Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
УДК 342 https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/65
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
©Какадий И. И., ORCID: 0000-0002-4000-8985, канд. военных наук, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, Россия, [email protected] ©Ширипова Д. Б., Московский государственный психолого-педагогический университет,
г. Москва, Россия, [email protected]
GOVERNMENT BODIES INTERACTION FORMS IN THE RUSSIAN FEDERATION
©Kakadiy I., ORCID: 0000-0002-4000-8985, PhD, Moscow State University of Psychology &
Education, Moscow, Russia, [email protected] ©Shiripova D., Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia, [email protected]
Аннотация. В статье проанализированы взгляды различных ученых на формы взаимодействия органов власти, а также выделены основные принципы взаимодействия органов власти в Российской Федерации.
Abstract. The article analyzes the views of various scientists on the forms of interaction of authorities, and also outlines the basic principles of interaction of authorities in Russian Federation.
Ключевые слова: формы взаимодействия, органы государственной власти, местное самоуправление.
Keywords: forms of interaction, public authorities, local self-government.
На сегодняшний день одной из главных проблем Российской Федерации является согласованное взаимодействие органов власти на всех уровнях, решение которой может привести к развитию, как отдельных субъектов РФ, так и страны в целом [5]. Уровень жизни регионов, располагающихся отдаленно по отношению к центру, значительно отличается от уровня жизни в столицах. Например, образование, медицинское обслуживание, состояние инфраструктуры и т. п., все это находится на разных уровнях, хоть и в одной стране [6].
В литературе отсутствует точное определение понятия «формы взаимодействия органов государственной власти», поэтому многие деятели науки определяют их по-разному
Вначале необходимо разобраться в термине «взаимодействие». С точки зрения права, взаимодействие — это деятельность, направленная на осуществление одной цели, осуществляемая посредством сотрудничества на основе общих интересов, в соответствии с нормами законодательства РФ.
Взаимодействие органов государственной власти (далее — ОГВ) в РФ происходит на основе принципа разделения властей.
Принцип разделения властей представляет собой такое политическое состояние государства, при котором власть сконцентрирована в нескольких руках. Существует три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Каждая ветвь власти обладает своим полем полномочий, однако в Российской Федерации все они находятся под контролем друг друга. Полномочия одной ветви власти — продолжение полномочий других. Это
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
необходимо для того, чтобы интересы государства рассматривались со всех сторон и цели, которые преследуют те или иные решения были максимально выполнены в интересах государства, а не отдельной личности или группы людей.
Н. И. Соломка выделяет несколько групп взаимодействия ОГВ [4].
Первую группу составляют отношения между ОГВ и органами местного самоуправления (далее — МСУ), направленные на улучшение эффективности работы органов МСУ. Это, например, контроль со стороны ОГВ за деятельностью органов МСУ
Вторая группа включает совместную деятельность ОГВ и органов МСУ
Третья группа включает законотворческую деятельность органов МСУ.
В своей статье И. В. Лобанов выделяет четыре формы взаимодействия органов государственного управления.
Первая, контроль, — это форма взаимодействия, которая выражается непосредственно в своей политической сущности. Посредством контроля происходит реализация тех или иных задач, поставленных вышестоящими органами власти нижестоящим, то есть цели достигаются именно таким образом, что ожидание и реальность совпадают.
Вторая, сотрудничество, — это форма, проявляющаяся во взаимной помощи и поддержке по решению тех или иных вопросов. Эта форма, по своей сущности, способствует совместному принятию решений и выбору стратегии.
Она призывает принимать во внимание цели и интересы как одной стороны, так и другой. Например, заключение соглашений о передаче осуществления части полномочий между органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ регулируется Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. № 924 «О порядке заключения и вступления в силу соглашений между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о передаче ими друг другу осуществления части своих полномочий».
Третья, координация, — это форма, представляющая собой, существование одного или нескольких субъектов, обладающих более обширными знаниями, которые способны направлять силы объектов в нужное русло.
Четвертая, совместная деятельность, — это форма взаимодействия, подразумевающая, что у каждого органа существует определенный функционал. В совокупности с функционалами других органов они реализуют одну цель.
О. Л. Казанцева в своей статье выделяет несколько форм взаимодействия ОГВ и МСУ [3]. На наш взгляд, из всех перечисленных форм, представленные ниже, самые главные:
- основание центров координации, консультации ОГВ субъектов РФ и органов МСУ;
- предоставить органам МСУ возможность влиять на деятельность государственных органов;
- осуществление контроля со стороны государственных органов по отношения к МСУ;
- передача знаний и опыта посредством образовательной деятельности;
- договорная деятельность;
- разработка программ по улучшению работы органов МСУ.
Необходимо отдельно выделить формы информационно взаимодействия ОГВ. В исследовании Васецкого А.А., Левиной С. А., Ястребовой Е.Ю. выделены следующие информационные формы взаимодействия:
- электронная почта;
- телефон;
- совещание;
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
- распоряжения;
- сайт;
- личные встречи [2].
Береснева О. Г. при анализе законодательства выделяет два вида взаимодействия ОГВ и МСУ:
1. Контроль, это деятельность по осуществлению надзора за соблюдением законодательства и полномочий (судебный контроль; прокурорский контроль; административный контроль и надзор).
2. Координация, представляет собой деятельность в процессе которой появляется необходимость в согласовании интересов. Эту форму можно рассматривать в ключе сотрудничества [1].
В классификации Березнева, и в классификации Лобанова есть координации, но определение ее у них абсолютно разное.
Проанализировав все взгляды на то, какие формы взаимодействия существуют, мы пришли к выводу, что реализация той или иной формы невозможна без соблюдения следующих принципов:
Принцип законности, то есть ОГВ обязаны при осуществлении государственной деятельности строго и неукоснительно соблюдать законодательство.
Принцип целесообразности, то есть у этих отношений есть определенная направленность.
Принцип равноправия ОГВ и МСУ представляет, что отношения построены на взаимном уважении ни только человека, как личности, но и его мнения.
Принцип взаимной ответственности.
Принцип самостоятельности ОГВ и МСУ заключается в том, что они в пределах своих обязанностей сами планируют и организуют свою работу и ответственны за ее результат.
Список литературы:
1. Береснева О. Г. Понятие, принципы, формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления // Университет XXI века: материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, магистрантов и соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2010. С. 156-161.
2. Васецкий А. А., Левина С. А., Ястребова Е. Ю. Формы информационного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти и населением // Управленческое консультирование. 2007. №3. С. 152-167.
3. Казанцева О. Л. Формы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (система, содержание) // Известия Алтайского государственного университета. 2013. №2-2 (78). С. 106-109.
4. Лобанов И. В. Формы взаимодействия органов государственной власти в Российском федеративном государстве // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011. №2. С. 3-8.
5. Николаева А. А., Курлянчик А. А. Анализ показателей эффективности и результативности деятельности органа государственной власти // Экономика и менеджмент систем управления. 2018. Т. 29. № 3-2. С. 245-255.
6. Савченко И. А., Тимофеева К. С. Управленческие меры по решению проблем социальной защиты государственных гражданских служащих в современной России // Экономика и менеджмент систем управления. 2018. №3.2(29). С. 275-284.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019
https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43
References:
1. Beresneva, O. G. (2010). Ponyatie, printsipy, formy vzaimodeistviya organov gosudarstvennoi vlasti i organov mestnogo samoupravleniya. In Universitet XXI veka: materialy nauchnoi konferentsii professorsko-prepodavatel'skogo sostava, aspirantov, magistrantov i soiskatelei TGPUim. L. N. Tolstogo, 156-161. (in Russian).
2. Vasetskii, A. A., Levina, S. A., & Yastrebova, E. Yu. (2007). Formy informatsionnogo vzaimodeistviya organov mestnogo samoupravleniya s organami gosudarstvennoi vlasti i naseleniem. Upravlencheskoe konsul'tirovanie, (3), 152-167. (in Russian).
3. Kazantseva, O.L. (2013). Forms of interaction between public authorities of territories of the Russian Federation and local government (system, content). News of Altai State University, (22), 106-109. (in Russian).
4. Lobanov, I.V. (2011). Forms of interaction of public authorities in the Russian federal state. News of higher educational institutions. Volga region. Social Sciences, (2), 3-8. (in Russian)
5. Nikolaeva A. A., Kurlyanchik A. A. (2018). Analysis of indicators of efficiency and effectiveness of activity of the public administration. Economics and management systems management, 29, (3.2). 245-255. (in Russian).
6. Savchenko, I. A., Timofeeva, K. S. (2018). Management measures to solving problems of social protection of civil servants in modern Russia. Economics and management systems management, (3.2), 275-284. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 17.05.2019 г. 21.05.2019 г.
Ссылка для цитирования:
Какадий И. И., Ширипова Д. Б. Формы взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №6. С. 469-472. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/65
Cite as (APA):
Kakadiy, I., & Shiripova, D. (2019). Government Bodies Interaction Forms in the Russian Federation. Bulletin of Science and Practice, 5(6), 469-472. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/65 (in Russian).