Юриспруденция
УДК 34
РС! 10.21661/Г-559705
Токмакова М.Р.
Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи
Аннотация
В рамках статьи раскрывается роль прокуратуры в деятельности по защите прав и интересов несовершеннолетних. Анализируются данные официальной статистики по выявленным нарушениям в сфере исполнения законов о несовершеннолетних и молодежи. Раскрывается проблема обеспечения детей-инвалидов лекарствами и медикаментами. Освещается проблема выявления детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Анализируются направления работы Генеральной прокуратуры по устранению выявленных проблем.
I
Ключевые слова: прокурорский надзор, дети-инвалиды, обеспечение детей лекарствами, нарушения прав детей, органы опеки.
Органы прокуратуры занимают важное положение в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних представляет собой самостоятельное направление деятельности органов прокуратуры, которое охватывает широкий спектр работы прокурора и призвано обеспечить реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, пресечение и предупреждение преступности детей.
Прокуратура осуществляет правозащитную функцию в отношении как неопределенного круга несовершеннолетних, так и детей, у которых законные представители отсутствуют либо не выполняют возложенные на них обязанности по воспитанию, содержанию, а соответствующие структуры не уделяют им должного внимания, что нередко приводит к совершению детьми правонарушений и преступлений. В рамках данной деятельности прокуроры рассматривают обращения, связанные с нарушениями прав детей и подростков, проводят проверки органов и учреждений, работающих с детьми; пресекают факты незаконных действий чиновников, участвуют в судебных разбирательствах, обеспечивают восстановление законности.
В соответствии с данными официальной статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2021г. выявлено 9304 нарушений в сфере соблюдения прав и интересов несовершеннолетних, что на 16,8% выше аналогичного показателя за прошлый год [2].
В частности, ряд нарушений был выявлен в рамках мониторинга обеспечения лекарственными средствами детей-инвалидов. Генеральным прокурором Российской Федерации Игорем Красновым в 2020-2021 гг. были инициированы проверки соблюдения прав несовершеннолетних на охрану здоровья, которые проведены во всех регионах. Особое внимание в рамках данных проверок уделено своевременному обеспечению
детей-инвалидов, страдающих сахарным диабетом, лекарственными средствами. По результатам данных проверок выявлены следующие нарушения:
- недофинансирование финансовых обязательств;
- несоблюдение срока и порядка закупки лекарств и медицинских изделий.
После вмешательства прокуроров в республиках Бурятия, Крым, Татарстан; Астраханской, Брянской, Волгоградской областях и других регионах права детей восстановлены. Например, в Орловской области в сентябре-октябре 2021 г. на длительном отсроченном обеспечении находилось порядка 100 рецептов для обеспечения детей-инвалидов тест-полосками. В результате проведенных проверок из бюджета области было выделено 140 млн. руб. на закупку медикаментов [3].
В Брянской области прокуратура вынесла представление о несоблюдении прав несовершеннолетних, которое послужило основанием для закупки 2 тыс. систем мониторинга уровня глюкозы, которые были направлены на обеспечение 500 детей. Более того, в региональном бюджете на обеспечение детей-инвалидов на 2022г. заложено 200 млн. руб.
В Рязанской области в 2021г. по результатам прокурорских проверок были восстановлены права 15 детей-инвалидов, которым, несмотря на наличие врачебного заключения, было отказано в обеспечении сенсорами глюкозы.
Наличие представленных нарушений прав несовершеннолетних обусловлено реализацией полномочий по контролю за деятельностью органов опеки и попечительства, которые, в свою очередь, содействуют реализации прав и интересов несовершеннолетних.
Кроме того, органы опеки и попечительства должны осуществлять выявление несовершеннолетних, которые воспитываются в неблагополучных семьях. Зачастую данная функция реализуется недостаточно эффективно, что приводит к тому, что несовершенно-
Юриспруденция
летние оказываются в трудных жизненных ситуациях. Для решения данного вопроса следует проводить совместные рейды должностных лиц органов опеки и попечительства и прокуратуры.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации принимаются меры, направленные на устранение представленных проблем.
На национальном уровне результатом данных проверочных действий стала разработка и утверждение Стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа.
Более того, обеспечению системности проведения прокурорского надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних должен способствовать непрерывный надзор, порядок которого утвержден Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 13 декабря 2021 г. №744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов». Согласно п.1.2 данного Приказа на прокуроров субъектов Российской Федерации возложена обязанность по орга-
низации ежедневного мониторинга соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних. В качестве источника определены средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные сети. В случае выявления фактов нарушений, прокуратурой должны быть приняты незамедлительные меры реагирования [1].
Таким образом, одним из проблемных вопросов в осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи является контроль своевременности обеспечения детей-инвалидов лекарствами и медицинскими средствами, в том числе детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Устранение данной проблемы Генеральная прокуратура Российской Федерации связывает с обеспечением непрерывного мониторинга различных средств информации на предмет нарушений прав несовершеннолетних. Кроме того, целесообразным является проведение совместных проверок с органами опеки и попечительства семей, в которых воспитываются дети, в случае если данные семьи попадают по категорию «неблагополучных».
Литература
1. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов: Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 13.12.2021 №744.
2. Основные результаты прокурорской деятельности за январь-декабрь 2021 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=69162022 - (дата обращения: 05.02.2022).
3. По поручению Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова органы прокуратуры принимают безотлагательные меры по соблюдению прав детей, страдающих сахарным диабетом, в сфере льготного обеспечения медикаментами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=69972556 (дата обращения 05.02.2022).
УДК 342
DOI 10.21661/Г-559642
Федючек П.И., Шаряпова Э.А.
К вопросу о развитии СРО в Российской Федерации
Аннотация
В статье речь идёт о том, что в связи со становлением Института Саморегулирования появляются новые изменения в законодательстве, связанные с саморегулируемыми организациями, а также новые требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения членства. Одним из требований к членам саморегулируемых организаций является прохождение специалистами Независимой Оценки Квалификации, что и является предметом обсуждения настоящей статьи.
■ Ключевые слова: саморегулирование, архитектурно-строительное проектирование, инженерные изыскания, центр оценки квалификации, независимая оценка квалификации.
Понятие о саморегулировании появилось в Российской Федерации в 2007 году. Тогда был принят Федеральный закон №315 «О саморегулируемых организациях», согласно которому под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются
разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
В Законе определен правовой режим деятельности саморегулируемых организаций (далее - СРО). Правовой режим включает в себя не только права, обязанности и ответственность СРО, но и условия и требования к членству в такой организации [1]. Под условиями по-