Научная статья на тему 'Гендерные отношения сверстников в представлениях первокурсников вуза провинциального города'

Гендерные отношения сверстников в представлениях первокурсников вуза провинциального города Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ-ПЕРВОКУРСНИК / ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ВИДЫ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ОБРАЗ СВЕРСТНИКА / ГЕНДЕРНЫЕ НОРМАТИВЫ / МОДЕЛИ ОТНОШЕНИЙ / FIRST-YEAR STUDENT / GENDER RELATIONS / TYPES OF GENDER RELATIONS / PEER IMAGE / GENDER STANDARDS / RELATIONSHIP MODELS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самосадова Елена Владимировна, Сухарева Надежда Федоровна

В статье осуществлен анализ проблемы гендерных отношений. Гендерные отношения изучались с помощью качественных и количественных методов. Полученные результаты свидетельствуют об особенностях гендерных отношений студентов-первокурсников, явной трансформации образа сверстника, которая выражена в проявлении как традиционалистских, так и эгалитарных взглядов на поведение девушек и юношей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER TENSIONS OF PEARLS IN THE REPRESENTATIONS OF FIRST-YEAR STUDENTS PROVINCIAL CITY

The article analyzes the problem of gender relations. Gender relations were studied using qualitative and quantitative methods. The obtained results testify to the peculiarities of gender relations of first-year students, an obvious transformation of the peer image, which is expressed in the manifestation of both traditionalist and egalitarian views on the behavior of girls and boys.

Текст научной работы на тему «Гендерные отношения сверстников в представлениях первокурсников вуза провинциального города»

- общий уровень тревожности у детей младшего школьного возраста остается достаточно высоким на протяжении всего периода обучения в начальной школе;

- пик переживания тревожности по разным причинам приходится на первый и второй класс, к третьему классу тревожность снижается и к четвертому опять незначительно повышается;

- ведущим фактором, определяющим тревоги и страхи младшего школьника, является фактор - страх ситуации проверки знаний. Не менее важными для младших школьников, на протяжении всего периода обучения в начальной школе, остаются такие факторы, как проблемы и страхи в отношениях с учителями и страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

Проведенное исследование подчеркивает важность проблемы школьной тревожности, как с теоретических, так и практических позиций. Опираясь на полученные результаты, можно отметить необходимость разработки системы психологического сопровождения и педагогической поддержки детей младшего школьного возраста. На наш взгляд, важным аспектом в решении данной проблемы является не столько коррекция тревожности, сколько предупреждение причин ее возникновения. В связи с тем, что проблема тревожности детей младшего школьного возраста носит сложный многоуровневый характер, то и система мероприятий должна быть комплексной: на уровне изменения государственной политики, на уровне образовательного учреждения и индивидуальной работы с ребенком и семьей.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- школьная тревожность является очень серьезной проблемой, нарушающей эмоциональное благополучие детей младшего школьного возраста. Общий уровень тревожности достаточно высокий в течение всего периода обучения в начальной школе. Динамика проявления школьной тревожности заключается в том, что наиболее высокий уровень выраженности этого состояния установлен у обучающихся 1 и 2 класса, существенно снижается к третьему классу и снова незначительно повышается в 4 классе, т.е. относительного эмоционального благополучия ребенок достигает к 3 классу;

- детерминирующие факторы школьной тревожности в основном связаны с образовательным процессом - страх проверки знаний, проблемы и страхи в отношениях с учителями, но и велика доля влияния факторов, не связанных с образовательных процессом - высокий уровень личностной тревожности ребенка с которым он приходит в школу, тревожность родителей, невротизация педагога, отсутствие психологической готовности к школе и т.д;

- немаловажным фактором школьной тревожности является внутренний конфликт между реальными учебными достижениями и требованиями со стороны учителя и родителей, отсюда переживания чувства стыда и снижение уровня самоуважения. Желание оправдать ожидание родителей, страх их разочаровать, что подчеркивает важность широких социальных мотивов учебной деятельности.

Результаты проведенного исследования не противоречат имеющимся научно-психологическим знаниям об особенностях переживания тревожности [1; 2; 3] и, в очередной раз, подчеркивают важность изучаемой проблемы. Перспективы дальнейшего изучения данного вопроса мы видим в более глубоком исследовании детерминирующих факторов и механизмов формирования школьной тревожности. С практических позиций важной перспективной данной темы является разработка системы действенных, комплексных мероприятий по предупреждению тревожности у детей младшего школьного возраста.

Литература:

1. Гуров В.А. Тревожность и здоровье младших школьников / В.А. Гуров // Вестник ТГПУ. - Томск, 2009. - № 4. С. 56-60.

2. Дубровина И. В. и др.. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя. / И. В. Дубровина. - М.: Просвещение, 2013. - 208 с.

3. Исаев Д.Д. Психиатрия детского возраста. Психопатология развития / Д.Д. Исаев. Учебник для вузов. - СПб.: СпецЛит, 2013. - с. 393-397.

4. Синякина Д.П. Номофобия - болезнь XXI века. В сборнике: Актуальные вопросы естественных и гуманитарных наук. Материалы студенческой научной конференции. Под ред. М.Ф. Юдина. 2018. С. 138-142.

Психология

УДК: 159.9: 316.6 (045)

старший преподаватель Самосадова Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат психологических наук, доцент Сухарева Надежда Федоровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ СВЕРСТНИКОВ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗА

ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА3

Аннотация. В статье осуществлен анализ проблемы гендерных отношений. Гендерные отношения изучались с помощью качественных и количественных методов. Полученные результаты свидетельствуют об особенностях гендерных отношений студентов-первокурсников, явной трансформации образа сверстника, которая выражена в проявлении как традиционалистских, так и эгалитарных взглядов на поведение девушек и юношей.

Ключевые слова: студент-первокурсник, гендерные отношения, виды гендерных отношений, образ сверстника, гендерные нормативы, модели отношений.

Annоtation. The article analyzes the problem of gender relations. Gender relations were studied using qualitative and quantitative methods. The obtained results testify to the peculiarities of gender relations of first-year students, an obvious transformation of the peer image, which is expressed in the manifestation of both traditionalist and egalitarian views on the behavior of girls and boys.

3 Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект №18-013-01207)

Keywords: first-year student, gender relations, types of gender relations, peer image, gender standards, relationship models.

Введение. Общество сверстников имеет большое значение для гендерной социализации личности, особую актуальность она приобретает в момент адаптации первокурсников в высшем учебном заведении. В тендерные отношения вступают студенты с разным культурным и экономическим уровнем, социальным статусом своей семьи, специфическими индивидуально-психологическими особенностями. Это обуславливает в отношениях проверку требований на соответствие критериям маскулинности и фемининности, опираясь на которые учащаяся молодежь закрепляет тендерные нормативы, принятые в обществе.

Изложение основного материала статьи. За последние десятилетия особую актуальность приобретают исследования в области гендерной психологии, малоисследованным разделом которой является психология тендерных отношений. Большой вклад в психологию тендерных отношений внесли: Т. В. Бендас (тендерные различия), И. С. Кон (особенности взаимоотношений юношей и девушек), И. С. Клецина (тендерные отношения, тендерные нормы), О. И. Ключко (тендерные трансформации молодежи), Ю. Г. Тишенко (тендерные стереотипы, тендерные представления) и др.

И. С. Клецина раскрывает понятие «тендерные отношения» как различные формы взаимосвязи людей, как представителей определенното пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности» [2, с. 8].

Автором выделяются следующие виды тендерных отношений: «социально организованные отношения на уровне общества, между тосударством и тендерными труппами характеризуются через тендерные представления; отношения между разными тендерными труппами - тендерные стереотипы; отношения между субъектами разного пола - тендерные установки; отношение личности к самой себе как представителю определенного пола - тендерные идеалы» [2, с. 18].

И. С. Клецина пишет о наличии двух альтернативных моделей в тендерных отношениях: партнерская и доминантно-зависимая. «В партнерской модели отношения характеризуются направленностью участников взаимодействия на сотласование целей, интересов и позиций друт друта. В доминантно-зависимой модели отношения не предполатают равноправия позиций: одна сторона занимает доминантную позицию, друтая -подчиненную, зависимую» [2, с. 19].

М. С. Пузикова, Л. В. Шаталова, изучая трансформацию тендерных отношений современной молодежи в мегаполисе и провинциальных городах России, выделяют ее как общероссийскую тенденцию и отмечают, что и юноши и девушки летче выстраивают обобщенный традиционный мужской тендерный образ, а женский тендерный образ претерпевает существенное изменения [4].

В своем исследовании трансформации тендерных стереотипов молодежи на примере Чеченской республики А. А. Бачаев также отмечает, что у молодежи выделяется стабильный обобщенный мужской тендерный образ, а женский тендерный образ претерпевает большие изменения [1].

Ю. Г. Тищенко при изучении тендерных стереотипов студентов провинциальното т. Шахты и метаполиса Ростова-на-Дону сделала выводы о том, что «тендерные представления современных студентов менее традиционны, стереотипны, содержат определенные новации. Традиционные тендерные конструкты в представлениях студенческой молодежи подвертлись существенным, но неравномерным трансформациям», что характерно в большей степени, изменились представления об образах маскулинности-феминности. Автором выявлена зависимость между степенью эталитарности тендерных представлений субъекта и ето социокультурными характеристиками: наиболее тесная связь прослеживается между приверженностью человека инновациям и ето полом: большую склонность к инновационному конструкту демонстрируют женщины [5].

0. И. Ключко отмечает, что тенденция к увеличению числа вариантов тендерных трансформаций в ментальности современной молодежи зависит от места проживания и социальното опыта, паттернах воспроизводства мужественности и женственности, основанных на патриархальных асимметричных моделях и нормах [3].

Целью нашего исследования являлось изучение тендерных отношений сверстников в представлениях первокурсников провинциальното торода.

Опытно-экспериментальной базой исследования послужил ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педатотический институт им. М. Е. Евсевьева», т. Саранск. Используя метод фокус-труппы, нами было проведено со студентами 1 курса факультета психолотии и дефектолотии МГПИ имени М. Е. Евсевьева. Нами было проведено 3 фокус-труппы, в которых приняли участие 37 студентов - будущих психологов (32 девушки и 5 юношей).

Образы студентов о характере и поведении сверстников, присущие представителям разното пола, изучались с помощью опросников «Нормы мужското поведения» и «Нормы женското поведения».

С целью проверки достоверности различий между выборками нами использовался U-критерий Манна-Уитни.

Результаты проведенното исследования позволили нам сделать следующие выводы:

1. Первокурсники с интересом участвовали в работе своей фокус-труппы, что свидетельствует о значимости данной темы для современной молодежи. Испытуемые были единотласны в вопросе об актуальности межличностных отношений для каждото испытуемото, которые являются важной составляющей процесса социализации первокурсников в новых условиях обучения в вузе.

2. В ходе обсуждения вопроса «Что для Вас является самым важным в процессе отношений в учебной труппе?» были выделены основные мотивы межличностных отношений первокурсников. Подавляющее большинство студентов обращаются друт к друту с целью получить нужную информацию (80%), имеют совместные интересы и общие дела (60%), желают получить положительные эмоции и оказать помощь сокурсникам (35%), участвуют в совместных развлечениях (20%).

3. Нас интересовали тендерные отношения первокурсников, с этой целью нами был сформулирован вопрос «С кем Вам комфортнее взаимодействовать?». Абсолютное большинство студентов (92%) отметили, что в случаях острой необходимости пол партнера для них не имеет значения, но в обычных ситуациях предпочтительнее взаимодействовать с представителями своето пола (девушкам с девушками, юношам с юношами).

4. В процессе исследования представлений о тендерных отношениях первокурсников нами выстраивался «образ сверстника» своего и противоположенного пола. При построении «образа сверстника» юношами всего было названо 21 качество личности, которые для них важны при взаимодействии. Среди обозначенных качеств самыми значимыми являлись: «честность», «мужественность», «решительность», «целеустремленность» (80%). Следующее по значимости качество - «надежность» (60%), по мнению юношей востребовано, когда необходимо довериться другому человеку. Качество «доброта» в фокус-группах составило 60%; анализ конкретных примеров, приводимых студентами, показал, что доброта «всегда проявляется в действиях и носит альтруистических характер», «когда человек из этого не получает выгоды для себя». Остальные качества набрали менее 40% (коммуникабельность, дружелюбие, юмор и др.). Хочется отметить тот факт, что юноши практически не выдвигали требований к внешнему виду, физическому состоянию, религии, материальному положению сверстника.

5. В «образе сверстницы» юноши выделили 23 качества. Приведем примеры наиболее часто встречающихся качеств. Качество «верность» важно для всех юношей фокус-группы (100%). Такие качества как «доброта», «красота», «ум», «женственность», назвали 80% юношей. «Честность», «юмор», «надежность» важны для 60,0%, остальные качества набрали меньше 40%. Полученные результаты, свидетельствует о традиционном образе, как сверстника, так и сверстницы, сформированном у юношей-первокурсников провинциального города.

6. В «образе сверстника» девушки назвали 33 качества личности, из которых самое часто встречающееся - это физическая привлекательность юношей (68,8%), например, рост, культурные манеры, хорошая физическая подготовка, модная одежда и современный имидж. В фокус-группах девушками отмечается изменение отношения молодых мужчин к своей физической форме: «у большинства юношей-сверстников отсутствует мускулатура», «женственно выглядят» и т. п. Юноши аргументируют это тем, что им «некогда заниматься в тренажерном зале, записался и бросил ходить». Другие качества сверстников, которые востребованы у девушек провинциального города - «верность», «надежность» (62,5%). Надежность первокурсницы понимают как возможность «опереться на мужское плечо», «помочь при решении серьезных проблем». Только для 40,6% девушек были важны такие качества, как «общительность», «чувство юмора», «мужество», «заботливость», «ответственность», «справедливость». Остальные качества («харизма», «культура», «образованность», «воспитанность», «интеллект» и др.) отметили незначительное количество девушек.

7. Для построения «образа сверстницы» девушкам потребовалось 53 качества. Самым важным для участниц фокус-групп явилось качество личности - «доброта» (59,4%). Качества личности «честность» и «чувство юмора» важны для 50% первокурсниц. Менее важными явились качества «искренность», «открытость» и «умение слушать» - (46,9%). Такие качества, как «жизнерадостность», «интеллигентность», «женственность», «интеллектуальность» и др., составили менее 40%.

8. Во всех группах проговаривали о наличии качеств личности, важных как для женщин, так и мужчин: «доброта», «верность», «надежность», что свидетельствует о появлении эгалитарных норм мужского и женского поведения.

9. В ходе проведения фокус-групп, нами была отмечена более активная позиция, яркое проявление эмоций у девушек. В обсуждении предложенных вопросов фокус-групп юноши были более сдержаны, лучше себя контролировали в спорах и дискуссиях.

10. В процессе анализа нами были выделены две противоположенные тенденции: с одной стороны, от надежного мужчины девушки ждут помощи в решении своих проблемных ситуаций, а с другой - говорят о необходимости проявления своей активной позиции, принятии ответственности. В ходе дискуссии 28,1% студенток признают ведущую роль в общении за мужчинами, среди юношей свою позицию считают доминирующей 80%.

На втором этапе нашего исследования нами была поставлена задача изучения норм мужского и женского поведения. Результаты, полученные при выполнении опросника «Нормы мужского поведения», представлены в таблице 1.

Таблица 1

«Приверженность традиционалистским нормам мужского поведения»

Уровень Мужчины Женщины

Выше среднего 60% 18,8%

Средний 40% 68,7%

Ниже среднего - 12,5%

Согласно данным таблицы 1, показатель приверженности традиционалистским нормам мужского поведения у юношей имеет только средний уровень (40%) и выше среднего (60%). У большинства девушек приверженность традиционалистским нормам мужского поведения выявлен средний уровень (68,7%).

При сопоставлении показателей приверженности традиционалистским нормам мужского поведения у юношей и девушек студентов-психологов 1 курса с помощью и-критерия Манна-Уитни были получены достоверные различия на р<0,05 уровне статистической значимости.

Результаты изучения норм женского поведения представлены в таблице 2.

Таблица 2

«Приверженность традиционалистской модели феминности»

Уровень Мужчины Женщины

Выше среднего 40% 15,6%

Средний 40% 43,8%

Ниже среднего 20% 40,6%

Согласно данным таблицы 2, у юношей 1 курса показатель приверженности традиционалистской модели феминности распределился следующим образом: средний уровень и выше среднего - 40%, ниже среднего -20%. У девушек показатель ниже среднего составил 40,6%, средний уровень - 43,8%, выше среднего - 15,6%.

При сопоставлении показателей приверженности традиционалистской модели феминности с помощью U-критерия Манна-Уитни было получено эмпирическое значение, находящееся вне зоны статистической значимости.

Выводы. Таким образом, гендерные отношения имеют большое значение для студентов-первокурсников. В процессе гендерных отношений у студентов уточняются гендерные идеалы, гендерные нормы, гендерные модели. Гендерные отношения изучались нами через образ сверстника и его трансформацию. Полученные результаты свидетельствуют о том, что образ сверстника у испытуемых носит в целом традиционный характер. Некоторая трансформация образа проявляется в отходе от традиционных качеств мужчины (агрессия, доминирование). Трансформация гендерного образа сверстницы проявляется в большей степени. Большинством девушек принимаются традиционные женские личностные качества (доброта, признается доминирующая роль в общении за сверстниками-мужчинами в ситуации конфликта или затруднения), однако наряду с этим девушками вносятся во взаимоотношения активность, стремление к партнерской модели отношений. Результаты свидетельствуют о приверженности большинства испытуемых юношей и незначительного количества девушек к традиционалистским нормам мужского поведения. Сопоставление показателей приверженности традиционалистским нормам мужского поведения у юношей и девушек с помощью U-критерия Манна-Уитни свидетельствует о трансформации гендерных отношений у девушек по отношению к мужскому поведению, в то время как юноши оказались не готовы к эгалитарным нормам мужского поведения. Меньшинство респондентов юношей и девушек проявляют приверженность традиционалистскому типу нормам женского поведения. При сопоставлении показателей приверженности традиционалистской модели феминности с помощью U-критерия Манна-Уитни нами делается вывод о приверженности, как юношей, так и девушек, к смешанному типу модели феминности.

Литература:

1. Бачаев А. А. Трансформация гендерных стереотипов среди молодежи (на примере Чеченской Республики) // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 1069-1071. - URL https://moluch.ru/archive/62/9405/

2. Клецина И. С. Психология гендерных отношений : автореферат дис... д-ра психол. наук. - Спб., 2004. - 39 с.

3. Ключко О. И. Гендерные трансформации в социализации и ментальности Российской молодежи / О. И. Ключко // Вестник Московского городского университета. Серия «Философские науки». №1 (25). 2018. С. 29-35. https://elibrary.ru/item.asp?id=32833355

4. Пузикова М. С., Шагалова Л. В. Трансформации гендерных стереотипов современной молодежи [Электронный ресурс] / М. С. Пузикова, Л. В. Шагалова //Материалы Всероссийской 65-й итоговой студенческой конференции им. Н. И. Пирогова Томск, (26-28 апреля 2006 г.) / под ред. В. В. Новицкого, Л. М. Огородовой. - Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2006 - Режим доступа: http://tele-conf.ru/zhiznedeyatelnost-organizma-i-zdorove-cheloveka/transformatsii-gendernyih-stereotipov-sovremennoy-molodezhi. html

5. Тищенко Ю. Г. Гендерные стереотипы современной студенческой молодежи: социологический анализ: автореферат дис... канд. социол. наук. - Ставрополь, 2014. - 30 с.

Психология

УДК: 159.9

кандидат психологических наук, доцент Урусова Асият Муссаевна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева (г. Карачаевск)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье раскрывается проблема личностного развития дошкольника в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения. Изучаются особенности внедрения новых образовательных технологий, интеграции современных методов обучения и воспитания, применения проблемных и творческих задач. Приводятся критерии формирования развивающей среды, соответствующей современной парадигме образования. Акцентируется внимание на ценностных ориентациях позитивного плана и личностных качествах, способствующих своевременному формированию конструктивной личности, которые должны быть заложены в дошкольном возрасте. Разграничиваются основные компоненты развивающей образовательной среды для дошкольников: психологический, методический и инструментальный. В основе исследования особенностей развития личности дошкольника в современном образовательном пространстве -анализ психолого-педагогического сопровождения, позволяющего ребёнку не только познавать новое, интересное и необычное, но и познавать самого себя в процессе межличностного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.