Шахмарданова А.Х. студент 5 курса
факультет информационных технологий и управления
Газизуллина А.М.
магистр 6 курса Габидуллина Е.В. магистр 6 курса ФГБОУ ВПО БашГА У Россия, г. Уфа
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Местное самоуправление в России находится на стадии своего становления. Огромное значение в его первоначальном развитии имеет человеческий фактор как совокупность трудовых ресурсов, а также профессиональных и личностных качеств служащих. Поэтому профессиональная подготовка кадров для местного самоуправления на сегодняшний день приобрела особую актуальность и является одной из наиболее значимых задач в организации местного самоуправления. От того, насколько служащие будут компетентны, порядочны, целеустремленны, зависит не только настоящее, но и будущее местного самоуправления
Согласно Федеральному закону №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета [1].
Муниципальные служащие:
- осуществляют службу на должностях в представительных и исполнительных органах местного самоуправления муниципального образования;
- занимают оплачиваемую должность на основании трудового контракта (договора);
- подотчетны главе местного самоуправления муниципального образования;
- не могут занимать выборные должности местного самоуправления;
- не могут осуществлять деятельность, несовместимую с муниципальной службой (предпринимательство и др.).
Муниципальным служащим необходимо самостоятельно формировать бюджеты муниципальных образований, планировать их социально-экономическое развитие, организовать муниципальное хозяйство, решать другие жизненно необходимые вопросы. Данные характеристики определяют специфику их работы и накладывают значительные требования к профессиональной деятельности.
Мониторинг и анализ ситуации показал, что в муниципальных образованиях наблюдается дефицит профессиональных кадров органов местного самоуправления. И если количественные показатели более или менее удовлетворительны (практически полностью укомплектован штат сотрудников органов местного самоуправления в муниципальных образованиях), то качественные показатели вызывают серьёзные нарекания. Поэтому уместно говорить о неукоплектованности органов местного самоуправления именно квалифицированными кадрами.
В основном должности в аппарате органов местного самоуправления замещают специалисты гуманитарных, социальных и смежных направлений: экономисты, юристы, педагоги, социологи, аграрии. Часто среди работников органов местного самоуправления встречаются специалисты, далёкие по своему профессиональному образованию от управленческой сферы.
Работа на муниципальной службе обычно ассоциируется с бумажной волокитой, бюрократическими процедурами, беспрерывным
документооборотом. Данный стереотип сильно снижает её престиж и привлекательность для потенциальных кадров, демотивирует молодёжь на стадии выбора профессии. Сюда же следует отнести и невысокие заработные платы и не всегда благоприятные условия труда работников органов местного самоуправления, которые служат антистимулом для привлечения в органы местного самоуправления специалистов с высоким уровнем знаний и потенциалом - последние предпочитают самореализовываться в других профессиональных сферах.
Следующая выявленная в ходе исследования проблема - несовершенная система обучения, система подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации муниципальных кадров. Передовые методики распространяются недостаточно эффективно, система обучения не поставлена на прочную законодательную основу, муниципальные образования не обладают достаточным педагогическим составом в данной сфере и достаточным финансированием для подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов.
Говоря о нынешней возрастной структуре муниципальных органов, важно обратиться к перспективам. У действующего состава отсутствует
прочная смена, что опять же сопряжено с нежеланием молодёжи связывать свою жизнь с работой на муниципальной службе. В последнее время популярность специальности «Государственное и муниципальное управление» значительно возросла. Однако выпускники редко выбирают работу в муниципалитете, большинство стремится поступить на государственную службу.
Обилие проблем в сфере местного самоуправления препятствует эффективной работе даже по-настоящему квалифицированных, компетентных сотрудников и отталкивает молодёжь от муниципальной службы. Низкий уровень финансовой обеспеченности муниципальных образований, слабая доходная база местных бюджетов, неупорядоченность местных полномочий и их частичное несовпадение с вопросами местного значения, сложности во взаимодействии с государственными контрольно-надзорными органами и в координации с региональной властью, объективно неудовлетворительные условия для оказания гражданам муниципальных услуг, в том числе низкий доступ к интерактивным технологиям [2].
Как видим, проблемы в кадровой сфере тесно связаны с проблемами в иных сферах местного самоуправления. Поэтому решать их нужно в комплексе.
Для улучшения ситуации в сфере кадрового обеспечения муниципальных образований следует:
- совершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения профессиональной квалификации муниципальных служащих и должностных лиц, внедрять передовые методики, программы, технологии. Формат обучения может быть самым разнообразным: полноценные образовательные программы, курсы, семинары, тренинги, правовые консультации, стажировки. Важно соблюсти баланс между теоретической (изучение базовых основ и лучших практик муниципального управления) и практической (освоение через сопричастность) частью обучения;
- создавать благоприятные трудовые и жилищные условия в муниципалитетах, чтобы привлекать компетентных специалистов, в том числе в административно-управленческой сфере, формировать базу для эффективного исполнения сотрудниками органов местного самоуправления своих должностных обязанностей;
- повышать авторитет и престиж муниципальной службы для привлечения наиболее перспективную молодёжь в данную сферу (в том числе на стадии выбора профессии).
Таким образом, все перечисленные противоречия, несмотря на трудность их разрешения, тем не менее, могут быть ликвидированы в процессе
становления муниципальной службы. Именно от этого зависит успешное развитие местного самоуправления в Российской Федерации.
Использованные источники:
1. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
2. Киричук С. (2013) Кадровое обеспечение органов власти// Служба кадров, №9
Шевелева Т. Н., к.ф.н.
доцент
Омский государственный педагогический университет
Россия, г. Омск
К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОМОНИМОВ
Аннотация. В статье дается типология и анализ существующих классификаций фразеологических омонимов.
Ключевые слова: фразеологизм, фразеологические омонимы, классификации.
Проблема типологии фразеологических омонимов относится к числу вопросов, не имеющих однозначного решения.
Одна из первых попыток классифицировать фразеологические омонимы была предпринята В.В. Виноградовым, который выделяет два вида омонимов: внутрифразеологические и омонимические соответствия.
Исследуя явление фразеологической омонимии, М.И. Сидоренко выделяет только собственно фразеологические омонимы, не рассматривая омонимию фразеологизмов и свободных сочетаний слов. Некоторые, выделенные им типы, соотносятся с типологией лексических омонимов, а некоторые свойственны только для фразеологической омонимии.
Классификация, предложенная М.И. Сидоренко [8], опирается на разные критерии:_
Типы фразеологизмов-омонимов Критерии выделения: Иллюстративный материал
I. Гомогенные -гетерогенные Причины появления (образования): семантическое расщепление, разные процессы фразеологизации, метафоризация словосочетаний, Гомогенные: разделывать под орех 1 - «делать основательно, хорошо», разделывать под орех 2-1. «сильно ругать, бранить», 2. «одерживать полную победу в драке, в сражении», и др. Гетерогенные: за спиной 1 - «тайно, скрытно, так, чтобы не узнали», за спиной 2 - «позади, за собой; в прошлом»