Научная статья на тему 'Маркетинговые аспекты устойчивого развития транспортной системы региона'

Маркетинговые аспекты устойчивого развития транспортной системы региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
190
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые аспекты устойчивого развития транспортной системы региона»

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале

Магомед Алиевич

Гасанов

14

Маркетинговые аспекты устойчивого развития транспортной системы региона

д.э.н., профессор, ведущий

Аннотация: Рассматриваются вопросы повышения эффективности транспортной системы на основе маркетинговых исследований. Определены перспективные и приоритетные направления устойчивого функционирования транспортной сферы региона, усиление комплексности, переход к взаимосвязанной системе прогнозных расчетов с использованием маркетингового подхода. При исследовании проблем развития транспортной инфраструктуры сделан акцент на то, чтобы она работала прежде всего на внутрирегиональные и внутри-дагестанские нужды.

научный сотрудник ИСЭИ ДНЦ

РАН, г. Махачкала.

Магомедов Абдулмуслим Гаджиевич

- МФ МАДИ, г. Махачкала

Ключевые слова: маркетинговые исследования, управление, социально-экономическое развитие, транспортная система, эффективность, нормативно-правовая база.

Hasanov M.A. Magomedov A.G. Marketing aspects of sustainable development of the transport system in the region

The issues of improving the efficiency of the transport system based on market research. Perspective and priorities for sustainable operation of the transport sector in the region: increased complexity, the transition to a coherent system of predictive calculations using amarketing approach. In the study of problems of development of transport infrastructure focuses on the fact that she worked primarily on domestic, regional and internal Dagestani needs.

Key words: marketing studies, management, social-economic development, transport system, efficiency, normative-legal base.

Развитие экономики страны и ее регионов во многом достигается за счет маркетинговых исследований, отвечающего рыночным условиям. Это требует от экономической науки разработки и внедрения современных технологий маркетинга и техники нового поколения на основе получения новых знаний и переводе отраслей экономики на инновационный путь устойчивого развития. Эти перспективные задачи призваны решать научно-исследовательские организации, имеющие ресурсный потенциал и результативные интеллектуальные силы для маркетингового обеспечения развития отраслей экономики.

При этом транспорт является одной из экономичных и базовых отраслей, уровень функционирования которой во многом определяет потенциальные возможности социально-экономического развития Дагестана. Являясь важнейшей составной частью инфраструктуры экономики, он обеспечивает всю её жизнедеятельность, единство и целостность. От его развития зависит решение и ряда социальных проблем республики.

Закономерно, что в ближайшее время приоритетное значение отводится структурным экономическим преобразованиям транспортной системы, повышению их результативности. А потому целесообразно ускорить разработку законодательно-правовой базы и усовершенствовать в соответствии с новыми хозяйственными условиями эффективный механизм и структуру управления транспортной отрасли на основе маркетинговых исследований.

При этом направления развития рационального использования геоэкономического потенциала для повышения эффективности транспортной инфраструктуры страны и регионов формулируются с учетом состояния и роли производственной сферы в решении общеинфраструктурных и социальных задач. Понятно, на их реализацию потребуются большие капитальные вложения, поэтому важно их осуществлять с учетом требований экономической эффективности и целесообразности.

Реализовать направления развития транспортной системы с учетом использования маркетинга позволит разумная инвестиционная политика, предусматривающая участие государства в финансировании в первую очередь тех транспортных объектов, которые имеют государствен-

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале ную значимость. При этом важную роль играет и повышение инвестиционного потенциала за счет самих предприятий и объектов, а также и частных инвесторов.

Проблемы маркетингового потенциала как фактора устойчивого развития транспортного комплекса могут быть решены путем совершенствования организации управления его объектами. Это имеет значение для всех уровней хозяйственной иерархии, но особенно на региональном уровне, где реально происходит стыковка федеральных и региональных интересов. При совершенствовании организации управления транспортной инфраструктурой с учетом использования маркетинга следует шире использовать положительный опыт экономически развитых стран. Так, анализ опыта показал, что в промышленно развитых районах европейской части основная задача развития производственной базы транспортной отрасли заключается в повышении технического уровня существующей магистральной и местной инфраструктурной сети.

Важно прогнозирование этой отрасли с учетом маркетингового подхода в Дагестане осуществлять комплексно, как одно целое, имеющее единое функционально-целевое назначение, которое включает развитие всех составляющих транспортной инфраструктуры и смежных производств. Именно на это, считаю, должна быть нацелена реализация Стратегии социально-экономического развития СКФО на период до 2025 года.

Результаты исследования свидетельствуют о необходимости увеличения объемов капвложений в развитие транспортной сети на территории Северного Кавказа с целью выравнивания уровней развития и обеспеченности основными фондами инфраструктуры на основе маркетинговых исследований.

Данные сравнительного анализа полезны региональным органам управления для разработки и реализации инвестиционных программ устойчивого развития транспортной инфраструктуры с учетом маркетингового ресурса как в производственной, так и в социальной сферах экономики в условиях развития рыночных механизмов. Они важны для разработки основных положений концепции социально-экономического развития территориальных подразделений региона.

Приоритетным направлением совершенствования транспортной инфраструктуры с учётом использования маркетингового подхода является усиление комплексности, переход к взаимосвязанной системе прогнозных расчетов. Это станет основой и инструментом разработки и реализации программы развития комплекса производственной сферы инфраструктуры в целом. Дальнейшее существование этой отрасли экономики зависит от того, насколько быстро будут реализованы меры для обеспечения условий использования маркетинга как фактора устойчивого функционирования транспортной системы.

По данным ГИБДД, на начало 2011 года в республике Дагестан зарегистрировано более 434,3 тыс. единиц транспортных средств, что на 8,8% больше показателя за 2009 год По грузовым машинам государственная и муниципальная собственность занимает соответственно 22,2%, частная 77,8%; по легковому транспорту - 3,4% и 96,6%, по автобусам 14,4% и 85,6%. На долю автомобильного транспорта с учетом неформальной перевозочной деятельности в 2010 году приходилось 52,3% грузооборота, 80,4% - пассажирооборота.

Махачкалинский морской торговый порт является стратегически важным звеном транспортного комплекса Юга России для связей с государствами Средней Азии, Ираном, Закавказьем и другими странами каспийского региона и одним из основных составляющих Махачкалинского транспортного узла.

Стабильный рост грузопотоков в Каспийском регионе, в рамках транснационального коридора «Север-Юг», диктует необходимость строительства дополнительных мощностей для перевалки генеральных, насыпных и навалочных грузов, контейнеров и других видов народнохозяйственной продукции в условиях развития маркетинга.

Развивающиеся рыночные механизмы должны сыграть существенную роль в структурной перестройке экономики транспортной отрасли приграничного региона, в результате которых в складывающихся постиндустриальных структурах составляющие производственной инфраструктуры наряду с прочими вторичными и третичными секторами экономики (обрабатываю-

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале щая промышленность, строительство, интеллектуальная деятельность и др.) займут одну из ведущих позиций в народнохозяйственном комплексе региона и страны.

Повышение организационно-технического уровня управления транспортной инфраструктурой непременно потребует создания специального фонда для финансирования актуальных научных исследований и разработок государственной поддержки для развития научного потенциала и проведения фундаментальных исследований в приграничном регионе по проблеме использования маркетинга.

Координация на основе положений концепции маркетинга и действий всех ветвей и уровней власти, бизнеса, различных слоев общества обеспечит наиболее эффективное использование маркетингового потенциала для развития транспортной системы в интересах стабилизации социально-экономического положения производства.

Для региона проблема выбора приоритетов развития экономики, по мнению автора, особенно актуальна ввиду той роли, которую играет инфраструктура в её становлении, ослаблении социальной напряженности и улучшении благосостояния населения.

При этом важная роль принадлежит техническому перевооружению и повышению эффективности работы всех подотраслей транспортной сферы, а высокий уровень её устойчивого функционирования позволяет полно и комплексно использовать производственный потенциал, сокращает время нахождения материальных благ в сфере обращения, повышает мобильность производственных ресурсов.

При исследовании проблем развития транспортной инфраструктуры важен акцент на то, чтобы она работала прежде всего на внутрирегиональные, внутридагестанские нужды на основе использования концепции маркетинга. При этом целесообразны разработка и реализация региональных проблем развития отдельных ее составляющих с учетом маркетингового принципа. Наряду с этим необходима разработка и реализация программы развития комплекса производственной инфраструктуры в экономическом развитии с учётом особенностей каждого региона страны.

Практическое использование концепции маркетинга, будет способствовать: ускорению рыночных преобразований в отраслях транспортной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для развития бизнеса, производства и экспорта инфраструктурных услуг; сбалансированному развитию различных видов инфраструктуры, оптимальному распределению геоэкономических ресурсов между ними, предотвращению «отраслевого лообирования»; максимальному отражению особенностей региона в развитии инфраструктурной системы; формированию и приоритетному развитию рационального использования геоэкономического потенциала национальной транспортной инфраструктуры; обеспечению её устойчивого функционирования; эффективной интеграции региона в мировую инфраструктурную систему; содействию реализации экспортного потенциала национальной инфраструктурной отрасли; надежному и эффективному инфраструктурному обеспечению геоэкономических связей со странами СНГ, ближневосточного рынка и гарантированному использованию их инфраструктуры для транзита региональных внешнеторговых потоков.

Сформулированые выводы и предложения, направленные на повышение эффективности и результативного функционирования транспортной инфраструктуры с учетом использования маркетинга. Некоторые предложения автора по совершенствованию и устойчивому развитию подотраслей производственной инфраструктуры на основе маркетинговых исследований сводится к следующему:

обустроить транспортный коридор «Север-Юг» для развития международного транзита и экспортных перевозок продукции, где ключевыми субъектами станут Дагестан и Астраханская область;

завершить формирование современной транспортной инфраструктуры курортно-рекреационной зоне, в первую очередь речь идет о реконструкции федеральной дорожно-транспортной сети М29 «Кавказ»;

создавать дорожные фонды на муниципальном уровне и решать проблемы внутрирегиональных дорог. Это будет определенная новация. Проведенный анализ показал, что есть про-

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале блемы с наполнениемдорожных фондов, но мы рекомендовал бы в ряде муниципалитетов региона с этим вопросом поэкспериментироваться;

приоритетными должны стать внутригородские и внутрипоселковые дороги - в СевероКавказском регионе и в Дагестане сотни малых населенных пунктов имеют сложности с круглогодичным доступам к автотрассам, а перспективный прогноз автора развития отрасли выходят за географические границы приграничного региона. К примеру, появление новых современных дорожно-транспортных сетей позволит сделать реальностью идею доступности главных курортов Юга России - Кавминвод, Домбая, Приэльбрусья, Черноморского побережья и др., что приведет к резкому увеличению числа туристов.

Среди перспективных, приоритетных задач отметим создание в составе международных транспортных коридоров современных автомагистралей, которые будут справляться с растущим потоком машин и т.д. Ускорить разработку законодательно-правовой и нормативной базы, усовершенствовать в соответствии с новыми хозяйственными условиями эффективный механизм и структуру управления производственной инфраструктурой с учетом геоэкономического ресурса каждого региона.

Основной целью развития транспортного комплекса Республики Дагестан является количественное и качественное удовлетворение транспортных услугах с обеспечением благоприятных и безопасных условий пользования транспортной инфраструктурой, бесперебойной и надежной работы транспорта, минимизации негативных последствий транспортной деятельности.

Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что при современном состоянии транспортной системы модернизационные преобразования в ней могут принести существенный эффект лишь при формировании эффективного механизма управления, при значительном повышении технического уровня этой отрасли, модернизации и обновлении производственной базы всех её составляющих для повышения эффективности транспортной инфраструктуры региона. В связи с этим, поиски резервов управления и повышения эффективности базовых подотраслей в условиях структуризации экономики на основе маркетинговых исследований представляет особый интерес для науки, а также имеют практическое значение.

Литература:

1. Багомедов М.А., Омарова Н.К. Стратегический анализ состояния экономики и социальной сферы Дагестана. // Вопросы структуризации экономики, ISSN 1813-3528, 2010, №4, с. 5 - 16.

2. Багомедов М.А. Стратегические приоритеты развития социальной сферы региона. Том1. ISBN 978-5903063-80-2. Махачкала. Издательский дом «Наука плюс», 2011, т.1- 324 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.