летние оказываются в трудных жизненных ситуациях. Для решения данного вопроса следует проводить совместные рейды должностных лиц органов опеки и попечительства и прокуратуры.
Генеральной прокуратурой Российской Федерации принимаются меры, направленные на устранение представленных проблем.
На национальном уровне результатом данных проверочных действий стала разработка и утверждение Стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа.
Более того, обеспечению системности проведения прокурорского надзора за соблюдением законодательства о несовершеннолетних должен способствовать непрерывный надзор, порядок которого утвержден Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 13 декабря 2021 г. №744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов». Согласно п.1.2 данного Приказа на прокуроров субъектов Российской Федерации возложена обязанность по орга-
низации ежедневного мониторинга соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних. В качестве источника определены средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные сети. В случае выявления фактов нарушений, прокуратурой должны быть приняты незамедлительные меры реагирования [1].
Таким образом, одним из проблемных вопросов в осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи является контроль своевременности обеспечения детей-инвалидов лекарствами и медицинскими средствами, в том числе детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Устранение данной проблемы Генеральная прокуратура Российской Федерации связывает с обеспечением непрерывного мониторинга различных средств информации на предмет нарушений прав несовершеннолетних. Кроме того, целесообразным является проведение совместных проверок с органами опеки и попечительства семей, в которых воспитываются дети, в случае если данные семьи попадают по категорию «неблагополучных».
Литература
1. Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов: Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 13.12.2021 №744.
2. Основные результаты прокурорской деятельности за январь-декабрь 2021 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics/office/result?item=69162022 - (дата обращения: 05.02.2022).
3. По поручению Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова органы прокуратуры принимают безотлагательные меры по соблюдению прав детей, страдающих сахарным диабетом, в сфере льготного обеспечения медикаментами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=69972556 (дата обращения 05.02.2022).
УДК 342
DOI 10.21661/Г-559642
Федючек П.И., Шаряпова Э.А.
К вопросу о развитии СРО в Российской Федерации
Аннотация
В статье речь идёт о том, что в связи со становлением Института Саморегулирования появляются новые изменения в законодательстве, связанные с саморегулируемыми организациями, а также новые требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения членства. Одним из требований к членам саморегулируемых организаций является прохождение специалистами Независимой Оценки Квалификации, что и является предметом обсуждения настоящей статьи.
■ Ключевые слова: саморегулирование, архитектурно-строительное проектирование, инженерные изыскания, центр оценки квалификации, независимая оценка квалификации.
Понятие о саморегулировании появилось в Российской Федерации в 2007 году. Тогда был принят Федеральный закон №315 «О саморегулируемых организациях», согласно которому под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются
разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
В Законе определен правовой режим деятельности саморегулируемых организаций (далее - СРО). Правовой режим включает в себя не только права, обязанности и ответственность СРО, но и условия и требования к членству в такой организации [1]. Под условиями по-
нимается, что членами СРО могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые соответствуют требованиям внутренних документов и положений СРО к своим членам, а также уплаты такими лицами взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Сумма взноса, согласно ст.55.16 Градостроительного Кодекса РФ, зависит от того, на какую сумму член саморегулируемой организации планирует заключать договоры [2]. В таблице 1 показана зависимость стоимости подряда по договору, заключенному на осуществление проектной документации или на выполнение инженерных изысканий, к стоимости взноса в компенсационный фонд возмещения вреда.
Таблица 1 Оценка вноса по стоимости подряда
Стоимость подряда по договору Взнос в компенсационный фонд возмещения вреда
до 25 млн руб. 50 000 руб.
до 50 млн руб. 150 000 руб.
до 300 млн руб. 500 000 руб.
300 млн руб. и более 1 000 000 руб.
Саморегулирование стало неотъемлемой частью строительной отрасли, которая в свою очередь играет значительную роль в социально-экономическом развитии страны, являясь важным фактором ее стабильности, а также она служит материальной основой непрерывного развития народного хозяйства, решения жилищной проблемы, повышения материального и культурного уровня народа [3]. По состоянию на конец января 2023 года в Российской Федерации зарегистрированы 218 саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации и выполняющих инженерные изыскания. Всего членами вышеуказанных СРО являются 69 037 компании. Рисунок 1 демонстрирует количество саморегулируемых организаций по отдельным субъектам Российской Федерации.
Рис. 1. Количество саморегулируемых организаций по отдельным субъектам Российской Федерации (январь 2023 г.)
Саморегулируемые организации наделяются полномочиями согласно поставленным целям перед СРО - это предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью живот-
ных и растений, объектам культурного наследия народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций; повышение качества осуществления архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий; обеспечение исполнения членами СРО обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров [4].
Одним из требований на право выполнения проектных и изыскательских работ является то, что членам СРО необходимо иметь в штате минимум два квалифицированных специалиста. Эти специалисты должны соответствовать следующим минимальным требованиям: высшее образование по специальности или направлению подготовки в области строительства; общий трудовой стаж по профессии или направлению в области строительства не менее чем десять лет или не менее чем пять лет при условии прохождения независимой оценки квалификации (далее - НОК); минимум три года из общего стажа обязательно должны быть на инженерных должностях в организациях, осуществляющих подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий, а также они не должны иметь непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления. Именно прохождение НОК вызывает много вопросов по реализации.
Стратегия по развитию строительной отрасли, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2022 г., ставит задачу - использование потенциала саморегулирования для создания системы эффективного отбора профессиональных участников строительного рынка, повышения качества работ и услуг, обеспечения безопасности строительства объектов капитального строительства [5].
Целесообразность прохождения независимой оценки квалификации можно объяснить тем, что чем выше уровень компетенции специалиста, тем эффективнее и качественнее будут выполняться работы по архитектурно-строительному проектированию и инженерным изысканиям. С 1 сентября 2022 года в силу вступили изменения в Градостроительный Кодекс Российской Федерации, обязывающие физических лиц, которые претендуют на осуществление профессиональной деятельности по подготовке проектной документации и выполнение инженерных изысканий, проходить независимую оценку квалификации.
В соответствии с Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» Советом по профессиональным квалификациям отбираются организации для выполнения ими функций центра оценки квалификации (далее - ЦОК) и наделяются полномочиями по проведению независимой оценки квалификации [6]. По всей стране сейчас открыт тридцать один ЦОК и шестьдесят семь экзаменационных центра в пятидесяти семи городах. Постановлением Правительства определена разная форма оплаты профессионального экзамена - может оплатить
любое заинтересованное в этом лицо, работодатель, либо сам соискатель [7]. На практике работодатель не всегда готов оплатить расходы для прохождения НОК, поэтому возникает актуальная проблема для специалистов в сфере проектирования и инженерных изысканий, так как необходимо потратить деньги на прохождение независимой оценки, а также оплатить проезд до ближайшего ЦОК. Законом не определена возможность дистанционного прохождения оценки квалификации и это является значительным препятствием для тех специалистов, которые не имеют в своём населенном пункте ЦОК. Как правило, ЦОК находятся в крупных городах и соискатели вынуждены находить время и средства для поездки и сдачи оценки квалификации - это явный пробел в законодательстве, вынуждающий тысячи региональных специалистов перемещаться по стране вместо того, чтобы иметь возможность сдать экзамен практически без отрыва от работы. Этот пробел профессиональному сообществу необходимо решить в ближайшее время.
Постановлением Правительства «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и приравненных ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» 25 северных субъектов Российской Федерации отнесены по своим природно-климатическим особенностям к северным [8]. Эти районы занимают практически две трети территории России, играют стратегически важную роль в развитии Российской Федерации и являются основной кладовой минерально-сырьевых ресурсов страны [9]. Стоит обратить внимание на то, что многие ведущие инженеры России работают именно на данных территориях, а также на территориях Дальнего Востока, откуда довольно проблематично добраться до ЦОК и обратно, чтобы не упустить значительное количество рабочего времени. В случае пропуска сроков прохождения профессионального экзамена есть риск потерять членство в Национальном Реестре Специалистов, а член СРО, если не возьмет на работу другого специалиста на постоянной основе, - потерять членство в СРО, то есть покинуть рынок услуг в области инженерных изысканий или архитектурно-строительного проектирования.
Следует отметить, что в настоящее время в состав Российской Федерации входят такие субъекты, как Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Херсонская и Запорожская области. Согласно ФКЗ-5 РФ
от 04.10.2022 «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образования в составе РФ нового субъекта - Донецкой Народной Республики» до 1 января 2025 года проектирование, инженерные изыскания осуществляются по выбору исполнителя соответствующих видов работ: на основании лицензии до истечения срока действия либо членами саморегулируемых организаций [10]. Не смотря на то, что для данных территорий действуют определенные привилегии, Донецкая Народная Республика предпринимает шаги для того, чтобы соответствовать Российскому законодательству в полном объеме -так, членство в саморегулируемых организациях в данном субъекте на конец первого квартала 2023 года в сфере архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий имеют 22 компании. На практике компании из Донецкой Народной Республики хотят вступать в СРО сегодня для осуществления своей деятельности на территории Российской Федерации, но для них встаёт актуальный вопрос о том, в какой субъект РФ необходимо командировать своих специалистов для прохождения НОК.
Таким образом, необходимость получения независимой оценки квалификации специалистами ставит задачу следующего характера: по итогам Всероссийской переписи населения 2020 года по состоянию на 1 октября 2021 года в России насчитывается 172 города с населением более ста тысяч человек, что в три раза больше количества городов, в которых расположены Центры оценки квалификации [11]. Возможность дистанционной сдачи профессионального экзамена могла бы снизить расходы специалистов, а также реализовать в перспективе сдачу экзамена таких специалистов, у которых нет возможности добраться даже до ближайшего ЦОК.
Важно отметить, что в План мероприятий по реализации Приоритетных направлений развития системы независимой оценки квалификации на период до 2024 года входит такой пункт, как повышение гибкости процедур проведения НОК посредством внесения изменений в нормативные правовые акты в части установления возможности проведения профессионального экзамена с применением дистанционных технологий с использованием прокторинга [12]. Надеемся, что законодатель не заставит долго ждать реализации данных столь значимых для сообщества архитекторов и инженеров изыскателей нормативных актов Российской Федерации.
Литература
1. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 №315-ФЗ // «Российская газета», №273, 06.12.2007.
2. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ // «Российская газета», №290, 30.12.2004.
3. Карякина И.Е. Анализ современного состояния строительной отрасли РФ, проблемы и перспективы ее развития / И.Е. Карякина, Е.К. Потапкина // Экономика и бизнес: теория и практика - 2019 - 57 с.
4. Шаряпова Э.А. Общественные обсуждения и публичные слушания как форма прямого волеизъявления в Российской Федерации / Э.А. Шаряпова, В.Э. Обухович, И.С. Таубе // Социология и право. - 2022. - Т. 14, №1. - С. 84-88. - DOI 10.35854/2219-6242-2022-1-84-88.
5. Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 №3268-р «Стратегия развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года // «Собрание законодательства РФ», 07.11.2022, №54.
6. Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 №238-ФЗ // «Российская газета», №146, 06.07.2016.
7. Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 №1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2016, №48 (часть III), ст. 6769.
8. Постановление Правительства РФ от 23.05.2000 №402 «Об утверждении Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)» // Российская газета, №104, 31.05.2000.
9. Матвеев А.С. Матвеев Д.О., Матвеев А.О. Проблемы обеспечения северных территорий России с ограниченной транспортной доступностью / А.С. Матвеев, Д.О. Матвеев, А.О. Матвеев // Со1^шит-]оита1 - 2023. - №2 (161) - 31 с.
10. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 №5-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики»
11. «План мероприятий по реализации Приоритетных направлений развития системы независимой оценки квалификации на период до 2024 года (утв. Председателем Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 8 июля 2022 г.)» (утв. Национальным советом 03.10.2022).
УДК 346.548 РС! 10.21661/Г-559835
Четаева К.А.
Особенности правового регулирования деятельности (крестьянского) фермерского хозяйства
Аннотация
В статье обозначены проблемы и особенности правового регулирования КФХ, созданных по утратившему силу закону, а также предложены рекомендации, которые позволят исключить несоответствие правового статуса обозначенных КФХ действующему закону и обеспечить нормативную базу для продолжения их деятельности с учетом особенностей их образования.
I
Ключевые слова: корпорация, крестьянское хозяйство, фермерское хозяйство, юридическое лицо, правовое регулирование.
Правовое и индивидуальное регулирование создания и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (далее -КФХ) предстает тремя формами его образования: единоличное КФХ в лице индивидуального предпринимателя, КФХ как договорное объединение граждан, а также КФХ как юридическое лицо, которое создается из первых двух возможных форм хозяйствования.
Ст. 23 Гражданского кодекса (далее - ГК) и Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N0 74-ФЗ (редакция от 23 июня 2014 г.) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Федеральный закон) регулируют деятельность единоличного КФХ и договорного объединения граждан, а КФХ, созданное в форме юридического лица - нормами, содержащимися в основных положениях о юридических лицах (параграф 1 главы 4 ГК РФ), а также в специальной ст.86.1 ГК РФ.
В научных работах выделяется четвертая форма хозяйств, образованных по Закону РСФСР от 22.11.1990 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве (далее - Закон РСФСР), который хоть и утратил силу, однако, созданные по нему хозяйства сохраняют свой статус по настоящее время, а их деятельность теперь регулируется ст.86.1 ГК РФ.
Между тем, обозначенные КФХ имеют ряд специальных признаков, по которым они и выделяются в отдельную форму, отличную от остальных КФХ, но возникает сомнение о возможности и необходимости применения к
ним норм ст.86.1 ГК РФ без приведения их статуса в соответствие действующему ГК РФ.
КФХ, созданные по Закону РСФСР, выступают самостоятельным хозяйствующим субъектом, имеют права юридического лица (п.2 ст.9), признаются равноправным звеном экономической системы (п.1 ст.2), споры с их участием разрешаются арбитражным судом (п.2 ст.2).
Но, КФХ не имеют обязанностей юридического лица: обязанности возлагаются на граждан, в чью собственность предоставляется земельный участок для ведения крестьянского хозяйства и, за нарушения которых, ответственность несет не само КФХ, а глава хозяйства. Поскольку по ранее действовавшему законодательству участок предоставлялся хотя и с учетом количества членов хозяйства, но в единоличную собственность именно его главы.
По ст.15 Закона РСФСР на имущество КФХ распространялся режим общей долевой собственности его членов. Однако, члены могли только пользоваться имуществом КФХ, а исключительное право распоряжаться имуществом КФХ было у его главы. Отсюда, право собственности членов хозяйства на имущество КФХ носило усеченный характер.
После вступления в силу части первой ГК РФ, напротив, законным режимом имущества стал режим совместной собственности (ст.257). В науке высказано мнение, что в качестве закона, устанавливающего иной режим имущества по сравнению с указанной статьей, можно рассматривать Закон РСФСР от 22.11.1990, однако лишь для хозяйств, созданных до введения в действие ГК РФ.