Мамраш-Ташкапур. В Шамильском, Унцукульском, Кулинском, Гумбетовском, Цунтинском, Левашинском, Хунзахском, Ахтынском, Рутульском районах также были открыты новые мосты и участки дорог.

Велись работы по строительству третьего пускового комплекса автомагистрали технической категории Махачкала - Аэропорт. На данном участке завершено сооружение путепровода через железную дорогу с общей площадью мостового полотна 8,60 тыс. кв. м и подготовлено основание для устройства покрытия. Приоритетной задачей, стоявшей перед дорожной отраслью, было выполнение программы по реконструкции и вводу в эксплуатацию участков дорог, входящих в состав автодорожного маршрута Махачкала - Ботлих. Сданы в эксплуатацию автодороги Махачкала - В. Гуниб, Араканская площадка - Унцукуль - Сагринский мост на участке Чирката - Сагринский мост. Завершено строительство автодороги Гимры - Чирката в асфальтобетонном варианте покрытия. Строительство данной дорожной инфраструктуры стало важным событием в реализации программы строительства бесперевальных дорог в горной части региона, изменившей схему транспортного обслуживания районов, прилегающих к Андийской долине.

Следует отметить, что дорожники Дагестана благодаря использованию концепции маркетинга справились с решением проблемы государственной важности, находящейся под контролем Президента страны. В рамках выполнения поручения Президента РФ в Дагестане с рабочим визитом побывали заместитель министра транспорта РФ и начальник Управления строительства и проектирования автомобильных дорог федерального дорожного агентства. На встрече с Президентом Республики Дагестан шел разговор о выполнении задач, поставленных перед дорожниками республики. Гости осмотрели самый протяженный в России Гимринский автодорожный тоннель, а также асфальтобетонный завод у Сагринского моста и ряд других объектов дорожной сферы.

За два истекших года использование маркетинга позволило завершить работы на объектах маршрута, при этом сдано в эксплуатацию более 30 км дорог и четыре моста общей длиной около 230 погонных метров. Важным результатом работы прошедших двух лет явилось завершение строительства автомобильной дороги Гимры - Чирката, входящей в состав маршрута. Это позволило существенно улучшить условия движения, сократить на 1,5 часа время пребывания в пути.

Следует также отметить, что протяженность участков дорог с асфальтобетонным покрытием в ходе реконструкции значительно увеличилась. Одновременно велась работа еще на нескольких объектах маршрута для создания фронта работ, обеспечения ввода их в эксплуатацию в последующие годы.

Увеличение объемов финансирования на 2008 год благотворно повлияет на дальнейшее развитие сети автомобильных дорог общего пользования. Предстоит построить и реконструировать более 45 км дорог и пяти мостов общей длиной более 177 погонных метров. Из общего объема строительства и реконструкции дорог на автодорожном маршруте Махачкала - Ботлих намечается ввести в эксплуатацию новые участки дорог и два моста. В отношении Гимринского автодорожного тоннеля, следует отметить, что в прошлом году была проведена подготовительная работа по его реконструкции. Основные работы на тоннеле будут начаты в первой половине текущего года.

В 2007 году также было начато сооружение самого длинного в республике железобетонного моста через реку Самур на автодороге Новогалцах - Тагиркент - Ялама у пограничного пункта Н.Филя длиной около 500 метров. Работы на этом объекте идут благодаря использованию элементов маркетинга, с опережением финансирования и при условии обеспечения полного финансирования. Увеличение объемов финансирования из федерального бюджета позволит завершить строительство этого мостового перехода к намеченному сроку.

В 2008 году намечается продолжить работы по строительству и реконструкции участков дорог, ведущих к пограничным заставам. При этом основное внимание будет уделено использованию маркетинга в строительстве новых и восстановлении аварийных мостов, что обеспечит надежную автотранспортную связь, и возможность пропуска большегрузных машин и подвижного состава.

Являясь важнейшей составляющей производственной сферы, ведущим звеном транспортной инфраструктуры Южного федерального округа, дорожно-транспортный комплекс Дагестана связывает север и юг, запад и восток Махачкалинский морской торговый порт считается единственным незамерзающим портом на Каспии и находится в выгодном географическом положении в зоне международных транспортных направлений. Кроме того, республика располагает международным аэропортом, развитой сетью автомобильных дорог. Следовательно, здесь проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные, воздушные, морские и трубопроводные магистрали федерального значения.

Занимая ключевое геостратегическое положение, Дагестан имеет прямой выход к морю. По суше и по морю он граничит со странами ближнего и дальнего зарубежья - Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном.

Дагестан, будучи частью России, географически выгодно расположен и служит «мостом», связывающим Азию с Европой, являясь важным звеном международных транспортных сообщений между Севером и Югом. Здесь имеется в виду как направление массовых перевозок пассажиров и грузов между центрами социально-экономической активности, которое обслуживается несколькими видами транзита, способными обеспечить высокие скорости перевозки. Наличие транспортных потоков предполагает развитую инфраструктуру, которая позволяет в полной мере обеспечить их функционирование с применением современных технологий.

Ведущая роль в реализации поставленных задач принадлежит Махачкалинскому морскому торговому порту. С завершением программы его реконструкции и строительства увеличится объём доставки грузов по транспортному маршруту Север - Юг вдвое быстрее. Порт, как стратегически важное связующее звено транспортной системы Юга России между государствами каспийского региона, играет важную роль одного из главных объектов социально-экономического развития Республики Дагестан.

Осуществляя перевалку нефти и нефтепродуктов, генеральных грузов, порт располагает перегрузочными мощностями в объемах 7,9 млн. тонн наливных и 2 млн. тонн генеральных грузов. В рамках программы здесь реализуется сразу два масштабных инвестиционных проекта, один из которых предполагает завершение реконструкции и развития порта. С выходом на проектную мощность предприятие будет

производить нефтеналивные работы в объеме 10 миллионов тонн в год, а объемы погрузочно-разгрузочных работ в сухогрузной гавани увеличатся примерно до пяти миллионов тонн в год.

Реконструкция и дальнейшее развитие Махачкалинского торгового порта обусловлены усилением роли маркетинга и потребностью в обеспечении транспортно-экономических связей регионов России, граничащих с Дагестаном по Каспийскому морю с зарубежными странами. Привлекательность проекта обусловлена расположением порта на исторически сложившихся транспортных магистралях, по которым традиционно перевозятся нефтепродукты и другие виды народнохозяйственных грузов.

Здесь на основе концепции маркетинга успешно осуществляются дальнейшая реконструкция действующих и строительство новых объектов перегрузочных комплексов сухогрузов и нефтегавани с образованием акватории и территории, строительством административных зданий, подъездных железнодорожных путей, автомобильных дорог и коммуникаций.

Реализация данного проекта имеет огромное значение не только для экономики Дагестана, но и для всей России, так как она обеспечивает им роль одного из главных участников процесса транспортировки каспийской нефти и перевозки грузов, формирующихся в Казахстане, Турции, Индии, Иране и других странах Юго-Восточной Азии. Кроме того, уменьшатся сроки транспортировки грузов по направлению Север - Юг до 21 дня против нынешних 45 по существующим сейчас маршрутам морским путем через Индийский океан, Средиземное и Балтийское моря. Предполагается, что не менее чем на 20% сократятся затраты грузоотправителей на транспортировку и погрузочно-разгру-зочные работы, загрузятся имеющиеся мощности трубопроводного сектора, железнодорожного и морского транспорта страны.

Реализация данного проекта будет способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию Республики Дагестан. Отдача выразится в значительном увеличении платежей в бюджеты всех уровней, создании около двух с половиной тысяч дополнительных рабочих мест в транспортно-нефтяном комплексе Юга России.

Обеспечение устойчивого железнодорожно-паромного сообщения на Каспии укрепляет позиции страны в системе международного транспортного направления и создает основу транспортной сферы Центральная Азия - Россия - Украина - Балканские страны. Кроме того, реализация проекта обеспечивает реальный противовес другим маршрутам, следующим в обход российской территории через Закавказье.

На основании этого можно говорить о геополитическом значении проекта, которое заключается в создании на Каспийском море сбалансированной и устойчивой транспортно-технологической системы, объединяющей в единый комплекс железную дорогу, паромы и портовые сооружения для перевозки продукции смешанным железнодорожно-водным сообщением на выгодных для российской стороны контрактных условиях.

Завершение в Махачкалинском морском торговом порту на основе использования концепции маркетинга реконструкции нефтеналивной гавани и удлинение волнолома, а также строительства причалов для генеральных грузов и железнодорожного паромного комплекса будет способствовать эффективному развитию транспортного комплекса Дагестана, Российской Федерации, всей организации системы международных транспортных потоков между Севером и Югом.

Как показал анализ маркетинговых исследований, положение на федеральных дорогах, проходящих по территории РД, неудовлетворительное. Федеральные дороги, являющиеся частью трансконтинентального Евроазиатского маршрута и транспортного комплекса Север - Юг на всем протяжении (644 км) имеют только две полосы движения, когда при интенсивности движения на отдельных перегонах от 8 до 20 тысяч подвижного состава в сутки по требованиям безопасности движения должно быть не менее четырех.

В ходе проведенных исследований определена необходимость переноса акцента в дальнейшем развитии коридора Север - Юг на тематику транспортно-логистической и финансово-инвестиционной направленности. Вместе с тем большое значение имеет важность сохранения системного и долговременного внимания к адекватному обеспечению развития всей инфраструктуры экономики.

Министерством транспорта одновременно с формированием основных документов транспортной политики на долгосрочную перспективу разрабатываются инструменты её реализации. Уже сегодня можно сказать, что действующая федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России до 2010 года» в целом решит проблему модернизации транспортной сети. Сейчас в стадии завершения её корректировка и согласование с федеральными органами исполнительной власти, и она будет завершена в 2009 г., то есть на год раньше предусмотренного срока. Одновременно министерство ведёт работу по формированию новой федеральной целевой программы - «Развитие транспортной системы Российской Федерации в 2010-2015 гг.» В её рамках будет создаваться высокотехнологичная транспортная система, способная повысить качество транспортных услуг и удовлетворить потребности населения и отраслей экономики.

Данная программа предусматривает комплексный подход с использованием концепции маркетинга к решению существующих проблем развития дорожно-транспортной системы на основе согласованного развития и взаимодействия различных видов транспорта. Особенностью механизма реализации программы является то, что выполнению этой задачи послужат разработка и внедрение отдельных проектов. А финансироваться они будут совместно частными инвесторами, федеральным центром и регионами. Это позволит максимально приблизить фактические затраты к запланированным, обеспечить гибкость реализации проектов и программ при изменении объёмов их финансирования, делегировать функции хозяйственной деятельности непосредственного управления проектами бизнесу.

В соответствии с программой развития транспортной системы на 2010-2015 гг. на основе маркетинга будут строиться высококачественные федеральные дороги, а также реконструироваться дороги, формирующие международные транспортные потоки в европейской части по направлению Север - Юг, Центр - Урал и до Сибири и Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.