Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 20.3.3 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ'

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 20.3.3 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
867
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДИСКРЕДИТАЦИЯ / ПУБЛИЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПРИЗЫВЫ / ФЕЙК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ряпухина И.А., Степкин Р.М.

В связи с проведением специальной военной операции Вооруженными Силами Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности начали совершаться различные действия граждан, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил за рубежом. Для защиты репутации сил, задействованных в специальной военной операции, в законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 04.03.2022 № 31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» был введена новая статья 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В настоящее время отсутствует единая позиция у сотрудников полиции и судей по квалификации данного состава административного правонарушения. В статье на основе изучения судебной практики определяется, в чем выражаются публичные действия. В заключение предлагается формулировка, которую можно использовать при описании события административного правонарушения по статье 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ряпухина И.А., Степкин Р.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME LAW ENFORCEMENT PRACTICE ISSUES IN CASE OF BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY UNDER PART 1 OF THE ARTICLE 20.3.3 OF THE CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENSES OF THE RUSSIAN FEDERATION

In connection with the conduct of a special military operation of the Armed Forces of the Russian Federation in order to protect the Russian Federation interests and its citizens, maintain international peace and security, various actions of citizens began to be carried out aimed at discrediting the use of the Armed Forces abroad. To protect the reputation of the forces involved in the special military operation, a new article 20.3.3 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation was introduced into the legislation of the Russian Federation on administrative offenses by the federal law of March 4, 2022 № 31-FZ. Currently, there is no single position among police officers and judges on the qualification of this administrative offense. The article deals with the problematic issues of qualification, taking into account the judicial practice analysis. The article deals with the concepts of ‘‘discredit’’, ‘‘fake’’. There is no definitions of the notions ‘‘discredit’’ and ‘‘fake’’ in the normative legal acts. Based on the analysis of scientific literature and regulatory legal acts, the article points out what is meant by ‘‘discredit’’ and ‘‘fake’’. Based on the study of judicial practice, the article indicates how “public actions” are expressed. In the conclusion, the article proposes the wording that can be used to describe the event of an administrative offense under the Article 20.3.3 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 20.3.3 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 20.3.3 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

SOME LAW ENFORCEMENT PRACTICE ISSUES IN CASE OF BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY UNDER PART 1 OF THE ARTICLE 20.3.3 OF THE CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENSES OF THE RUSSIAN FEDERATION

УДК 342.95

Р.М. СТЕПКИН,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) stepkinr@list.ru

И.А. РЯПУХИНА,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) 3602686@mail.ru

ROMAN M. STEPKIN,

Candidate of Law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

IRINA A. RYAPUKHINA,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: в связи с проведением специальной военной операции Вооруженными Силами Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности начали совершаться различные действия граждан, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил за рубежом. Для защиты репутации сил, задействованных в специальной военной операции, в законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 04.03.2022 № 31-Ф3 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» был введена новая статья 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В настоящее время отсутствует единая позиция у сотрудников полиции и судей по квалификации данного состава административного правонарушения. В статье на основе изучения судебной практики определяется, в чем выражаются публичные действия. В заключение предлагается формулировка, которую можно использовать при описании события административного правонарушения по статье 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административное правонарушение, общественная безопасность, дискредитация, публичные действия, призывы, фейк.

Для цитирования: Степкин Р.М., Ряпухина И.А. О некоторых вопросах правоприменительной практики при привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2022. - № 3. - С. 83-87.

Abstract: in connection with the conduct of a special military operation of the Armed Forces of the Russian Federation in order to protect the Russian Federation interests and its citizens, maintain international peace and security, various actions of citizens began to be carried out aimed at discrediting the use of the Armed Forces abroad. To protect the reputation of the forces involved in the special military operation, a new article 20.3.3 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation was introduced into the legislation of the Russian Federation on administrative offenses by the federal law of March 4, 2022 № 31-FZ. Currently,

there is no single position among police officers and judges on the qualification of this administrative offense. The article deals with the problematic issues of qualification, taking into account the judicial practice analysis. The article deals with the concepts of "discredit", "fake". There is no definitions of the notions "discredit" and "fake" in the normative legal acts. Based on the analysis of scientific literature and regulatory legal acts, the article points out what is meant by "discredit" and "fake". Based on the study of judicial practice, the article indicates how "public actions" are expressed. In the conclusion, the article proposes the wording that can be used to describe the event of an administrative offense under the Article 20.3.3 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation.

Keywords: administrative offense, public safety, discredit, public actions, appeals, fake.

For citation: Stepkin R.M., Ryapukhina I.A. Some law enforcement practice issues in case of bringing to administrative responsibility under part 1 of the article 20.3.3 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2022. -№ 3. - P. 83-87.

Значительное время высшие должностные лица Российской Федерации, участвуя в различных мероприятиях международного характера, предупреждали страны коллективной безопасности воздержаться от действий, которые могут нанести вред национальным интересам Российской Федерации. Происходящие в последние годы в мире преобразования позволяют заново оценить роль государства в обеспечении безопасности от внешних угроз. К числу основных угроз национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере отнесен ряд факторов, среди которых - возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов, возникновение и эскалация конфликтов вблизи Государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств [1, с. 69].

Следствием сложившейся конъюнктуры стала необходимость проведения специальной военной операции с целью обеспечения защиты жизни и здоровья граждан Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, а также обеспечения национальной безопасности нашего государства путем денацификации и демилитаризации Украины [2, с. 187].

С начала выполнения Вооруженными Силами Российской Федерации целей специальной военной операции в Российской Федерации участились случаи негативного отношения граждан, выражающиеся в различных формах. В целях эффективного противодействия данным проявлениям потребовалось внести изменения в законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях.

4 марта 2022 г. Государственной Думой Российской Федерации принят, а Советом Федерации одобрен Федеральный закон № 31-Ф3 «О внесении изменений в Кодекс Российской

Федерации об административных правонарушениях». Данный закон ввел административную ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях (ст. 20.3.3)1.

В связи с обозначенными изменениями у правоохранительных органов и судов возникают проблемы квалификации рассматриваемого состава административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях2 являются общественные отношения в сфере обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Анализируя рассматриваемый состав административного правонарушения, отметим, что объективная сторона административного правонарушения по части первой данной статьи выражена в публичных действиях, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности; публичных призывах к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленных на дискредитацию исполнения государственны-

1 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 04.03.2022 № 31-Ф3 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2 Далее - КоАП РФ.

ми органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Для понимания сущности данного состава правонарушения следует рассмотреть, что представляет собой дискредитация, а также публичные призывы и фейк.

Дискредитация, то есть подрыв доверия, -умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа, доверия к Вооруженным Силам Российской Федерации и их использованию в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности [1, с. 70]. В ст. 14.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» под дискредитацией понимается «распространение ложных, неточных или искаженных сведений». Распространение подобных сведений достигло таких масштабов, что привело к использованию термина «фейк».

Фейк - это намеренное искажение или придумывание действительности, а фейковой новостью является сообщение сведений, основанных на намеренном искажении фактов, с целью извлечения определенной корысти, в том числе политической выгоды глобальных политических игроков [3, с. 80]. В рамках проведения специальной военной операции фейком считается любая информация, не соответствующая официальным данным Министерства обороны Российской Федерации и российских властей, касающаяся количества убитых и раненых российских солдат, военных действий в отношении тех или иных объектов, числа военнопленных и т.п. [4, с. 83].

Элементом дискредитации является определенный набор речевых тактик - это тактики обвинения, нагнетания отрицательного, например, нанизывание отрицательных фактов или последствий; также применяются тактики непрямых оскорблений, навешивания ярлыков, умаляющих сравнений и др. Достижению цели способствует использование метафор с негативной оценочностью, приемов иронии и сарказма.

Призывами считают влияние на разум другого человека. Целью такого влияния является подавление воли объекта воздействия, его подконтрольность.

Изучив материалы судебной практики, можно указать, что публичные действия могут выражаться, в частности, в демонстрировании наглядной агитации. Например, лозунг «НЕТ ВОЙНЕ», которым гражданка П. привлекала внимание неограниченного круга лиц, блогеров,

а также средств массовой информации3, либо же текст тематического содержания «Ф. И. О. - добродетель цивилизации, война - ее преступление», с помощью которого гражданин М. пытался вызвать интерес широкой аудитории, а также средств массовой информации4, плакат на груди черного цвета размером 30 х 50 см, где большими белыми буквами сделана надпись следующего содержания: «Я ПРОТИВ ВОЙНЫ!»5.

Исходя из изученных материалов судебной практики, делаем вывод, что при квалификации данного правонарушения следует учитывать главный признак - публичность. Публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях могут быть рассмотрены как любые публичные противоправные действия, направленные на неограниченный круг лиц. Важно обратить внимание на место совершения деяния: публичность предполагает наличие общественного места, при этом места общего пользования лишь гипотетически предполагают наличие других лиц. Таким образом, количество лиц не будет иметь значения для квалификации.

Так, в постановлении о прекращении по делу Бутырского районного суда указано, что из представленных на рассмотрение суда документов следует, что инкриминируемое в вину П. деяние имело место в квартире №... дома №... по адресу... где находились И. Я. и супруг его опекуна Ф. И. О. Иные лица при описанных в протоколе об административном правонарушении событиях не присутствовали. Исходя из этого признак публичности отсутствовал6. Рассматривая другой пример из материалов судебной практики, следует учитывать, что «повязанная зеленая лента» не содержит состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, так как о дискредитации использования Вооружен-

3 Хамовнический районный суд. Постановление по делу об административном правонарушении от 28.03.2022. Дело № 05-0472/2022 [Электронный ресурс]. - URL: https:// mos-gorsud.ru/rs/hamovnicheskij/services/cases/admin/ details/8c5ab080-a90f-11ec-80df-e77f1a4e3670

4 Хамовнический районный суд. Дело № 05-0608/2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://mos-gorsud.ru/rs/ hamovmcheskij/services/cases/admm/detaNs/4e4526b0-bf01-11ec-950b-7b603afe192

5 Замоскворецкий районный суд г. Москвы. Постановление по делу об административном правонарушении от 01.04.2022. Дело № 5-1272/2022 [Электронный ресурс]. -URL: https://mos-gorsud.ru/rs/zamoskvoreckij/services/cases/ admin-exec?page=2

6 Бутырский районный суд. Постановление о прекращении производства по делу от 05.04.2022. Дело № 050994/2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://mos-gorsud. ru/rs/butyrskij/services/cases/admin/details/57849a90-b4d3-11ec-bac1-23c52fdd44aa

ных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности не свидетельствует7.

В современных условиях говорим об особой форме публичности - публичности при пользовании интернет-ресурсами. Опубликование призывов к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации является публичным призывом и совпадает с моментом окончания административного правонарушения.

Факт опубликования призывов к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации равен публичному провозглашению и совпадает с окончанием правонарушения, при этом неопределенный круг лиц - аудитория, численность которой столь велика, что субъектом не осознается и не конкретизируется. При этом речь здесь должна идти не столько о количественной, сколько о персональной неопределенности адресатов. При обращении к группе людей в общественных местах, на собраниях, а равно при распространении обращения путем массовой рассылки электронных сообщений количество адресатов зачастую может быть точно не установлено. Однако индивидуальные характеристики этих людей будут безразличны для виновного, что и обусловливает выбор ими соответствующего способа распространения информации. Приведем примеры решений судов по квалификации рассматриваемого правонарушения: Замоскворецким районным судом гражданин Л. был привлечен к административной ответственности за размещение в социальной сети <^асеЬоок» на своей личной странице постов, содержащих информацию, осуждающую действия Вооруженных Сил Российской Федерации8. Гражданина Российской Федерации привлекли к административной ответственности за следующие действия: находясь в общественном месте во время проведения религиозной службы, в присутствии прихожан публично высказывал информацию о нападении Вооруженных Сил Российской Федерации на Украину, об идущих обстрелах городов Украины, а также размещал аналогичную информацию с агитационными изображениями

7 Басманный районный суд города Москвы. Определение от 25.04.2022 № 5-1325/2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://mos-gorsud.ru/rs/basmannyj/services/cases/admin/ details/38e88520-c490-11ec-8e1a-23458e891c8e

8 Замоскворецкий районный суд. Постановление по делу об административном правонарушении от 06.05.2022. Дело № 05-1791/2022 [Электронный ресурс]. - URL: https://

mos-gorsud.ru/rs/zamoskvoreckij/services/cases/admin/details/ d2749d50-cd23-11ec-821c-291280213e80

на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет9. М.М. Власов отмечает, что размещение видеороликов, содержащих дискредитацию, следует приравнивать к сведениям, порочащим честь, достоинство и деловую репутацию, что позволит сотрудникам органов внутренних дел на основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации отстаивать свои права в гражданско-правовом порядке и требовать удаления видеороликов из сети Интернет [5, с. 127]. Считаем приемлемым использовать указанные нормы гражданского законодательства в целях защиты военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, защищающих интересы Российской Федерации и ее граждан, поддерживающих международный мир и безопасность, а также представителей исполняющих свои полномочия за пределами Российской Федерации государственных органов, о которых идет речь в ст. 20.3.3 КоАП РФ.

Следует обратить внимание на абз. 2 подп. «з» п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», где указано, что местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий.

Проанализировав судебные решения по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, приходим к выводу, что противоправными действиями, указанными в диспозиции рассматриваемой статьи, являются: демонстрация плакатов с призывами против специальной военной операции на Украине; представление официальной символики Украины с критикой российских властей и действий Вооруженных Сил Российской Федерации на Украине; показ в общественных местах материалов фото- и видеозаписи, осуждающих действия Вооруженных Сил Российской Федерации по защите интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержанию международного мира и безопасности; размещение в сети Интернет аналогичной информации.

С учетом изложенного при квалификации рассматриваемого состава сотрудникам полиции следует придерживаться решений судов, а при описании события административного правонарушения в процессуальных документах указывать следующую формулировку «осуществил публичные действия, направленные

9 Костромской районный суд Костромской области [Электронный ресурс]. - URL: http://kostromskoy.kst.sudrf.ru/ modules.php?name=press_dep&op=1&did=685

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЛИЦИИ

2022'3

на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации при проведении специальной военной операции в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности,

которые используются на основании решения Президента Российской Федерации (дата, год) в соответствии со статьей 51 Устава ООН с санкции Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Литература

1. Каплунов А.И., Ухов В.Ю. Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 2 (94). - С. 69-72.

2. Шамаев А.М., Болобан М.Л. Вопросы правоприменительной практики при квалификации деяний, подпадающих под ст. 280.3 УК РФ «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации» // Образование и право. - 2022. - № 4. - С. 187-189.

3. Зырянова М.О. Способы противодействия распространению фейковой информации // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 6 (74). - С. 80-83.

4. Кушхов Х.Л., Мухтаров Д.Д. О потенциале фейков в современных информационных войнах // Журнал прикладных исследований. - 2022. - №. 1. - С. 81-84.

5. Власов М.М. Актуальные проблемы защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации от дискредитации // Научный портал МВД России. - 2019. - № 4. - С. 125-128.

References

1. Kaplunov A.I., Ukhov V.Yu. Aktual'nye problemy administrativnogo i administrativno-protsessual'nogo prava (Sorokinskie chteniya) // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2022. - № 2 (94). - S. 69-72.

2. Shamaev A.M., Boloban M.L. Voprosy pravoprimenitel'noi praktiki pri kvalifikatsii deyanii, podpadayushchikh pod st. 280.3 UK RF "Publichnye deistviya, napravlennye na diskreditatsiyu ispol'zovaniya Vooruzhennykh Sil Rossiiskoi Federatsii" // Obrazovanie i pravo. - 2022. - № 4. - S. 187-189.

3. Zyryanova M.O. Sposoby protivodeistviya rasprostraneniyu feikovoi informatsii // Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. - 2020. - № 6 (74). - S. 80-83.

4. Kushkhov Kh.L., Mukhtarov D.D. O potentsiale feikov v sovremennykh informatsionnykh voinakh // Zhurnal prikladnykh issledovanii. - 2022. - №. 1. - S. 81-84.

5. Vlasov M.M. Aktual'nye problemy zashchity sotrudnikov organov vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii ot diskreditatsii // Nauchnyi portal MVD Rossii. - 2019. - № 4. - S. 125-128.

(статья сдана в редакцию 31.05.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.