Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, В ЦЕЛЯХ ИЗБЕЖАНИЕ СОВЕРШЕНИЙ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ В ОТНОШЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОКУРАТУРЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, В ЦЕЛЯХ ИЗБЕЖАНИЕ СОВЕРШЕНИЙ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ В ОТНОШЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОКУРАТУРЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правонарушение / преступление / образовательная организация / органы прокуратуры / взаимодействие / преступность / подростки / несовершеннолетние / offense / crime / educational organization / prosecutor's office / interaction / crime / adolescents / minors

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степанюк Тамара Сергеевна, Кудинов Владимир Владимирович

В статье рассматриваются проблемы профилактики и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных организациях. Показана динамика совершенных подростками вооруженных нападений и их причины в различных регионах Российской Федерации. На примере прокуратуры Иркутской области предложены основные меры по совместной работе органов прокуратуры и образовательных организаций по борьбе с противоправными действиями в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Степанюк Тамара Сергеевна, Кудинов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF PROSECUTORIAL SUPERVISION IN THE FIELD OF DETECTION AND SUPPRESSION OF OFFENSES IN THE TERRITORIES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS, IN ORDER TO AVOID COMMITTING CRIMES DIRECTED AGAINST STUDENTS (THE EXAMPLE OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE IRKUTSK REGION)

Тhe article deals with the problems of prevention and prevention of offenses among minors in educational organizations. The dynamics of armed attacks committed by teenagers and their causes in various regions of the Russian Federation are shown. Using the example of the Prosecutor's Office of the Irkutsk region, the main measures for the joint work of the prosecutor's office and educational organizations to combat illegal actions in this area are proposed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, В ЦЕЛЯХ ИЗБЕЖАНИЕ СОВЕРШЕНИЙ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ В ОТНОШЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОКУРАТУРЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)»

УДК 343.163.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, В ЦЕЛЯХ ИЗБЕЖАНИЕ СОВЕРШЕНИЙ ПРЕСТУПЛЕНИЙ,

НАПРАВЛЕННЫХ В ОТНОШЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРОКУРАТУРЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)

Степанюк Тамара Сергеевна

Магистрант Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина

Кудинов Владимир Владимирович

Доктор юридических наук, доцент, член-корреспондент Академии военных наук, профессор кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина

В статье рассматриваются проблемы профилактики и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных организациях. Показана динамика совершенных подростками вооруженных нападений и их причины в различных регионах Российской Федерации. На примере прокуратуры Иркутской области предложены основные меры по совместной работе органов прокуратуры и образовательных организаций по борьбе с противоправными действиями в указанной сфере.

Ключевые слова: правонарушение, преступление, образовательная организация, органы прокуратуры, взаимодействие, преступность, подростки, несовершеннолетние.

Проблема подростковой преступности в образовательных организациях нашего государства имеет давнюю историю. Так, например, первый случай совершения преступления в учебном заведении произошел еще в Российской Империи 5 мая 1874 г.

Сегодня можно констатировать, что случаи правонарушений в образовательных организациях участились. Приведём несколько примеров.

В 1997 году 18-летний курсант военного училища расстрелял из автомата своих сослуживцев; в 2014 году 15-летний ученик открыл стрельбу в школе г. Электросталь. В этом же году совершил нападение на одноклассников девятиклассник, вооруженный ножом и баскетбольной битой, а 4 декабря 2014 г. в г. Томск ученик устроил стрельбу из пневматического пистолета [8].

В 2017 году в г. Ивантеевка 15-летний ученик повздорил с учителем информатики. В ходе ссоры подросток выстрелил из пневматической винтовки в лицо учителю. В этом же году в московском колледже студент убил учителя ОБЖ [8].

Наибольшее количество преступлений совершено подростками в 2018 году. Так, например, в г. Пермь 16-летний бывший ученик школы и учащийся 10 класса нанесли ножевые ранения ученикам 4 класса, а также учителю труда; 19 января 2018 г. в п. Сосновый бор 15-летний учащийся школы бросил в кабинет русского языка «коктейль Молотова» и стал бить топором выбегающих учащихся; 21 марта в г. Шадринск 13-летняя ученица произвела в школе несколько выстрелов из пневматического пистолета, который принадлежал ее отцу; 18 апреля этого же года в г. Стерлитамак 17-летний ученик 9 коррекционного класса ударил ножом двух одноклассниц и учительницу; 10 мая в филиале Новосибирского колледжа транспортных технологий им. Н.А. Лунина г. Барабинск 16-летний учащийся открыл стрельбу

по одногруппникам из двуствольного охотничьего ружья ИЖ-12; 17 октября произошло массовое убийство, которое совершил 18-летний студент колледжа[8].

В 2019 году несовершеннолетними совершено три преступления: 13 мая в г. Казань 17-летний ученик взял в заложники учеников и учителей, 28 мая в г. Вольск 15-летний ученик бросил «коктейль Молотова» в класс, 14 ноября студент произвел стрельбу в Амурском колледже [8].

21 мая 2021 года 17-летний ученик ударил ножом учительницу; 18 октября этого же года ученик 6-го класса произвел два выстрела в стену школы [8].

Несколько вооруженных нападений произошло в 2022 году, среди них: 28 марта в г. Красноярск 19-летняя девушка, убив отца, направилась в детский сад с целью совершения массового убийства мальчиков, но была разоружена сотрудницей детского учреждения; 26 апреля местный житель открыл стрельбу в детском саду «Рябинка» из охотничьего ружья ИЖ-27; 26 сентября в общеобразовательной школе № 88 г. Ижевск 34-летний гражданин устроил стрельбу, убил 18 человек (из них 11 детей], ранил 24 человека и застрелился сам [8].

Все указанные выше преступления совершены на территории образовательных организаций и, чаще всего, подростками, не достигшими совершеннолетия.

По мнению многих исследователей, подростки наиболее часто совершают правонарушения в «переходном» возрасте. М.Е. Токарева обратила внимание на то, что среди частых причин совершения правонарушений несовершеннолетними важное место занимают условия семейного воспитания [5, C.15]. Аналогичного мнения придерживается Б.А. Спасенников, акцентируя внимание на том, что преступное поведение обуславливается состоянием и уровнем семейного воспитания, образом и условиям жизни семьи, в которой растет несовершеннолетний [7, С. 25]. Р.С. Данелян, в свою очередь, определяет, что главное место в определении направленности поведения несовершеннолетнего находится в семье, семья является институтом социализации, в котором закладываются основы нравственности, навыки совместной деятельности, формируется мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные идеалы [3, С. 275].

Помимо отрицательного влияния в семье, необходимо обратить внимание, что на подростка влияют также - компания, в которой находится несовершеннолетний, недостатки в развитии досуговой системы, недостатки учебно-воспитательной работы, недостатки организации трудоустройства несовершеннолетних [4, С. 98].

По мнению М.Н. Косарева, повышенная общественная опасность преступления, совершенного в образовательной организации, заключается в том, что таким образом оказывается негативное воздействие на детей и затрагиваются основы безопасного существования общества в целом (происходит массовое нарушение права на жизнь, здоровье, свободу; наносится значительный материальный ущерб; возрастает психологическое напряжение населения] [Ошибка! Источник ссылки не найден., С.3].

Результаты научных исследований указывают на острую необходимость в оснащении образовательных организаций психологами и социальными педагогами, а также необходимость вовлечения в профилактическую работу добровольцев, общественных воспитателей. Современная ситуация свидетельствует о необходимости совершенствования образовательных программ, в рамках которых необходимо предусмотреть мероприятия, направленные на обеспечение безопасности подростков, особенно информационной [Ошибка! Источник ссылки не найден., С.276].

По мнению Т.Г. Воеводиной, в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних особых роль отводится общеобразовательным организациям и учреждениям среднего профессионального образования. На них возложена важная миссия по организации и проведению воспитательной работы с несовершеннолетними. Поэтому необходимо создание в образовательных организациях данного типа рабочих групп педагогов, членов родительского комитета, проведение цикловых совещаний (еженедельных или оперативных] по профилактике правонарушений. По ее мнению, такая работа будет позволит наиболее оперативно контролировать сложные ситуации и оказывать необходимую помощь [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Л.И. Александрова считает, что одной из причин преступности среди несовершеннолетних, является отсутствие индивидуального подхода и формализм в

организации учебного процесса. Подросткам не прививаются чувство гражданской ответственности, патриотизма, долга, нравственности, не формируются социально-политическая компетентность, правовая культура, четкая гражданская позиция, социально значимая устремленность [Ошибка! Источник ссылки не найден., С.135].

Таким образом необходимо совершенствование работы образовательных организаций в сфере предупреждения противоправной деятельности несовершеннолетних.

Поэтому на органы прокуратуры возлагается особая ответственность по надзору за организацией индивидуально-профилактической работы с подростками как в образовательной организации, так и в семье. Так как очень часто в профилактической работе проводятся мероприятия, которые несут за собой формальный характер, и как таковой профилактики правонарушений не происходит.

Некоторые руководители образовательных организаций недостаточно эффективно взаимодействуют с органами, занимающимися профилактикой совершения правонарушений: органами местного самоуправления, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, учреждениями просвещения, профтехобразования, трудовыми коллективами. Данный фактор существенно отражается на предупредительной работе, поскольку именно сотрудникам, непосредственно работающим с детьми, например, учителю, виднее склонность того или иного несовершенного лица к противоправной деятельности, ввиду чего деятельность по профилактике необходимо выдвигать на первый план по предупредительной работе.

Поскольку органы прокуратуры являются органами, наделенными полномочиями по осуществлению профилактической деятельности, что регламентируется Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" [Ошибка! Источник ссылки не найден.], то и при осуществлении надзора в образовательных организациях большое внимание требуется отводить профилактической работе, то есть работе, которая происходит на этапе, когда правонарушение ещё не совершенно, а имеется только риск на совершение.

Например, во всех образовательных организациях Иркутской области органами прокуратуры организован контроль за поведением несовершеннолетних - его цель в ежедневном мониторинге несовершеннолетних на предмет суицидальных наклонностей, депрессивных состояний, наличия стресса. В целях актуализации профилактической работы представители образовательных организаций разработали и реализовали индивидуальные планы профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими повышенный уровень тревожности и низкий уровень стрессоустойчивости.

Помимо вышеуказанного, прокуратура Иркутской области осуществляет координационную деятельность. На регулярной основе проводятся заседания рабочей группы Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Иркутской области по вопросам борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. На заседаниях рабочей группы присутствуют: Уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области, представители всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних области, представители правоохранительного блока, а также ведущие детские психологи и психиатры, специалисты общей практики в области психиатрии.

Прокуратура Иркутской области из года в год ориентирует правоохранительные органы на ведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к антиобщественной направленности с учетом особенностей их личности и деструктивным течениям.

Рассматривая проблемы прокурорского надзора в сфере выявления и пресечения административных правонарушений на территориях общеобразовательных организаций, отдельное внимание требуется уделить совместной работе органов прокуратуры и образовательной организации. Необходимость проведения совместной работы обуславливается категорией граждан, которые могут быть подвержены совершению правонарушений - несовершеннолетние. Ученики образовательных организаций находятся в таком возрасте, когда происходят основные психические и физические изменения, которые могут стать криминогенными факторами.

В связи с этим важно начинать профилактическую работу как можно раньше, на ранних стадиях.

Основными видами деятельности образовательной организации являются оперативный учет всех несовершеннолетних с их характеристиками, которые формируются в процессе обучения, наблюдение за неблагополучными семьями, проведение воспитательной работы, активное взаимодействие с родителями несовершеннолетних, склонных к противоправному поведению, учёт несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, контроль за их деятельностью во внеучебное время, привлечение таких лиц к общественной жизни школы (кружки, секции, клубы по интересам].

Поэтому можно предложить основные совместные мероприятия органов прокуратуры и образовательной организации: встречи с сотрудниками прокуратуры, организация тематических вечеров и лекций, юридических игр на правовые темы; беседа один на один с детьми, склонными к противоправной деятельности; содействие в трудоустройстве несовершеннолетних, склонных к противоправным действиям, на летний период; выявление подростков, склонных к алкоголизму, наркомании, ведущих аморальный образ жизни с последующим их направлением на лечение при необходимости.

В связи с вышеуказанным, следует говорить о необходимости осуществления профилактической работы с несовершеннолетними, как прокурору, по сигналу от образовательной организации, так и учителям, психологам указанных учреждений. Кроме того, необходимо повышать уровень психологических знаний у сотрудников органов прокуратуры, осуществляющих надзор за соблюдением прав несовершеннолетних в целях облегчения построения диалога с несовершеннолетними.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушении! в Российской Федерации» // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 11.

2. Воеводина Т.Г. Роль органов прокуратуры в профилактике правонарушений несовершеннолетних в свете Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушении! в Российской Федерации» // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 11.

3. Преступность несовершеннолетних: учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / Р.С. Данелян [и др.]; под редакцией А.В. Ростокинского. -Москва: Юрайт, 2019. - 275 с.

4. Ильина О. В. Причины совершения несовершеннолетними правонарушений / О. В. Ильина / / Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2020. — Т. 8, № 1 (29]. — С. 96-104. — URL: http://esj.pnzgu.ru. — DOI: 10.21685/2307-9525-2020-8-1-12.

5. Косарев М.Н. Вопросы противодействия вооруженным нападениям в образовательных организациях, 2021. С. 3.

6. Криминологические проблемы поведения несовершеннолетних и молодежи, пути их решения: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 21 января 2020 г.] / под общ. ред. О.С. Капинус; [под науч. ред. В.В. Меркурьева; сост. О.А. Астафьева, Д.А. Соколов, Г.О. Вилинский]; Ун-т прокуратуры Рос. Федерации. - М., 2020. - 276 с.

7. Спасенников Б.А. Преступное поведение и психические расстройства: монография / Б.А. Спасенников, А.М. Смирнов, А.Н. Тихомиров. - Москва: Юрлитинформ, 2016.

8. Токарева М.Е. Предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних. М., 1969. С. 15.

9. Нападения на учебные заведения в России [Электронный ресурс] // ru. Wikipedia.org.Режимдоступаhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Нападения_на_учебные_заведения_в _России#1874 (дата обращения: 30.06.2017].

ACTUAL PROBLEMS OF PROSECUTORIAL SUPERVISION IN THE FIELD OF DETECTION AND SUPPRESSION OF OFFENSES IN THE TERRITORIES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS, IN ORDER TO AVOID COMMITTING CRIMES DIRECTED AGAINST STUDENTS (THE EXAMPLE OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE IRKUTSK REGION)_

Kudinov V. V., Stepanyuk T. S.

The article deals with the problems of prevention and prevention of offenses among minors in educational organizations. The dynamics of armed attacks committed by teenagers and their causes in various regions of the Russian Federation are shown. Using the example of the Prosecutor's Office of the Irkutsk region, the main measures for the joint work of the prosecutor's office and educational organizations to combat illegal actions in this area are proposed.

Keywords: offense, crime, educational organization, prosecutor's office, interaction, crime, adolescents, minors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.