Научная статья на тему 'Совершенствование правоохранительной деятельности в сфере уголовно-правовой охраны прав и свобод лиц, находящихся в беспомощном состоянии'

Совершенствование правоохранительной деятельности в сфере уголовно-правовой охраны прав и свобод лиц, находящихся в беспомощном состоянии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правоохранительная деятельность / профилактика / предупреждение преступлений / жертвы преступлений / беспомощный потерпевший / уголовно-правовая охрана. / law enforcement / prevention / crime prevention / crime victims / helpless victim / criminal defense.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шикула Ильмира Рифкатьевна, Калмыкова Анастасия Дмитриевна

В статье авторами анализируются проблемные вопросы совершенствования деятельности правоохранительных органов в сфере уголовно-правовой охраны прав и свобод лиц, находящихся в беспомощном состоянии, предлагается эффективный механизм предупреждения преступлений в отношении данных лиц, который включает систему правовых мер регулирования общественных отношений, меры профилактики, осуществляемые правоохранительными органами при взаимодействии с институтами гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES IN THE FIELD OF CRIMINAL LAW PROTECTION OF RIGHTS AND FREEDOMS OF PERSONS IN A HELPLESS STATE

In the article, the authors analyze the problematic issues of improving the activities of law enforcement agencies in the field of criminal law protecting the rights and freedoms of people in a helpless state, propose an effective crime prevention mechanism, which includes legal measures to regulate public relations, measures carried out by law enforcement agencies in cooperation with civil society.

Текст научной работы на тему «Совершенствование правоохранительной деятельности в сфере уголовно-правовой охраны прав и свобод лиц, находящихся в беспомощном состоянии»

OS4

ПРАВОСУДИЕ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

'SD

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10233

ШИКУЛА Ильмира Рифкатьевна,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Института права и управления ГАОУ ВО МГПУ, кандидат юридических наук, доцент, е-mail: [email protected]

КАЛМЫКОВА Анастасия Дмитриевна,

заместитель директора по учебной работе, старший преподаватель кафедры государственно-правовых Института права и управления ГАОУ ВО МГПУ,

е-mail: [email protected]

Аннотация. В статье авторами анализируются проблемные вопросы совершенствования деятельности правоохранительных органов в сфере уголовно-правовой охраны прав и свобод лиц, находящихся в беспомощном состоянии, предлагается эффективный механизм предупреждения преступлений в отношении данных лиц, который включает систему правовых мер регулирования общественных отношений, меры профилактики, осуществляемые правоохранительными органами при взаимодействии с институтами гражданского общества.

Ключевые слова: правоохранительная деятельность, профилактика, предупреждение преступлений, жертвы преступлений, беспомощный потерпевший, уголовно-правовая охрана.

IMPROVEMENT OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES IN THE FIELD OF CRIMINAL LAW PROTECTION OF RIGHTS AND FREEDOMS OF PERSONS IN A HELPLESS STATE

Annotation. In the article, the authors analyze the problematic issues of improving the activities of law enforcement agencies in the field of criminal law protecting the rights and freedoms of people in a helpless state, propose an effective crime prevention mechanism, which includes legal measures to regulate public relations, measures carried out by law enforcement agencies in cooperation with civil society.

Key words; law enforcement, prevention, crime prevention, crime victims, helpless victim, criminal defense.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ПРАВ И СВОБОД ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В БЕСПОМОЩНОМ СОСТОЯНИИ

SHIKULA Ilmira Rifkatyevna,

associate professor of the Department of public legal disciplines Institute of Law and Management of GAOU VO MGPU, candidate of legal sciences, associate professor;

KALMYKOVA Anastasia Dmitriyevna,

deputy director of training, senior lecturer, Department of public law Institute of Law and Management

of GAOU TO MGPU

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

Совершенствование правоохранительной деятельности представляется естественным процессом в правовом государстве, где признание, соблюдение и защита прав и законных интересов граждан является приоритетом, поскольку Конституция РФ полагает именно права и свободы человека и гражданина высшей ценностью (ст. 2), правоохранительная и правозащитная деятельность не может оставаться статичной, она должна развиваться в соответствии с направлением совершенствования общественных отношений.

Правоохранительная деятельность рассматривается в теории права с дуалистических позиций: как тип социального управления или как особый вид социальной деятельности [1, с.8], при этом она может отождествляться с правоохранительной системой, что представляется не вполне правильным: скорее, это рядоположенные понятия, отражающие как вид властной активности, так и структуру органов, эту активность осуществляющих.

В ряде исследований правоохранительная деятельность отождествляется с понятиями «правозащитная деятельность»[2, с.54] или «правоохранительная функция»[7, с. 32]. В центре содержания указанных терминов находится деятельность уполномоченных субъектов по защите прав и законных интересов граждан, общества и государства, при этом правозащитная деятельность может осуществляться не только субъектами, наделенными властными полномочиями, тогда как правоохранительная осуществляется преимущественно ими или же с их участием, поэтому следует признать более верным подход, в соответствии с которым эти понятия признаются близкими по содержанию, но не тождественными [2, с.55]. Если речь идет о правоохранительной деятельности в сфере уголовно-правовой охраны, то необходимо признать, что такая деятельность становится, во-первых, «рупором» уголовной политики, т.е. формой ее реализации, а во-вторых, приобретает особый предупредительный вектор, концентрирующий ее на выявлении противоправных посягательств, обеспечении уголовного преследования и наказания преступников, исполнении наказания и постпенитенциарном воздействии. Дополнительной ее особенностью становится недопущение или предупреждение виктимизации граждан.

Одной из приоритетных задач в направлении оптимизации правоохранительной деятельности в сфере охраны лиц, находящихся в беспомощном состоянии, видится коренное изменение отмечаемой учеными ситуации, когда сотрудники полиции не стремятся в большинстве случаев оказать реальную помощь гражданам, проживаю-

щим в семьях с конфликтными отношениями, поскольку криминальная активность в отношении таких потерпевших не сразу приобретает признаки особой общественной опасности, а в силу ограниченных возможностей их жертвы не стремятся (или не могут) изменить сложившийся образ жизни, их интересы подвергаются дальнейшему ущемлению, и эта проблема длительное время не получает никакого решения [6, с.84], при этом п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» предписывает сотрудникам полиции оказывать первую помощь лицам, находящимся в беспомощном состоянии, но другие ее положения не адаптированы под особую правовую охрану прав и свобод таких субъектов.

В этой связи нам представляется достаточно важным дополнить ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» п. 45 следующего содержания: «принимать в пределах своей компетенции меры по обеспечению комфортной доступной среды лицам, находящимся в беспомощном состоянии, в целях упрощения их коммуникации с органами внутренних дел и предупреждения преступлений в отношении таких лиц». В рамках реализации этой обязанности основная нагрузка должна быть возложена на участковых уполномоченных полиции, поскольку именно это подразделение органов внутренних дел является наиболее близким к потребностям населения и осуществляет свои обязанности на достаточно ограниченной территории обслуживания.

Вторая - не менее важная задача - это преломление нежелания потерпевших обращаться за защитой в правоохранительные органы. Именно вследствие этого многие насильственные преступления (в том числе, совершаемые в отношении беспомощных потерпевших) приобретают высочайшую латентность, вследствие которой знание об истинных масштабах этой части преступности не может быть признано достоверным, но даже крайне небольшую (4%) долю в структуре зарегистрированной преступности таких составов, как побои и истязания, ученые оценивают весьма тревожно [4, с. 174]. Разделяя эту тревогу, укажем, что жертвами данных преступлений в разы чаще становятся лица, проживающие совместно с виновным и обладающие признаками возрастной, физической или иной беспомощности или зависимости, нежели иные категории лиц.

Эффективный механизм предупреждения преступлений включает правовые меры регулирования общественных отношений, меры, осуществляемые правоохранительными органами, меры, реализуемые при взаимодействии правоохранительных органов с институтами гражданского общества. Поскольку частного механизма предупреждения преступлений, совершаемых в отно-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

шении лиц, находящихся в беспомощном состоянии, в России (да и, наверное, нигде в мире) не создано, для его формирования могут оказаться востребованными те направления правоохраны, которые ориентированы на достижение целей охраны общественных отношений вообще. В частности, весьма важным представляется ранее выявление конфликтов, не содержащих в себе признаки преступлений, но могущих приобрести признаки общественной опасности в дальнейшем. Огромный профилактический потенциал этого направления заслужил положительную оценку ученых применительно к насильственной преступности в целом или отдельным ее проявлениям. Адаптируя это направление правоохранительной деятельности к сфере охраны прав и свобод лиц, находящихся в беспомощном состоянии, необходимо отметить, что оно должно включать сбор и обработку информации по следующим параметрам: 1) социально неблагополучные семьи, в которых воспитываются малолетние дети или проживают нетрудоспособные пожилые родственники; 2) одиноко проживающие инвалиды или лица пожилого возраста или представители иных маломобильных групп населения; 3) психически больные граждане, проживающие совместно с родственниками или иными лицами.

Органы внутренних дел являются субъектами государственной системы предупреждения преступлений, при этом оптимальный контроль, исключающий совершение преступления, полагается наиболее важной целевой установкой их деятельности в этой сфере. Предупреждение преступлений органами внутренних дел осуществляется в целях защиты личности, общества, государства от преступных посягательств, противодействия криминогенным процессам, обеспечения сдерживания и сокращения преступности. Это в полном объеме справедливо и в отношении предупреждения преступлений в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии. Единственный «камень преткновения» заключается в том, что работа с этими лицами требует приоритетного адресного взаимодействия.

Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений [5] закрепила уровневый подход к ее осуществлению, вследствие чего ее участниками являются структурные подразделения центрального аппарата МВД России, территориальные органы МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровне, территориальные органы МВД России на районном уровне. Совершенно справедливым является утверждение о том, что именно органы внутренних дел сохранили возможности реализовывать профилактические мероприятия по отношению к потенциальным

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

жертвам на обслуживаемой территории[7, с. 32], но в наибольшей степени предупреждение преступлений в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии, включается в деятельность участковых уполномоченных полиции и патрульно-постовой службы, подразделений уголовного розыска, при этом они могут реализовывать все полномочия, предоставленные им п. 16 Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, а именно:

- выявление причин и условий совершения преступлений в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии;

- проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления готовящихся преступлений в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии;

- анализ состояния насильственной и корыстно-насильственной преступности на территории обслуживания;

- взаимодействие с сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел;

- участие в освещении средствами массовой информации работы по противодействию преступлениям в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии.

В комплексе названные полномочия позволяют эффективно осуществлять предупреждение преступлений в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии, а также конфликтов в сфере семейно-бытовых отношений, жертвы которых также выступают в большинстве случаев носителями беспомощного состояния.

Процессуальная деятельность, осуществляемая органами предварительного расследования и органами прокуратуры, также может быть адаптирована к взаимодействию с потерпевшими, находящимися в беспомощном состоянии, при этом ключевой позицией представляется обеспечение возмещения вреда, причиненного преступлением.

С учетом исключительной роли следователя и дознавателя как лиц, которые вправе от имени государства осуществлять уголовное преследование, можно поддержать позицию ученых, полагающих, что только данные участники процесса могут принимать меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением.

В то же время, в литературе обращается внимание на то, что при решении этого вопроса в судебных стадиях процесса в основном компенсируется документально подтвержденный, т.е. имущественный вред и расходы на лечение, а моральный вред возмещается в недостаточно большом размере [8, с.54], при этом именно досудебные стадии уголовного судопроизводства являются в большей степени «перспективными» при обеспе-

чении возмещения вреда, причиненного преступлением: если преступление отнесено законом к категории небольшой или средней тяжести, уголовное дело может быть прекращено (если установлены обстоятельства, указанные в ст. ст. 75, 76, 76.2 УК РФ), если же к иным категориям, то могут быть оперативно выявлены источники будущего возмещения.

В частности, в этой связи органы предварительного расследования должны широко использовать предусмотренные уголовно-процессуальным законом обеспечительные меры (в том числе, наложение ареста на имущество). Одновременно

- если преступление, совершенное в отношении потерпевшего, находящегося в беспомощном состоянии, не является тяжким или особо тяжким,

- именно в процессуальной деятельности дознавателя или следователя имеются условия для достижения примирения с потерпевшим, оптимальным условием которого является возмещение вреда.

Развитие правоохранительной деятельности в сфере уголовно-правовой охраны лиц, находящихся в беспомощном состоянии, требует применения комплекса сбалансированных ограничений, позволяющих осуществлять контроль поведения лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за преступления в отношении этой категории потерпевших, и одновременно обеспечить безопасное и комфортное взаимодействие этой категории лиц с правоохранительными органами. Имеющаяся на данный момент правовая основа для оптимизации правоохранительной деятельности требует совершенствования. Таким образом, в целях оптимизации правоохранительной деятельности к сфере охраны прав и свобод лиц, находящихся в беспомощном состоянии, необходим сбор и обработка органами внутренних дел информации по следующим параметрам: 1) социально неблагополучные семьи, в которых воспитываются малолетние дети или проживают нетрудоспособные пожилые родственники; 2) одиноко проживающие инвалиды или лица пожилого возраста или представители иных маломобильных групп населения; 3) психически больные граждане, проживающие совместно с родственниками или иными лицами. В перспективе требуется систематизация этой информации в отдельном оперативно-профилактическом учете.

В наибольшей степени предупреждение преступлений в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии, включается в деятельность участковых уполномоченных полиции и патрульно-постовой службы, подразделений уголовного розыска, при этом они могут реализовы-вать все полномочия, предоставленные им п. 16 Инструкции о деятельности органов внутренних

дел по предупреждению преступлений [5], а именно:

- выявление причин и условий совершения преступлений в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии;

- проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления готовящихся преступлений в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии;

- анализ состояния насильственной и корыстно-насильственной преступности на территории обслуживания;

- взаимодействие с сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел;

- участие в освещении средствами массовой информации работы по противодействию преступлениям в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии.

В комплексе названные полномочия позволяют эффективно осуществлять предупреждение преступлений в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии, а также конфликтов в сфере семейно-бытовых отношений, жертвы которых также выступают в большинстве случаев носителями беспомощного состояния.

Органы предварительного расследования должны широко использовать предусмотренные уголовно-процессуальным законом обеспечительные меры (в том числе, наложение ареста на имущество). Одновременно - если преступление, совершенное в отношении потерпевшего, находящегося в беспомощном состоянии, не является тяжким или особо тяжким, - именно в процессуальной деятельности дознавателя или следователя имеются условия для достижения примирения с потерпевшим, оптимальным условием которого является возмещение вреда [8, с.55]. На основе положительного зарубежного опыта необходимым средством оптимизации правоохранительной деятельности в сфере охраны прав и свобод лиц, находящихся в беспомощном состоянии, видится поддержка и развитие взаимодействия органов внутренних дел с некоммерческими организациями, оказывающими помощь жертвам преступлений. В этой связи становится необходимым изменение принципа взаимодействия государства и кризисных центров, осуществляющих правовую и психологическую поддержку жертв преступлений, с созданием условий субсидирования этой деятельности за государственный счет. В связи с активным развитием сферы высоких технологий становится возможным использование достижений научно-технического прогресса в профилактических целях на двухвекторной основе: в первую очередь, в направлении создания безопасного и комфортного существования маломобильным группам населения и иным лицам, беспомощное

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

состояние которых не вызывает сомнений, а во-вторых, в части индивидуальной профилактики и установления особых требований к поведению лиц, отбывавших наказание за совершение преступлений в отношении таких потерпевших.

Список литературы:

[1] Варыгин А.Н., Матушкин П.А. Побои и истязания в структуре российской преступности // Проблемы правоохранительной деятельности. -2018. - № 1.

[2] Зуев В.И. Правоохранительная деятельность как функция правого государства // Вестник Оренбургского государственного университета. -2012. - № 3.

[3] Иванов Д.А. Досудебный порядок возмещения вреда, причиненного преступлением: теоретические и правовые особенности, проблемы правоприменения: дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.09. / Иванов Д.А. - М., 2018.

[4] Ильяшенко А.Н. Борьба с насильственной преступностью в семье: монография. - М.: ВНИИ МВД России, 2003.

[5] Инструкция о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений : утв. приказом МВД России от 17.01.2006 № 19 (по сост. на 09.12.2019) // СПС «Консультант плюс» [электронный ресурс] - Режим доступа: URL:http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base =LAW;n=129872;dst=0;ts=88365309F043C0786A2F 45672C534D1E;rnd=0.1961956932209432 (Дата обращения: 06.04.2020)

[6] Степаненко Ю.В. Правоохранительная деятельность: вопросы теории // Актуальные вопросы публичного права. Научно-практический журнал. - 2014. - № 4.

[7] Тарасов Ю.А. Роль и место МВД как субъекта и объекта государственного контроля в системе предупреждения преступлений // Российский следователь. - 2013. - № 20.

[8] Шикула И.Р. Уголовно-правовая охрана прав и свобод потерпевшего, находящегося в беспомощном состоянии, от насильственных пре-

ступлений: проблемы теории и практики: Монография - М.: Юрлитинформ, - 2020.- 240 с.

Spisok literatury:

[1] Varygin A.N., Matushkin P.A. Poboi i istyaza-niya v strukture rossijskoj prestupnosti // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. - 2018. - № 1.

[2] Zuev V.I. Pravoohranitel'naya deyatel'nost' kak funkciya pravogo gosudarstva // Vestnik Oren-burgskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. -№ 3.

[3] Ivanov D.A. Dosudebnyj poryadok vozmesh-cheniya vreda, prichinennogo prestupleniem: teoret-icheskie i pravovye osobennosti, problemy pravo-primeneniya: dis. ... dokt. yurid. nauk: 12.00.09. / Ivanov D.A. - M., 2018.

[4] Il'yashenko A.N. Bor'ba s nasil'stvennoj prestupnost'yu v sem'e: monografiya. - M.: VNII MVD Rossii, 2003.

[5] Instrukciya o deyatel'nosti organov vnutren-nih del po preduprezhdeniyu prestuplenij : utv. prika-zom MVD Rossii ot 17.01.2006 № 19 (po sost. na

09.12.2019) // SPS «Konsul'tant plyus» [elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL:http://base.consult-ant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=-doc;base=LAW;n=129872;dst=0;ts=88365309F-043C0786A2F45672C534D1E; rnd=0.1961956932209432 (Data obrashcheniya:

06.04.2020)

[6] Stepanenko Yu.V. Pravoohranitel'naya deyatel'nost': voprosy teorii // Aktual'nye voprosy publichnogo prava. Nauchno-prakticheskij zhurnal. -2014. - № 4.

[7] Tarasov Yu.A. Rol' i mesto MVD kak sub-»ekta i ob»ekta gosudarstvennogo kontrolya v sisteme preduprezhdeniya prestuplenij // Rossijskij sle-dovatel'. - 2013. - № 20.

[8] Shikula I.R. Ugolovno-pravovaya ohrana prav i svobod poterpevshego, nahodyashchegosya v bespomoshchnom sostoyanii, ot nasil'stvennyh prestuplenij: problemy teorii i praktiki: Monografiya -M.: YUrlitinform, - 2020.- 240 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.