Научная статья на тему 'Конституционные основы деятельности прокуратуры по обеспечению прав несовершеннолетних в РФ'

Конституционные основы деятельности прокуратуры по обеспечению прав несовершеннолетних в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2255
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ОРГАНЫ ПРОКУРАТУРЫ / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ОХРАНА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ОХРАНА ПРАВ ДЕТЕЙ / ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ / НАРУШЕНИЕ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корнилова Елена Викторовна

Дается характеристика органов прокуратуры с точки зрения осуществления ими надзорных функций в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан. По мнению автора, прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних призван обеспечить реальную охрану их прав, поскольку данный контролирующий орган имеет право проверять законность действий как любой из ветвей государственной власти, так и юридических лиц и граждан. Автор предлагает собственную трактовку понятия конституционных основ деятельности прокуратуры в области обеспечения прав несовершеннолетних в Российской Федерации, а также характеризует функциональные направления деятельности органов прокуратуры в данной сфере с указанием на конституционные нормы, на которых они базируются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы деятельности прокуратуры по обеспечению прав несовершеннолетних в РФ»

УДК 342.7

Е. В. Корнилова

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РФ

Аннотация. Дается характеристика органов прокуратуры с точки зрения осуществления ими надзорных функций в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан. По мнению автора, прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних призван обеспечить реальную охрану их прав, поскольку данный контролирующий орган имеет право проверять законность действий как любой из ветвей государственной власти, так и юридических лиц и граждан. Автор предлагает собственную трактовку понятия конституционных основ деятельности прокуратуры в области обеспечения прав несовершеннолетних в Российской Федерации, а также характеризует функциональные направления деятельности органов прокуратуры в данной сфере с указанием на конституционные нормы, на которых они базируются.

Ключевые слова: прокуратура, органы прокуратуры, прокурорский надзор, обеспечение прав несовершеннолетних, охрана прав несовершеннолетних, защита прав несовершеннолетних, охрана прав детей, защита прав детей, нарушение прав несовершеннолетних, конституционные основы деятельности прокуратуры.

В ст. 38 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 [2] (далее - Конституция РФ) закреплена обязанность государства по защите семьи, материнства и детства. Сохранение и поддержка института семьи, предотвращение попадания семьи в трудную жизненную ситуацию - эти тезисы провозглашены в качестве основных целей современной государственной политики России. Защита прав несовершеннолетних является одной из наиболее важных задач современного государства.

Представляется, что надежным средством предупреждения нарушений прав подростков, восстановления законности и правопорядка в этой сфере может выступать деятельность органов прокуратуры. Прокуратура - это носитель особых государственных властных полномочий, поскольку она имеет право проверять законность действий как любой из ветвей государственной власти, так и юридических лиц и граждан. Таким образом, прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних призван обеспечить реальную охрану их прав и законных интересов, а также предупреждать детскую преступность.

Правозащитный потенциал российской прокуратуры в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних позволяет ей быть незаменимым звеном государственного механизма в этом процессе.

Надзор за исполнением законов о несовершеннолетних является одним из направлений прокурорского надзора. Это направление относительно обособлено, так как обладает рядом специфических свойств, обусловленных его целевым назначением, хотя в качестве самостоятельной отрасли не выделено.

Прокурорский надзор за соблюдением законов о несовершеннолетних и молодежи -это осуществляемая в установленных законодательством формах деятельность прокурора по выявлению и предупреждению нарушений законов о несовершеннолетних свойственными прокуратуре средствами и методами с целью упрочения законности и защиты законных интересов, прав и свобод несовершеннолетних [12, с. 29].

Выражаем согласие с мнением А. В. Ермакова о том, что организация прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних базируется на общих

принципах организации деятельности прокуратуры и принципах организации защиты прав ребенка [14, с. 46].

Правовой основой осуществления прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних является Конституция РФ, а также Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [8] (далее - ФЗ «О прокуратуре РФ»). Вопросы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних регламентируют Уголовный [4], Уголовно-процессуальный [5], Семейный [3], Трудовой [6], Жилищный [7] кодексы Российской Федерации, иные Федеральные законы Российской Федерации, в том числе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ [9], и другие правовые акты.

Основные нормативно-правовые документы, в которых определены направления прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних, а также деятельность прокуратуры по обеспечению прав несовершеннолетних - это ФЗ «О прокуратуре РФ», а также Приказ Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» от 26.11.2007 № 188 [10] (далее - Приказ Генпрокурора РФ № 188).

Представляется, что конституционные основы деятельности прокуратуры в области обеспечения прав несовершеннолетних в Российской Федерации - это положения Основного закона России, на которых основываются направления прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, а также механизмы соответствующего реагирования прокуратуры на нарушения прав детей.

Охарактеризуем функциональные направления деятельности органов прокуратуры в сфере обеспечения прав несовершеннолетних с указанием на конституционные нормы (конституционные основы), на которых они базируются:

1. Надзор и пресечение принятия региональных нормативных правовых актов, не соответствующих федеральному законодательству и ущемляющих права и интересы детей; при этом необходимо иметь в виду, что государственная политика основывается на обеспечении единства прав, обязанностей и ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда (ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», п. 2 Приказа Генпрокурора РФ № 188).

Конституционные основы данного направления деятельности прокуратуры заключены в следующих нормах Основного закона:

- ч. 1 ст. 17, указывающая на то, что в России признаются и гарантируются свободы и права человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также п. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которому международные договоры Российской Федерации, а также общепризнанные нормы и принципы международного права - это составная часть правовой системы России, и правила международного договора имеют приоритет над национальным законодательством. А в принятой Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка от 20.11.1989 [1] и общепризнанных нормах международного права закреплен приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства;

- ст. 18, провозглашающая, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной и законодательной властей, органов местного самоуправления;

- ч. 2 ст. 55, устанавливающая запрет на издание на территории Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих свободы и права человека.

Приведем пример прокурорского реагирования на нарушения в данной сфере. Прокуратурой г. Покачи Ханты-Мансийского автономного округа в процессе мониторинга нормативных правовых актов в 2016 г. было выявлено нарушение прав и законных интересов детей, проходящих обучение в учреждениях дополнительного образования.

Так, согласно постановлению администрации «Об исчислении и установлении размера платы за содержание обучающихся в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей города Покачи», каждый месяц с родителей взималась оплата за содержание их ребенка в детской музыкальной и спортивно-юношеской школах, что было отражено и в договоре об оказании образовательных услуг. В случае невнесения оплаты ребенок не допускался к процессу обучения. Однако федеральное законодательство устанавливает взимание оплаты за содержание ребенка исключительно в образовательных учреждениях для дошкольников. С целью ликвидации выявленных нарушений прокуратура на данное постановление принесла протест, который был отклонен администрацией. Прокурором было совершено обращение в суд с заявлением об оспаривании незаконного нормативного правового акта. Суд согласился с доводами прокурорского работника и признал незаконным постановление. Во исполнение судебного решения орган местного самоуправления отменил оспоренное прокурором постановление [15].

2. Пресечение фактов жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных учреждениях. При наличии оснований - инициация проведения проверки в рамках уголовно-процессуального законодательства (ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ», п. 3.1 Приказа Генпрокурора РФ № 188).

Конституционные основы указанного направления деятельности органов прокуратуры установлены в таких нормах Основного закона, как:

- ст. 21, в соответствии с которой запрещено применение пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.

Примером из последней судебной практики является апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда № 33-1652/2015 от 29.07.2015 по делу № 33-1652/2015 [11], согласно которому прокурор Октябрьского района г. Рязани обратился в суд в интересах несовершеннолетней с иском к ее отцу о лишении его родительских прав. В обосновании заявленных требований прокурор указал на факты возбуждения уголовного дела по ст. 156 УК РФ за неисполнение обязанностей по воспитанию ребенка, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним. Суд, выяснив все обстоятельства данного дела, удовлетворил заявленные прокурором исковые требования и вынес решение о лишении отца родительских прав с передачей несовершеннолетней на попечение органа опеки и попечительства для дальнейшего ее устройства.

3. Надзор за исполнением законодательства об образовании, реализацией государственными и муниципальными образовательными учреждениями прав граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного, общего образования и на конкурсной основе бесплатность среднего и высшего профессионального образования (ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ», п. 6 Приказа Генпрокурора РФ № 188).

Конституционные основы данного направления деятельности прокуратуры заключены в следующих нормах Основного закона:

- ст. 43, закрепляющая право каждого на получение бесплатного дошкольного, основного общего, среднего профессионального образования в муниципальных или государственных образовательных учреждениях либо на предприятиях. Согласно данной статье, каждый вправе бесплатно на конкурсной основе получить высшее образование в муниципальном или государственном образовательном учреждении либо на предприятии.

Примером эффективной деятельности прокурора в данной сфере служит ситуация, когда в 2014 г. в Амурской области суд по иску прокурора города Благовещенска обязал университет передать в собственность муниципального образования здание бывшего

детского сада, которое, как выяснилось в ходе судебного разбирательства, было ранее передано университету незаконно. В итоге прокурором были восстановлены права малолетних детей, не имеющих возможности посещать детские дошкольные учреждения на территории города Благовещенска в связи с отсутствием в них достаточного количества мест [13, с. 31].

4. Систематические проверки исполнения законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних с обращением внимания на законность, полноту и качество оказываемых услуг медицинского характера, на соблюдение закрепленного в Конституции РФ права на бесплатную медицинскую помощь в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения. При необходимости - принятие мер воздействия к виновным лицам в случаях противозаконного взимания оплаты за лечение (ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ», абз. 1 п. 3.4 Приказа Генпрокурора РФ № 188).

Конституционные основы указанного направления деятельности органов прокуратуры установлены в таких нормах Основного закона, как:

- ст. 41, устанавливающая право каждого на охрану его здоровья и квалифицированную медицинскую помощь. Также данная норма закрепляет правило о бесплатном оказании медицинской помощи в муниципальных и государственных организациях здравоохранения.

5. Систематическая проверка соблюдения законодательства о защите несовершеннолетних от информации, наносящей вред их здоровью, духовному и нравственному развитию, репутации в процессе деятельности средств массовой информации, учреждений и органов культуры и образования. Привлекать к установленной в законе ответственности физических и юридических лиц, виновных в тиражировании такой информации, а также информации, пропагандирующей жестокость и насилие, азартные игры, порнографию, антиобщественное поведение, в том числе употребление табачных изделий, наркотиков и алкоголя.

К этому же направлению деятельности органов прокуратуры по обеспечению прав ребенка относится пресечение в пределах предоставленных ей законом полномочий использования средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, для сексуальной эксплуатации и совершения иных преступлений против несовершеннолетних (ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ», п. 3.2 Приказа Генпрокурора РФ № 188).

Конституционные основы указанного направления деятельности органов прокуратуры прописаны в таких нормах Основного закона, как:

- ч. 4 ст. 29, которая устанавливает право каждого на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, но исключительно законным способом, т.е. запрещены противозаконные действия с информацией;

- ч. 2 ст. 29 не допускает пропаганды или агитации, возбуждающих расовую, социальную, религиозную или национальную вражду и ненависть.

6. Надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних с обращением особого внимания на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей (пособия, компенсационные выплаты, организация питания в образовательных учреждениях и т.д.) (ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ», п. 3 Приказа Генпрокурора РФ № 188).

Конституционные основы данного направления деятельности прокуратуры заключены в следующих нормах Основного закона:

- ст. 39, гарантирующая социальное обеспечение по возрасту, для воспитания детей и в иных случаях, установленных в законе.

7. Своевременное и принципиальное реагирование на случаи нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних. Принятие исчерпывающих правовых

мер к их восстановлению. А также постановка вопроса об ответственности должностных лиц опеки и попечительства, органов местного самоуправления, нотариусов, жилищных органов, учреждений по госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за каждое допущенное ими нарушение требований закона об особенном порядке производства сделок с жилыми помещениями (обмен, продажа, приватизация и т.д.), в которых проживают (зарегистрированы) несовершеннолетние (ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ», п. 3.3 Приказа Генпрокурора РФ № 188).

Конституционные основы указанного направления деятельности органов прокуратуры установлены в таких нормах Основного закона, как:

- ч. 2 ст. 8, ст. 35, согласно которым в России признается и защищается частная собственность;

- ст. 25, гарантирующая неприкосновенность жилища;

- ст. 40, которая закрепляет право каждого на жилище, а также вводит запрет на произвольное лишение жилища. Кроме того, в данной норме дается указание органам государственной власти и органам местного самоуправления на создание условий для осуществления права на жилище;

- ч. 2 ст. 15, в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, а также их объединения должны соблюдать Основной закон РФ и законодательство.

Примером из прокурорской практики по защите жилищных прав несовершеннолетних может служить следующий случай. Прокуратурой Мамонтовского района Алтайского края было установлено, что гражданка Х., получив средства материнского (семейного) капитала, оформила приобретенный жилой дом в свою личную собственность, чем нарушила жилищные права несовершеннолетней дочери. По иску прокурора за малолетней признано право собственности на жилой дом [17, с. 48].

8. Надзор за исполнением законов в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, трудовой занятости и жилищного обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание при этом необходимо уделять законности разрешения дел и материалов по фактам детоубийства, самоубийства несовершеннолетних, а также смертности детей первого года жизни. Органы прокуратуры должны привлекать к ответственности лиц, виновных в неисполнении обязанностей по уходу и воспитанию, оказанию социальной и медицинской помощи детям (ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ», абз. 2, 3 п. 3.4 Приказа Генпрокурора РФ № 188).

Конституционные основы данного направления деятельности прокуратуры заключены в следующих нормах Основного закона:

- ч. 2 ст. 7, согласно которой в России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка детства, инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты;

- ч. 1 ст. 34, согласно которой каждый имеет право на беспрепятственное применение своих способностей, имущества для предпринимательской и другой не запрещенной в законе экономической деятельности;

- ст. 35, которая устанавливает свободу труда;

- ст. 20, закрепляющая право каждого человека на жизнь;

- ч. 3 ст. 41, согласно которой сокрытие должностными лицами обстоятельств и фактов, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Один из острейших вопросов в данной сфере - обеспечение жильем детей с ограниченными возможностями здоровья. Анализ материалов прокурорских проверок позволяет сделать вывод о том, что нарушения жилищных прав детей-инвалидов носят

распространенный характер. К типичным нарушениям в данной сфере можно отнести следующие: непринятие мер по организации учета детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий; незаконный отказ в принятии детей-инвалидов на учет в качестве нуждающихся; незаконный отказ в предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения детям, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, детям-инвалидам, которые имеют для этого основания; отказ в предоставлении семьям с детьми-инвалидами скидок на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг; и др. [16, с. 32].

9. Надзор за соблюдением прав несовершеннолетних при расследовании совершенных ими преступлений. В ходе досудебного производства по уголовному делу требовать от органов дознания и следственных органов неукоснительного соблюдения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правовых гарантий для несовершеннолетних. С особой ответственностью подходить к даче согласия органу дознания на возбуждение перед судом ходатайств об избрании или изменении меры пресечения, имея в виду, что для несовершеннолетних заключение под стражу является исключительной мерой пресечения (ст. 26, 29 ФЗ «О прокуратуре РФ», п. 11, 11.3, 12, 12.1-12.3 Приказа Генпрокурора РФ № 188).

Конституционные основы данного направления деятельности прокуратуры заключены в следующих нормах Основного закона:

- ст. 22, согласно которой арест, заключение и содержание под стражей допустимо исключительно по решению суда;

- ч. 2 ст. 48, закрепляющая право каждого задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления на использование помощи адвоката (защитника);

- ст. 46 и 47, гарантирующие каждому судебную защиту его прав и свобод;

- ч. 1 ст. 49, устанавливающая презумпцию невиновности;

- ст. 50, устанавливающая запрет на повторное осуждение за одно и то же преступление;

- ст. 51, провозглашающая, что никто не должен в обязательном порядке свидетельствовать против себя самого; и др.

10. Надзор за соблюдением прав осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, на получение образования и профессиональной подготовки, защиту иных социальных гарантий, предусмотренных законодательством (ст. 26, 32 ФЗ «О прокуратуре РФ», п. 13 Приказа Генпрокурора РФ № 188).

Конституционные основы указанного направления деятельности органов прокуратуры установлены в таких нормах Основного закона, как:

- ч. 3 ст. 50, устанавливающая право каждого осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также на смягчение наказания;

- ст. 43, закрепляющая право каждого на получение образования;

- ст. 39, гарантирующая каждому соответствующее социальное обеспечение.

11. Надзор за исполнением органами и учреждениями системы профилактики, а их должностными лицами - требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей, семей, находящихся в социально опасном положении, а также за соблюдением ими обязанности информировать о них компетентные органы для защиты и восстановления прав детей. В случаях, не терпящих отлагательства, органы прокуратуры имеют право инициировать изъятие детей из неблагополучных семей, в необходимых случаях предъявлять в суды заявления об ограничении или лишении родительских прав (ст. 26 ФЗ «О прокуратуре РФ», п. 3.5 Приказа Генпрокурора РФ № 188).

Данное направление деятельности прокуратуры включает также обеспечение систематического надзора за исполнением органами опеки и попечительства требований

закона о выявлении детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот и их устройстве в семью, под опеку, попечительство, на усыновление или в специализированные интернатные учреждения. При этом руководствоваться установленным законом приоритетным правом граждан России на усыновление таких детей и особенным порядком усыновления российских детей иностранцами. Неукоснительное соблюдение требований действующего законодательства об императивном участии прокурорского работника при рассмотрении судами дел об установлении усыновления несовершеннолетних. Пресечение попыток коммерциализации механизма усыновления (п. 4 Приказа Генпрокурора РФ № 188).

Конституционные основы данного направления деятельности прокуратуры заключены в следующих нормах Основного закона:

- ст. 7, устанавливающая, что Россия - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и что на ее территории обеспечивается государственная поддержка детства, развивается система социальных служб, устанавливаются определенные гарантии социальной защиты;

- ст. 39, гарантирующая социальное обеспечение по возрасту, для воспитания детей и в иных случаях, установленных в законе.

12. Надзор за соблюдением прав детей и молодежи на свободу вероисповедания и совести. Пресечение незаконной деятельности деструктивных религиозных объединений, связанной с нарушением законных интересов и прав детей и молодежи, изоляцией их от общества и семьи, причинением вреда их здоровью, имуществу, а также с пре-пятствованием получению образования, побуждением к отказу от выполнения гражданских обязанностей либо совершением других противозаконных действий (п. 6.4 Приказа Генпрокурора РФ № 188).

Конституционные основы указанного направления деятельности органов прокуратуры установлены в таких нормах Основного закона, как:

- ч. 1 ст. 14, согласно которой Россия признается светским государством, в котором допускается любая религия;

- ст. 28, гарантирующая каждому свободу совести и вероисповедания;

- ч.5 ст. 13, которой запрещается формирование и функционирование общественных объединений, цели или деятельность которых направлены на дестабилизацию общества, разжигание расовой, социальной, религиозной и национальной розни.

Существует ряд конституционных норм, которые распространяют свое действие на все направления деятельности прокуратуры в области обеспечения прав несовершеннолетних:

- ст. 7 Конституции РФ, гарантирующая государственную поддержку детства;

- ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, в соответствии с которой детство находится под защитой государства;

- ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, гарантирующая государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Поскольку несовершеннолетние и молодежь в социальном плане представляют собой недостаточно защищенный слой граждан, государство создает им дополнительные гарантии. Из них к числу правовых относится осуществление прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних.

Каждое из направлений прокурорского надзора в области обеспечения прав несовершеннолетних подкреплено определенными положениями Конституции, что подтверждает значимость надзорной деятельности органов прокуратуры в области соблюдения законодательства о детях и молодежи.

По нашему мнению, негативные явления, связанные с положением несовершеннолетних, зачастую порождены неэффективной деятельностью государственных учреждений, органов местного самоуправления и исполнительной власти, и поэтому прокурорские проверки должны организовываться первоочередно в тех органах, которые отвечают за контроль соблюдения законодательства в сфере интересов и прав детей и молодежи.

Представляется, что государственная политика руководствуется общепризнанным положением о том, что права и гарантии, предоставляемые для несовершеннолетних, более объемны, чем для взрослых, из чего следует, что контроль за их исполнением и восстановлением в случае нарушения - задача непростая. Поэтому органы прокуратуры должны уделять особое внимание данной сфере контроля; при обеспечении прав несовершеннолетних необходимо в максимальной степени использовать все возможности и компетенции прокуратуры как координирующего органа в данной области.

Концептуальным подходом совершенствования организационных и правовых основ прокурорского надзора в области охраны прав несовершеннолетних выступает тот факт, что данное учреждение функционирует в большей степени как правозащитный орган, способствующий несовершеннолетним в процессе реализации их прав и интересов и - в случае нарушения - их восстановлении, а не только как орган надзора за соблюдением Конституции РФ и законов, затрагивающих права и интересы детей и молодежи.

И на сегодняшний день функции органов прокуратуры в ювенальной сфере не могут быть ограничены рамками надзора за соблюдением законодательства, прокуратура постепенно трансформируется в правозащитный орган со специфическими чертами. Такая реформа не является искусственно навязываемой сверху вследствие определенных тенденций, а проистекает из сущностного содержания прокуратуры как органа надзора.

Библиографический список

1. Конвенция о правах ребенка. Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989. Вступила в силу для СССР 15.09.1990 // Сборник международных договоров СССР. - 1993. - Вып. ХЬУ1.

2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) / / Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Российская газета. - 1996. - № 17. - 27 января.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954; Российская газета. - 2016. - № 69.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 14.11.2016) // Российская газета. - 2001. - № 249 ; 2016. - № 69.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Парламентская газета. - 2002. - № 2-5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. - 2005. - № 1.

8. О прокуратуре Российской Федерации : федер. закон № 2202-1 от 17.01.1992 (ред. от 19.12.2016) // Российская газета. - 1995. - № 229.

9. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : федер. закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. - 1998. - № 147.

10. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи : приказ Генеральной прокуратуры РФ № 188 от 26.11.2007 // Законность. -2008. - № 2.

11. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Рязанского областного суда № 33-1652/2015 от 29.07.2015 по делу № 33-1652/2015 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 21.02.2017).

12. Братановский, С. Н. Прокуратура Российской Федерации в механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина : монография / С. Н. Братановский, А. В. Урываев. -М. : РИОР, 2009. - 224 с.

13. Дегтяренко, А. А. Органы прокуратуры на защите прав несовершеннолетних / А. А. Дег-тяренко // Законность. - 2015. - № 9. - С. 30-32.

14. Ермаков, А. В. Организация прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Ермаков А. В. - 2007. - 183 с.

15. По иску прокурора г. Покачи суд признал взимание с родителей платы за содержание детей в учреждениях дополнительного образования незаконным // Официальный сайт прокуратуры г. Покачи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - URL: http://prokhmao.ru (дата обращения: 21.02.2017).

16. Харламова, М. Л. Защита жилищных прав детей-инвалидов средствами прокурорского надзора в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов / М. Л. Харламова // Социальное и пенсионное право. - 2013. - № 2. - С. 31-34.

17. Харламова, М. Л. Соблюдение прав несовершеннолетних при направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий / М. Л. Харламова // Законность. - 2013. - № 6. - С. 46-50.

Корнилова Елена Викторовна

помощник прокурора Октябрьского района г. Пензы,

Прокуратура Пензенской области

E-mail: kev009u4@mail.ru

УДК 342.7

Корнилова, Е. В.

Конституционные основы деятельности прокуратуры по обеспечению прав несовершеннолетних в РФ / Е. В. Корнилова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2017. - № 2 (17). - С. 37-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.