DOI: 10.24412/2076-1503-2022-7-274-279 NIION: 2018-0076-7/22-854 MOSURED: 77/27-023-2022-7-1052
КУМЫШЕВА Марина Кадыровна,
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,
полковник полиции, е-mail: [email protected]
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПУБЛИЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДИСКРЕДИТАЦИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Гзополитический конфликт между Россией и Украиной, повлекший проведение специальной военной операции в Донбассе, стал причиной обострения целого ряда общественно-политических проблем, что отразилось, в т.ч. и на развитии противоправного поведения в рамках весьма противоречивого восприятия происходящих межгосударственных процессов. В данном контексте особенно актуальным стало публично демонстрировать несогласие с проводимой Российским государством внешней политикой в части использования Вооруженных Сил РФ, что достаточно часто имеет весьма необоснованные доводы, искажающие реальные события. Введение новых административно-правовых и уголовно-правовых норм представляется своевременным и справедливым, что наглядно демонстрируется правоприменительной практикой в указанной сфере. Однако, учитывая весьма короткие сроки действия вышеназванных норм, видится целесообразным совершенствовать практику их применения с учетом современных реалий. Целью представленного исследования выступает анализ процесса привлечения к уголовной ответственности за публичные действия, направленные на дискредитацию Вооруженных Сил РФ, выявление существующих законодательных и правоприменительных проблем и определение способов их решения. Автор приходит к выводу о том, что уголовно-правовая практика привлечения к ответственности за анализируемое преступное деяние к настоящему моменту незначительна, однако большое количество привлеченных к административной ответственности порождает риски распространенности применения уголовной ответственности в ближайшем будущем. Акцентируется внимание на наличие ряда проблем (тесная связь противоправного поведения, направленного на дискредитацию использования ВС России с реализацией свободы слова и собраний; существенное значение всесторонней квалификации совершенных деяний, осуществляемой сотрудниками компетентных органов; отсутствие понимания в обществе особенностей привлечения к ответственности за публичные действия, дискредитирующие использование ВС России), которые в дальнейшем могут негативно отразиться в правоприменительной сфере. Выявленные проблемы носят комплексный характер и нуждаются в своевременном решении как на уровне законодательства, так и в рамках судебной практики.
Ключевые слова: дискредитация использования Вооруженных Сил Российской Федерации, публичные действия, привлечение к ответственности, институт уголовной ответственности, уголовное законодательство.
KUMYSHEVA Marina K,
PhD in Law, Senior Lecturer of the Department of Law Enforcement Organization of the North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia,
Police Colonel
ACTUAL PROBLEMS OF BRINGING TO CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR PUBLIC ACTIONS AIMED AT DISCREDITING THE USE OF THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022
Annotation. The geopolitical conflict between Russia and Ukraine, which led to the conduct of a special military operation in the Donbass, caused the aggravation of a number of socio-political problems, which affected, among other things, the development of illegal behavior within the framework of a very contradictory perception of the ongoing interstate processes. In this context, it has become especially relevant to publicly demonstrate disagreement with the foreign policy pursued by the Russian state regarding the use of the Armed Forces of the Russian Federation, which quite often has very unfounded arguments that distort real events. The introduction of new administrative-legal and criminal-legal norms seems timely and fair, which is clearly demonstrated by law enforcement practice in this area. However, given the very short duration of the above-mentioned norms, it seems appropriate to improve the practice of their application taking into account modern realities. The purpose of the presented research is to analyze the process of bringing to criminal responsibility for public actions aimed at discrediting the Armed Forces of the Russian Federation, identifying existing legislative and law enforcement problems and determining ways to solve them. The author comes to the conclusion that the criminal law practice of bringing to responsibility for the analyzed criminal act is insignificant at the moment, however, a large number of those brought to administrative responsibility generates risks of the prevalence of criminal liability in the near future. Attention is focused on the existence of a number of problems (close connection of illegal behavior aimed at discrediting the use of the Armed Forces of Russia with the implementation of freedom of speech and assembly; the essential importance of comprehensive qualification of committed acts carried out by employees of competent authorities; lack of understanding in society of the specifics of bringing to responsibility for public actions discrediting the use of the Armed Forces of Russia), which in the future may negatively affect the law enforcement sphere. The identified problems are complex in nature and need timely solutions both at the level of legislation and within the framework of judicial practice.
Key words: discrediting the use of the Armed Forces of the Russian Federation, public actions, prosecution, institution of criminal responsibility, criminal legislation.
Введение
Российское уголовное законодательство является одним из наиболее динамичных, поскольку в условиях постоянного совершенствования преступного поведения в современном мире принципиальное значение имеет своевременное закрепление правовых основ для привлечения к ответственности виновных лиц. Указанный динамизм наглядно демонстрируется в ситуации обострения геополитического конфликта между Россией и Украиной, на фоне которого российское общество подвергается распространению преступного поведения особой направленности, представляющей существенную угрозу для национальной безопасности [4, с. 240].
Важно отметить, что проводимая Российской Федерацией специальная военная операция в Донбассе вызывает множество дискуссий, что представляется весьма оправданным, поскольку все внутригосударственные и внешние процессы отражаются на общественной среде. Однако далеко не всегда вышеназванные дискуссии имеют обоснованный характер, а, наоборот, достаточно часто публичные действия совершаются в целях дестабилизации общественной безопасности и правопорядка. Учитывая масштабы опасности, которая представляется подобная противоправная направленность публичного поведения, оно не может оставаться без внимания со стороны правоохранительных органов, в связи с
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022
чем, весьма справедливым видится своевременное совершенствование административного и уголовного законодательства в части введения новых составов правонарушений и преступлений.
В рамках представленного исследования видится необходимым сконцентрировать внимание на существующих проблемах привлечения к уголовной ответственности за дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ (далее - ВС РФ), т.к., несмотря на весьма короткие сроки введения вышеназванной уголовно-правовой нормы, к настоящему моменту имеется весьма противоречивая правоприменительная практика. Заявленная проблематика фрагментарно исследуется в современной уголовно-правовой науке, что также подчеркивает ее актуальность.
Уголовно-правовые основы привлечения к ответственности за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ
В начале марта 2022 г. административное и уголовное законодательство было дополнено целым рядом статей, которые закрепили особенность привлечения в ответственность за ряд деяний, направленных на дестабилизацию общества в возникших условиях межгосударственных конфликтов. С одной стороны, появились нормы, регламентирующие ответственность за распространение фейков о действиях ВС РФ, что стало особенно актуальным в рамках огромного потока
ложной информации о специальной военной операции, распространяемой не только иностранными гражданами и СМИ, но и представителями российской общественности [5, с. 81]. С другой стороны, публичное поведение многих людей также стало носить ярко выраженный протестный характер, напрямую направленный не только на демонстрацию несогласия с проводимой внешней политикой, но и имеющий умысел создания массовых общественный реакций на происходящее в международных отношениях. Подобные ситуации создают существенные угрозы общественной безопасности, жизни и здоровью российских граждан, в связи с чем, своевременность введения соответствующих норм не вызывает сомнения.
В рамках представленного исследования видится необходимым подробнее остановиться на ст. 280.3 УК РФ, которая непосредственно закрепляет особенности привлечения к ответственности за публичные действия, направленные на дискредитацию использования ВС РФ. В первую очередь отметим, что состав анализируемого преступления ориентирован на целенаправленность использования ВС РФ, в рамках чего особое внимание акцентируется на защите интересов Российского государства и его граждан, поддержание международного мира и безопасности [1, с. 241]. Кроме того, с конца марта указанная уголовно-правовая норма также была дополнена положением, которое существенно расширило масштабы ее применения в отношении ситуаций дискредитации исполнения государственными органами РФ своих полномочий за пределами государственной территории в вышеназванных целях. Таким образом, в настоящее время дискредитация рассматривается не только в отношении проводимого военного курса, но и функционирования всех органов государственной власти вне российской территории, а принципиальное значение имеют в данном случае цели соответствующей деятельности.
Важно отметить, что ст. 280.3 УК РФ регламентирует составы преступлений с административной преюдицией, что напрямую закрепляется в п. 1. Для привлечения к уголовной ответственности в данном случае необходимо ранее быть привлеченным к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года [8, с. 3]. Подобный подход российского законодателя представляется весьма справедливым, что позволяет не только разграничивать степень общественной опасности правонарушений и преступлений в анализируемой сфере, но и прослеживать противоправность поведения конкретных лиц, а при ее сохранении - использовать институт уголовной ответственности как наиболее суще-
ственное правовое последствие для виновного лица.
Рассматриваемое преступное деяние имеет также квалифицированный состав, в рамках которого особое внимание уделяется объему негативных последствий от соответствующих публичных деяний, в частности: наступление смерти, причинение вреда здоровью лиц или их имуществу, массовые беспорядки и др. [6, с. 110]. В данном случае речь идет о тех ситуациях, когда публичное поведение индивида может спровоцировать негативные последствия как для отдельного лица, так и для общества в целом, что представляет серьезные угрозы его стабильного функционирования. Особое внимание следует уделить последствиям в виде нарушения процесса функционирования значимых объектов для жизнедеятельности современного человека (транспортная, социальная и иные инфраструктуры), что, в целом, может повлечь еще более масштабные реакции общественности, а в условиях информационных манипуляций социальными проблемами - дестабилизацию государства.
Практические аспекты привлечения к ответственности по ст. 280.3 УК РФ
В первую очередь отметим, что категория «дискредитация» весьма многоаспектна и в большей степени отражается желание лица совершить умышленные действия в целях изменения доверительного отношения к происходящим процессам, искажения имиджа или авторитета государственной власти, осуществляемой на конкретной территории или за ее пределами [2, с. 50]. До недавнего времени вышеназванный термин чаще употреблялся по отношению к внутригосударственным процессам, однако в современных международных условиях его актуальность связана с внешней политикой Российского государства. Однако его содержание к настоящему моменту детально не регламентировано законодательно, что существенно осложняет следственную и судебную практику.
Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 280.3 УК РФ важное значение имеет не только направленность преступных деяний на дискредитацию ВС РФ, но и публичный формат соответствующего поведения. В данном случае публичность заключается в том, что индивид желает донести информацию в активной форме иным лицам, количество которых может быть неограниченным. Так, например, в Нижегородской области возбуждено дело по ст. 280.3 УК РФ в отношении гражданина, ранее привлеченного к административной ответственности за размещение на заднем стекле автомобиля недостоверной информации о ВС РФ. Данный гражданин не
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022
только сохранил соответствующую надпись на стекле, но и следственными органами были также обнаружены листовки аналогичного содержания в квартире обвиняемого [7].
Отметим, что иногда лица, ранее привлеченные к административной ответственности за аналогичные деяния дискредитирующей направленности, вовлекают в преступную деятельность других людей, в т.ч. и несовершеннолетних, что на практике приводит не только к осуждению первых по ст. 280.3 УК РФ, но и по ст. 150 УК РФ [3, с. 69]. Подобные ситуации наглядно демонстрируют тесную взаимосвязь противоправного поведения, направленного на дискредитацию ВС РФ с правами и законными интересами отдельных категорий населения, в частности, и общества, в целом.
Кроме того, в практике достаточно часто возникают вопросы в отношении квалификации преступных деяний по нескольким недавно введенным статьям УК РФ, которые затрагивают позиции ВС РФ. Так, проблемы квалификации соответствующих деяний имеют место быть в отношении ст. 280.3 УК РФ и ст. 207.3 УК РФ, предусматривающей правовые последствия за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании ВС РФ [9, с. 189]. Однако в каждом конкретном случае подобные деяния квалифицируются в зависимости от оценки совокупности обстоятельств совершения преступления и его последствий.
Весьма противоречиво современные правоведы оценивают и санкции, предусмотренные ст. 280.3 УК РФ, особенно в случае наличия отягчающих обстоятельств. В большинстве своем дискуссии возникают в отношении наказания в виде штрафа, однако, учитывая тот факт, что отягчающие обстоятельства также весьма разнообразны в указанной уголовно-правовой норме, наличие штрафа позволяет определить справедливое наказание для тех ситуаций, которые повлекли негативные последствия, но не столь масштабные для общества, жизни и здоровья граждан. Таким образом, санкции ст. 280.3 УК РФ в совершенствовании не нуждаются.
Выводы
Уголовно-правовая практика привлечения к ответственности за анализируемое преступное деяние к настоящему моменту незначительна, однако большое количество привлеченных к административной ответственности порождает риски распространенности применения уголовной ответственности в ближайшем будущем. На основе проведенного исследования видится необходимым выделить следующие существующие проблемы:
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022
1. Тесная связь противоправного поведения, направленного на дискредитацию использования ВС РФ с реализацией свободы слова и собраний. В кризисные моменты на различных этапах развития российского государства возникает необходимость ограничения отдельных свобод личности, однако такие ограничения должны иметь веские основания и правомерную форму. В настоящее время имеется весьма обширная практика, в особенности привлечения к административной ответственности, в рамках которой затрагивается свобода слова в отношении действий ВС РФ. В данном контексте следует отметить весьма тонкую грань между обоснованностью квалификации деяний как дискредитирующих вышеназванную деятельность, в связи с чем недопустимым является политизированность процесса привлечения к ответственности без наличия соответствующих оснований.
2. Существенное значение всесторонней квалификации совершенных деяний, осуществляемой сотрудниками компетентных органов. Учитывая содержание диспозиции ст. 280.3 УК РФ и ее весьма общих формулировок, квалификация преступных действий осуществляется в большинстве своем на усмотрение сотрудников правоохранительных органов. С одной стороны, данный порядок представляется весьма справедливым, поскольку соответствующие полномочия относятся к компетенции вышеназванных органов, с другой - в настоящее время существует острая необходимость разъяснения особенностей квалификации подобного поведения. В данном контексте представляется весьма справедливым на основе материалов судебной практики Президиуму Верховного Суда РФ подготовить соответствующий обзор, в рамках которого определить отдельные наиболее распространенные деяния и унифицировать подходы к их правовой оценке.
3. Отсутствие понимания в обществе особенностей привлечения к ответственности за публичные действия, дискредитирующие использование ВС РФ. Как отмечалось ранее, соответствующие административные и уголовные нормы были введены сравнительное недавно, в связи с чем, на практике достаточно часто возникает целый ряд проблем, связанных с недостаточной информированностью населения о вышеназванных нововведениях. Безусловно, незнание закона не освобождает от ответственности, а в случае с уголовно-наказуемыми деяниями - они в целом не являются случайными для преступников, а носят умышленный характер, однако повышение осведомленности о правовых последствиях соответствующего поведения видится необходимым для борьбы с масштабным распространением
противоправного поведения анализируемой направленности.
Таким образом, выявленные проблемы наглядно демонстрируют специфику преступного поведения и особенности привлечения к ответственности за анализируемое деяние. В данном контексте требуется своевременное совершенствование правоприменительной практики с целью повышения эффективности уголовной ответственности, предусмотренной за дискредитацию использования ВС РФ.
Заключение
С марта 2022 г. в КоАП и УК РФ был введен целый ряд статей, предусматривающих ответственность за действия, направленные на дискредитацию использования ВС РФ, что представляется весьма справедливым в условиях обострения конфликта между Россией и Украиной и нарастающей волной противоправного поведения в отношении негативного восприятия внешней политики РФ, провоцируемого в информационном поле. К настоящему моменту имеется сравнительно небольшая практика привлечения к уголовной ответственности по ст. 280.3 УК РФ, что связано, с одной стороны, с весьма коротким сроком существования вышеназванной нормы, а с другой - с наличием ряда проблем, которые в дальнейшем могут негативно отразиться в правоприменительной сфере. Выявленные проблемы носят комплексный характер, и нуждаются в своевременном решении как на уровне законодательства, так и в рамках судебной практики.
Список литературы:
[1] Аккаева Х.А., Шхагапсоев З.Л. К вопросу об ответственности за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности // Пробелы в российском законодательстве. - 2022. - № 3. - С. 239-243.
[2] Бычков В.В. Идентификационные признаки публичных действий, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях (ст. 20.3.3 КОАП РФ и ст. 280.3 УК РФ) // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. - 2022. - № 1 (35). - С. 47-54.
[3] Жук О.Д. Об уголовной и административной ответственности за распространение фейков о действиях Вооруженных Сил РФ и за публичные
призывы к введению санкций против России // Законодательство. - № 4. - С. 65-70.
[4] Кузаков Д.В. Уголовно-правовое обеспечение национальной и общественной безопасности Российской Федерации: обзор законодательных изменений (ст.ст. 207.3, 280.3, 284.2 УК РФ) // Уголовное право в системе межотраслевых связей: проблемы теории и правоприменения: материалы XIII Росс. конгресса уголовного права. - М., 2022. - С.240-244.
[5] Кушхов Х.Л., Мухтаров Д.Д. О потенциале фейков в современных информационных войнах // Журнал прикладных исследований. - 2022. - № 6. - С. 81-84.
[6] Ляхов Д.В. Обзор законодательства в сфере ответственности за фейки и дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации // Информационные технологии как основа прогрессивных научных исследований: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - УФА, 2022. - С. 108-111.
[7] Первое уголовное дело из-за дискредитации ВС РФ возбуждено в Нижегородской области. URL: https://www.nn. ru/text/criminal/2022/06/01 / 71376434/ (дата обращения: 20.07.2022).
[8] Пошелов П.В. Административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации // Военно-юридический журнал. - 2022. - № 6. - С. 2-5.
[9] Шамаев А.М., Болобан М.Л. Вопросы правоприменительной практики при квалификации деяний, подпадающих под ст. 280.3. УК РФ «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации» // Образование и право. -2022. - № 4. - С. 187-190.
Spisok literatury:
[1] Akkaeva H.A., Shkhagapsoev Z.L. K voprosu ob otvetstvennosti za publichnye dejstviya, napravlennye na diskreditaciyu ispol'zovaniya Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii v celyah zashchity interesov Rossijskoj Federacii i ee grazhdan, podderzhaniya mezhdunarodnogo mira i bezopasnosti // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. - 2022. - № 3. - S. 239-243.
[2] Bychkov V.V. Identifikacionnye priznaki publichnyh dejstvij, napravlennyh na diskreditaciyu ispol'zovaniya Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii v celyah zashchity interesov Rossijskoj Federacii i ee grazhdan, podderzhaniya mezhdunarodnogo mira i bezopasnosti ili ispolneniya gosudarstvennymi organami Rossijskoj Federacii svoih polnomochij v ukazannyh celyah (st. 20.3.3 KOAP RF i st. 280.3 UK RF) // Rassledovanie prestuplenij: problemy i puti ih resheniya. - 2022. - № 1 (35). - S. 47-54.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022
[3] Zhuk O.D. Ob ugolovnoj i administrativnoj otvetstvennosti za rasprostranenie fejkov o dejstviyah Vooruzhennyh Sil RF i za publichnye prizyvy k vvedeniyu sankcij protiv Rossii // Zakonodatel'stvo. -№ 4. - S. 65-70.
[4] Kuzakov D.V. Ugolovno-pravovoe obespechenie nacional'noj i obshchestvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: obzor zakonodatel'nyh izmenenij (st.st. 207.3, 280.3, 284.2 UK RF) // Ugolovnoe pravo v sisteme mezhotraslevyh svyazej: problemy teorii i pravoprimeneniya: materialy XIII Ross. kongressa ugolovnogo prava. - M., 2022. - S. 240-244.
[8] Poshelov P.V. Administrativnaya otvetstvennost' za publichnye dejstviya, napravlennye na diskreditaciyu ispol'zovaniya Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii // Voenno-yuridicheskij zhurnal. - 2022. - № 6. - S. 2-5.
[9] Shamaev A.M., Boloban M.L. Voprosy pravoprimenitel'noj praktiki pri kvalifikacii deyanij, podpadayushchih pod st. 280.3. UK RF «Publichnye dejstviya, napravlennye na diskreditaciyu ispol'zovaniya Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii» // Obrazovanie i pravo. - 2022. - № 4. - S. 187-190.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022