Научная статья на тему 'УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ЕАЭС'

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
854
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
преступления в сфере таможенного дела / законодательство государств членов ЕАЭС / сравнительно-правовой анализ / институт уголовной ответственности / уголовное законодательство.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гутиева И.Г., Манукян А.Р.

Актуальность исследования вызвана тем, что преступления в сфере таможенного дела наносят существенный ущерб государствам, поскольку одновременно затрагивают частные и публичные интересы в различных сферах жизнедеятельности общества. Распространение масштабной практики преступного поведения в указанной сфере также негативно отражается на стабильности функционирования любого государства. В данном контексте серьезное значение приобретает эффективность правового регулирования института уголовной ответственности с учетом международного таможенного сотрудничества, которая весьма активно осуществляется в настоящее время. Итогом последнего выступило создание Евразийского экономического союза, в рамках политики которого в качестве одного их основных направлений совместной деятельности государств-членов выступает борьба с преступностью различной направленности. Цель: сравнительно-правовой анализ правового регулирования уголовной ответственности за преступления в сфере таможенного дела, совершаемые в государствах членах ЕАЭС. Методология исследования: диалектический общенаучный метод познания, а также частно-научные методы: системно-структурный, логический, сравнительно-правовой и др. В результате обоснована схожесть нормотворческих подходов к определению границ уголовно наказуемых деяний. Авторы приходят к выводу о том, что выявленные национальные подходы государств членов ЕАЭС в части регламентации отдельных аспектов процесса привлечения к уголовной ответственности за преступления в сфере таможенного дела необходимо использовать для гармонизации определений противоправности указанных деяний, а также унификации составов вышеназванных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гутиева И.Г., Манукян А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ГОСУДАРСТВ – ЧЛЕНОВ ЕАЭС»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-1-206-210 NIION: 2018-0076-1/22-406 MOSURED: 77/27-023-2022-1-605

ГУТИЕВА Ирина Генриховна,

заместитель начальника кафедры ГиГПД СКИфКРУ МВД России, е-mail: mail@law-books.ru

МАНУКЯН Алинэ Романовна,

доцент кафедры ГиГПД СКИфКРУ МВД России, е-mail: mail@law-books.ru

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕАЭС

Аннотация. Актуальность исследования вызвана тем, что преступления в сфере таможенного дела наносят существенный ущерб государствам, поскольку одновременно затрагивают частные и публичные интересы в различных сферах жизнедеятельности общества. Распространение масштабной практики преступного поведения в указанной сфере также негативно отражается на стабильности функционирования любого государства. В данном контексте серьезное значение приобретает эффективность правового регулирования института уголовной ответственности с учетом международного таможенного сотрудничества, которая весьма активно осуществляется в настоящее время. Итогом последнего выступило создание Евразийского экономического союза, в рамках политики которого в качестве одного их основных направлений совместной деятельности государств-членов выступает борьба с преступностью различной направленности. Цель: сравнительно-правовой анализ правового регулирования уголовной ответственности за преступления в сфере таможенного дела, совершаемые в государствах - членах ЕАЭС. Методология исследования: диалектический общенаучный метод познания, а также частно-научные методы: системно-структурный, логический, сравнительно-правовой и др. В результате обоснована схожесть нормотворческих подходов к определению границ уголовно наказуемых деяний. Авторы приходят к выводу о том, что выявленные национальные подходы государств - членов ЕАЭС в части регламентации отдельных аспектов процесса привлечения к уголовной ответственности за преступления в сфере таможенного дела необходимо использовать для гармонизации определений противоправности указанных деяний, а также унификации составов вышеназванных преступлений.

Ключевые слова: преступления в сфере таможенного дела, законодательство государств - членов ЕАЭС, сравнительно-правовой анализ, институт уголовной ответственности, уголовное законодательство.

Annotation. The relevance of the research is caused by the fact that crimes in the field of customs cause significant damage to states, since they simultaneously affect private and public interests in various spheres of society. The spread of large-scale practice of criminal behavior in this area also negatively affects the stability of the functioning of any state. In this context, the effectiveness of the legal regulation of the institution of criminal liability, taking into account international customs coop-

GUTIEVA Irina Genrikhovna,

Deputy Head of the SiSLD Department SKIf KRU of the Ministry of Internal Affairs of Russia

MANUKYAN Aline Romanovna,

Associate Professor of the of the SiSLD Department SKIf KRU of the Ministry of Internal Affairs of Russia

CRIMINAL LIABILITY FOR CRIMES IN THE SPHERE OF CUSTOMS AFFAIRS UNDER THE LEGISLATION OF THE EAEU MEMBER STATES

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

eration, which is being very actively carried out at the present time, acquires serious significance. The latter resulted in the creation of the Eurasian Economic Union, within the framework of which one of the main areas of joint activity of the member states is the fight against crime of various kinds. Purpose: comparative legal analysis of the legal regulation of criminal liability for crimes in the field of customs, committed in the member states of the EAEU. The research methodology is dialectical general scientific method of cognition, as well as private scientific methods: system-structural, logical, comparative legal and others. As a result, it is justified the similarity of rule-making approaches to the definition of the boundaries of criminally punishable acts is substantiated. The authors conclude that the identified national approaches of the EAEU member states in terms of regulating certain aspects of the process of bringing to criminal liability for crimes in the field of customs should be used to harmonize the definitions of the illegality of these acts, as well as unify the elements of the above crimes.

Key words: crimes in the sphere of customs affairs, legislation of the EAEU member states, comparative legal analysis, institution of criminal liability, criminal legislation.

Деятельность в сфере таможенного дела характеризуется весьма широким кругом участников, для обеспечения прав и законных интересов которых действуют различные национальные и международные механизмы. В развитии таможенных взаимоотношений и эффективности их осуществления в настоящее время заинтересованы практически все регионы и постсоветское пространство в данном случае не является исключением, поскольку на его территории был создан и активно функционирует в настоящее время Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Для стабильного развития международного таможенного сотрудничества существенное значение имеет низкий уровень преступной деятельности в указанной сфере. С одной стороны, полное исключение практики совершения таможенных преступлений представляется весьма утопичным, с другой - планомерная работа с факторами, стимулирующими рост преступности в сфере таможенного дела актуальна для большинства современных государств, не только входящих в составы различных интеграционных объединений.

Вопросы эффективности уголовной ответственности в таможенной сфере весьма часто поднимаются в науке, однако, как правило, проводимые исследования затрагивают проблемы квалификации конкретных преступных деяний в отдельных государствах - членах ЕАЭС. Данный подход, безусловно, ориентирован в первую очередь на решение существующих правоприменительных проблем, однако представляется весьма фрагментарным, в связи с чем в рамках представленной научной работы видится целесообразным провести сравнительно-правовой анализ уголовной ответственности за преступления в сфере таможенного дела, предусмотренной законодательством государств - членов ЕАЭС.

С момента формирования ЕАЭС криминальная сфера внешнеэкономической деятельности

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

претерпела массу изменений. Развитие интеграционных процессов и создание единой таможенной территории влекут за собой и развитие преступной деятельности, в том числе. Совершенствуются криминальные схемы, появляются новые бизнес-структуры, затрагивающие частные и публичные интересы уже целого ряда стран, в т.ч. объединившихся в рамках международных организаций.

Обеспечение экономической безопасности каждой страны - участницы ЕАЭС приобретает более острое значение. Одним из основных способов борьбы с преступными деяниями в рамках ЕАЭС считается гармонизация национального законодательства: приведение уголовно-правовой базы к единому образу, унификация санкций за таможенные преступления, сведение криминализованных деяний к общему перечню.

Однако на сегодняшний день сложилась ситуация, когда уголовное законодательство стран - участниц ЕАЭС все еще остается национально ориентированным и допускает наличие противоречий, несмотря на общие цели, задачи и таможенное пространство.

Вследствие вышеперечисленных факторов рождаются препятствия для эффективного взаимодействия правоохранительных органов стран-участниц между собой, оперативного возбуждения уголовного дела, применения мер процессуального принуждения, реализации оперативно-розыскной деятельности и, соответственно, привлечении виновных лиц к ответственности.

Проведение сравнительного анализа внутригосударственного законодательства стран ЕАЭС в отношении объема регулирования ответственности за нарушение таможенных правил поможет выявить имеющиеся противоречия в определениях, составах преступлений и перечнях криминализованных деяний в принципе.

Для начала рассмотрим законодательство Российской Федерации. В Уголовном кодексе РФ преступления в сфере таможенного дела не выде-

лены в отдельную главу и расположены в двух разделах: разд. 8, посвященный преступлениям в сфере экономики, и разд. 9 - преступления против общественной безопасности и общественного порядка [6]. Отметим, что в уголовном законодательстве других государств - членов ЕАЭС также отмечается фрагментарное и разрозненное закрепление таможенных преступлений, во всех из них часть указанных уголовно-наказуемых деяний рассматривается в качестве преступлений в области экономической деятельности, что представляется весьма оправданным, т.к. указанное преступное поведение наносит существенный ущерб экономики государств. Встречается также и весьма оригинальное отнесение составов таможенных преступлений к определенным разновидностям преступной деятельности. Так, согласно действующему Уголовному кодексу Республики Беларусь некоторые противоправные деяния в указанной сфере рассматриваются в рамках преступлений против здоровья населения (гл. 29) [4]. Аналогичный подход встречается и в гл. 26 Уголовного кодекса Республики Армения [3].

Принятый в 2014 г. Уголовный кодекс Республики Казахстан, помимо отнесения указанных преступлений к экономической сфере, закрепляет ответственность за отдельные деяния в гл. 10 «Уголовные правонарушения против общественной безопасности и общественного порядка» [5]. На территории Кыргызской Республики с октября 2021 г. вступил в силу новый Уголовный кодекс, согласно которому отдельные противоправные деяния в таможенной сфере отнесены к преступлениям в сфере налогообложения (гл. 31) и преступлениям в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров (гл. 36) [2].

Проанализировав принадлежность уголовно-правовых норм к отдельным главам кодексов государств - членов ЕАЭС, представляется необходимым изучить существующие на национальном уровне законодательные подходы к определению уголовно-наказуемого деяния. Особенность сравнения правовых норм в данной сфере обусловлена принятием Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза, который обязал страны-участницы внести необходимые изменения в национальные законодательства и привести их к единой модели.

Иными словами, международное законодательство заранее формирует нормативно-правовое поле и предопределяет сведение законодательства стран-участниц для проведения сравни-

тельных исследований в рамках тех норм, которые имеют высокое значение для развития интеграционных процессов и их правовой оценки. Это касается не только составов преступлений в таможенной сфере, но и определения противоправности самого преступного деяния в целом.

Базисом для проведения вышеупомянутого исследования уголовно-правовых норм является сопоставление понятий преступления и его параметров, характерных для преступных деяний в таможенной сфере: категорий и соучастия.

Трактовка термина «преступление» в уголовном законодательстве государств - членов ЕАЭС схожа между собой и позволяет сделать вывод о единстве подходов законодателей в данном вопросе. Важно отметить, что законодательство Республики Казахстан, помимо термина «преступление», закрепляет еще и понятие «уголовный проступок»: в ст. 10 УК РК законодатель разграничил указанные деяния по степени общественной опасности и значительности причиненного вреда.

Таким образом, идея закрепления отдельной уголовной ответственности за менее опасные преступные деяния была реализована только в уголовном законодательстве вышеназванной Республики. Хотя история показывает, что такое понятие, как «уголовный проступок», было известно в дореволюционной России. Более того, в уголовно-правовой науке на протяжении более 50 лет не прекращаются дискуссии, предметом которых является целесообразность закрепления ответственности за подобные преступные деяния.

Далее рассмотрим категории преступлений, закрепленные в Общей части всех уголовных кодексов государств ЕАЭС. Этот элемент позволяет разграничивать преступные деяния по известному основанию - степени общественной опасности и характеру. Ему посвящены: ст. 15 УК РФ, ст. 12 УК РБ, ст. 11 УК РК, ст. 19 УК КР, ст. 19 УК РА. Указанный параметр категоризации преступления имеет крайне важное значение, т.к. именно он играет определяющую роль в решении целого ряда вопросов в рамках процесса привлечения к уголовной ответственности. Количественными и качественными показателями категорий преступления выступают: форма вины и тяжесть предусмотренного наказания.

Наиболее распространенным для государств - членов ЕАЭС является определение четырех основных категорий преступлений: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие (УК РФ, УК РК, УК РА). Схожие 4 категории, но в несколько иных формулировках фигурируют и в уголовном законодательстве Республики Беларусь и Кыргызской Республики.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

Однако среди государств-членов встречаются и те, кто более детально разграничивают категории преступлений. Наиболее развернутый перечень категорий преступлений на сегодняшний день содержится в уголовном законодательстве Республики Казахстан.

Таможенные преступления часто совершаются в форме соучастия, поэтому для полного сравнительно-правового анализа законодательства стран ЕАЭС необходимо сопоставить подход законодателей к этому вопросу. Отметим, что содержание категории «соучастие» едино в уголовных кодексах всех стран - участниц ЕАЭС и ориентируется на умышленное поведение лиц, а также их количество - два или более (ст. 32 УК РФ, ст. 16 УК РБ, ст. 27 УК РК, ст. 41 УК КР, ст. 37 УК РА). Весьма единообразными являются также перечни соучастников: исполнитель, организатор, подстрекатель и пособник.

Ответственность соучастников закреплена в отдельных статьях всех Кодексов стран ЕАЭС. Анализ законодательства в данном вопросе позволяет сделать вывод, что все государства -члены ЕАЭС имеют единый подход к определению ответственности соучастников. Главной особенностью уголовной ответственности за соучастие является регламентация эксцесса: УК РФ, УК РБ и УК КР закрепляют только эксцесс исполнителя, тогда как УК РК и УК РА - эксцесс соучастника.

В вопросе регламентации ответственности за совершение преступных деяний преступной группой УК РК снова дает более полный перечень и разграничивает десять самостоятельных образований (ст. 31). Законодательства остальных стран имеют лишь четыре вида преступных групп и относят к ним: группу лиц, группу лиц по предварительному сговору, организованную группу и преступное сообщество.

Важно отметить, что эффективное противодействие таможенным преступлениям в ЕАЭС также зависит от регламентации единообразных санкций за такие преступления. Сопоставление установленных видов наказания свидетельствует о различном подходе законодателей к этому вопросу, что в итоге способствует увеличению количества преступных деяний в анализируемой сфере в тех государствах, где наказания за них менее значительные [1, с. 101]. Подобное масштабное распространение преступного поведения на территории отдельных государств - членов ЕАЭС наносит существенный ущерб экономике данных стран, что, в итоге, негативно отражается на их функционировании в рамках союза.

Таким образом, на основании вышеизложенного следует сделать вывод о тесной связи право-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

вого регулирования ответственности за преступления в сфере таможенного дела, осуществляемого на уровне отраслевого законодательства стран - участниц ЕАЭС. Проведенное исследование законодательства позволяет оценить преобладание тождественных норм над количеством отличий, что объективно обусловлено целым рядом обстоятельств, начиная от единого исторического прошлого государств постсоветского пространства и схожести их правовых систем и заканчивая требованиями отдельных действующих международных договоров, принятых не только в рамках ЕАЭС, но и в СНГ.

Однако, несмотря на схожесть применяемых уголовно-правовых подходов, представляется целесообразным отметить отдельные существенные отличия, которые в большинстве своем проявляются в содержательном аспекте уголовно-правовых норм. В настоящее время в государствах ЕАЭС все еще применяются различные составы уголовно-наказуемых деяний, что с одной стороны объективно обусловлено спецификой развития каждой конкретной страны, а с другой -негативно отражается на эффективности борьбы с преступностью в таможенной сфере в рамках союзной территории в целом. Как отмечалось ранее, преступления в указанной области ориентированы на нарушение совершенно различных направлений жизнедеятельности общества и государства, однако данные различия, которые выражаются в закреплении в соответствующих главах и разделах уголовно-правовых норм, не представляются принципиальными. Важное значение в данном контексте имеют существенные отличия в составах преступлений и предусмотренных за их совершение наказаний.

Выявленные общие подходы стран - участниц ЕАЭС к регулированию границ преступных деяний должны быть положены в основу гармонизации определений противоправности таможенных преступлений. Наиболее перспективным в данном контексте представляется совершенствование национальных уголовных законодательств, с учетом успешной практики привлечения к ответственности за преступления в сфере таможенного дела, которая существует в отдельных государствах - членах ЕАЭС. Безусловно, абсолютно одинаковым уголовное законодательство стран -участниц ЕАЭС не может быть, однако принципиальное значение имеет закрепление справедливого и соразмерного наказания за все виды преступных деяний, распространенных в настоящее время в сфере таможенного дела, с учетом степени их тяжести и общественной опасности.

Список литературы:

[1] Лавринов В.В. Унификация уголовной ответственности за таможенные преступления в странах - членах ЕАЭС // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2020. - № 2 (117). - С. 99 -101.

[2] Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 28 октября 2021 г. № 127 // Эркин Тоо. - 2021. - № 122-133 (3301-3312).

[3] Уголовный кодекс Республики Армения от 29 апреля 2003 г. № ЗР-528 (ред. от 20.08.2021) // Официальные ведомости (вестник) Республики Армения. - 2003. - № 25 (260). - Ст. 407.

[4] Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З (с изм. и доп. по состоянию на 05.01.2022 г.) // Ведамасц Нацыянальнага сходу Рэспублш Беларусь. - 1999. - № 24. - Ст. 420.

[5] Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. № 226^ (с изм. и доп. по состоянию на 10.01.2022 г.) // Казахстанская правда. -2014. - № 132 (27753).

[6] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2021) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

Spisok 1йегаШгу:

[1] Lavrinov М итИкаауа ugolovnoj otvetst-vennosti za tamozhennye р^Шр!етуа V stranah -chlenah EAES // №ика i obrazovanie: hozyajstvo i ekonomika; р^рптт^е1^о; р^о i ир^1ете. -2020. - № 2 (117). - S. 99 - 101.

[2] Ugolovnyj kodeks Kyrgyzskoj Respubliki ot 28 оЙуаЬгуа 2021 д. № 127 // Е^п Тоо. - 2021. - № 122-133 (3301-3312).

[3] Ugolovnyj kodeks Respubliki Агтетуа ot 29 арге1уа 2003 д. № ZR-528 ot 20.08.2021) // ОА-ааГпуе vedomosti (vestnik) Respubliki Armeniya. -2003. - № 25 (260). - St. 407.

[4] Ugolovnyj kodeks Respubliki Belarus' ot 9 iyulya 1999 д. № 275^ (s izm. i dop. ро sostoyaniyu па 05.01.2022 д.) // Vedamasci Nacyyanal'naga skhodu Respubliki Belarus'. - 1999. - № 24. - St. 420.

[5] Ugolovnyj kodeks Respubliki Kazahstan ot 3 iyulya 2014 д. № 226-V ^ izm. i dop. ро sostoyaniyu па 10.01.2022 д.) // Kazahstanskaya pravda. -2014.

- № 132 (27753).

[6] идо^пу kodeks Rossijskoj Federacii ot 13 iyunya 1996 № 63^ (red. ot 30.12.2021) // SZ RF.

- 1996. - № 25. - St. 2954.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.