УДК 343.214
Сафонова Анастасия Михайловна Ростовский филиал Российской таможенной академии
юридический факультет Россия, г. Ростов-на-Дону anastasiya [email protected] Anastasia Safonova Rostov branch Russian customs Academy
faculty of law Russia, Rostov-on-don
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В БЕСПОМОЩНОМ СОСТОЯНИИ Аннотация: в данной статье автором рассмотрено понятие «беспомощного состояния лица», категории лиц, относящихся к числу беспомощных, выделены наиболее актуальные вопросы уголовно-правовой охраны лиц, находящихся в данном состоянии, а также высказана собственная точка зрения относительно круга лиц, которых следует относить к категории беспомощных. Ключевые слова: беспомощное состояние потерпевшего, уголовно-правовая охрана лиц, отягчающие обстоятельства, состояние сильного опьянения, состояние сна.
CURRENT ISSUES OF CRIMINAL LAW PROTECTION OF PERSONS IN A
HELPLESS STATE
Annotation: in this article, the author considers the concept of "helpless state of a
person", categories of persons belonging to the helpless, highlights the most pressing
issues of criminal law protection of persons in this state, and also expresses his own
point of view regarding the circle of persons who should be classified as helpless.
Key words: helpless state of the victim, criminal-legal protection of persons,
aggravating circumstances, state of strong intoxication, state of sleep. 1000
i Ш
Охрана лиц, находящихся в беспомощном состоянии, является весьма актуальной темой, так как значительное количество потерпевших относится именно к этой категории, что говорит о необходимости ее более интенсивной охраны, в том числе средствами уголовно-правового реагирования.
Под уголовно-правовой охраной лиц, которые не в силах противостоять преступлениям с применением насилия, следует понимать совокупность государственных мероприятий, ориентированных на защиту потерпевших уголовно-правовыми средствами.
Следует отметить, что охрана прав потерпевших является одной из важнейших задач государства. Ее сущность заключается в закреплении возможности их обеспечения преимущественно в моменты невозможности лицом реализовывать субъективные права и обязанности в связи с их беспомощностью. К таким лицам можно отнести, например, имеющих физические недостатки, страдающих различными тяжелыми заболеваниями, в том числе психическими расстройствами, малолетних и престарелых [1, с. 24]. Данная категория граждан находится в легкоуязвимом положении, поэтому требуется их усиленная защита со стороны государства, его органов и различных структур.
Как известно, беспомощное состояние человека может проявляться в различных формах, например, потеря сознания из-за болезни, стресса и т.п., но находясь в любом из этих состояний лицо подвержено опасности, ведь редко бывает, когда можно прийти в сознание самостоятельно, чаще всего необходима помощь со стороны профессионалов. И именно в момент невозможности выразить свою воли, человек может стать объектом преступного посягательства.
Вместе с тем, в соответствии с уголовным законодательством, почти каждое преступление, посягающее на жизнь, здоровье, достоинство личности, на личную собственность граждан, против общественного порядка и военной службы может случиться в отношении беспомощного потерпевшего. Также
стоит учитывать тот факт, что общество находится в постоянном развитии, в связи с этим образуются новые формы преступных проявлений, которые связаны с использованием беспомощного состояния лица. Соответственно, все вышесказанное требует определенной реакции со стороны государства.
В свою очередь, следует отметить, что совершение деяния относительно лица, находящегося в беспомощном состоянии, причисляется к отягчающим обстоятельствам, что указано в п. «з» ч. 1 ст. 63 УК РФ. Что касается определения понятия «беспомощное состояние потерпевшего», то в юридической науке оно еще в полной мере не сформировано, хотя публикации, посвященные исследованию соответствующих составов, имеются [2, с. 304]. В связи с этим при квалификации преступлений могут по-разному оценивать наличие состояния беспомощности.
Учитывая изложенное, актуальным видится точное и четкое определение исследуемого состояния. Некоторые авторы под беспомощным состоянием потерпевшего предлагают понимать физическое, психическое или психофизиологическое состояние человека, при котором он лишен способности принимать меры, необходимые для самосохранения, в момент преступного посягательства на его жизнь, что вызвано тяжким заболеванием, психическим расстройством, возрастом, умственной неразвитостью или бессознательным состоянием, иными внешними факторами [3, с. 78].
Также в судебной практике можно встретить следующее определение беспомощного состояния - «неспособность лица в силу физического или психического состояния защитить себя, оказать активное сопротивление виновному, когда последний, совершая преступное посягательство, осознает это обстоятельство» [4].
Опираясь на вышеизложенное определение, можно сказать, что очень важным фактором является то, что на лицо, совершающее преступление, возлагается долг осознания беспомощного состояния, а не на потерпевшего.
Вопрос, касающийся категорий лиц, которые находятся в беспомощном состоянии, вызывает достаточно неспокойную реакцию множества ученых, так как каждый из них обладает субъективным мнением.
Поэтому рассмотрим категории лиц, которые находятся в беспомощном состоянии:
1. Лица, имеющие физиологическую беспомощность, то есть тяжелобольные и престарелые, малолетние дети.
2. Лица, страдающие психическими расстройствами, то есть, когда в их отношении совершалось преступление, а они не понимали, что происходит, какие последствия последуют и т.п.
3. Лица, находящиеся в состоянии сильного опьянения (алкогольного, наркотического), в тех случаях, когда данное состояние не дает возможность потерпевшему проявить сопротивление преступнику или защитить себя.
4. Лица, находящиеся в состоянии биологического или гипнотического сна (гипноз — это неестественное кратковременное «отключение» сознательно-волевой системы человека и подчинение ее другому) [5, с. 55].
Положения пунктов 3 и 4 являются противоречивыми и не нашли общего признания со стороны ученых-правоведов по сей день. Можно обнаружить две точки зрения относительно оценки этих состояний:
1. Часть ученых считает, что в состоянии сильного алкогольного и наркотического опьянения лицо не может нормально ориентироваться в пространстве. А при биологическом или гипнотическом сне лицо находится в физиологическом состоянии, то есть у него сниженная реакция на все происходящее вокруг него, предполагается, что это вызвано замедлением ритма биения сердца и мышцы, на тот момент, максимально расслаблены. Поэтому названные два условия можно отнести к беспомощным состоянием [6, с. 98].
2. Остальная часть ученых считает, что в состоянии сильного алкогольного и наркотического опьянения лицо может адекватно оценить обстановку, а во время биологического или гипнотического сна существует возможность
сопротивляться совершаемому преступлению, поэтому данные условия не следует признавать в качестве беспомощного состояния.
Из этого следует, что имеет место потребность в нахождении компромисса между учеными и закрепление в уголовном законодательстве наиболее верного положения, на наш взгляд, таковым является признание в качестве беспомощного состояния сильного алкогольного и наркотического опьянения, биологического или гипнотического сна.
В заключении хотелось бы сказать, что комплексное применение существующих государственных мер, возможностей виктимологической профилактики, ориентированных на уголовно-правовую охрану лиц, находящихся в беспомощном состоянии от насильственных преступлений, в совокупности с иными мерами предупредительного воздействия, будет содействовать уменьшению уровня преступности и стабилизации криминогенной обстановки в Российской Федерации.
Список литературы:
1. Михалутина А.М. Проблемы квалификации преступлений против лиц, находящихся в беспомощном состоянии // Вестник науки и образования. № 19(73). 2019. С. 23-25.
2. Подройкина И.А., Боев А.В. О проблеме привлечения к уголовной ответственности за оставление в опасности // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 4. С. 304-307.
3. Шикула И.Р. Теоретические и практические проблемы определения понятия «беспомощное состояние» в уголовном праве России // Вестник Казанского юридического института МВД России. № 3(25). 2016. С. 78-81.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.1999 N 1 (ред. от 03.03.2015) «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 3, март 1999.
5. Уголовное право. Т. 2 Особенная часть: учебник для академического бакалавриата // И. А. Подройкина, Е. В. Серегина, С. И. Улезько; ответственный редактор И. А. Подройкина, Е. В. Серегина, С. И. Улезько. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2017. 993 с.
6. Шикула И.Р. Уголовно-правовые критерии оценки беспомощного состояния потерпевшего // Международный научно-исследовательский журнал. № 6(37). 2015. С. 97-99.