Система преступлений против жизни и здоровья по УК Франции включает в себя следующие основные группы: 1) против жизни (убийства, оставление в опасности, прерывание беременности); 2) против телесной неприкосновенности (умышленные телесные повреждения (§ 223), участие в драке (§ 231), неосторожные телесные повреждения (§ 239).
Проведенное исследование позволяет заключить, что жизнь и здоровье человека являются первостепенными и неоспоримыми благами, которые провозглашаются как на национальном, так и международном уровне. Права на жизнь и здоровье толкуются непосредственно как социальные ценности или блага, что, согласно позиции Конституционного Суда РФ, следует оценивать как тождественные категории. В международном праве и внутригосударственном законодательстве право на жизнь понимается традиционно как запрет на произвольное лишение жизни. Несмотря на то, что походы авторов к трактовке права на жизнь весьма многочисленны, зачастую единство в их взглядах состоит в выделении в качестве компонентов изучаемого права таких элементов, как право на охрану здоровья, право на безопасную окружающую среду, право на достойный уровень жизни.
Проведенный анализ позволил систематизировать преступления против жизни и здоровья, выделить их виды и поднять вопрос о логичности имеющейся в настоящее время системы преступлений по УК РФ. Совершение преступлений против жизни, как показало проводимое исследование предполагает лишение жизни другого человека в результате деяния, а преступления против здоровья (за некоторым исключением) - причинение вреда здоровью потерпевшего.
Что касается сравнительно-правового анализа, следует отметить, что, несмотря на схожие общие черты уголовно-правовой охраны жизни и здоровья в зарубежных правопорядках, существуют некоторые различия как в системе преступлений против жизни и здоровья, так и в подходах законодателя к объективной и субъективной стороне рассматриваемых видов преступных посягательств. Изучение правового регулирования ответственности за преступления против жизни и здоровья позволило также выявить наличие архаичных составов преступлений, уголовно-правовая ответственность за которые предусмотрена в зарубежных странах.
Литература и источники
1. Herring J. Criminal Law. 7th ed. Oxford, 2007.
2. Wilson W. Murder and the Structure of Homicide // Rethinking English Homicide Law / Ed. by A. Ashworth & B. Mitchell. Oxford, 2000.
3. Smith and Hogan's Criminal Law. 13th ed / Ed. by D. Ormerod. N.Y., 2011.
4. R v. Ireland and Burstow [1998] AC 147.
5. T v. DPP (1985) 81 Cr. App. R. 331.
6. R v. Parmenter [1992] 1 AC 699.
7. Dressler J. Understanding Criminal Law. Trade Paperback, 2015.
БЕЛЯСОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой правовых дисциплин Государственного гуманитарно-технологического университета ([email protected]).
БАРАНОВ ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции Покровского филиала Московского педагогического государственного университета ([email protected]).
BELYASOV, SERGEY N. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Public Law, State University of Humanities and Technology.
BARANOV, ILYA N. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Jurisprudence Pokrovsky branch Moskow Pedagogical State University.
УДК 343.211.3:937(092) Б01: 10.24412/2411-2275-2021-3-58-63
ШИКУЛА И.Р.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПРАВ И СВОБОД ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В БЕСПОМОЩНОМ СОСТОЯНИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Ключевые слова: правоохранительная деятельность, профилактика, лица в беспомощном состоянии, семейно-бытовое насилие, зарубежная практика.
В статье рассматриваются актуальные проблемы уголовно-правовой охраны лиц, находящихся в беспомощном состоянии, основные направления оптимизации деятельности сотрудников правоохранительных органов в вопросах уголовно-правовой охраны данной категории лиц. Преступность в отношении наиболее социально уязвимых лиц оказывает дестабилизирующее воздействие не только на общее состояние установленного государством правопорядка, но также крайне негативно влияет на морально-психологическое состояние общества, подрывая его нравственно-этические основы. Поэтому предупреждение преступности в правоохранительной деятельности и минимизация порождаемых ею негативных последствий особенно важны применительно к лицам, находящимся в момент совершения общественных посягательств в беспомощном состоянии. Автором исследуются основные направления
правоохранительной деятельности в России и зарубежных государствах, благодаря чему может быть создана многогранная модель уголовно-правовой охраны, ориентированная на предупреждение виктимизации наиболее уязвимых групп населения.
SHIKULA, I.R.
CURRENT PROBLEMS OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITY IN THE FIELD OF CRIMINAL-LEGAL PROTECTION OF THE RIGHTS AND FREEDOMS OF PERSONS IN A HELPLESS STATE IN RUSSIA AND ABROAD
Key words: law enforcement, prevention, persons in a helpless state, domestic violence, foreign practice.
In the article, the author considers the current problems of criminal-legal protection of persons in a helpless state, the main directions of optimizing the activities of law enforcement officers in matters of criminal law protection of this category of persons. Crime against the most socially vulnerable persons has a destabilizing effect not only on the general state of the law and order established by the state, but also has an extremely negative impact on the moral and psychological state of society, undermining its moral and ethical foundations, therefore, crime prevention in law enforcement and minimizing the negative consequences generated by it are especially important in relation to persons who are helpless at the time of committing public encroachments. In this regard, the author examines the main directions of law enforcement activity in Russia and foreign countries, thanks to which a multi-faceted model of criminal-legal protection, oriented to the prevention of victimization of the most vulnerable persons, can be created.
Совершенствование правоохранительной деятельности представляет собой неотъемлемую черту жизни правового государства, в котором признание, соблюдение и защита прав и законных интересов граждан являются безусловными приоритетами. Конституция РФ определяет, что именно права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью (ст. 2). Соответственно, правоохранительная и правозащитная деятельность не могут оставаться статичными, а должны динамично развиваться и совершенствоваться.
Объектом правоохранительной деятельности теоретики признают граждан и их объединения [20, c. 128-135], а также социальные явления, требующие правового регулирования [16, с. 11]. Частным случаем последних можно признать преступность, негативные явления, связанные с ней или определяющие особенности причинного комплекса отдельных компонентов преступности. В качестве объекта правоохранительной деятельности рассматриваются правонарушения и преступления с их негативными последствиями [4, с. 91]. Кроме того, ученые выделяют в объекте правоохранительной деятельности правовые нормы [17, c. 84-114], что следует признать правильным, поскольку правила поведения, устанавливающие особенности регулирования общественных отношений, нуждаются в охране не менее, чем субъективные права и свободы. В данном контексте правоохранительная деятельность в сфере уголовно-правовой охраны становится, во-первых, формой реализации уголовной политики, а во-вторых, выступает инструментом борьбы с противоправными проявлениями, обеспечения уголовного преследования преступников и их наказания. Одной из приоритетных задач в направлении оптимизации правоохранительной деятельности в сфере охраны лиц, находящихся в беспомощном состоянии, видится коренное изменение отмечаемой учеными ситуации, когда сотрудники полиции не стремятся в большинстве случаев оказать реальную помощь гражданам, проживающим в семьях с конфликтными отношениями [7, с. 175].
Механизм предупреждения преступлений включает правовые меры регулирования общественных отношений, меры, осуществляемые правоохранительными органами, меры, реализуемые при взаимодействии правоохранительных органов с институтами гражданского общества. Поскольку частного механизма предупреждения преступлений, совершаемых в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии, в России (да и, видимо, нигде в мире) не создано, для его формирования могут оказаться востребованными те направления правоохраны, которые ориентированы на достижение целей охраны общественных отношений вообще [5, с. 164]. Поскольку информационные технологии должны способствовать не только автоматизации правоохранительной деятельности [3, с. 7-9], такой массив информации (в идеале - отдельный оперативный учет) может иметь существенное профилактическое значение (при условии, что на уровне территориальных органов внутренних дел будет налажен адресный контакт с каждым таким лицом).
Органы внутренних дел являются субъектами государственной системы предупреждения преступлений, которое осуществляется в целях защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, противодействия криминогенным процессам, обеспечения сдерживания и сокращения преступности [18, с. 32-37]. Это в полном объеме справедливо и в отношении предупреждения преступлений в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии.
Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений [8] закрепила уровневый подход к ее осуществлению. При этом справедливым является утверждение о том, что именно органы внутренних дел обеспечивают профилактические мероприятия по отношению к потенциальным жертвам на обслуживаемой территории [12, с. 75-79]. Однако в наибольшей степени предупреждение преступлений в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии, относится к деятельности участковых уполномоченных полиции и патрульно-постовой службы, подразделений уголовного розыска.
В рамках своей деятельности они могут реализовывать полномочия, предоставленные п. 16 Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, а именно:
- выявление причин и условий совершения преступлений в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии;
- проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления готовящихся преступлений в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии;
- анализ состояния насильственной и корыстно-насильственной преступности на территории обслуживания;
- взаимодействие с сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел;
- участие в освещении средствами массовой информации работы по противодействию преступлениям в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии.
Деятельность органов предварительного расследования и прокуратуры также может быть адаптирована к взаимодействию с потерпевшими, находящимися в беспомощном состоянии. При этом именно досудебные стадии уголовного судопроизводства являются в большей степени «перспективными» при обеспечении возмещения вреда, причиненного преступлением.
Обращая внимание на то, что российское законодательство предусматривает выплаты компенсаций за счет государства жертвам только некоторых видов преступлений [13, с. 6], поэтому целесообразно создание в России национального компенсационного фонда для реализации данных целей. Однако до настоящего времени эта перспективная идея не реализована, поскольку требует специальных бюджетных ассигнований. Тем не менее, при изменении порядка возмещения вреда потерпевшим, находящимся в беспомощном состоянии, она может быть реализована при активном участии органов прокуратуры.
В частности, в целях объективного решения этого вопроса органам прокуратуры может быть предоставлено полномочие по первичной проверке правильности расчета суммы, подлежащей возмещению за счет государства, а также по контролю за правильностью соотношения вреда, возмещенного за счет причинителя (осужденного), и подлежащего возмещению за счет государства. Бесспорно, для реализации этих полномочий потребуется существенно изменение правового механизма возмещения вреда, причиненного преступлением, и особенностей его определения в досудебном и судебном порядке, что повлечет значительный объем корректировок действующего законодательства. Однако установление принципа сочетанного возмещения (из средств осужденного и из бюджетных средств) позволит решить этот вопрос наиболее справедливо.
В этой связи достаточно интересным представляется опыт зарубежных стран, который, хотя и не ориентирован прямо на поддержание безопасности лиц, находящихся в беспомощном состоянии, но вполне пригоден для использования в этих целях.
Во-первых, в большинстве из них правоохранительная деятельность включает взаимодействие с организациями, оказывающими психологическую и социальную поддержку (в частности, во Франции, Германии, Великобритании предусмотрено направление жертв семейно-бытового насилия в социальные центры), а также с судами (в большинстве европейских стран в отношении лица, проявляющего агрессию к членам своей семьи, может быть применена мера безопасности в виде отстранения от пребывания в семье; контроль ее соблюдения осуществляется с помощью электронных устройств (браслетов)) [2, а4-8]. Одновременно можно упомянуть о практике индивидуальной (адресной) работы с лицами, отбывшими наказание, в целях их реинтеграции в общество (в ряде штатов США, например, такая работа осуществляется с участием некоммерческих организаций, волонтеры которых контролируют прохождение лицом адаптационных программ; поскольку, как правило, речь идет об условно досрочно освобожденных, присутствует стимул не отказываться от их прохождения) [15, ^40-46].
Во-вторых, предусмотрены дополнительные средства коммуникации, позволяющие выявить случаи агрессии, издевательств, насилия в отношении малолетних детей и экономически зависимых граждан (в странах Скандинавии, например, это т.н. «принцип открытых окон»).
Помимо традиционного предоставления реабилитационной, психологической и юридической помощи, могут достигаться и цели предупреждения совершения более тяжких преступлений, нежели побои или истязание. Достаточно интересно, что в 42 европейских странах функционирует 63 «узловых центра», объединяющих 2400 неправительственных организаций, работающих в системе Wave (англ. «волна») [11, с.13-14]. Их представители работают в тесном контакте с полицией, информируя о поступивших к ним лицах, подвергшихся насилию (среди этих лиц доминируют экономически зависимые от своих супругов женщины и малолетние дети). В России достаточно успешно прошла практическая апробация такой деятельности: например, в большинстве субъектов федерации работают кризисные центры, оказывающие правовую и психологическую помощь жертвам насилия.
Кроме того, по результатам специальных исследований обращается внимание на следующие негативные тенденции:
1) после внесения изменений в ст. ст. 116-116.1 УК РФ возник фактор ощущения безнаказанности для причинителя насилия, который теперь может не бояться уголовной ответственности;
2) «облегченные» санкции подрывают гарантии защиты для пострадавшей стороны;
3) возникли определенные сложности процессуального характера для потерпевших [19,
с.50].
Из этого можно заключить, что правоохранительная деятельность как в части защиты интересов потерпевших от насильственных преступлений, так и в части принятия мер охраны лиц, находящихся в беспомощном состоянии, требует дальнейшей оптимизации.
В-третьих, определенный эффект может иметь межведомственное взаимодействие между правоохранительными органами и органами здравоохранения, управления образованием, социальной защиты, а также органами опеки и попечительства.
Дальнейшее развитие правоохранительной деятельности в сфере охраны прав и свобод лиц, находящихся в беспомощном состоянии, видится и в контексте разработки и принятия Федерального закона о профилактике семейно-бытового насилия [14].
Так, одним из важных нововведений в проекте Федерального закона «О противодействии семейно-бытовому насилию в Российской Федерации» указывается «охранный ордер» - запрет приближаться и иным образом контактировать с потерпевшими, что позволит частично решить проблему, связанную с размещением жертв домашнего насилия в кризисных центрах и иных временных убежищах, количество которых сегодня является недостаточным.
Поскольку процесс разработки проекта такого закона идет достаточно медленными темпами, необходимо обратиться к положительному зарубежному опыту, в рамках которого особой стадией подготовки законопроекта является создание его концепции.
Так, Концепция Закона Республики Беларусь «О противодействии домашнему насилию» [9] содержит:
- анализ предмета правового регулирования;
- анализ действующего законодательства и правовых последствий проявлений насилия в семейно-бытовых отношениях;
- анализ правовой основы внедрения коррекционных программ в отношении лиц, совершивших преступление против членов своей семьи;
- анализ правовой основы применения мер безопасности к жертвам домашнего насилия;
- анализ правовых стандартов в сфере противодействия домашнему насилию.
На наш взгляд, ратификация отдельных положений (глава III и глава IV) Конвенции Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием (Стамбульской конвенции) 2011 г. и принятие Федерального закона «О противодействии семейно-бытовому насилию», в котором были бы урегулированы доктринальное понятие семейно-бытового насилия, основные направления противодействия семейно-бытовому насилию в правоохранительной деятельности (предмет регулирования, принципы противодействия, субъекты и основные инструменты такого противодействия, создание государственного
компенсационного фонда в целях оказания социальной помощи и реабилитации пострадавших от семейно-бытового насилия, развитие в правоохранительной деятельности системы виктимологической защиты жертв семейного насилия) в некоторой степени разрешит основную часть актуальных проблем в сфере профилактики домашнего насилия в отношении беспомощных потерпевших и будет способствовать расширению представлений о беспомощности и источниках ее возникновения, а также более строгому реагированию на подобные ситуации.
Таким образом, уголовно-правовую охрану лиц, находящихся в беспомощном состоянии, необходимо осуществлять в рамках взаимодействия правоохранительных органов и кризисных центров, осуществляющих правовую и психологическую поддержку жертв преступлений, с созданием условий субсидирования этой деятельности за государственный счет в рамках уголовно-правовой политики.
Литература и источники
1. Анисимкова Н.В. Возмещение вреда, причиненного преступлением: уголовно-правовой и уголовно-исполнительный аспекты проблемы: дис. ... капд. юрид. паук. Ставрополь, 2QQS.
2. Баумгартен И., Сэти Д. Насилие в отношении женщин в Европейском регионе ВОЗ // Entre Nous: европейский журнал но сексуальному и репродуктивному здоровью. 2QQ6. № б1. С. 4-8.
3. Белозеров О.И., Андрейченко П.М. Тенденции развития информационных технологий в системе правоохранительной деятельности // Научный журнал. 2Q19. № 1. С. 7-9.
4. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности: монография. М.: Норма, 2QQ9.
5. Дашиева А.Д. Уголовпо-нравовая характеристика истязания и его предупреждение (но материалам Восточно-Сибирского региона): дис. ... капд. юрид. паук. Иркутск, 2QQ9.
6. Иванов Д.А. Досудебный порядок возмещения вреда, причиненного преступлением: теоретические и правовые особенности, проблемы правоприменения : дис. ... докт. юрид. паук. М., 2Q17.
7. Ильяшенко А.Н. Борьба с насильственной преступностью в семье: монография. М.: ВНИИ МВД России, 2QQ3.
S. Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : утв. приказом МВД России от 17.Q1.2QQ6 № 19 (но сост. па 3Q.12.2Q11) // СПС «Консультант плюс» [электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=129872;dst=0;ts=88365309F043C0786A2F45672C534D1E;rnd =Q.19619569322Q9432 (Дата обращения: 3Q.Q6.2Q21)
9. Концепция Закона Республики Беларусь «О противодействии домашнему насилию» // Беларусский журнал [электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://journalby.com/files/koncepciya_zakon.pdf (Дата обращения: 3Q.Q6.2Q21) 1Q. Лебедев С.Я. О стратегии предупреждения преступности органами внутренних дел // Материалы Международной научно-практической конференции. М.: ВНИИ МВД России, 2QQ7. С. 24-29.
11. Логар Р. Обеспечение убежища и поддержки для женщин, ставших жертвами насилия // Entre Nous: европейский журнал но сексуальному и репродуктивному здоровью. 2QQ6. № 61.
12. Мартыненко Н.Э. Совершенствование охраны прав и законных интересов потерпевшего органами внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2Q16. № 1. С. 75-79.
13. Митин М.А. Международно-правовое регулирование компенсаций жертвам уголовных преступлений: дис. ... капд. юрид. наук. СПб, 2Q12.
14. Проект Федерального закона «О противодействии семейно-бытовому насилию в Российской Федерации», был размещен па сайте Совета Федерации Федерального Собрания РФ 28 ноября 2Q19 г. Электронный ресурс: http://council.gov.ru/(Дата обращения: 25.Q3.2Q21)
15. Режанова И.М., Заборовская Ю.М. Зарубежный опыт работы с заключенными целью их дальнейшей ресоциализации (па примере законодательства Соединенных Штатов Америки и Канады) // Человек: преступление и наказание. 2Q19. Т. 27. № 1. С. 4Q-46.
16. Рудяков Н.М. Органы внутренних дел в системе правоохранительных органов Советского государства: дис. ... капд. юрид. наук. Хабаровск, 199Q.
17. Степаненко Ю.В. Правоохранительная деятельность: вопросы теории // Актуальные вопросы публичного права. Научно-практический журнал. 2Q14. № 4. С. 84-114.
18. Тарасов Ю.А. Роль и место МВД как субъекта и объекта государственного контроля в системе предупреждения преступлений // Российский следователь. 2Q13. № 2Q. С. 32-37.
19. Шикула И.Р. Уголовно-правовая охрана прав и свобод потерпевшего, находящегося в беспомощном состоянии, от насильственных преступлений: проблемы теории и практики: монография. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2Q2Q. 24Q с.
2Q. Цикаришвили О.Г. Правоохранительная система России: понятие и структура // Вопросы теории государства и нрава. Актуальные проблемы теории государства и нрава: межвуз. сб-к научн. тр. Саратов: изд-во СГАП, 2QQ7. С. 128-135.
References and Sources
1. Anisimkova N.V. Vozmeshchenie vreda, prichinennogo prestupleniem: ugolovno-pravovoj i ugolovno-ispolnitel'nyj aspekty problemy: dis. ... kand. yurid. nauk. Stavropol', 2008.
2. Baumgarten I., Seti D. Nasilie v otnoshenii zhenshchin v Evropejskom regione VOZ // Entre Nous: evropejskij zhurnal po seksual'nomu i reproduktivnomu zdorov'yu. 2QQ6. № 61. S. 4-8.
3. Belozerov O.I., Andrejchenko P.M. Tendencii razvitiya informacionnyh tekhnologij v sisteme pravoohranitel'noj deyatel'nosti // Nauchnyj zhurnal. 2Q19. № 1. S. 7-9.
4. Vitruk N.V. Obshchaya teoriya yuridicheskoj otvetstvennosti: monografiya. M.: Norma, 2009.
5. Dashieva A.D. Ugolovno-pravovaya harakteristika istyazaniya i ego preduprezhdenie (po materialam Vostochno-Sibirskogo regiona): dis. ... kand. yurid. nauk. Irkutsk, 2009.
6. Ivanov D.A. Dosudebnyj poryadok vozmeshcheniya vreda, prichinennogo prestupleniem: teoreticheskie i pravovye osobennosti, problemy pravoprimeneniya : dis. ... dokt. yurid. nauk. M., 2017.
7. Il'yashenko A.N. Bor'ba s nasil'stvennoj prestupnost'yu v sem'e: monografiya. M.: VNII MVD Rossii, 2003.
8. Instrukciya o deyatel'nosti organov vnutrennih del po preduprezhdeniyu prestuplenij : utv. prikazom MVD Rossii ot 17.01.2006 №2 19 (po sost. na 30.12.2011) // SPS «Konsul'tant plyus» [elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=129872;dst=0;ts=88365309F043C0786A2F45672C534D1E;rnd=0.1961956932209432 (Data obrashcheniya: 30.06.2021)
9. Koncepciya Zakona Respubliki Belarus' «O protivodejstvii domashnemu nasiliyu» // Belarusskij zhurnal [elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://journalby.com/files/koncepciya_zakon.pdf (Data obrashcheniya: 30.06.2021)
10. Lebedev S.Ya. O strategii preduprezhdeniya prestupnosti organami vnutrennih del // Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. M.: VNII MVD Rossii, 2007. S. 24-29.
11. Logar R. Obespechenie ubezhishcha i podderzhki dlya zhenshchin, stavshih zhertvami nasiliya // Entre Nous: evropejskij zhurnal po seksual'nomu i reproduktivnomu zdorov'yu. 2006. №2 61.
12. Martynenko N.E. Sovershenstvovanie ohrany prav i zakonnyh interesov poterpevshego organami vnutrennih del // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2016. № 1. S. 75-79.
13. Mitin M.A. Mezhdunarodno-pravovoe regulirovanie kompensacij zhertvam ugolovnyh prestuplenij: dis. ... kand. yurid. nauk. SPb, 2012.
14. Proekt Federal'nogo zakona «O protivodejstvii semejno-bytovomu nasiliyu v Rossijskoj Federacii», byl razmeshchen na sajte Soveta Federacii Federal'nogo Sobraniya RF 28 noyabrya 2019 g. Elektronnyj resurs: http://council.gov.ru/(Data obrashcheniya: 25.03.2021)
15. Rezhapova I.M., Zaborovskaya Yu.M. Zarubezhnyj opyt raboty s zaklyuchennymi cel'yu ih dal'nejshej resocializacii (na primere zakonodatel'stva Soedinennyh Shtatov Ameriki i Kanady) // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. 2019. T. 27. №2 1. S. 40-46.
16. Rudyakov N.M. Organy vnutrennih del v sisteme pravoohranitel'nyh organov Sovetskogo gosudarstva: dis. ... kand. yurid. nauk. Habarovsk, 1990.
17. Stepanenko Yu.V. Pravoohranitel'naya deyatel'nost': voprosy teorii // Aktual'nye voprosy publichnogo prava. Nauchno-prakticheskij zhurnal. 2014. № 4. S. 84-114.
18. Tarasov Yu.A. Rol' i mesto MVD kak sub"ekta i ob"ekta gosudarstvennogo kontrolya v sisteme preduprezhdeniya prestuplenij // Rossijskij sledovatel'. 2013. № 20. S. 32-37.
19. Shikula I.R. Ugolovno-pravovaya ohrana prav i svobod poterpevshego, nahodyashchegosya v bespomoshchnom sostoyanii, ot nasil'stvennyh prestuplenij: problemy teorii i praktiki: monografiya. M.: Izd-vo «Yurlitinform», 2020. 240 s.
20. Cikarishvili O.G. Pravoohranitel'naya sistema Rossii: ponyatie i struktura // Voprosy teorii gosudarstva i prava. Aktual'nye problemy teorii gosudarstva i prava: mezhvuz. sb-k nauchn. tr. Saratov: izd-vo SGAP, 2007. S. 128-135.
ШИКУЛА ИЛЬМИРА РИФКАТЬЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой уголовного права и процесса Московского международного университета; доцент кафедры государственно-правовых дисциплин школы права Института права и управления Московского городского педагогического университета ([email protected]) SHIKULA, ILMIRA R. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Head of the Department of Criminal Law and Procedure, Moscow International University; Associate Professor, Department of State and Legal Disciplines, School of Law, Institute of Law and Management, Moscow City Pedagogical University ([email protected]).
УДК 343.346.22 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-3-63-67
БОХАН А.П., БОНДАРЕВ С.П., ЧМЫРЕВ С.Н., КУРКИН П.Г. ОГРАНИЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА КАК НОВЫЙ
ВИД УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ
Ключевые слова: лишение права управлять транспортным средством, ограничение использования транспортного средства, состояние опьянения, дорожно-транспортные происшествия, снижение смертности.
Статья посвящена вопросу введения такого вида уголовного наказания, как ограничение использования транспортного средства за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 264 и 264.1 УК РФ. Данный вид наказания должен применяется в отношении лица, которому назначается наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью точно на тот же срок на который он лишается вышеуказанного права. Предложено включить в текст уголовного закона норму, которая ограничивает использование транспортного средства, сформулировав в следующей редакции ст. 47.1 Ограничение использования транспортного средства: «Ограничение использования транспортного средства применяется в отношении лица, которому назначается наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок». В целях единообразия применения норм, необходимыо предусмотреть идентичный вид административного наказания и в административном законодательстве.
BOHAN, A.P., BONDAREV, S.P., CHMYREV, S.N., KURKIN, P.G.
RESTRICTION OF THE USE OF THE VEHICLE AS A NEW TYPE OF CRIMINAL PUNISHMENT
Key words: deprivation of the right to drive a vehicle, restriction of the use of the vehicle, state of intoxication, traffic accidents, reduction of mortality.
The article is devoted to the introduction of such a type of criminal punishment as restricting the use of a vehicle for the commission of crimes provided for in article. 264 and 264.1 of the Criminal Code of the Russian Federation. This type of punishment should apply to a person who is punished by deprivation of the right to hold certain posts or engage in certain activities for the exact same period for which he is deprived of the above right. It is proposed to include in the text of the criminal law a norm that restricts the use of a vehicle, formulating in the following edition of Art. 47.1 Restriction on the use of a vehicle: "Restriction on the use of a vehicle applies to a person who is sentenced to deprivation of the right to hold certain positions or engage in certain activities for the same period." For the purpose of uniformity in the application of norms, it is necessary to provide for an identical type of administrative punishment in administrative legislation.
В настоящее время законодатель с регулярным постоянством вносит изменения в ст.ст. 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) (в редакциях Федеральных законов от 25.06.1998 № 92-ФЗ, от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 13.02.2009 № 20-ФЗ, от 27.12.2009 № 377-Ф3, от 07.03.2011 № 26-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ, от 31.12.2014 № 528-ФЗ, от 03.07.2016 № 328-ФЗ, от 23.04.2019 № 65-ФЗ, от 17.06.2019 № 146-ФЗ, от 01.07.2021 № 258-ФЗ). Тем не менее, проблема сохраняет свою актуальность. Так, Президент Российской Федерации В.В. Путин в октябре 2020