Научная статья на тему 'Актуальные проблемы подготовки бакалавра к формированию у современных школьников активной социальной позиции средствами трудового воспитания'

Актуальные проблемы подготовки бакалавра к формированию у современных школьников активной социальной позиции средствами трудового воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СУБЪЕКТ ТРУДА / SELF-ACTUALIZING / LABOR ACTIVITY / MARKET ECONOMY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SUBJECT OF LABOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заречная Лариса Петровна, Коротенко Инна Тимофеевна

В статье раскрываются теоретические и научно-методические аспекты проблемы профессиональной подготовки бакалавра к трудовому воспитанию как фактору консолидации целей жизнедеятельности подрастающего поколения и современного социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заречная Лариса Петровна, Коротенко Инна Тимофеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS IN VOCATIONAL TRAINING OF BACHELORS: FOSTERING PUPILS’ ACTIVE SOCIAL POSITION BY MEANS OF FORMING LABOUR HABITS

The paper revealed some conceptual and methodology’ aspects of Bachelor’s vocational training in forming labour habits in pupils as a factor of fostering goal-setting behaviour for vital activity of the coming generation and present day’ society life.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы подготовки бакалавра к формированию у современных школьников активной социальной позиции средствами трудового воспитания»

УДК 378.14:373.6

ЗАРЕЧНАЯ Лариса Петровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики профессионального образования и общетехнических дисциплин Кубанского государственного университета, филиала в г. Славянск-на-Кубани, Россия

КОРОТЕНКО Инна Тимофеевна, старший преподаватель кафедры теории и методики профессионального образования и общетехнических дисциплин Кубанского государственного университета, филиала в г. Славянск-на-Кубани, Россия [email protected]

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА К ФОРМИРОВАНИЮ У СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ АКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ СРЕДСТВАМИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье раскрываются теоретические и научнометодические аспекты проблемы профессиональной подготовки бакалавра к трудовому воспитанию как фактору консолидации целей жизнедеятельности подрастающего поколения и современного социума.

Ключевые слова: самореализация, трудовая деятельность, рыночная экономика, образовательное пространство, субъект труда.

ZARECHNAYA Larisa Petrovna, PH.D. in Pedagogics, Professor at the Chair of Vocational Training Concepts and Techniques and Academic Subjects on Basics in Technologies, Kuban State University, Branch to Slavyansk-on-Kuban town.

Slavyansk-on-Kuban, Russia

KOROTENKO Inna Timofeevna, Senior Lecturer at the Chair of Vocational Training Concepts and Techniques and Academic Subjects on Basics in Technologies, Kuban State University, Branch to n Slavyansk-on-Kuban town, Slavyansk-on-Kuban, Russia

[email protected]

ACTUAL PROBLEMS IN VOCATIONAL TRAINING OF BACHELORS: FOSTERING PUPILS’ ACTIVE SOCIAL POSITION BY MEANS OF FORMING LABOUR HABITS

The paper revealed some conceptual and methodology’ aspects of Bachelor’s vocational training in forming labour habits in pupils as a factor of fostering goal-setting behaviour for vital activity of the coming generation and present day’ society life.

Key words: self-actualizing, labor activity, market economy, educational environment, subject of labor.

Современная экономика характеризуется специфическими особенностями, отличающими ее от предшествующих этапов и экономических рычагов использования производительных сил в материальном производстве. Именно здесь, ранее, чем в других сферах, начинают складываться новые общественно-трудовые отношения, новая мораль и стереотипы поведения работника. Обострение конкурентной борьбы на рынке труда стимулирует эти процессы, в результате которых возникают новые способы включения индивидуума в труд и жизнь общества. Они направлены на преодоление отчётливо проявившейся социальной непродуктивности тенденций отчуждения на постсоветском пространстве от личностно-ценностных установок молодёжи на труд. Вышеизложенные тенденции характерны отсутствием в мировоззрении молодых людей мотивации к честному труду, чёткой рефлексивной установки на самореализацию в трудовой деятельности и усилением криминалитета молодежи. Они актуализируют проблему консолидации целей жизнедеятельности индивида и современного социума, наполнение занятий по технологии гуманистическим содержанием целостного человекотворческого социокультурного процесса. Данное гуманистическое содержание должно включать специфический набор и иерархию ценностей, система которых выступает в качестве высококультурного уровня социальной регуляции и воспитания учащегося, а также адекватных способов воспитательного воздействия на его личность.

Важно заметить, что в условиях глобализации, конкурентной борьбы и нарастающих кризисных явлений в мире воспитание подрастающих поколений не может быть ничем иным, как созданием условий для самовоспитания личности школьников. Оно включает ценностные ориентации на труд, семью, образование, общественную деятельность и иные сферы самоутверждения.

Труд в современных условиях характеризуется значительно возросшим опосредованием взаимодействия человека с предметом труда (широкое проникновение науки в процесс производства), насыщением производства механизмами и такими орудиями, как, например, информационные управляющие устройства. В условиях интенсивной информации, особенно в условиях информационного общества, перед человеком встает ряд сложнейших психологических, социальных, интеллектуальных и нравственных задач. Ему, прежде всего, необходимо овладеть новыми знаниями, информационной технологией, чтобы с ее помощью форсировать собственное интеллектуальное развитие, постоянно повышать свою квалификацию и быть готовым к смене профессий и видов деятельности.

Научное осмысление и конкретизация процесса информатизации указывают, что решающую роль в нём играют интеллектуальные факторы развития производительных сил матери-

ального производства и других видов социальной деятельности. В наше время они превращаются в самостоятельный и решающий фактор интенсивного развития рыночной экономики. Характерным для таких крупных социально-экономических преобразований является освоение новых форм собственности и хозяйствования, а их успех определяет введение в жизнь достижений научно-технической революции и развитие новых общественно-трудовых отношений.

Рыночная экономика характеризуется специфическими особенностями, отличающими ее от предшествующих этапов и экономических рычагов использования производительных сил в материальном производстве. Именно здесь ранее, чем в других сферах, начинают складываться новые общественно-трудовые отношения, новая мораль и стереотипы поведения работника. Обострение конкурентной борьбы на рынке труда стимулирует эти процессы, в результате которых возникают новые способы включения человека в труд и жизнь общества.

Социально-трудовые отношения в сфере рыночной экономики и разных форм собственности обусловливают необходимость воспитания работника нового типа, с новой философией ценностных ориентиров и отношений [2]. В то же время важно учитывать, что трудовое воспитание учащихся на занятиях технологии, направленное на формирование у них социально-ценностного отношения к окружающей действительности, требует безусловной субъектива-ции школьником ценности труда. Поэтому трудовое воспитание учащихся во многом необходимо связывать с достижением их общей удовлетворенности трудом в целом или частичной удовлетворенности отдельными компонентами труда (предметом труда, средствами труда, межличностными отношениями в труде и т.д.).

Из этого вытекает, что ценностные представления учащегося о труде в условиях рынка и окружающей действительности формируются педагогом в процессе обучения технологиям посредством многих факторов: осознание потребностей в трудовой деятельности, в достижении определённых результатов труда (ценностный мотив); привлекательность труда или его элементов; сравнивание потребностей воспитуемого с окружающей реальностью (реальными достижениями) с целью максимального удовлетворения этих потребностей посредством труда [1].

В современной социально-экономической обстановке, вызывающей объективную потребность в формировании личности хозяина-собственника, в трудовом воспитании существенно возрастает роль межсубъектного взаимодействия учителя технологии, учащегося, работодателя, его семьи (иногда потенциально являющейся и работодателем), направленность воспитательного процесса на семейные ценности и условия. Следовательно, принципы, содержание, цели, ценности, элементы форм и результатов трудового воспитания в их взаимообусловленности и единстве должны соотноситься с современными требованиями рынка и адекватными социально-экономическими установками.

Они определяют основные концептуальные позиции подготовки в условиях бакалавриата учителя технологии к трудовому воспитанию учащихся в современных социальноэкономических условиях, личностную и профессиональную стороны его становления как главного субъекта воспитательного процесса.

Среди компетентностных аспектов, учитывающихся при подготовке современного учителя технологии к трудовому воспитанию учащихся, особое место занимает целесообразная трудовая деятельность, в которую также необходимо включать студентов. В системе профессионального становления будущего педагога она является одним из средств самосовершенствования, реализации творческих способностей, достижения карьеры будущего учителя данной специальности.

Нормативно заданная функциональная гражданская определённость и роль в этом процессе учителя технологии как субъекта трудового воспитания определяют: деятельность будущего учителя технологии по созданию своей индивидуальности, «самости», потенциал самоиз-менения, саморазвития, самореализации; культурообразующий конструкт профессиональной подготовки данного педагога в рамках двухуровневого образования (бакалавриата и магистратуры) и условиях междисциплинарной интеграции. Она должна осуществляться в различных формах познавательно-профессиональной деятельности студентов и иметь выраженный социокультурный и социокоммуникативный характер (осуществляться на основе системы ценностей педагогической и экологической культуры, в атмосфере активного участия в социокультурных процессах, развивающего и воспитывающего общения и творческой деятельности).

Таким образом, подготовка будущих бакалавров или магистров как субъекта социальнокоммуникативных и образовательных процессов в педагогической деятельности по реализации позитивных задач трудового воспитания современных учащихся является эффективной лишь при создании личностного ценностно-мотивированного поля познавательной деятельности студентов.

Мотивы самоактуализации и самореализации личности учителя достаточно многообразны. В педагогической, психологической литературе рассмотрены различные их аспекты (познавательные, творческие, социальные, экономические и т.д.) [3].

Для будущего учителя технологии, призванного осуществлять трудовое воспитание учащихся в достаточно непростых условиях современных синкретических культур, они являются показателем его избирательной направленности на педагогические ценности, стимулирующие общее и профессиональное развитие личности и выступающие фактором его профессиональной и социальной активности, самоактуализации и самореализации в педагогической деятельности.

Для учителя технологии как субъекта педагогической и социально-коммуникативной деятельности личностные и профессиональные мотивы конкретизируют ее ценности совершенствованием различных сторон образовательного процесса, продуктивным общением, результатами педагогического труда.

Важнейшим детерминирующим фактором профессиональной подготовки учителя технологии к трудовому воспитанию учащихся в современных условиях являются государственные образовательные стандарты ВПО нового поколения. Они предусматривают соответствие содержания подготовки бакалавра основополагающим принципам Болонского процесса, к которому присоединилась Россия, согласно подписанной в 2003 г. Болонской декларации, повышения адекватности отечественного высшего образования стратегическим задачам социальноэкономического развития. В их числе - воспитание активного субъекта труда, ориентированного на рыночные ценности [1].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Заречная Л.П., Щеколдин А.Г., Дмитриев Е.В., Заречный А.В. Подготовка учителя к трудовому воспитанию учащихся в условиях современной России: Монография. - Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2011. - 301 с.

2. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В. В. Скакун, 1998. - 896 с.

3. Учитель технологии современной школы: проектно-компетентностные аспекты становления: монография / Л.П. Заречная, А.Г. Щеколдин, Н.В. Зеленко, А.В. Заречный, А.И. Зиновьев; филиал ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани. - Славянск-на-Кубани, 2012. - 354 с.

REFERENCES

1. Zarechnaya L.P., SHCHekoldin A.G., Dmitriev E.V., Zarechnyy A.V. Podgotovka uchitelya k trudovomu vospitaniyu uchashchikhsya v usloviyakh sovremennoy Rossii: Monografiya. - Slavyansk-na-Kubani: Izdatelskiy tsentr SGPI, 2011. - 301 s.

2. Noveyshiy filosofskiy slovar / Sost. A.A. Gritsanov. - Mn.: Izd. V. V. Skakun, 1998. - 896 s.

3. Uchitel tekhnologii sovremennoy shkoly: proektno-kompetentnostnye aspekty stanovleniya: monografiya / L.P. Zarechnaya, A.G. SHCHekoldin, N.V. Zelenko, A.V. Zarechnyy, A.I. Zinovev; filial FGBOU VPO "KubGU" v g. Slavyans-ke-na-Kubani. - Slavyansk-na-Kubani, 2012. - 354 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.