М.О. Дмитриева
СУЩНОСТЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
На сегодняшний день защита органами прокуратуры Российской Федерации прав детей является задачей стратегической, а прокурорский надзор в данной сфере - одним из наиболее приоритетных направлений деятельности, имеющим присущие только ему особенности. В данной статье автором рассматривается история развития и становления отечественного законодательства в области прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних, освещается нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность органов прокуратуры в исследуемой области, анализируются специфические правовые особенности этой деятельности. Также автором рассматриваются особенности прокурорского надзора за исполнением законов в отношении несовершеннолетних в Российской Федерации. Особое внимание автора данной статьи вызывает неоднозначная практика реализации отдельных положений в сфере применения методов надзора и актов прокурорского реагирования в области защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации. В заключении данной статьи, автором формулируются проблемы, связанные с осуществлением прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних, даются рекомендации по совершенствованию действующего российского законодательства в исследуемой области.
Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, несовершеннолетние, права несовершеннолетних, средства прокурорского реагирования, полномочия прокурора, организация прокурорского надзора, координация деятельности правоохранительных органов.
В условиях современной действительности, Российская Федерация, как демократическое правовое государство следует необходимости устранения ряда негативных направлений, возникающих в ходе конституционной и правовой охраны несовершеннолетних. Особое положение детей обусловливается их беззащитностью, вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью. Ежегодно прокурорами выявляются многочисленные нарушения прав детей в различных сферах и число их растет. За январь - август 2022 г. прокурорами было выявлено свыше 572 тыс. нарушений в указанной сфере (за аналогичный период 2021 г. - 487 тыс.). [17] Деятельность органов прокуратуры в сфере защиты прав несовершеннолетних весьма разнообразна. Она включает в себя правовое просвещение, координацию деятельности правоохранительных органов, профилактику правонарушений, участие в рассмотрении дел судами и иные направления. Но ключевое место в ней, безусловно, занимает непосредственно надзор за исполнением требований законодательных актов. [16]
Отечественная прокуратура зародились в начале XVIII в., образованная Указом Петра I 12 января 1722 г. она выполняла исключительно контролирующую роль. В качестве отдельного направления прокурорской деятельности надзор за исполнением законов о несовершеннолетних появился лишь в середине XX в. и в основном был обусловлен необходимостью противодействия детской преступности и обеспечения прав несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве Положения международного права, рассматривающие ребенка как личность, обладающую всем комплексом прав, обеспечение и защита которых представляются безусловными, впервые нашли свое отражение в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 22.06.2001 № 38 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи». Большое влияние на его содержание оказала Конвенция о правах ребенка. [12]
В настоящее время вопросы организации надзора на данном направлении регламентированы приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» и от 14.11.2017 № 774 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних на досудебных стадиях уголовного судопроизводства». Приказ № 188 охватывает значительное количество разнообразных
© М.О. Дмитриева, 2022.
направлений рассматриваемого надзора (в социальной сфере; в сфере обеспечения прав детей в информационном пространстве; в области жилищных и имущественных прав; в сфере здравоохранения, образования, трудовой занятости; за исполнением законов органами опеки и попечительства; за соблюдением прав несовершеннолетних в уголовно-правовой сфере, при исполнении уголовных наказаний и др.). [9] Отдельные положения по предупреждению и пресечению преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, по искоренению условий, способствующих их вовлечению в преступную деятельность, закреплены в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по противодействию преступности». При этом основным нормативным правовым актом, в соответствии с которым органы прокуратуры осуществляют деятельность в сфере защиты прав несовершеннолетних, безусловно, является Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». [12]
На сегодняшний день в органах прокуратуры Российской Федерации надзор в исследуемой сфере осуществляют специализированные подразделения и выделенные прокуроры. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации в составе Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства функционирует управление по надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. [7]
В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2 2202-1, [6] надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних, не указан, как отдельная, обособленная отрасль надзора, однако он выступает элементом такого направления прокурорского надзора как защита прав и свобод человека и гражданина. Так, российский законодатель, определяя положения международного права, а также его общепризнанные принципы и нормы права, увеличил приоритет интересов и благополучия детей во всех сферах жизни общества и государства. Для осуществления данного требования был издан Приказ Генпрокуратуры России от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов». [7]
Представляется необходимым, закрепить за руководителями ведомственных подразделений прокуратуры субъектов РФ алгоритм организации работы по вопросам, связанным с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних, а также надзор за расследованием преступлений, совершенных несовершеннолетними.
В соответствии со ст. 272 ТК РФ, специфика трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет формируются трудовым законодательством, коллективным соглашением и договором. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривает установление квоты для приема на работу только инвалидов. Чтобы обеспечить права несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних следует предусмотреть в ст. 13 и 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» [5] непременное квотирование мест для устройства на работу несовершеннолетних, бронирование отдельных видов работ для несовершеннолетних как категории граждан, особо подлежащей в социальной охране. [11] Органы прокуратуры обеспечивают надзорные проверки за исполнением законодательства в сфере охраны здоровья и жизни детей. Одним из направлений таких проверок выступает обеспечение безопасности на детских и спортивных площадках, стадионах, их надлежащего технического состояния. По результатам поднадзорных проверок выявляются некоторые нарушения законодательства РФ, по невыполнению техники и правил безопасности.
Таким образом, можно сделать вывод, что прокурорский надзор за соблюдением прав несовершеннолетних выступает составной частью прокурорского надзора несмотря на то, что он не обозначен в качестве отдельной, самостоятельной отрасли. Защита прав несовершеннолетних, осуществляемая сегодня органами прокуратуры Российской Федерации - это приоритетное направление деятельности, обладающее характерными особенностями. Дальнейшее развитие прокурорского надзора за исполнением законов несовершеннолетними должно осуществляться посредством выделения его в качестве самостоятельной отрасли, что возможно посредством внесения изменений в ФЗ «О прокуратуре». Представляется, что внесение подобного рода изменений сможет оказать положительное влияние на решение проблем, возникающих в процессе защиты прав несовершеннолетних органами прокуратуры, а также повысить эффективность работы органов прокуратуры в сфере защиты прав несовершеннолетних.
В целях совершенствования нормативных и организационных основ надзора за исполнением законов о несовершеннолетних предлагается внести изменения в закон о прокуратуре, дополнив его разд. III гл. 5 «Надзор за исполнением законов о несовершеннолетних, соблюдением их прав и свобод» со ст. 341 «Предмет надзора» и 342 «Полномочия прокурора», а также скорректировать приказ № 188 в части установления требования об исключении фактов возложения на прокуроров, специализирующихся в рассматриваемой сфере, обязанностей, относящихся к иным направлениям надзорной деятельности. [11]
Подводя итоги всему вышеизложенному и анализируя вышеприведенные статистические данные, можно сделать выводы о том, что защита прав несовершеннолетних и молодежи в России находится на
достаточно низком уровне. Маленькие дети, подростки и еще неокрепшая молодежь представляют собой одну из наиболее незащищенных категорий граждан России, больше всего подверженной преступным посягательствам. [15]
Для улучшения сложившейся ситуации в России, необходимо активизировать работу органов прокуратуры, в сфере совершенствования прокурорского надзора за сотрудниками органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, а также за за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, деятельно согласовывая работу правоохранительных органов по борьбе с преступностью в отношении детей и подростков. Руководство данным надзором прокурору нужно брать в свои руки, а полномочия по его осуществлению делегировать наиболее квалифицированным сотрудникам, поскольку правильное делегирование полномочий поспособствует упорядочиванию деятельности прокурора по этому направлению, что повысит результативность данной работы. Реакция органов прокуратуры на бездействие или недостаточность мер со стороны поднадзорных органов должна быть бескомпромиссной и жесткой, так как именно от несовершеннолетних лиц и молодежи зависит будущее нашего государства. Для единообразного прокурорского надзора за соблюдением положений нормативных актов в отношении детей и подростков, а также молодых лиц, следует акцентировать внимание на деятельности отраслевых подразделений прокуратур субъектов РФ, поручая его наиболее опытным работникам.
Необходимо осуществлять текущее и перспективное планирование по данному направлению, контролируя исполнение законов вышестоящими прокурорами в отношении нижестоящих. Важно четко и эффективно организовать работу информационно-аналитической работы с привлечением данных демографического характера, об условиях жизни, трудоустройстве, учебно-воспитательном процессе несовершеннолетних лиц, общей социализации указанных категорий лиц. Прокуратуре следует еще более активно координировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью в отношении несовершеннолетних лиц, путем организации рабочих групп, созыва координационных совещаний, истребования статистической и иной информации.
Библиографический список
¡.Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) - Доступ из справочно-правовой системы Кон-сультантПлюс. - Текст: электронный.
2.Конституция Российской Федерации: текст с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020: [принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года]. Москва, 2020. - Доступ из справочно-право-вой системы КонсультантПлюс. - Текст: электронный.
3.О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 21.12.2013 № 376-ФЗ. - Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. - Текст: электронный.
4.О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ. - Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. -Текст: электронный.
5.О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1. - Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. - Текст: электронный.
6.О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 04.11.2022). -Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. - Текст: электронный.
7.Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов: Приказ Генпрокуратуры России от 13.12.2021 № 744. - Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. - Текст: электронный.
8.Бабошина, Е. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних // Актуальные проблемы правосудия и правоохранительной деятельности. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Пятигорск, 2022.
9.Вовк, В. О некоторых аспектах прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних // Проблемы становления гражданского общества. сборник статей IX Международной научной студенческой конференции. Иркутск, 2021.
10.Воронкова, Д. К вопросу о месте прокуратуры в системе государственных органов Российской Федерации // Защита прав человека в периоды внешнеполитической напряженности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с Международным участием. В 2-х частях. Редколлегия: Г.П. Кулешова. Саранск, 2021.
11.Горюнов, В. Роль прокуратуры Российской Федерации в осуществлении надзора за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних / В. Е. Горюнов, А. Г. Карнакова // Правопорядок: история, теория, практика. - 2019. - № 2 (21).
12. Джафарова, Г., Ганжа, Н., Яснева, Е. Прокурорский надзор за соблюдением жилищных прав несовершеннолетних // Проблемы правоохранительной деятельности на современном этапе. сборник трудов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. Кострома, 2022.
13.Кузнецова, Е. Организация прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 35.
14.Каххоров, Д. Координационная деятельность органов прокуратуры по противодействию и профилактике экстремизма среди трудовых мигрантов в современной России / Д. Г. Каххоров, В. М. Абдрашитов, Ш. Х. Мачидзода // Legal Concept. Правовая парадигма. - 2020. - Т. 19, № 2.
15.Сапронова, К. История и перспективы развития прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних // Прокуратура: история и современность - 300 лет прокуратуре России (Сухаревские чтения). Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции . Под общей редакцией О.С. Капинус, под научной редакцией А.Ю. Винокурова. Москва, 2022.
16.Сводные отчеты по Российской Федерации по форме ПМ «Основные показатели работы прокурора» за январь - август 2021 и 2022 гг.
17.Результаты деятельности органов прокуратуры Российской Федерации с 2017 по 2020 гг. // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/ activity/ statistics/office/result (дата обращения: 12.11.2022 г.). - Загл. с экрана.
ДМИТРИЕВА МАРГАРИТА ОЛЕГОВНА - магистрант, Иркутский государственный университет, Россия.