Научная статья на тему 'Подготовка бакалавров к инновационной учебно-воспитательной деятельности в общеобразовательной школе'

Подготовка бакалавров к инновационной учебно-воспитательной деятельности в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНОЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СИСТЕМА / INTEGRATIVE CULTURAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A SYSTEM / INNOVATIVE PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заречная Лариса Петровна

Статья посвящена проблеме подготовки бакалавра на принципах междисциплинарной интеграции и взаимосвязи проектирования и самопроектирования профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность педагогов к инновационной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заречная Лариса Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка бакалавров к инновационной учебно-воспитательной деятельности в общеобразовательной школе»

ниегп

issN 2304-120X Заречная Л. П. Подготовка бакалавров к инновационной учебно-воспитательной деятельности в общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171013. htm.

научно-методический электронный журнал

ART 171013 УДК 371.132

Заречная Лариса Петровна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики профессионального образования и общетехнических дисциплин филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани [email protected]

Подготовка бакалавров к инновационной учебно-воспитательной деятельности в общеобразовательной школе

Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки бакалавра на принципах междисциплинарной интеграции и взаимосвязи проектирования и самопроектирования профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность педагогов к инновационной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: интегративное культурно-образовательное пространство как система, инновационная педагогическая деятельность. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

В условиях социально-экономического реформирования страны за последние 25 лет в обществе произошли глубокие преобразования, продиктованные философией рыночной экономики. Они требуют формирования у городской и особенно сельской молодежи кардинально нового отношения к труду, его результатам и людям, занимающимся различными видами хозяйственно-трудовой деятельности на селе (выращивание, переработка, хранение продукции сельского хозяйства). Пристальное внимание к трудовому воспитанию, социализации сельской молодежи в труде средствами субъективации его непреходящих ценностей обусловлено особенной ролью Кубани как житницы страны.

Решение данной проблемы в сельских школах Северокавказского региона, в частности Кубани, мы видим в создании (в рамках образовательной области «Технология») воспитательной среды на основе развивающегося взаимодействия педагогов, учащихся, родителей, работодателей. Это обусловлено развитием в сельской местности новых форм экономических отношений, собственности (арендной, акционерной, кооперативной, частной и др.), изменением содержания, форм организации производства и труда, функциональных обязанностей работников и работодателей.

В то же время учителя технологии, призванные профессионально решать вопросы трудового воспитания в системе сельского школьного образования, слабо ориентируются в новых сложных условиях социально-экономических преобразований. Они недостаточно владеют теорией и методикой сближения процесса трудового обучения, воспитания и особенно организации труда сельских учащихся с практикой работы предприятий и хозяйств различных форм собственности.

Поэтому важной социально-педагогической задачей подготовки данного учителя к трудовому обучению и воспитанию сельских учащихся Кубани является ее направленность на овладение будущими бакалаврами педагогическим и методическим инструментарием сочетания трудовой деятельности школьников на предприятиях разных форм собственности с выполнением трудовых заданий по технологии. Она осуществляется:

а) на учебно-опытнических участках;

б) в школьных мастерских;

в) в семейном крестьянском (фермерском), дачном хозяйстве, подворье, принадлежащих родителям учащихся или другим владельцам [1].

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Заречная Л. П. Подготовка бакалавров к инновационной учебно-воспитательной деятельности в общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171013. htm.

Организация такой деятельности в рамках современного школьного технологического образования Кубани и его ближайшей перспективы требует профессиональной готовности учителя к педагогическому взаимодействию со всеми участниками воспитательного процесса для решения сложной по современным меркам проблемы социализации сельской молодежи в труде. Одно из приоритетных мест в становлении будущего педагога как главного субъекта воспитательного процесса отводится формированию умений использования перечисленных объектов трудовой деятельности, в том числе семейного хозяйства, в качестве практической школы бизнеса, хозяйствования и воспитания, которую обязаны пройти все подрастающие поколения.

Анализ состояния профессиональной подготовки в вузе будущих учителей технологии показал, что её уровень соответствует требованиям ФГОС ВПО РФ и постоянно повышается, однако количество социально-педагогических проблем указанной подготовки тоже непрерывно растет.

В педагогических исследованиях в качестве основного направления совершенствования интегративной подготовки учителей технологии современной школы к инновационной учебно-воспитательной деятельности в общеобразовательной школе Кубани рассматривается концепция их профессионального и личностного саморазвития, присвоения и приумножения социальных и педагогических ценностей, а не объемного прироста методических знаний, умений и навыков.

Говоря о профессиональном становлении будущего учителя, ученые видят его в построении авторской устойчивой саморазвивающейся системы педагогической интеграции, а среди условий его достижения выделяют:

- самосознание как учителя-исследователя, новатора и стремление к самосовершенствованию;

- рефлексию и самоанализ профессиональной деятельности в современной школе;

- осознанное саморазвитие профессиональных способностей к инновациям;

- проектирование траектории профессионального и личностного саморазвития.

Всё это потребовало проведения анализа и уточнения социально-педагогических проблем указанной подготовки с целью определения основных концептуальных аспектов ее реализации в педагогическом вузе.

В основу ключевых концептов педагогических инноваций в структуре названных социально-педагогических проблем подготовки бакалавров положена генеральная цель - поступательное совершенствование технологического образования современной молодежи в условиях демократизации общественной жизни, объективной потребности общества в развитии и модернизации отечественного материального производства и глобального нарастания интеграционных процессов в различных сферах (культурной, социально-экономической, производственно-технологической и образовательной). Она объективно эквивалентна образовательным потребностям личности и общества в достижении наилучших результатов профессиональной деятельности как средств социального благополучия.

Современное образование нацелено на гармонизацию отношений человека и социальной среды, приобщение его как субъекта труда к высококультурным формам активной и творческой преобразовательной деятельности на основе достижений и открытий в области науки, техники, технологии, особенно в сфере материального производства и услуг.

Поэтому немаловажную роль в контексте современной государственной социально-экономической и образовательной политики, национальных проектов правительства РФ играет профессиональная подготовка будущего бакалавра к широкому использованию образовательного и воспитательного потенциала производительного

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Заречная Л. П. Подготовка бакалавров к инновационной учебно-воспитательной деятельности в общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171013. htm.

труда для формирования личности, адаптированной к труду в сельской местности, а также на предприятиях, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию.

Решение данной проблемы подготовки бакалавров в соответствии с требованиями ФГОС ВПО мы рассматриваем с позиций педагогической интеграции, особенно в плане совершенствования методического инструментария. Он должен обеспечивать включение будущих педагогов в самопроектирование и освоение набора профессиональных компетенций, способствующих развитию инновационного стиля мышления и овладению способностями к прогнозированию результатов своей учебно-воспитательной деятельности [2].

Выполненное нами исследование показало, что в системе профессиональной, компетентностно ориентированной подготовки будущего учителя технологии к указанной деятельности как субъекта педагогических инноваций наиболее значимым представляется интегративный процесс взаимосвязи проектирования и самопроектирования профессиональных компетенций. Она должна осуществляться в контексте будущей профессионально-педагогической деятельности по трудовому воспитанию учащихся в условиях развивающего педагогического взаимодействия и партнерства с другими участниками учебно-воспитательного процесса.

Одним из условий социальной эффективности указанного взаимодействия является их личная заинтересованность в организации учебно-трудовой деятельности учащихся на учебно-опытнических участках, в школьных мастерских, семейном крестьянском (фермерском), дачном хозяйстве, подворье, принадлежащих родителям учащихся или другим владельцам [3].

В настоящей социально-политической, культурной и экономической обстановке, ха-растеризующейся развитием новых общественно-трудовых отношений, форм собственности и хозяйствования, мировоззренческих установок на рыночные ценности, инновационная деятельность будущего учителя связана с созданием культурно-образовательного пространства, учитывающего эти многофакторные изменения и условия.

Особенностью создаваемого культурно-образовательного пространства является осуществляемое с позиций учебно-производственного, предпринимательского подхода развивающее педагогическое взаимодействие в единой воспитательной среде учителя технологии с учащимися, родителями, работодателями - владельцами или руководителями предприятий и хозяйств Кубани, занимающихся производством материального продукта в условиях различных форм собственности,

Поэтому при создании модели интегративного процесса взаимосвязи проектирования и самопроектирования профессиональных компетенций мы конкретизировали все звенья организации инновационной деятельности студентов при выполнении авторских дизайн-проектов, проектов по технологии обработки конструкционных материалов, переработки сельскохозяйственной продукции, методике обучения предметным технологиям, экономике, тематических исследований, курсовых и квалификационных работ.

Они должны способствовать позитивным инновационным изменениям в педагогическом процессе, включающем социокультурные познавательные и преобразовательные аспекты деятельности студентов для стимулирования развития их профессионально-педагогической компетентности как будущих учителей преимущественно сельских школ Краснодарского края [4].

Решение проблемы успешного профессионального становления будущего педагога, интеграция в процессе его обучения объективно должны реализовываться на основе согласованности функций организационной, содержательной и процессуальной сторон. В каждой из них существует монистическая система дидактических связей, углубляющая единство указанных сторон, усиливающая монизм всей системы

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Заречная Л. П. Подготовка бакалавров к инновационной учебно-воспитательной деятельности в общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171013. htm.

профессионального образования и - при условии активно-деятельностной личностно ориентированной направленности образования - ее результативность.

Именно личностный целенаправленный выбор студентами оптимальных, опирающихся на синтез научного знания способов преобразовательной деятельности (в том числе предметно-преобразующей), а также активного, целостного социального и профессионального грамотного вхождения в сферу профессионально-педагогической деятельности как субъектов данной деятельности определяет:

а) эффективность и социально-педагогическую значимость построенной инте-гративной системы подготовки учителя на принципах взаимосвязи проектирования и самопроектирования необходимых профессиональных компетенций;

б) набор соответствующих компетенций, обеспечивающих формирование педагога как интегральной личности.

Он должен овладеть рядом социально значимых для учителя компетенций - интегральными качествами, характеризующими уровень его профессиональной культуры, способность к субъективации и использованию образовательного и воспитательного потенциала рыночных отношений. Центральным организационным принципом данной системы выступает принцип гибкого реагирования на интенсивно меняющуюся, в соответствии с требованиями рынка, социокультурную миссию современного учителя технологии.

Поэтому в социокультурном плане развитие будущего учителя как интегральной личности и субъекта инновационных решений на основе взаимосвязи проектирования и самопроектирования профессиональных компетенций непосредственно связано с использованием системы социально-культурных и педагогических факторов, ориентированных на субъективацию и творческую реализацию будущим педагогом в инте-гративном образовательно-воспитательном процессе школы общечеловеческих и педагогических ценностей и технологий.

Именно с опорой на характеризуемые ценностные основания будущим учителям необходимо овладеть методологическим и методическим инструментарием, обеспечивающим их включение в разработку, освоение и внедрение новшеств и развитие понимания социально-нравственной ответственности за результаты внедрения педагогических инноваций. В этом же контексте необходимо рассматривать и проблему самопроектирования студентами компетенций по развитию у школьников в процессе проводимой с ними учебно-воспитательной работы гибкого интегрального (технологического) мышления, способностей к творческим, инновационным решениям.

Такой подход к подготовке студентов к организации инновационной деятельности в качестве учителя технологии на основе взаимосвязи проектирования и самопроектирования профессиональных компетенций по организации инновационной деятельности предусматривает возможности:

- сосредоточиться на решении конкретных задач развития различных направлений и содержания детского самостоятельного творчества на уроках технологии и в процессе внеклассных занятий (опытническая и исследовательская работа, декоративно-прикладное, техническое творчество, выполнение проектов по созданию функциональных радиоуправляемых моделей малогабаритной сельскохозяйственной техники и др.);

- быть мотивированным к новаторскому поиску наиболее оптимальных методических решений с использованием компьютерных технологий;

- не утратить приоритеты инноваций и понимать роль традиций в развитии учебно-воспитательной среды образовательного учреждения;

- включать в работу всех субъектов развивающего педагогического взаимодействия по наиболее актуальным проблемам трудового воспитания, технологического, экологического, экономического образования учащихся Краснодарского края;

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Заречная Л. П. Подготовка бакалавров к инновационной учебно-воспитательной деятельности в общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171013.htm.

- осуществлять непрерывное повышение профессионально-педагогической компетентности с учетом широкого развития информационного пространства, ИКТ;

- создавать базу для прогнозирования дальнейшего развития технологического образования учащихся как интегрированной образовательной системы и его научно-педагогического потенциала.

В этом же контексте необходимо рассматривать и проблему самопроектирования студентами компетенций по развитию у школьников в процессе проводимой с ними учебно-воспитательной работы гибкого интегрального (технологического) мышления, способностей к творческим, инновационным решениям, мотивации к труду.

Большую значимость в решении проблемы подготовки учителя, готового сегодня и в перспективе к инновационному развитию школьного технологического образования Кубани, имеет использование уникального педагогического опыта Краснодарского края в формировании личности сельского школьника в 60-80-е гг. XX в., его социализации в процессе включения в трудовые отношения. Огромную роль в этом процессе сыграла педагогическая деятельность заслуженного учителя СССР, России, доктора педагогических наук, профессора Аркадия Гавриловича Щеколдина.

Для А. Г. Щеколдина проблемы подготовки учителя к выполнению учебно-воспитательных функций связаны с социализацией личности, с ценностными установками на труд в сфере общественного материального производства.

В контексте проблемы современной подготовки бакалавров к инновационной учебно-воспитательной деятельности большой научный интерес представляют положения, раскрывающие вопросы педагогической методологии о необходимости учета при профессиональной подготовке как «законов педагогики, так и законов современного производства, его научных основ» (С. Я. Батышев, А. Г. Щеколдин). Социально значимыми для возрождения современного материального производства и развития инновационных предметных технологий являются положения о взаимоотношении учебно-педагогических и производственно-технических факторов в учебно-производственном процессе.

Фундаментальная методологическая и источниковая база подобных инноваций, на которую опирался ученый А. Г. Щеколдин, позволила ему разработать и внедрить в жизнь вверенной ему школы учебно-воспитательного учреждения методологию и технологию педагогического проектирования образцового учебно-воспитательного учреждения. В нем выдвигались идеи активного сотрудничества в педагогическом процессе учителя труда с другими педагогами-предметниками, родителями и различными социальными институтами и практические способы их достижения. Ученый-практик успешно реализовал соотношение и взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации, новаторства и традиций в образовании, соответствующих высоким критериям успешности воспитательной работы, развития личности воспитанников в образовательном учреждении.

Учитывая инновационные тенденции научно-технического прогресса в производственно-технологической, педагогической сфере, следует заключить, что они базировались на исторически сложившейся в зарубежной и отечественной педагогической теории и практике системе подготовки учителя к обучению учащихся различным технологиям и видам трудовой деятельности.

В указанной подготовке будущего педагога на основе взаимосвязи проектирования и самопроектирования профессиональных компетенций концептуальной идеей является то, что технологическое образование, соответствующее новейшим достижениям цивилизации, воспитание социальных качеств личности учащегося невозможны без его личного участия в посильной трудовой деятельности и актуальны в любой социально-политической формации.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Заречная Л. П. Подготовка бакалавров к инновационной учебно-воспитательной деятельности в общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2017/171013.htm.

Ссылки на источники

1. Подготовка учителя к трудовому воспитанию учащихся в условиях современной России: монография / Л. П. Заречная, А. Г. Щеколдин, Е. В. Дмитриев, А. В. Заречный. - Славянск-на-Кубани: Изд. центр СГПИ, 2011. - 301 с.

2. Там же.

3. Учитель технологии современной школы: проектно-компетентностные аспекты становления: монография / Л. П. Заречная, А. Г. Щеколдин, Н. В. Зеленко, А. В. Заречный. - Славянск-на-Кубани: ИЦ Славянского филиала КубГУ, 2012. - 344 с.

Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: ИЧП; Изд-во «Магистр», 1997. - 308 с.

4.

Larisa Zarechnaya,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Theory and Methods of Professional Education and Technical

Disciplines Chair, Kuban State University branch, Slavyansk-on-Kuban

[email protected]

Bachelors training for innovative educational activities in secondary school

Abstract. The article is devoted to the problem of bachelors training on the principles of interdisciplinary integration and interrelation of professional competence designing and self-designing, ensuring the preparedness of teachers to innovative professional activity.

Key words: integrative cultural-educational environment as a system, innovative pedagogical activity. References

1. Zarechnaja, L. P., Shhekoldin, A. G., Dmitriev, E. V. & Zarechnyj, A. V. (2011). Podgotovka uchitelja k trudovomu vospitaniju uchashhihsja v uslovijah sovremennoj Rossii: monografija, Izd. centr SGPI, Slavjansk-na-Kubani, 301 p. (in Russian).

2. Ibid.

3. Zarechnaja, L. P., Shhekoldin, A. G., Zelenko, N. V., Zarechnyj, A. V. (2012). Uchitel' tehnologii sovremennoj shkoly: proektno-kompetentnostnye aspekty stanovlenija: monografija, IC Slavjanskogo filiala KubGU, Slavjansk-na-Kubani, 344 p. (in Russian).

4. Slastenin, V. A. & Podymova, L. P. (1997). Pedagogika: innovacionnaja dejatel'nost', IChP, Izdatel'stvo "Magistr", Moscow, 308 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 29.06.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.07.17

Принята к публикации Accepted for publication 15.07.17 Опубликована Published 30.09.17

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Заречная Л. П., 2017

772304Н1201 73"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.