Научная статья на тему 'Влияние конфликтов в педагогическом коллективе на образовательный процесс'

Влияние конфликтов в педагогическом коллективе на образовательный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
704
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ / КОНФЛИКТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПЕДАГОГ / ОБРАЗОВАНИЕ / CONFLICT SITUATION / CONFLICT / TEACHING STAFF / TEACHER / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Вера Сергеевна

Данная статья посвящена изучению влияния конфликтов в педагогическом коллективе на образовательный процесс. Исследование основано на изучении существующих теоретических знаниях в данной сфере, понимании об обстоятельствах возникновения конфликтов в коллективе и методах их избегания, а также на практических навыках действий педагогов в конфликтных ситуациях.This article is devoted to the study of the influence of conflicts in the teaching staff on the educational process. The research is based on the study of existing theoretical knowledge in this field, understanding of the circumstances of conflicts in the team and methods of avoiding them, as well as on the practical skills of teachers’ actions in conflict situations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние конфликтов в педагогическом коллективе на образовательный процесс»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54

УДК 37 https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/65

ВЛИЯНИЕ КОНФЛИКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

©Беляева В. С., Московский государственный психолого-педагогический университет,

г. Москва, Россия, verkon.08@gmail.com

INFLUENCE OF CONFLICTS IN THE TEACHING STAFF ON THE EDUCATIONAL PROCESS

©Belyaeva V., Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia, verkon.08@gmail.com

Аннотация. Данная статья посвящена изучению влияния конфликтов в педагогическом коллективе на образовательный процесс. Исследование основано на изучении существующих теоретических знаниях в данной сфере, понимании об обстоятельствах возникновения конфликтов в коллективе и методах их избегания, а также на практических навыках действий педагогов в конфликтных ситуациях.

Abstract. This article is devoted to the study of the influence of conflicts in the teaching staff on the educational process. The research is based on the study of existing theoretical knowledge in this field, understanding of the circumstances of conflicts in the team and methods of avoiding them, as well as on the practical skills of teachers' actions in conflict situations.

Ключевые слова: конфликтная ситуация, конфликт, педагогический коллектив, педагог, образование.

Keywords: conflict situation, conflict, teaching staff, teacher, education.

Конфликты свойственны различным областям человеческой деятельности. Они считаются неотъемлемой частью взаимоотношений и, таким образом, существуют столько же, сколько живет на свете человек. Современная наука изучает конфликты как неминуемое социальное явление, следующее из свойств человеческой природы. Одним из направлений в педагогике является гуманистическое — оно направлено, первоначально, на ликвидацию авторитарных форм общения и исследование путей развития взаимоотношений на базе партнерства и сотрудничества [1]. Преподаватель обязан сформировать дружескую и благоприятную атмосферу в коллективе. На сегодняшний день наука скопила существенный багаж знаний, что дает возможность исследовать вопрос конфликта в различных условиях.

Конфликт присутствует в нашем мире практически повсеместно. Характер и виды инцидентов, появляющихся в школе, меняются от школы к школе [2]. Распространенный тип конфликтов — возникающий обычно между учащимися, с одной, и школьным руководством, с другой стороны. Нередко встречаются межличностные конфликты между учителями, а также учащимися в отношении причин различных норм и ценностей, желаний и эгоизма. В случае, любые споры и конфликты своевременно не разрешить, они оказывают негативное влияние на учебный процесс.

Конфликтные ситуации являются довольно частой реальностью в каждой организации, включая школу, и их идентификация, понимание и контроль представляют собой область

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54

постоянного интереса для психологов и специалистов в области педагогических наук, главным образом из-за их влияния на индивидуальную и организационную деятельность [3]. Несмотря на то, что учителя и руководители школ минимизируют или «скрывают» эту реальность, эти конфликты влияют на качество учебной среды, а также на успеваемость учителя (и, косвенно, на успеваемость ученика).

Основными причинами профессиональных конфликтов между учителями определены: -разная информация и предыдущий опыт, связанный с определенной проблемой; -разное восприятие одной и той же проблемы;

-разная мотивация, интересы и личные цели, несправедливое распределение задач;

Другими важными причинами конфликтов являются:

-несправедливое распределение школьных ресурсов;

-ограниченные возможности карьерного роста;

-субъективная оценка работы учителей;

-нарушения в соблюдении внутренних правил и положений;

-неоптимальное общение (отсутствие прозрачности, ясности).

На школьном уровне основными последствиями внутренних конфликтов были определены как ухудшение школьного климата и более сложная внутренняя коммуникация, что в конечном итоге негативно сказывается на успеваемости учащихся. На индивидуальном уровне конфликты негативно влияют на личный образ некоторых учителей и даже создают изоляцию для некоторых из них; также, создавать демотивацию и отсутствие интереса к школьным проблемам, нервозность и недружелюбную атмосферу в комнате учителей, проявление профессионального тщеславия и т. д. [4]

Конфликты в школах — это негативные ситуации, вызванные разногласиями и формированием групп с единомышленниками, основанными на неспособности найти точки соприкосновения и разногласиях, напряженности, несогласии, отсутствии общение и идеологические столкновения. Конфликты возникают главным образом из-за отсутствия общения, за которым следуют личные, политико-идеологические и организационные факторы. Конфликты имеют как отрицательные, так и положительные результаты в психологическом, социальном и организационном аспектах.

Учителя, которые вовлечены в конфликты, испытывают такие негативные чувства, как разочарование, стресс, печаль, нечувствительность, беспокойство и т. д. И им могут не нравиться их профессии, у них низкий моральный дух и мотивация, они формируют группы с единомышленниками и снижают успеваемость. Учителя, которые сталкиваются с конфликтами, либо отвечают, спорят, уклоняются от ситуации или применяют насилие, либо остаются безразличными [4].

Конфликт обычно присутствует в двух видах: скрытом либо же явном. Это определяет атмосферу межличностных отношений в преподавательском составе. Разногласия могут быть и там, где царят гармония и взаимопонимание. Отсюда следует, что главное (в любых отношениях) заключается не в попытке удержать это состояние бесконфликтности, а в том, чтобы уметь прорабатывать конфликт, понимая его стимулирующее влияние, когда он развивается в определенных границах, а также подразумевая его разрушительный характер, когда переходит все рамки и пределы.

В процессе работы любого педагогического коллектива возникновение разногласий и межличностных конфликтов практически неизбежно. Однако здесь это может быть особенно опасно, так как они негативно влияют на качество образования и воспитания детей. Необходимо отличать конфликты от противоречий и различий во взглядах учителей, которые, наоборот, нередко могут пойти на пользу в рамках обучения и воспитания. При разных

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54

позициях педагогов, не связанных с основными вопросами образования и воспитания, учащиеся получают возможность знакомиться с различными точками зрения и сталкиваются с необходимостью выбора, принятия самостоятельных решений, что положительно сказывается на их интеллектуальное и личное развитие.

Необходимо отметить, что педагогический конфликт (как и в любой другой сфере деятельности) считается обычной общественной ситуацией, вполне нормальной в рамках жизни школы. Однако сильные разногласия в педагогическом взаимодействии имеют все шансы разрушить систему связи субъектов обучения, спровоцировать образование напряженной стрессовой обстановки в коллективе в целом и развития стрессового состояния у учителя в частности, а также и негативные последствия для учащихся, в том числе эмоциональные переживания [5]. По этой причине каждому члену педагогического коллектива необходимо владеть навыками предупреждения и разрешения любых образующихся конфликтных ситуаций.

Специфика конфликта между учителями во многом связана с тем, что на сегодняшний день педагогический коллектив в подавляющем большинстве женский. Посему поэтому эмоции и чувства имеют существенное влияние на взгляды и поступки. В результате чего разногласия появляются в процессе совместной образовательной деятельности, а не только на межличностном уровне.

Контроль, предотвращение и разрешение конфликтов и разногласий в сфере образования вполне реальны в том случае, когда каждый сотрудник будет готов детально обговаривать произошедшую ситуацию, и когда будет сформирована атмосфера взаимного доверия, а деятельность общими усилиями будет направлена на разрешение ситуации.

Подводя итог, нужно выделить, что по состоянию на сегодняшний день педагогу следует регулярно развивать и совершенствовать свою конфликтологическую компетентность, увеличивать «поведенческий репертуар» при общении как с обучающимися, так и с коллегами «по цеху». А всему этому может поспособствовать знакомство с различными методическими рекомендациями и исследованиями, которые включают сведения о возрастных характеристиках как источниках конфликтных ситуаций, а также о различных механизмах взаимодействия с категориями учеников.

Для каждого педагога немаловажно не только лишь на теоретическом уровне освоить такого рода информацию, но и сформировать ее в случаях, которые моделируют образовательный процесс, а также характерные черты и особенности взаимодействия [6].

На мастер-классах, семинарах и психологических тренингах преподаватели имеют все шансы овладеть основными принципами и приемами предотвращения конфликтов, а также приобрести бесценный навык по управлению конфликтами в педагогическом коллективе.

Список литературы:

1. Анохина Е. В., Николаева А. А. Конфликтогенные зоны в образовательном учреждении как фактор безопасности учителя // Казанский педагогический журнал. 2019. №3 (134). С. 93-98.

2. Павловский А. И., Какадий И. И. Конфликты между родителями и педагогами // Научный журнал Дискурс. 2017. №11 (13). С. 84-88.

3. Савченко И. А. Конфликты в образовательной организации в условиях организационных изменений // Конфликтология / nota bene. 2018. №2. С. 24-35. https://doi.Org/10.7256/2454-0617.2018.2.25674

4. Николаева А. А., Зиновьева Н. А. Характеристики «Я-образа» конфликтных педагогов // Казанский педагогический журнал. 2019. №3 (134). С. 160-166.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №5. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/54

5. Зазыкин В. Г., Богданов Е. Н. Психология личности в конфликте. СПб.: Питер Принт, 2004. 221 с.

6. Емельянов С. М. Управление конфликтами в организации. М.: Издательство Юрайт, 2017. 261 с.

References:

1. Anokhina, E. V., & Nikolaeva, A. A. (2019). Konfliktogennye zony v obrazovatel'nom uchrezhdenii kak faktor bezopasnosti uchitelya. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal, (3), 93-98. (in Russian).

2. Pavlovskii, A. I., & Kakadii, I. I. (2017). Konflikty mezhdu roditelyami i pedagogami. Nauchnyi zhurnalDiskurs, (11), 84-88. (in Russian).

3. Savchenko, I. A. (2018). Konflikty v obrazovatel'noi organizatsii v usloviyakh organizatsionnykh izmenenii. Konfliktologiya / nota bene, (2), 24-35. (in Russian). https://doi.org/10.7256/2454-0617.2018.2.25674

4. Nikolaeva, A. A., & Zinoveva, N. A. (2019). Kharakteristiki "Ya-obraza" konfliktnykh pedagogov. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal, (3), 160-166. (in Russian).

5. Zazykin, V. G., & Bogdanov, E. N. (2004). Psikhologiya lichnosti v konflikte. St. Petersburg. (in Russian).

6. Emelyanov, S. M. (2017). Upravlenie konfliktami v organizatsii. Moscow. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 26.03.2020 г. 29.03.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Беляева В. С. Влияние конфликтов в педагогическом коллективе на образовательный процесс // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №5. С. 479-482. https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/65

Cite as (APA):

Belyaeva, V. (2020). Influence of Conflicts in the Teaching Staff on the Educational Process. Bulletin of Science and Practice, 6(5), 479-482. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/54/65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.