Научная статья на тему 'О соотношении конституционного и административного права в образовании'

О соотношении конституционного и административного права в образовании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
850
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конституционное право / Конституция РФ / правовое регулирование / права и свободы человека / право на образование / Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». / Constitutional law / Constitution of the Russian Federation / legal regulation / human rights and freedoms / the right to education / Federal Law of December 29 / 2012 No. 273-ФЗ “On education in the Russian Federation”.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барабанова Светлана Васильевна, Теплова Дарья Олеговна, Шагиева Розалина Васильевна

В статье рассматриваются вопросы реализации конституционных положений в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Авторами предложена оригинальная концепция выявления норм конституционного права в образовательном законодательстве, доказывается масштабность их присутствия в этой сфере, и, как следствие, обосновывается значение их обязательного применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON RATIO OF CONSTITUTIONAL AND ADMINISTRATIVE LAW IN EDUCATION

The article discusses the implementation of constitutional law in the Federal Law of December 29, 2012. No. 273-ФЗ “On education in the Russian Federation”. The authors have proposed an original concept of identifying constitutional law in educational legislation, the scale of their presence in this area is proved, and, as a result, the importance of their mandatory application is substantiated.

Текст научной работы на тему «О соотношении конституционного и административного права в образовании»

БАРАБАНОВА Светлана Васильевна,

доктор юридических наук, заместитель директора ИДПО ФГБОУ ВО «КНИТУ», заведующая кафедрой правоведения e-mail: sveba@inbox.ru

ТЕПЛОВА Дарья Олеговна,

кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой государственно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия

e-mail: dasha.teplova@mail.ru

ШАГИЕВА Розалина Васильевна,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права Российской таможенной академииe-mail:

shagsas@mail.ru

О СООТНОШЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы реализации конституционных положений в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». Авторами предложена оригинальная концепция выявления норм конституционного права в образовательном законодательстве, доказывается масштабность их присутствия в этой сфере, и, как следствие, обосновывается значение их обязательного применения.

Ключевые слова: конституционное право, Конституция РФ, правовое регулирование, права и свободы человека, право на образование, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

BARABANOVA Svetlana Vasilievna,

Doctor of Law, Deputy Director of KNITU, head of the Department of law

TEPLOVA Darya Olegovna,

PhD in Law,

Deputy head of the Department of state and legal Affairs disciplines of the East Siberian branch Russian state University of justice

SHAGIEVA Rosalina Vasilevna,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Departments of theory and history of the state and law of the Russian customs academy

ON RATIO OF CONSTITUTIONAL AND ADMINISTRATIVE LAW

IN EDUCATION

Annotation. The article discusses the implementation of constitutional law in the Federal Law of December 29, 2012. No. 273-Ф3 "On education in the Russian Federation". The authors have proposed an original concept of identifying constitutional law in educational legislation, the scale of

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10345 УДК 342

their presence in this area is proved, and, as a result, the importance of their mandatory application is substantiated.

Kew words: Constitutional law, Constitution of the Russian Federation, legal regulation, human rights and freedoms, the right to education, Federal Law of December 29, 2012 No. 273-03 "On education in the Russian Federation".

Тема, вынесенная в заголовок настоящей статьи, выбрана отнюдь не случайно. Именно вопросы доминанты той или иной отрасли права в образовании предопределяют характер правового регулирования этой сферы, влияют как на состояние реальной обеспеченности реализации конституционного права граждан на образование, так и на стратегию развития российского образования, его позиционирование в мировом образовательном пространстве. Безусловно, специфика образовательной сферы не могла не обусловить постепенное формирование собственной нормативной правовой базы, а затем и различные научные исследования, обосновывающие ее самобытность, своеобразие и необходимость отличных от традиционных отраслевых подходов к правовому регулированию образования.

Дискуссия о статусе образовательного права в системе российского права и правовой принадлежности отношений в сфере образования идет с разной степенью интенсивности на протяжении многих лет с середины 90-х. Результаты исследований можно найти, в частности, в публикациях, размещенных на сайте е-НЬгагу. Вопросами правового регулирования образования сегодня занимаются представители практически всех разделов юридической науки, начиная с теории государства и права. Коллективная монография «Гармонизация образовательного права России: проблемы теории и практики» [7], изданная к 20-летию Федерального центра образовательного законодатель-

Очевидно, что в совокупности нормы образовательного и административного права составляли в этом Законе преобладающую часть (59%), в то время как нормы конституционного права -

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

ства, внесшего существенный вклад в исследование проблематики образовательного права, предоставляет хорошую возможность исследовательского экскурса по данной тематике, в т.ч. и с точки зрения представительства отраслей права в образовании и науке образовательного права.

Однако, как следует из заголовка статьи, авторы хотели бы слегка сместить ракурс исследования и проанализировать правовое регулирование образования с точки зрения соотношения в нем норм конституционно-правового и административно-правового характера. Данная тема становится особенно актуальной в условиях нового для государства и граждан специального ограничительного режима, породившего многие проблемы для реализации конституционных прав граждан, в т.ч. и в сфере образования. Полагаем, в данном контексте уместно было бы процитировать Ю.А. Тихомирова, отмечавшего, что «государственное управление скорее всего выступает не как отдельная отрасль права, а в качестве объекта совместного правового регулирования по линии конституционного и административного права» [18, с. 55].

Еще в период действия Закона РФ «Об образовании» [11] Федеральный центр образовательного законодательства (http://www.lexed.ru) опубликовал примерную диаграмму соотношения норм различных отраслей права в указанном законе. Пропорции выглядели следующим образом:

всего 7%. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [20] (далее - ФЗ № 273-Ф3) данная пропорция еще больше - в связи с возрастающим

1 Образовательное 46%

2 Гражданское 14%

3 Административное 13%

4 Трудовое 11%

5 Конституционное 7%

6 Финансовое 6%

7 Международное 3%

администрированием в образовании, возвращением государства в те сферы, которые, по сути, были отданы на откуп рынкам и свободному предпринимательству (мы имеем в виду, прежде всего, дополнительное образование) [2], а также в связи с новым витком развития образовательного законодательства. Следует также иметь в виду определенную условность любой классификации и трудность выбора однопорядковых оснований для группировки. А в случае рассмотрения вопросов правового регулирования образования данные обстоятельства приобретают решающее значение, поскольку в основу вышеприведенной классификации положены спорные основания деления права на отрасли. Нельзя не согласиться с Р.А. Романовым, что «само по себе отраслевое деление права есть не более чем умозрительная абстракция» [16, с. 14]. Усиление роли административного права в образовании можно было бы приветствовать с точки зрения оптимизации управления системой для повышения эффективности ее функционирования; использования теории управления, форм и методов управления, известных административному праву для формирования работоспособных управленческих команд, междисциплинарных проектных групп и т.п. Однако, по нашему мнению, в настоящее время гиперболизация административно-правового воздействия в образовании приводит нередко к противоположным результатам. Кроме того, можно считать не обоснованным снижение интереса к оценке роли конституционного права в сфере образовательных отношений или изучение его роли с позиции обеспеченности реализации конституционного права на образование тех или иных категорий граждан [15].

Известно, что посредством норм конституционного права осуществляется правовое регулирование взаимоотношений личности и государства закрепляются основные характеристики государства, регламентируется организация государственной власти в стране и иные отношения государствоформирующего характера. Конституционное право определяет фундаментальные ценности и принципы развития, формулирует регулятивные начала в системе отношений государство-общество-человек [19, с. 29]. По сравнению с другими отраслями конституционное право отличается тем, что предмет его регулирования -это отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр. Однако его нормы регулируют лишь определенный слой отношений в указанных сферах - базовый, основополагающий [12, с. 6; 26, с. 21]. Так, ст. 7 Конституции РФ [14] определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которой

направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Нельзя не согласиться с мнением И.А. Умно-вой, что за время действия Конституции РФ само конституционное право заметно эволюционировало в сторону системного регулирования отношений в цепочке вышеназванных ключевых объектов: государство-общество-человек. При этом, отмечает цитируемый автор, все большее развитие приобретают тенденции гуманизации и социализации права; пристальное внимание уделяется тем субъектам конституционного права, ради которых оно и создается, - человеку, народу, населению и т.п. [19, с. 30]. В контексте развития отношений между государством и обществом, социальными группами, личностью, ключевое значение имеет повышение ответственности государственной и других видов публичной власти за решение задач в интересах всех этих групп.

Образование является той составляющей социальной жизни, в рамках которой обеспечивается формирование личности и ее развитие, в т.ч. профессиональное. Образованный человек обладает знаниями, навыками, компетенциями, позволяющими ему в современном обществе обеспечить себе достойную жизнь и влиять на развитие социума [8, с. 127]. Конституция и федеральные законы обязывают органы публичной власти оказывать государственные услуги, обеспечивать их предоставление [13, с. 2]. Государственная политика в сфере образования (ст. 3 ФЗ № 273-Ф3) в полной мере отражает посыл ст. 7 Конституции РФ.

Вместе с тем, Конституция провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2). Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Определение правового статуса личности, в т.ч. ее основных прав и свобод, является важнейшей задачей любой Конституции как основного закона государства. Один из основных принципов данного правового статуса - соответствие конституционным основам статуса личности содержания и направленности его регулирования в текущем законодательстве, обеспеченность его практической реализации и гарантиро-ванность [9, с. 169].

Реализация права на образование, закрепленного в ст. 43 Конституции РФ, - это не только субъективное право граждан, но и фактор устойчивого развития общества. Поэтому этот процесс сопровождается целым рядом последовательных действий со стороны государства по созданию надлежащего механизма обеспечения этого права. Отсюда - появление норм административного права в образовании. Одним из важных элементов этого механизма является закрепленный

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

юридически статус обучающегося как особый социальный и административно-правовой статус личности, отражающий отношение государства и общества к этому субъекту через совокупность прав, обязанностей, ответственности, гарантий его реализации. Традиционно считается, что в данном случае речь идет уже о нормах административного права [1]. Однако отраслевое закрепление прав и свобод личности не есть результат произвольных действий государства, оно детерминировано социальными факторами и закономерностями, имеющими объективный характер. К социальным детерминантам добавляются и чисто юридические: требования международных соглашений и договоров, закономерности функционирования и развития государственно-правовой надстройки.

Вся закрепленная в Конституции РФ совокупность прав, свобод и обязанностей граждан составляет конституционно-правовой статус гражданина, который служит правовым фундаментом отраслевых правовых статусов граждан: трудового, гражданско-правового, уголовно-правового, административно-правового и др., отношений, в которых граждане выступают как участники: трудовых, гражданско-правовых, уголовно-правовых, административно-правовых и т.д. Конституционно-правовой статус отражает взаимоотношения государства с личностью (гражданином), и именно он позволяет наделять граждан того или иного государства конкретными правами и обязанностями и защищать их.

Формирование статуса обучающегося в российских образовательных организациях осуществляется в русле общих социально-экономических и политических процессов, происходящих в России, и это обстоятельство, безусловно, отражается на его правовом регулировании. Право на образование - это право гражданина на получение определенной суммы знаний, профессиональной ориентации, культурных и практических навыков, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества. «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам», сказано в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека.

Посмотрим, как изменился подход к определению образования в ФЗ № 273-ФЗ и переставлены акценты в нем в сравнении с ранее действовавшим Законом РФ «Об образовании». Последний определял образование, прежде всего как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установлен-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

ных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Новый Закон характеризует образование и как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, и как общественно значимое благо, добавляя в число заинтересованных в его получении субъектов семью. Логично предположить, что данные изменения отражают стремление законодателя повысить ответственность граждан за конституционное право обладания этим «общественно значимым благом». Кроме того, новый Закон включает в определение результаты этого процесса: совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Однако при этом из определения уходит обязательность их констатации на каждом уровне. Следствием вышеуказанного подхода становится и новая форма итоговых документов: в результате успешного освоения образовательной программы выпускник образовательной программы получает документ об образовании и (или) о квалификации (ст. 60). До принятия цитируемого Закона выдавался «документ государственного образца о соответствующем уровне образования» (ст. 27 Закона РФ), то теперь это «документ образца, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» (п. 4 ст. 60 ФЗ № 273-ФЗ). Подобная формализация взамен простых определений и характеристик также свидетельствует о закономерном, неизбежном переносе в правовое регулирование образования специфики административного права, а также его ориентации на обеспечение публичного интереса.

Как правило, исследование темы права на образование в Российской Федерации связывают со ст. 43 Конституции РФ. В первую очередь упоминаются гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также право получить на конкурсной основе бесплатно высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (курсив наш. - С.Б., Д.Т., Р.Ш.), обязанность получить общее образование.

Между тем, даже простая «расшифровка» данной статьи, ее окончательный анализ позволяют сделать вывод, что присутствие конституци-

онных правоположений указанной нормы в законодательстве об образовании гораздо шире традиционного понимания. Это в равной степени относится и к целому ряду иных статей Конституции РФ. Но начнем с вышеупомянутой ст. 43.

Как ни парадоксально, но федеральные государственные образовательные стандарты впервые упоминаются именно в Конституции РФ 1993 г., в п. 5 ст. 43, которому мало кто когда уделял внимание: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (курсив наш. - С.Б., Д.Т., РШ.)». Таким образом, по нашему мнению, нормы ФЗ № 273-ФЗ - ст. 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты», ст. 17 «Формы получения образования и формы обучения», ст. 15 «Сетевая форма реализации программ» - это нормы не столько образовательного, сколько конституционного права! Более того, трансформация профессионального образования, ликвидация уровня начального профессионального образования и качественный перевод этих программ в программы профессионального обучения и среднего профессионального образования - прямое следствие буквального толкования ст. 43, в которой не упоминается начальное профессиональное образование. Таким образом, гл. 8 «Профессиональное образование» (в частности, ст. 68 «Среднее профессиональное образование») и 9 «Профессиональное обучение» ФЗ № 273-Ф - это прямое развитие идеологии Конституции РФ в отношении профессионального образования в России после 1993 г. Хотя реализация нормы ст. 43 в полной мере стала возможна только после 1 сентября 2013 г., когда Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» вступил в силу.

Рассмотрим также вышеупомянутую возможность получения профессионального образования в образовательном учреждении и на предприятии. Многие ли исследователи задавались вопросом: о чем эта норма? Не ошибка ли это законодателя, которая требует соответствующей корректировки? Только в 2012 г. в новом Законе об образовании был дан ответ на этот запрос: в ст. 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» законодательно закреплена возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, в т.ч. наряду с образовательными, иных организаций, обладающих необходимыми ресурсами для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики, иных видов учебной деятельности, пред-

усмотренных соответствующей образовательной программой. Нередко такой ресурс предоставляют именно предприятия - не только для проведения практики, но, прежде всего, для максимального приближения образовательного процесса к реальным производственным условиям. К сожалению, сегодня нередко приходится констатировать, что только с помощью материально-технической базы организаций-партнеров обучающиеся и их преподаватели могут получить наглядное представление о современном оборудовании и актуальных технологиях, равно как и о проблемах и задачах конкретного производства. Таким образом, легализация сетевого образования стала новой формой обеспечения конституционного права граждан на профессиональное образование. Очевидно, что посылом к этому стали именно нормы конституционного права, равно как и зарубежный опыт [17].

Подобная практика сетевого взаимодействия давно и активно применяется в сфере дополнительного профессионального образования (далее - ДПО), именно она повлияла на изменение лицензионных требований к образовательной деятельности в сфере ДПО, теперь они не должны быть привязаны к адресам осуществления образовательной деятельности. Вместе с тем, хотелось бы особо подчеркнуть, что для многих работников именно дополнительное профессиональное, а не когда-то полученное основное становится гарантией реализации другого конституционного права - права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ).

Интересно, что в процессе анализа ФЗ № 273-ФЗ исследователи практически не связывают закон и вышеуказанную статью Конституции РФ. Между тем, согласно принципам, основополагающим началам Трудового кодекса РФ, закрепленным в ст. 2 «Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений» указанного Кодекса, к числу этих принципов относится обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование. Следовательно, ст. 76 ФЗ № 273-ФЗ - это корреляция ст. 37 Конституции в конкретные формы обеспечения конституционной свободы труда в самых широких аспектах ее реализации.

Вместе с тем, хотелось бы отметить, что нормы ст. 76 указанного Закона, в свою очередь, впоследствии обеспечивают развитие отраслевого законодательства, что свойственно, главным

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

образом, только нормам конституционного права. В частности, обновление терминологии и существа явлений коснулось Трудового кодекса РФ: например, разд. IX теперь поименован в соответствии со ст. 10 ФЗ № 273-ФЗ, в нем используется понятие «дополнительное профессиональное образование». При этом стало еще более очевидным, что даже дополнительное профессиональное образование, будучи относительно свободной от государственных стандартов сферой договорных отношений заказчик-исполнитель, в отношениях работник-работодатель (также договорных на начальной стадии) при получении ДПО переходит в сферу волевого решения работодателя и принимает вертикальный вектор администрирования, поскольку «необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель» (ст. 196 ТК РФ). Таким образом, происходит трансформация одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК РФ), права работников на ДПО (ст. 21 ТК РФ) в субъективную возможность усмотрения работодателя. Вектор конституционно-правового воздействия через нормы образовательного и трудового права возвращает ДПО в сферу публичного права.

Нельзя не отметить, что в сфере образования усиливается административно-правовая составляющая - не только в части государственного регулирования образовательной деятельности, но и в отношениях научно-педагогический работник - администрация, руководитель образовательной организации - учредитель. И если на уровне общего и среднего профессионального образования этот акцент был достаточно очевиден и ранее, данная тенденция довольно болезненно проявляется в некогда академической среде высшего образования [10]. Очевидно, что сфера образования особенно актуализирует тему межотраслевого характера правового регулирования деятельности сложных социальных систем.

Квинтэссенцией межотраслевых связей являются нормы ФЗ № 273-ФЗ, которые обеспечивают реализацию ст. 44 Конституции РФ, закладывающую фундаментальные основы научной и педагогической деятельности. Часть первая указанной статьи гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания и закрепляет законодательную охрану интеллектуальной собственности. Мы находим развитие этих положений в ст. 47 «Правовой статус педагогических

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» ФЗ № 273-ФЗ. Обращает на себя внимание и заголовок данной статьи, и, как следствие, ее структура. Они совсем не свойственны текстам нормативных правовых актов в сфере труда, равно как и иные акты образовательного законодательства не воспроизводят формулировок данной статьи. Это вполне объяснимо, ведь во многом данная статья, по сути, развивает конституционно-правовой посыл ст. 44, она близка к формулировкам Конституции РФ и формирует статус педагогического работника. Согласно п. 1 ст. 47 указанного Закона, он представляет собой «совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации». А п. 2 цитируемой статьи углубляет характеристику, подчеркивая особый статус педагогических работников в обществе, который содержит права и свободы, меры социальной поддержки, «направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда». Известные аналоги правового статуса субъекта административно-правовых отношений (к каковым мы относим и образовательные отношения), таких как государственные служащие, работники полиции, военнослужащие, содержат вполне однозначные формулировки, создающие специальный административно-правовой статус [23; 25]. В то же время, к примеру, правой статус медицинского работника определяется главным образом через набор прав и обязанностей в сфере трудовой деятельности [21].

Таким образом, статус педагогического работника, закрепленный в ст. 47 ФЗ № 273-ФЗ, можно рассматривать как впрямую предопределенный нормами Конституции, как конституционно-правовой статус. По нашему мнению, и ст. 50 «Научно-педагогические работники» этого же Закона транслирует отправные моменты ст. 44 Конституции РФ и закрепляет конституционно-правовой статус научных работников образовательной организации. Данное замечание считаем принципиально важным, т.к. судебная практика все чаще в последние годы все активнее «подтягивает» педагогических работников в категории «должностные лица» в целях усиления их административной и уголовной ответственности [6].

Еще реже применительно к правовому регулированию образовательной деятельности и

образовательных правоотношений упоминают ст. 45 и 46 Конституции РФ о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствующем контексте. Из нового Закона об образовании даже исключены нормы, закрепляющие право работников и обучающихся образовательных организаций обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством порядке (ст. 19, 20 ранее действовавшего Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») [22], вероятно, исходя из того, что они носят общеобязательный характер на основе Конституции РФ и соответствующего законодательства.

В этой связи хотелось бы обратить внимание на структуру, впервые появившуюся в российском законодательстве об образовании, - комиссию по урегулированию споров как способ защиты нарушенных прав обучающихся и педагогических работников. Долгое время и практика, и теория обходили вниманием эту тему, несмотря на ее востребованность и актуальность, позитивный зарубежный опыт [3; 4; 26]. Нам удалось отыскать одну (!) оригинальную публикацию на эту тему [5]. Строго говоря, учитывая субъектный состав сторон спора, данный орган можно было бы отнести к общественным структурам сферы образования. Однако соответствующие нормы нового Закона об образовании (ст. 45, 47) носят не рекомендательный, а скорее констатирующий (ст. 47, п. 1 ст. 45) либо организационно-распорядительный и процедурный характер (п. 2-6 ст. 45). Следовательно, они должны быть отнесены к административному праву. Вместе с тем, полагаем, что очень важно обозначить, подчеркнуть их прямую связь с конституционным правом, поскольку, по сути, они обеспечивают реализацию предусмотренного ст. 45 и 46 Конституции РФ права граждан на защиту их прав и свобод всеми допустимыми способами. В противном случае, может возникнуть ситуация, когда ректоры вузов, к примеру, видят в подобной комиссии прямой аналог комиссии по трудовым спорам с соответствующим к ней отношением...

Подобная логика допустимости избирательной трансляции норм конституционного права на те или иные общественные отношения доказывается развитием норм ст. 72 Конституции РФ. Известно, что цитируемая статья относит сферу образования и науки к вопросам совместного ведения. Однако в ст. 6-9 «профильного» Закона об образовании № 273-ФЗ происходит реальное распределение полномочий по всем уровням образования, ветвей государственной власти, местного самоуправления в части этого самого совместного ведения. И высшее образование уже перестает быть сферой совместного ведения, поскольку практически абсолютно во всех управ-

ленческих и организационно-правовых вопросах передано в ведение федерации.

Выполненный нами выборочный анализ текста Конституции РФ применительно к правовому регулированию сферы образования позволяет говорить о значительном «присутствии» норм конституционного права в образовании. Вместе с тем, подводя некоторые итоги этого краткого исследования, равно как и имеющихся работ в данной сфере, следует отметить крайне важное значение междисциплинарных подходов в исследовании общих проблем реализации конституционного законодательства и частного случая -вопросов правового регулирования образования.

Список литературы:

[1] Барабанова С.В. Административно-правовое обеспечение конституционного права граждан на высшее профессиональное образование в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. -М., 2009. - 450 с.

[2] Барабанова С.В. Административно-правовое регулирование дополнительного образования в Российской Федерации: новые тенденции // Правовое государство: теория и практика. - 2015.

- № 1 (39). - С. 70 - 75.

[3] Барабанова С.В., Зиятдинова Ю.Н. Проблемы и перспективы развития законодательства об образовании в условиях международной интеграции и глобализации // Право и образование. -2012. - № 1. - С. 4 - 19.

[4] Барабанова С.В., Крайсман Н.В., Шаги-ева Р.В. Право и мораль в образовательных отношениях: взгляд из России на США и Великобританию // Вестник РУДН. Сер.: Юрид. науки. - 2014.

- № 4. - С. 75 - 83.

[5] Биккузина А.Х. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений: необходимый инструмент или навязанная фикция? // Право и образование. - 2018. -№ 5. - С. 9 - 15.

[6] Галахова А.В. Судебное толкование организационно-распорядительных функций, осуществляемых работниками в сфере образования // Уголовное право. - 2016. - № 4. - С. 22 - 28.

[7] Гармонизация образовательного права России: проблемы теории и практики: монография / отв. ред. В.М. Сырых, В.В. Насонкин. - М., 2019.

- 612 с.

[8] Гулюмян В.В. Правовое регулирование публичных услуг в области образования // Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт). - М., 2007. - С. 127 - 140.

[9] Демидов В.Н. Конституционная (уставная) юстиция субъектов Российской Федерации как институт защиты прав и свобод человека и гражданина. - Казань, 2015. - 480 с.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

[10] Другова Е.А. Природа конфликта администраторов и научно-педагогических работников в российских университетах // Университетское управление: практика и анализ. - Т. 22 (2). - 2018.

- С. 72 - 82.

[11] Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 // Ведомости СНД и ВС РФ.

- 1992. - № 30. - Ст. 1797; СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 150.

[12] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - М.: Норма, 1995. -480 с.

[13] Костюков А.Н. Проблемы правового регулирования публичных услуг в России // Публичные услуги: правовое регулирование (российский и зарубежный опыт). - М., 2007. - С. 1 - 7.

[14] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. -2014. - № 31. - Ст. 4398.

[15] Матюшева Т.Н. Конституционное право на образование и гарантии его реализации детьми со специальным социальным статусом в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2012. - 419 с.

[16] Ромашов Р.А. К вопросу о предмете и источниках административного права // Административное право и процесс. - 2006. - № 3. -С. 13 - 17.

[17] Романова Г.М., Ердакова В.П., Мазни-ченко М.А. Реализация академических прав студентов: Россия в Болонском процессе // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28.

- № 1. - С. 34 - 45.

[18] Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. - М., 2005. - С. 652.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[19] Умнова И.А. Конституционное право в развитии: диалектика общего и частного. -Saarbrucken: LAP, 2015. - 374 p. Цит. по: Государство и право: реферативный журнал. - 2016. - № 1. - С. 27 - 31.

[20] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Росс. газ. - 2012. - 31 дек. (утратил силу).

[21] Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020) // СЗ РФ. -2011. - № 48. - Ст. 6724.

[22] Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

[23] Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2004. - № 31.

- Ст. 3215.

[24] Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.

[25] Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. -1998. - № 22. - Ст. 2331.

[26] Шагиева Р.В. Эволюция предмета конституционного права в современном теоретическом контексте // Образование и право. - 2019. - № 12. - С. 18 - 22.

[27] Handbook of Comparative Higher Education Law / ed. by Charles J. Russo. - UK, 2013.

- 394 p.

Spisok literatury:

[1] Barabanova S.V. Administrativno-pravovoe obespechenie konstituci-onnogo prava grazhdan na vysshee professional'noe obrazovanie v Rossijskoj Federacii: dis. ... d-ra yurid. nauk. - M., 2009. - 450 s.

[2] Barabanova S.V. Administrativno-pravovoe regulirovanie dopolni-tel'nogo obrazovaniya v Rossijskoj Federacii: novye tendencii // Pravovoe gosu-darstvo: teoriya i praktika. - 2015. - № 1 (39). - S. 70

- 75.

[3] Barabanova S.V., Ziyatdinova Yu.N. Prob-lemy i perspektivy razvitiya zakonodatel'stva ob obra-zovanii v usloviyah mezhdunarodnoj integracii i glo-balizacii // Pravo i obrazovanie. - 2012. - № 1. - S. 4 - 19.

[4] Barabanova S.V., Krajsman N.V., Shagieva R.V. Pravo i moral' v obra-zovatel'nyh otnosheniyah: vzglyad iz Rossii na SShA i Velikobritaniyu // Vestnik RUDN. Ser.: Yurid. nauki. - 2014. - № 4. - S. 75 - 83.

[5] Bikkuzina A.H. Komissiya po uregulirovaniyu sporov mezhdu uchastni-kami obrazovatel'nyh otnoshenij: neobhodimyj instrument ili navyazannaya fikciya? // Pravo i obrazovanie. - 2018. - № 5. -S. 9 - 15.

[6] Galahova A.V. Sudebnoe tolkovanie organ-izacionno-rasporyaditel'nyh funkcij, osushchestvly-aemyh rabotnikami v sfere obrazovaniya // Ugolov-noe pravo. - 2016. - № 4. - S. 22 - 28.

[7] Garmonizaciya obrazovatel'nogo prava Rossii: problemy teorii i praktiki: monografiya / otv. red. V.M. Syryh, V.V. Nasonkin. - M., 2019. - 612 s.

[8] Gulyumyan V.V. Pravovoe regulirovanie publichnyh uslug v oblasti ob-razovaniya // Publich-nye uslugi: pravovoe regulirovanie (rossijskij i zarubezh-nyj opyt). - M., 2007. - S. 127 - 140.

[9] Demidov V.N. Konstitucionnaya (ustavnaya) yusticiya sub»ektov Rossij-skoj Federacii kak institut zashchity prav i svobod cheloveka i grazhdanina. -Kazan', 2015. - 480 s.

[10] Drugova E.A. Priroda konflikta administratorov i nauchno-pedagogicheskih rabotnikov v rossijskih universitetah // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. - T. 22 (2). - 2018. -S. 72 - 82.

[11] Zakon RF \»Ob obrazovanii\» ot 10.07.1992 g. № 3266-1 // Vedomosti SND i VS RF. - 1992. - № 30. - St. 1797; SZ RF. - 1996. - № 3. - St. 150.

[12] Kozlova E.I., Kutafin O.E. Konstitucionnoe pravo Rossii: ucheb. - M.: Norma, 1995. - 480 s.

[13] Kostyukov A.N. Problemy pravovogo regulirovaniya publichnyh uslug v Rossii // Publichnye uslugi: pravovoe regulirovanie (rossijskij i zarubezh-nyj opyt). - M., 2007. - S. 1 - 7.

[14] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym goloso-vaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 g. № 6-FKZ, ot 30.12.2008 g. № 7-FKZ, ot 05.02.2014 g. № 2-FKZ, ot 21.07.2014 g. № 11-FKZ) // SZ RF. - 2014. - № 31. - St. 4398.

[15] Matyusheva T.N. Konstitucionnoe pravo na obrazovanie i garantii ego realizacii det'mi so special'nym social'nym statusom v Rossijskoj Fe-deracii: dis. ... d-ra yurid. nauk. - M., 2012. -419 s.

[16] Romashov R.A. K voprosu o predmete i istochnikah administrativnogo prava // Administrativnoe pravo i process. - 2006. - № 3. - S. 13 - 17.

[17] Romanova G.M., Erdakova V.P., Maznichenko M.A. Realizaciya akademicheskih prav studentov: Rossiya v Bolonskom processe //Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2019. - T. 28. - № 1. - S. 34 - 45.

[18] Tihomirov Yu.A. Administrativnoe pravo i process: polnyj kurs. - M., 2005. - S. 652.

[19] Umnova I.A. Konstitucionnoe pravo v razvitii: dialektika obshchego i chastnogo. -Saarbrucken: LAP, 2015. - 374 p. Cit. po: Gosudarstvo i pravo: refe-rativnyj zhurnal. - 2016. - № 1. -S. 27 - 31.

[20] Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Ross. gaz. - 2012. - 31 dek. (utratil silu).

[21] Federal'nyj zakon ot 21.11.2011 g. № 323-FZ (red. ot 01.04.2020) «Ob osnovah ohrany zdorov'ya grazhdan v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 12.04.2020) // SZ RF. - 2011. - № 48. - St. 6724.

[22] Federal'nyj zakon ot 22.08.1996 g. № 125-FZ «O vysshem i poslevu-zovskom professional'nom obrazovanii» ot 22.08.1996 g. № 125-FZ // SZ RF. -1996. - № 35. - St. 4135.

[23] Federal'nyj zakon ot 27.07.2004 g. № 79-FZ «O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii» // SZ RF. - 2004. - № 31. - St. 3215.

[24] Federal'nyj zakon ot 07.02.2011 g. № 3-FZ «O policii» // SZ RF. - 2011. - № 7. - St. 900.

[25] Federal'nyj zakon ot 27.05.1998 g. № 76-FZ «O statuse voennoslu-zhashchih» // SZ RF. -1998. - № 22. - St. 2331.

[26] Shagieva R.V. Evolyuciya predmeta konstitucionnogo prava v sovre-mennom teoreticheskom kontekste // Obrazovanie i pravo. -2019. - № 12. - S. 18 - 22.

[27] Handbook of Comparative Higher Education Law / ed. by Charles J. Russo. - UK, 2013. - 394 p.

ЮРКОМ ПАНИ

www. law-books, ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-иЬгагу.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.