Научная статья на тему 'Угрозы безопасности образовательного учреждения'

Угрозы безопасности образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1696
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / УРОВНИ БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY / SECURITY OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION / THREATS TO THE SECURITY / LEVELS OF SECURITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Павлов Вадим Николаевич, Какадий Игорь Иванович

Одной из наиболее актуальных тем в российской образовательной среде является безопасность образовательной среды и ее угрозы. Авторами была проведена работа по изучению нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также работ других исследователей данной проблемы. Были выявлены основные подходы к понятию «безопасность», выделены «субъект» и «объект» безопасности, а также рассмотрено их взаимодействие, изучены уровни безопасности. Авторы разделяют угрозы безопасности образовательного процесса на внутренние, к которым можно отнести личностные, организационные, и групповые, а также внешние: экономические, политические, криминогенные, экологические и биологические.One of the most topical issues in the Russian educational environment is the security of the educational environment and its threats. The authors carried out work on the study of legal acts of the Russian Federation, as well as the work of other researchers of this problem. The main approaches to the concept of “security” were identified, the “subject” and “object” of security were identified, and their interaction was considered, and the security levels were studied. The authors divide threats to the security of the educational process into internal, which can include personal, organizational and group as well as external: economic, political, criminal, environmental and biological.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Угрозы безопасности образовательного учреждения»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №6. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/55

УДК 37.07 https://doi.org/10.33619/2414-2948/55/40

УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

©Павлов В. Н., Московский государственный психолого-педагогический университет,

г. Москва, Россия, artohater@gmail.com ©Какадий И. И., ORCID: 0000-0002-4000-8985, SPIN-код: 8529-1186, канд. воен. наук, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, Россия,

kii606@mail.ru

THREATS TO THE SECURITY OF AN EDUCATIONAL INSTITUTION

©Pavlov V., Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia,

artohater@gmail.com ©Kakadiy I., ORCID: 0000-0002-4000-8985, SPIN-code: 8529-1186, Ph.D.,

Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia, kii606@mail.ru

Аннотация. Одной из наиболее актуальных тем в российской образовательной среде является безопасность образовательной среды и ее угрозы. Авторами была проведена работа по изучению нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также работ других исследователей данной проблемы. Были выявлены основные подходы к понятию «безопасность», выделены «субъект» и «объект» безопасности, а также рассмотрено их взаимодействие, изучены уровни безопасности. Авторы разделяют угрозы безопасности образовательного процесса на внутренние, к которым можно отнести личностные, организационные, и групповые, а также внешние: экономические, политические, криминогенные, экологические и биологические.

Abstract. One of the most topical issues in the Russian educational environment is the security of the educational environment and its threats. The authors carried out work on the study of legal acts of the Russian Federation, as well as the work of other researchers of this problem. The main approaches to the concept of "security" were identified, the "subject" and "object" of security were identified, and their interaction was considered, and the security levels were studied. The authors divide threats to the security of the educational process into internal, which can include personal, organizational and group as well as external: economic, political, criminal, environmental and biological.

Ключевые слова: безопасность, безопасность образовательной организации, угрозы безопасности, уровни безопасности.

Keywords: security, security of an educational institution, threats to the security, levels of security.

В России образовательные организации обязаны обеспечивать безопасность образовательной среды, это закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3 [1]. Согласно ему, любое образовательное учреждение должно обеспечить комфортную и при этом безопасную среду, и это является одним из ключевых показателей эффективности образовательного учреждения.

Для анализа по теме исследования были использованы следующие ресурсы: информационные материалы органов власти, нормативно-правовые документы, а также

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №6. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/55

научные работы других авторов, посвященные изучению безопасности образовательных организаций. Методологическая база исследования предполагает использование методов анализа, теоретического обобщения, описания и обработки данных.

Можно выделить четыре основных подхода к понятию «безопасность», сложившихся в отечественной науке:

1. безопасность как состояние, направление развития и условие жизнедеятельности общества;

2. безопасность как защита общества от угроз;

3. безопасность как деятельность;

4. безопасность как часть психологической составляющей социума или отдельного индивида [2].

Согласно первому подходу, безопасность — это такое состояние жизнедеятельности общества, при котором ни одно из присущих данному социуму качеств не нарушено, не нарушено налаженное функционирование, а также происходит развитие ключевых качеств данного общества.

В Федеральном законе Российской Федерации «О безопасности» в редакции от 25.12.1992 №4235-1 данный подход описывался наиболее полно: «Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [3] (на данный момент этот закон утратил силу и ему на смену пришел Федеральный закон «О безопасности» №390-Ф3 от 28.12.2010).

Возведение в абсолют принципа самосохранения неизбежно приведет личность, социум, или, как в нашем случае, коллектив образовательного учреждения к застою и последующему неизбежному упадку и деградации. Основная сложность, возникающая при управлении безопасностью — обеспечить достаточный уровень защищенности, при этом не нарушив развития, являющегося неотъемлемой частью жизнедеятельности. Именно поэтому безопасность более относительная, нежели абсолютна.

Таким образом, развитие и безопасность являются взаимосвязанными процессами, или состояниями в жизни социума. Однако безопасность, в сравнении с развитием - вторична, и является лишь его обеспечением, и не должна препятствовать качественным и количественным изменениям.

Со вторым подходом напрямую связано понятие «государственная безопасность», представляющее собой состояние защищенности от воздействия внешних и внутренних угроз. Наиболее подробно изучить вышеупомянутое понятие можно изучить в Федеральном законе «О безопасности» №390-Ф3 от 28.12.2010 [4].

Однако, изучение понятия «безопасность» только через термины, связанные с защитой неправильно, так как сильно сужают изначальный смысл, ведь защита предполагает только отражение и внутренних, и внешних угроз, а понятие безопасности более глубокое и предполагает прогнозирование, анализ, оценку угроз, а также разработку и применение мер по устранению угроз. Поэтому не стоит концентрировать внимание только на термине «защиты», который является лишь одной из многочисленных составляющих понятия «безопасность».

Следующий из подходов связан с отражением любых угроз для конкретного индивида, или всего социума в целом. Здесь «безопасность» рассматривается как процесс, или деятельность, не позволяющая подвергнуть личность или общество уничтожению, остановить процесс развития, или разрушению каких-либо ценностей или сложившихся устоев.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №6. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/55

Последний из вышеперечисленных подходов обуславливается потребностью каждого индивида в создании вокруг него ощущения защищенности, и представляет из себя безопасность с психологической точки зрения.

Если обобщить данные подходы, можно прийти к выводу, что понятие «безопасность» наиболее правильно изучать как сочетание нескольких явлений:

1. безопасность как отсутствие угроз и опасностей;

2. безопасность как возможность противостоять возникающим угрозам;

3. безопасность как способность восстановления первоначального состояния после отражения угроз;

4. безопасность в виде фундамента для полноценного и гармоничного развития социума.

Так что же такое «безопасность»? Можно дать сразу несколько определений, учитывая вышесказанное.

Во-первых, безопасность — состояние, которое характеризует положение человека, социума или государства во внешней среде. Данное определение — это значение понятия «безопасность» в узконаправленном смысле, и означает отсутствие опасности, и оно носит условный характер, ибо с ощущением абсолютной безопасности человек, общество, и тем более государство почти не встречается.

Во-вторых, безопасность — комплекс представлений, носящих сравнительную -оценочную характеристику реального и желаемого состояния индивида, социума или всего государства. В данном случае понятие «безопасность» можно трактовать двояко - как процесс, и результат процесса. Состояние безопасности это и осуществление функции защиты интересов человека, общества и государства, и одновременно и результат оной. Также можно рассмотреть понятие «безопасности» в контексте данного определения как определенные социальные отношения, формирующиеся на основе взаимного доверия сторон, и отсутствием у них корыстных и агрессивных целей [5].

В-третьих, безопасность — это одна из основополагающих целей, ради которой общество, государство и каждый отдельный человек прикладывают усилия. Безопасность становится внутренней ценностью как человека, так общества и государства, и реализация данной цели находит широкую поддержку в общественном сознании. Данная ценность является одной из фундаментальных для каждого человека на планете, вне зависимости от национальности, и, как и говорилось выше, закреплена во всех правовых актах о правах человека.

Изучив различные подходы к определению понятия «безопасность», стоит отметить, что важными составными элементами безопасности являются понятия «субъект» и «объект безопасности». Если описать их упрощенно, то субъектом безопасности является то, или что создает безопасные условия для того, кто пользуется им (объект безопасности) [6].

Для полноценного изучения угроз безопасности образовательной организации прежде всего необходимо выявить субъект и объекты безопасности. Объектами безопасности являются те, кто дает защиту субъектам, а субъектами безопасности, соответственно, являются нуждающиеся в защите от угроз.

Безопасность в образовательной организации можно отнести к групповой в глобальном понимании, при этом ее можно разделить на уровни:

-уровень учащихся;

-уровень педагогического коллектива;

-уровень администрации образовательного учреждения;

-уровень контролирующих и надзорных органов;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №6. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/55

-уровень государства.

В образовательной организации субъектами или объектами безопасности могут выступать:

-руководство образовательной организации;

-педагогический коллектив;

-профсоюз работников;

-контролирующие органы.

Первоочередной задачей всех перечисленных групп лиц является обеспечение безопасности образовательного процесса, и защита обучаемых от различных угроз и факторов риска.

Объектами же социальной безопасности выступают в первую очередь учащиеся. Все вышеперечисленные субъекты обеспечивают безопасный для них процесс передачи знаний, обмен опытом, и воспитательный процесс. Также, данные группы лиц тоже в тех или иных обстоятельствах могут выступать в роли объектов защиты [6]. При переходе с более низкого уровня на более высокие субъекты безопасности меняются ролями с объектами, например, учитель-субъект выступает в роли гаранта безопасности для обучаемого, а при рассмотрении более высокого уровня безопасности уже сам преподаватель выступает объектом защиты для администрации образовательного учреждения или профсоюза, дирекция образовательной организации является субъектом защиты государства и т. п.

Какие же угрозы и риски для безопасности существуют в образовательной организации? Их можно разделить на две категории: внутренние и внешние.

Основными внутренними угрозами являются:

Личностные — неподобающее поведение как учителей, так и учащихся: употребление алкогольных и психоактивных веществ, девиантное поведение, слабый интерес учителей к жизни обучаемых, несправедливая критика и оскорбления со стороны педагогов к ученикам, затрагивающая честь и достоинство учеников. Также в последнее время участились случаи вооруженного нападения учеников на свои же школы, в частности из-за конфликтов со сверстниками, или учителями, и почти всегда эти нападения заканчиваются несколькими жертвами из числа обучающихся и учителей. Самой известной из подобных ситуаций было массовое убийство в Керченском политехническом колледже, после которой во всех образовательных учреждениях были в разы усилены меры безопасности, также были улучшены меры по предупреждению подобных ситуаций, благодаря которым Федеральная Служба Безопасности предотвратила несколько случаев массшутинга в школах и колледжах, в том числе и повтор теракта в Керчи [7].

Организационные — плохо организованная система безопасности [8], слабая подготовка в вопросах безопасности и поведения в экстренных ситуациях, плохо проводимый процесс профилактики нарушений среди учеников. Как было сказано выше, за последние несколько лет система безопасности образовательных учреждения претерпевала изменения, позволяющие адекватно реагировать на угрозы в реальном времени, а также работать на опережение.

Групповые: конфликты среди учеников, расовая неприязнь и конфликты на национальной почве среди учащихся, возрастные особенности учащихся, такие как переходный возраст, буллинг, или запугивание, физическое насилие учащихся друг над другом.

Внешними угрозами для социальной безопасности образовательного учреждения являются:

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №6. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/55

Экономические — кризисы, недостаточное материальное обеспечение школы, недостаточная материальная мотивированность педагогов. В настоящее время проблема с недостаточным уровнем заработной платы педагогов осталась в прошлом, несмотря на намечающийся экономический и буйствующий эпидемиологический кризис зарплаты педагогов сохранены на прежнем уровне. Также из федерального, регионального и муниципального бюджетов регулярно назначаются дополнительные выплаты педагогам. Можно смело заявить, что на данный момент остается лишь проблема с недостаточным оснащением или состоянием материальной базы отдельных образовательных учреждений, но и она постепенно решается;

Политические — ущемление прав и свобод, террористические акты, общая нестабильность социума, массовые беспорядки и протестные акции, в которые вовлекается молодежь, недостаточный уровень патриотического воспитания, как на государственном уровне, так и на уровне школы. Для предотвращения подобных угроз безопасности в настоящее время на базе образовательных учреждений разворачиваются кружки патриотической, исторической а так же волонтерской направленности, деятельность которых направлена на более близкое знакомство учащихся с историей своей страны, помощь нуждающимся ветеранам боевых действий, а также на более близкое знакомство обучаемых с системой государственного и муниципального управления, в последствии позволяющее обучаемым стать ее частью;

Биологические и экологические — эпидемии, отравления продуктами питания, плохой контроль здоровья учащихся, плохая экологическая обстановка в регионе и стране в целом. На данный момент основную угрозу для образовательного процесса представляет вспышка коронавирусной инфекции, в связи с чем на федеральном уровне было принято решение о переводе всей образовательной системы на дистанционное обучение с использованием современных Интернет-технологий, видеосвязи и специализированных образовательных порталов как государственных, так и частных (Московская Электронная Школа, Zoom, Moodle, Фоксфорд, и т.д.). При этом для обучающихся, получающих различные льготы, в том числе и бесплатное питание льготы на период самоизоляции сохранены, родители получают выплаты на каждого ребенка, и получают продуктовые наборы;

Криминогенные: противоправные действия посторонних лиц, направленные на детей такие как похищение, воровство имущества учеников, любые насильственные действия, пропаганда психоактивных и алкогольных веществ, отрицательное влияние как молодежных субкультур, например, фанатские движения и молодежные субкультуры вроде эмо и готов. В последнее время тлетворное влияния на молодежь, особенно в восточных регионах Российской Федерации оказывают группы, связанные с настоящим криминалитетом, находящимся в местах лишения свободы [9].

Какие же основные предпосылки для проявления угроз и рисков для безопасности можно выделить?

-недостаточная компетенция отдельных учителей в сфере психологии и права [10];

-невозможность учеников реализовать свой потенциал в правильном направлении, из-за чего он направляется в деструктивное русло;

-плохой контроль со стороны государства за поведением учащихся;

-отсутствие полноценного патриотического воспитания на базе образовательных учреждений;

-разрушение нравственных и культурных основ, присущих нашей стране;

-общая атмосфера страха и депрессии в коллективе как учащихся, так и педагогов;

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №6. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/55

-негативная информационная повестка в обществе, средствах массовой информации и сети Интернет.

Перечисленные выше угрозы, риски, и предпосылки к разрушению безопасности образовательного учреждения в первую очередь относятся именно к ученикам. Угрозы безопасности для педагогического коллектива и администрации школы в первую очередь носят экономический характер (плохое материальное обеспечение, старые здания школ, отсутствие необходимого оборудования, а также плохой уровень подготовки кадров в целом).

Итак, проведенное авторами исследование показывает актуальность проблемы угроз безопасности образовательному процессу в Российской Федерации. Перечислены основные разновидности угроз, предпосылки к их возникновению, а также реагирование образовательных учреждений, надзорных органов и государства на возникающие проблемы.

Список литературы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (ред. от 01.03.2020) от 28.12.2010 https://clck.ru/Nxbbw

2. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Темпоральные аспекты психологической безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15. №3. С. 70-75. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2015-15-3-70-75

3. О безопасности. Официальный интернет-портал правовой информации https://clck.ru/NxbgE

4. Федеральный закон «О безопасности» №390-ФЗ от 28.12.2010 https://clck.ru/NxbhH

5. Гоббс Т. Левиафан. М.: РИПОЛ классик, 2017. 608 с.

6. Какадий И. И., Павлов В. Н. Субъекты и объекты социальной безопасности в образовательном учреждении // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №1. С. 321-324. https://doi.org/10.33619/2414- 2948/50/40

7. ФСБ предотвратила теракты в учебных заведениях Керчи // Российская газета. https://clck.ru/MEhAs

8. Какадий И. И., Беспалов О. Э., Белецкая О. О., Саратова А. А. Особенности управления безопасностью современной организации социальной сферы // Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т. 8. №2. С. 40. https://doi.org/10.15862/126EVN216

9. Рыженкова М. В., Савченко И. А. Проблема управления социальной безопасностью в образовательной организации // Научный журнал Дискурс. 2017. №5 (7). С. 145-152.

10. Анохина Е. В., Николаева А. А. Конфликтогенные зоны в образовательном учреждении как фактор безопасности учителя // Казанский педагогический журнал. 2019. №3 (134). С. 93-98.

References:

1. Federal Law On Education in the Russian Federation No. 273-ФЗ (as amended on 03/01/2020) dated 12/28/2010 https://clck.ru/Nxbbw

2. Krasnyanskaya, T. M., & Tylets, V. G. (2015). Temporal Aspects of Psychological Safety. Izvestiya of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 15(3). 7075. (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2015-15-3-70-75

3. On security. The official Internet portal of legal information https://clck.ru/NxbgE

4. Federal Law On Security No. 390-ФЗ dated 12/28/2010 https://clck.ru/NxbhH

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Gobbs, T. (2017). Leviafan. Moscow, 608.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №6. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/55

6. Kakadiy, I., & Pavlov, V. (2019). Subjects and Objects of Social Security in Educational Institution. Bulletin of Science and Practice, 6(1), 321-324. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414- 2948/50/40

7. FSB prevented terrorist attacks in educational institutions of Kerch. Rossiiskaya gazeta. https://clck.ru/MEhAs

8. Kakadii, I. I., Bespalov, O. E., Beletskaya, O. O., & Saratova, A. A. (2016). Features of the security management in the process of the modern organization of social sphere. World of science, 8(2), 40. (in Russian). https://doi.org/10.15862/126EVN216

9. Ryzhenkova, M. V., & Savchenko, I. A. (2017). Problema upravleniya sotsialnoy bezopasnostyu v obrazovatelnoy organizatsii. Nauchny zhurnalDiskurs, (5), 145-152. (in Russian).

10. Anokhina, Ye. V., & Nikolayeva, A. A. (2019). Conflictogenic zones in educational institution as a factor of safety of the teacher. Kazan Pedagogical Journal, (3), 93-98. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 11.05.2020 г. 16.05.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Павлов В. Н., Какадий И. И. Угрозы безопасности образовательного учреждения // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №6. С. 305-311. https://doi.org/10.33619/2414-2948/55/40

Cite as (APA):

Pavlov, V., & Kakadiy, I. (2020). Threats to the Security of an Educational Institution. Bulletin of Science and Practice, 6(6), 305-311. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/55/40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.