Актуальные проблемы организации стратегического управления в территориальных органах МВД России
на региональном уровне
Д. Н. НИКИТИН,
заместитель начальника отдела анализа, планирования и контроля штаба
(УМВД России по Владимирской области) E-mail: [email protected]
Current Issues in Organization of Strategic Management in Territorial Bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia
at Regional Level
D. N. NIKITIN,
Deputy Chief at Department of the Analysis, Planning and Control of the Headquarters (Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the Vladimir Region)
Статья посвящена актуальным проблемам организации стратегического управления в территориальных органах МВД России на региональном уровне. Показано, что большая часть проблем обусловлены причинами субъективного характера, связанными с низким уровнем культуры управления и дефицитом инициативных компетентных управленцев, заботившихся о росте своего профессионального мастерства и практических результатов.
Делаются выводы, имеющие практическое значение для сохранения управленческого, боевого, кадрового потенциала территориальных органов МВД России.
В частности обосновывается необходимость дальнейшего совершенствования управленческой деятельности региональных МВД, ГУ МВД, УМВД за счет сохранения организационно-штатной оптимальности, развития кадрового профессионализма и активного внедрения научного управления.
Управленческая деятельность, анализ, прогнозирование и перспективное планирование, управленческая культура, аппарат МВД, ГУ МВД, УМВД, кадровая политика.
УДК 351.741
The paper is devoted to current issues in organization of strategic management in territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia at regional level. It is shown that the most of problems are caused by the reasons of subjective character connected with the low level of culture of management and deficiency of the initiative, competent managers caring for growth of the professional skill and practical results.
The conclusions having practical value for preservation of administrative, fighting, personnel capacity of territorial authorities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation are drawn.
In particular need of further improvement of administrative activity of the regional Ministry of Internal Affairs, the Ministry of Internal Affairs, Regional Office of the Ministry of Internal Affairs due to maintaining organizational and regular optimality, development of personnel professionalism and active introduction of scientific management is proved.
Management activity, analysis, forecasting and advance planning, management culture, office of the Ministry of Internal Affairs, Main Department of Ministry of Internal Affairs, Department of the Ministry of Internal Affairs, personnel policy.
Как показывает многолетний опыт функционирования органов внутренних дел, борьба с преступностью представляет большую сложность и требует высокого уровня организации.
За последние годы в органах внутренних дел сделано немало для совершенствования управления. Так, в целях создания условий для маневра штатными ресурсами подразделений следствия и дознания на региональном
уровне Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 214 исключена норма, устанавливающая предельную штатную численность органов предварительного следствия [1]. Осуществлен ряд мер по улучшению работы территориальных органов МВД России на районном уровне — главного звена в системе МВД (в течение 2017 г. доля их штатной численности возросла с 69,5 % до 76,5 %.). Больше внимания стало уделяться работе по упорядочению функций полиции, передаче уполномоченным органам дублирующих, избыточных и несвойственных функций. Продолжены мероприятия по реализации программно-целевого принципа организации деятельности органов внутренних дел (основными инструментами данной работы являются государственная программа Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» [2] и федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013— 2020 годах» [3], государственные программы субъектов Российской Федерации правоохранительной направленности и муниципальные программы).
В понятийном аппарате современного научного знания отсутствует общепризнанное, однозначное определение термина «стратегия», поскольку процесс его дефиниции сопряжен с понятием результата, которого требуется достигнуть, и процесса, посредством которого он может быть достигнут.
Основываясь на подходах, выработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями, правоохранительную стратегию можно определить как идеальную обобщающую модель действий правоохранительного субъекта, необходимых для достижения сформулированных долговременных целей по обеспечению социальной безопасности личности, общества и государства от правонарушений и преступлений в материальной и духовной жизнедеятельности человека на основе выбранных критериев и эффективного распределения ресурсов [1].
В идеале грамотно выстроенная стратегия способна обеспечить не только оперативное реагирование на изменения социальной реальности (оперативной обстановки), не только предвидеть и своевременно устранить негативные тенденции развития криминогенной ситуации, но и сознательно сконструировать систему событий, при которых данные негативные тенденции не сформируются, а их последствия не возникнут.
Соответственно, социальная реальность представляет собой конструкт мыслительного целеполагания, т. е. правоохранительная стра-
тегия может рассматриваться в качестве общей концепции по достижению главных целей в обеспечении социальной безопасности общества, государства, социальных групп и распределения в этих целях постоянно ограниченных ресурсов [1, 6].
Стратегия включает в себя несколько элементов.
Во-первых, систему целей, в которую входит миссия и генеральная цель правоохранительной системы в целом и отдельных субъектов, входящих в систему.
Во-вторых, приоритеты распределения ресурсов и осуществления правоохранительных и предупредительно-профилактических действий субъектов.
В-третьих, правила или принципы, регламентирующие процесс реализации стратегии общественной безопасности и проистекающие из природы объективных закономерностей, свойственных социально-политической структуре и уровню развития общества.
Стратегическое управление — это процесс, приводящий стратегию в действие, обеспечивающий результат, эффективное претворение идеи в жизнь [1].
Отличительными чертами стратегического управления являются:
— предвидение в долгосрочном плане характера развития социальных явлений и процессов, предопределяющих угрозы социальной безопасности в различных сферах жизнедеятельности людей;
— конструктивное воздействие на эти явления и процессы в перспективном плане с учетом нейтрализации или устранения отдаленных последствий, вызывающих угрозы социальной безопасности.
Из этого следует, что проблемы стратегического управления в органах внутренних дел заключаются в самом управлении. В ряде МВД, ГУ МВД, УМВД по субъектам Российской Федерации стиль организаторской работы не полностью соответствуют этим требованиям. Коренного улучшения требует информационная работа, являющаяся, как известно, основой успешного управления. При обилии информационных данных, достаточно развитых механизмах планирования и контроля уверенности в полной адекватности подготовленных управленческих решений к практическим реалиям на местах, к сожалению, нет. Ни одна, пусть и качественно подготовленная справка, отчет, ни самый четкий доклад регионального (районного) руководителя не могут дать исчерпывающего представления об объективной ситуации, особенно в низовых звеньях.
В этом смысле мало что изменилось. Управленческие проблемы, обсуждаемые 40—50 лет назад, актуальны и теперь. Аналитическая работа во многих случаях сводится только к сравнению количественных показателей по принципу «меньше — больше». Многие руководящие работники еще не овладели методикой анализа и вообще слабо подготовлены в вопросах управления. Научные методы управления в органах внутренних дел практически не внедряются. Ежегодно издается много так называемых корректирующих решений и руководящих документов, обилие которых приводит к тому, что некоторые сотрудники перестали их изучать. Организационные формы управления чаще всего сводятся к различным совещаниям, а реальная работа не редко подменяется так называемыми «мероприятиями».
Это не случайность, а система, требующая детального анализа причин и принятия безотлагательных мер, свидетельствующая о способности (или точнее неспособности) управленца обеспечить внедрение современной управленческой культуры в работу своего подразделения. Опыт управленческой деятельности аппаратов МВД, ГУ МВД, УМВД по субъектам Российской Федерации показывает, что если в работе управленческой структуры преобладает динамичный, ответственный и результативный стиль, там обязательно будут востребованы методы стратегического управления. Если же отношение к делу прямо противоположное, то и уровень управленческих решений, как правило, низкий и неэффективный [8].
Жизнь сегодня диктует такие требования, что, используя старые, традиционные методы работы, зачастую просто невозможно добиться хорошего результата. Преступность как социальное явление, имеющее свои корни и причины, характеризуется устойчивостью и возрастающей общественной опасностью. Все ее характеристики (уровень, структура, интенсивность, территориальное распределение) меняются со временем под воздействием различных факторов. Меняется социальный портрет преступника. Происходят интенсивные изменения в мотивации и социальной направленности преступности. Увеличивается доля преступных деяний против порядка управления и общественной безопасности. Отмечаются процессы самоорганизации значительной части населения на неправовой, в том числе криминальной, основе. Преступность приобрела более отчетливый экономический и организованный характер, с ней все активнее сотрудничают представители различных слоев населения [5].
Это значит, что сам по себе сложившийся в подразделениях МВД, ГУ УВД, УМВД по субъектам Российской Федерации механизм управления, если постоянно не заниматься его совершенствованием, не гарантирует эффективного выполнения внутриорганизационных задач, адекватных изменениям в состоянии общественного порядка и преступности.
Одним из важнейших средств повышения уровня управленческой деятельности является разработка научно обоснованных перспективных планов. Стратегический подход к управлению позволяет сосредотачивать усилия на действительно перспективных проблемах, правильно учитывая экономические, социально-политические, научно-технические и иные факторы развития общества, избегая таких положений, когда ход событий застает руководителя врасплох [4].
К сожалению, упреждать ситуацию, предугадывать, быть готовыми к новым условиям в территориальных органах МВД России пока не получается, потому что зачастую не хватает полноценных знаний об оперативной обстановки в республике, крае, области. Как правило, серьезные исследования преступности за пятилетие или десятилетие факторов, от которых зависит преступность, в МВД, ГУ МВД, УМВД по субъектам Российской Федерации не проводятся. Поэтому никто не сможет сегодня ответить на вопрос о том, какой сегодня может или должна быть преступность? Каким образом изменится преступность (ее характер, структура, динамика) за пять, десять, пятнадцать и более лет?
Поэтому нужны прогнозы и перспективные планы борьбы с преступностью. Если строить свою деятельность без них — опасность отставания при решении поставленных перед территориальными органами МВД России задач вряд ли уменьшится. Особенно наглядно видны издержки отсутствия перспективного планирования в работе патрульно-постовой службы полиции. Возможности этой службы, формы и методы ее деятельности заметно отстают от характера самой преступности. Например, считается, что большой город в криминальном плане гораздо опаснее, чем сельская местность, а самые криминогенные места — это улицы, площади, парки и скверы. Однако результаты одного научного исследования достаточно убедительно доказывают, что вероятность стать жертвой преступления в большом городе и в деревне примерно одинаковая (в деревнях и селах живет 25,8 % населения, и насчитывается 21,7 % жертв официально зарегистрированных преступлений). Или, к примеру,
грабежи, которые традиционно считаются типично «уличными» преступлениями, вместе с мошенничествами в более чем половине официально зарегистрированных случаев совершаются в жилых помещениях или около них. Все насильственные преступления и кражи — это вовсе «домашние» преступления. И в целом показано, что в России доминирует бытовая преступность, а официальная виктимность слабо связана с демографическими признаками (возраст, пол) и очень сильно — с социальным положением лица, которое стало жертвой преступления. Но все это сегодня индифферентно по отношению к практике работы наружных сил полиции [9].
Основные принципы анализа, прогнозирования и перспективного планирования в органах внутренних дел, их методика достаточно подробно изложены в соответствующей научно-методической литературе. Однако для использования этих наработок при подготовке в МВД, ГУ МВД, УМВД по субъектам Российской Федерации документов стратегического управления нужны кадры, и кадры первоклассные, обладающие высоким аналитическим потенциалом, способные самостоятельно вырабатывать решения, но главное — масштабно и неординарно мыслить. Однако, дефицит таких специалистов всем хорошо известен.
Таким образом, коренные сдвиги в организаторской работе, в уровне управления (а именно такие сдвиги и нужны сегодня) в территориальных органах МВД России возможны только в том случае, если указанные проблемы будут решены. А это невозможно сделать до тех пор, пока не произойдет психологический перелом в сознании людей, который поможет правильно оценить роль образования и профессионального мастерства в управлении органами внутренних дел. У каждого руководителя должно быть четкое представление о том, что успех достигается там, где обеспечивается высокий уровень
культуры управления, где есть гибкая и продуманная кадровая политика, основанная на продвижении инициативных, компетентных людей, постоянном получении ими новых знаний и навыков, тесном сотрудничестве в этих вопросах с научным сообществом.
Между тем, в МВД, ГУ МВД, УМВД по субъектам Российской Федерации иногда не срабатывает пока вся тактическая цепочка от первоначального отбора перспективных сотрудников до профессионального сопровождения и далее до формирования из этого актива надежного кадрового резерва.
Необходимо лучше работать с людьми, особенно с руководящими кадрами. Через человеческий фактор пойдет и организация дела [7]. Любой руководитель, который сам является грамотным управленцем, будет привлекать в свою команду таких же уверенных в себе людей. Не будет их бояться, а будет «подтягивать» и ставить рядом с собой. И тогда в целом коллектив будет показывать хорошие результаты, стремиться к более высоким показателям в работе, к более высокому ее качеству, к новым горизонтам в своей деятельности.
И наоборот, человек, который сам чувствует себя неуверенно и не владеет современными методами управления, будет подбирать себе подобных. Это обесценит любые управленческие решения, какими бы хорошими они не были. И в конечном итоге скажется на результатах борьбы с преступностью и охраны общественного порядка на обслуживаемой территории. И в данном случае — в худшую сторону.
Поэтому, для того чтобы сохранить управленческий, боевой, кадровый потенциал территориальных органов МВД России, каждому руководителю (вне зависимости от уровня управления) надо изменить управленческую концепцию на приоритетах триединой задачи: организационно-штатная оптимальность, кадровый профессионализм, научное управление.
Список литературы:
1. О признании утратившими силу отдельных положений актов Президента Российской Федерации: указ Президента РФ от 16 мая 2017 г. № 214 // СЗ РФ. 2017. № 21. Ст. 2992.
2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345 (ред. от 30.03.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
3. О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013—2020 годах»»: постановление Правительства РФ от 3 октября 2013 г. № 864 (ред. от 13.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Андреев Н. АКоробов В. Б. Стратегический анализ отраслевого управления: учебное пособие. М., 2011.
5. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации и расчетные варианты ее развития: аналитический
обзор / Ю. М. Антонян, Д. А. Бражников, М. В. Гончаров и др. М., 2018.
6. Крылов С. М. Избранные труды (1967— 1979 гг.). М., 1999.
7. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. д. ю. н., проф. А. И. Долговой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003.
8. Передня Д. Г. Управленческая культура в системе органов внутренних дел. М., 2017.
9. Титаев К. Жертвы преступлений в России: кто они и о чем это говорит: лекция. [Электронный ресурс]. URL: http://www.enforce. spb.ru/chronicle/news/7091-lektsiya-kirilla-ti-taeva-zhertvy-prestuplenij -v-rossii-kto -oni-i-o-chem-eto-govorit (дата обращения 21.06.2018).