Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
УДК 37
DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.4.144-147
ЗАРЕЧНАЯ Лариса Петровна,
доктор педагогических наук, профессор
ZARECHNAYA Larisa Petrovna,
Doctor of Pedagogic Sciences, Professor
КОРОТЕНКО Инна Тимофеевна, старший преподаватель кафедры теории и методики профессионального образования и общетехнических дисциплин
KOROTENKO Inna Timofeevna, Senior lecturer, Chair of Theory and Methods of Vocational Education and Technical Disciplines
ОВЛАДЕНИЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ
THE FUTURE BACHELORS’ ACQUIREMENT
СОВРЕМЕННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩЕГОСЯ КАК ИМПЕРАТИВ ЛИЧНОСТНОГО И
OF MODERN TECHNOLOGIES OF STUDENT’S SOCIALIZATION AS IMPERATIVE OF PERSONAL AND
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF THE
TEACHER
Целью статьи является освещение основных направле- The article highlights the main problems and condi-ний проблем и условий внедрения современных педаго- tions of introducing modern educational technologies гических технологий (включая ИКТ) социализации лично- (including ICT) of students’ socialization in the educa-сти учащегося в образовательный процесс подготовки tional process of future Bachelors trained in a two-tier будущего бакалавра в двухуровневой системе профес- system of teachers’ professional education. сионального образования педагога. Global geopolitical changes in the world, economic
Глобальные геополитические изменения в мире, предъ- sanctions against Russia and humanitarian interven-явленные России экономические санкции и гуманитарная tion in the form of numerous pressures on Russian интервенция в форме многочисленных факторов давле- society, including technological, informational and ния на российское общество, включая технологические, others, have actualized the problem of accelerating информационные и другие, актуализировали проблему socio-economic development of our country and using ускорения социально-экономического развития нашей innovations in all spheres of our society. страны, внедрения инноваций во все сферы жизнедея- Taking into consideration the socio-cultural signifi-тельности нашего общества. Учитывая социокультурную cance of the contemporary requirements and targeted важность современных требований и целевых устано- goals, it is important to find the ways and methods of вок, актуальным остается поиск путей и средств форми- developing integral professional skills and creative рования интегральных профессиональных качеств и abilities of future teachers to master the modern tech-творческих способностей будущего учителя к овладению nologies of education enhancing personal development современными технологиями образования, воспитания и of students and involving them in the system of social развития личности учащегося, и обеспечения его успеш- relations and active self-realization. ной включенности в систему социальных отношений и It should be mentioned, that market economy and phi-активной самореализации в них. losophy of new social and labor relations need new
Необходимо отметить, что рыночная экономика и рож- methods and mechanisms of involving people in labor, дённая в ней философия новых социально-трудовых social life and education of a new type of workers. They отношений вызывает потребность в новых способах и are in the development of motivation and a new system механизмах включения человека в труд и жизнь обще- of personal-value guidelines and meanings reflected in ства, воспитании работника нового типа. Они состоят в the strivings for success, competitiveness, credibility, развитии мотивации и новой системы личностно цен- and achievement of efficient results of the work. ностных ориентиров и смыслов, выраженных в стремле- Among pedagogical factors that affect the processes of нии к успешности, конкурентной способности, авторитет- socialization of students (pupils), an important place ности, получению высоких результатов труда. Среди belongs to personality-oriented technologies enhanc-педагогических факторов, влияющих на процесс социа- ing the development of cognitive activity, which are лизации школьников, важное место занимают личностно necessary for future teachers of technology. Technol-ориентированные технологии развития познавательной ogies of labor education through the development of активности, которыми необходимо овладеть будущему cognitive activity include student-oriented approaches, учителю технологии. К технологиям трудового воспита- informational, integrative and others. ния через развитие познавательной активности относится личностно-деятельностный подход, проектные, информационные, интегративные и др.
Ключевые слова: гуманитарная интервенция; гуманитар- Keywords: humanitarian intervention; humanitarian ный суверенитет; информационно-коммуникаци-онные sovereignty; Information and Communication Technol-технологии (ИКТ); императив; глобальная информатиза- ogies (ICT); imperative; global informatization; sociali-ция; социализация; массовая коммуникация. zation; mass communication.
Глобальные геополитические изменения в мире, предъявленные России экономические санкции и гуманитарная интервенция в форме многочисленных факторов давления на российское общество, включая технологические, информационные и другие, актуализировали проблему ускорения социально-экономического развития нашей страны, внедрения инноваций во все сферы жизнедеятельности нашего общества.
Генеральной целью в решении данной проблемы является обеспечение незыблемого гуманитарного суверенитета государства, общества и личности за счет оптимизации всех отраслей отечественной экономики, модернизации материального производства, сферы образо-
- 144 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________
вания и технологий (информационных, предметных, педагогических), а также социальной, культурной и профессиональной состоятельности и активности выпускников образовательных учреждений, их общей готовности к эффективному труду.
Учитывая социокультурную важность современных требований и целевых установок, актуальным остается поиск путей и средств формирования интегральных профессиональных качеств и творческих способностей будущего учителя к овладению современными технологиями образования, воспитания и развития личности учащегося и обеспечения его успешной включенности в систему социальных отношений и активной самореализации в них.
Интегративным показателем качества подготовки выпускников к развитию у школьника способностей к эффективной самореализации в социуме является их профессиональная компетентность в области технологического образования, которая определяется не суммой знаний и умений, а характеризует способность педагога мобилизовать в конкретной ситуации в трудовом воспитании полученные знания и опыт.
Профессиональная компетентность в области технологического образования, включающего непременное практическое участие обучающихся в трудовом процессе и обеспечивающего формирование у них социально ценностных отношений к предмету, средствам и результатам труда, особенно значима в решении проблемы продуктивного импортозамещения товаров народного потребления. Набор технологических компетенций, перечисленные социальнотрудовые отношения в совокупности образуют целостный конструкт социальной личности -производителя материальных ценностей или услуг, что отвечает задачам гуманитарного суверенитета российского общества с рыночной экономикой [1].
Необходимо отметить, что рыночная экономика и рожденная в ней философия новых социально-трудовых отношений вызывает потребность в новых способах и механизмах включения человека в труд и жизнь общества, воспитании работника нового типа. Они состоят в развитии мотивации и новой системы личностно ценностных ориентиров и смыслов, выраженных в стремлении к успешности, конкурентной способности, авторитетности, получению высоких результатов труда.
В последние десятилетия технологическое образование превратилось в глобальное инновационное явление постиндустриального общества. Охватив новые области технологии, проектной практики, производства, быта, многоотраслевой индустрии услуг, основанных на современной системе ценностей, технологическое образование в настоящее время выполняет важнейшие социальные, культурообразующие, образовательные и воспитательные функции [1].
В условиях предъявленных РФ экономических санкций инновации в современном технологическом образовании особенно актуальны. Они должны служить активизации отечественного материального производства и сферы услуг для удовлетворения разнообразных потребностей и качества жизни нашего общества, для формирования способов их удовлетворения в сложившихся условиях.
Такая многоаспектная социокультурная сущность и роль технологического образования в условиях модернизации, насыщения инновационными технологиями всех сфер социальной жизни и деятельности личности выдвигает на передний план проблему формирования в общеобразовательной школе компетентностей как фактора социализации учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки по программам образовательной области «Технология».
Включенность и полная интеграция личности в социальную систему и адаптация в ней характеризуют сущностные основы социализации, являющейся государственно важным процессом и определенным результатом консолидации целей жизнедеятельности индивида и современного социума. Они также отражают наполнение занятий по технологии гуманистическим содержанием целостного человекотворческого социокультурного процесса. В условиях глобализации, конкурентной борьбы и углубляющихся кризисных явлений в мире характеризуемый процесс консолидации не может быть ничем иным, как созданием условий для самовоспитания личности школьников. Оно включает ценностные ориентации на труд, семью, образование, коллектив, общественную деятельность и иные сферы самоутверждения, включая субъектива-цию ценностей будущей профессии, рыночной экономики, природы, народных традиций и обычаев. Ценностно-сущностные концепты трудового воспитания как социального феномена перекликаются с философией античных мыслителей. В частности, античный философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), отмечая социальную значимость воспитания трудолюбия, подчеркивал, что оно является основой процветания государства [2].
Необходимо заметить, что решение задач социализации и адаптации личности в обществе с рыночной экономикой лежит в плоскости совершенствования образования учителя, способного с использованием инновационных педагогических технологий подготовить подрастающее поколение к жизни и деятельности в рыночных условиях современного информационнотехнологического общества и массовой коммуникации. Овладение будущим учителем педаго-
- 145 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
гическими технологиями, в основе которых лежит массовая коммуникация («массовые информационные процессы»), способствует в процессе трудового воспитания реализации важнейших социально-психологических функций, обеспечивающих консолидацию индивида и общества, укрепление общественных отношений, углубление научных знаний и культуры, самоутверждение, упрочение собственных ценностных установок и ориентаций [3].
Среди педагогических факторов, влияющих на процесс социализации школьников, важное место занимают личностно ориентированные технологии развития познавательной активности, которыми необходимо овладеть будущему учителю технологии. К технологиям трудового воспитания через развитие познавательной активности относится личностно-деятельностный подход, проектные, информационные, интегративные и др.
В них социализация представлена как процесс самоактуализации «Я-концепции», самореализации учащимся своих потенций, ценностных установок и творческих способностей, как процесс преодоления познавательных барьеров для достижения определенного уровня воспитанности и образования. Именно в активном обучении происходит зарождение и развитие основных психических и личностных новообразований, приобретение опыта осуществления учебной, познавательной, предметно преобразующей эстетической, исследовательской деятельности, совместных действий, общения, достижения успехов и преодоления неудач, апробация своей самостоятельности и состоятельности в индивидуальной или коллективной дизайнерской деятельности.
Необходимо также обучить будущих учителей технологии овладения дидактическими основами и навыками использования ИКТ и современных образовательных технологий в учебном процессе.
Приобщение будущих педагогов к такому относительно новому образовательному пространству, как всемирная сеть Интернет, использование методов сетевого обучения как важнейшего компонента развивающейся системы открытого образования составляет важную часть профессионального образования бакалавра и его информационной компетенции, обогащающей технологию и методический инструментарий трудового воспитания как средства социализации личности школьника.
Главными задачами процесса достижения информационной компетенции учителя технологии как субъекта педагогического процесса социализации учащегося являются: обеспечение через сферу профессионального образования учителя технологии процесса освоения теории и практики использования современных информационных технологий как средства развития альтернативного мышления в формировании личностно-ценностного отношения к труду, природе, обществу; формирование умений поиска решения методических или технологических задач учебного и практического характера, прогнозирование и анализ результатов принятых решений на основе моделирования информационных процессов, явлений, взаимосвязей между ними; интеграция знаний информационных технологий с научными знаниями, производственными сферами общественного производства, интеллектуализация познавательнопрофессиональной деятельности; обеспечение высокого уровня информационного культурнообразовательного пространства, доступность интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, научной, производственной и других сферах человеческой деятельности [1].
Компетентное овладение будущих бакалавров перечисленными современными технологиями социализации подрастающих поколений средствами трудового воспитания нам представляется императивом личностного и профессионального развития современного педагога как субъекта решения важных социально-педагогических задач в соответствии с государственной образовательной доктриной.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Заречная Л.П., Щеколдин А.Г., Дмитриев Е.В., Заречный А.В. Подготовка учителя к трудовому воспитанию учащихся в условиях современной России: монография. - Славянск-на-Кубани: Изд. центр СГПИ, 2011. - 301 с.
2. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Минск: Изд. В.В. Скакун, 1998. - 896 с.
3. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - 339 с.
REFERENCES
1. Zarechnaya L.P., Shchekoldin A.G., Dmitriev E. V., Zarechnyy A. V. Teacher’s preparing for labour education of students in the condition of modern Russia: Monograph [Podgotovka uchitelya k trudovomu vospitaniy uchaschihsya v usloviyah
- 146 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №4, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #4, 2015_________________________
sovremennoy Rossii: monografia]. Slavuansk-na-Kubani: Izdatel'skiy centr SGPI, Slavuansk-on-Kuban: Publishing center of SSPI (Slavuansk State Pedagogical Institute), 2011. 301 p. (in Russ.)
2. Newest Philosophical Dictionary [Noveyshiy Filosofskiy Slovar’], A.A. Gritsanov. Minsk: Izd. V. V. Skakun, 1998. - 896 p.
3. Popkov V.A., KorzhuevA.V. Theory and practice of higher education [Teoriya I praktika vysshego obrazovaniya]. Moskva: Izd. MSU (Moskow State University) [MGU], 2010. - 339 p. (in Russ.)
Информация об авторе
Заречная Лариса Петровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики профессионального образования и общетехнических дисциплин Кубанского государственного университета, филиал в г. Славянске-на-Кубани, Россия
Коротенко Инна Тимофеевна, старший преподаватель кафедры теории и методики профессионального образования и общетехнических дисциплин Кубанского государственного университета,
филиал в г. Славянске-на-Кубани, Россия [email protected]
Получена: 09.04.2015
Information about the author
Zarechnaya Larisa Petrovna, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Chair of Theory and Methods of Vocational Education and Technical Disciplines, Kuban State University branch in Slavyansk-on-Kuban,
Slavyansk-on-Kuban city, Russian Federation
Korotenko Inna Timofeevna, Senior lecturer, Chair of Theory and Methods of Vocational Education and Technical Disciplines, Kuban State University branch in Slavyansk-on-Kuban,
Slavyansk-on-Kuban city, Russian Federation [email protected]
Received: 09.04.2015
- 147 -