ниегп
issN 2304-120X Коротенко И. Т. Креативный стиль деятельности учителя технологии в методике проектного обучения обработке ткани //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/171014. htm.
научно-методический электронный журнал
ART 171014 УДК 372.862
Коротенко Инна Тимофеевна,
старший преподаватель кафедры теории и методики профессионального образования и общетехнических дисциплин филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани [email protected]
Креативный стиль деятельности учителя технологии в методике проектного обучения обработке ткани
Аннотация. Статья посвящена проблеме инновационной системы формирования знаний учащихся, нацеленных на креативное использование учителем технологии феномена междисциплинарной интеграции в проектном обучении обработке ткани, занимающей доминирующее место в образовательной области «Технология». Ключевые слова: образовательная область «Технология», проектно-творческая деятельность, креативный подход, компетентностный подход, междисциплинарная интеграция, обработка ткани. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
В системе современного образования инновационная система формирования знаний учащихся нацелена на креативное использование учителем технологии феномена междисциплинарной интеграции в проектном обучении обработке ткани, занимающей доминирующее место в образовательной области «Технология». Она позволяет обеспечить учащимся возможность получать необходимые системные знания не только в названной предметной области, какой является технология, но и в эстетике и таких смежных дисциплинах, как математика, физика, химия.
Новые социально-экономические условия рыночной экономики создают основу качественно нового содержания труда, а это, в свою очередь, порождает предпосылки преобразования подготовки к нему подрастающего поколения за счет включения его в проектно-творческую деятельность, опирающуюся на выверенные дидактические основания [1 ].
Актуальность креативного подхода в проектном обучении также обусловлена интенсивными темпами развития современной науки и технологии, развитием многофакторных интеграционных процессов в обществе, потребовавших у подрастающих поколений соответствующих компетенций [2].
Компетентностно ориентированное проектное обучение определено педагогической наукой и практикой отечественного образования как инновационная, неотъемлемая часть социализации личности [3].
Необходимо заметить, что отечественная педагогическая наука располагает научными исследованиями в области проектной деятельности учащихся образовательных учреждений, где рассматриваются дидактические возможности метода проекта. К ним мы относим дизайн, являющийся творческой эстетической деятельностью, содержанием которой выступает реализация в процессе интегративной познавательной и предметно-преобразующей (технологической) деятельности студента эстетических установок и ценностей в образовании новых форм и изделий, наделенных эстетическими достоинствами.
Эстетические достоинства или свойства не могут быть выявлены и оценены вне системы ценностных субъектно-объектных отношений [4]. Кроме того, они достигнуты
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Коротенко И. Т. Креативный стиль деятельности учителя технологии в методике проектного обучения обработке ткани //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/171014. htm.
за счет реализации субъектом познавательно-преобразующей деятельности интеллектуального, творческого потенциала и личностно-ценностного отношения к ней и объекту труда. Ценностное освоение действительности, составной частью которого является интегративная эстетическая деятельность, связано с познанием и практикой. Все эти три компонента, взаимодействуя и взаимопроникая, способствуют прогрессивному изменению не только объектов, но и самого субъекта интегративной деятельности - будущего учителя технологии.
Как показывает анализ образовательных ситуаций, педагогическая интеграция содержания такой профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства с позиций компетентностного подхода, будучи эффективным средством формирования целостной системы знаний, пока недостаточно исследована и поэтому не получила должного практического распространения в высшей школе.
Несмотря на определенную разработанность отечественной и мировой педагогической наукой теоретико-методологических оснований проблем интеграции в сфере образования, в исследованиях, посвященных проблеме подготовки учителя технологии к креативным решениям, не нашли всестороннего изучения общетеоретические характеристики интеграционных процессов в профессиональной подготовке учителя к дизайн-образованию школьников, формированию учащегося как субъекта дизайнерской деятельности.
Также недостаточно исследованы теоретические и прикладные аспекты развития этих интеграционных процессов в общем русле научного познания сущности современного технологического образования. Особенно это проявляется в подготовке учителя технологии к формированию учащегося как субъекта дизайнерской деятельности и утверждению ее аксиологических принципов в современных социально-экономических условиях.
Решая задачи модернизации технологического образования, важно учитывать, что, охватив новые области проектной практики, производства, быта, многоотраслевой индустрии услуг (информационных, медицинских, образовательных и т. д.), основанных на современной системе ценностей, в последние десятилетия дизайн превратился в глобальное инновационное явление постиндустриального общества [5].
В настоящее время дизайн выполняет важнейшие социальные, культурообразу-ющие, образовательные и воспитательные функции. Он служит удовлетворению разнообразных потребностей человека, формирует эти потребности и способы их удовлетворения в современном социуме, не только является важнейшим фактором организации предметно-пространственной среды, окружающей человека, но и влияет на осознание человеком эстетического богатства окружающей действительности, формирование у него системы ценностей, творческого отношения к труду.
Опираясь на мнение теоретиков дизайна (Г. Земпер, К. М. Кантер, Т. Мальдонадо, Д. Понти и др.), считающих, что предметы, созданные дизайном, бытуют в материальной среде, постоянно воздействуют на человека и перестраивают его сознание через изменение и усовершенствование его быта, деятельности, поведения, соотнеся их с собственными исследованиями, приходим к выводу о высоких потенциальных возможностях дизайна в системе интегративной подготовки учителя технологии [6].
В монографических исследованиях Л. П. Заречной, Н. В. Матяш уже отмечался существенный образовательный, воспитательный, культурообразующий потенциал дизайна как комплексной творческой деятельности, объединяющей в своей структуре ряд общенаучных знаний (естественнонаучных и общественнонаучных), и его многоаспектный характер. Он объясняется тем, что в дизайнерских работах всегда есть новое интегративное знание, воплощенное в новой структуре, идее, научном или маркетинговом подходе и особенно технологии [7].
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Коротенко И. Т. Креативный стиль деятельности учителя технологии в методике проектного обучения обработке ткани //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/171014. htm.
В контексте признания, в масштабах государственной образовательной политики, роли и значимости технологического образования в развитии общественного материального производства, сформулированных идей модернизации современного технологического образования Кубани (материалы международной научно-практической конференции «Технологическое образование в школе и вузе: проблемы и инновации», 2016) вызывает много вопросов:
а) недооценка креативного стиля деятельности педагога в осуществлении технологической подготовки учащихся общеобразовательных школ;
б) недостаточная освещенность организационно-методических аспектов указанной деятельности в проектном обучении сельских школьников предметным технологиям.
Между тем, как известно, технология является не только компонентом материального производства. Она лежит в основе всех видов общественно полезной деятельности и труда, в том числе дизайнерского, интегрирует в себе ее процесс, средства, результат, требует применения химических, физических, биологических, энергетических закономерностей.
Дидактической основой креативного подхода к проектному обучению школьников технологии служат труды Р. А. Галустова, А. Г. Гритченко, Л. П. Заречной, Н. В. Зе-ленко, В. Д. Симоненко, Ю. С. Тюнникова, А. Г. Щеколдина и других ученых.
Креативный подход к проектному обучению учащихся технологии обработки ткани представляет собой инновационный стиль педагогической деятельности в контексте новой философии образования. Он предполагает формирование компетентной, гармоничной, всесторонне развитой, творческой личности, готовой к эффективной производственной деятельности, конкурентоспособной на рынке труда, адаптированной к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям.
На основании анализа различных научно-педагогических источников учеными (Р. А. Галустов, Л. П. Заречная, Н. В. Зеленко, Ю. С. Тюнников, А. Г. Щеколдин и др.) выделены ключевые компетенции, определяющие успешность личности школьника -будущего работника в социуме:
- компетенция в сфере социально-профессиональной деятельности;
- компетенция в сфере социально-культурной деятельности и др.
Задачи реализации компетентностного подхода в методике обучения технологии обработки ткани обусловливают необходимость осуществления креативного стиля деятельности учителя технологии для развития у школьников проектной культуры, овладения компетенциями по продуктивному использованию в проектной деятельности феномена междисциплинарной интеграции. Его сущностную основу составляют:
- освоение научных основ современного швейного производства и сферы швейных услуг;
- овладение учащимися умениями быстро осваивать на практике всю систему производства швейных изделий;
- оборудование швейных производственных процессов;
- овладение политехническими умениями работы с различными инструментами и приспособлениями по обработке ткани.
Важным компонентом компетентностной подготовки учащихся является их интегрированное обучение изготовлению из ткани технологических изделий различной сложности: от простейших деталей (карман, манжета, пояс) до обработки конструктивно и функционально сложных технологических узлов и деталей (полочка, спинка, рукав, воротник, пройма, горловина).
Креативный стиль деятельности педагога в реализации компетентностного подхода в методике проектного обучения технологии обработки ткани качественно улучшает процесс интегрированного усвоения школьницами технологии обработки на
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Коротенко И. Т. Креативный стиль деятельности учителя технологии в методике проектного обучения обработке ткани //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/171014. htm.
практической основе. Он углубляет их знания о технологическом изделии, его технологических узлах и деталях, их конструкции, назначении, системно-структурном и системно-конструктивном взаимодействии с другими деталями, о свойствах тканей, технологических способах их обработки.
Такие знания, по мнению перечисленных ученых-педагогов, выполняют важную компетентно образующую инструментальную функцию в системе интегративной подготовки учащихся и формирования у них проектных практических умений по технологии обработки тканей [8]. Они позволяют раскрыть общие законы, принципы строения, функционирования технических объектов определенного класса, а также общие требования дизайна к создаваемому или изучаемому технологическому изделию (например, технологичность, экономичность, экологичность, эстетичность).
Такие компетентностно ориентированные знания позволяют овладеть умениями использования в процессе технологии обработки объекта проектирования из ткани дифференцированных и интегрированных знаний о параметрах обработки деталей, критериях и показателях качества технических объектов; объективных проявлениях в процессе технологической операции по обработке ткани, её свойствах.
Поэтому цель и содержание креативного стиля деятельности педагога в методике проектного обучения технологии обработки ткани необходимо рассматривать как инте-гративный процесс обучения учащихся технологии обработки ткани и подготовки будущих компетентных участников производственно-технологических процессов.
Необходимость креативного стиля деятельности учителя технологии в методике проектного обучения технологии обработки ткани на основе междисциплинарной интеграции с математикой, естественнонаучными учебными предметами обусловлена теми изменениями, которые происходят в производстве и сфере услуг под воздействием социального и научно-технического прогресса.
В связи с этим представляется необходимым рассмотреть социально-экономические и научно-технические факторы развития указанной компетентностной подготовки.
Проектные компетенции - это прежде всего научно-проектные, конструкторские, технологические, эстетические, экономические, экологические знания. Они интегрируются и реализуются на разных этапах проектирования, в то числе тогда, когда наблюдаются те или иные практико-познавательные взаимодействия с техникой и технологией.
От подготовленности учащихся к интегрированному практико-познавательному, технологическому взаимодействию с техническими объектами (швейным оборудованием, инструментами, приспособлениями) в значительной степени зависит эффективность их использования.
Влияние социально-экономических факторов на развитие процесса проектного обучения технологии обработки ткани в рамках компетентностного подхода наиболее наглядно проявляется в двух основных моментах:
а) в объективном возрастании роли человеческого фактора в научно-техническом и социальном прогрессе;
б) возрастании потребностей современного учащегося в самореализации, овладении различными способами и приемами технологической деятельности.
Креативный стиль деятельности педагога в реализации проектного обучения делает акцент на инновационном содержании образования и учебно-познавательной деятельности учащихся. Инновационный характер содержания образования и учебно-познавательной деятельности учащихся является значимым для повышения статуса человеческого фактора, так как он всегда был основным элементом производственных сил.
Возрастание роли человеческого фактора в осуществлении научно-технического и социального прогресса в современной России приводит к тому, что всё более ощутимой становится зависимость материального и духовного прогресса общества от
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Коротенко И. Т. Креативный стиль деятельности учителя технологии в методике проектного обучения обработке ткани //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/171014. htm.
уровня развития самого человека, от его образованности и культуры, экономической и научно-технической грамотности, творческого отношения к делу [9].
Следовательно, креативный стиль деятельности учителя технологии в реализации компетентностно ориентированного проектного обучения как фактор достижения такого уровня развития личности представляет собой систематическое, целенаправленное воздействие на формирование социально необходимых личностных качеств учащегося в процессе его учебной, трудовой и общественной деятельности. При этом мы учитываем:
- уровень сознания, мировоззрение, характер учащегося;
- ценностные ориентации на развитие будущих профессиональных знаний, навыков и умений;
- социальные установки, которыми учащийся всегда руководствуется в жизни под влиянием семьи, общества и т. д.
Нами выявлены сущностные характеристики подготовки в вузе будущего учителя технологии к осуществлению креативного стиля деятельности в реализации проектного обучения и формированию учащегося как субъекта дизайнерской деятельности в условиях рынка. К ним отнесены:
- социально-экономическая обусловленность и прогностика;
- производственно-предпринимательский подход;
- профессиональная направленность на педагогическую деятельность в условиях рынка и профессионально-компетентностная фундаментальность;
- личностно-ценностная познавательно-преобразовательная креативность;
- системность и интегративность подготовки;
- личностно-развивающая познавательно-деятельностная многофакторность;
- политехническая, практическая и гуманистическая направленность дизайн-конструкторской, технологической и методической подготовки студентов.
Ссылки на источники
1. Учитель технологии современной школы: проектно-компетентностные аспекты становления / Л. П. Заречная, А. Г. Щеколдин, Н. В. Зеленко и др. - Славянск-на-Кубани: Изд. центр филиала ФБОУ ВПО «КубГУ» в г. Славянске-на-Кубани, 2012. - 354 с.
2. Интегративная подготовка учителя по технологии производства и обработки изделий из конструкционных материалов: монография / Л. П. Заречная, А. Г. Щеколдин, А. В. Заречный, А. И. Зиновьев. -Славянск-на-Кубани: Изд. Центр СГПИ, 2011. - 223 с.
3. Учитель технологии современной школы: проектно-компетентностные аспекты становления.
4. Интегративная подготовка учителя по технологии производства и обработки изделий из конструкционных материалов.
5. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: ИЧП; Изд-во «Магистр», 1997. - 308 с.
6. Там же.
7. Учитель технологии современной школы: проектно-компетентностные аспекты становления.
8. Интегративная подготовка учителя по технологии производства и обработки изделий из конструкционных материалов.
9. Учитель технологии современной школы: проектно-компетентностные аспекты становления.
Inna Korotenko,
Senior Lecturer, Theory and Methods of Professional Education and Technical Disciplines Chair, Kuban State
University branch, Slavyansk-on-Kuban
Creative style of a technology teacher activity in the methodology of project-based fabric processing teaching Abstract. The article is devoted to innovative system of teaching students, focused on creative use by technology teacher the phenomenon of interdisciplinary integration in the project-based fabric processing teaching, that has a dominant place in the educational area "Technology".
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Коротенко И. Т. Креативный стиль деятельности учителя технологии в методике проектного обучения обработке ткани //Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № V9. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/171014. htm.
Key words: educational area "Technology", project-creative activities, creative approach, competence approach, interdisciplinary integration, fabric processing. References
1. Zarechnaja, L. P., Shhekoldin, A. G., Zelenko N. V. et al. (2012). Uchitel' tehnologii sovremennoj shkoly: proektno-kompetentnostnye aspekty stanovlenija, Izd. centr filiala FBOU VPO "KubGU" v g. Slavjanske-na-Kubani, Slavjansk-na-Kubani, 354 p. (in Russian).
Zarechnaja, L. P., Shhekoldin, A. G., Zarechnyj, A. V. et al. (2011). Integrativnaja podgotovka uchitelja po tehnologii proizvodstva i obrabotki izdelij iz konstrukcionnyh materialov: monografija, Izd. Centr SGPI, Slavjansk-na-Kubani, 223 p. (in Russian).
Zarechnaja, L. P., Shhekoldin, A. G., Zelenko N. V. et al. (2012). Op. cit. Zarechnaja, L. P., Shhekoldin, A. G., Zarechnyj, A. V. et al. (2011). Op. cit.
Slastenin, V. A. & Podymova, L. P. (1997). Pedagogika: innovacionnaja dejatel'nost', IChP, Izdatel'stvo "Magistr", Moscow, 308 p. (in Russian). Ibid.
Zarechnaja, L. P., Shhekoldin, A. G., Zelenko N. V. et al. (2012). Op. cit. Zarechnaja, L. P., Shhekoldin, A. G., Zarechnyj, A. V. et al. (2011). Op. cit. Zarechnaja, L. P., Shhekoldin, A. G., Zelenko N. V. et al. (2012). Op. cit.
2.
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 30.06.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.07.17
Принята к публикации Accepted for publication 15.07.17 Опубликована Published 30.09.17
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Коротенко И. Т., 2017