Научная статья на тему 'Актуальные проблемы развития личности дошкольника в современном образовательном пространстве'

Актуальные проблемы развития личности дошкольника в современном образовательном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1167
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ПОЛИЛОГ / САМОВОСПРИЯТИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПОСТИЖЕНИЕ МИРА / РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / PERSONAL DEVELOPMENT / POLYLOGUE / SELF-PERCEPTION / CREATIVE ACTIVITY / COGNITION / EMOTIONAL COMPREHENSION OF THE WORLD / DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урусова Асият Муссаевна

В статье раскрывается проблема личностного развития дошкольника в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения. Изучаются особенности внедрения новых образовательных технологий, интеграции современных методов обучения и воспитания, применения проблемных и творческих задач. Приводятся критерии формирования развивающей среды, соответствующей современной парадигме образования. Акцентируется внимание на ценностных ориентациях позитивного плана и личностных качествах, способствующих своевременному формированию конструктивной личности, которые должны быть заложены в дошкольном возрасте. Разграничиваются основные компоненты развивающей образовательной среды для дошкольников: психологический, методический и инструментальный. В основе исследования особенностей развития личности дошкольника в современном образовательном пространстве анализ психолого-педагогического сопровождения, позволяющего ребёнку не только познавать новое, интересное и необычное, но и познавать самого себя в процессе межличностного общения. В целом, различные формы диалога и полилога в условиях дошкольного образовательного учреждения формируют развивающую дошкольную образовательную среду, в которой происходит поступательное развитие всех ее участников: и детей, и родителей, и педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Урусова Асият Муссаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF THE PERSONALITY PERSONALITY DEVELOPMENT IN THE MODERN EDUCATIONAL SPACE

The article reveals the problem of personal development of a preschooler in a family and pre-school educational institution. The features of the introduction of new educational technologies, the integration of modern teaching and education methods, the use of problematic and creative tasks are being studied. The criteria for the development of a developing environment corresponding to the modern paradigm of education are given. Attention is focused on the value orientations of a positive plan and personal qualities that contribute to the timely formation of a constructive personality, which should be laid in the preschool years. The main components of the developmental educational environment for preschoolers are differentiated: psychological, methodological and instrumental. The study of the characteristics of preschooler personality development in modern educational space is based on the analysis of psychological and pedagogical support, which allows the child not only to learn new, interesting and unusual, but also to know himself in the process of interpersonal communication. In general, various forms of dialogue and polylogue in the conditions of a preschool educational institution form a developing preschool educational environment in which the on-going development of all its participants takes place: children, parents, and teachers.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы развития личности дошкольника в современном образовательном пространстве»

Таблица 2

«Приверженность традиционалистской модели феминности»

Уровень Мужчины Женщины

Выше среднего 40% 15,6%

Средний 40% 43,8%

Ниже среднего 20% 40,6%

Согласно данным таблицы 2, у юношей 1 курса показатель приверженности традиционалистской модели феминности распределился следующим образом: средний уровень и выше среднего - 40%, ниже среднего -20%. У девушек показатель ниже среднего составил 40,6%, средний уровень - 43,8%, выше среднего - 15,6%.

При сопоставлении показателей приверженности традиционалистской модели феминности с помощью U-критерия Манна-Уитни было получено эмпирическое значение, находящееся вне зоны статистической значимости.

Выводы. Таким образом, гендерные отношения имеют большое значение для студентов-первокурсников. В процессе гендерных отношений у студентов уточняются гендерные идеалы, гендерные нормы, гендерные модели. Гендерные отношения изучались нами через образ сверстника и его трансформацию. Полученные результаты свидетельствуют о том, что образ сверстника у испытуемых носит в целом традиционный характер. Некоторая трансформация образа проявляется в отходе от традиционных качеств мужчины (агрессия, доминирование). Трансформация гендерного образа сверстницы проявляется в большей степени. Большинством девушек принимаются традиционные женские личностные качества (доброта, признается доминирующая роль в общении за сверстниками-мужчинами в ситуации конфликта или затруднения), однако наряду с этим девушками вносятся во взаимоотношения активность, стремление к партнерской модели отношений. Результаты свидетельствуют о приверженности большинства испытуемых юношей и незначительного количества девушек к традиционалистским нормам мужского поведения. Сопоставление показателей приверженности традиционалистским нормам мужского поведения у юношей и девушек с помощью U-критерия Манна-Уитни свидетельствует о трансформации гендерных отношений у девушек по отношению к мужскому поведению, в то время как юноши оказались не готовы к эгалитарным нормам мужского поведения. Меньшинство респондентов юношей и девушек проявляют приверженность традиционалистскому типу нормам женского поведения. При сопоставлении показателей приверженности традиционалистской модели феминности с помощью U-критерия Манна-Уитни нами делается вывод о приверженности, как юношей, так и девушек, к смешанному типу модели феминности.

Литература:

1. Бачаев А. А. Трансформация гендерных стереотипов среди молодежи (на примере Чеченской Республики) // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 1069-1071. - URL https://moluch.ru/archive/62/9405/

2. Клецина И. С. Психология гендерных отношений : автореферат дис... д-ра психол. наук. - Спб., 2004. - 39 с.

3. Ключко О. И. Гендерные трансформации в социализации и ментальности Российской молодежи / О. И. Ключко // Вестник Московского городского университета. Серия «Философские науки». №1 (25). 2018. С. 29-35. https://elibrary.ru/item.asp?id=32833355

4. Пузикова М. С., Шагалова Л. В. Трансформации гендерных стереотипов современной молодежи [Электронный ресурс] / М. С. Пузикова, Л. В. Шагалова //Материалы Всероссийской 65-й итоговой студенческой конференции им. Н. И. Пирогова Томск, (26-28 апреля 2006 г.) / под ред. В. В. Новицкого, Л. М. Огородовой. - Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2006 - Режим доступа: http://tele-conf.ru/zhiznedeyatelnost-organizma-i-zdorove-cheloveka/transformatsii-gendernyih-stereotipov-sovremennoy-molodezhi. html

5. Тищенко Ю. Г. Гендерные стереотипы современной студенческой молодежи: социологический анализ: автореферат дис... канд. социол. наук. - Ставрополь, 2014. - 30 с.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Урусова Асият Муссаевна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева (г. Карачаевск)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье раскрывается проблема личностного развития дошкольника в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения. Изучаются особенности внедрения новых образовательных технологий, интеграции современных методов обучения и воспитания, применения проблемных и творческих задач. Приводятся критерии формирования развивающей среды, соответствующей современной парадигме образования. Акцентируется внимание на ценностных ориентациях позитивного плана и личностных качествах, способствующих своевременному формированию конструктивной личности, которые должны быть заложены в дошкольном возрасте. Разграничиваются основные компоненты развивающей образовательной среды для дошкольников: психологический, методический и инструментальный. В основе исследования особенностей развития личности дошкольника в современном образовательном пространстве -анализ психолого-педагогического сопровождения, позволяющего ребёнку не только познавать новое, интересное и необычное, но и познавать самого себя в процессе межличностного общения.

В целом, различные формы диалога и полилога в условиях дошкольного образовательного учреждения формируют развивающую дошкольную образовательную среду, в которой происходит поступательное развитие всех ее участников: и детей, и родителей, и педагогов.

Ключевые слова: развитие личности, полилог, самовосприятие, творческая деятельность, познание, эмоциональное постижение мира, развивающая образовательная среда.

Annotation. The article reveals the problem of personal development of a preschooler in a family and pre-school educational institution. The features of the introduction of new educational technologies, the integration of modern teaching and education methods, the use of problematic and creative tasks are being studied. The criteria for the development of a developing environment corresponding to the modern paradigm of education are given. Attention is focused on the value orientations of a positive plan and personal qualities that contribute to the timely formation of a constructive personality, which should be laid in the preschool years. The main components of the developmental educational environment for preschoolers are differentiated: psychological, methodological and instrumental. The study of the characteristics of preschooler personality development in modern educational space is based on the analysis of psychological and pedagogical support, which allows the child not only to learn new, interesting and unusual, but also to know himself in the process of interpersonal communication. In general, various forms of dialogue and polylogue in the conditions of a preschool educational institution form a developing preschool educational environment in which the on-going development of all its participants takes place: children, parents, and teachers.

Keywords: personal development, polylogue, self-perception, creative activity, cognition, emotional comprehension of the world, developing educational environment.

Введение. Основополагающая цель современного образования в России - формирование инициативной, ответственной, творческой, позитивной личности, способной стать субъектом социальных преобразований.

Современная концепция российского образования определяет систему непрерывного образования как последовательное формирование «умения решать жизненные проблемы, делать и осознавать свой нравственный выбор, строить свою жизнь на подлинно человеческой основе» [1, с. 47]. Приоритетными признаны следующие направления: интеграция новых методов обучения и воспитания; внедрение новых образовательных технологий; использование цифровых технологий в обучении. Современному обществу нужны образованные, высоконравственные, творческие личности, которые смогут ответственно принимать решения в сложных ситуациях, заранее прогнозируя их возможные последствия и принимая превентивные меры, способны к совместной деятельности, отличаются активностью, ответственностью, конструктивностью.

Развитие вышеперечисленных качеств означает становление личности с момента осознания дошкольником себя как субъекта собственной жизнедеятельности. Соответственно, в дошкольном возрасте должны быть заложены ценностные ориентации позитивного плана и личностные качества, способствующие своевременному формированию конструктивной личности, поскольку в противном случае невозможно гарантировать их становление без основы в последующие годы жизни. Многие психологические теории современности придают основополагающее значение периоду детства как основному периоду в формировании развивающейся личности. Особую ценность в реалиях современности приобретает способность решать проблемные и творческие задачи, но именно дошкольный возраст исследуется учеными как сензитивный период для развития таких умений и навыков.

Изложение основного материала статьи. Проблема становления и развития творческой личности рассматривается нами в рамках концепции развивающего дошкольного образования, представляющей ведущие направления развития системы непрерывного образования в РФ.

Нами рассмотрены следующие критерии формирования развивающей среды, соответствующей современной парадигме образования:

1) личность представляет собой изменяющуюся систему индивидуальных качеств и свойств, адекватно функционирующую в социуме;

2) развитие личности понимается нами как комплекс качественных и количественных изменений, происходящих в личностной сфере каждого человека во времени и в пространстве. С помощью многофакторной диагностики можно определять уровень «зоны актуального развития» в каждом конкретном случае. Образовательный процесс должен основываться на данных систематического мониторинга личностного развития;

3) развивающая образовательная среда состоит из субъектов психолого-педагогического взаимодействия: детей, педагогов, родителей - с одной стороны; методов, форм и средств обучения - с другой, объединенных проблемой становления и формирования личности в соответствии с её индивидуальными особенностями;

4) особенностью развивающей образовательной среды для дошкольников является триада следующих компонентов: психологического, методического, инструментального.

Базисную основу проектируемой среды составляет многофакторная психолого-педагогическая диагностика, данные которой организуют психологический, методический, инструментальный компоненты среды индивидуализировано, в соответствии с личностными особенностями детей.

Предоставляя ребёнку свободу выбора, необходимо обучить его конструктивно выбирать из нескольких вариантов: ставить цели, определять задачи, анализировать и выбирать эффективные средства решения, прогнозировать и оценивать результаты. В современном мире наиболее эффективны технологии обучения, базирующиеся на личности конкретного ребёнка, ответственно сознающего себя. Психолого-педагогическое сопровождение позволяет ребёнку не только познавать извне что-то новое, интересное и необычное, но и, что немаловажно, познавать самого себя в процессе межличностного общения. Если в межличностный диалог педагога и ребенка включаются другие дети и их родители, то формируется полилог. Такой полилог в условиях дошкольного образовательного учреждения способствует становлению развивающей дошкольной среды, в которой происходит поступательное развитие всех ее участников: и детей, и родителей, и педагогов [4]. Эффективный образовательный процесс, ориентированный не на среднего абстрактного ребёнка, а на настоящих детей из конкретной группы дошкольного образовательного учреждения, может быть организован только в контектсте единой развивающей дошкольной образовательной среды. В ее структуре можно

выделить много компонентов: субъекты образовательного процесса (дети, педагоги, родители), средства, формы и методы обучения и воспитания.

Построенная на основе диагностики личностных особенностей дошкольников среда, в структуре которой реализуется образовательный процесс, направляет ход этого процесса к интересам развития каждого ребёнка. Развивающая дошкольная образовательная среда предполагает особую педагогическую реальность как ситуацию взаимопроникновения сознания двух субъектов, основанную на желании одного передать опыт, а другого - этот опыт приобрести.

В целях оптимизации построения и функционирования развивающей дошкольной образовательной среды следует целенаправленно учитывать возрастные особенности детей, включаемых в такую среду.

Становление личности в социуме постепенно подводит её к осознанию собственной индивидуальности и относительной независимости. Данные изменения в самовосприятии связаны с возникновением кризиса «я», наступающего в период от 3 до 5 лет. Формирование самосознания у ребёнка в этот период связано с активным конструктивным взаимодействием ребенка с миром, прежде всего с родителями, родственниками и педагогами.

Сознание позволяет нам оказывать целенаправленное воздействие не только на себя, но и на других людей. К ребёнку постепенно приходит понимание того, что в его воле изменять многие характеристики мира, в котором он живёт. Он внезапно попадает в нескончаемую череду противоречий между тем, что хочется, и тем, что можно сделать. Родители пытаются помочь ему в разрешении этих противоречий либо выполнив за него часть работы, либо научив оценивать свои возможности. Если в первом случае формируется зависимость от помощи извне, то во втором случае - способность к самоанализу и умение соотносить свои возможности с поставленными целями.

Отечественная традиция образования и воспитания детей чаще придерживается первого пути. Г.Н. Лаврова неоднократно подчеркивает, что отношение к среде меняется с возрастом, соответственно, меняется и роль среды в развитии. Реализация целей ребёнка со специальной помощью взрослых происходит в процессе обучения, и оно должно предшествовать развитию у него способности совершать эту деятельность самостоятельно [3].

Второй путь, описанный выше, не предполагает обучение ребенка конкретным действиям, но формирование у него способности вначале определять себя в системе всех остальных объектов мира, а затем осознавать, что он сам может и что ему нужно, чтобы разрешить возникшую перед ним проблему. Научить ребенка выбору можно, расширяя его личный опыт.

Каждый новый способ решения актуальной задачи ребенок должен эмоционально переживать как личное открытие. Мы уверены, что маленький человек запомнит навсегда методы и приемы, используя которые он испытывает ощущение восторга и счастья. Соответственно, задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы ребёнок самостоятельно, без прямого давления извне приобрёл как можно больше таких методов [5].

Расширение осознанных человеком возможностей выбора решения актуальных для него задач и составляет процесс образования, а начинается он с периода рождения у него самосознания. При правильной организации образовательного процесса ребёнок должен понять, что у реальной, стоящей перед ним проблемы, всегда есть множество решений и его задача - самостоятельно найти и подвергнуть анализу различные варианты решения проблемы и выбрать оптимальный путь решения.

Родителям и педагогам необходимо на этом этапе формирования личности ребенка создать реальные условия, в которых ребёнок может систематически проявлять свой выбор и учиться отвечать за него. Важно не то, что он воспримет как знание и ценность, а опыт восторга от каждого использования этого знания и ценности. Если в образовательном учреждении и в семье не созданы условия для свободного эмоционального постижения мира детьми, то лучшие воспитательные технологии не будут эффективны.

Выводы Развивающая дошкольная образовательная среда предоставляет каждому ребенку максимальную свободу выбора. Педагог должен научить детей видеть и осознавать все альтернативы выбора. Организация среды предполагает восприятие ребенком себя в знакомой ему ситуации выбора, позволяющей открывать новые качества и свойства объектов окружающего мира.

Творческая деятельность в дошкольном возрасте не первична. Креативность, активность, ответственность являются производными от стремления ребёнка познавать не только себя, но и окружающий мир. На наш взгляд, процесс познания многогранен, он включает в себя отчёт о познаваемом, включение нового знания в свой феноменальный мир как явления, необходимого для творчества. Познание не должно быть безличным, оно по сути своей изменяет личность. Процесс познания начинают последовательно организовывать педагоги в дошкольном образовательном учреждении, уже на этом этапе поощряя свободные вопросы ребёнка, его свободную, самостоятельную деятельность. Задача педагогов и родителей дошкольника

- оказывать всемерную психолого-педагогическую помощь и сопровождение развивающейся личности, проживающей свою индивидуальную жизнь, в определении различных вариантов самореализации.

Литература:

1. Авдеева, Ю.В. Коммуникативное развитие детей 5-7 лет / Ю.В. Авдеева. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 64 с.

2. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. В 2-х т. Т. 2. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 49 с.

3. Лаврова, Г.Н. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста: коррекционно-развивающая работа в ДОУ / Г.Н. Лаврова. - М.: Владос, 2014. - 223 с.

4. Майер, А.А. Детско-взрослое сообщество: развитие взрослых и детей / А.А. Майер, Е.Д. Файзуллаева.

- М.: Творческий центр Сфера, 2015. - 128 с.

5. Степанов, В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация / В.Г. Степанов. - М.: Академический проект, 2013. - 315 с.

Психология

УДК 316.6

кандидат психологических наук, доцент Федоров Александр Федорович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (г. Владимир)

ВЛИЯНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ

Аннотация. Данная статья посвящена предотвращению вовлечения молодежи в деструктивные организации суицидальной направленности сети Интернет. Для того чтобы создать программу психолого-педагогической профилактики, был проведен теоретический анализ психологических и педагогических исследований суицидального поведения. Представлены результаты диагностики, направленной на выявление факторов риска. Описана программа психолого-педагогической профилактики вовлечения молодежи в деструктивные организации суицидальной направленности в сети Интернет и результаты проверки ее эффективности.

Ключевые слова: подростковый возраст, суицид, суицидальное поведение, суицидальные действия, суицидальные проявления, суицидальные замыслы, психолого-педагогическая профилактика, деструктивная организация, Интернет, сайт сети Интернет, социальная сеть, деструктивная организация суицидальной направленности.

Annotation. Given article is devoted prevention of involving of youth in the destructive organisations of a suicide orientation of a network the Internet. To create the program of psihologo-pedagogical preventive maintenance, the theoretical analysis of psychological and pedagogical researches of suicide behaviour has been carried out. Results of diagnostics directed on revealing of risk factors are presented. The program of psihologo-pedagogical preventive maintenance of involving of youth in the destructive organisations of a suicide orientation in a network the Internet and results of check of its efficiency is described.

Keywords: teenage age, a suicide, suicide behaviour, suicide actions, suicide displays, suicide plans, psihologo-pedagogical preventive maintenance, the destructive organisation, the Internet, a site of a network the Internet, a social network, the destructive organisation of a suicide orientation.

Статья публикуется в рамках гранта РФФИ № 17-36-000-10 «Социально-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей из неблагополучных семей - воспитанников специальных учебно-

воспитательных учреждений»

Введение. В последние годы, в связи с увеличением количества сайтов, посвященных клубам самоубийц, большое внимание общественности, в том числе средств массовой информации, обращается на влияние сети Интернет, которая способствует вовлечению молодого поколения в деструктивное поведение подростков. В связи с развитием нашего общества поведение молодежи постепенно изменяется. Виртуальное общение может вызвать депрессии у молодых людей в связи с тем, что отсутствуют «живые» человеческие взаимоотношения, которые необходимы в реальных жизненных ситуациях. Происходит подмена реального общения, а в виртуальном мире не обязательно добиваться успеха, можно его придумать и показать. А в момент «кризиса», подросток находит выход для решения своих проблем в виртуальном мире и, как правило, это деструктивный.

Суицидальное поведение стало большой проблемой нашего общества именно в подростковой среде, необходимо дать понятие возраста подростка. Возраст подростка, как пишет О.В. Хухлаева, находится в пределах от 10 до16 лет [2]. Этот возрастной промежуток по научным данным, как правило, считается кризисным. Однако подросток - еще не считается взрослым человеком, но уже и не ребенок. Общаться со сверстниками подростку необходимо, но во время своего общения они хотят показать, что они «взрослые». Сложность кризисного периода подросткового возраста заключается в том, что стремление к «взрослости» приводит подростков к конфликтным ситуациям между собой [1]. В результате конфликтов подростки, не найдя конструктивный выход, могут оказаться вовлеченными в сети Интернет в «группы смерти».

Нами проведено исследование на изучение процесса вовлечения подростков в деструктивные организации, которые имеют суицидальную направленность в сети Интернет.

База исследования: Владимирский строительный колледж.

Изложение основного материала статьи. В качестве предмета исследования выступает профилактическая работа по вовлечению подростков в организации, которые имеют суицидальную направленность в сети Интернет. Исследуемые респонденты подростки в количестве 51 человека (26 девушек, 25 юношей) в возрасте от 15 до 16 лет. Работа по данному направлению состоит в том, что нами была разработана программа, направленная на комплексную профилактическую работу по вовлечению подростков в организации сети Интернет суицидального характера, которые имеют деструктивную направленность через актуализацию личностных ресурсов подростков и привлечение родителей и педагогов.

Был проведен опрос с помощью анкеты «Отношение к сети Интернет». Результаты, которые были получены путем анкетирования указывают, что 63% подростков проводят время за компьютером более 6 часов каждый день. 28% посвящают Сети от 3-х до 6 часов в сутки. 9% испытуемых проводит в Интернете от 1 до 3-х часов куждый день. 100% опрошенных ответили утвердительно по поводу регистрации их в социальной сети.

100% респондентов пользуются Интернетом для того, чтобы общаться. 93% используют его для учебной деятельности. 78% испытуемых - для мультимедиа (музыка, фильмы и т.д.), 33% опрошенных ответило, что для игр онлайн. В качестве положительного момента можно выделить то, что, согласно анкете, у 85% опрошенных не возникало ситуаций, когда было не выполнено задание из-за того, что пользовались компьютером . У 15% такие ситуации возникали.

43% респондентов считают, что учиться хорошо можно и без компьютера. 57% ответили, что Интернет помогает учиться.

Большее количество респондентов (90%) ответили, что Интернет нужен для общения с друзьями, с которыми они видятся в реальной жизни. 70% указали на знакомство через Интернет. Интернет необходим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.