Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ‚ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ‚ ЗАЩИЩЕННОСТЬ‚ РЕГИОН‚ УГРОЗЫ / SECURITY / ECONOMIC SECURITY / REGION / THREATS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тараканова Л.А., Цишковский Д.С.

В статье рассмотрены доктринальные взгляды относительно понятия «экономическая безопасность»‚ его законодательная регламентация. Так же существуют различные подходы и к понятию экономической безопасности. Освещены проблемы‚ связанные с обеспечением экономической безопасности в региональном аспекте. Рассмотрены концептуальные положения в сфере экономической безопасности сформулированы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020. Проведен анализ норм российского законодательства показывает‚ что дефиниция «безопасность» была регламентирована в ранее действовавшем Законе РФ.The article deals with doctrinal views on the concept of "economic security", its legislative regulation. There are also different approaches to the notion of economic security. The problems connected with ensuring economic security in the regional aspect are highlighted. The conceptual provisions in the field of economic security are outlined in the Concept of Long-Term Social and Economic Development of the Russian Federation and the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020. Analysis of the norms of Russian legislation shows that the definition of "security" was regulated in the previous Act The Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Л.А. Тараканова

старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, Кубанский социально-экономический институт

L.A. Tarakanova The senior teacher of chair of civil law and process Kuban socio-economic Institute (tla1710@mail. ru 89184442624)

Д. С. Цишковский Студент 2 курса юридического факультета, Кубанский социально-экономический институт

D.S. Tseshkovskyi 2nd year student of the faculty of law Kuban socio-economic Institute (tla1710@mail. ru 89184442624)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены доктринальные взгляды относительно понятия «экономическая безопасность», его законодательная регламентация. Так же существуют различные подходы и к понятию экономической безопасности. Освещены проблемы, связанные с обеспечением экономической безопасности в региональном аспекте. Рассмотрены концептуальные положения в сфере экономической безопасности сформулированы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020. Проведен анализ норм российского законодательства показывает, что дефиниция «безопасность» была регламентирована в ранее действовавшем Законе РФ.

Annotation. The article deals with doctrinal views on the concept of "economic security", its legislative regulation. There are also different approaches to the notion of economic security. The problems connected with ensuring economic security in the regional aspect are highlighted. The conceptual provisions in the field of economic security are outlined in the Concept of Long-Term Social and Economic Development of the Russian Federation and the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020. Analysis of the norms of Russian legislation shows that the definition of "security" was regulated in the previous Act The Russian Federation.

Ключевые слова: безопасность, экономическая безопасность, защищенность, регион, угрозы.

Key words: security, economic security, security, region, threats.

В словаре С.И. Ожегова слово «безопасность» означает «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности»[14]. В отечественной доктрине отсутствует единый взгляд относительно этого понятия. Так, А. Петренко полагает, что в отдельных источниках безопасность представлена как качество конкретной системы, которое определяет ее возможность и способность к самосохранению. Помимо этого ее можно рассматривать как комплекс гарантий, который делает возможным стабильное развитие и охрану от внешних и внутренних угроз [16.Л.95]

Анализ норм российского законодательства показывает, что дефиниция «безопасность» была регламентирована в ранее действовавшем Законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1[2], в соответствии с которым, она определялась в качестве состояния защищенности жизненно важных интересов общества, государства, граждан от внешних и внутренних угроз.

В настоящее время в Федеральном законе «О безопасности»[5] официальная трактовка понятия «безопасность» отсутствует, в ст. 1 лишь сказано, что дан-

ным законом регулируется деятельность по обеспечению безопасности и названы ее виды - безопасность государства, общества, экологическая безопасность, безопасность граждан, другие виды, регламентированные законодательством России. Право граждан на безопасность обеспечено нормами главы 2 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ)[1].

Существуют различные подходы и к понятию экономической безопасности. С точки зрения Л.И. Абалкина экономическая безопасность представляет собой положение экономической системы, позволяющей ей развиваться динамично и эффективно, соответственно, достигать социальные задачи, а государство может разрабатывать и реализовывать независимую экономическую политику [8].

Законодательная дефиниция «экономическая безопасность» была сформулирована в ст. 2 ранее действовавшего Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» [3] как состояние экономики, которое обеспечивает должный уровень социального, политического и оборонного существования и эффективного развития России, неуязвимость и независимость экономических интересов нашей страны относительно внешних и внутренних угроз. В дальнейшем в Федеральном законе от 08 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [4] произошел отказ от данного определения, а в качестве цели правового акта названы основы защиты экономических интересов РФ (ст.1).

Стоит отметить, что концептуальные положения в сфере экономической безопасности сформулированы в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) [7] и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее -Стратегия) [6].

В Концепции обозначены пути и способы обеспечения повышения благосостояния граждан, национальной безопасности, динамического развития экономики РФ до 2020 г. В Стратегии национальная безопасность сформулирована в качестве положения защищенности человека, общества и страны от внутренних и внешних угроз, позволяющих гарантировать конституционные права, свободы, интересы граждан, хорошие качество и уровень их жизни, суверенитет, территориальную целостность и стабильное развитие РФ, оборону и безопасность страны (п. 6 ст. 1). Исходя из этого объектами экономической безопасности считаются личность, общество, государство и соответствующие элементы экономической системы. Реализация Стратегии призвана обеспечить условия, гарантирующие цели национальной безопасности, т.е. обеспечить:

защиту прав граждан, улучшение уровня и качества их жизни, которые, в свою очередь, обеспечивают спокойствие в обществе;

эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных вопросов, вытекающих из национальных интересов;

существенное влияние на процессы, происходящие в мире, которые затрагивают национальные интересы России.

При макроэкономическом анализе экономической безопасности, как правило, выделяют такие составляющие как экономическая независимость, устойчивость и стабильность российской экономики; возможность саморазвития и прогресса. Экономическая независимость представляет собой необходимость реализации мер государственного контроля за использованием национальных ресурсов, способность России обеспечить отечественные конкурентные преимущества для равноправного участия в торговле на международном рынке. Устойчивость и стабильность как вторая составляющая национальной безопасности означает обеспечение прочности всех элементов экономической системы, состояние защищенности хозяйствующих субъектов, сдерживание отрицательного влияния дестабили-

зирующих факторов. Под гарантиями саморазвития и прогресса понимается возможность самостоятельно защищать интересы государства, осуществлять благоприятный инвестиционно-инновационный климат, повышать интеллектуальный потенциал государства [10. Л. 15].

Ключевым элементом для большинства дефиниций экономической безопасности можно считать термин «защищенность», поскольку многие авторы рассматривают безопасность экономической деятельности как состояние защищенности жизнедеятельности общества и его структур [15. Л.94].

Экономическая безопасность России в результате большой протяженности границ и федеративного устройства нашей страны, имеет важное значение при характеристике ее в региональном аспекте [13. Л. 218]. Особенности экономического развития РФ обеспечивают надежную защиту и предоставляют возможность достаточно оперативно реагировать на кризисные явления, своевременно осуществлять нейтрализацию угроз и поддерживать экономическую безопасность региона.

Существует различная трактовка понятия «экономическая безопасность» применительно к региональному уровню (данный уровень обычно сводят к пониманию субъекта РФ). В научной литературе по данной проблематике используются такие термины как «региональная безопасность», «экономическая безопасность региона». Так, Башкунов А.А. региональную безопасность характеризует как состояние защищенности однородного (в системе мононационального государства) и неоднородного (в системе многонационального государства) геосоцио-полиса [9. Л.28].

Д.К. Дьячковский считает, что для субъектов РФ региональная экономическая безопасность отображает, в первую очередь, способность органов власти и общества обеспечить устойчивое развитие в рамках региональной экономики, принимая его за целостную и законченную структуру, которая объясняется спецификой условий жизнедеятельности и обитания населения определенного региона по сравнению с общими условиями государства, в котором находится этот регион [11. Л.47].

Л.К. Самойлова определяет экономическую безопасность региона как его способность выявлять условия для эффективного производства и создания социального благополучия граждан, влиять на стабильность экономических внутрирегиональных и межрегиональных отношений, повышать самостоятельность в ликвидации локальных проблем. Помимо этого, она включает в себя подсистему защиты, составляющие которой направлены на предупреждение и дальнейшее противодействие различным видам угроз [17. Л. 46].

Система обеспечения экономической безопасности отдельного региона должна реализовываться по следующим критериям:

- обеспечение экономической стабильности;

- поддержание сбалансированности экономической системы;

- создание необходимого уровня саморазвития региона;

- увеличение объема необходимых внедрений, инноваций;

- использование иностранных инвестиций;

- расширение производства товаров и оказания услуг;

- создание конкурентоспособности предприятий, как на внутреннем, так и на мировом рынках.

Однако регион не может считаться в полной мере самостоятельным субъектом экономических отношений и в своей деятельности непосредственно подчиняется федеральному центру, поскольку регион должен проводить свою экономическую политику, согласуя ее с федеральной. После принятия Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период

до 2020 года субъектами РФ разработаны либо усовершенствованы существующие принятые собственные стратегии социально-экономического развития.

Обеспечение экономической безопасности региона зависит от многих условий: географическое положение, климат, степень социально-экономического развития. Объектами экономической безопасности регионов выступают вся их территория со всеми входящими элементами экономики. Типологии региона во многом зависит от производственной специализации. В частности, Краснодарский край является агропромышленным регионом и устойчивость его системы экономической безопасности от обеспечения отраслей АПК, ввиду их роли в отраслевой структуре региона. Основными угрозами здесь могут являться неблагоприятные природные явления, колебание рыночных цен, проблемы сбыта и т.д.

Механизм обеспечения экономической безопасности региона следует основывать на осуществлении планомерного мониторинга состояния экономической безопасности субъекта РФ, прогнозирования дестабилизирующих факторов, установлении потенциала для успешного социально-экономического развития. Такой механизм предполагает трансформацию модели, осуществляющей взаимосвязь с мировым хозяйством. В качестве потенциальной возможности развития экономики страны следует рассматривать увеличение национального дохода, увеличение производительности труда и усиление конкурентоспособности российской экономики.

Повышение благосостояния граждан, снижение уровня бедности на основе динамичного и экономического роста названы ключевыми направлениями в Концепции социально-экономического развития РФ на период до 2020 года. Для решения названных задач необходимы институциональные преобразования, структурная модернизация отраслей экономики, создание благоприятного инвестиционного климата.

Существенной проблемой в сфере экономического роста в целом и обеспечения экономической безопасности является слабая нормативная база, низкий уровень функционирования судебной системы. Необходимы меры, направленные на создание регламентированных требований в сфере экономической безопасности. Прежде всего, это связано с реформированием государственной службы, установления четкого регламента деятельности государственных органов.

Усилению экономической безопасности региона необходимы совершенствование государственного регулирования экономического роста путем реализации концепции экономической безопасности региона и разработки программных документов регионального планирования, создания комплексной системы контроля над рискам. Для этого требуется осуществление активной антиинфляционной, валютной, денежно-кредитной бюджетной политики, которая выражается в импортозамещении и поддержки реального сектора экономики, стимулировании и поддержки рынка инноваций, наукоемкой продукции, развитии эффективных технологий.

Таким образом, экономическая безопасность региона означает его способность осуществлять собственную экономическую политику благодаря своим внутренним ресурсам. Как отмечает А.А. Коновалов, региональная система обеспечения экономической безопасности означает совокупность условий и факторов, институтов и механизмов, которые направлены на защиту экономических интересов субъекта РФ, совершенствование сферы жизнедеятельности его населения [12. Л. 62].

Для преодоления внешних и внутренних угроз на уровне региона требуется:

- определить негативные воздействия (внутренние и внешние);

- выявить составляющие ущерба социально-экономической системе субъекта РФ;

- установить приемлемый уровень экономической безопасности региона, т.е. определенный уровень благосостояния населения;

- спрогнозировать возможность наступления негативных воздействий;

- разработать и реализовывать мероприятия по противодействию негативным воздействиям.

В результате проведенного анализа существующих воззрений на понятие экономической безопасности следует назвать такую общую характеристику как защищенность национальной экономики от «влияния внешних и внутренних угроз». В свою очередь, экономическая безопасность региона означает состояние социально-экономической системы субъекта РФ путем противодействия влиянию внешних и внутренних угроз. Критерием оценки подобного состояния может служить благосостояние населения.

Среди механизмов, которые обеспечивают, социально-экономическое развитие регионов, можно назвать государственные программы РФ и Федеральные целевые программы, ориентированные не только на конкретный регион, но и на отдельную отрасль народного хозяйства. Помимо этого реализуются зоны опережающего развития, создаются особые экономические зоны, основные условия развития составляют различные льготы (налоговые, таможенные), минимизация административных барьеров, инфраструктурное и кадровое обеспечение с помощью региональных ресурсов. Управление развитием региона может производиться с использованием широкого круга действий, с помощью которых администрация региона стимулирует развитие его экономики, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для различных видов экономической активности, в которых заинтересовано население. Источники:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993

года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 года № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ)

2. О безопасности: закон РФ от 05 марта 1992 г. № 2446-1. Документ утратил силу.

3. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: федеральный закон от 13

октября 1995 г. № 157-ФЗ Документ утратил силу.

4. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федеральный

закон от 08 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г. № 233-ФЗ)

5. О безопасности: федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 05 октября

2015 г. № 285-ФЗ)

6. О стратегии национальной безопасности: указ Президента Российской Федерации от

31декабря 2015 г. № 683

7. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации

на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»): распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 10 февраля 2017 г. № 172)

8. Абалкин Л.И. Стратегический ответ России на вызовы нового века: монография. М., 2007.

605 с.

9. Башкунов А.А. Социально-политическая безопасность региона Российской Федерации:

состояние и тенденции // Право и политика. 2007. № 8. С. 28-33.

10. Глустенков И.В. Формирование эффективной системы экономической безопасности регионов России: дисс. ...канд. эк. наук. М., 2016.

11. Дьячковский Д.К. Региональный аспект экономической безопасности Российской Федерации: на примере Республики Саха (Якутия): дисс. ... к.э.н. Якутск, 2002.

12. Коновалов А.А. Обеспечение экономической безопасности региона // Ростовский научный журнал. 2017. № 4. С. 62-67.

13. Моисеев П.С. Специфика экономической безопасности регионов // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 12 (46). С. 218-222.

14. Ожегов С.И. Словарь русского языка. URL: https://slovar.cc/rus/oiegov/583867.html (дата обращения: 10.11.2017).

15. Орлова А.В. Эволюция понятия «экономическая безопасность» // Научные ведомости Белгородского государственного университета.2012. № 19-1. Т 24. С. 93-97.

16. Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. М., 1994. 203 с.

17. Самойлова Л.К. Методические аспекты оценки экономической безопасности региона: по материалам Оренбургской области: дисс. ... к.э.н. СПб, 2004.

Sources:

1. The Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12, 1993 (tak-

ing into account the amendments introduced by the RF Laws on Amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008 No. 6-FKZ, dated December 30, 2008 No. 7-FKZ, dated February 05, 2014 year No. 2-FKZ, from July 21, 2014 No. 11-FKZ)

2. On security: the law of the Russian Federation of March 5, 1992 No. 2446-1. The document has

lost its force.

3. On state regulation of foreign trade: Federal Law of October 13, 1995 No. 157-FZ The document

has lost its force.

4. On the fundamentals of state regulation of foreign trade: Federal Law No. 164-FZ of December 8,

2003 (as amended on July 13, 2015 No. 233-FZ)

5. On Security: Federal Law No. 390-FZ of December 28, 2010 (as amended on October 05, 2015,

No. 285-FZ)

6. On the National Security Strategy: Presidential Decree No. 683 of December 31, 2015

7. On the Concept of Long-Term Social and Economic Development of the Russian Federation for

the period up to 2020 (together with the "Concept of Long-Term Social and Economic Development of the Russian Federation for the Period to 2020"): the Decree of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008. No. 1662-r (as amended on February 10, 2017, No. 172)

8. Abalkin LI Russia's strategic response to the challenges of the new century: a monograph. Mos-

cow, 2007. 605 p.

9. AA Bashkunov. Social and political security of the Russian Federation region: state and trends //

Law and Politics. 2007. № 8. P. 28-33.

10. Glustenkov I.V. Formation of an effective system of economic security of Russian regions: diss. ... cand. eq. sciences. M., 2016.

11. Dyachkovsky D.K. Regional aspect of economic security of the Russian Federation: on the example of the Republic of Sakha (Yakutia): diss. ... Ph.D. Yakutsk, 2002.

12. Konovalov AA Providing the economic security of the region / / Rostov scientific journal. 2017. № 4. P. 62-67.

13. Moiseev PS Specificity of economic security of regions // Socio-economic phenomena and processes. 2012. No. 12 (46). Pp. 218-222.

14. Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. URL: https://slovar.cc/eng/ojegov/583867.html (date of circulation: 10.11.2017).

15. Orlova A.V. Evolution of the concept of "economic security" / / Scientific bulletins of Belgorod State University. No. 19-1. T 24. S. 93-97.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Petrenko A. Safety in communication of a business person. M., 1994. 203 p.

17. Samoylova L.K. Methodical aspects of assessing the economic security of the region: based on the materials of the Orenburg region: diss. ... Ph.D. SPb, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.