Научная статья на тему 'Субъекты и объекты социальной безопасности в образовательном учреждении'

Субъекты и объекты социальной безопасности в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
889
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ШКОЛА / СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / SOCIAL SECURITY / EDUCATIONAL INSTITUTION / SCHOOL / SUBJECTS OF SOCIAL SECURITY / OBJECTS OF SOCIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Какадий Игорь Иванович, Павлов Вадим Николаевич

Целью данной работы является изучение понятия «социальная безопасность», а также установление ее субъектов и объектов, на примере средней общеобразовательной организации. Метод получения информации аналитический. Авторы приходят к выводу о том, что социальную безопасность можно определить как благоприятное состояние внутреннего климата в обществе. Необходимо проведение комплексного мониторинга угроз социальной безопасности; регулярное изучение кейсов по ликвидации происшествий и угроз в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjects and Objects of Social Security in Educational Institution

The aim of this work is to study the concept of ‘social security’, as well as the establishment of its subjects and objects, using the example of a secondary educational institution. The method of obtaining information is analytical. The authors conclude that social security can be defined as a favorable state of the internal climate in society. It is necessary to conduct comprehensive monitoring of threats to social security; regular study of cases on eliminating incidents and threats in the educational environment.

Текст научной работы на тему «Субъекты и объекты социальной безопасности в образовательном учреждении»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50

УДК 316 https://doi.org/10.33619/2414-2948/50/40

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

©Какадий И. И., ORCID: 0000-0002-4000-8985, канд. воен. наук, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, Россия, Kii606@mail.ru ©Павлов В. Н., Московский государственный психолого-педагогический университет,

г. Москва, Россия, artohater@gmail.com

SUBJECTS AND OBJECTS OF SOCIAL SECURITY IN EDUCATIONAL

INSTITUTION

©Kakadiy I., ORCID: 0000-0002-4000-8985, Ph.D., Moscow State Psychological and Pedagogical

University, Moscow, Russia, Kii606@mail.ru ©Pavlov V, Moscow State Psychological and Pedagogical University, Moscow, Russia, artohater@gmail.com

Аннотация. Целью данной работы является изучение понятия «социальная безопасность», а также установление ее субъектов и объектов, на примере средней общеобразовательной организации. Метод получения информации — аналитический. Авторы приходят к выводу о том, что социальную безопасность можно определить как благоприятное состояние внутреннего климата в обществе. Необходимо проведение комплексного мониторинга угроз социальной безопасности; регулярное изучение кейсов по ликвидации происшествий и угроз в образовательной среде.

Abstract. The aim of this work is to study the concept of 'social security', as well as the establishment of its subjects and objects, using the example of a secondary educational institution. The method of obtaining information is analytical. The authors conclude that social security can be defined as a favorable state of the internal climate in society. It is necessary to conduct comprehensive monitoring of threats to social security; regular study of cases on eliminating incidents and threats in the educational environment.

Ключевые слова: социальная безопасность, образовательное учреждение, школа, субъекты социальной безопасности, объекты социальной безопасности.

Keywords: social security, educational institution, school, subjects of social security, objects of social security.

В 2019 г. в Российской Федерации весьма остро стоит вопрос социальной безопасности населения из-за затянувшегося социально-экономического кризиса, заметно стабильное ухудшение ожиданий граждан в сравнении с предыдущими годами [1]. Постоянно увеличивается количество угроз для общества, и отдельных его членов. Попытка обеспечить социальную защищенность населения вынуждает на регулярной основе изучать меняющиеся и эволюционирующие угрозы, дорабатывать и более фундаментально изучать понятие «социальной безопасности».

Социальная безопасность — достаточно обсуждаемый феномен жизни общества, рассматривающийся в предметном поле как технического, так и гуманитарного знания.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50

Впервые проблема социальной безопасности стала обсуждаться в научной литературе в конце ХХ века [2].

Прежде чем перейти к исследованиям в сфере социальной безопасности, для начала необходимо изучить само понятие «безопасность». До сих пор исследователи не пришли к единому четкому мнению, и в основном рассматривают его как отсутствие угроз от кого -либо, или чего-либо, а также ощущение защищенности гражданина. Еще один из подходов к понятию безопасности - законодательный, он заложен в Федеральном Законе Российской Федерации от 28 декабря 2010 года №390 «О безопасности», где безопасность — это состояние защищенности интересов личности, социума и государства от воздействия внутренних и внешних угроз [3].

Проблемами комплексной безопасности образовательных учреждений и других объектов занимаются не только правоохранительные органы и подразделения специальных служб: Федеральная Служба Безопасности, Министерство внутренних дел, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС) и другие, но и сами организации [4].

Определившись с понятием безопасности, можно перейти к изучению понятия «социальная безопасность» на примере работ различных авторов, что позволит оценить различные взгляды на данное понятие.

Лига М. Б. в своем исследовании работ отечественных и зарубежных авторов, приходит к выводу, что социальная безопасность — это такое состояние социальной сферы, при котором обеспечивается ей стабильное состояние, происходит удовлетворение потребностей человека, качество жизни гражданина находится на достойном уровне, и создаются благоприятные условия для развития личности [5].

Хазиев И. Х. дает сравнительную характеристику трех подходов к выделению и характеристике особенностей социальной безопасности: объектный, факторный, функциональный. При этом автор отмечает, что социальная безопасность представляет собой понятие, которое затрагивает множество сфер нашей жизни, и заостряет внимание на том, что все же главной угрозой для социальной безопасности является сам человек и его жизнедеятельность [6].

Группой исследователей, состоящая из Моздакова А. Ю., Зыкова В. В., Петросяна С. Д. понятие социальной безопасности было определено как защищенность жизненно важных целей, идеалов, ценностей, а также интересов социальных субъектов макро- и микроуровней, сохранение человеческого потенциала, и поддержание эффективного стимулирования деятельности людей, систем их социализации и жизнеобеспечения, поддержание нравственности [7].

Исходя из анализа исследований вышеуказанных авторов, социальную безопасность можно определить как благоприятное состояние внутреннего климата в обществе, и способность государства защитить социум от внутренних и внешних угроз, обеспечить стабильное развитие различных интересов общества и каждого его члена в отдельности.

Несмотря на то, что проблему обеспечения социальной безопасности населения можно отнести ко множеству сфер жизнедеятельности человека, мы будем более детально рассматривать проблему социальной безопасности в образовательных организациях, а конкретно, определим ее субъекты и объекты.

Как мы выяснили ранее, ответственность за защищенность населения несет государство, являясь глобальным субъектом социальной безопасности. Однако есть различные ступени защиты населения, занимающиеся конкретными вопросами. Касательно

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50

уровня образовательной организации, субъектами социальной безопасности является руководство дошкольного учреждения, школы, колледжа, или высшего учебного заведения, а также педагогический коллектив и профсоюз работников образования [8]. В их обязанности как раз и входит защита объектов социальной безопасности, о которых поговорим чуть позже.

Объектами социальной безопасности являются те, кто нуждаются в защите от угроз. В образовательной организации ими выступают как учащиеся, так и в некоторых случаях, преподаватели.

Стоит отметить, что при переходе с более низкого на более высокий уровень социальной безопасности, меняется и положение субъектов и объектов, то есть учитель(субъект) обеспечивает защиту обучаемому(объекту), а в отношениях более высокого уровня учитель сам выступает объектом защиты, а субъектом будет являться профсоюзная организация, или дирекция учреждения. При рассмотрении вопроса социальной безопасности образовательной организации на более глобальном уровне, она сама в целом является объектом защиты (обучаемые, педагогический коллектив, администрация), а субъектом защиты уже являются профильные ведомства, министерства, и государственный аппарат в целом [9].

Для обеспечения эффективной политики в сфере социальной безопасности образовательной организации, необходимо либо не допускать возникновение рисков, либо, в случае их появления, максимально быстро их устранять. Для этого необходимо: вести комплексный мониторинг угроз социальной безопасности; регулярно изучать кейсы по ликвидации происшествий и угроз в образовательной среде, чтобы не допустить их повторения в будущем; изучать опыт иностранных государств по данной проблематике; оттачивать методы быстрого и эффективного устранения угроз еще на этапе их возникновения; контролировать ту часть общества, или тех граждан, которые своими действиями могут попытаться помешать работе образовательных организаций, и при необходимости, устранять их из социума; отлаживать работу образовательных организаций и государства в целом так, чтобы угрозы социальной безопасности населения даже не могли возникнуть.

Важно помнить, что обеспечение социальной безопасности в образовательной среде является одной из важнейших задач, необходимо обеспечить одним гражданам страны возможность получать образования и свободно развиваться, а другим — их обучать.

Список литературы:

1. ВЦИОМ - Индексы социального самочувствия. URL: https://clck.ru/Lsugb (дата обращения: 08.06.2019).

2. Рыженкова М. В., Савченко И. А. Проблема управления социальной безопасностью в образовательной организации // Дискурс. 2017. №5(7). С. 145-152.

3. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 №390-ФЗ (последняя редакция) URL: https://clck.ru/Lsuha (дата обращения: 10.06.2019).

4. Какадий И. И., Беспалов О. Э., Белецкая О. О., Саратова А. А. Особенности управления безопасностью современной организации социальной сферы // Науковедение. 2016. Т. 8. №2(33). С. 40.

5. Лига М. Б. Социальная безопасность и качество жизни: концептуальный анализ // Ученые записки ЗабГУ Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2013. №4(51). С. 170-177.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50

6. Хазиев И. Х. Понятие социальной безопасности: логико-методологический анализ // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №3 (33). С. 101-107.

7. Николаева А. А., Бокова А. С. Приоритетные направления молодежной политики в учреждениях профессионального образования в субъектах РФ // Вестник университета. 2017. №3. С. 227-231.

8. Николаева А. А., Караханян К. Г. Инновации в образовании: развитие, деятельность, мышление // Инновации и инвестиции. 2015. №11. С. 15-18.

9. Савченко И. А., Кайманакова О. Б., Кожемяко О. С. Технология управления конфликтами в современной организации // Экономика и предпринимательство. 2016. №2-1(67). С. 796-802.

References:

1. VTsIOM - Indeksy sotsial'nogo samochuvstviya. URL: https://clck.ru/Lsugb

2. Ryzhenkova, M. V., & Savchenko, I. A. (2017). Problema upravleniya sotsial'noi bezopasnost'yu v obrazovatel'noi organizatsii. Diskurs, 5(7). 145-152. (in Russian).

3. Federal'nyi zakon "O bezopasnosti" ot 28.12.2010 №390-FZ (poslednyaya redaktsiya) URL: https://clck.ru/Lsuha

4. Kakadii, I. I., Bespalov, O. E., Beletskaya, O. O., & Saratova, A. A. (2016). Osobennosti upravleniya bezopasnost'yu sovremennoi organizatsii sotsial'noi sfery. Naukovedenie, 5(2(33)). 40. (in Russian).

5. Liga, M. B. (2013). Sotsial'naya bezopasnost' i kachestvo zhizni: kontseptual'nyi analiz. Uchenye zapiski ZabGU. Seriya: Filosofiya, sotsiologiya, kul'turologiya, sotsial'naya rabota, 4(51). 170-177. (in Russian).

6. Khaziev, I. Kh. (2014). Ponyatie sotsial'noi bezopasnosti: logiko-metodologicheskii analiz. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk, 3(33). 101-107. (in Russian).

7. Nikolaeva, A. A., & Bokova, A. S. (2017). Prioritetnye napravleniya molodezhnoi politiki v uchrezhdeniyakh professional'nogo obrazovaniya v sub"ektakh RF. Vestnik universiteta, (3). 227231. (in Russian).

8. Nikolaeva, A. A., & Karakhanyan, K. G. (2015). Innovatsii v obrazovanii: razvitie, deyatel'nost', myshlenie. Innovatsii i investitsii, (11). 15-18. (in Russian).

9. Savchenko I. A., Kaimanakova O. B., Kozhemyako O. S. Tekhnologiya upravleniya konfliktami v sovremennoi organizatsii // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2016. №2-1(67). S. 796-802. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 16.12.2019 г. 20.12.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Какадий И. И., Павлов В. Н. Субъекты и объекты социальной безопасности в образовательном учреждении // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №1. С. 321-324. https://doi.org/10.33619/2414-2948/50/40

Cite as (APA):

Kakadiy, I., & Pavlov, V. (2019). Subjects and Objects of Social Security in Educational Institution. Bulletin of Science and Practice, 6(1), 321-324. https://doi.org/10.33619/2414-2948/50/40 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.