Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК В ТВОРЧЕСТВЕ АБУ НАСРА АЛЬ-ФАРАБИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК В ТВОРЧЕСТВЕ АБУ НАСРА АЛЬ-ФАРАБИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тафаккур / илм-фан / билим / интеллект / маънавият / инсон капитали. / мышление / наука / знание / интеллект / духовность / человеческий капитал

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — M. К. Рахимшикова

Ушбу мақолада Абу Наср ал-Фаробий асаридаги илм-фаннинг долзарб муаммолари муҳокама қилинади. Унинг ақл ҳақидаги, илм-фаннинг инсон ҳаѐтидаги ўрни ҳақидаги таълимоти фалсафа нуқтаи назаридан таҳлил қилинади. Мақолада Абу Наср ал-Фаробийнинг ижтимоий фанлар, хусусан, фалсафанинг долзарб масалалари бўйича қарашлари таҳлил қилинган. Инсониятнинг маънавий бойлигининг таркибидаги илм-фаннинг ижодий кучига эътибор қаратилади. Ал-Фаробий ўзининг гноселигик таълимотида борлиқнинг асосий шаклларини ўрганиш билан чекланиб қолмайди, балки мантиқ фанининг умумий табиатини ҳам кўриб чиқади. Ал-Фаробий тушунчасида мантиқ, биринчи навбатда, ақлни яхшилашга ҳисса қўшадиган ва одамларга ҳақиқат ва адолат йўлида кўрсатма берадиган қонунлар тўпламини ўрганади. Тадқиқот методологияси ўтмиш ва ҳозирги мутафаккирларнинг асосий ғояларининг диалектик алоқаси тамойилларини шакллантиради. Объектни ўрганишда тизимли ѐндашув, қиѐсий таҳлил, тарихийлик методлари ҳам қўлланилган. Сўнгги ўн йилликда интониятнинг маънавий ҳаѐтида сезиларли ўзгаришлар рўй бермоқда. Илм-фан жадал ривожланмоқда. Ал-Фаробийнинг ижтимоий ва гуманитар фанлар миссияси ҳақидаги ғоялари янада долзарб бўлиб бормоқда. Жамиятимиз инсон ҳаѐтини энг олий қадрият сифатида қадрлайди. Аммо инсониятнинг тафаккурида нихоятда жиддий ўзгаришлар мавжуд. Бу йўналишда мутафаккирларимиз томонидан таклиф этилган қимматбаҳо фикрларини қўллаш жуда зарурдир.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

10.24412/2181-1385-2023-2-61-68 Ijtimoiy-gumanitar fanlarning dolzarb masalalari 62 April, 2023 https://nuu.uz/ International Scientific and Practical Conference АННОТАЦИЯ В данной статъе рассматриваются актуальные проблемы науки в творчестве Абу Насра аль-Фараби. Его учение о разуме, место науки в жизнедеятельности человека анализируется с позиции философии. В статъе проанализированы взгляды Абу Насра аль-Фараби об актуальных вопросах социальных наук, особенно, философии. Уделено внимание созидательной силе науки как особого феномена духовного богатства человечества. В своем гносеологическом учении аль-Фараби не ограничивается исследованием основных форм бытия, также рассматривает общую природу науки логики. В понимании аль-Фараби логика, прежде всего, исследует совокупность законов, способствующих совершенствованию интеллекта и наставляющих людей на путь истины и справедливости. Методология исследования образует принципы диалектической связи основных идей мыслителей прошлого и настоящего. Также использован системный подход, сравнительный анализ, историзм при исследовании объекта. В последние десятилетия в духовной жизни происходят значительные изменения. Наука быстрым темпом развивается. Идеи аль-Фараби о миссии социально-гуманитарных наук ещѐ более актуализируется. Наше общество ценить, признает высшей ценностью жизнь человека. Но происходит изменение в жизненных ориентирах. В этом русле применения ценных установок, предложенных нашими мыслителями, своевременно и нужно

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК В ТВОРЧЕСТВЕ АБУ НАСРА АЛЬ-ФАРАБИ»

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-2-61-68

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК В ТВОРЧЕСТВЕ

АБУ НАСРА АЛЬ-ФАРАБИ

M. К. Рахимшикова

Кандидат философских наук, доцент Южно-Казахстанского университета

имени М. Ауезова тгах1твЫкоуа@ша11 .ги

Ушбу маколада Абу Наср ал-Фаробий асаридаги илм-фаннинг долзарб муаммолари мухокама килинади. Унинг акл хакидаги, илм-фаннинг инсон хаётидаги урни хакидаги таълимоти фалсафа нуктаи назаридан тахлил килинади. Маколада Абу Наср ал-Фаробийнинг ижтимоий фанлар, хусусан, фалсафанинг долзарб масалалари буйича карашлари тахлил килинган. Инсониятнинг маънавий бойлигининг таркибидаги илм-фаннинг ижодий кучига эътибор каратилади.

Ал-Фаробий узининг гноселигик таълимотида борликнинг асосий шаклларини урганиш билан чекланиб колмайди, балки мантик фанининг умумий табиатини хам куриб чикади. Ал-Фаробий тушунчасида мантик, биринчи навбатда, аклни яхшилашга хисса кушадиган ва одамларга хакикат ва адолат йулида курсатма берадиган конунлар тупламини урганади.

Тадкикот методологияси утмиш ва хозирги мутафаккирларнинг асосий гояларининг диалектик алокаси тамойилларини шакллантиради. Объектни урганишда тизимли ёндашув, киёсий тахлил, тарихийлик методлари хам кулланилган.

Сунгги ун йилликда интониятнинг маънавий хаётида сезиларли узгаришлар руй бермокда. Илм-фан жадал ривожланмокда. Ал-Фаробийнинг ижтимоий ва гуманитар фанлар миссияси хакидаги гоялари янада долзарб булиб бормокда. Жамиятимиз инсон хаётини энг олий кадрият сифатида кадрлайди. Аммо инсониятнинг тафаккурида нихоятда жиддий узгаришлар мавжуд. Бу йуналишда мутафаккирларимиз томонидан таклиф этилган кимматбахо фикрларини куллаш жуда зарурдир.

Калит сузлар: тафаккур, илм-фан, билим, интеллект, маънавият, инсон капитали.

АННОТАЦИЯ

April, 2023

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-2-61-68

АННОТАЦИЯ

В данной статъе рассматриваются актуальные проблемы науки в творчестве Абу Насра аль-Фараби. Его учение о разуме, место науки в жизнедеятельности человека анализируется с позиции философии. В статъе проанализированы взгляды Абу Насра аль-Фараби об актуальных вопросах социальных наук, особенно, философии. Уделено внимание созидательной силе науки как особого феномена духовного богатства человечества.

В своем гносеологическом учении аль-Фараби не ограничивается исследованием основных форм бытия, также рассматривает общую природу науки логики. В понимании аль-Фараби логика, прежде всего, исследует совокупность законов, способствующих совершенствованию интеллекта и наставляющих людей на путь истины и справедливости.

Методология исследования образует принципы диалектической связи основных идей мыслителей прошлого и настоящего. Также использован системный подход, сравнительный анализ, историзм при исследовании объекта.

В последние десятилетия в духовной жизни происходят значительные изменения. Наука быстрым темпом развивается. Идеи аль-Фараби о миссии социально-гуманитарных наук ещё более актуализируется. Наше общество ценить, признает высшей ценностью жизнь человека. Но происходит изменение в жизненных ориентирах. В этом русле применения ценных установок, предложенных нашими мыслителями, своевременно и нужно.

Ключевые слова: мышление, наука, знание, интеллект, духовность, человеческий капитал

This article discusses the current problems of science in the work of Abu Nasr al-Farabi. His teaching about the mind, the place of science in human life is analyzed from the standpoint of philosophy. The article analyzes the views of Abu Nasr al-Farabi on topical issues of social sciences, especially philosophy. Attention is paid to the creative power of science as a special phenomenon of the spiritual wealth of mankind.

In his epistemological teaching, al-Farabi does not limit himself to the study of the basic forms of being, but also considers the general nature of the science of logic. In al-Farabi's understanding, logic, first of all, explores a set of laws that contribute to the improvement of intelligence and

ABSTRACT

instruct people on the path of truth and justice.

April, 2023

The research methodology forms the principles of dialectical connection of the main ideas of thinkers of the past and present. A systematic approach, comparative analysis, historicism were also used in the study of the object.

Significant changes have been taking place in spiritual life in recent decades.

Science is developing rapidly. Al-Farabi's ideas about the mission of the social sciences and humanities are becoming even more relevant. Our society values and recognizes human life as the highest value. But there is a change in life guidelines. In this direction, the application of valuable installations proposed by our thinkers is timely and necessary.

Keywords: thinking, science, knowledge, intelligence, spirituality, human capital

Мировоззрение аль-Фараби является важным и актуальным в понимании культурного развития тюркских народов. В творчестве великого мыслителя отражаются гуманные идеалы, посредством которых человечество стремиться к высшим благам и добродетельности. Именно поэтому в истории философии важен интеллектуальный опыт тех мыслителей, которые в своих научных трудах, осознавая роль науки и культуры в обществе, заложили фундамент просвещенного общества. Великие наши корифеи создали великую мудрость, которая стала опорой последующего человеческого существования.

Главной особенностью духовного наследия аль-Фараби является образ личности, который переборол все пороки и стремится к знанию. «Второй учитель» учит нас переосмыслить свою жизнь, свои поступки и предлагает обращаться к разуму. По его мнению, разум и рассудительность направляет человека на благие поступки и деяния. Исходя из вышеизложенного, приходим к выводу, что в научном творчестве мыслителя разум, мораль и нравственность имеют некое единство. Сам по себе разум базируется в качестве критерия морали, нравственности. Разум, знание и мудрость - ключевые понятия философии аль-Фараби.

Следует отметить, что Абу Наср аль-Фараби глубоко исследовал внутреннюю сущность вещей и предметов, старался раскрыть их. Вне его внимания не остались границы и возможности человеческого познания. Величайшее достижение философии «Второго учителя» - это его учение об интеллекте, классификация наук. «Второй учитель» глубоко исследовал феномен «интеллект» и разработал собственную концепцию о человеческом разуме. Его идеи о разуме и науке

April, 2023

63

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-2-61-68

столь содержательные и правильно ориентированные.

Проблемы гносеологии отражаются в таких трудах аль-Фараби как «Рассуждения о значениях [слова] интеллект», «Жемчужина премудрости», «О классификации наук» и другие.

В книге «Рассуждения о значениях [слова] интеллект» концепт «интеллект» рассматривается и употребляется в самых разных значениях. Например, первое смысловое значение относится к человеку и звучит таким образом: «человек разумен». На мой взгляд, какой бы поступок не совершал человек, данный поступок отражает его внутреннюю суть. Иначе говоря, в процессе познания разум или разумение имеет огромное значение. Не случайно Абу Наср аль-Фараби пишет: «Человек стал человеком именно благодаря разуму» [1, 37] Эта мысль является исходной посылкой в его суждениях о духовном достоинстве человека. Здесь ученый обращает внимание на совершенство человеческого разума и духа.

По мнению аль-Фараби, второе смысловое значение концепта «интеллект» разработано представителями исламского направления калам. Они утверждают, что каждый человек по-своему понимает смысловое значение данного понятия. В целом, интеллект воспринимается сторонниками калама индивидуально, и они боролись за суверенность интеллекта. Вместе с тем трактат «О значениях [слова] разум» оказал большое воздействие на развитие представлений о человеческой сущности и его интеллекта.

Помимо этого, феномен «интеллект» более глубоко исследован древнегреческими философами. Аристотель данной теме посвятил ряд своих трудов: «Доказательство», «Никомахово этика», «О душе», «Метафизика». Отличительная концепция о разуме Аристотеля заключается в том, что он данное понятие рассматривал в качестве интеллекта. Кроме того, в творчестве Аристотеля наука занимает передовую позицию или же доминирующее место. Сам Аристотель подчеркивал роль опыта. Первый философ мира утверждал, что познание мира происходит через постигаемый разумом опыт. По его мнению, следует изучать явления или феномены. Он в качестве основы вещей особо отметил четыре причины: материя, форма, действие и цель. Для полного описания предмета необходимо знать вот эти четыре причины. Итак, наука воспринималась античными философами, философами эпохи Ренессанса и Нового времени в качестве опоры достижения высшей точки человеческого развития. Данное понимание также отражается

в научном наследии выдающегося французского философа

April, 2023

П.Тейяр де Шарден. В своей работе «Феномен человека», выделяя триаду эволюционной ступени Универсума (Преджизнь - Жизнь - Сверхжизнь), он приходит к выводу о наличии в структуре Вселенной особой точки - «точки Омега». По его убеждению, точка Омега представляет психический слой -коллективный разум в форме «концентрации сознаний» отдельных интересов. Следовательно, существование человека, его сознания не только выделяют его из Вселенной, но и придают ей смысл, «очеловечивают» ее.[2, 11-12]

В данном направлении существует еще одно современное утверждение, что Вселенная - дом человека. [2, 9] Если исходить из этой позиции, можно утверждать, что задача разумного человека - исследовать, наблюдать, познавать тайны, раскрывать закономерности как бы из окна своего дома. К этому стремились и стремятся ученые всех времен. Здесь возникает вопрос: для чего нужно познание мира? Конечно, оно необходимо человечеству. Познавать и раскрывать закономерности природы - цель и предназначение человечества.

Что касается развития науки, особенно социально-гуманитарные науки, их мировоззренческие и методологические ориентиры, то данная проблема достаточно сложная. Наука постоянно стремиться к познанию. Она находиться в постоянном поиске абсолютной истины. Наряду с этим, науку сопровождают противоречия, борьба между новым и старым знанием. В процессе познания абсолютной истины старое знание занимает ведущее место. Однако, современная наука - многослойная и многоплановая.

За последние 3-4 века наука коренным образом изменила жизнь человека и общества. Для нас уже привычны, например, медицина, средства связи, транспорт, телевидение, радио и все прочие, которые являются результатом научных и технических достижений. Польза от науки и техники, конечно же, имеется, так как она высокопродуктивная. Тем не менее, оказалось, что наука способна приносить не только пользу, но и вред. Именно научные технологии создали возможность недальновидному и неосмысленному будущему человечества, новые научные технологии способны развязывать крупномасштабные войны и одновременно губить среду его обитания. В результате человечество остается бессильным и беззащитным перед своими научными открытиями. В свое время многие представители антисциентизма не просто так предлагали контролировать результаты научных и технических открытий. Контроль достижений науки до сих пор остается не решенной и актуальной проблемой современного общества. Эти проблемы не остались вне внимания Абу

April, 2023

65

Насра аль-Фараби. Он считал, что образование должно сопровождаться воспитанием. Образование, полученное в отрыве от воспитания, носит не только угрозу для общества, но ещё оно способствует формированию типа людей, враждебно настроенной ориентацией всему человечеству.

Современная тенденция интернационализации научного знания еще более четко обусловливает необходимость исследования творческого наследия великого энциклопедиста Абу Насра аль-Фараби. Роль научного творчества аль-Фараби важна не только в общем контексте развития философско-образовательной мысли, но она важна и в контексте развития возможностей человеческого потенциала в современных условиях.

Современную тенденцию развития образования и науки необходимо рассматривать под углом размышлений аль-Фараби. Ведь его концепция ориентируется на интеллектуальное и нравственное развития, при котором достигается расцвет науки и культуры.

Более того, весь комплекс философских проблем - это учение об идеальном обществе, о человеке и познаваемости мира органически между собой взаимосвязаны, все это практически направлено на познание мира, воспитание и образование. Процесс воспитания и образования разрабатывается ученым в свете разума и морали. Интеллектуальное и нравственное совершенства тесно связаны между собой, так как интеллектуальность относится к моральности. На мой взгляд, в современном мире человека, имеющего интеллектуальное и нравственное совершенство, называют интеллигентом. Ученый неоднократно отмечает связь интеллектуального и нравственного видов совершенств и утверждает: «знание должно быть украшено поведением».

Без преувеличения можно утверждать, что характерная черта философии познания аль-Фараби заключается в том, что ученый в условиях средневекового периода сумел предвидеть нюансы развития науки (отрицательные последствия) и обосновал учение о разуме в тесной связи с гуманизмом, добродетельностью.

Например, рассуждая об истинном значении слова интеллект, аль-Фараби приходит к выводу, что человек разумен, и под разумностью подразумевается акт его интеллекции. По мнению «Второго учителя», акт интеллекции определяется мерой добродетельности. Интеллект человека является совершенным тогда, когда он связан с сообразительностью и добром, считает ученый. По этому

April, 2023

66

поводу Абу Наср аль-Фараби пишет: «Сообразительность в выявлении того, что поистине является добром, с тем, чтобы самому так поступать, или что есть, чтобы избежать его, - это и есть разумение» [3, 18]

Очевидно, такое понимание данной проблемы имеет свою почву. Трактуя концепт «разума» в таком рассуждении, аль-Фараби затрагивает направленность и конечную цель познания. Целью познания является достижение истины и в том числе, блага. Как великий ученый своего времени, он понимал ту объективную истину, что наука может приносить человеку не только пользу, но и одновременно вред. Это зависит от того, кто этим занимается. Кроме того, аль-Фараби пишет: «Разумному нужна вера, а вера, по их мнению, добродетель» [3,17]

В коллективной монографии «Научное познание: поиски новых парадигм» утверждается: «Люди же сегодня (включая, разумеется, и ученых) подразделяются на две категории. Одни стремятся в науке к постижению оснований бытия. Другие же - к устройству быта, комфорту. Одни задаются вопросом: как мне использовать познанное для моего более правильного, более гармоничного бытия? Другие - как мне использовать познанное для моего еще большего удобства?» [4, 5]

Действительно, облик современного мира и одновременно, облик современной науки, сильно изменился. В первую очередь, этот процесс взаимосвязан с коммерциализацией науки. Наука перестала быть гуманной. В силу этих обстоятельств, исследование научных трактатов аль-Фараби и применение их в практической деятельности нашего общества весьма своевременны. Великий мыслитель аль-Фараби рассматривал все познанное для правильного использования в человеческом сообществе. Для него важно было обосновать правильную, справедливую форму существования.

В 2014 году опубликована статья А.Азимхан в газете «Панорама Шымкента» от 18 июля под названием «Аль-Фараби - ключ к нераскрытым тайнам «золотого века» исламской культуры». О деятельности Абу Насра аль-Фараби доктор философских наук, профессор Анель Азимхан утверждает следующее: «Прежде всего тем, что это человек эпохи классического ислама, символ «золотого века» исламской культуры. Он был ученым-энциклопедистом и мыслителем. Он поднимал глобальные вопросы философии, такие как самоидентификация человека. Что такое человек? Каково его место в мироздании?»[5, 3]

В действительности, аль-Фараби на первое место

April, 2023

67

DOI: 10.24412/2181-1385-2023-2-61-68

ставил развитие науки как основного феномена духовного богатства человека. В последние десятилетия в духовной жизни происходят значительные изменения. Актуальность исследования данной статьи обусловлена проблемой формирования и крушения культурных парадигм современного общества. Наше общество ценить, признает высшей ценностью природы человека. Но происходит изменение в жизненных ориентирах. В этом русле применения ценных установок, предложенных нашими мыслителями, своевременно и нужно.

REFERENCES

1. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1973. -

2. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. -Москва: Гардарики, 1999. - 520 с.

3. Аль-Фараби. Естественно-научные трактаты. - Алма-Ата: Наука, 1987. -496 с.

4. Научное познание: поиски новых парадигм. Коллективная монография / Под общ. ред. З.К. Шаукеновой. - Алматы: ИФПР КН МОН РК, 2012. - 252 с.

5. Азимхан А. «Аль-Фараби - ключ к нераскрытым тайнам «золотого века» исламской культуры». Понорама Шымкента. 18.07.2014г.

499с.

April, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.