Научная статья на тему 'Актуальные проблемы реализации конституционного права на высшее образование'

Актуальные проблемы реализации конституционного права на высшее образование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
471
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конституционное право на образование / право на высшее образование / формы образования / уровни образования / субъективное право / реализация права на высшее образование.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Радаева С.В., Агафонова Н.Ю.

В статье рассматриваются отдельные проблемы реализации права на высшее образование. Отмечается, что образование как единый и целенаправленный процесс воспитания и обучения является общественно значимым благом. Говорится, что данный процесс осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Следовательно, государство наиболее заинтересовано в создании реально действующих механизмов для реализации членами общества права на образование. Авторами констатируется, что особенности реализации права на высшее образование зависят от государственных программ, предназначенных для стратегического развития сферы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы реализации конституционного права на высшее образование»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -6-54-58 РАДАЕВА Светлана Владимировна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Российского государственного университета правосудия (Северо-Кавказский филиал в г. Краснодар), e-mail: 1974403@mail.ru

АГАФОНОВА Наталья Юрьевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Российский государственный университет правосудия (Северо-Кавказский филиал в г. Краснодар), e-mail: agafonovanatalia@yandex.ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация. В статье рассматриваются отдельные проблемы реализации права на высшее образование. Отмечается, что образование как единый и целенаправленный процесс воспитания и обучения является общественно значимым благом. Говорится, что данный процесс осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Следовательно, государство наиболее заинтересовано в создании реально действующих механизмов для реализации членами общества права на образование. Авторами констатируется, что особенности реализации права на высшее образование зависят от государственных программ, предназначенных для стратегического развития сферы образования.

Ключевые слова: конституционное право на образование, право на высшее образование, формы образования, уровни образования, субъективное право, реализация права на высшее образование.

RADAEVA Svetlana Vladimirovna,

PhD in law,

associate Professor of the Department of state and legal disciplines

Russian state University of justice (North Caucasus branch in Krasnodar)

AGAFONOVA Natalia Yuryevna,

PhD in law,

associate Professor of the Department of state and legal disciplines

Russian state University of justice (North Caucasus branch in Krasnodar)

ACTUAL PROBLEMS OF REALIZATION OF THE CONSTITUTIONAL

RIGHT TO HIGHER EDUCATION

Annotation. This article discusses some problems of the realization of the right to higher education. Education as a single and purposeful process of education and training is a socially significant good. It is carried out in the interests of the individual, the family, society and the state. Consequently, the State is most interested in creating real mechanisms for the realization of the right to education by members of society. The specifics of the realization of the right to higher education depend on state programs designed for the strategic development of the education sector.

Key words: constitutional right to education, right to higher education, forms of education, levels of education, subjective right, realization of the right to higher education.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

Право на образование - одно из неотъемлемых социальных прав человека и гражданина, нашедшее свое закрепление в Основном Законе государства [2]. Особенности реализации конституционно закрепленного права на образование определяются правовой природой данного права, наличием необходи-мыхзаконодательных норм и правоприменительной практикой. Право на образование носит многоаспектный характер, в связи с чем, в литературе имеется большое количество мнений по этому вопросу. Так, например, Е.В. Курицына, под правом на образование понимает субъективное право личности, которое представляет собой реально существующую, гарантированную государством и международным сообществом фактическую возможность лица обладать и пользоваться знаниями, умениями и навыками в целях повышения своего культурного уровня в личных интересах и в интересах всего общества [5, с. 7].

О.А. Теплякова полагает, что право на образование, будучи одним из наиболее существенных конституционных, социальных, культурных прав человека, создает предпосылки для развития личности и общества в целом. Предполагаются обязанности государства по обеспечению данного права для каждого человека [11, с. 27].

М.В. Смирнова отмечает, что право на образование рассматривалось в качестве фундаментального права в сфере культуры, считалось, что образование открывает доступ к культурным ценностям своего и других народов, цивилизации, гарантирует духовное развитие человека, способствует формированию у трудящихся высокого уровня общей и профессиональной культуры, способности к творчеству и т.д. [10, с. 31].

С.Л. Серегина высказывает мнение, что право на образование является составной частью общего права - права человека на развитие [9, с. 6].

Отсюда мы видим, что многочисленные исследователи проблем реализации конституционного права на образование, обозначая различные подходы к определению понятия и содержания конституционного права на образование, так или иначе, отмечают в качестве главной цели реализации данного права - развитие личности, общества, государства, повышения уровня культуры в целом, и правовой культуры, в частности.

Эта же мысль законодателя прослеживается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [3] (далее - ФЗ № 273-Ф3),

который, определяя образование как процесс воспитания и обучения, единый и целенаправленный, называет его общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.

То есть стоит отметить, что государство наиболее заинтересовано в создании реально действующих механизмов для реализации членами общества права на образование.

Высокая социальная значимость образования подчеркнута в ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, в которой говорится, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства [1]. Таким образом, право на образование является одним из основополагающих прав человека. При этом важно осознавать, что интеллектуальные возможности образования создают предпосылки реализации принципов демократии, равенства, прав человека, толерантности и межкультурного взаимопонимания [8, с. 43].

ФЗ № 273-ФЗ в числе уровней профессионального образования называет высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации). Цель высшего образования, безусловно, согласуется с основной целью образования вообще. Она состоит в необходимости обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации. В связи с появлением новых форм образования, в т.ч. высшего, интерес к последнему увеличивается. Однако стоит отметить, что все-таки уровень населения, желающего повысить свой уровень образования, получив профессиональное высшее образование, все-таки остается низким.

На представленном ниже графике [7] видно, что по результатам переписи населения в России только 33.5% населения в возрасте от 30 до 40 лет и 47% в возрасте от 40 до 50 лет имеют высшее образование. По сравнению с другими государствами это средняя позиция. Лидером в вопросах получения высшего образования является Канада и Республика Корея.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

1.4. Удельный вес населения а возрасте 25—34 лет, имеющего высшее образование (МСКО 6, 7 н Б), в общем численности населения данной возрастной группы по полу и странам: 2017

(проценты)

' Па Роинн - донные никрапереписн населенна 2й1Б г.

При этом стоит отметить, что уровень обра- 1000 человек населения каждой возрастной зования [7] взрослого населения в расчете на группы составляет:

Население в возрасте 25-64 лет Мужчины Женщины

Высшее образование 304 264 339

Среднее профессиональное 347 331 361

Среднее общее 168 187 152

Приведенные показатели свидетельствуют о том, что уровень лиц, имеющих высшее образование, среди общего числа населения России значительно низок, он даже не достигает 50%, в особенности среди молодого населения.

Следовательно, детальное внимание должно быть уделено вопросам, связанным с реализацией права на высшее образование. Говоря о его реализации, под таковым мы понимаем именно субъективное право. Среди ключевых факторов, оказывающих воздействие на его реализацию, можно выделить: сочетание диспозитив-ных и императивных начал, отнесение вопросов образования к сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ, неравномерность соотношения положений Конституции РФ и ФЗ № 273-ФЗ, необходимость обеспечения реализации права на образование в течение всей жизни человека.

В соответствии с новой редакции п. «е» ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федера-

ции находится установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в т.ч. непрерывного образования [2]. Однако регулирование отношений, возникающих в связи с реализацией права на образование, осуществляется как на федеральном и региональном, так и на муниципальном уровнях, поскольку согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ № 273-ФЗ муниципальные районы, муниципальные и городские округа имеют ряд полномочий по вопросам местного значения в сфере образования. Допускается создание муниципальных организаций высшего образования, однако такая практика не является распространенной [3]. Основная проблема состоит в том, что в ФЗ № 273-ФЗ дается иной подход к понятиям права на образование и его реализацию. Так, согласно в ч. 4 ст. 5 данного нормативно-правового акта реализация права на образование обеспечивается путем создания государственными и муниципальными органами

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

социально-экономических условий для получения образования [3]. Подобный подход следует считать ошибочным, поскольку реализация субъективного права осуществляется посредством волевых действий субъекта права, выраженных в определенных действиях, имеющих юридическое значение. Создание необходимых социально-экономических условий является не реализацией права, а гарантией его реализации. Между тем, без соответствующих социально-экономических условий невозможна реализация права на образование в течение всей жизни, т.к. здесь требуется гибкое сочетание коммерческих и некоммерческих механизмов.

Серьезный отпечаток на реализацию права на образование оказывает то, что в Конституции РФ не установлена система образования [2]. Системообразующие принципы заложены в ФЗ № 273-ФЗ, причем данные принципы претерпели серьезные изменения в связи с принятием новой редакции данного закона [3]. С одной стороны, это обеспечивает адаптивность системы образования, с другой - при внесении изменений в законодательство механизм реализации права на образование претерпевает существенные изменения. Т.Н. Матюшева считает, что в российской системе образования наличествуют две явных тенденции: стремление к сохранению самобытности и глобализация образования [9, с. 113—117].

Большое количество споров возникает в связи с Болонским процессом, изменившим структуру высшего образования. Помимо этого, происходит нарастающая коммерциализация высшего образования, несмотря на то, что органы публичной власти обязаны обеспечивать социально-экономические условия, позволяющие реализовать право на образование, в т.ч. на высшее. В Конституции РФ закреплен принцип получения высшего образования на конкурсной основе бесплатно, однако, о количестве мест, обучение по которым оплачивается из средств бюджета, ничего не говорится, а также не поясняются условия проведения конкурса [2]. Поступление в высшие учебные заведения проводится на основании результатов Единого государственного экзамена. Из очевидных достоинств этой системы отметим независимую от образовательных организаций систему оценки знаний, что как юридически, так и фактически гарантирует абитуриентам равные возможности для поступления в вуз. Одним из существенных недостатков ЕГЭ является то, что для поступления в ВУЗ прохождение экзамена требуется как выпускникам школ, так и выпускникам училищ и колледжей, которые, в отличие от школьников, параллельно с ЕГЭ проходят итоговую государственную аттестацию. Сложившееся противоречие в рамках системы ЕГЭ неустранимо, поскольку

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

данная система не допускает широкой дифференциации.

Некоторые особенности реализации права на высшее образование зависят от государственных программ, предназначенных для стратегического развития сферы образования. В настоящее время действует образовательная программа «Развитие образования», одним из основных направлений которой является развитие цифровой образовательной среды, облегчающей доступ к высшему образованию путем повышения численности обучающихся образовательных организаций, прошедших обучение на онлайн-курсах [4]. Подобная цель стала возможна за счет развития технического обеспечения учебного процесса и технологической оснащенности пользователей, что является примером того, как отдельные особенности реализации образования появляются благодаря общественно-технологическому развитию, возведенный впоследствии в правовые рамки.

Таким образом, реализация конституционного права на образование сопряжена с существенными проблемами, находящимися в областях материального права, процессуального права и правоприменительной деятельности. Несмотря на имеющиеся недостатки, российская система образования стабильно функционирует за счет базирования на международно-правовом и конституционном нормативном ядре. В целях совершенствования реализации права на образование необходимо устранить выявленные противоречия в понятийном аппарате, усилить регламентацию процедурного аспекта образовательной деятельности, расширить основания применения юридической ответственности по отношению к участникам образовательного процесса, совершающих правонарушения, препятствующие реализации права на образование.

Список литературы:

[1] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1994. - № 12.

[2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.05.2021).

[3] Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (посл. ред.) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 15.05.2021).

[4] Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (в ред. 2018 года) [Электронный ресурс]. — URL: www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 15.05.2021).

[5] Курицына Е.В. Конституционное право на образование в Российской Федерации: понятие и содержание // Наука. Общество. Государство. -2014. - № 1 (5). - С. 1-11.

[6] Матюшева Т.Н. Образование как общая ценность международного права // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 14. — С. 113—117.

[7] Образование в цифрах: 2019: краткий статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 96 с.

[8] Рыжов В.Б. Сотрудничество Европейского Союза с государствами постсоветского пространства в области образования (на примере программы Erasmus+) [Электронный ресурс] // Международное право. - 2019. - № 2. — С. 42—50. URL: https://nbpublish.com/library_read_article. php?id=29830 (дата обращения: 15.05.2021).

[9] Серегина С.Л. Конституционное право на высшее образование в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. — Саратов, 2006. — 198 с.

[10] Смирнова М.В. Конституционное право на образование и гарантии его реализации в негосударственных общеобразовательных учреждениях: дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2006. — 201 с.

[11] Теплякова О.А. Конституционное право на образование и его обеспечение в деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления: дис. ... канд. юрид. наук. — Тюмень, 2005. — 200 с.

Spisok literatury:

[1] Mezhdunarodnyj pakt ob ekonomicheskih, social'nyh i kul'turnyh pravah ot 16 dekabrya 1966 g. // Byulleten' Verhovnogo Suda RF. - 1994. - № 12.

[2] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-

yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) [Elektronnyj resurs]. — URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 15.05.2021).

[3] Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. — URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 15.05.2021).

[4] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 dekabrya 2017 g. № 1642 «Ob utverzhdenii gosudarst-vennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovaniya» (v red. 2018 goda) [Elektronnyj resurs]. — URL: www.pravo.gov.ru. (data obrashcheniya: 15.05.2021).

[5] Kuricyna E.V. Konstitucionnoe pravo na obrazovanie v Rossijskoj Federacii: ponyatie i soder-zhanie // Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo. - 2014.

- № 1 (5). - S. 1-11.

[6] Matyusheva T.N. Obrazovanie kak obsh-chaya cennost' mezhdunarodnogo prava // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2014. - № 14.

— S. 113—117.

[7] Obrazovanie v cifrah: 2019: kratkij statistich-eskij sbornik / N.V. Bondarenko, L.M. Gohberg, N.V. Kovaleva i dr.; Nac. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». — M.: NIU VShE, 2019. — 96 s.

[8] Ryzhov V.B. Sotrudnichestvo Evropejskogo Soyuza s gosudarstvami postsovetskogo prostran-stva v oblasti obrazovaniya (na primere programmy Erasmus+) [Elektronnyj resurs] // Mezhdunarodnoe pravo. - 2019. - № 2. — S. 42—50. URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=29830 (data obrashcheniya: 15.05.2021).

[9] Seregina S.L. Konstitucionnoe pravo na vysshee obrazovanie v Rossijskoj Federacii: dis. ... kand. yurid. nauk. — Saratov, 2006. — 198 s.

[10] Smirnova M.V. Konstitucionnoe pravo na obrazovanie i garantii ego realizacii v negosu-darstvennyh obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdeni-yah: dis. ... kand. yurid. nauk. — M., 2006. — 201 s.

[11] Teplyakova O.A. Konstitucionnoe pravo na obrazovanie i ego obespechenie v deyatel'nosti organov gosudarstvennoj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii i organov mestnogo samoupravleniya: dis. ... kand. yurid. nauk. — Tyumen', 2005. — 200 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.