DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu5.2016.4.26
UDC 341 LBC 67.412
CURRENT PROBLEMS OF STRUGGLE AGAINST INTERNATIONAL TAX CRIMES IN THE NEW INTEGRATION ASSOCIATIONS
Andrey M. Nikolaev
Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation
Erdos Ch. Murzagaliev
Eurasian National University named after L.N. Gumilev, Astana, Kazakhstan
Introduction. The authors examine the contemporary issues of legal regulation of struggle against tax crimes of an international character in the Eurasian Economic Union (EEU). The article deals with the basic provisions of the criminal legislation of the member countries of the EEU and international acts and their impact on the regulation of struggle against tax crimes of international concern.
The differences and conflict rules in the legislation of the member countries of the EEU and the lack of a unified act on the EEU level leads to the appearance of new schemes of tax fraud and new ways to tax evasion to illegal VAT refunds, in the accompanying documents indicated the underestimated value of goods and products. This not only harms the budget, but violates the principle of fair competition in the market and leads to the bankruptcy of domestic enterprises. On the territory of the member countries of the EEU there is a single Customs Code.
However, the fight against evasion of tax and customs duties in the Member States differs significantly and in this connection, the authors' goal is to research current problems of struggle against tax crimes of international character in the new integration associations. Methods. The methodological basis for this study is a set of scientific methods, among which the main place is occupied by the methods of analysis and synthesis, methods of system and comparative-legal. Results. The comprehensive comparative analysis of criminal legislation of the member-countries of the Eurasian Economic Union has led to the conclusion that the fight against evasion of tax and customs payments in member States differs significantly and is not regulated by a unified legislation. Conclusions. The study suggested to implement a common approach to the determination of the amounts of the assessment of damages and the penalties for committing a tax crime but also to create a supranational criminal legislation and legislation on administrative offences. Harmonization in this area will allow the countries participating in the EEU to effectively implement a joint policy on struggle against tax crimes of an international character.
Key words: international tax crimes, EEU, tax law, legal regulation, international law, integration associations.
\D О
J УДК 341 W ББК 67.412
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С НАЛОГОВЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ
МЕЖДУНАРОДНОГО ХАРАКТЕРА В НОВЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
<
«
1
Андрей Михайлович Николаев
Российский университет дружбы народов, г. Москва, Российская Федерация
©
Ердос Чарипович Мурзагалиев
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, г. Астана, Казахстан
Введение: авторы исследуют современные проблемы правового регулирования борьбы с налоговыми преступлениями международного характера в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). В статье рассматриваются основные положения уголовного законодательства стран-участниц ЕАЭС и международных актов и их влияние на регулирование борьбы с налоговыми преступлениями международного характера.
Различия и коллизионные нормы в законодательстве стран-участниц ЕАЭС и отсутствие унифицированного акта на уровне ЕАЭС приводят к появлению новых схем налогового мошенничества и новых способов уклонения от уплаты налогов с использованием незаконного возврата НДС, в сопроводительных документах указывается заниженная стоимость товаров и продуктов. Это не только вредит бюджету, но и нарушает принцип здоровой конкуренции на рынке и приводит к банкротству отечественных предприятий. На территории стран-участниц ЕАЭС действует единый Таможенный кодекс.
Однако борьба с уклонением от уплаты налоговых и таможенных платежей в странах-участницах существенно отличается, в связи с чем авторами в работе поставлена цель исследования актуальных проблем борьбы с налоговыми преступлениями международного характера в новых интеграционных объединениях. Методы: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых основное место занимают методы анализа и синтеза, системный и сравнительно-правовой. Результаты: комплексный сравнительный анализ уголовного законодательства стран-участниц Евразийского экономического союза позволил сделать вывод, что борьба с уклонением от уплаты налоговых и таможенных платежей в странах-участницах существенно отличается и не регламентируется единым унифицированным законодательством. Выводы: в результате исследования предложено внедрить единый подход к определению сумм оценки ущерба и наказания за совершенное налоговое преступление, а также создать наднациональное уголовное законодательство и законодательство об административных правонарушениях. Унификация в данной сфере позволит странам-участницам ЕАЭС эффективно проводить совместную политику по борьбе с налоговыми преступлениями международного характера.
Ключевые слова: налоговые преступления международного характера, ЕАЭС, налоговое законодательство, правовое регулирование, международное право, интеграционные объединения.
Введение
В современных условиях распространения интеграционных процессов, интернационализации и интенсификации экономики значительно расширился круг проблем, которые требуют решения на международном уровне. Наиболее остро это затрагивает налоговую сферу, поскольку налоги определяют развитие международной торговли, движение инвестиций, осуществление международных связей.
Проблемы предотвращения уклонения от уплаты налогов в процессе осуществления международной хозяйственной деятельности различными субъектами в условиях глобализации становятся чрезвычайно актуальными, поскольку налоговые преступления уже давно вышли за пределы одного государства. В этой связи хотелось бы подробнее остановиться на проблемах борьбы с налоговыми преступлениями международного характера в новых интеграционных объединениях, в частности в Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС).
Налоговые преступления международного характера в новых интеграционных объединениях
Республика Казахстан, Российская Федерация и Республика Беларусь являются членами Евразийского экономического союза с момента начала его действия (Договор о ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 г.). 10 октября 2014 г. был подписан Договор о присоединении Республики Армении к ЕАЭС, 23 декабря 2014 г. - Договор о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС.
Несмотря на все очевидные преимущества ЕАЭС, в рамках которого обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, возникли проблемы кодификации нормативно-правовой базы ЕАЭС в сфере налогообложения, основанной на гармонизации налоговых процедур.
Создание Таможенного союза и свободного перемещения товаров в рамках ЕАЭС привело к появлению новых схем налогового мошенничества и новых способов уклонения от уплаты налогов с использованием незаконного возврата НДС, когда в сопроводительных документах указывается заниженная стоимость товаров и продуктов. Это не только вредит бюджету, но и нарушает принцип здоровой конкуренции на рынке и приводит к банкротству отечественных предприятий.
На территории стран-участниц ЕАЭС действует единый Таможенный кодекс. Однако борьба с уклонением от уплаты налоговых и таможенных платежей в странах-участницах существенно отличается.
Во всех странах-участницах ЕАЭС предусмотрена уголовная ответственность физических лиц за совершение налоговых преступлений, связанных с неуплатой налогов и (или) сборов организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами. При этом конкретные формулировки налоговых статей и описание состава криминализованных деяний, связанных с уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, в разных странах значительно различаются между собой. Так, в Российской Федерации в отдельные статьи Уголовного кодекса выделена ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (ст. 199.2), и ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1) [8].
В Уголовном кодексе Республики Казахстан содержится три статьи, посвященные ответственности за налоговые преступления: ст. 244 «Уклонение гражданина от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет», ст. 245 «Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций», ст. 246 «Незаконные действия в отношении имущества, ограниченного в распоряжении в счет налоговой задолженности налогоплательщика» [7].
Большинство стран-участниц используют следующие меры уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений: различного размера штрафы, общественные
(исправительные, принудительные) работы, арест, лишение свободы, лишение права занимать определенные должности или права заниматься определенной деятельностью. Кроме того, в Беларуси за совершение налоговых преступлений в особых случаях предусмотрена возможность конфискации имущества.
Максимальные сроки лишения свободы за совершение налоговых преступлений составляют: в Беларуси - 7 лет; в России - 6 лет; в Кыргызстане - 5 лет; в Казахстане - 10 лет.
При этом уместно отметить, что степень ответственности за совершение налоговых преступлений у большинства стран-участниц дифференцирована в зависимости от размера сокрытых налогов (сборов). В странах-участницах ЕАЭС используются две градации размера сокрытых налогов (сборов): крупный и особо крупный.
Кроме того, в Кыргызстане, Армении и России за повторное совершение налоговых преступлений предусмотрено более строгое наказание. Также более строгое наказание предусмотрено в России и Казахстане за совершение налоговых преступлений группой лиц по предварительному сговору.
Следует отметить, что в России и Казахстане предусмотрено освобождение от уголовной ответственности лица, впервые совершившего налоговое преступление, при условии полной уплаты им налогов, пеней и штрафов.
В России в выявлении и расследовании налоговых преступлений участвуют следующие органы государственной исполнительной власти: Федеральная налоговая служба, в том числе ее территориальные органы (межрайонные и межрегиональные налоговые инспекции), Министерство внутренних дел Российской Федерации в части выявления и расследования налоговых преступлений, Следственный комитет Российской Федерации в части осуществления предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, Федеральная служба по финансовому мониторингу в части направления информации и материалов в правоохранительные и налоговые органы, связанных с возможным отмыванием доходов, полученных от совершения налоговых преступлений.
В Республике Беларусь выявление налоговых преступлений осуществляют органы Комитета государственного контроля и налоговые органы, а также в этой работе принимают участие Министерство внутренних дел и Комитет государственной безопасности. Предварительное следствие по уголовным делам о налоговых преступлениях производится следователями Следственного комитета Республики Беларусь.
Основным субъектом предупреждения налоговых преступлений в Казахстане является налоговая служба.
Сведения о подозрительных финансовых операциях могут быть представлены органам уголовного преследования и следственным органам по их запросу, если финансовая операция (финансовые операции) субъектов запроса имеет связь с получением и легализацией доходов от преступной деятельности. Основания для представления такой информации предусмотрены двусторонними положениями о взаимодействии.
Международные и региональные органы и организации, осуществляющие борьбу с налоговыми преступлениями международного характера
В рамках ЕАЭС создан постоянно действующий наднациональный регулирующий орган - Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), в обязанности которой, помимо обеспечения условий функционирования и развития Евразийского экономического союза и выработки предложений в сфере интеграции в рамках этих объединений, входят и вопросы финансовой сферы, в том числе и налоговые.
Так, ЕЭК взаимодействует с рядом профильных международных организаций, таких как Международный центр по налогам и инвестициям, Межевропейская организация налоговых администраций, Международная налоговая ассоциация, Европейская конфедерация налоговых консультантов и другие.
Основным международным актом в данной сфере является Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25 января 1988 года [4]. Среди стран ЕАЭС к указанной Конвенции присоединились
Казахстан и Россия (подписаны соответствующие законы о ратификации).
Это помогает налоговым органам данных стран в осуществлении контроля за деятельностью компаний, зарегистрированных в офшорных зонах, в том числе в сборе и подготовке доказательной базы в случае выявления нарушений.
Направления развития международного законодательства по данному направлению обозначены также в Стандарте Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по автоматическому обмену информацией о счетах для налоговых целей, который был разработан также с целью борьбы с уклонением от уплаты налогов. В свою очередь совместные действия сторон и ЕЭК позволят с учетом международного опыта использовать новые механизмы взаимодействия по различным данным, касающимся налогоплательщика, в том числе посредством применения автоматического обмена информацией.
В рамках вопросов, входящих в компетенцию блока вопросов по финансовой политике и экономике Евразийской экономической комиссии, осуществляется взаимодействие с ОЭСР.
Причиной этому является изучение и возможности применения вышеназванного Стандарта, а также инициативы данной международной организации, принятые, в том числе, по результатам встреч «Группы двадцати» ^20). Инициативы ОЭСР направлены на противодействие «размыванию» налоговой базы (план BEPS) и выводу прибыли в офшорные юрисдикции, на снижение рисков, связанных с налоговым администрированием транснациональных компаний, и многое другое.
Данной международной организацией проводятся на постоянной основе форумы и конференции в сфере налоговой политики, к числу которых, например, относятся: Форум по вопросам налогового администрирования, Глобальный форум по прозрачности и обмену информацией для целей налогообложения.
Посредством налоговых ведомств сторон ЕЭК контактирует с Комитетом по налоговым вопросам ОЭСР (в том числе рабочими группами № 6 по налогообложению транснациональных компаний и № 10 по воп-
росам обмена информацией и соблюдения налогового законодательства).
Изучается также опыт Европейского союза (ЕС): ЕЭК активно взаимодействует с международными и образовательными организациями европейских стран.
Данное обстоятельство связано с тем, что в Европе выстроена соответствующая правовая система (налоговое право), которая отражает действительные интеграционные процессы, в том числе относительно гармонизации законодательства для устранения налоговых барьеров на внутреннем рынке.
В данном случае имеется в виду совокупность правовых норм отдельных положений Договора о Европейском союзе (как первичное право), а также актов институтов Европейского союза, принятых в рамках их компетенции и полномочий (как вторичное право), а также практика Суда Европейского союза.
Кроме того, в ЕС особое внимание уделяется вопросам выработки новых принципов и механизмов устранения двойного налогообложения, налогового контроля за трансфертным ценообразованием, а также вопросам обеспечения борьбы с налоговыми правонарушениями.
Вместе с тем, как отмечает Е.Е. Вели-кова, применение договоров об обмене информацией, их наличие и реализация на практике в странах-участницах ЕАЭС подразумевают, что существуют некоторые вопросы [5]:
1. Проблемы обмена информацией в рамках соглашений государств-участников ЕАЭС об избежании двойного налогообложения:
- основания и порядок обмена информацией в юрисдикции согласно двусторонним договорам;
- порядок проведения одновременных налоговых проверок;
- возможность ограничений на предоставление информации по запросу;
- вопрос создания и эффективного функционирования Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли (ИИСВВТ), действующей в государствах-членах ЕАЭС.
2. Недобросовестная налоговая конкуренция и методы борьбы с ней: рекомендации ОЭСР и Организации Объединенных Наций
(ООН) в контексте реализации принципа транспарентности и обмена информацией.
Более того, нет сомнений в том, что создание единого экономического пространства в рамках ЕАЭС будет использовано преступными сообществами для создания трансграничных схем извлечения криминальных доходов, подобно тому как в ЕС во все возрастающих масштабах происходит расширение НДС-мошенничеств.
Договором о ЕАЭС пока не предусмотрен специальный правовой режим налогообложения добавленной стоимости для государств-членов. Но поскольку имеются многочисленные коллизии в национальных нормах налогового законодательства, то совершенно очевидно, что участникам ЕАЭС предстоит предпринять ряд конкретных действий:
- определить компетенцию ЕАЭС в сфере организации согласованной политики в налогообложении добавленной стоимости;
- разработать свод налогово-правовых установлений по налогообложению добавленной стоимости в ЕАЭС, предусматривающих поэтапную гармонизацию национальных правил с целью полной унификации элементов и процедур НДС;
- создать специальный орган ЕАЭС для практической реализации и координации НДС-политики.
Для обеспечения процесса сближения налогового законодательства в ЕАЭС и избежания негативных последствий недобросовестной налоговой конкуренции также целесообразным является изучение соответствующих процессов, происходивших в ЕС.
Государства, входящие в интеграционные образования, заинтересованы в устранении недобросовестной налоговой конкуренции в силу того, что в результате такой налоговой политики они «скорее наносят ущерб бюджетам друг друга, чем создают условия для осуществления экономической деятельности» [10]. Поэтому в ЕС в декабре 1997 г. был принят Кодекс поведения по налогообложению предпринимательской деятельности в форме резолюции Совета [9]. В нем содержалось определение губительных налоговых мер, под которыми понимались меры (введенные законами, подзаконными актами или административной практикой), влияющие или способ-
ные существенным образом повлиять на место расположения бизнеса.
Кодекс представляет собой своеобразный договор политического характера, не обладающий обязательной силой, а предлагающий государствам реализовывать принципы честной налоговой конкуренции. Государства согласились не применять налоговые меры, носящие пагубный характер, в том числе устанавливать существенно более низкий уровень налогообложения (посредством применения низкой налоговой ставки или исчисления налоговой базы по сравнению с обычным уровнем налоговой нагрузки).
Рекомендации по унификации законодательств стран ЕАЭС в сфере борьбы
с налоговыми преступлениями
Сравнительный анализ также позволил нам выявить расхождения в уголовных законодательствах стран-участниц ЕАЭС относительно установления ответственности за налоговые преступления. Для повышения эффективности борьбы с налоговыми преступлениями международного характера мы предлагаем реализовать следующие рекомендации по унификации законодательств стран, входящих в ЕАЭС:
1. В первую очередь необходимо устранить выявленную нами причину большинства различий в уголовном законодательстве пяти стран-участниц ЕАЭС в части борьбы с налоговыми преступлениями.
2. Также целесообразно было бы разработать в качестве рекомендаций единый подход к определению сумм оценки ущерба и наказания за совершенное преступление. Унификация в данной сфере позволит странам-участницам ЕАЭС эффективно проводить совместную политику по борьбе с налоговыми преступлениями международного характера. Сложилась ситуация, когда наказание за одно и то же экономическое преступление в одном государстве мягче, чем в другом. Без унификации наказаний в части совершения таможенных преступлений невозможна реальная экономическая интеграция пяти стран-участниц ЕАЭС.
3. В уголовном законодательстве трех стран необходимо отметить, что преступление
признается совершенным вне зависимости от того, в какой стране проходило оформление товара: «Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС...»
Далее должно быть создано наднациональное уголовное законодательство и законодательство об административных правонарушениях. Определенные шаги в этом направлении уже были сделаны. Решением Межгосударственного совета от 5 июля 2010 г. № 50 приняты Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза [2] и Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях [6].
Однако этого недостаточно. Ряд авторов считают, что новым направлением правовой политики государства должно стать развитие межотраслевых законодательных актов, унифицированных для Таможенного союза, по предупреждению преступлений, в том числе и налоговых преступлений международного характера. Поскольку требуется обеспечить взаимодействие правоохранительных служб стран ЕАЭС, высказывается предложение принять кодекс правоохранительной деятельности ЕАЭС (КПД ЕАЭС), который консолидировал бы нормы различных отраслей права. Свод уголовных законов для ЕАЭС должен содержать исчерпывающий перечень общественно опасных деяний, признаваемых как преступление на всем таможенном пространстве стран-участниц ЕАЭС, с указанием оснований ответственности и наказания, освобождения от уголовной ответственности и наказания, с использованием в необходимых случаях бланкетных норм, отсылающих правоприменителя к действующему уголовному, уголовно-процессуальному, уголовно-исполнительному, оперативно-розыскному, административному законодательству каждого государства-участника Таможенного союза.
Предлагается также ввести в отдельные нормы свода уголовного закона абсолютно определенные санкции, прежде всего за совершение налоговых преступлений международного характера организованными преступными группами. В КПД ЕАЭС должна быть гораздо более широкая система налоговых преступлений, расследование которых реализуется не только налоговыми, но и иными правоохранительными органами. Инициатором законодательных новелл в таможенной сфере должна выступить ЕЭК, и работа в этом направлении уже началась. Так, 19 декабря 2011 г. в Москве подписан «Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза» [1]. Вместе с тем проблема противодействия указанной легализации на практике далека от окончательного разрешения [3]. Необходим постоянный мониторинг исполнения Договора, с тем чтобы своевременно устранить недостатки в правовом регулировании данного вопроса, которые могут повлечь замечания международных экспертов Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) в адрес стран-участниц ЕАЭС при заслушивании отчета об их прогрессе и при последующих оценках ФАТФ.
Выводы
Таким образом, в ходе сравнительного анализа законодательств стран-участниц ЕАЭС были выявлены многочисленные различия. Они касаются различных подходов как к определению степени общественной опасности рассматриваемых преступлений, так и жесткости наказания за совершение преступлений. Также различия были выявлены в части применения видов наказания и форм классификации преступлений. В целом можно сделать вывод, что для развития экономических интеграционных процессов на территории стран-участниц необходимы работы по изменению уголовного законодательства пяти стран, его унификации в части борьбы с налоговыми преступлениями международного характера.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза : (подписан в г. Москве 19.12.2011). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_ 123791. - Загл. с экрана.
2. Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза : (подписан в г. Астане 05.07.2010) : (с изм. от 10.10.2014). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/ cons_doc_LAW_170240. - Загл. с экрана.
3. Жубрина, Р. В. Теоретические основы предупреждения преступности на современном этапе развития российского общества / Р. В. Жубрина. -М. : Проспект, 2016. - 706 с.
4. Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам (г. Париж, 25 января 1988 года). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30243515. -Загл. с экрана.
5. Налоговая конкуренция между странами и объединениями стран на постсоветском пространстве / Е. Е. Великова, С. А. Гуляева, Н. Ю. Корниенко, Н. Ю. Постникова. - М. : РАНХИГС при Президенте РФ, 2015. - 50 с.
6. Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов Таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях : (заключено в г. Астане 05.07.2010) : (ред. от 08.05.2015). -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 170241. - Загл. с экрана.
7. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. N° 226-V : (с изм. и доп. по состоянию на 9 апр. 2016 г.). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=31575252#pos=2713;-278. - Загл. с экрана.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г №№ бЗ-ФЗ : (ред. от 6 июля 2016 г.). -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 10699. - Загл. с экрана.
9. Code of conduct for business taxation // Official Journal. - 1998. - Jan. 6 (№ C 2). - P. 00010006.
10. Terra, В. European tax law / B. Terra, P. Wattel. - 5th ed. - Netherlands : Kluver Law International, 2008. - 896 p.
REFERENCES
1. Dogovor o protivodeystvii legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma pri peremeshchenii nalichnykh denezhnykh sredstv i (ili) denezhnykh instrumentov cherez tamozhennuyu granitsu Tamozhennogo soyuza: (podpisan v g. Moskve 19.12.2011) [Agreement on counteraction to legalization (laundering) of proceeds from crime and terrorist financing when moving cash and (or) monetary instruments across the customs border of the Customs Union: (signed in Moscow 19.12.2011)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_123791.
2. Dogovor ob osobennostyakh ugolovnoy i administrativnoy otvetstvennosti za narusheniya tamozhennogo zakonodatelstva tamozhennogo soyuza i gosudarstv-chlenov Tamozhennogo soyuza: (podpisan v g. Astane 05.07.2010): (s izm. ot 10.10.2014) [The agreement about the features of criminal and administrative liability for violations of the customs legislation of the Customs Union and the member-states of the Customs Union: (signed in Astana, 05.07.2010): (amend. of 10.10.2014.)]. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170240.
3. Zhubrina R.V. Teoreticheskie osnovy preduprezhdeniya prestupnosti na sovremennom etape razvitiya rossiyskogo obshchestva [Theoretical foundations of crime prevention at the present stage of development of the Russian society]. Moscow, Prospekt Publ., 2016. 706 p.
4. Konventsiya o vzaimnoy administrativnoy pomoshchi po nalogovym delam (g. Parizh, 25 yanvarya 1988 goda) [The Convention on Mutual Administrative Assistance in Tax Matters (Paris,
January 25, 1988)]. Available at: http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30243515.
5. Velikova E.E., Gulyaeva S.A., Kornienko N.Yu., Postnikova N.Yu. Nalogovaya konkurentsiya mezhdu stranami i obyedineniyami stran na postsovetskom prostranstve [Tax competition between countries and associations of countries of the former Soviet Union]. Moscow, RANKhIGS pri Prezidente RF, 2015. 50 p.
6. Soglashenie o pravovoy pomoshchi i vzaimodeystvii tamozhennykh organov gosudarstv-chlenov Tamozhennogo soyuza po ugolovnym delam i delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh: (zaklyucheno v g. Astane 05.07.2010): (red. ot 08.05.2015) [Agreement on legal assistance and cooperation of customs bodies of the member-states of the Customs Union in criminal cases and cases of administrative offenses: (signed in Astana 05.07.2010) (amend. of 05.08.2015.)]. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170241.
7. Ugolovnyy kodeks Respubliki Kazakhstan ot 3 iyulya 2014g. № 226-V: (s izm. i dop. po sostoyaniyu na 9 apr. 2016 g.) [The Criminal Code of the Republic of Kazakhstan of July 3, 2014 no. 226-V: (amend. and add. of April 9, 2016)]. Available at: http:// online.zakon.kz/Document/?doc_id=31575252 #pos=2713;-278.
8. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13 iyunya 1996g. № 63-FZ: (red. ot 6 iyulya 2016 g.) [The Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996 no. 63-FL (ed. of 6 July 2016)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_10699.
9. Code of Conduct for Business Taxation. Official Journal, 1998, no. C 2, pp. 0001-0006.
10. Terra V. Wattel P. European Tax Law. Netherlands, Kluver Law International, 2008. 896 p.
Information About the Authors
Andrey M. Nikolaev, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Department of International Law, Peoples' Friendship University of Russia, Miklukho-Maklaya St., 6, 117198 Moscow, Russian Federation, dr. andrey. nikolaev@yandex. ru.
Erdos Ch. Murzagaliev, Assistant Professor, Department of International Law, Eurasian National University named after L.N. Gumilev, Satpaeva St., 2, 010008 Astana, Kazakhstan, [email protected].
Информация об авторах
Андрей Михайлович Николаев, доктор юридических наук, профессор кафедры международного права, Российский университет дружбы народов, ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 г. Москва, Российская Федерация, [email protected].
Ердос Чарипович Мурзагалиев, старший преподаватель кафедры международного права, Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева, ул. К. Сатпаева, 2, 010008 г. Астана, Казахстан, [email protected].