Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА (СОРОКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ) МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ (25 МАРТА 2022 Г., САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА (СОРОКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ) МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ (25 МАРТА 2022 Г., САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
890
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛИЦЕЙСКАЯ И ИНАЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каплунов Андрей Иванович, Ухов Владимир Юрьевич

25 марта 2022 г. в Санкт-Петербургском университете МВД России прошло пленарное заседание Международной научно-практической конференции («Сорокинские чтения»), посвящённой памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста Российской Федерации Юрия Ефремовича Аврутина в связи с 75-летием со дня рождения. Ко дню конференции был издан в электронном виде сборник её материалов, включающий 152 статьи, отражающие содержание научных докладов и сообщений, в подготовке которых приняли участие 166 авторов из 49 научных и образовательных организаций, в том числе 8 авторов из четырёх зарубежных государств (Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Азербайджанской Республики), 23 доктора юридических наук, 89 кандидатов юридических наук, 8 сотрудников практических органов внутренних дел Российской Федерации. На пленарном заседании состоялся обмен мнениями по проблемным вопросам модернизации публичного управления, административного и административно-процессуального права, по теоретическим и прикладным проблемам совершенствования законодательства об административных правонарушениях и административно-юрисдикционной деятельности, по проблемам обеспечения безопасности и общественного порядка, совершенствования полицейской и иной правоохранительной деятельности, а также подведены итоги конференции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Каплунов Андрей Иванович, Ухов Владимир Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE AND ADMINISTRATIVE PROCEDURAL LAW (SOROKIN READINGS) INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE (MARCH 25, 2022, SAINT PETERSBURG)

On March 25, 2022 the Saint-Petersburg University of MIA of Russia held a plenary meeting of the international scientific and practical conference (Sorokin readings), dedicated to the memory of Yuri Efremovich Avrutin, doctor of law, professor, honored scientist of the Russian Federation, honored lawyer of the Russian Federation, and the 75th anniversary of his birth. By the day of the conference, a collection of its materials was published in digital form. It included 152 scientific works prepared by 166 authors from 49 scientific and educational organizations, including 8 authors from 4 foreign countries (the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Republic of Uzbekistan, and Azerbaijan Republic). 23 doctors of law, 89 candidates of law, and 8 employees of police force of the Russian Federation took part in the creating of this compendium. At the plenary session the participant shared their opinions and came to terms on the challenges of modernization of public administration, administrative and administrative procedural law, on theoretical and applied problems of improving legislation on administrative offenses and administrative-jurisdictional activities, questions of security and public order, development of the police and other law enforcement activities.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА (СОРОКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ) МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ (25 МАРТА 2022 Г., САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)»

Обзорная статья УДК 342.9

doi: 10.35750/2071-8284-2022-2-62-74

Андрей Мванович Каплунов

доктор юридических наук, профессор https//orcid.org/0000-0001-7298-8730, [email protected];

Владимир Юрьевич Ухов

доктор юридических наук, профессор https//orcid.org/0000-0001-6935-9941, [email protected]

Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1

Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения)

Международная научно-практическая конференция (25 марта 2022 г., Санкт-Петербург)

Аннотация: 25 марта 2022 г. в Санкт-Петербургском университете МВД России прошло пленарное заседание Международной научно-практической конференции («Сорокинские чтения»), посвящённой памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста Российской Федерации Юрия Ефремовича Аврутина в связи с 75-летием со дня рождения.

Ко дню конференции был издан в электронном виде сборник её материалов, включающий 152 статьи, отражающие содержание научных докладов и сообщений, в подготовке которых приняли участие 166 авторов из 49 научных и образовательных организаций, в том числе 8 авторов из четырёх зарубежных государств (Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Азербайджанской Республики), 23 доктора юридических наук, 89 кандидатов юридических наук, 8 сотрудников практических органов внутренних дел Российской Федерации.

На пленарном заседании состоялся обмен мнениями по проблемным вопросам модернизации публичного управления, административного и административно-процессуального права, по теоретическим и прикладным проблемам совершенствования законодательства об административных правонарушениях и административно-юрисдикционной деятельности, по проблемам обеспечения безопасности и общественного порядка, совершенствования полицейской и иной правоохранительной деятельности, а также подведены итоги конференции.

Ключевые слова: публичное управление, административное и административно-процессуальное право, законодательство об административных правонарушениях, административно-юрисдик-ционная деятельность, полицейская и иная правоохранительная деятельность

Для цитирования: Каплунов А. И., Ухов В. Ю. Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 2 (94). - С. 62-74; doi: 10.35750/2071-8284-2022-2-62-74.

Andrey I. Kaplunov

Dr. Sci. (Jurid.), Professor https//orcid.org/0000-0001-7298-8730, [email protected]

Vladimir Yu. Ukhov

Dr. Sci. (Jurid.), Professor https//orcid.org/0000-0001-6935-9941, [email protected]

Saint Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint Petersburg, 198206, Russian Federation

© Каплунов А. И., Ухов В. Ю., 2022

Current problems of administrative and administrative procedural law (Sorokin Readings)

International scientific and practical conference (March 25, 2022, Saint Petersburg)

Abstract: On March 25, 2022 the Saint-Petersburg University of MIA of Russia held a plenary meeting of the International scientific and practical conference (Sorokin readings), dedicated to the memory of Yuri Efremovich Avrutin, doctor of law, professor, honored scientist of the Russian Federation, honored lawyer of the Russian Federation, and the 75th anniversary of his birth.

By the day of the conference, a collection of its materials was published in digital form. It included 152 scientific works prepared by 166 authors from 49 scientific and educational organizations, including 8 authors from 4 foreign countries (the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Republic of Uzbekistan, and Azerbaijan Republic). 23 doctors of law, 89 candidates of law, and 8 employees of police force of the Russian Federation took part in the creating of this compendium.

At the plenary session the participant shared their opinions and came to terms on the challenges of modernization of public administration, administrative and administrative procedural law, on theoretical and applied problems of improving legislation on administrative offenses and administrative-jurisdictional activities, questions of security and public order, development of the police and other law enforcement activities.

Keywords: public administration, administrative and administrative law procedure, legislation on administrative offences, administrative-jurisdictional activity, activities of police and other law enforcement agencies

For citation: Kaplunov A. I., Ukhov V. Y. Current problems of administrative and administrative procedural law (Sorokin Readings) // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2022. - № 2 (94). - P. 62-74; doi: 10.35750/2071-8284-2022-2-62-74.

25 марта 2022 года в Санкт-Петербургском университете МВД России состоялась 13-я по счёту научно-практическая конференция «Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права», которая восьмой год подряд проходит под официальным названием «Сорокинские чтения». Первые девять лет она проводилась в статусе «ежегодной всероссийской», с 2019 года стала международной. В этом году конференция посвящена памяти лидера нашей научной школы доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста Российской Федерации Юрия Ефремовича Аврутина в связи с 75-летием со дня рождения. В подготовке материалов международной конференции и в пленарном заседании в режиме видеоконференцсвязи приняли участие наши коллеги и друзья из Академии МВД Республики Беларусь (г. Минск), Коста-найской академии МВД Республики Казахстан имени Шракбека Кабылбаева и Академии МВД Республики Узбекистан.

Пленарное заседание конференции открыл М. В. Бавсун, заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, который отметил роль и значение Сорокинских чтений как постоянной научной площадки, на которой учёные-админи-стративисты страны и практические работники прежде всего из органов внутренних дел обсуждают актуальные проблемы совершенствования

административного и административно-процессуального законодательства и правоприменительной практики по его реализации, обратил внимание на востребованность научного наследия Юрия Ефремовича Аврутина, о чём свидетельствует такой инструмент наукометрии, как Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), встроенный в научную электронную библиотеку «eLibraru.ru», поблагодарил всех, кто принял участие в подготовке материалов сборника конференции и особенно участников пленарного заседания из России и зарубежных стран.

В пленарном заседании конференции очно приняли участие руководители, профессорско-преподавательский состав, докторанты, адъюнкты и аспиранты кафедр административно-правовых дисциплин из ведущих образовательных организаций и научные сотрудники из научно-исследовательских учреждений страны и системы МВД России: Института государства и права Российской академии наук (С. В. запольский, В. М. Редкоус), Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (А. В. Калмыкова); Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА) (Б. В. Россинский, С. а. Старостин, Е. а. Лебедева, а. В. Сладкова, н. н. Бакурова), Воронежского государственного университета (Ю. н. Старилов), Российского государственного университета правосудия (А. и. Стахов), Казанского филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

(Д. Б. Миннигулова), Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (В. П. Уманская), Всероссийского государственного университета юстиции (о. В. Чумакова), Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского (А. В. Мартынов, В. В. Черников, М. Д. Прилу-ков, Е. В. Ширеева) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (о. В. Греч-кина), Южно-Уральского государственного университета (Э. Л. Лещина, а. а. Шмидт), Оренбургского государственного университета (Л. и. носенко), Саратовской государственной юридической академии (Ю. н. Мильшин), Академии управления МВД России, г. Москва (А. М. Кононов), Московского университета МВД России им. В. Я. Кикотя (Ю. и. Попугаев), Омской академии МВД России (о. и. Бекетов, М. А. Бучакова), Сибирского юридического института МВД России, г. Красноярск (н. н. Цуканов, П. Ю. овсянников, и. В. Ку-дашова, н. А. Дудина, М. В. Куцкель), Восточно-Сибирского института МВД России, г. Иркутск (е. Г. Усов), Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина (о. А. Дизер, А. н. Александров, С. н. Кота-рев), Научно-исследовательского института ФСИН России (Л. В. Павлова, А. С. Дугенец).

В режиме видеоконференцсвязи на пленарном заседании выступили зарубежные участники из Академии МВД Республики Узбекистан (С. Т. Ахмедова), Академии МВД Республики Беларусь (Д. В. Гвоздев), Костанайской академии МВД Республики Казахстан имени Шрак-бека Кабылбаева (А. С. Смышляев, С. В. Корнейчук), российский участник из Российского государственного университета правосудия (В. А. зюзин).

К началу работы конференции были изданы в электронном виде на СБ-диске её материалы [1], включающие тезисы 152 докладов и научных сообщений, в подготовке которых приняли участие 166 авторов из 49 научных и образовательных организаций, в том числе, 8 авторов из четырёх зарубежных государств (Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Узбекистан, Азербайджанской Республики), 23 доктора юридических наук, 89 кандидатов юридических наук, 8 сотрудников практических органов внутренних дел Российской Федерации.

Доклады и научные сообщения сгруппированы в четыре логико-тематических раздела и охватывают широкий спектр актуальных проблем современного состояния и перспектив развития административно-правового регулирования в различных сферах публичного управления, совершенствования административно-правовых (материальных и процессуальных) средств обеспечения прав и законных интересов субъектов административно-правовых отношений, укрепления правопорядка и законности, противодействия административной деликтности.

Ниже представлено краткое содержание отдельных докладов и выступлений, прозвучавших на пленарном заседании, а также тезисов выступлений, включённых в сборник материалов конференции.

А. П. Шергин, главный научный сотрудник ФГКУ «Внии МВД России», доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, в своём докладе на тему «Административное право - материнская отрасль российского права» [2], обращаясь к творческому наследию доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Юрия Ефремовича Аврутина, подчеркнул, что роль Ю. Е. Аврутина предопределена не только большим вкладом учёного в науку административного права, но и особым его отношением к формированию, развитию и перспективам этой отрасли российского права. Он по праву был и остаётся преданным рыцарем административного права, последовательно отстаивавшим его приоритетную роль в отечественной правовой системе. Эту роль Юрий Ефремович видел в том, что «ведущей социальной ценностью, воспроизводство, охрана и защита которой должна обеспечиваться посредством государственного управления, является конституционное право человека на достойную жизнь (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ)» [3, с. 661]. Причём не имитация управления, а реальное достижение этой стратегической цели, по мнению учёного, должно быть мерилом эффективности государственного управления. Эти суждения в полной мере можно отнести и к административному праву, нормы которого формируют модель организации и деятельности государственного управления. Свои задачи оно осуществляет в рамках действующей системы права, взаимодействуя с другими отраслями права. Поэтому важно определить не только собственно предметную сущность административного права, но и исследовать его роль в общей правовой системе.

В докладе А. П. Шергина рассмотрены тенденции современного отраслеобразования и роль материнских отраслей права в формировании новых правовых образований, выявлена роль административного права в выполнении этой функции. Исходной гипотезой исследования является утверждение, что наряду с регулированием управленческих отношений административное право выполняет функцию материнской отрасли российского права, реализация которой приводит к возникновению новых отраслей российского права. Основное внимание уделено двум проблемам - предпосылки материнской функции рассматриваемой отрасли права и механизм её осуществления.

Предпосылки формирования материнского статуса административного права лежат в самой сути этой отрасли права, её ведущей роли в общей системе российского права, взаимодействии с другими отраслями права. К ним отнесены: объективная организационная потребность, определяющая назначение и сущность административного права; концентрация

административно-правовых норм, регулирующих крупные блоки общественных отношений, в виде институтов, подотраслей права, которые могут в последующем развитии обретать статус самостоятельных отраслей права; доминирование в административном праве императивного метода, который вносит в механизм административно-правового регулирования большую определённость в отношениях субъектов и необходимую жёсткость; наличие самой обширной нормативной базы в виде законов и подзаконных актов обеспечивает легитимность административного права, его устойчивость и условия последующего развития, включающего и воспроизводство других самостоятельных правовых образований. Важную роль в подготовке нормативных предпосылок для формирования дочерних отраслей играет систематизация норм, регулирующих новые общественные отношения.

Исследование механизма реализации рассматриваемой функции административного права предполагает выделение парной по отношению к материнской категории - дочерней отрасли права, нормы которой формировались и развивались в рамках материнской отрасли права и из которой она отпочковалась Такое новое правовое образование должно отвечать двум требованиям: быть результатом развития материнской отрасли и обладать признаками самостоятельной отрасли права. Обращено внимание на то, что среди учёных нет единой позиции по формированию новых отраслей российского права. Если признание наличия материнских отраслей права практически не подвергается сомнению, то вопросы расширения действующей системы права, критерии отраслеобразования являются предметом многолетних дискуссий, в ходе которых тенденция увеличения количества отраслей права оценивается неоднозначно. Динамизм современных общественных процессов обусловливает дальнейшую дифференциацию отраслей российского права, появление новых обособленных правовых образований. Поэтому поиск критериев выделения самостоятельных отраслей права остаётся востребованной задачей юридической науки.

Большой интерес вызвал доклад В. В. Черникова, профессора кафедры административного и финансового права нижегородского государственного университета им. н. и. Лобачевского, советника компании «КонсультантПлюс» доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста РФ. Свой доклад он посвятил вкладу профессора Ю. Е. Аврутина в разработку системы гарантий прав человека в законодательстве о полиции и направлениям её дальнейшего развития. По оценке В. В. Черникова, величие и уникальность профессора Ю. Е. Аврутина как учёного состоит в том числе в его причастности к творению законодательной базы полицейской деятельности. Будучи членом рабочей группы по подготовке проекта федерального закона «О полиции», он конструировал конкретные нормы-

гарантии, которые затем были восприняты законодателем.

Анализ действующей системы гарантий соблюдения прав человека в полицейском праве, проведённый В. В. Черниковым в развитие творческого наследия Ю. Е. Аврутина, позволил ему сформулировать несколько выводов о состоянии этой системы и её качестве. Первый: полицейское законодательство содержит довольно широкий круг гарантий прав человека. В законе о полиции они представлены палитрой самых разнообразных правовых средств: гарантии-принципы, гарантии-обязанности, гарантии-запреты, гарантии-ограничения, гарантии-стимулы, гарантии-санкции, гарантии-дозволения и другие. В этом большая заслуга профессора Ю. Е. Аврутина. Именно благодаря ему и профессору Ю. П. Соловью в Законе появились формулировки данных норм. И эта система сдержек позволяет строить полицейские отношения на основе уважения человека, соблюдения его прав. Профессор В. В. Черников привёл данные о том, что только благодаря ведомственному и судебному контролю в 2021 году отменено более 834 тыс. протоколов об административных правонарушениях.

Но, по мнению докладчика, система сдер-жек полицейского усмотрения небезупречна, она далека от законченности. Существует много пробелов. Так, в КоАП РФ чётко не прописаны основания и процедуры признания лица потерпевшим, содержатся неясности в вопросе допуска адвокатов к задержанному лицу, не предусмотрена активная роль прокурора и защитника как гарантов прав человека на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, отсутствует ряд других норм-гарантий. На взгляд докладчика, не всегда эффективны действующие механизмы реализации гарантий прав человека в полицейской работе. К сожалению, такой упрек можно адресовать даже конституционным гарантиям. Так, по сути человек мало защищён от полицейской пытки. И только совсем недавно в Государственную Думу внесён соответствующий законопроект о введении в УК РФ специального состава преступления. В своём выступлении профессор В. В. Черников признал, и это следующий его вывод, что законодатель запаздывает в настройке системы гарантий в связи с появлением у полиции новых полномочий. В качестве примера назван Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 424-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции»», который обоснованно предоставил полиции право вскрытия транспортных средств, но не обозначил ни одной гарантии для предотвращения субъективного усмотрения полицейских в осуществлении таких действий. Ещё один вывод докладчика созвучен выводу профессора Ю. Е. Аврутина, высказанному 10 лет назад: необходима постоянная конституционализация правового регулирования деятельности полиции. По оценке докладчика, такой доктринальный, научный, законодательный и практический поиск особенно

важен в сегодняшней действительности, когда роль полицейского начала в обеспечении внутренней безопасности страны в силу ряда известных обстоятельств будет усиливаться.

С. Т. Ахмедова, профессор кафедры административного права Академии МВД Республики Узбекистан, доктор юридических наук, профессор своё выступление посвятила вопросу совершенствования административного законодательства Республики Узбекистан [4]. Она отметила, что в последние годы в стране проводятся широкомасштабные реформы во всех сферах жизнедеятельности людей. Глубокие изменения в экономической, социально-правовой сфере, обновление всей системы текущего законодательства во всех областях, равно как и введение совершенно нового механизма деятельности государственных органов и их взаимодействия с общественными структурами путём повышения активной и созидательной роли органов самоуправления непосредственным образом отразились и на особенностях нормативного содержания административного законодательства.

Совершенствуется административное законодательство, дополняются и изменяются нормы Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности, утверждённого Законом Республики Узбекистан от 22 сентября 1994 г. № 2015-Х11.

Только за последние месяцы, например, в соответствии с законами о внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности расширены составы административных правонарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, в частности, за правонарушения, зафиксированные Единой автоматизированной информационной системой Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, а также за совершение некоторых правонарушений в транспортной, финансовой и других сферах. Новыми нормами расширены административно -юрисдикционные полномочия органов внутренних дел по отдельным правонарушениям, наделены таковыми полномочиями пограничные войска Службы государственной безопасности Республики Узбекистан и др.

О совершенствовании административного законодательства нашей страны также свидетельствует и введение института примирения по делам об административных правонарушениях. Президентом Республики Узбекистан Ш. Мир-зиёевым 4 октября 2021 г. подписан Закон Республики Узбекистан «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности», в соответствии с нормами которого впервые в судебной практике Узбекистана по делам об административных правонарушениях введён институт примирения.

Отметим, что судебный институт примирения по уголовным делам в Узбекистане был внедрён Законом Республики Узбекистан от 29 августа 2001 года и уже полностью испытан

судебной практикой, что явилось эффективным средством в либерализации уголовно-правовых отношений.

Теперь с января текущего года по 12 видам административных правонарушений (таким как клевета, оскорбление и др.), предусмотренных Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности, применяется институт примирения.

В истории государства подобное использовалось в разбирательстве между правонарушителем и потерпевшим, например, в мусульманском праве примирительные вопросы решались так: если лицо, совершившее преступление, выплатило (жертве) соответствующую сумму возмещения ущерба (товон тулаш), потерпевшая сторона имела право просить от суда освобождения виновного от наказания [5].

Давние и благородные ценности узбекского народа, основанные на принципах гуманизма, отражены в национальном законодательстве республики, институт примирения в законодательстве Узбекистана является ярко выражающим эти ценности.

А. С. Смышляев, начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел Костанайской академии МВД Республики Казахстан, доктор философии (PhD) в своём выступлении на тему «О некоторых вопросах совершенствования административного законодательства Республики Казахстан в сфере противодействия коррупции» [6] отметил, что в 2021 году Антикоррупционной службой Республики Казахстан был выработан ряд инициатив, направленных на совершенствование отдельных норм Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - КРКоАП), предусматривающих юридическую ответственность за коррупцию.

Первая инициатива коснулась расширения перечня субъектов административных коррупционных правонарушений, предусмотренных статьями 680, 681 КРКоАП и включения в него субъектов квазигосударственного сектора. Данное предложение, безусловно, было поддержано автором, поскольку оно способствует неотвратимости наказания за совершенное правонарушение и защите интересов государства.

Вторая инициатива предусмотрела установление административной ответственности лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, приравненных к ним лиц, должностных лиц, а также лиц, являющихся кандидатами, уполномоченными на выполнение указанных функций, за непринятие и (или несоблюдение) антикоррупционных ограничений, а также непринятие мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

На наш взгляд, такой подход является нецелесообразным, поскольку в отношении вышеуказанных субъектов в настоящее время применяется дисциплинарная ответственность. К примеру, в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона Республики Казахстан (далее - РК) «О противодействии коррупции» непринятие

антикоррупционных ограничений данными лицами влечёт отказ в приёме на должность либо увольнение с должности (освобождение от должности), а их несоблюдение в случаях отсутствия признаков уголовно наказуемого деяния и административного правонарушения является основанием для прекращения ими государственной службы или иной соответствующей деятельности.

Третья инициатива коснулась установления административной ответственности рассматриваемых субъектов за несообщение о готовящемся, совершаемом или совершённом коррупционном правонарушении, а также непринятие или принятие недостаточных мер по поступившему сообщению о коррупционном правонарушении в соответствии с законами Республики Казахстан.

Данная позиция не поддерживается автором, так как статьёй 24 Закона РК «О противодействии коррупции» уже предусмотрена обязанность вышеуказанных лиц по сообщению в уполномоченные государственные органы информации об известных им фактах коррупционных правонарушений. Соответственно, за нарушение данной нормы закона в отношении виновных лиц применяется дисциплинарная ответственность. Такой механизм вполне соответствует соразмерности наказания, а также обеспечивает на должном уровне профилактику коррупционных правонарушений.

В связи с этим нет необходимости в установлении административной ответственности за рассматриваемые дисциплинарные проступки.

Четвертая инициатива предполагает установление административной ответственности руководителей государственных органов за допущение дальнейшей работы лиц, ранее совершивших коррупционные преступления.

Данная позиция также не поддерживается автором, поскольку формулировка «а также допущение их дальнейшей работы» является не совсем удачной. Конечно, такая правовая регламентация позволит увеличить срок давности привлечения лица к административной ответственности, так как придаёт данному правонарушению длящийся характер ввиду длительного невыполнения руководителем обязанности по установлению и увольнению лиц, ранее совершивших коррупционные преступления.

Однако в дальнейшей практике могут возникать проблемы, связанные с установлением вины руководителя в совершении правонарушения. Объясняется это тем, что виновными в таком случае могут являться подчинённые ему сотрудники (руководители низшего звена, работники кадровых подразделений), которые будут умышленно скрывать данную информацию от руководителя организации, либо не установят её ввиду бездействия.

Поэтому вполне достаточно в таких ситуациях ограничиваться применением дисциплинарной ответственности к руководителю за ненадлежащее выполнение служебных обязан-

ностей, вплоть до освобождения от занимаемой должности.

Таким образом, по итогам проведённого анализа вышеизложенных инициатив автором предлагается следующее:

- включить в диспозиции статей 680, 681 КРКоАП формулировку «субъекты квазигосударственного сектора»;

- ограничиться действующим механизмом привлечения к дисциплинарной ответственности уполномоченных должностных лиц за совершение вышеуказанных видов противоправных деяний:

- предусмотреть более точную регламентацию административной ответственности за укрытие административного коррупционного правонарушения, исключив при этом применение статьи 680 КРКоАП.

А. и. Каплунов, профессор кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, в своём выступлении «О правовой природе и процессуальных формах административного процесса», опираясь на научное наследие В. Д. Сорокина и Ю. Е. Авру-тина, обратил внимание, что методология исследования природы процессуальной деятельности должна базироваться на анализе не только отраслевого предмета правового регулирования, но и трёх типов единого метода материально-правового регулирования (гражданско-правового, административно-правового и уголовно-правового), каналами реализации которых являются разновидности юридического процесса в форме гражданского, административного и уголовного процессов, в основе которых лежит состязательный или следственный тип юрисдикционного процесса либо правонадели-тельный тип юридического процесса.

Согласно национальной доктрине административного процесса, его правовая природа как вида юридического процесса на отраслевом уровне обусловлена тем, что он является каналом реализации административно-правового типа регулирования общественных отношений в сфере государственного управления, в котором доминирует предписание (обязанность, функциональная обязанность). Административный процесс обеспечивает исполнение субъектом государственного управления (органами исполнительной власти и их должностными лицами) возложенных на него обязанностей и включает процессуальные формы реализации предписаний, т.е. порядка принятия субъектом государственного управления при исполнении возложенных обязанностей властных решений (властных велений), обязательных для объекта государственного управления. Данный вид процессуальной деятельности регламентируется административно-процессуальным законодательством, речь о котором идёт в пункте «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.

Административный процесс, осуществляемый субъектом публичного управления, вклю-

чает административные производства, которые могут быть сгруппированы в зависимости от специфики реализации на отраслевом уровне основных типов материально-правового регулирования административно-правовых отношений, т.е. в зависимости от их правовой природы.

Так, административно-процессуальной формой исполнения возложенных на органы исполнительной власти обязанностей в рамках нормотворческой деятельности являются правотворческие производства. Административно-процессуальными формами позитивного правоприменения, обеспечивающими реализацию дозволений, являются правонаделительные (сервисные) административные производства. Правоохранительная деятельность органов исполнительной власти, обеспечивающая соблюдение запретов, включает юрисдикционные административные производства, направленные на применение наказаний (взысканий).

В свою очередь процессуальная природа так называемого «административного» судопроизводства также обусловлена не предметом, а методом правового регулирования, представленным гражданско-правовым типом регулирования общественных, реализующийся через состязательный тип юрисдикционного юридического процесса, который по своей природе является гражданским процессом. Следовательно, о процессуальном законодательстве, регламентирующем данный вид судопроизводства, речь идёт в п. «о» ст. 72 Конституции Российской Федерации.

Нельзя не заметить, что с момента закрепления в Конституции РФ политико-правового решения о создании административного судопроизводства происходит последовательное и настойчивое наступление на нашу отечественную административно-процессуальную доктрину и предпринимаются попытки её трансформировать, а точнее, подогнать под западноевропейские взгляды (подходы), и уже началась модернизация процессуального законодательства под западноевропейские стандарты, в основе которой лежит внешняя идейно-ценностная экспансия и игнорирование мнения подавляющего большинства отечественных цивилистов и административистов о процессуальной природе административного судопроизводства. Начинаешь задумываться, насколько такого рода вектор теоретико-правового совершенствования нашей отечественной административно-процессуальной доктрины, а по сути отказ от неё, соответствует национальным интересам Российской Федерации [7].

Представители нашей научно-педагогической школы не рассматривают существующие зарубежные подходы к пониманию и содержанию административного процесса, а также самой идеи «административного судопроизводства» и его процессуальной идентификации как единственно правильные. Закреплённая КАС РФ модель административного судопроизводства является одной из возможных и очень неудачных, не более того. В современных условиях

защита нашего «научного суверенитета» становится все более актуальной.

о. В. Гречкина, профессор кафедры административного и информационного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, в своем выступлении «О подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях» отметила, что действующее административно-деликтное законодательство формирует комплекс материальных и процессуальных норм о системе органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, и составляет правовую основу института субъектов административной юрисдикции.

Нормы КоАП РФ о процессуальной компетенции субъектов административной юрисдикции, определяющие предметную подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях, содержательно определяют множественность субъектов административной юрисдикции. Это судьи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, федеральные органы исполнительной власти.

Рассуждая об условиях и порядке рассмотрения дел, Ю. Е. Аврутин под процессуальной формой советует понимать «только судебный порядок рассмотрения дел, вытекающих из административных и иных публичных отношений», само производство предлагает рассматривать как «процедурно-процессуальную форму реализации административной ответственности государственными органами и судами» [8, с. 23] Очевидно, что современные тенденции развития законодательства об административных правонарушениях свидетельствуют об усилении роли судов в качестве субъектов административной юрисдикции. При этом значительное расширение роли судей в сфере административной юрисдикции детерминировано не только исключительной компетенцией по применению практически всех видов наказаний, но и расширением возможности передачи в юрисдикцию судей большинства административных правонарушений, предусматривающих наказание в виде предупреждения и административного штрафа [9, с. 49].

Существуют предложения о переориентации процессуальной части нового Кодекса на передачу полномочий по применению наказаний административным органам во внесудебном порядке и формировании новой системы административных наказаний, которые правомочны будут назначать административные органы или специально созданные администра-тивно-юрисдикционные органы.

Несомненно, реформировать действующее законодательство необходимо, но делать надо обдуманно и последовательно. Во-первых, действительно, рассмотрение отдельных категорий дел передать в подведомственность административных органов. Во-вторых, немаловажным

условием для разрешения данной проблемы является расширение возможностей применения наказания в виде предупреждения, которое могут также назначать административные органы. В-третьих, в целях оптимизации процессуальной деятельности судебных органов предусмотреть расширение пределов подведомственности дел об административных правонарушениях мировым судьям, а пересмотр судебных решений мировых судей по делам об административных правонарушениях - сохранить за районными судами.

Внесение в Кодекс изменений должно быть обдуманным, последовательным устранением рудиментов предыдущего нормативного регулирования, что в результате позволит снизить загруженность судей при рассмотрении дел определённых категорий, передать их в юрисдикцию административных органов и в то же время сохранить гарантии последующего судебного контроля как способа защиты нарушенных прав граждан и юридических лиц.

н. н. Цуканов, заместитель начальника Сибирского юридического института МВД России по научной работе, доктор юридических наук, доцент, в своём выступлении вёл речь об опыте совместной работы с Юрием Ефремовичем Аврутиным в составе рабочей группы МВД России над проектом федерального закона «О полиции» в 2010 году [10]. Докладчиком отмечена удивительная работоспособность Юрия Ефремовича, его готовность к изнурительному творческому поиску, умение чувствовать, фиксировать, очень точно передавать тонкое, почти незаметное, но важное, незаменимое в научно-правовом смысле. Было отмечено, что все эти качества, умноженные на привычку Юрия Ефремовича смотреть на проблему гораздо шире и глубже, чем это, как правило, делается в современной научной литературе, существенным образом повлияли и на ход работы всей рабочей группы, и в целом на текст итогового Федерального закона от 8 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции».

По прошествии одиннадцатилетнего периода применения очевидно, что указанный документ не является идеальным. Нет сомнений, что формулировки многих положений, регламентирующих права и обязанности полиции, не отражают многообразия практических ситуаций, связанных с их реализацией. Хотя вряд ли при регулировании столь широкого перечня весьма специфических общественных отношений идеальный закон вообще возможен, в том числе и потому, что законодатель обязан соблюдать и разумную долю осторожности. В реальной жизни, казалось бы, перспективные с научной точки зрения формулировки нередко преломляются в правоприменительной среде ис учётом её особенностей и условий в определённых ситуациях могут иметь эффект, существенно отличающийся от запланированного, иногда - диаметрально противоположный.

Разработчиками законопроекта (и эта идея была поддержана Юрием Ефремовичем) была

предпринята попытка систематизировать перечень оснований применения отдельных мер принуждения. Ярким примером служит статья 14 Закона о полиции в части оснований задержания, применяемого полицией. Такой подход в целом полезен, поскольку способствует формированию у правоприменителя привычки шире смотреть на предоставленный ему нормативный инструментарий. Однако имеется и оборотная сторона, поскольку даже в этой части было бы неправильно рассматривать Закон о полиции в качестве усечённой версии полицейского кодекса. Это могло бы привести к правоприменительным ошибкам, так как во многих случаях в текст включены нормы-напоминания, лишь ориентирующие правоприменителя, но не предоставляющие ему дополнительных возможностей, например, п. 1, 5 ч. 1 ст. 14 Закона о полиции. Важно помнить и то, что отдельные положения Закона о полиции могут быть недостаточно согласованы с иными нормативными правовыми актами. Например, в ст. 15, 15.1 Закона о полиции прямо говорится об открытом характере закреплённого перечня оснований, и если не принимать это во внимание, неизбежно возникают сложности с толкованием ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Тем не менее Закон о полиции - документ, позволяющий вполне эффективно решать множество проблемных вопросов. Докладчик на собственном опыте убедился в этом в период прохождения службы в органах Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, сотрудники которой не имели аналогичного нормативного правового акта. В результате многие вопросы, привычно решаемые сотрудниками органов внутренних дел, в деятельности подразделений наркоконтроля вовсе не имели надлежащего нормативного решения. И важнейшую роль в создании этого документа сыграл именно Юрий Ефремович Аврутин.

«Нет сомнений, - отметил Н. Н. Цуканов, - уже сама возможность общения и тем более совместной работы с таким замечательным, талантливым учёным, каким был Юрий Ефремович Аврутин, - большая жизненная удача. Я был знаком с Юрием Ефремовичем - мне повезло»!

и. Ф. Амельчаков, начальник Белгородского юридического института МВД России имени и. Д. Путилина, кандидат юридических наук, доцент; о. А. Дизер, заместитель начальника того же института, доктор юридических наук, доцент, в тезисах своего выступления на тему «Совершенствование административно-правовой защиты государственной безопасности» отметили, что происходящие в последние годы в мире преобразования позволяют заново оценить роль государства в обеспечении безопасности от внешних угроз. К числу основных угроз национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере отнесён ряд факторов, среди которых возмож-

ность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов, возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств. При этом государственная и общественная безопасность выступает одним из стратегических национальных приоритетов обеспечения и защиты национальных интересов. Важным средством их защиты выступает наличие отвечающего современным реалиям комплекса правовых мер, в том числе и административно-правовых. От их своевременного принятия и закрепления в свою очередь напрямую зависят вопросы охраны признаваемых в обществе ценностей и обеспечения прав и свобод отдельных граждан Российской Федерации.

Авторы полагают, что именно реализации вышеуказанных стратегических национальных приоритетов призваны служить нормы, дополнившие КоАП РФ в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2022 г. № 31-Ф3 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Указанным нормативным правовым актом КоАП РФ дополнен рядом норм, предусматривающих административную ответственность, в том числе и за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооружённых сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности (ст. 20.3.3).

Целью принятия указанного нормативного правового акта следует считать укрепление авторитета российского государства в лице органов публичной власти (в данном случае Вооружённых сил Российской Федерации) посредством введения административной ответственности за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооружённых сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности.

Административная ответственность по ст. 20.3.3 КоАП РФ за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооружённых сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности имеет определённые особенности.

К числу таковых можно отнести конструкцию объективной стороны состава правонарушения.

Применительно к рассматриваемому составу дискредитацию можно рассматривать как подрыв доверия - умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа и доверия к Вооружённым силам Российской Федерации и их использованию в целях защиты интересов Российской Федерации и её

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

граждан, поддержания международного мира и безопасности.

К публичным действиям можно отнести, в частности, инициативную демонстрацию в общественных местах средств наглядной агитации (плакатов и транспарантов), содержащих лозунги различного характера, участие в публичных мероприятиях в том числе с вышеуказанными средствами, дача интервью средствам массовой информации, в том числе иностранным. Публичные действия, направленные на дискредитацию, в большинстве выявленных фактов совершения правонарушений по ст. 20.3.3 КоАП РФ выражались, как правило, в форме одиночных пикетов1.

Призывы при этом могут распространяться любым способом (устно, письменно с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационной сети, включая сеть интернет). Главным критерием в данном случае является публичность.

Закрепление рассмотренных норм в административном законодательстве, как представляется, является актуальной, необходимой и своевременной мерой, преследующей главным образом цели реализации государственного курса на минимизацию ущерба национальным интересам Российской Федерации от внешних угроз.

С. В. Воронкова, старший научный сотрудник научно-исследовательского института промышленной и морской медицины ФМБА России, кандидат юридических наук, и Р. Ю. Аврутин, заместитель начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, в тезисах своего выступления «Эволюция государственного управления в России (по материалам диссертаций, подготовленных под научным руководством профессора Ю. Е. Аврутина)» представили анализ диссертаций (27 кандидатских и 1 докторской), подготовленных под научным руководством (консультированием) Юрия Ефремовича Аврутина [11].

Конечно же, каждая успешно защищённая диссертация как научное исследование отражает прежде всего авторскую позицию. Однако вклад научного руководителя в состоятельность работы бесспорен и ещё в большей степени раскрывает его талант и фундаментальность в выражении разносторонних научных интересов, большом вкладе в развитие юридической науки и подготовку научных кадров. Не умаляя личного вклада самих диссертантов, невозможно не восхищаться широтой кругозора и гениальностью их научного руководителя. Будучи неза-

1 Житель Башкирии оштрафован на 40 тыс. рублей за дискредитацию ВС России [Электронный ресурс] // Сайт «Интерфакс». - 2022. - 9 марта. - Режим доступа: ЬАрт// www.interfax.ru/russia/827204 (дата обращения 17 марта 2022 г.)

урядным человеком, Юрий Ефремович являлся дальновидным учёным. Именно поэтому научные положения его многочисленных учеников представляют безусловный интерес и крайне актуальны сегодня. Кроме того, эти исследования посвящены важнейшим вопросам совершенствования государственного управления в России не только в разрезе публично-правовой науки, но также охватывают значимые области истории и теории права и государства, во многом носят востребованный сегодня междисциплинарный характер.

С большим интересом мы узнали, что практически четвертая часть диссертаций, подготовленных под научным руководством профессора Ю. Е. Аврутина, подготовлена по научной специальности 12.00.01 - теория права и государства, история права и государства, история политических и правовых учений. В период 2000-2006 гг. соискателями проведены теоретико-правовые и сравнительно-правовые исследования по вопросам правового регулирования и соотношения государственной и земской власти Х1Х-ХХ вв., политико-территориальному устройству в процессе формирования российской государственности, легитимации публичной политической власти, генезиса охранительных правоотношений (в том числе в сфере обеспечения информационной безопасности).

С позиций конституционно-правового регулирования (специальность 12.00.02) область научных интересов Юрия Ефремовича и соискателей на рубеже 2004-2012 гг. определяют вопросы правоустановительной деятельности органов государственной власти, гарантирован-ность реализации новой конституционной модели российской экономики, деятельность иностранных инвесторов в Российской Федерации, противодействие конфликтам в сфере экономической деятельности.

Следует отметить фундаментальный подход при изучении социально значимых сфер деятельности общества и государства в диссертационных работах 2002-2015 гг., подготовленных в соответствии с паспортом научной специальности 12.00.14. Здесь необходимо выделить исследования правового регулирования организации контрольной и надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, изучение законодательной модели и практики применения правового режима взыскания таможенных платежей, раскрытие организационно-правовых проблем управления реформируемого здравоохранения, вопросы лицензирования и другие.

Впечатляет территориально-географический аспект выполнения и защит диссертационных работ. В частности, подготовка диссертаций осуществлялась на кафедре административного права Санкт-Петербургского университета

МВД России; кафедре административного права и кафедре теории государства и права Московского университета МВД России; кафедре государственного права Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов; кафедре теории и истории права и государства, кафедре гражданского и трудового права, кафедре административного права, кафедре административного и уголовного права Северо-Западной академии государственной службы; кафедре гражданско-правовых дисциплин Кисловодского института экономики и права; кафедре теории и истории государства и права Сыктывкарского государственного университета, Санкт-Петербургском институте повышения квалификации работников ФСИН России и других.

В разные периоды защита диссертаций проходила на заседаниях диссертационных советов Санкт-Петербургского университета МВД России, Московского университета МВД России, ВНИИ МВД России, Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, Северо-Западной академии государственной службы, Тюменского государственного университета и Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.

Особенно хочется отметить сегодняшнюю работу кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России, где долгое время работал Юрий Ефремович. Развивая сформировавшиеся подходы научно-педагогической школы административной и административно-процессуальной деятельности МВД России, профессор А. И. Каплунов и профессор В. Ю. Ухов сохраняют начатые Юрием Ефремовичем исследования и продолжают научное руководство его диссертантами. Так, например, в 2019 году в объединённом диссертационном совете, созданном при непосредственной поддержке и участии Юрия Ефремовича на базе Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского и Санкт-Петербургского университета МВД России, успешно защитил кандидатскую диссертацию ученик Ю. Е. Аврутина - А. Г. Ба-чурин - на тему «Полиция в административно-правовом механизме обеспечения правопорядка в период подготовки и проведения массовых и публичных мероприятий» при участии в научном руководстве А. И. Каплунова. Такая преемственность не только даёт возможность адъюнктам состояться как учёным, но и умножить число успешных учеников Юрия Ефремовича, способствует развитию его наследия в целом и научной школы Санкт-Петербургского университета МВД России в частности. Дело выдающегося учёного живёт, и мы ещё не раз будем обращаться как к его трудам, так и к трудам его учеников, каждый раз восхищаясь талантом профессора Ю. Е. Аврутина.

Список литературы

1. Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения) : сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, заслуженного юриста РФ Аврутина Юрия Ефремовича в связи с 75-летием со дня рождения, 25 марта 2022 года / под общ. ред. доктора юридических наук, профессора А. И. Каплу-нова; сост.: А. И. Каплунов, Н. М. Крамаренко [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. (4,98 Мб).

- Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2022. - 1 электрон. опт. диск.

2. Шергин А. П. Административное право - материнская отрасль российского права / Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения) : сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста Российской Федерации Аврутина Юрия Ефремовича в связи с 75-летием со дня рождения, Санкт-Петербург, 25 марта 2022 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2022. - С. 16-24.

3. Аврутин Ю. Е. Избранные труды. Размышления о государстве и государственной власти, законности и правопорядке, публичном управлении и административном праве - Санкт-Петербург: Юридический центр, 2017. - 720 с.

4. Ахмедова С. Т. Совершенствование административного законодательства Республики Узбекистан / Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения) : сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста Российской Федерации Аврутина Юрия Ефремовича в связи с 75-летием со дня рождения, Санкт-Петербург, 25 марта 2022 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2022. - С. 426-431.

5. Абдурасулова К. Р. Ярашилганлиги муносабати билан жиноий жавобгарликдан озод килиш институти: кечиримлилик ва багрикенгликнинг ёркин ифодаси / Хусусий айблов ва ярашув ин-ститутларини такомиллаштириш чоралари [Институт примирения: яркое выражение прощения и всепрощения // Меры по совершенствованию институтов частного обвинения и примирения].

- Ташкент: Академия МВД РУз, 2015. - С. 74-78.

6. Смышляев А. С. О некоторых вопросах совершенствования административного законодательства Республики Казахстан в сфере противодействия коррупции / Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения) : сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, посвящённой памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста Российской Федерации Аврутина Юрия Ефремовича в связи с 75-летием со дня рождения, Санкт-Петербург, 25 марта 2022 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2022. - С. 496-504.

7. Каплунов А. И. Современные подходы к пониманию административного процесса как результат и основа развития отечественного административно-процессуального законодательства // Сибирское юридическое обозрение. - 2021. - Т. 18. - № 3. - С. 261-276.

8. Аврутин Ю. Е. О соотношении административного процесса, административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях / Актуальные проблемы административного судопроизводства : материалы Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 28 ноября 2014 года / отв. ред. Ю. П. Соловей; Омская юридическая академия. - Омск: Омская юридическая академия, 2015. - С. 20-28.

9. Россинский Б. В. Окончательно ли разграничение административного судопроизводства и производства по делам об административных правонарушениях? // Журнал административного судопроизводства. - 2016. - № 1. - С. 49-51.

10. Цуканов Н. Н. Мне повезло: я был знаком с Юрием Ефремовичем Аврутиным / Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения) : сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвящённой памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста Российской Федерации Аврутина Юрия Ефремовича в связи с 75-летием со дня рождения, Санкт-Петербург, 25 марта 2022 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2022. - С. 604-607.

11. Аврутин Р. Ю., Воронкова С. В. Эволюция государственного управления в России (по материалам диссертаций, подготовленных под научным руководством профессора Ю. Е. Аврутина) / Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права (Сорокинские чтения) : сборник статей по материалам Международной научно-прак-

тической конференции, посвящённой памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста Российской Федерации Аврутина Юрия Ефремовича в связи с 75-летием со дня рождения, Санкт-Петербург, 25 марта 2022 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2022.- С. 655-668.

References

1. Aktual'nyye problemy administrativnogo i administrativno-protsessual'nogo prava (Sorokinskiye chteniya) : sbornik statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchonnoy pamyati doktora yuridicheskikh nauk, professora, zasluzhennogo deyatelya nauki RF, zasluzhennogo yurista RF Avrutina Yuriya Yefremovicha v svyazi s 75-letiyem so dnya rozh-deniya, 25 marta 2022 goda / pod obshch. red. doktora yuridicheskikh nauk, professora A. I. Kaplunova; sost.: A. I. Kaplunov, N. M. Kramarenko [Elektronnyy resurs]. - Elektron. dan. (4,98 Mb). - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii, 2022. - 1 elektron. opt. disk.

2. Shergin A. P. Administrativnoye pravo - materinskaya otrasl' rossiyskogo prava / Aktual'nyye problemy administrativnogo i administrativno-protsessual'nogo prava (Sorokinskiye chteniya) : sbornik statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchonnoy pamyati doktora yuridicheskikh nauk, professora, zasluzhennogo deyatelya nauki Rossiyskoy Federatsii, zasluzhennogo yurista Rossiyskoy Federatsii Avrutina Yuriya Yefremovicha v svyazi s 75-letiyem so dnya rozhdeniya, Sankt-Peterburg, 25 marta 2022 goda. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii, 2022. - S. 16-24.

3. Avrutin Yu. Ye. Izbrannyye trudy. Razmyshleniya o gosudarstve i gosudarstvennoy vlasti, zakonnosti i pravoporyadke, publichnom upravlenii i administrativnom prave - Sankt-Peterburg: Yuridicheskiy tsentr, 2017. - 720 s.

4. Akhmedova S. T. Sovershenstvovaniye administrativnogo zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan / Aktual'nyye problemy administrativnogo i administrativno-protsessual'nogo prava (Sorokinskiye chteniya) : sbornik statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchonnoy pamyati doktora yuridicheskikh nauk, professora, zasluzhennogo deyatelya nauki Rossiyskoy Federatsii, zasluzhennogo yurista Rossiyskoy Federatsii Avrutina Yuriya Yefremovicha v svyazi s 75-letiyem so dnya rozhdeniya, Sankt-Peterburg, 25 marta 2022 goda. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii, 2022. - S. 426-431.

5. Abdurasulova K. R. Yarashilganligi munosabati bilan zhinoiy zhavobgarlikdan ozod kilish instituti: kechirimlilik va bagrikenglikning yorkin ifodasi / Khususiy ayblov va yarashuv institutlarini takomillashtirish choralari [Institut primireniya: yarkoye vyrazheniye proshcheniya i vseproshcheniya // Mery po sovershenstvovaniyu institutov chastnogo obvineniya i primireniya]. - Tashkent: Akademiya MVD RUz, 2015. - S. 74-78.

6. Smyshlyayev A. S. O nekotorykh voprosakh sovershenstvovaniya administrativnogo zakonodatel'stva Respubliki Kazakhstan v sfere protivodeystviya korruptsii / Aktual'nyye problemy administrativnogo i administrativno-protsessual'nogo prava (Sorokinskiye chteniya) : sbornik statey po materialam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchonnoy pamyati doktora yuridicheskikh nauk, professora, zasluzhennogo deyatelya nauki Rossiyskoy Federatsii, zasluzhennogo yurista Rossiyskoy Federatsii Avrutina Yuriya Yefremovicha v svyazi s 75-letiyem so dnya rozhdeniya, Sankt-Peterburg, 25 marta 2022 goda. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii, 2022. - S. 496-504.

7. Kaplunov A. I. Sovremennyye podkhody k ponimaniyu administrativnogo protsessa kak rezul'tat i osnova razvitiya otechestvennogo administrativno-protsessual'nogo zakonodatel'stva // Sibirskoye yuridicheskoye obozreniye. - 2021. - T. 18. - № 3. - S. 261-276.

8. Avrutin Yu. Ye. O sootnoshenii administrativnogo protsessa, administrativnogo sudoproizvodstva i proizvodstva po delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh / Aktual'nyye problemy administrativnogo sudoproizvodstva : materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Omsk, 28 noyabrya 2014 goda / otv. red. Yu. P. Solovey; Omskaya yuridicheskaya akademiya. - Omsk: Omskaya yuridicheskaya akademiya, 2015. - S. 20-28.

9. Rossinskiy, B. V. Okonchatel'no li razgranicheniye administrativnogo sudoproizvodstva i proizvodstva po delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh? // Zhurnal administrativnogo sudoproizvodstva. - 2016. - № 1. - S. 49-51.

10. Tsukanov N. N. Mne povezlo: ya byl znakom s Yuriyem Yefremovichem Avrutinym / Aktual'nyye problemy administrativnogo i administrativno-protsessual'nogo prava (Sorokinskiye chteniya) : sbornik statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchonnoy pamyati doktora yuridicheskikh nauk, professora, zasluzhennogo deyatelya nauki Rossiyskoy Federatsii, zasluzhennogo yurista Rossiyskoy Federatsii Avrutina Yuriya Yefremovicha v svyazi s 75-letiyem so dnya

rozhdeniya, Sankt-Peterburg, 25 marta 2022 goda. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii, 2022. - S. 604-607.

11. Avrutin R. Yu., Voronkova S. V. Evolyutsiya gosudarstvennogo upravleniya v Rossii (po materialam dissertatsiy, podgotovlennykh pod nauchnym rukovodstvom professora Yu. Ye. Avrutina) / Aktual'nyye problemy administrativnogo i administrativno-protsessual'nogo prava (Sorokinskiye chteniya) : sbornik statey po materialam Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchonnoy pamyati doktora yuridicheskikh nauk, professora, zasluzhennogo deyatelya nauki Rossiyskoy Federatsii, zasluzhennogo yurista Rossiyskoy Federatsii Avrutina Yuriya Yefremovicha v svyazi s 75-letiyem so dnya rozhdeniya, Sankt-Peterburg, 25 marta 2022 goda. - Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet MVD Rossii, 2022. - S. 655-668.

Статья поступила в редакцию 30.03.2022; одобрена после рецензирования 12.04.2022; принята к публикации 22.04.2022.

The article was submitted March 30, 2022; approved after reviewing April 12, 2022; accepted for publication April 22, 2022.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interests.

Авторами внесён равный вклад в написание статьи.

The authors have made an equal contribution to the writing of the article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.