s
H
и о X
л
<
и
H
к
s
:|S
о X
л
<
и
H
s
X
<
а
X о о
м
<
а С
и <
ш о а С и S SS
и и
У
s
I—
о <
0
1
s
§
s
а SS
бб
H. В. СЕРДЮК,
заместитель начальника кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,
доктор педагогических наук, доцент (Академия управления МВД России)
N. V. SERDYUK,
deputy head of the department of psychology, pedagogy and organization of work with the personnel
doctor of pedagogical sciences, docent (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)
УДК 342.98
Криминологический анализ функций руководителя территориального органа МВД России на районном уровне по предупреждению преступлений
The criminological analysis of functions of the head of territorial authority of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the regional level according to the prevention of crimes
В статье раскрываются основные функции руководителя территориального органа МВД России на районном уровне по профилактике правонарушений и предупреждению преступлений, выявлены управленческие резервы этой деятельности.
Профилактика, руководитель территориального органа МВД России на районном уровне, оперативная обстановка, криминологические условия.
In article the main functions of the head of territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia at regional level on prevention of offenses and the prevention of crimes reveal, administrative reserves of this activity are revealed.
Prevention, the head of territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia at regional level, an operational situation, criminological conditions.
Общегосударственная программа борьбы с преступностью предполагает реализацию комплекса мер организационного, правового, социально-экономического, идеологического и технического характера, в том числе расширение социальной базы предупреждения преступлений; обеспечение эффективного взаимодействия правоохранительных и других государственных органов с общественными организациями и движениями; совершенствование организационной структуры правоохранительных органов; совершенствование законодательства; возрождение и укрепление нравственных начал общественной жизни [4, с. 15].
Органы внутренних дел вносят наибольший вклад в предупреждение преступлений.
Профилактика преступлений включает в себя целенаправленную деятельность по вы-
явлению и устранению причин и условии уголовно наказуемых деяний (общая профилактика), а также установление лиц, способных совершить такие деяния, и оказание на них соответствующего воздействия (индивидуальная профилактика). Организуют эту работу руководители территориальных органов МВД России на районном уровне в процессе выполнения своих функциональных обязанностей.
К основным функциям руководителя органа внутренних дел в процессе профилактики правонарушений относятся следующие: — изучение и оценка криминологических аспектов оперативной обстановки и условий, в которых органы внутренних дел осуществляют свою деятельность (выявление и анализ причин, условий, ситуаций, обстоятельств и других детерминантов преступлений);
ISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2014. № 4 (32)
— планирование и контроль за осуществлением необходимых мероприятий, направленных на устранение либо ограничение действия детерминантов преступлений;
— инициирование мер заинтересованных органов, ведомств, учреждений по нейтрализации этих детерминантов;
— изучение криминологических условий в регионе и принятие мер по формированию адекватного общественного мнения о преступности и работе органов внутренних дел;
— организация правовой пропаганды;
— организация консультационной помощи населению по проблемам, связанным с защитой личности и собственности от преступных посягательств;
— оценка эффективности общепрофилактической деятельности;
— выявление, обобщение и внедрение в практику форм и методов общепрофилактической деятельности, обеспечивающих ее совершенствование;
— криминологический прогноз состояния и динамики преступности [3, с. 184].
Изучение и оценка криминологических аспектов оперативной обстановки и условий, в которых органы внутренних дел осуществляют свою деятельность, служат информационной предпосылкой для принятия управленческих решений по осуществлению обоснованных предупредительных мероприятий и оценке их результатов.
Для эффективной профилактической работы руководитель территориального органа МВД России на районном уровне не может ограничиваться только ведомственной информацией о преступности и правонарушителях. Успешной деятельности в этом направлении способствуют изучение и оценка криминологических сторон всего многообразия социально-экономических характеристик региона, миграционных процессов, экономической инфраструктуры территории обслуживания и многих других факторов, которые существенно влияют на криминологическую и оперативную обстановку [1, 3].
Важным звеном информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений в регионе является выявление лиц, от которых можно ожидать их совершения. Эта деятельность занимает одно из центральных мест в изучении, оценке оперативной обстановки и условий, в которых осуществляется профилактическая деятельность органов внутренних дел.
Чтобы достичь целей индивидуальной профилактики, необходимо добиваться от сотрудников профессионального отношения к исполнению служебных обязанностей, использования широкого спектра мер психолого-педагогического характера по отношению к объектам воздействия.
Планирование профилактических мероприятий и контроль за их выполнением осуществляются в территориальных органах МВД России всех уровней. Основная задача плана — упорядочение процесса профилактической деятельности, обеспечение ее целенаправленности, комплексного использования сил и средств. Он включает все элементы организации профилактики правонарушений (в том числе преступлений): сбор информации, расстановку сил и средств, обеспечение взаимодействия, контроль.
В планах профилактической деятельности, как правило, предусматриваются следующие направления:
— повышение эффективности профилактической деятельности;
— обеспечение сохранности имущества, находящегося в собственности;
— борьба с пьянством, алкоголизмом, наркоманией и связанными с ними преступлениями;
— профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи;
— совершенствование правовоспитательной работы;
— оказание помощи правоохранительным органам в их профилактической работе (связь различных ведомств и общественности). Планируемые в рамках этих направлений
мероприятия носят, как правило, межведомственный характер и затрагивают вопросы предупреждения преступности в целом.
Аналогичные планы составляются руководителями территориальных органов МВД России на районном уровне для проведения собственной работы.
Определяя основные пути и условия повышения эффективности работы по предупреждению правонарушений, необходимо в первую очередь выделить разработку руководителем территориального органа МВД России на районном уровне целевых профилактических программ, в которых выделяются следующие этапы: обоснование программного решения проблемы, формирование целевой программы, разработка ее вариантов, подготовка проекта, разработка сценария реализации программы.
Общая направленность таких программ состоит в выявлении, устранении или нейтрализации криминогенных факторов.
Активной формой общей профилактики преступлений является привлечение внимания граждан к необходимости принятия мер по обеспечению личной безопасности, охране жилищ, хранилищ ценностей, транспортных средств и имущества (виктимологическая профилактика) [2, с. 37].
В этих целях планируется, организуется и ведется работа по разъяснению законодательных
67
к н и
0
1
л
<
и н к
0
1
л
<
и н к
I
<
а
X О
о
л
<
а С
и <
ш о а С
и
ЬЙ
и и
У
к
I—
о <
0
1
к
§
к
а
норм, регламентирующих правомерное применение в порядке необходимой обороны газовых баллонов, травматических пистолетов, а в разрешенных законом случаях — огнестрельного оружия.
При реализации профилактических функций руководители территориальных органов МВД России на районном уровне организуют постоянное взаимодействие с различными ведомствами: государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, благотворительными и иными фондами, общественными объединениями, средствами массовой информации. Эта работа направлена на активизацию их участия в социальной профилактике правонарушений.
На наш взгляд, необходимо также развивать взаимодействие с религиозными организациями, органами опеки, попечительства, здравоохранения, образования, службы занятости, центрами социальной защиты детей и подростков, центрами социальной реабилитации по вопросам профилактики преступлений. Полученные в результате взаимодействия данные, в частности, могут быть эффективно использованы для оперативной и профилактической работы с лицами, занимающимися бродяжничеством и попрошайничеством. Вся совокупность разработанных общепрофилактических мер может стать разделом целевой региональной программы борьбы с преступностью.
Важным разделом плана проведения общей профилактики является расстановка сил и средств для руководства деятельностью орга-
нов внутренних дел по предупреждению правонарушений. Оперативная информация о криминогенной обстановке позволяет выявить области наиболее вероятного совершения преступлений и лиц, от которых их можно ожидать. Оптимальная расстановка сил и средств призвана не допустить совершения как можно большего числа преступлений. При этом руководителю следует обращать особое внимание на предупреждение тяжких преступлений, преступлений против личности, которые могут носить необратимые последствия.
Расстановка сил и средств переплетается с внутриведомственным взаимодействием. Так, в помощь органу, непосредственно отвечающему за результаты предупредительной деятельности, могут быть направлены сотрудники других служб, если этого требует оперативная обстановка.
Важным элементом организации профилактической деятельности является контроль за ее осуществлением, который может быть как внешним (за предупредительной деятельностью органов внутренних дел со стороны иных органов), так и внутренним или внутриведомственным (контроль руководства самого органа или специально созданной комиссии за деятельностью тех или иных подразделений). Контроль нередко способствует выявлению недостатков профилактической деятельности. На основании его данных принимаются решения по совершенствованию деятельности как органа внутренних дел в целом, так и его структурных подразделений.
Список литературы
1. Бутылин В. Н. Юридическая безопасность МВД России и его сотрудников // Труды Академии управления МВД России. 2006. № 0.
2. Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел: монография. М., 2003.
3. Социально-педагогический анализ функций руководителя органа внутренних дел по профилактике правонарушений // Педагогика в деятельности руководителя ор-
гана внутренних дел: учеб. пос. под ред. И. В. Горлинского. М., 2002. 4. Титушкина Е. Ю. О проекте Федерального закона «Об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 1 (25).
Тел.: 8 (499) 745-85-50
68