ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
Абдуллаева В.С.,
к.э.н., доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права, криминологии, РГЭУ (РИНХ) E-mail: viksana-1234@yandex. ru Захарченко Е.С.,
к.э.н., доцент кафедры финансового мониторинга и финансовых рынков, РГЭУ (РИНХ) E-mail: [email protected]
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
В работе пойдет речь об экономической безопасности Российской Федерации: представлена иерархическая структура понятий «экономическая безопасность», «финансовая безопасность», «налоговая безопасность», отражены подходы к их определениям. Приведена статистика экономических преступлений в Российской Федерации, указаны их последствия. Проведенный анализ практики по противодействию налоговым преступлениям позволил авторам выделить наиболее эффективные меры борьбы с нарушениями налогового законодательства в Российской Федерации.
Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовая безопасность, налоговая безопасность, налоговые преступления, способы предупреждения налоговых правонарушений.
Abdullaeva V.S., Zakharchenko E.S.
TAX CRIMES COUNTERACTION AS THE WAY TO PROVIDE NATIONAL FINANCIAL SECURITY
The article is a review of Russian Federation economic security. There is a hierarchy of such definitions as economic security, financial security, tax security, their approach to defining is given. Economic crimes statistics and their consequences are also given in
this article. Analysis on tax crimes counteraction practice gave the authors a chance to identify the most effective ways to prevent tax legislation violation in Russian Federation.
Keywords: economic security, financial security, tax security, tax crimes, ways to prevent tax offenses.
В Российской Федерации в настоящее время происходит сложный процесс создания и развития новых экономических отношений, целью которых является построение фундаментальной основы эффективного государства в целом посредством обеспечения его экономической безопасности.
Понятие «экономическая безопасность», его сущность и состав широко представлены в научных трудах российских и зарубежных исследователей (см. рис. 1), однако вне зависимости от авторского подхода к определению данной категории в качестве основных понятий выступает возможность реализации интересов государства и нивелирования опасности, что, как представляется, и связано с обострением противоречий между государствами, международными организациями и сетевыми институтами.
Кроме того, в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года также приводится определение экономической безопасности как состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [1].
Таким образом, экономическая безопасность - важнейшая характеристика экономической системы государства, определяющая ее способность поддерживать условия для нормальной жизнедеятельности населения, стабильно обеспечивать ресурсами субъектов экономической деятельности. Экономическая безопасность государства имеет сложную структуру, являясь одновременно составной частью национальной безопасности (рис. 2). При этом понятие «экономическая безопасность» включает в себя «финансовую безопасность».
Рисунок 1 - Многообразие подходов к определению категории экономическая безопасность Источник: составлено авторами
Рисунок 2 - Структура национальной безопасности государства Источник: составлено авторами
Состояние финансовой системы государства является индикатором его экономической безопасности, а понятие «финансовая безопасность» используется в российской экономической литературе около 20 лет в связи с изменениям угроз в финансовой
системе Российской Федерации. В связи с тем что 20 лет - недостаточно большой срок понятие «финансовая безопасность» на сегодняшний дискуссионно: в научной литературе единая точка зрения отсутствует. Многообразие понятий финансовой безопасности
представлено в таблице 1. Кроме того, авторы достаточно часто отождествляют эконо-
мическую и финансовую безопасность.
Таблица 1 - Наиболее распространенные определения понятия «финансовая безопасность» в экономической литературе
Автор
В. Сенчагов
М. Арсентьев
В. Бурцев
В. Охапкин
В. Гапоненко
л
т
и
о
I
и «
С
о
м <и ю
к
«
в о
и
I
«
I
е
такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов
составная часть экономической безопасности страны, основанная на независимости, эффективности и конкурентоспособности финансово-кредитной системы Российской Федерации, представленной системой показателей и критериев ее состояния, характеризующих сбалансированность финансов, достаточную ликвидность активов и наличия необходимых валютных, золотых, денежных и т.д. резервов_
состояние экономики, при котором обеспечивается формирование положительных государственных финансовых потоков в объемах, необходимых для выполнения государственных задач и функций
безопасность, которая имеет влияние на все отрасли экономики государства
состояние финансово-кредитной сферы, которое характеризуется сбалансированностью, устойчивостью к внутренним и внешним негативным воздействиям, способностью этой сферы обеспечивать эффективное функционирование национальной экономической системы и экономический рост
Источник: составлено авторами по данным:[2-5]
Как видно из таблицы, приведенные определения трактуют финансовую безопасность государства через какой-либо определенный отдельный аспект, в то время как необходим комплексный подход к определению понятия «финансовая безопасность» через следующую систему показателей:
- независимость и конкурентоспособность финансово-кредитной сферы государства;
- защищенность интересов на различных уровнях финансовых отношений;
- состояние тарифной, таможенной, валютной, финансовой, налоговой, бюджетной, расчетной, денежно-кредитной, банковской, инвестиционной и фондовой систем;
- состояние финансовых потоков в экономике.
Система финансовой безопасности государства представлена на рисунке 3.
На сегодняшний день угрозу для финансовой безопасности Российской Феде-
рации представляют налоговые преступления. Следует констатировать, что уровень преступности, связанной с предпринимательской деятельностью и с уплатой налогов и сборов с физических лиц, ущерб от которых исчисляется многими миллионами рублей, приблизительно одинаков, снижаясь незначительно.
Статистика экономических преступлений в Российской Федерации с 2013 по 2017 гг. представлена на рисунке 4.
На сегодняшний день последствия налоговых преступлений, а также их взаимосвязь с аналогичными правонарушениями являются одной из основных внутренних угроз финансовой, а как следствие, экономической безопасности Российской Федерации: на каждые 2 рубля официальной заработной платы приходится 1 рубль, укрываемый от налогов - масштаб причиненного ущерба в 2014 г. составил более 19 млрд руб. [8].
Рисунок 3 - Подсистемы финансовой безопасности государства Источник: составлено авторами по [6]
Данные за весь календарный год, тыс.
Данные за сопоставимый период с ян_варя по ноябрь, тыс._
1601 100 50
_
✓ ✓
✓
106 104 102 100
у ■
✓ А
2013 2014 2015 2016
2016
2017
Рисунок 4 - Количество выявленных профильными подразделениями органов внутренних дел экономических преступлений, тыс. шт. Источник: составлено авторами по данным [7]
В результате неисполнения налогоплательщиками своих обязательств бюджеты всех уровней недополучают до 40% налоговых поступлений. В 2015 году возмещенный ущерб по результатам расследования налоговых преступлений составил 15 млрд руб.[9].
Таким образом, хотелось бы подробно остановиться в рамках данной статьи на понятии налоговой безопасности и факторов, необходимых для ее укрепления.
Налоговая безопасность - состояние, в котором обеспечивается оптимальный объем налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в соответствии с провозглашенной экономической доктриной при условии оптимизации уровня налогообложения. Показателями налоговой безопасности представляется, в первую очередь, эффективность налоговой политики, оптимально объединяющая фискальные интересы государства, а также индивидуальные
0
и корпоративные интересы налогоплательщиков.
Налоговая система Российской Федерации на сегодняшний день включает более 50 видов федеральных, региональных и местных налогов. Для каждого из видов налогов существует определенный режим правового регулирования, срок уплаты, правила начисления и уплаты, а зачастую и своего налогоплательщика.
Общественная опасность уклонения от уплаты налогов представляется, в первую очередь, в умышленном уклонении от исполнения обязанности физических и юридических лиц уплачивать
установленные налоги и сборы, приводящая к непоступлению средств в бюджеты всех уровней.
Принимая во внимание тот факт, что отношения, возникающие в процессе исчисления и уплаты налогов и сборов, строятся на подчинении и являются, своего рода, административными, уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов всегда приводит к причинению ущерба государственному управлению в сфере осуществления контроля за исчислением и уплатой налогов, сборов и взносов в государственные внебюджетные фонды.
В связи с ежегодно увеличивающимся масштабом налоговых преступлений возрастает их общественная опасность из-за постоянного появления новых, латентных способов совершения, посягающих на основы экономических общественных отношений. Так, по фактам уклонения от уплаты налогов с физических лиц (по ст. 198 УК РФ) в 2014 году в Следственный комитет России поступило 7572 сообщения о налоговых преступлениях, из которых: по 1836 было принято решение о возбуждении уголовного дела, 1685 (с повторными) уголовным делам окончено производством, 831 (с повторными) - прекращено.
Способами уклонения от уплаты налогов, по которым возможно наказание в соответствии с Уголовным кодексом РФ являются:
• непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным;
• включение в налоговую декларацию (иные документы) заведомо ложных сведений[10].
Основной проблемой в борьбе с неуплатой налогов и (или) сборов до сих пор остается сбор веских доказательств, осложняющийся тщательным планированием и подготовкой преступления.
На основании этого главной целью представляется защита от преступных деяний в налоговой сфере посредством совершенствования уголовного законодательства РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение задач, в числе которых следует на законодательном уровне учитывать сущность налоговых преступлений - неправомерное сокрытие доходов (прибыли) от налогообложения, имеющее корыстную мотивацию. Специфика преступлений данного вида заключается в том, что здесь наличествует факт непередачи/неполной передачи части своего дохода/прибыли в бюджеты разных уровней в виде налога и нарушения интересов всех граждан страны, в связи с тем что фактически происходит отчуждение части дохода бюджета, что также является угрозой финансовой безопасности страны через подрыв бюджетной безопасности (см. рис. 3).
Причина и условие совершаемых налоговых преступлений кроются в пробелах и противоречиях в законодательной системе, в то же время причины иных преступлений видятся в облегчении уклонения от уплаты налогов или сокрытия его следов. Поэтому изучение проблем, связанных с разработкой мер по противодействию этим преступлениям, на настоящий момент является еще одной важной задачей.
Конституционный суд РФ разъяснил, что меры ответственности за налоговые правонарушения имеют карательный характер и предусматривают наказание за противоправное действие, совершенное умышленно, или по неосторожности. Следовательно, при возбуждении дела о преступлении в сфере налогообложения
доказыванию подлежит непосредственно факт совершения преступления и степень вины преступника. Именно «вина» является одной из главных составляющих налогового преступления и обязательным элементом его юридического состава.
Необходимо разработать единый подход к уголовно-правовой характеристике преступлений, ввиду отсутствия единого мнения по отдельным положениям среди ученых. В связи с имеющимся многообразием способов уклонения от уплаты налогов для усиления борьбы с ними в целях повышения финансовой безопасности страны рекомендуется принимать следующие меры:
1) в области уголовной политики: повсеместное внедрение целевых программ
по борьбе с уклонением от уплаты налогов на базе изучения и прогнозирования критических ситуаций, учета выявленных изменений в способах противоправных действий;
2) в области правоприменения: устранение ошибок в квалификации налоговых преступлений;
3) в области профилактики: проведение бесед, семинаров с руководителями предприятий, индивидуальными предпринимателями.
Повышение эффективности борьбы с уклонением от уплаты налогов, а следовательно, и финансовой безопасности государства зависит от создания обоснованной системы противодействия, представленной на рисунке 5.
Специальное предупреждение: устранение причин и условий на групповом и индивидуальном уровнях путем целенаправленной предупредительной деятельности с населением
Общее предупреждение: воздействие на ее причины при решении общих социальных, экономических, политических задач
Рисунок 5 - Система обеспечения налоговой безопасности государства
С экономической точки зрения представляется целесообразной оптимизация налоговых ставок. Данная мера направлена на снижение сложности и практической невозможности деятельности предпринимателей без уклонения от уплаты налогов в условиях действующих ставок. Необходимо постоянное совершенствование налоговой системы во исполнение повышения экономической безопасности государства.
Кроме того, важна задача повышения финансовой просвещенности населения: налогоплательщики должны быть уверены, что государство оптимально расходует
налоговые поступления через реализацию прозрачного бюджета всех уровней.
Проведенный анализ уголовно-правовой и криминологической характеристик уклонения от уплаты налогов физическими лицами предоставляет возможность для определения основных направлений, способствующих повышению эффективности системы правовых и организационно-правовых мер предупреждению и противоборству изучаемых налоговых преступлений.
Совершенствование налогового контроля за физическими лицами должно реа-лизовываться при условии модернизации
всей налоговой системы, под которой понимают расширение применения практического опыта при проведении камеральных и выездных проверок, обобщение и использование зарубежной практики реализации контроля за уплатой налогов физическими лицами. На данный момент не
существует однозначного определения понятия «пресечение правонарушений», а также раскрыто законодательно содержание понятия «предупреждение» административных правонарушений. Виды предупреждения налоговых правонарушений представлены на рисунке 6.
Взыскание
Пресечение
Предотвращение
Профилактика
Рисунок 6 - Способы предупреждения налоговых правонарушений
Следует отметить, что пресечение как вид предупреждения налогового правонарушения характеризуется воспрепятствованием продолжению начавшегося правонарушения с применением необходимых мер к правонарушителю.
Учитывая изложенное, эффективное противодействие уклонению от уплаты налогов не может быть обеспечено только за счет уголовно-правового воздействия. В соответствии с поправками к Уголовному кодексу РФ, вступившими в силу в октябре
2014 года, уголовное дело по ст. 198 может быть возбуждено без участия налоговых органов. Как следствие, в первой половине
2015 года зафиксирован резкий рост количества налоговых уголовных дел (на 70%), уголовное преследование по которым заканчивается реальным лишением свободы, в то время как до 2014 года была возможность уплаты штрафа.
Отсюда следует, что необходимо создавать новый, соответствующий современным условиям комплекс мер организационного и правового характера по предупреждению пресечения ухода от налогообложения. Важно применение согласованных мер административного и финансово-
го контроля за операциями физических лиц, связанными с денежными средствами и имуществом, а также установление ответственности за нарушение правил ведения таких операций [11].
Таким образом, представляется необходимым уделить внимание общим методам борьбы с неуплатой налогов, которые должны быть направлены на устранение причин неуплаты налогов: средства политического характера - использование налогов только в финансовых, а не в политических целях; средства экономического характера - установление справедливого налогового бремени в условиях нестабильной экономической конъюнктуры и др. Все же большее значение в нынешней ситуации имеют средства морального воздействия. Суть главного из них заключается в развитии налоговой пропаганды, повышающей уровень налоговой морали плательщика (здесь имеется в виду восприятие им осуществлению фискальных платежей с меньшим сопротивлением).
Судебно-следственная практика также свидетельствует о том, что применение только уголовных и административных методов не может решить проблему нало-
говых правонарушений. Продуманная налоговая политика предполагает применение мер политического характера. Суть таких мер видится, в первую очередь, в формировании налоговой культуры посредством повышения финансовой грамотности населения, а также в профилактике налоговых правонарушений.
Следует более активно использовать такой прием как «налоговая выгода» и непосредственно ввести это определение в НК РФ. Налоговая выгода представляется величиной экономии по налогам, которая формируется вследствие налоговой оптимизации, основывающейся на использовании законных прав налогоплательщика и всех условий применения налогового законодательства, которая предполагает уменьшение размера налоговой нагрузки, являясь следствием экономически оправданных действий добросовестного налогоплательщика.
Необходимо представить перечень следующих способов борьбы с налоговыми преступлениями для обеспечения экономической безопасности государства:
-совершенствование законодательной и нормативной базы, способствующее закрытию «лазеек», используемых с целью уклонения от уплаты налогов;
-ужесточение меры ответственности за нарушения налогового законодательства;
-создание нового, современного комплекса мер, организационного и правового характера по предупреждению и пресечению уклонения от налогообложения (обязанность субъекта проходить регистрацию в налоговом органе, представлять необходимые для исчисления и уплаты налога документы и др.) [12];
-предупреждение негативных тенденций развития скрытого сектора в определенной отрасли экономики: снижение доли скрытого сектора с помощью экономического стимулирования и управления налоговой нагрузкой через особую систему профилактики из следующих элементов:
1) оперативно-профилактические мероприятия на предприятиях, в учреждениях и др. (повышение финансовой грамотности всех граждан Российской Федерации);
2) индивидуальная профилактика налоговых преступлений (меры в отношении конкретного лица);
3) контроль за исполнением ранее внесенных представлений и информации по профилактике преступлений в сфере экономики [13].
Налоговые преступления относят к числу наиболее опасных преступных деяний, в связи с тем что наносят вред финансовой безопасности страны, а следовательно, и всему обществу, усложняя, в первую очередь, материальное положение граждан, находящихся на бюджетном финансировании или получающих социальные пособия из государственных внебюджетных фондов. Поэтому важно детально разрабатывать вопросы ответственности за указанные преступления и вырабатывать действенные меры по их предупреждению и пресечению. Кроме того, представляется приоритетным непрерывное повышение финансовой грамотности населения как способ профилактики налоговых правонарушений в целях укрепления финансовой безопасности Российской Федерации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208// режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921
2. Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности России // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - №1
3. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность. Производство. Финансы. Банки. - М.: Финстатинформ, 1998. - 172 с.
4. Охапкин В.П. О роли финансовой безопасности банковской системы в экономической безопасности государства: методологические основы решения // Актуальные проблемы экономики и права. -2012. - № 3. - С. 182-189.
5. Гапоненко В.Ф., Маргиев З.В. Экономическая и финансовая безопасность как важнейшая функция государства в современных условиях // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. -№ 12. - С. 165-169.
6. Финансовая безопасность России: методические материалы / Ш.М. Магомедов, Л.В. Иваницкая, М.В. Каратаев, М.В. Чистякова. - Москва: РАЕН, 2016. - 60 с.
7. Состояние преступности: Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:/^^/folder/101762/item/11830347/
8. Коновод А.А. Расследование уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук (12.00.12) / Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина. -Краснодар, 2016.- 31 с.
9. Расширенное заседание коллегии Следственного Комитета России 26.02.2016: Официальный сайт Следственного Комитета России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sledcom.ru/tags/item/131?page=6
10. Грачев Ю.В. Уголовное право России. Особенная часть : учебник. М.: КОНТРАКТ: ИНФРА-М, 2014. - 169 с.
11. Соловьев И.Н. О совершенствовании уголовной политики в налоговой сфере // Пробелы в российском законодательстве. - 2013. - № 2. - С. 141.
12. Перекрестова Л.В., Васильева М.В., Чухнина Г.Я. Мероприятия по пресечению налоговых преступлений и уклонений от уплаты налогов физическими лицами // Финансы и кредит. - 2013. -№ 15 (543). - С. 48-49.
13. Авдийский В.И., Трунцев-ский Ю.В. Организация предупреждения правонарушений в сфере экономики : учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. - 127 с.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Strategy of economic security of the Russian Federation for the period until 2030 [Electronic resource]: Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 No. 208 // access mode: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921
2. Burtsev V.V. Factors of financial security in Russia // Management in Russia and abroad. - 2001. - №1.
3. Senchagov V.K. Economic security. Production. Finance. Banks. - M.: Finstatinform, 1998. - 172 p.
4. Okhapkin V.P. On the role of financial security of the banking system in the economic security of the state: the methodological foundations of the solution // Actual problems of economics and law. - 2012. - № 3. - P. 182-189.
5. Gaponenko V.F., Margiev Z.V. Economic and financial security as the most important function of the state in modern // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2013. -No. 12. - P. 165-169.
6. Financial security of Russia: methodical materials / Sh.M. Magomedov, L.V. Ivan-itskaya, M.V. Karataev, M.V. Chistyakov. -Moscow: RANS, 2016. - 60 p.
7. The state of crime: The official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation [Electronic resource]. -access mode: https: //md.rf/folder/101762/ item/11830347/
8. Konovod A.A. Investigation of evasion from payment of taxes and (or) charges from a physical person: the author's abstract. dis. to the soisk. uch. step. Cand. jurid. Sciences (12.00.12) / Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina. - Krasnodar, 2016. - 31 p.
9. Extended meeting of the board of the Investigative Committee of Russia 02/26/2016: Official site of the Investigative Committee of Russia [Electronic resource]. -access mode: http://sledcom.ru/tags/item/ 131?page=6
10. Grachev Yu.V. The Criminal Law of Russia. Special part : textbook. M.: CONTRACT: INFRA-M, 2014. - 169 p.
11. Soloviev I.N. On the improvement of criminal policy in the tax sphere // Gaps in the Russian Legislation. - 2013. - № 2. - p. 141.
12. Perekrestova L.V., Vasi-lyeva M.V., Chukhnina G.Ya. Measures to suppress tax crimes and tax evasion by individuals // Finance and credit. - 2013. - № 15 (543). - P. 48-49.
13. Avdijsky V.I., Trontsevsky Yu.V. Organization of prevention of violations in the sphere of economics : textbook for bachelors. M.: Yurayt, 2013. - 127 p.