Научная статья на тему 'Особенности содержания управленческой деятельности руководителя территориального органа МВД России по организации огневой и физической подготовки'

Особенности содержания управленческой деятельности руководителя территориального органа МВД России по организации огневой и физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1325
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MANAGERIAL ACTIVITY / НАЧАЛЬНИК ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА МВД РОССИИ / HEAD OF A TERRITORIAL BODY OF THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA / ОРГАНИЗАЦИЯ ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / FIRE AND PHYSICAL PREPARATION ORGANIZATION / РЕАЛИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНИКОМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА МВД РОССИИ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ / IMPLEMENTATION / THE CHIEF OF A TERRITORIAL BODY OF THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA / MANAGEMENT FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корнеева М.П., Гришин А.В.

В статье дается определение управленческой деятельности руководителя территориального органа МВД России по организации огневой и физической подготовки, рассматриваются полномочия руководителя территориального органа МВД России на региональном уровне по организации данного вида деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Корнеева М.П., Гришин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content Features of the Managerial Head’s Activity of the Territorial Body of the Interior Ministry of Russia for the Fire and Physical Preparation Organization

The article defines the managerial head’s activity of the territorial body of the Interior Ministry of Russia for the fire and physical preparation organization, and also the powers of a territorial body’s head of the Interior Ministry of Russia on the regional level for organization of this kind of activity.

Текст научной работы на тему «Особенности содержания управленческой деятельности руководителя территориального органа МВД России по организации огневой и физической подготовки»

Особенности содержания управленческой деятельности руководителя территориального органа МВД России по организации огневой и физической подготовки

М. П. КОРНЕЕВА,

доцент кафедры организации огневой и физической подготовки, кандидат юридических наук E-mail: kmp1314@mail.ru

А. В. ГРИШИН,

слушатель 2 факультета (Академия управления МВД России) E-mail: a.v_grishin@inbox.ru

Content Features of the Managerial Head's Activity of the Territorial Body of the Interior Ministry of Russia for the Fire and Physical Preparation Organization

M. P. KOR№EVA,

Candidate of Law, Associate Professor at the Department of the Fire and Physical Preparation Organization E-mail: kmp1314@mail.ru

A. V. GRISHIN,

Student of the 2nd Faculty (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

УДК 351.74:355.233.22

В статье дается определение управленческой деятельности руководителя территориального органа МВД России по организации огневой и физической подготовки, рассматриваются полномочия руководителя территориального органа МВД России на региональном уровне по организации данного вида деятельности.

Управленческая деятельность, начальник территориального органа МВД России, организация огневой и физической подготовки, реализация начальником территориального органа МВД России функций управления.

The article defines the managerial head's activity of the territorial body of the Interior Ministry of Russia for the fire and physical preparation organization, and also the powers of a territorial body's head of the Interior Ministry of Russia on the regional level for organization of this kind of activity.

Managerial activity, head of a territorial body of the Interior Ministry of Russia, fire and physical preparation organization, implementation by the chief of a territorial body of the Interior Ministry of Russia its management functions.

О необходимости повышения уровня профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в части огневой и физической подготовки свидетельствуют официальные статистические данные ГИАЦ МВД России [18]. Так, возросло количество фактов посягательств на жизнь и здоровье сотрудников полиции: 2015 г. - 9 %; 2016 г. - 13 %; 2017 г. - 15 %. Наблюдается тенденция роста уголовно наказуемых деяний среди сотрудников ОВД, связанных с неправомерностью применения огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы при выполнении служебных обязанностей: 2015 г. - 14 %; 2016 г. - 22 %; 2017 г. - 24 %.

В связи с этим неслучайно Президент Российской Федерации В. В. Путин уже не первый год уделяет особое внимание вопросам профессиональной подготовленности сотрудников ОВД, в том числе их подготовке к действиям в условиях, связанных с применением физической силы и огнестрельного оружия. Так, на расширенном заседании коллегии МВД России, состоявшемся 28 февраля 2018 г., В. В. Путин акцентировал внимание на укреплении служебной дисциплины среди личного состава, соблюдения законности [13], что неразрывно связано с одной из основных функций МВД России - подготовкой кадров для ОВД, в том числе в рамках профессиональной служебной и физической подготовки.

Следует отметить, что процесс реформирования системы МВД России повлек за собой организационно-штатные мероприятия, направленные на оптимизацию деятельности ОВД. Данный фактор поспособствовал значительному сокращению личного состава территориальных органов МВД России на различных уровнях управления, а также перераспределению специалистов из сферы огневой и физической подготовки в созданные организационные структуры [3]. Обозначенное обстоятельство привело к увеличению функций, возложенных на руководителей территориальных органов МВД России, одной из которых является организация огневой и физической подготовки, и в то же время, к снижению управляющего воздействия на подчиненные подразделения и их сотрудников по обозначенному направлению деятельности.

Кроме приведенных статистических данных, на актуальность темы исследования указывает комплекс законодательных и иных нормативных правовых актов [1, 2, 8, 9], которые являются фактором, обязывающим руководителей территориальных органов МВД России на различных уровнях управления осуществлять деятельность, связанную с организацией огневой и физической подготовки [15].

В связи с этим прежде чем перейти к рассмотрению особенностей содержания деятельности руководителя территориального органа МВД России по организации огневой и физической подготовки, следует рассмотреть понятие «деятельность».

Так, согласно толковому словарю русского языка, под деятельностью понимается труд, работа, занятие [16, 17, 23]: «работа, систематическое применение своих сил в какой-нибудь области» [19]; «форма активного созидающего взаимодействия личности с социальной средой, направленная на достижение сознательно поставленной цели познания или преобразования окружающего мира» [20].

Исследователи в сфере управления правоохранительными органами [11] рассматривали такие отдельные функции управления, характеризующие управленческую деятельность, как аналитическая, информационная, планирования, учета, контроля, ресурсного обеспечения, организационную и др.

Другие ученые в сфере управления ОВД [14, 21, 22] выявили и описали присущие управленческой деятельности признаки. Перечислим лишь некоторые из них по наибольшей степени значимости:

- наличие субъекта управления с возложенными на него определенными полномочиями, которые реализуются в отношении подчиненных должностных лиц;

- строгое соблюдение законодательных и иных нормативных правовых актов;

- создание условий выполнения деятельности исполнителями (организационных, ресурсных и др.);

- упорядочение деятельности подчиненных подразделений путем разработки типовых положений организационных структур, взаимосвязей между структурными элементами.

В своих работах авторы уже давали формулировку понятия управленческой деятельности в органах предварительного следствия в системе МВД России, под которой предлагается понимать «... совокупность разнообразных мыслительных операций и физических действий руководителей ГСУ, СУ, СО, а также уполномоченных ими должностных лиц, выполняемых в определенной последовательности и во взаимосвязи с целью выработки, оформления и реализации процессуальных и не процессуальных управленческих решений в отношении подчиненных им сотрудников, федеральных государственных служащих, работников, подразделений и органов, направленных на решение практических задач и возникающих проблем функционирования органов предварительного следствия в конкретном регионе Российской Федерации» [12].

Как показал мониторинг отдельных научных работ, деятельность руководителя территориального органа МВД России по организации огневой и физической подготовки с точки зрения управления до настоящего времени не подвергалась исследованию. Несмотря на то, что в ведомственных нормативных правовых актах широко применяется формулировка «организация огневой и физической подготовки» [8, 9], данное понятие обозначенными правовыми документами не зафиксировано.

Как представляется, отсутствие правильного понимания у руководителей территориального органа МВД России искомого понятия, полномочий, которыми они наделены в сфере организации огневой и физической подготовки, отрицательно отражается на организации обозначенного вида деятельности.

Таким образом, на основе различных подходов к понятию «деятельность» и к понятию «управленческая деятельность» полагаем возможным сформулировать понятие управленческой деятельности руководителя территориального органа МВД России по организации огневой и физической подготовки как совокупность операций (процедур, действий), выполняемых в определенной последовательности полномочными должностными лицами государственных органов исполнительной власти в сфере внутренних дел в отношении подчиненных им сотрудников, подразделений, направленных на решение практических задач служебной деятельности в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также для упорядочения и обеспечения их деятельности.

Обязанность по организации огневой и физической подготовки сотрудников полиции возлагается на руководителей территориальных органов МВД России независимо от уровня управления.

Так, например, организационно-правовой статус начальника территориального органа МВД России на региональном уровне определен Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 [4]. Исходя из смысла обозначенного правового документа руководитель территориального органа МВД России:

а) организует деятельность территориального органа по огневой и физической подготовке (раздел III. пп. 19.6);

б) утверждает положения о структурных подразделениях территориального органа, о подчиненных органах и организациях (раздел III. пп. 19.8). Так, начальник ГУ МВД России по Московской области утвердил Положение об Управлении по работе с личным составом, в котором функционирует отдел про-

фессиональной подготовки, осуществляющий организацию огневой и физической подготовки в рамках профессиональной служебной и физической подготовки;

в) утверждает штатные расписания территориального органа, подчиненных органов и организаций (раздел III. пп. 19.9). Так, начальник ГУ МВД России по Московской области утвердил структуру и штатное расписание отдела профессиональной подготовки УРЛС, определив его структурными подразделениями отделения: организации профессиональной подготовки; первоначальной подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки; учебных заведений; методического обеспечения;

г) создает при необходимости в пределах утвержденных нормативов штатной численности и категорий должностей временные формирования для реализации задач и осуществления полномочий, возложенных на территориальный орган (раздел III. пп. 19.11). Так, например, начальником УМВД России по Пензенской области с целью совершенствования деятельности руководителей территориальных органов на районном уровне по организации огневой и физической подготовки была создана временная организационная структура в форме внештатной рабочей группы [7]. В обязанности данной группы входит обучение руководителей учебных групп организации и методике проведения с личным составом занятий по огневой и физической подготовке, а также ведение планирующей, отчетно-учетной документации.

В УМВД России по Липецкой области осуществляет свою деятельность внештатная группа профессиональной подготовки, предназначенная для функционирования на районном уровне [10]. Задачами обозначенной группы являются:

— организация целенаправленного процесса овладения и постоянного совершенствования сотрудниками профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на ОВД;

— организация и проведение занятий по служебной, огневой и физической подготовке, способствующих повышению профессионального мастерства сотрудников;

— обучение сотрудников приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности;

— поддержание у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать противоправные деяния, используя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие;

д) обеспечивает соблюдение законности при осуществлении сотрудниками и государствен-

ными служащими территориального органа, подчиненных органов и организаций оперативно-служебной деятельности; организует и осуществляет контроль за законностью решений и действий должностных лиц территориального органа, подчиненных органов и организаций (раздел III. пп. 19.14). Так, руководители территориальных органов МВД России на региональном уровне организуют проведение мониторинга законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере организации огневой и физической подготовки, а также связанных с правоприменением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. С целью недопущения нарушения законности подчиненными сотрудниками в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, в рамках правовой подготовки доводит до них актуальные правовые документы;

е) издает в пределах своей компетенции правовые акты по вопросам организации деятельности территориального органа, в том числе по организации огневой и физической подготовки в рамках проведения занятий по профессиональной, служебной и физической подготовке (раздел III. пп. 19. 20) [5, 6].

Следует уточнить, что перечень данных полномочий представлен не в полном объеме, так как в рамках научной статьи рассмотреть его не представляется возможным.

Для обеспечения реализации своих полномочий руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне выполняет такие функции управления, как информационная, аналитическая, планирования, прогнозирования, организации, учета и контроля, оказания методической и практической помощи и др.

Каждая из перечисленных функций включает в себя определенные функции-действия, выполняемые руководителем территориального органа МВД России. Особенностями реализации информационной функции управления будет являться то, что из всего массива поступающей информации интерес представляют сведения, связанные с профессиональной подготовленностью подчиненных подразделений и их должностных лиц в части их огневой и физической подготовки. В связи с этим руководитель территориального органа МВД России через ОПП УРЛС обеспечивает систему сбора, обработки и учета информации по данному виду деятельности.

Анализ практики деятельности руководителей территориальных органов по субъектам Российской Федерации по организации огневой и физической подготовки позволил сделать вывод, что, как правило, для обеспечения управленческой деятельности предметом учета являются:

- законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие организацию огневой и физической подготовки;

- переписка с руководителями подразделений соответствующего территориального органа МВД России по вопросам огневой, физической подготовки;

- организация и проведение спортивно-массовых мероприятий;

- оказание методической и практической помощи подчиненным подразделениям и их должностным лицам;

- учебно-методические сборы с руководителями учебных групп;

- отчеты от подчиненных территориальных органов МВД России на районном уровне о количестве сотрудников, имеющих квалификационные звания, о результатах квалификационных испытаний;

- протоколы итоговых проверок огневой и физической подготовленности в подчиненных территориальных органах МВД России на районном уровне;

- учебно-материальная база территориальных органов МВД России на районном уровне;

- графики проведения занятий по огневой и физической подготовке подчиненных территориальных органов МВД России на районном уровне;

- материалы служебных проверок по фактам применения сотрудниками полиции специальных средств, физической силы, огнестрельного оружия и др.

Как правило, информация, являющаяся предметом учета, систематизируется и накапливается в контрольно-наблюдательных (номенклатурных) делах. На ее основе руководитель территориального органа МВД России:

- проводит анализ состояния организации огневой и физической подготовки по отдельным направлениям обозначенного вида деятельности;

- выявляет причины и условия, способствующие возможным негативным отклонениям от установленной цели;

- на этой основе вырабатывает комплекс организационно-управленческих мероприятий по устранению выявленных отклонений;

- осуществляет планирование реализации организационно-управленческих мер, нацеленных на устранение негативных отклонений.

Таким образом, владение руководителями территориальных органов МВД России возложенных на них полномочий по организации огневой и физической подготовки, а также знания особенностей содержания управленческой деятельности будут способствовать повышению ее результативности.

Список литературы:

1. О полиции: федер. закон от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7.

2. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 // СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 1).

3. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 // СПС КонсультантПлюс.

4. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: указ Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 // СПС КонсультантПлюс.

5. Об организации подготовки кадров для замещения должностей в ГУ МВД России по Московской области, подчинённых ему органах и организациях в 2018 году: приказ ГУ МВД России по Московской области от 1 января 2018 г. № 1 // СПС СтрасЮрист-Регион.

6. Об организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Магаданской области и мерах по ее совершенствованию в 2018 году: приказ УМВД России по Магаданской области от 16 января 2018 г. № 25 // СПС СтрасЮрист-Регион.

7. Об организации профессиональной служебной и физической подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел области в 2018 году: приказ УМВД России по Пензенской области от 28 декабря 2017 г. № 2420 // СПС СтрасЮрист-Регион.

8. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 // СПС СтрасЮрист.

9. Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 23 ноября 2017 г. № 880 // СПС КонсультантПлюс.

10. Об утверждении Положения о внештатных группах профессиональной подготовки в территориальных органах МВД России районного уровня, строевых и специальных подразделениях органов внутренних дел Липецкой области: приказ УМВД России по Липецкой области от 26 июля 2011 г. № 495 // СПС СтрасЮрист-Регион.

11. Балданов Э. Б. Современные тенденции делегирования полномочий в органах внутренних дел. М., 2006.

12. Валов С. В., Корнеева М. П. Особенности управленческой деятельности на региональном уровне управления органами предварительного следствия в системе МВД России: организация управленческой деятельности в органах предварительного следствия территориальных органов МВД России на региональном уровне: учебн.-практ. пособие. М., 2013.

13. Выступление В. В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России 28 февраля 2018 г. URL: http://putin24.info/rasshirennoe-zasedanie-kollegii-mvd-rossii.html (дата обращения: 25.04.2018).

14. Гордыенко В. В. Основные направления совершенствования подготовки руководящих кадров органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 3 (31).

15. Косыковскый А. Р., Лукашов Н. В. Полицейское самбо как инструмент специальной физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42).

16. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка: около 35 000 слов. М., 1990.

17. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М., 1997.

18. Сводный отчет по России «Единый отчёт о преступности» за январь—декабрь 2016 г.: форма 1-ЕГС. Информационный сайт ФКУ «ГИАЦ МВД России». URL: http:// 10.5.0.15. (дата обращения: 27.04.2018).

19. Степанов О. А. Пути и цели формирования профессионального правового сознания и правовой культуры руководителей органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 2 (26).

20. Теория управления: социально-технологический подход: энциклопедический словарь. М., 2004.

21. Ульянов А. Д., Ныкытын М. Н. Организация деятельности руководителя территориального органа МВД России: учебн. пособ. М., 2016.

22. Ульянов А. Д. Делегирование полномочий как один из индикаторов работы руководителя органа внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 4 (44).

23. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка: 180 000 слов и словосочетаний. М., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.