Крюк Виктория Сергеевна
Деятельность прокуратуры по защите детей от насилия в сфере семейно-бытовых отношений
В статье раскрывается роль прокуратуры в деятельности по противодействию внутрисемейным насильственным преступлениям, совершаемым в отношении несовершеннолетних. Особое внимание уделяется прокурорскому надзору за обеспечением исполнения законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, правоохранительному потенциалу прокуратуры в организации и координации согласованных действий всех субъектов профилактики по предупреждению домашнего насилия в отношении детей.
Ключевые слова: семейно-бытовая преступность, защита детей от внутрисемейного насилия, прокурорский надзор, профилактика преступлений в сфере семейно-бытовых отношений.
Activities of the Prosecutor's Office for the Protection of Children from Violence in the Sphere of Family and Domestic Relations
The article reveals the role of the prosecutor's office in countering violent intra-family crimes committed against underage children, special attention is payed toprosecutorial supervision over the implementation of legislation on the protection of the rights and legitimate interests of minors, the law enforcement potential of the prosecutor's office in the organization and coordination of all subjects of prevention toeliminate violence against children in the sphere of family and domestic relations.
Keywords: family and domestic criminality, children protection from domestic violence, prosecutor's supervision, prevention of crimes in the sphere of family and domestic relations.
Продолжающаяся пандемия, связанная с распространением коронавируса, влияя на развитие (изменения) всех общественных отношений и в первую очередь экономики, не могла не затронуть преступность. В 2020 г. (по сравнению с 2019 г.) наряду с сокращением ряда традиционных преступлений - против собственности (краж, грабежей, разбоев), против личности (убийств, причинений тяжкого вреда здоровью) - увеличилось число так называемых «карантинных» посягательств [1]. Так, количество киберпреступлений (т. е. противоправных деяний, совершаемых с применением информационно-телекоммуникационных технологий) выросло на 73,4%, особо отмечается беспрецедентный рост (453,1%) преступных посягательств с использованием расчетных (пластиковых) карт. Число фактов мошенничества увеличилось на 33% (ст. 159 УК РФ) [1].
Вместе с тем, несмотря на то что в 2020 г. зафиксировано снижение количества преступлений в семейно-бытовой сфере (-9,5%) (например, случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью зарегистрировано на 15,8% меньше, чем в 2019 г., средней тяже-
сти - на 13,5%, легкого вреда здоровью - на 10% [1]), выросло число преступлений, совершенных родителями и другими членами семьи против жизни и здоровья наиболее социально уязвимой части общества - детей [2, с. 68]. При этом следует отметить, что увеличение числа внутрисемейных насильственных преступлений и потерпевших от них детей (в 2018 г. - 5675 и 7142, в 2019 г. - 6256 и 8386 соответственно) происходит на фоне роста всех преступных посягательств против несовершеннолетних в России. Так, в 2019 г. их количество (по сравнению с 2018 г.) выросло на 3,4% - с 96 150 до 99 382, от которых пострадали 107 571 несовершеннолетний (+0,7 %), из них в возрасте до 14 лет - 66 048 чел. (+1,1%) [3].
Как отметил заместитель начальника Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации МВД России генерал-майор полиции В. Гайдов, в 70% случаев факты семейного неблагополучия провоцируют детей на уход из дома. По его словам, только в первом полугодии 2020 г. 518 детей в период бродяжничества стали участниками
99
преступлений, 75 - потерпевшими от преступных деяний, из которых 6 несовершеннолетних погибло, 35 пострадали в результате несчастных случаев [4].
Таким образом, насилие над детьми в сфере семейно-бытовых отношений продолжает оставаться одной из самых острых проблем, а предупреждение этого социально негативного явления - приоритетной задачей государства. Как показывает практика, среди субъектов профилактической деятельности, направленной на защиту детей от насилия в семье, важную роль играют органы прокуратуры, представляющие собой единую федеральную централизованную систему по осуществлению надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на всей территории страны. Все это предопределяет полномочия и формы деятельности органов прокуратуры, которые в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»:
принимают участие в правотворческой деятельности, связанной с защитой детей от се-мейно-бытового насилия;
осуществляют надзор за исполнением законов органами, проводящими оперативно-розыскную деятельность, дознание и следствие по раскрытию и расследованию насильственных преступлений, совершаемых родителями и другими лицами, проживающими в доме на правах членов семьи, против жизни и здоровья несовершеннолетних;
осуществляют уголовное преследование, в том числе путем поддержания государственного обвинения в суде по уголовным делам, связанным с внутрисемейным насилием в отношении детей.
Наряду с этим к основным направлениям деятельности по предупреждению насилия в сфере семейно-бытовых отношений, осуществляемой органами прокуратуры, следует отнести:
последовательную борьбу с пьянством, алкоголизмом и наркоманией;
своевременное реагирование на внутрисемейные конфликты;
активизацию деятельности по профилактике виктимности среди несовершеннолетних;
противодействие распространению в средствах массовой информации сцен жестокости и насилия, примеров насильственного разрешения внутрисемейных конфликтов;
обеспечение неотвратимости наказаний за
проявления насилия в семейно-бытовой сфере;
ограничение негативного влияния на несовершеннолетних членов семьи, противодействие их вовлечению в совершение преступлений и антиобщественных действий;
использование уголовно-правовых норм с двойной превенцией для своевременного предупреждения внутрисемейных тяжких и особо тяжких насильственных преступлений.
Решение соответствующих задач, связанных с реализацией указанных направлений, осуществляется органами прокуратуры с помощью различных средств и методов, среди которых особая роль принадлежит надзору за работой субъектов профилактики преступлений, совершаемых в отношении детей, за обеспечением исполнения законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних всеми органами и организациями [5, с. 41].
Основным нормативным правовым документом, детально регламентирующим вопросы прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних, является приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», в соответствии с которым прокуроры обязаны пресекать и предупреждать факты жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального насилия в семьях [6, с. 3-4]. В связи с этим прокурорами ежегодно рассматриваются тысячи обращений о нарушении прав детей и подростков, принимаются меры по восстановлению законности.
Вместе с тем анализ практики прокурорского надзора свидетельствует о том, что органами государственной власти, органами внутренних дел и местного самоуправления, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не всегда принимаются надлежащие меры по своевременному выявлению фактов насилия и неблагополучных семей. Случаи алкоголизации и деморализации родителей, к сожалению, остаются незамеченными до тех пор, пока не приобретут опасные формы. Как следствие, несовершеннолетние в течение длительного времени вынуждены проживать в социально опасной ситуации и подвергаться насилию [7, с. 94].
Так, например, 21 января 2021 г. Приморский районный суд г. Новороссийска вынес приговор в отношении В. Гусейновой, признанной вино-
100
вной в совершении преступлений, предусмотренных ст. 117 УК РФ (истязание), ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего). В процессе судебного разбирательства удалось выяснить, что 15 апреля 2020 г. в г. Новороссийске сотрудники полиции в ходе ликвидации затопления в одной из квартир нашли 6-летнего ребенка с многочисленными ушибами, который был изъят из семьи и госпитализирован в детское хирургическое отделение больницы, где ему оказали медицинскую помощь. Кроме того, было установлено, что с июля 2015 г. по апрель 2020 г. В. Гусейнова не поддерживала надлежащим образом санитарно-гигиеническую обстановку в жилище, систематически причиняла сыну телесные повреждения, не занималась его воспитанием и обучением, что повлекло задержку психического и речевого развития ребенка.
По данному случаю органы прокуратуры внесли представления главе г. Новороссийска, начальнику УМВД России по г. Новороссийску, министру здравоохранения Краснодарского края. По результатам рассмотрения актов прокурорского реагирования виновные должностные лица были привлечены к дисциплинарной ответственности [8].
К сожалению, подобные случаи встречаются нередко. В связи с этим по поручению Генерального прокурора Российской Федерации И. Краснова сотрудники центрального аппарата правоохранительного ведомства на постоянной основе осуществляют мониторинг информационного пространства по выявлению любых случаев нарушений прав детей, а также контролируют деятельность прокуроров по защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. При этом расследование уголовных дел по фактам особо тяжких внутрисемейных преступлений, жертвами которых становятся несовершеннолетние, находится на особом контроле Генеральной прокуратуры Российской Федерации [9].
Кроме того, органы прокуратуры осуществляют координацию деятельности по борьбе с преступностью в целом, а, соответственно, одним из приоритетных направлений такой работы является организация согласованных действий всех субъектов профилактики домашнего насилия в отношении несовершеннолетних. В связи с этим органами прокуратуры как на региональном, так и на федеральном уровнях разрабатываются и реализуются специальные межведомственные профилактические
операции («Семья», «Дети России», «Быт» и др.), направленные на превенцию семейного неблагополучия и подростковой преступности, безнадзорности несовершеннолетних и т. д.
Так, например, в Краснодарском крае ежегодно (как правило, с 1 июня по 30 сентября) проводится межведомственная профилактическая операция «Подросток», ведущее место в организации которой занимают органы прокуратуры. В проведении операции задействуют-ся органы внутренних дел, суды, муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты населения, представители Департамента демографической и семейной политики Минтруда России, образовательные и общественные организации, казачество и др. Мероприятия реализовываются в рамках двенадцати модулей: «Семья» - выявление семей, находящихся в социально опасном или тяжелом положении; «Здоровье» -профилактика алкогольной или наркотической зависимости подростков, детских суицидов и травматизма; «Безнадзорные дети» - выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей или самовольно покинувших семью; «Детский закон» - предупреждение случаев пребывания несовершеннолетних в потенциально опасных для них местах или в ночное время в общественных местах без сопровождения взрослых [10].
Вместе с тем, несмотря на широкомасштабные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение внутрисемейного насилия в отношении детей, добиться значительных успехов в этой сфере пока не удается. Уровень домашнего насилия, от которого страдают несовершеннолетние, как уже отмечалось, по-прежнему остается высоким.
В целях изменения данной ситуации 23 сентября 2020 г. в Генеральной прокуратуре Российской Федерации проведено координационное совещание «О деятельности правоохранительных и иных уполномоченных органов по профилактике, выявлению, пресечению и расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних», на котором удалось выработать ряд конкретных мер, реализация которых запланирована на 2021 г.
Среди таких мер особо следует выделить:
контроль за приемом, регистрацией и разрешением сообщений о семейно-бытовых преступлениях в отношении детей, пресечение фактов сокрытия таких посягательств от учета,
101
а в случае их выявления инициировать проведение служебных проверок с последующим привлечением виновных должностных лиц к установленной законом ответственности;
совершенствование ведомственной отчетности, межведомственного взаимодействия, оперативной и следственной работы в сфере защиты детей от внутрисемейного насилия;
анализ деятельности уполномоченных органов по профилактике преступлений, связанных с семейным насилием в отношении детей, оценка эффективности практики расследования и назначения наказаний за совершение рассматриваемых деяний [11].
Как представляется, качественная реализация указанных выше мер даст возможность для получения более объективной информации о криминологической ситуации, склады-
1. Официальный сайт МВД России. URL: https://мвд.рф/reportsЛtem/22678184/ (дата обращения: 27.01.2021).
2. Шикула И. Р. Пандемия коронавируса - катализатор преступности в российском обществе // Актуальные проблемы уголовного и уголовно-процессуального права: современное состояние и перспективы развития: сб. научных трудов. М., 2020.
3. Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ. URL: https://genproc.gov.ru/ smi/events/news-1890336/ (дата обращения: 01.02.2021).
4. URL: https://www.pnp.ru/social/mvd-v-2020-godu-15-tysyachi-prestupleniy-protiv-detey-sovershili-ikh-blizkie.html (дата обращения: 01.02.2021).
5. Карпышева Ю.О. Осуществление прокурором профилактики правонарушений // Законность. 2020. № 3.
6. Ережипалиев Д. И. Организация и проведение прокурорских проверок по фактам насилия над детьми и суицидов в подростковой среде // Законность. 2019. № 11.
7. Ережипалиев Д. И. Деятельность органов прокуратуры вне уголовно-правовой сферы по защите детей от насилия и суицидов // Ребенок и семья. Роль государства и общества в профилактике семейного насилия: сб. материалов Междунар. научно-практ. конференции. Липецк, 2017.
8. Официальный сайт прокуратуры Краснодарского края. URL: https://epp.genproc.gov.ru/ web/proc_23/mass-media/news?item=58073945 (дата обращения: 25.01.2021).
9. Официальный сайт Генеральной проку-
вающейся в сфере защиты детей от внутрисемейного насилия, что, несомненно, будет способствовать локализации данного негативного явления посредством выбора субъектами профилактики правильного «оружия» и уточнения «прицела» [12, с. 108].
В заключение еще раз подчеркнем, что органы прокуратуры занимают особое место в системе защиты детей от домашнего насилия. Именно от качества работы прокуратуры, являющейся координатором деятельности всех субъектов профилактики правонарушений в семейно-бытовой сфере и имеющей в своем арсенале такую универсальную форму, как прокурорский надзор, во многом зависит состояние защищенности детей от внутрисемейного насилия.
1. The official site of the Russian Ministry of Internal Affairs. URL: https://mvd.rf/reports/ item/22678184/ (date of access: 27.01.2021).
2. Shikula I.R. The coronavirus pandemic is a catalyst for crime in Russian society // Actual problems of criminal and criminal procedure law: current state and development prospects: collection of scientific papers. Moscow, 2020.
3. The official website of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation. URL: https://genproc.gov.ru/smi/events/news-1890336/ (date of access: 01.02.2021).
4. URL: https://www.pnp.ru/social/mvd-v-2020-godu-15-tysyachi-prestupleniy-protiv-detey-sovershili-ikh-blizkie.html (date of access: 01.02.2021).
5. Karpysheva Yu.O. Prosecutor's implementation of crime prevention // Legality. 2020. № 3.
6. Erezhipaliev D.I. Organization and conduct of prosecutorial inspections on the facts of violence against children and suicides in adolescents // Legality. 2019 № 11.
7. Erezhipaliev D.I. The activities of the prosecutor's office outside the criminal law sphere to protect children from violence and suicide // Child and family. The Role of the State and Society in the Prevention of Domestic Violence: collection of materials of the International scientific and practical conference. Lipetsk, 2017.
8. The official website of the Krasnodar Territory Prosecutor's Office. URL: https:// epp.genproc.gov.ru/web/proc_23/mass-media/news?item=58073945 (date of access: 25.01.2021).
9. The official site of the General Prosecutor's
102
ратуры России. URL: http://genproc.gov.ru/smi/ news/genproc/news-1894908/ (дата обращения: 25.01.2021).
10. URL: https://admkrai.krasnodar.ru/ content/1131/show/506395/ (дата обращения: 24.01. 2021).
11. Координационное совещание по вопросам профилактики, выявления, пресечения и расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении их. URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/ news-1894908/(дата обращения: 25.01.2021).
12. Бабаев М.М. Риски как компонент де-терминационного комплекса преступности // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 1(41).
Office of Russia. URL: http://genproc.gov.ru/smi/ news/genproc/news-1894908/ (date of access: 25.01.2021).
10. URL: https://admkrai.krasnodar.ru/ content/1131/show/506395/ (date of access: 24.01.2021).
11. Coordination meeting on prevention, detection, suppression and investigation of crimes committed by minors and in relation to them. URL: http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1894908/ (date of access: 25.01.2021).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Крюк Виктория Сергеевна, преподаватель кафедры уголовного права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия; тел.: +79898379639.
INFORMATION ABOUT AUTHOR
V.S. Kryuk, Lecturer of the Department of Criminal Law of the North Caucasus Branch of the Russian State University of Justice; tel.: +79898379639.
103