Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50
УДК 316 https://doi.org/10.33619/2414-2948/50/40
СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
©Какадий И. И., ORCID: 0000-0002-4000-8985, канд. воен. наук, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, Россия, [email protected] ©Павлов В. Н., Московский государственный психолого-педагогический университет,
г. Москва, Россия, [email protected]
SUBJECTS AND OBJECTS OF SOCIAL SECURITY IN EDUCATIONAL
INSTITUTION
©Kakadiy I., ORCID: 0000-0002-4000-8985, Ph.D., Moscow State Psychological and Pedagogical
University, Moscow, Russia, [email protected] ©Pavlov V, Moscow State Psychological and Pedagogical University, Moscow, Russia, [email protected]
Аннотация. Целью данной работы является изучение понятия «социальная безопасность», а также установление ее субъектов и объектов, на примере средней общеобразовательной организации. Метод получения информации — аналитический. Авторы приходят к выводу о том, что социальную безопасность можно определить как благоприятное состояние внутреннего климата в обществе. Необходимо проведение комплексного мониторинга угроз социальной безопасности; регулярное изучение кейсов по ликвидации происшествий и угроз в образовательной среде.
Abstract. The aim of this work is to study the concept of 'social security', as well as the establishment of its subjects and objects, using the example of a secondary educational institution. The method of obtaining information is analytical. The authors conclude that social security can be defined as a favorable state of the internal climate in society. It is necessary to conduct comprehensive monitoring of threats to social security; regular study of cases on eliminating incidents and threats in the educational environment.
Ключевые слова: социальная безопасность, образовательное учреждение, школа, субъекты социальной безопасности, объекты социальной безопасности.
Keywords: social security, educational institution, school, subjects of social security, objects of social security.
В 2019 г. в Российской Федерации весьма остро стоит вопрос социальной безопасности населения из-за затянувшегося социально-экономического кризиса, заметно стабильное ухудшение ожиданий граждан в сравнении с предыдущими годами [1]. Постоянно увеличивается количество угроз для общества, и отдельных его членов. Попытка обеспечить социальную защищенность населения вынуждает на регулярной основе изучать меняющиеся и эволюционирующие угрозы, дорабатывать и более фундаментально изучать понятие «социальной безопасности».
Социальная безопасность — достаточно обсуждаемый феномен жизни общества, рассматривающийся в предметном поле как технического, так и гуманитарного знания.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50
Впервые проблема социальной безопасности стала обсуждаться в научной литературе в конце ХХ века [2].
Прежде чем перейти к исследованиям в сфере социальной безопасности, для начала необходимо изучить само понятие «безопасность». До сих пор исследователи не пришли к единому четкому мнению, и в основном рассматривают его как отсутствие угроз от кого -либо, или чего-либо, а также ощущение защищенности гражданина. Еще один из подходов к понятию безопасности - законодательный, он заложен в Федеральном Законе Российской Федерации от 28 декабря 2010 года №390 «О безопасности», где безопасность — это состояние защищенности интересов личности, социума и государства от воздействия внутренних и внешних угроз [3].
Проблемами комплексной безопасности образовательных учреждений и других объектов занимаются не только правоохранительные органы и подразделения специальных служб: Федеральная Служба Безопасности, Министерство внутренних дел, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС) и другие, но и сами организации [4].
Определившись с понятием безопасности, можно перейти к изучению понятия «социальная безопасность» на примере работ различных авторов, что позволит оценить различные взгляды на данное понятие.
Лига М. Б. в своем исследовании работ отечественных и зарубежных авторов, приходит к выводу, что социальная безопасность — это такое состояние социальной сферы, при котором обеспечивается ей стабильное состояние, происходит удовлетворение потребностей человека, качество жизни гражданина находится на достойном уровне, и создаются благоприятные условия для развития личности [5].
Хазиев И. Х. дает сравнительную характеристику трех подходов к выделению и характеристике особенностей социальной безопасности: объектный, факторный, функциональный. При этом автор отмечает, что социальная безопасность представляет собой понятие, которое затрагивает множество сфер нашей жизни, и заостряет внимание на том, что все же главной угрозой для социальной безопасности является сам человек и его жизнедеятельность [6].
Группой исследователей, состоящая из Моздакова А. Ю., Зыкова В. В., Петросяна С. Д. понятие социальной безопасности было определено как защищенность жизненно важных целей, идеалов, ценностей, а также интересов социальных субъектов макро- и микроуровней, сохранение человеческого потенциала, и поддержание эффективного стимулирования деятельности людей, систем их социализации и жизнеобеспечения, поддержание нравственности [7].
Исходя из анализа исследований вышеуказанных авторов, социальную безопасность можно определить как благоприятное состояние внутреннего климата в обществе, и способность государства защитить социум от внутренних и внешних угроз, обеспечить стабильное развитие различных интересов общества и каждого его члена в отдельности.
Несмотря на то, что проблему обеспечения социальной безопасности населения можно отнести ко множеству сфер жизнедеятельности человека, мы будем более детально рассматривать проблему социальной безопасности в образовательных организациях, а конкретно, определим ее субъекты и объекты.
Как мы выяснили ранее, ответственность за защищенность населения несет государство, являясь глобальным субъектом социальной безопасности. Однако есть различные ступени защиты населения, занимающиеся конкретными вопросами. Касательно
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50
уровня образовательной организации, субъектами социальной безопасности является руководство дошкольного учреждения, школы, колледжа, или высшего учебного заведения, а также педагогический коллектив и профсоюз работников образования [8]. В их обязанности как раз и входит защита объектов социальной безопасности, о которых поговорим чуть позже.
Объектами социальной безопасности являются те, кто нуждаются в защите от угроз. В образовательной организации ими выступают как учащиеся, так и в некоторых случаях, преподаватели.
Стоит отметить, что при переходе с более низкого на более высокий уровень социальной безопасности, меняется и положение субъектов и объектов, то есть учитель(субъект) обеспечивает защиту обучаемому(объекту), а в отношениях более высокого уровня учитель сам выступает объектом защиты, а субъектом будет являться профсоюзная организация, или дирекция учреждения. При рассмотрении вопроса социальной безопасности образовательной организации на более глобальном уровне, она сама в целом является объектом защиты (обучаемые, педагогический коллектив, администрация), а субъектом защиты уже являются профильные ведомства, министерства, и государственный аппарат в целом [9].
Для обеспечения эффективной политики в сфере социальной безопасности образовательной организации, необходимо либо не допускать возникновение рисков, либо, в случае их появления, максимально быстро их устранять. Для этого необходимо: вести комплексный мониторинг угроз социальной безопасности; регулярно изучать кейсы по ликвидации происшествий и угроз в образовательной среде, чтобы не допустить их повторения в будущем; изучать опыт иностранных государств по данной проблематике; оттачивать методы быстрого и эффективного устранения угроз еще на этапе их возникновения; контролировать ту часть общества, или тех граждан, которые своими действиями могут попытаться помешать работе образовательных организаций, и при необходимости, устранять их из социума; отлаживать работу образовательных организаций и государства в целом так, чтобы угрозы социальной безопасности населения даже не могли возникнуть.
Важно помнить, что обеспечение социальной безопасности в образовательной среде является одной из важнейших задач, необходимо обеспечить одним гражданам страны возможность получать образования и свободно развиваться, а другим — их обучать.
Список литературы:
1. ВЦИОМ - Индексы социального самочувствия. URL: https://clck.ru/Lsugb (дата обращения: 08.06.2019).
2. Рыженкова М. В., Савченко И. А. Проблема управления социальной безопасностью в образовательной организации // Дискурс. 2017. №5(7). С. 145-152.
3. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 №390-ФЗ (последняя редакция) URL: https://clck.ru/Lsuha (дата обращения: 10.06.2019).
4. Какадий И. И., Беспалов О. Э., Белецкая О. О., Саратова А. А. Особенности управления безопасностью современной организации социальной сферы // Науковедение. 2016. Т. 8. №2(33). С. 40.
5. Лига М. Б. Социальная безопасность и качество жизни: концептуальный анализ // Ученые записки ЗабГУ Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. 2013. №4(51). С. 170-177.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №1. 2020
https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/10.33619/2414-2948/50
6. Хазиев И. Х. Понятие социальной безопасности: логико-методологический анализ // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. №3 (33). С. 101-107.
7. Николаева А. А., Бокова А. С. Приоритетные направления молодежной политики в учреждениях профессионального образования в субъектах РФ // Вестник университета. 2017. №3. С. 227-231.
8. Николаева А. А., Караханян К. Г. Инновации в образовании: развитие, деятельность, мышление // Инновации и инвестиции. 2015. №11. С. 15-18.
9. Савченко И. А., Кайманакова О. Б., Кожемяко О. С. Технология управления конфликтами в современной организации // Экономика и предпринимательство. 2016. №2-1(67). С. 796-802.
References:
1. VTsIOM - Indeksy sotsial'nogo samochuvstviya. URL: https://clck.ru/Lsugb
2. Ryzhenkova, M. V., & Savchenko, I. A. (2017). Problema upravleniya sotsial'noi bezopasnost'yu v obrazovatel'noi organizatsii. Diskurs, 5(7). 145-152. (in Russian).
3. Federal'nyi zakon "O bezopasnosti" ot 28.12.2010 №390-FZ (poslednyaya redaktsiya) URL: https://clck.ru/Lsuha
4. Kakadii, I. I., Bespalov, O. E., Beletskaya, O. O., & Saratova, A. A. (2016). Osobennosti upravleniya bezopasnost'yu sovremennoi organizatsii sotsial'noi sfery. Naukovedenie, 5(2(33)). 40. (in Russian).
5. Liga, M. B. (2013). Sotsial'naya bezopasnost' i kachestvo zhizni: kontseptual'nyi analiz. Uchenye zapiski ZabGU. Seriya: Filosofiya, sotsiologiya, kul'turologiya, sotsial'naya rabota, 4(51). 170-177. (in Russian).
6. Khaziev, I. Kh. (2014). Ponyatie sotsial'noi bezopasnosti: logiko-metodologicheskii analiz. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk, 3(33). 101-107. (in Russian).
7. Nikolaeva, A. A., & Bokova, A. S. (2017). Prioritetnye napravleniya molodezhnoi politiki v uchrezhdeniyakh professional'nogo obrazovaniya v sub"ektakh RF. Vestnik universiteta, (3). 227231. (in Russian).
8. Nikolaeva, A. A., & Karakhanyan, K. G. (2015). Innovatsii v obrazovanii: razvitie, deyatel'nost', myshlenie. Innovatsii i investitsii, (11). 15-18. (in Russian).
9. Savchenko I. A., Kaimanakova O. B., Kozhemyako O. S. Tekhnologiya upravleniya konfliktami v sovremennoi organizatsii // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2016. №2-1(67). S. 796-802. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 16.12.2019 г. 20.12.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Какадий И. И., Павлов В. Н. Субъекты и объекты социальной безопасности в образовательном учреждении // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №1. С. 321-324. https://doi.org/10.33619/2414-2948/50/40
Cite as (APA):
Kakadiy, I., & Pavlov, V. (2019). Subjects and Objects of Social Security in Educational Institution. Bulletin of Science and Practice, 6(1), 321-324. https://doi.org/10.33619/2414-2948/50/40 (in Russian).