Научная статья на тему 'Исследование актуальных проблем развития производственной инфраструктуры региона в условиях рыночных преобразований'

Исследование актуальных проблем развития производственной инфраструктуры региона в условиях рыночных преобразований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ПРОРЫВНОЕ РАЗВИТИЕ / GROUNDBREAKING DEVELOPMENT / ИНФРАСТРУКТУРА / AN INFRASTRUCTURE / ЭКОНОМИКА / ИССЛЕДОВАНИЕ / РЫНОЧНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / MARKET TRANSFORMATIONS / AN ANALYSIS / ECONOMY / STUDY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасанов М.А.

Цель работы. В статье рассматриваются актуальные проблемы развития производственно-отраслевой инфраструктуры региона в условиях рыночных преобразований. Освещаются особенности и приоритеты структурных преобразований в данной подотрасли субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Повысить связанность территории региона за счет современных инфраструктуры и коммуникации. Достижение этой цели должно стать ключевым ориентиром устойчивого функционирования производственной инфраструктуры. С учетом этого сформированы основные направления развития экономики производственно-информатизационной инфраструктуры региона. Метод или методология проведения работы. Проведен социально-экономический анализ развития производственно-информатизационной инфраструктуры региона. Основой исследования являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных учёных в области экономики дорожно-транспортной инфраструктуры. В ходе исследования использованы экономико-статистические виды анализа, позволяющие выработать концептуальные подходы к устойчивому развитию производственно-отраслевой инфраструктуры субъектов СКФО. Результаты. Научно-практические результаты исследования могут быть использованы при прогнозировании структурных составляющих производственной и информационно-коммуникационной инфраструктуры страны и ее регионов. Среди этих приоритетных направлений предложено ускорить разработку законодательно-правовой и нормативной базы, усовершенствовать в соответствии с новыми хозяйственными условиями эффективный механизм и структуру управления производственной инфраструктурой. Разработаны методические подходы к реализации инновационной стратегии, предусматривающие эффективное использование георесурсов как важнейшего условия устойчивого развития экономики отраслевой инфраструктуры региона; определены приоритетные направления совершенствования управления отраслевой инфраструктуры в условиях рыночных преобразований. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применены при прогнозировании и анализе структурных составляющих производственно-информатизационной инфраструктуры страны и ее регионов, а также региональными органами управления для разработки и реализации инвестиционных программ устойчивого функционирования транспортной инфраструктуры. В связи с этим поиски резервов управления и повышения эффективности предприятий региона в условиях структуризации экономики представляет особый теоретический и методологический интерес для науки, а также имеют практическое значение. Выводы. По результатам исследований сделан вывод, практическое использование концепции автора будет способствовать: ускорению рыночных преобразований в отраслях производственно-информатизационной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для развития бизнеса, повышению эффективности работы предприятий отрасли, сбалансированному развитию различных видов инфраструктуры, экспорта инфраструктурных услуг и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF PERTINENT PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE PRODUCTION INFRASTRUCTURE OF THE REGION IN THE CONDITIONS OF MARKET TRANSFORMATIONS

The goal of the study. The manuscript discusses pertinent problems of development of the production-branch infrastructure of the region in the conditions of market transformations. We are covering the typical features and the priorities of structural transformations in this subindustry of entities of the North Caucasian Federal District. The goal is to improve the connectedness of the territory of the region due to modern infrastructure and communications. Achieving this goal should become the key reference point of stable functioning of production infrastructure. Taking this into account we have formed the main areas of focus of development of the economy of the production information infrastructure of the region. The method or methodology of completing the study. We have completed a social-economic analysis of development of the production-information infrastructure of the region. The basis of the study are major works of domestic and foreign scientists in the area of the economy of road-transportation infrastructure. In the process of the study we have used the economic-statistical types of analysis allowing to develop the conceptual approaches to sustainable development of the production-branch infrastructure of the NCFD entities. The results. The scientific-practical results of the study may be used when forecasting the structural components of the production and information-communication infrastructure of the country and its regions. Among these priority areas of focus we are suggesting accelerating the development of the legislative-regulatory and statutory framework, improving, in accordance with the new economic conditions, the effective mechanism and structure of management of production infrastructure. We have developed methodical approaches for the implementation of an innovative strategy stipulating an effective use of georesources as the most important condition of sustainable development of the economy of the industry infrastructure of the region; we have determined the priority areas of focus of improving the management of the industry infrastructure in the conditions of market transformations. The area of application of the results. The results of the study completed may be used when forecasting and analyzing the structural components of the production-informational infrastructure of the country and its regions, as well as by the regional administrative authorities when developing and implementing investment programs of sustainable functioning of the transport infrastructure. In connection with this, searching for reserves of management and improving the effectiveness of enterprises of the region in the conditions of structuring of the economy represents a special theoretical and methodological interest for science, and it also has practical importance. The conclusions. Based on the results of the studies we have come to a conclusion that the practical use of the author s concept will stipulate accelerating market transformations in the industries of production-informational infrastructure, creating favorable conditions for the development of business, improving the effectiveness of work of enterprises of the industry, the balanced development of different types of infrastructure, export infrastructural services, etc.

Текст научной работы на тему «Исследование актуальных проблем развития производственной инфраструктуры региона в условиях рыночных преобразований»

Сфера услуг

УДК: 338.1+332 ГАСАНОВ МАГОМЕД АЛИЕВИЧ

д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»,

e-mail: aida3259@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация. Цель работы. В статье рассматриваются актуальные проблемы развития производственно-отраслевой инфраструктуры региона в условиях рыночных преобразований. Освещаются особенности и приоритеты структурных преобразований в данной подотрасли субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Повысить связанность территории региона за счет современных инфраструктуры и коммуникации. Достижение этой цели должно стать ключевым ориентиром устойчивого функционирования производственной инфраструктуры. С учетом этого сформированы основные направления развития экономики производственно-информатизационной инфраструктуры региона. Метод или методология проведения работы. Проведен социально-экономический анализ развития производственно-информатизационной инфраструктуры региона. Основой исследования являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных учёных в области экономики дорожно-транспортной инфраструктуры. В ходе исследования использованы экономико-статистические виды анализа, позволяющие выработать концептуальные подходы к устойчивому развитию производственно-отраслевой инфраструктуры субъектов СКФО. Результаты. Научно-практические результаты исследования могут быть использованы при прогнозировании структурных составляющих производственной и информационно-коммуникационной инфраструктуры страны и ее регионов. Среди этих приоритетных направлений предложено ускорить разработку законодательно-правовой и нормативной базы, усовершенствовать в соответствии с новыми хозяйственными условиями эффективный механизм и структуру управления производственной инфраструктурой. Разработаны методические подходы к реализации инновационной стратегии, предусматривающие эффективное использование георесурсов как важнейшего условия устойчивого развития экономики отраслевой инфраструктуры региона; определены приоритетные направления совершенствования управления отраслевой инфраструктуры в условиях рыночных преобразований. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применены при прогнозировании и анализе структурных составляющих производственно-информатизационной инфраструктуры страны и ее регионов, а также региональными органами управления для разработки и реализации инвестиционных программ устойчивого функционирования транспортной инфраструктуры. В связи с этим поиски резервов управления и повышения эффективности предприятий региона в условиях структуризации экономики представляет особый теоретический и методологический интерес для науки, а также имеют практическое значение. Выводы. По результатам исследований сделан вывод, практическое использование концепции автора будет способствовать: ускорению рыночных преобразований в отраслях производственно-информатизационной инфраструктуры, созданию благоприятных условий для развития бизнеса, повышению эффективности работы предприятий отрасли, сбалансированному развитию различных видов инфраструктуры, экспорта инфраструктурных услуг и др.

Ключевые слова: анализ, прорывное развитие, инфраструктура, экономика, исследование, рыночные преобразования.

GASANO V MA GOMED ALIE VICH

Doctor of Economic Sciences, Professor, Lead Research Associate of FSBIS "Institute of Social-Economic Studies of DSC of the RAS",

e-mail: aida3259@mail.ru

THE STUDY OF PERTINENT PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE PRODUCTION INFRASTRUCTURE OF THE REGION IN THE CONDITIONS OF MARKET TRANSFORMATIONS

Abstract. The goal of the study. The manuscript discusses pertinent problems of development of the production-branch infrastructure of the region in the conditions of market transformations. We are covering the typical features and the priorities of structural transformations in this sub-industry of entities of the North Caucasian Federal District. The goal is to improve the connectedness of the territory of the region due to modern infrastructure and communications. Achieving this goal should become the key reference point of stable functioning of production infrastructure. Taking this into account we have formed the main areas of focus of development of the economy of the production information infrastructure of the region. The method or methodology of completing the study. We have completed a social-economic analysis of development of the production-information infrastructure of the region. The basis of the study are major works of domestic and foreign scientists in the area of the economy of road-transportation infrastructure. In the process of the study we have used the economic-statistical types of analysis allowing to develop the conceptual approaches to sustainable development of the production-branch infrastructure of the NCFD entities. The results. The scientific-practical results of the study may be used when forecasting the structural components of the production and information-communication infrastructure of the country and its regions. Among these priority areas of focus we are suggesting accelerating the development of the legislative-regulatory and statutory framework, improving, in accordance with the new economic conditions, the effective mechanism and structure of management of production infrastructure. We have developed methodical approaches for the implementation of an innovative strategy stipulating an effective use of georesources as the most important condition of sustainable development of the economy of the industry infrastructure of the region; we have determined the priority areas of focus of improving the management of the industry infrastructure in the conditions of market transformations. The area of application of the results. The results of the study completed may be used when forecasting and analyzing the structural components of the production-informational infrastructure of the country and its regions, as well as by the regional administrative authorities when developing and implementing investment programs of sustainable functioning of the transport infrastructure. In connection with this, searching for reserves of management and improving the effectiveness of enterprises of the region in the conditions of structuring of the economy represents a special theoretical and methodological interest for science, and it also has practical importance. The conclusions. Based on the results of the studies we have come to a conclusion that the practical use of the author s concept will stipulate accelerating market transformations in the industries of production-informational infrastructure, creating favorable conditions for the development of business, improving the effectiveness of work of enterprises of the industry, the balanced development of different types of infrastructure, export infrastructural services, etc.

Keywords: an analysis, groundbreaking development, an infrastructure, the economy, a study, market transformations.

Введение. В Послании главы государства России парламенту страны акцентировано внимание на перспективное развитие экономики производственной инфраструктуры. В частности, он отметил: «Чтобы обеспечить прорывное развитие, вывести на новый уровень качество городской среды и инфраструктуры, в ближайшие шесть лет нам потребуется направить на эти цели значительные дополнительные финансовые ресурсы» [18, с. 29]. Проведенный практический анализ показывает, что для современного этапа развития экономической реформы производственной инфраструктуры региона характерно сокращение объемов перевозок, обусловленное в основном общеэкономическим спадом. Вместе с тем осуществление программы при-

ватизации и появление конкурирующих предприятий привело к формированию резерва провозных возможностей, что является предпосылкой нормального инфраструктурного обеспечения функционирования рыночной экономики.

Разработанный автором прогноз развития производственной составляющей инфраструктуры показывает, что примерно на 15-20% повысятся объемы перевозок продукции и пассажиров 2025 г. по сравнению с 2015 г. В этот период необходимо осуществить: комплексное развитие производственной подотрасли инфраструктуры как одно из условий существенного повышения жизненного уровня населения Дагестана; формирование и законодательное оформление структуры рынка услуг и ценовой сферы, системы регулирования транспортной деятельности и государственной поддержки важнейших инфраструктурных услуг; установление государственных стандартов транспортной обеспеченности территорий и населенных пунктов региона.

В этой связи необходимо отметить, в Послании Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. президент страны подчеркнул: для развития городов, роста деловой активности, обеспечения «связанности страны», повышения качества жизни нам нужно буквально «прошить» всю территорию России современными коммуникациями [18, с. 15].

Кроме того, включение всех видов производственной инфраструктуры в логистические комплексов и специализированные транспортно-распределительные системы; интернационализация системы рынка услуг, создание филиалов предприятий данной отрасли за рубежом и иностранных - на территории региона; разработка крупных государственных целевых программ в области экологи и безопасности движения, обеспечивающих достижение мирового уровня в этих направлениях; обеспечение производства в необходимых количествах городских и пригородных автобусов инфраструктуры среднего класса; расширение поставки специализированных и специальных грузовых автомобилей и малотоннажных машин производственной инфраструктуры.

Формирование современной производственно-информатизационной инфраструктуры в Республике Дагестан непосредственно связано с созданием логистической товаропроизводящей системы. Обеспечение регионально-технологического единства процессов производства, снабжения и сбыта, транспортировки и потребления окажет позитивное воздействие на эффективное функционирование экономики, позволит существенно сократить запасы товарно-материальных ценностей на складах предприятий, ускорит оборот капитала, повысит эффективность производственной деятельности. Проблемы технологической системы комплексного управления производственной инфраструктуры региона характеризуются отставанием от параметров и технического уровня инновационного развития.

Метод исследования. Для Дагестана с учётом его геоэкономического положения совершенствование управления производственной инфраструктурой - это не только экономическая задача, а, прежде всего, задача обеспечения единства всех его районов. При этом от качества функционирования производственной инфраструктуры зависят темпы и уровень развития районов и республики в целом. Составляющие производственной инфраструктуры оказывают значительное влияние на рост эффективности экономики. Это достигается, прежде всего, путем сокращения потерь продукции в процессе ее движения до переработки и реализации, а также путем принятия эффективных управленческих решений в данной области. Между тем анализ показывает существенное отставание развития материально-технической базы инфраструктуры от потребностей экономики, её большую изношенность, неудовлетворительное состояние путей сообщения, рост цен на топливно-энергетические ресурсы и т. д.

Практика при этом показывает, что при наличии в отрасли разных форм собственности и организационных приоритетов хозяйствования необходим такой механизм управления инфраструктурой, который учитывал бы современные особенности рыночных отношений, основывался на современных принципах, методах и формах управления, направленных на повышение эффективности и устойчивости инфраструктуры. Но главная задача инфраструктуры, на наш взгляд, заключается в обеспечении связей между предприятиями, создании материальных предпосылок для объединения их в единый хозяйственный организм в целях эффективного функционирования производственно-отраслевого комплекса.

Известно, инфраструктурные подотрасли региона обеспечивают условия жизнедеятельно-

сти людей, являясь важным фактором достижения социально-экономических, внешнеэкономических целей. Вместе с этим рыночная экономика и проводимые реформы существенно изменили условия работы инфраструктуры и характер спроса на её услуги. В частности, с ростом индивидуальной мобильности стало шире реализовываться конституционное право граждан на передвижение, что способствует становлению нового образа жизни, формируемого в Дагестане.

Важно отметить, что самим временем продиктованы необходимость проведения эффективной и целенаправленной государственной политики и совершенствование управления производственной инфраструктурой на основе инновационных преобразований. Стратегической целью должно стать формирование такой системы производственной инфраструктуры, которая бы гарантированно и эффективно удовлетворяла социальные, экономические, природоохранные и другие специальные требования. При этом вся структурная перестройка возможна при условии усиления государственного регулирования деятельности инфраструктуры, повышения здоровой конкуренции между предприятиями и организациями.

Однако при неблагоприятном сценарии уже в 2018-2020 гг. в Дагестане могут возникнуть проблемы ограничения инфраструктурной доступности и товародвижения в международных, региональных и внутренних каналах, а, значит, инфраструктура может стать фактором ограничения экономического роста. В противовес этому негативному сценарию взаимосвязанное и комплексное решение поставленных актуальных вопросов позволит обеспечить более устойчивое функционирование производственной инфраструктуры в стратегии экономического развития республики.

Одним из важнейших направлений развития и реформирования производственной инфраструктурой является дальнейшее совершенствование управления ее подотраслей. В рамках этого направления первостепенной задачей является создание отвечающей новым условиям хозяйствования законодательно-правовой и нормативной базы, обеспечивающей согласование интересов инфраструктурных предприятий с общественными интересами, юридическое закрепление прав и обязанностей предприятий, статуса предприятий инфраструктуры общего пользования. Совершенствование управления производственной инфраструктуры, как показал анализ, оказывает значительное влияние на рост эффективности единого народнохозяйственного комплекса Дагестана.

Развитие региональной логистической инфраструктурной системы связано с созданием соответствующих технических, организационных, экономических, правовых и информационных предпосылок. При этом необходимо: системно объединить существующие, уже созданные элементы производственно-информатизационной сферы республики; обеспечить развитие и доведение до необходимого уровня недостаточно развитые элементы дагестанской логистической инженерной инфраструктурной системы; создать новые недостающие элементы и звенья региональной логистической транспортной сферы. Как отметил глава РД, «В связи с рассмотрением на федеральном уровне проекта Каспийского транспортно-логистического комплекса».

Результаты. Исследование актуальных проблем развития производственной инфраструктуры показало, что узкими местами в развитии отраслевых составляющих производственной инфраструктуры являются: неудовлетворительное развитие сети дорожно-транспортных коммуникаций, особенно в сельской местности; слабая оснащенность складскими емкостями для хранения продукции при ее движении от производителя до потребителя, неудовлетворительное развитие современных средств пакетирования грузов, низкий уровень механизации погру-зочно-разгрузочных операций на стыке разных видов инфраструктурных составляющих. Выполненный анализ свидетельствует: существуют диспропорции в функционировании подотраслей производственной инфраструктуры. Речь идет, например, о несогласованности в развитии активной и пассивной частей фондов инфраструктуры, о развитии транспортной сети и подвижного состава.

На современном этапе перспективы развития видов производственной инфраструктуры определяются не во взаимосвязи, а изолированно друг от друга. Между тем прогнозирование и анализ инфраструктуры в регионе необходимо вести комплексно, как единое целое, имеющее единое функционально-целевое назначение для практики. Многие проблемы инфраструк-

туры могут быть решены путем совершенствования организации управления ее объектами. Это имеет значение для всех уровней хозяйственной иерархии, но особенно на региональном уровне, где реально происходит стыковка экономических и локальных интересов в условиях рыночных механизмов.

Значение информационно-коммуникационной инфраструктуры в народном хозяйстве региона неуклонно повышается по мере возрастания масштабов общественного производства, углубления его специализации и расширения кооперирования, усложнения внутри- и межрегиональных хозяйственных связей. Затраты на информационные и коммуникационные технологии инфраструктуры на начало года на территории Республики Дагестан приведены в табл. 1.

Устойчивое функционирование инфраструктуры в экономике республики тесно связано с умелым использованием всех видов ресурсов. Это одно из ведущих перспективных направлений развития экономики в условиях формирования регионального рынка. Многие внутренние резервы инфраструктуры используются еще недостаточно, что снижает эффективность ее функционирования. Жизнь дает поразительные примеры, свидетельствующие об огромных резервах, которые имеются повсеместно.

Таблица 1

Распределение затрат организаций на информационные и коммуникационные технологии по видам [19, с. 242]

Виды затрат Годы

2011 2014 2015 2016

Затраты на информационные и коммуникационные технологии -всего на начало года, млрд руб. 342,0 5553,8 1685,7 915,7

В том числе: - на приобретение вычислительной техники и оргтехники1' 165,1 692,9 1120,3 253,9

- на приобретение телекоммуникационного оборудования 1010,7 370,0

- на приобретение программных средств 37,1 471,1 98,1 105,6

- на оплату услуг связи 100,2 3671,7 190,3 86,4

Из них оплата доступа к сети Интернет на обучение сотрудников, связанное с развитием и использованием информационных и коммуникационных технологий 6,3 4,7 144,0 2,8

На оплату услуг сторонних организаций и специалистов по информационным и коммуникационным технологиям (кроме услуг связи и обучения) 7,6 426,0 43,7 75,0

Прочие затраты 25,6 287,4 9,4 22,1

1 До 2014 г. - на приобретение вычислительной техники.

Анализ показывает, что основными причинами такого положения являются относительно низкие темпы развития отдельных видов в инфраструктурном комплексе региона в целом, неэффективное использование основных фондов, недостаточно рациональная структура инфраструктурных средств и др. Трудности, испытываемые в переходный период инновационного развития экономики региона из-за неразвитости инфраструктуры, обусловливают необходимость осуществления серьезного поиска путей повышения эффективности видов инфраструктуры в единой инфраструктурной системе. Проблема согласованного развития инфраструктуры, как и других отраслях народного хозяйства, многообразна и охватывает многие технико-экономические аспекты. Сложность ее решения обусловлена еще и тем, что в ближайшие годы должны быть освоены значительные объемы перевозок продукции.

Значение ускоренного перспективного решения назревших проблем инфраструктуры возросло в настоящее время, когда в народном хозяйстве резко повысилась роль рыночной экономики. К числу таких проблем в первую очередь следует отнести улучшение качества обслуживания клиентуры и сокращение затрат народного хозяйства на функционирование и развитие

инфраструктуры. Только транспортные издержки отраслей экономики составляют сотни миллионов рублей в год. Снизив транспортные издержки на один процент, народное хозяйство получит значительную годовую экономию. Отсюда - необходимость улучшения хозяйственных связей между различными административными подразделениями и районами Дагестана. Причем с минимальными издержками.

Как показывает анализ опыта России и ее регионов, еще не создана индустриальная база, отставание инфраструктуры от потребностей рыночной экономики неизбежно вследствие как нехватки капитальных вложений, так и низких возможностей ее материально-технического оснащения. В условиях формирования регионального рынка можно выделить следующие основные тенденции эволюции инфраструктуры Дагестана: функционирование инфраструктуры как единого комплекса, все большее сближение между ее подотраслями; снижение издержек производства и др.

Пора ясно осознать, что подъем и переход к цивилизованной экономике Дагестана невозможен без эффективно развивающейся и функционирующей дорожно-транспортной инфраструктуры, способной решать новые задачи и перспективы, выдвигаемые требованиями рыночного механизма. Сравнительный анализ оборота организации экономики по краям и республикам СКФО приведены в табл. 2 [12, с. 281].

Таблица 2

Сопоставление оборота организаций производственно-информатизационной инфраструктуры по субъектам СКФО за 2016 г.

Регион Всего, млн руб. В % к 2015 г. (в действующих ценах)

Республика Дагестан 552235,2 105,7

Республика Ингушетия 27930,2 88,2

Кабардино-Балкарская Республика 111835,0 99,4

Карачаево-Черкесская Республика 100146,7 101,1

Республика Северная Осетия-Алания 116341,5 103,4

Чеченская Республика 109677,7 104,3

Ставропольский край 1302226,1 106,0

Врио главы Республики Дагестан В.А. Васильев придает большое значение развитию инфраструктуры комплекса и наведению надлежащего порядка в осуществлении производственно-транспортной деятельности в республике. При этом считаю необходимым создание при Правительстве Республики Дагестан Межведомственного координационного совета по развитию производственно-инфраструктурного комплекса Республики Дагестан. Следует рассмотреть возможность создания уполномоченного органа исполнительной власти по вопросам инфраструктурного развития Дагестана, которое будет управлять выделенным бюджетом и осуществлять финансовый контроль. На наш взгляд, возможны следующие каналы финансирования: налоговые поступления из соответствующих бюджетов (в конечном счете, от налогоплательщиков); увеличение государственного долга; сборы с пользователей услугами дорожно-транспортной инфраструктуры.

Развитие региональной логистической инфраструктурной системы связано с созданием соответствующих технических и организационных, экономических, правовых и информационных предпосылок. При этом необходимо: системно объединить существующие, уже созданные элементы производственно-информатизационной сферы республики; обеспечить развитие и доведение до необходимого уровня недостаточно развитые элементы дагестанской логистической инженерной инфраструктурной системы; создать новые недостающие элементы и звенья региональной логистической транспортной сферы.

Практика при этом показывает, что при наличии в отрасли разных форм собственности и организационных приоритетов хозяйствования необходим такой механизм управления инфра-

структурой, который учитывал бы современные особенности рыночных отношений, основывался на современных принципах, методах и формах управления, направленных на повышение эффективности и устойчивости инфраструктуры.

При этом первоочередной задачей формирования современной производственной инфраструктуры в регионе является создание развитой системы сервисного обслуживания. Первоочередной перспективной задачей для республики является разработка четкой, реальной производственной инфраструктурной стратегии. При анализе проблем развития предприятий производственно-логистической инфраструктуры автором сделан акцент на то, чтобы она работала, прежде всего, на внутрирегиональные, внутридагестанские процессы.

В послании главы Дагестана парламенту республики акцентировано внимание на перспективное развитие производственно-информационной и коммуникационной системы инфраструктуры. В частности, он отметил, что «Мы должны учитывать и современные тенденции в мировой экономике, где существенно возросла роль информационных и телекоммуникационных технологий. Многие по старинке не рассматривают телевидение, радио. Интернет как значимые отрасли экономики, создающие рабочие места и налоги. Нужно преодолеть отставание в этих сферах и дать возможность дагестанцам пользоваться благами современного информационного общества. Формулу наших действий в сфере коммуникаций коротко я бы выразил как сумму трех элементов - всеобщая компьютерная грамотность, дешевый широкополосный доступ в Интернет, высокая транспортная доступность». Основные параметры развития информационной инфраструктуры РД приведены на рис.

2(116г

13,4%

5.6%

7 0.6%

2,4% 1.6%

28,2%

2015г

3.9%

9.1%

20 4%

0,6% 1 8%

13%

□документальная электросвязь

□ междугородняя, вмутризстовая и международная телефонная связь

□ местная телефонная связь

■ радиосвязь, радиовещание, телевидение и спутниковая связь.

проводное вещание □ подай» ¡иг«.,,.

Рис. Структура объема услуг инфраструктуры связи (в процентах к итогу)

Выводы. Исследовательские выводы и рекомендации автора по реализации Послания главы страны Федеральному Собранию 1 марта 2018 г. с использованием социально-экономического потенциала сводится к следующему: первоочередной актуальной задачей формирования современной производственной инфраструктуры в регионе является создание развитой системы сервисного обслуживания. Эта система может иметь индивидуальный (децентрализованный) характер, либо централизованное обслуживание специализированными центрами сервиса. Последняя, как показывает опыт, имеет большую перспективу.

В научно-практическом аспекте региональная система сервисного обслуживания представляет собой линейно-узловую структуру. Узловыми элементами являются инфраструктурные узлы. Линейные параметры формируются вдоль основных коридоров товародвижения в виде придорожного сервиса. Технологическую основу сервисного обслуживания составляют терминально-технологические комплексы, размещаемые, как правило, в узловых элементах системы. Системы должны в перспективе формироваться поэтапно и ориентироваться на финансовое самообеспечение.

Первоочередной актуальной задачей для республики является разработка четкой, реальной производственно-инфраструктурной стратегии. Например, по созданию единой инфраструктурной системы, транспортно-складской базы на основе экспортных коридоров или модернизации железных дорог. Стратегическое планирование должно быть крупномасштабным, общенациональным и конкурентно-ориентированным, создавая условия для стабильного экономического роста и появления новых возможностей в отраслевых сферах экономики республики. Россия должна увеличить объемы инвестиций в развитие подотрасли производственной инфраструктуры Дагестана, что будет являться признаком умелой экономической политики в рамках долгосрочной стратегии.

При анализе проблем развития предприятий производственно-логистической инфраструктуры автором сделан акцент на то, чтобы она работала, прежде всего, на внутрирегиональные, внутридагестанские нужды. Ввиду невозможности решения целого ряда насущных проблем инфраструктуры в рамках традиционных методов управления целесообразна разработка и реализация концепции региональных проблем развития отдельных ее составляющих с учетом геоэкономического потенциала. Наряду с этим необходима разработка и реализация комплексной программы развития производственной инфраструктуры на 2019-2025 гг. и на период до 2050 г. с учетом особенностей региона СКФО.

Некоторые ориентиры и предложения автора по реализации Послания главы России 1 марта 2018 г. на перспективу (2019-2024 гг.) с использованием геоэкономического потенциала региона сводятся к следующему: качественно обустроить инфраструктурный коридор «Север-Юг» для развития международного транзита и экспортных перевозок продукции, где ключевыми субъектами станут Дагестан и Астраханская область; формировать с учетом современных реалий производственную инфраструктуру курортно-рекреационной зоны, в первую очередь, речь идет о качестве транспортно-логистических узлов Северо-Кавказской федеральной дорожной сети; создавать дорожные фонды на муниципальном уровне, решать проблемы внутриреспубликанских дорог. Это будет определенная новация.

Проведенный анализ показал, что есть проблемы с наполнением дорожных фондов, но мы рекомендовали бы в ряде муниципалитетов района с этим вопросом поэкспериментировать, а для того чтобы решить проблему устойчивого развития и качественного функционирования производственной инфраструктуры, необходимо постепенно увеличивать объем капитальных вложений дорожно-транспортной подсистемы экономики и к 2024 г. привести всю инфраструктурную сеть в соответствие с нормативами. При этом президент страны подчеркнул «За счет строительства обходов необходимо разгрузить города от транзитных потоков [18, с. 23]. Необходимо усовершенствовать систему управления производственной и коммуникационной сфер и перейти к комплексному управлению экономикой отрасли.

Уверен, что решение этих и других актуальных вопросов позволит комплексу встать на новый уровень развития и сделать его ведущей отраслью в экономике региона. Приоритетными должны стать внутригородские и внутрипоселковые дороги - в Дагестане сотни малых населенных пунктов имеют сложности с круглогодичным доступом к автотрассам, а перспективный прогноз развития отрасли выходят за географические границы приграничного регио-

на. К примеру, появление новых современной дорожно-транспортной сети позволит сделать реальностью идею доступности главных курортов Юга России - Кавминвод, Домбая, Приэль-брусья, Каспийского, Черноморского побережья и др., что позволит резкое увеличить число туристов.

Следовательно, подъем и переход к цивилизованной развитой экономики Дагестана невозможен без эффективно развивающейся и качественно функционирующей производственной инфраструктуры, способной решать новые задачи, выдвигаемые требованиями рыночного механизма. Устойчивые темпы развития народного хозяйства страны и ее регионов поставили перед наукой и практикой задачу разработать и осуществить внедрение новых эффективных форм и методов управления экономикой, соответствующих новому этапу развития производительных сил и производственных отношений в стране. В соответствии с этой задачей особенно актуальными в настоящее время являются проблемы развития производственной инфраструктуры в условиях рыночных преобразований.

Литература

1. Послание (Отчет) главы Республики Дагестан Народному Собранию //Дагестанская правда. 7 февраля 2017 г. № 26.

2. Багомедов, М. А. Стратегические приоритеты развития социальной сферы региона. Т. 1. - Махачкала : Изд. дом «Наука плюс», 2011.

3. Гимбатов, Ш. М. Проблемы социально-экономического развития республик Северного Кавказа // Вопросы структуризации экономики. 2012. № 3. С. 114-117.

4. Гимбатов, Ш. М. Роль социального капитала в экономическом развитии региона // Вопросы структуризации экономики. 2011. № 2. С. 91-93.

5. Гордеев, О. И. Комплексное развитие промышленности региона на этапе модернизации и перехода к инновационной экономике //Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 2. С. 110-116.

6. Дохолян, С. В., Экигальцев, О. В. Анализ и сравнительная оценка законодательства и несостоятельности и банкротстве //Региональные проблемы преобразования экономики. 2004. № 2.

7. Камалова, Т. А. Качество и безопасность товаров и услуг //Апробация. 2014. № 7. С. 59-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Курбанов, К. К., Петросянц, В. З. Роль и место АПК в устойчивом развитии региональной системы (на примере СКФО) //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. С. 107-112.

9. Кутаев, Ш. К., Сагидов, Ю. Н. Современное состояние и проблемы развития промышленности региона //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 6. С. 62-66.

10. Петросянц, В. З., Дохолян, С. В., Петросянц, Д. В. Баширова, А. А. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики. - М. : Экономика, 2011.

11. Послание : приоритеты расставлены //Дагестанская правда от 4 декабря 2015 г.

12. Социально-экономическое положение Республики Дагестан за январь - декабрь 2016 г. / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан (Дагестанстат). - Махачкала, 2017. 13. Дохолян, С. В., Петросянц, В. З., Петросянц, Д. В., Курбанов, К. К., Садыкова, А. М. Механизмы формирования и реализации социально-экономической политики устойчивого развития региональной системы ; под общей ред. д.э.н., проф. С.В.Дохоляна / РАН, ДНЦ, ИСЭИ. - М. : Перо, 2016.

14. Ясин, Е., Акиндинова, Якобсон , Яковлев А. Состоится ли новая модель экономического роста в России? -М. : Экономист, 2013. № 5.

15. Россия в XXI в. : глобальные вызовы и перспективы развития //Материалы третьего Международного форума, 21-22 октября 2014 г. Москва ; под общ. ред. Цветкова В.А. -М. : ИПР РАН, 2014. С. 3336.

16. Витте, С. Ю. Пути сообщения и экономическое развитие России. Кн. 2.4.1. - М., 2014.. С. 54-58.

17. Послание : приоритеты расставлены // Республиканская общественно-политическая газета «Дагестанская правда». 4 декабря 2015 г. С. 3.

18. Основное содержание Послания Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию. Москва, 1 марта 2018 г.

19. Дагестан в цифрах 2017 г. : краткий стат. сб. - Махачкала.

20. Reinforced plastics. 2017. No. 6.

21. Reinforced plastics. 2014. No. 6.

22. Reinforced plastics. 2016. No. 1.

References:

1. Message (Report) of the Head of the Republic of Dagestan to People's Assembly // Dagestan truth, on February 7, 2017. No. 26.

2. Bagomedov, M.A. Strategic priorities of development of the social sphere of the region. Vol. 1. - Makhachkala : Nauka plus publishing house, 2011.

3. Gimbatov, Sh. M. Problems of social and economic development of the republics of the North Caucasus // Questions of structurization of economy. 2012. No. 3. P. 114-117.

4. Gimbatov, Sh. M. A role of the social capital in economic development of the region // Questions of structurization of economy. 2011. No. 2. P. 91-93.

5. Gordeev, O. I. Complex development of the industry of the region at a stage of modernization and transition to innovative economy // Regional problems of transformation of economy. 2013. No. 2. P. 110-116.

6. Dokholyan, S. V., Ekigaltsev, O. V. Analysis and comparative assessment of the legislation and insolvency and bankruptcy //Regionalnye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - Makhachkala, 2004. No. 2.

7. Kamalova, T. A. Quality and safety of goods and services //Aprobation. 2014. No. 7. P. 59-61.

8. Kurbanov, K. K., Petrosyants, V. Z. Role and the place of agrarian and industrial complex in sustainable development of regional system (on the example of North Caucasus federal district) // Regional problems of transformation of economy. 2014. P. 107-112.

9. Kutayev, Sh. K., Sagidov, Yu. N. Current state and problems of development of the industry of the region // Regional problems of transformation of economy. 2014. No. 6. P. 62-66.

10. Petrosyants, V. Z., Dokholyan, S. V., Petrosyants, D. V. Bashirova, A. A. The strategy of regional development in the conditions of innovative transformations of economy. - M. : Economy, 2011.

11. Message : priorities are placed // The Dagestan truth of December 4, 2015.

12. Economic and social situation of the Republic of Dagestan for January - December, 2016 / Territorial authority of federal service of the state statistics on the Republic of Dagestan (Dagestanstat). - Makhachkala, 2017.

13. Dokholyan, S. V., Petrosyants, V. Z., Petrosyants, D. V., Kurbanov, K. K., Sadykova, A. M. Mechanisms of formation and realization of social and economic policy of sustainable development of regional system ; under the general edition Dr.Econ.Sci., the prof. S.V. Dokholyan / RAS, DNTs, ISEI. - M. : Feather, 2016.

14. Yasin? E., Akindinova, Jacobson , Yakovlev, A. Whether the new model of economic growth in Russia will take place? - M. : Economist, 2013. No. 5.

15. Russia in the XXI century : global challenges and prospects of development. Materials of the third International forum, on October 21-22, 2014 Moscow ; under a general edition of Tsvetkov V. A. - M. : International Party of Russia of RAS, 2014. P. 33-36.

16. Witte, S. Yu. Means of communication and economic development of Russia. Prince 2.4.1. - M.: 2014. P. 54-58.

17. The message : priorities are placed // Republican political newspaper «Dagestanskaya Pravda». 2015 on December 4. P. 3.

18. Main contents of the Message of the Russian President Vladimir Putin to Federal Assembly. - M., on March 1, 2018.

19. Dagestan in figures of 2017 : short statistical collection. - Makhachkala.

20. Reinforced plastics. 2017. No. 6.

21. Reinforced plastics. 2014. No. 6.

22. Reinforced plastics. 2016. No. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.