DOI 10.24411 /2076-1503-2021-10146 ШИКУЛА Ильмира Рифкатьевна,
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин школы права института права и управления ГАОУ ВО МГПУ,
кандидат юридических наук, доцент;
Заведующий кафедрой Уголовного права и процесса АНОВО «Московский международный университет», кандидат юридических наук, доцент, е-mail: [email protected]
АФАНАСЬЕВА Светлана Анатольевна,
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин школы права института права и управления ГАОУ ВО МГПУ,
кандидат юридических наук, доцент, е-mail: [email protected]
ТОПОРКОВА Марина Константиновна,
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин школы права института права и управления ГАОУ ВО МГПУ,
кандидат юридических наук, доцент, е-mail: [email protected]
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ В ОТНОШЕНИИ ПОТЕРПЕВШЕГО В БЕСПОМОЩНОМ СОСТОЯНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы предупреждения преступности в отношении прав и свобод потерпевшего, находящегося в беспомощном состоянии, в отечественной и зарубежной доктрине, вопросы виктимологической профилактики насильственных преступлений, совершаемых в отношении данной категории лиц. не в полной мере разработанные конкретные рекомендации по вопросам квалификации преступлений, совершаемых в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии, создают определенные препятствия в уголовно-правовой охране их прав и свобод.
Ключевые слова: уголовно-правовая охрана, защита лица в беспомощном состоянии, насильственные преступления, виктимологическая профилактика, потерпевшие, виктим-ность, уголовная политика.
SHIKULA Ilmira Rifkatievna,
associate professor of the Department of State Legal Disciplines of the School of Law of the Institute of Law and Management of the State Pedagogical Institute of Moscow State Pedagogical University, candidate of legal sciences, associate professor; Head of the Department of Criminal Law and Process, ANOVO Moscow International University,
Ph.D. in Law, Associate Professor
AFANASYEVA Svetlana Anatolyevna,
associate professor of the Department of State Legal Disciplines of the School of Law of the Institute of Law and Management of the State Pedagogical Institute of Moscow State Pedagogical University,
candidate of legal sciences, associate professor
TOPORKOVA Marina Konstantinovna,
associate professor of the Department of State Legal Disciplines of the School of Law of the Institute of Law and Management of the State Pedagogical Institute of Moscow State Pedagogical University,
candidate of legal sciences, associate professor
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
PREVENTION OF CRIME AGAINST THE VICTIM IN A HELPLESS STATE: PROBLEMS AND PROSPECTS FOR DEVELOPMENT
Annotation. The article deals with the actual problems of crime prevention in relation to the rights and freedoms of the victim, who is in a helpless state, in the domestic and foreign doctrine, the issues of victimological prevention of violent crimes committed against this category of persons. not fully developed specific recommendations on the qualification of crimes committed against persons in a helpless state create certain obstacles in the criminal legal protection of their rights and freedoms.
Key words: criminal law protection, protection of a person in a helpless state, violent crimes, victimological prevention, victims, victimization, criminal policy.
Предупреждение преступлений является одной из актуальных задач противодействия преступности, при том условии, что полная нейтрализация насильственной преступности объективно невозможна, профилактические мероприятия, позволяющие снизить риски виктимизации лиц, находящихся в беспомощном состоянии, а равно усилить возможное выявление готовящихся или потенциально возможных преступлений в отношении них, приобретают существенное значение, поскольку предупреждение преступности имеет тесную связь с криминологическим измерением ее состояния и динамики, необходимо обратить внимание на то, что объективная информация о фактических показателях, характеризующих статистическую картину и основные параметры противоправного поведения в отношении потерпевших, находящихся в беспомощном состоянии, является труднодоступной.
Во-первых, хотя статистические данные такого рода никак не могут составлять государственную или иную охраняемую законом тайну (при условии обезличивания и сохранения персональных данных), они не обнародуются для ознакомления в открытых источниках. Хотя в последние годы информация о количестве зарегистрированных преступлений стала намного доступнее и раскрывается, в том числе, на официальных сайтах в сети «Интернет», данные о количестве потерпевших, находящихся в беспомощном состоянии, не раскрываются. Это представляется негативным обстоятельством, поскольку при совершении резонансных преступлений в отношении такого круга лиц, интенсивность общественного обсуждения становится крайне высокой. Для характеристики неудовлетворительной работы в области профилактики таких деяний используются отрывочные сведения, которыми располагают независимые исследователи или представители некоммерческих организаций (например, оказывающих помощь детям, пострадавшим от насилия). В силу их неполноты создается недо-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
стоверная картина, которая становится достоянием общественности. Это вредит имиджу правоохранительных органов. Для решения данной проблемы требуется опубликование сведений о качественных характеристиках жертв преступлений: это имело бы превентивный эффект, укрепляло бы доверие к правоохранительной системе, способствовало бы повышению ее информационной открытости.
Во-вторых, негативными деформациями страдает и статистический учет сведений о лицах, пострадавших от противоправных действий. С одной стороны, с 2006 г. информация о потерпевших отражается в двух статистических карточках - формы № 5 и формы № 1., при том условии, что она содержит половозрастные характеристики лиц, пострадавших от преступных действий, ее недостаточно для исчисления уровня виктимиза-ции населения. собирать дополнительно, она доступна из обвинительного заключения, в котором указан пункт, часть статьи и статья Особенной части УК РФ, в соответствии с которой квалифицированы действия обвиняемого.
В современный период вопрос о расширенном учете информации о личности потерпевшего уже был предметом научных исследований, и можно поддержать высказанные идеи относительно его будущих перспектив.
Соглашаясь с тем, что учет нравственно-психологических, ролевых и иных субъективных качеств потерпевшего вряд ли возможен [4], можно предположить, что включение в перечень учитываемых сведений тех признаков потерпевшего, которые отражены в уголовно-правовых нормах (беременность, беспомощность, зависимость), вполне вероятно. Более того, при окончании расследования уголовного дела эту информацию не требуется.
Максимально широкое обнародование информации о количестве зарегистрированных преступлений в отношении потерпевших, находящихся в беспомощном состоянии, является актуальной насущной потребностью.
Во-первых, это свидетельствует о внимании, проявляемом правоохранительными органами к наиболее уязвимой части населения. Во-вторых, это формирует непримиримое отношение общества к лицам, совершающим такие преступления. В-третьих, - создает базу как для повышения осведомленности беспомощных лиц относительно рисков, возникающих во взаимосвязи с их состоянием, так и для минимизации «синдрома недоверия», возникающего на фоне стереотипа о невозможности или нежелании органов правоох-раны помогать им. Кроме того, в распоряжении общественности окажется полная и объективная, а не фрагментарная картина, охватывающая весь спектр противоправных действий, совершаемых в отношении таких потерпевших.
Формирование информационной базы об истинном количестве хотя бы зарегистрированных преступлений в отношении потерпевших, находящихся в беспомощном состоянии, в свою очередь, может стать фундаментом, на котором возможно выстроить систему их предупреждения.
Например, на формирование современных американской и английской моделей предупреждения преступности повлияли взгляды философа и правоведа Г. Шу, который одним из основных неотъемлемых прав человека понимает право на физическую безопасность, т.е. право не быть жертвой насильственных посягательств на жизнь, здоровье, половую свободу, право не быть убитым, искалеченным, изнасилованным [5]. Сам факт существования этого права ученый объясняет необходимостью обеспечить стандарт защиты тем людям, которые не в состоянии защитить себя самостоятельно. При том условии, что в США понятие защиты или обороны имеет намного более широкие пределы, чем в отечественном законодательстве, а возможности для их осуществления зачастую превышают соответствующую потребность, приводя к различным групповым насильственным эксцессам, в том числе, к массовым убийствам, концептуальный подход к определению права на физическую безопасность и гарантиям наделения им людей от рождения не может не вызывать симпатию.
В контексте повышения защищенности лиц, находящихся в беспомощном состоянии, право на физическую безопасность как комплекс неотъемлемых благ, принадлежащих каждому от рождения, приобретает особое значение, и чтобы гарантировать физическую безопасность лиц, находящихся в беспомощном состоянии, государство обязано реализовывать превентивную стратегию, минимизирующую возможности совершения преступления в отношении таких потерпевших.
комплексная система социального контроля должна объединять деятельность органов социальной защиты, медицинских организаций и пра-
воохранительных органов. Иными словами, должна быть создана информационная база, охватывающая круг лиц, признающихся носителями беспомощного состояния вследствие наличия заболевания или инвалидности, пожилого или малолетнего возраста, а также лиц, проживающих в неблагополучных семьях, как потенциально рискующих подвергнуться преступным действиям. Отдельным сегментом этой базы должен стать учет сведений о лицах, ставших жертвами насильственных преступлений. Целью ее создания мы видим формирование массива данных о количестве лиц, максимально подверженных риску вик-тимизации, об условиях их жизни и существующих кровно-родственных и иных социальных связей.
Профилактическое значение предлагаемой базы данных состоит в том, что в случае совершения преступления в отношении учтенного в ней лица правоохранительные органы смогут располагать сведениями о вероятном круге подозреваемых. Кроме того, на основании информации из нее лицам, находящимся в беспомощном состоянии, могут оказываться социальные услуги, а также осуществляться адресная поддержка. В целом социальное сопровождение лицам, находящимся в беспомощном состоянии, представляется необходимым не только в сфере уголовно-правовых отношений, но и за ее пределами.
В целях предотвращения виктимизации лиц, находящихся в беспомощном состоянии, требуется эффективная пропаганда стандартов безопасной коммуникации. В первую очередь, это касается малолетних и престарелых. В этом направлении могут использоваться все возможности, возникшие благодаря научно-техническому прогрессу (социальные сети, ресурсы сети «Интернет», средства дистанционного общения, «горячие линии»). Участие в этой деятельности благотворительных организаций является уже укоренившимся стереотипом, широко используемым в зарубежной практике [6], но ключевую роль в этом процессе должны играть государственные, а не общественные институты.
Вторая область приложения профилактических усилий - воздействие на лиц, уже совершивших преступления или имеющих потенциальную возможность их совершения. В дополнение к существующим контрольно-надзорным инструментам разумным видится создание особого профилактического учета, охватывающего субъектов, привлекавшихся к уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении потерпевших, находящихся в беспомощном состоянии. Особый профилактический «интерес» в данном случае представляют лица, совершившие преступления небольшой или средней тяжести (даже такие, в структуре составов которых беспомощный потерпевший не отражен), если уголовное
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
дело впоследствии было прекращено. Зачастую у них возникает иллюзия безнаказанности, особенно если жертва преступных действий из жалости или иных чувств проявила инициативу относительно окончания уголовного преследования. В этой связи во избежание продолжения преступного поведения постановка на профилактический учет и регулярное проведение профилактических бесед способствовало бы преодолению ложного представления о безнаказанности и сдерживало бы проявления агрессии.
Большую роль в предупреждении преступлений в отношении потерпевших, находящихся в беспомощном состоянии, играет постпенитенциарный контроль, который и в России, и в зарубежных странах подразумевает постановку наиболее опасных преступников на специальный учет и осуществление за ними надзора. Его результаты признаются учеными достаточными для того, чтобы существенно нивелировать повторное совершение насильственного преступления [7, 8]. Однако если совершение преступления в отношении лица, находящегося в беспомощном состоянии, закончилось его гибелью, вопрос о предупреждении его повторной виктимизации не возникает, а оценка риска совершения нового преступления в отношении потерпевшего, обладающего идентичными характеристиками, в полном объеме не проводится. Исключение составляют лица, страдающие расстройством сексуального предпочтения, среди которых, тем не менее, рецидив традиционно высок [2].
Из этого следует, что постпенитенциарный надзор за такими осужденными должен осуществляться более интенсивно, с применением комплекса средств, позволяющих контролировать перемещение лица и его образ жизни. Кроме того, заслуживает внимания, например, американский опыт установления публичного надзора за лицами, признанными опасными сексуальными преступниками (англ. sexually dangerous persons). Процедура установления надзора включает проведение судебного заседания, по итогам которого лицо признается сексуально опасным, и назначение конкретного должностного лица, которое будет курировать этого человека после его освобождения из мест лишения свободы. В отечественных исследованиях этот опыт признается положительным [1], и, соглашаясь с этим, следует добавить, что лица, страдающие расстройством сексуального предпочтения (педофилией), являются опаснейшими из преступников, совершающих противоправные действия в отношении потерпевших, находящихся в беспомощном состоянии, поэтому меры предупреждения совершения ими нового преступления должны быть сконцентрированы на недопущении рецидива. Помимо раннего выявле-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021
ния педофилии, в пользу которого уже приведено достаточно аргументов [3], необходима активная разработка мер безопасности, применимых к таким лицам после освобождения от наказания.
На сегодняшний день к таковым можно отнести: административный надзор, установление обязательного амбулаторного наблюдения и лечения у психиатра и ограничения в сфере занятия профессиональной деятельностью (например, педагогической).
Новые вызовы, возникающие в жизни общества, неизбежно порождают и дополнительные риски криминогенного характера. Как известно, в 2020 году практически все государства мира столкнулись с необходимостью обеспечения карантинных и изоляционных мер на фоне распространения пандемии коронавируса, при этом миллионы людей на всей планете оказались в условиях длительного пребывания в замкнутом пространстве, что привело к обострению многих конфликтов и психологической дестабилизации. Естественно, это затронуло и наиболее уязвимые группы населения.
Так, в условиях изоляции риски, связанные с домашним насилием, в том числе, в отношении лиц, находящихся в беспомощном состоянии, многократно увеличиваются. Это обстоятельство было констатировано и в России (где за апрель-май 2020 г. количество обращений за психологической и юридической помощью выросло, по данным Уполномоченного по правам человека Т.Н. Москальковой, в 2-2,5 раза), и в зарубежных государствах, при этом сформировался положительный опыт, достойный использования в национальных механизмах предупреждения насилия в семейно-бытовых отношениях.
Кроме того, в отечественных криминологических исследованиях сложились некоторые общие подходы к повышению защищенности лиц, находящихся в беспомощном состоянии, и ряд из них обладает схожими недостатками. Корень этих недостатков видится в смещении акцентов на защиту прав и свобод вероятного потерпевшего и прогностическом осмыслении необходимости установления круга правоограничений, затрагивающих не только субъектов, осуждавшихся за совершение преступлений, но и лиц, обладающих потенциальной (неподтвержденной объективно) возможностью совершения преступлений. Соответственно, при реализации теоретических подходов в законотворческой деятельности должен быть найден баланс интересов, позволяющий обеспечить действие универсального принципа юридического равенства.
Таким образом, в целях предупреждения преступлений в отношении потерпевших, находящихся в беспомощном состоянии, необходимо
повышение информационной открытости сведений о состоянии и динамике этой части преступности. В этой связи необходимо, чтобы данные сведения официально опубликовывались в открытых источниках, что имело бы воспитательную роль и позволило бы поддерживать в обществе объективное представление о способности правоохранительной системы обезопасить наиболее уязвимые группы населения.
В дополнение к существующим контрольно-надзорным инструментам, существующим в российском законодательстве и получившим одобрение отечественных криминологов, разумным видится создание особого профилактического учета, охватывающего субъектов, привлекавшихся к уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении потерпевших, находящихся в беспомощном состоянии. Постановка на такой учет лиц, уголовное преследование которых было прекращено в связи с примирением с потерпевшим, позволит преодолеть «иллюзию безнаказанности», под влиянием которой они могут совершить более тяжкое преступление.
Вследствие ситуационных особенностей совершения преступлений и их насильственного характера потерпевшие, находящиеся в беспомощном состоянии, образуют особый тип жертвы, для которой имманентно присуща пассивная модель поведения, выражающаяся в неспособности (невозможности) оказать сопротивление посягательству, именно качества, характеризующие беспомощное состояние, становятся основными детерминантами, генерирующими совершение преступления в отношении таких потерпевших. Их влияние на виктимогенную ситуацию может быть расценено как более сильное, нежели воздействие иных (социально-экономических, культурных, нравственных и др.) детерминант.
Таким образом, в современной зарубежной криминологии и в отечественных криминологических исследованиях сложились некоторые общие подходы к повышению защищенности лиц, находящихся в беспомощном состоянии, и ряд из них обладает схожими недостатками. Корень этих недостатков видится в смещении акцентов на защиту прав и свобод вероятного потерпевшего и прогностическом осмыслении необходимости установления круга правоограничений, затрагивающих не только субъектов, осужденных за совершение преступлений, но и лиц, обладающих потенциальной (неподтвержденной объективно) возможностью совершения преступлений. Соответственно, при реализации теоретических подходов в законотворческой деятельности должен быть найден баланс интересов, позволяющий обеспечить действие универсального принципа юридического равенства.
Список литературы:
[1] Авдалян А.Я. Противодействие сексуальным преступлениям, совершаемым в Соединенных штатах Америки // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 5. - С. 85-90.
[2] Антонова Е.Ю. Педофилия: лечить или наказывать? // Всероссийский криминологический журнал. - 2018. - Т. 12. - № 6. - С. 865-873.
[3] Берзин Б.Ю., Копытова К.С. Управленческая диагностика насилия над детьми: опыт эмпирического исследования // Вопросы управления. - 2014. - № 5. - С. 184-195.
[4] Виктимологическая характеристика региональной преступности и ее предупреждение / под ред. проф. А.Л. Репецкой. - М.: Academia, 2009. - С. 254.
[5] Shue H. Basic rights. Subsistence, affluence and U.S. foreign policy. - Princeton: Princeton University press, 1980. - P. 19-20.
[6] Mayne J.T., Ambrose K.T. Research review on anger in psychotherapy // Psychotherapy in practice. - 2009. - Vol. 55. - P. 353-363.
[7] Сергеев Д.Н. Специальная регистрация как форма постпенитенциарного контроля // Вестник Омского университета. Серия «Право». -2016. - № 1. - С. 203-209;
[8] Шанина А.А. Регистрация лиц, совершивших преступления сексуального характера, в США // Пенитенциарная наука. - 2017. - № 1. - С. 38-43.
Spisok literatury:
[1] Avdalyan A.YA. Protivodejstvie seksual'nym prestupleniyam, sovershaemym v Soedinennyh shtatah Ameriki // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2014. - № 5. - S. 85-90.
[2] Antonova E.Yu. Pedofiliya: lechit' ili nakazyvat'? // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. - 2018. - T. 12. - № 6. - S. 865-873.
[3] Berzin B.Yu., Kopytova K.S. Upravlencheskaya diagnostika nasiliya nad det'mi: opyt empiricheskogo issledovaniya // Voprosy upravleniya. - 2014. - № 5. - S. 184-195.
[4] Viktimologicheskaya harakteristika regional'noj prestupnosti i ee preduprezhdenie / pod red. prof. A.L. Repeckoj. - M.: Academia, 2009. - S. 254.
[5] Shue H. Basic rights. Subsistence, affluence and U.S. foreign policy. - Princeton: Princeton University press, 1980. - P. 19-20.
[6] Mayne J.T., Ambrose K.T. Research review on anger in psychotherapy // Psychotherapy in practice. - 2009. - Vol. 55. - P. 353-363.
[7] Sergeev D.N. Special'naya registraciya kak forma postpenitenciarnogo kontrolya // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Pravo». - 2016. - № 1. - S. 203-209;
[8] Shanina A.A. Registraciya lic, sovershivshih prestupleniya seksual'nogo haraktera, v SSHA // Penitenciarnaya nauka. - 2017. - № 1. - S. 38-43.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 1 • 2021