book.uraic.ru/project/conf/txt/005/archvuz14_pril/26/ template_article-ar=K21-40-k32.htm
7. Фокин А. В. Экологические права и обязанности человека и гражданина (теоретико-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006.
8. Тахватулина Н. К. Экологизация правового регулирования (теоретико-правовое исследование): дис. ... канд. юрид. наук. Коломна, 2006.
9. Буркова Л. Н. Экологические права человека в Российской Федерации (конституционно-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2005.
10. Фокин А. В. Понятие экологических прав человека и гражданина // Современные гума-
нитарные проблемы: сборник научных трудов. Вып. 5 / редкол.: П. В. Анисимов и др. Волгоград, 2006.
11. Горбачев П. В. Право человека на благоприятную окружающую среду в контексте соотношения законодательства Российской Федерации и международных стандартов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995.
12. Бринчук М. М. Благоприятная окружающая среда - важнейшая категория права // Журнал российского права. 2008. № 9.
13. Васильева М. И. Право на благоприятную окружающую среду как элемент правового статуса личности // Экологическое право. 2005. № 1.
УДК 347.77 + 342.721.6 ББК 67.99
© 2015 г. К. В. Казарян
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫМИ МИГРАНТАМИ ПАТЕНТОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье исследуются основные проблемы использования системы патентов при осуществлении мигрантами трудовой деятельности. Автором проводится правовой анализ отечественной модели патентирования и предлагается комплекс мер по усовершенствованию патента как формы разрешительного документа для осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами в контексте регулирования миграционных процессов в Российской Федерации.
Ключевые слова: патент, трудовая миграция, трудовой мигрант, частно-государственное партнерство.
ACTUAL PROBLEMS OF PATENTS USE BY LABOR MIGRANTS
AT IMPLEMENTATION OF WORK
In article the basic problems are analyzed at use of system ofpatents at realisation of labour activity by migrants. The author carries out the legal analysis of domestic model ofpatenting and the series of measures on patent improvement as forms of the allowing document for realisation of labour activity for foreign citizens in a context of regulation of migratory processes in the Russian Federation is offered.
Keywords: patent, labor migration, migrant worker, public-private partnerships.
На протяжении прошлого столетия наблюдался активный рост миграционных потоков, который к началу XXI в. явился одной из существенных причин большинства глобальных проблем. И как следствие этого, в сложившейся сложной миграционной ситуации потребовалось разработка новых подходов к решению данной проблемы в контексте реализации миграционной политики, поддерживающей баланс национальных интересов.
Следует иметь в виду, что трудовая миграция в современной России характеризуется большим разнообразием миграционных потоков в страны выезда. При этом необходимо учитывать, что основной поток трудовых мигрантов в Россию
идет из стран СНГ. С середины 2000 гг. все большую активность в формировании государственной политики экспорта трудовых ресурсов в Российскую Федерацию проявляют страны Центральной Азии. В настоящее время по объемам трудовой эмиграции в Россию Узбекистан и Таджикистан занимают первое и второе места, сменив Китай и Украину, лидировавшие в середине нулевых годов в списке основных стран - экспортеров иностранной рабочей силы [1, с. 26-31].
Одной из актуальнейших является проблема совершенствования российского законодательства в миграционной сфере, направленного на урегулирование как внешней трудовой миграции, так
и вопросов внутренней миграции. Действенность средств по решению вопросов в части легального нахождения трудовых мигрантов в России напрямую связана с действующим законодательным механизмом их привлечения и использования.
Механизм регулирования трудовой миграции иностранных граждан в России существует, однако необходимо признать, что в этой области много пробелов, что ведет к небольшой результативности применения законодательных и нормативных актов и, следовательно, к большому числу нелегальных трудовых мигрантов. Формирование законодательства в сфере миграции должно быть нацелено на создание благоприятных условий для беспрепятственной реализации прав и свобод трудовых мигрантов в соответствии с общепризнанными нормами международного права и международными договорами России при обеспечении национальной безопасности государства.
Под трудовой миграцией или, иначе говоря, миграцией рабочей силы понимается перемещение трудоспособного населения в поисках лучших условий работы или жизни. Трудовая миграция может быть обусловлена различными причинами: как поисками места работы с наиболее подходящими условиями труда (уровнем заработной платы, возможностью карьерного роста и т. д.), так и не относящимися непосредственно к труду (например, жилищно-бытовыми, культурными, социальными, экологическими, климатическими и др.). Трудовая миграция бывает внутренней и внешней. Под внутренней трудовой миграцией подразумевается перемещение трудоспособного населения по территории одного государства. Внешняя трудовая миграция соответственно связана с пересечением государственной границы. Трудовая миграция может также носить постоянный или временный характер, т. е. быть ограниченной во времени (например, выполнение определенной работы в течение срока, установленного контрактом, или выполнение работы, носящей сезонный характер) [2, с. 50-59].
Основная масса трудовых мигрантов сосредоточена в теневом секторе экономики либо работает с нарушением трудового, налогового и прочего законодательства Российской Федерации. Незаконная миграция способствует распространению нелегитимных видов занятости, усилению напряженности на рынке труда, приводит к значительным убыткам для бюджета из-за недополучения денежных средств за использование иностранной рабочей силы, уклонения от уплаты налогов и отчислений в социальные фонды. Применение дешевого неформального труда ми-
грантов из стран с более низким уровнем жизни снижает социальные стандарты занятости, уровень оплаты труда и темпы модернизации в отдельных отраслях, порождает огромный оборот теневых отношений, способствует распространению нечестной конкуренции, что подрывает рыночные механизмы экономики. Создавая неконтролируемый рынок товаров и услуг и искажая систему взаимоотношений между субъектами рынка и государством, нелегальные трудовые мигранты сдерживают организацию результативного цивилизованного рынка труда [1, с. 26-31].
Модернизация законодательства в сфере миграции должна быть направлена на дальнейшее устранение коллизий правовых норм, пробелов правового регулирования, исключение излишнего количества отсылочных норм, не обусловленных реальными потребностями, а также соответствовать миграционным процессам и национальным интересам.
Селективный характер государственной миграционной политики должен учитываться на уровне Российской Федерации и ее субъектов, формироваться с учетом различных факторов: демографических, геополитических и политических. Существенным направлением государственной миграционной политики России должно явиться создание благоприятных условий для совместной жизни и деятельности местного населения и трудовых мигрантов [3].
В настоящее время в России сложилась преференциальная система выдачи разрешений на работу иностранцам, ориентированная на граждан из стран с безвизовым режимом. К числу этих государств относятся страны бывшего СССР (за исключением Грузии, Туркмении, Латвии, Литвы и Эстонии), а также некоторые государства Азии и Латинской Америки. Безвизовый режим въезда на территорию России, общность менталитета и знание языка, возможности рынка труда стимулируют трудовую миграцию в Россию, прежде всего, из стран Центральной Азии (Узбекистана, Таджикистана, Киргизии), Закавказья (Армении, Азербайджана), Украины и Молдовы.
Согласно ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. В последние годы в масштабах, тенденциях и направлениях трудовой иммиграции
в Россию наблюдаются существенные перемены, которые требуют не только всестороннего анализа произошедших преобразований в стране, но и осмысления проблем, связанных с политикой приема и использования иностранной рабочей силы. Вследствие этого миграционное законодательство постоянно модернизируется. Следует отметить, что в настоящее время произошел ряд изменений и в категориальном аппарате.
Работодателем в соответствии с миграционным законодательством признаются физические, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, или юридические лица, имеющие разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующие труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. Заказчиком работ (услуг) является физическое, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, или юридическое лицо, имеющее разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом и другими).
Законодательством установлен исчерпывающий перечень случаев, когда привлечение и использование иностранных работников возможно без получения разрешения:
1) граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;
2) граждане являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со специальными основаниями;
3) граждане являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации;
4) граждане обучаются в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;
5) граждане, направляемые для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы, представительства и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территориях государств -членов Всемирной торговой организации.
При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
Можно считать революционными изменения в части действия института патентования трудовой деятельности в отношении иностранных граждан, прибывающих в Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы. В настоящее время под патентом понимают документ, подтверждающий в соответствии с законодательством право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных указанным федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
Для получения патента иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня
въезда в Российскую Федерацию представляет лично или через уполномоченную субъектом Российской Федерации организацию в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:
1) заявление о выдаче патента;
2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
3) миграционную карту с указанием работы как цели визита в Российскую Федерацию и с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;
4) действующий на территории Российской Федерации на срок осуществления трудовой деятельности данным иностранным гражданином договор (полис) добровольного медицинского страхования, заключенный со страховой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией, находящейся в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин намеревается осуществлять трудовую деятельность. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному гражданину первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме;
5) документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), выданные медицинскими организациями, находящимися на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом;
6) документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации;
7) документ, подтверждающий уплату штрафа за нарушение срока обращения за оформлением патента, в случае представления документов по истечении тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию;
8) документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания.
Согласно ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 31.12.2014) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.
Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется. В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. Патент выдается иностранному гражданину лично по предъявлении документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также документа, подтверждающего уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
По данным официальной статистики, за 1 месяц 2015 г. за патентом территориальные органы ФМС обратилось 7 058 иностранных граждан, что составило 1 901 585,6 тысяч рублей [4].
Пункт 5 Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года устанавливает, что в настоящее время требуется совершенствование порядка привлечения физическими лицами иностранных работников для личных, домашних и иных подобных нужд на основании патентов для осуществления трудовой деятельности [5].
С учетом вышеизложенного, на наш взгляд, можно выделить следующие пути совершенствования современной трудовой миграционной политики:
1. Повышение эффективности системы трудоустройства. Необходимо путем развития институтов государственно-частного партнерства России, в частности, создавать единый банк данных
вакансий для привлечения работодателей всех категорий, включая частных лиц, к размещению объявлений о поиске работников, а также расширять практику разработки и подписания двусторонних соглашений об организованном привлечении на временной основе трудовых мигрантов между конкретными субъектами, с одной стороны, и странами-донорами - с другой.
2. Стимулирование развития договорных отношений между работодателями и трудовыми мигрантами.
3. Совершенствование страхования и доступа мигрантов к медицинскому обслуживанию.
4. Совершенствование налогового законодательства.
5. Легализация незаконных трудовых мигрантов путем проведения миграционной амнистии.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что использование института патентования трудовой деятельности мигрантов, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не
требующем получения визы, является важнейшим шагом в развитии регулирования миграционных процессов в стране.
Литература
1. Гришанова А. Г., Красинец Е. С. Трудовая миграция и миграционная политика в современном российском обществе // Миграционное право. 2014. № 1.
2. Шуйская К. Г. Внутренняя трудовая миграция // Делопроизводство и кадры. 2015. № 1.
3. Изингер А. В., Трошев Д. Б.Трудовая деятельность мигрантов по патенту // СПС Консуль-тантПлюс.
4. http://www.fms.gov.ru/about/ statistics/data/ (дата обращения: 09.03.2015).
5. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL //http://www.fms.gov.ru/about/sta-tistics/data/.
УДК 342.9 ББК 67.99
© 2015 г. Ж. П. Дорофеева, С. Н. Махина
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В ПРЕВЕНЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЛИКТНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматриваются особенности и проанализированы результаты программно-целевого регулирования превенции административной деликтности несовершеннолетних. Формулируются предложения по дальнейшему совершенствованию программ профилактики на примере отдельных субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: несовершеннолетние, административная деликтность, программно-целевые методы, программы профилактики.
PROGRAM AND AIM REGULATION AND PROBLEMS OF INTERACTION OF THE STATE AND SOCIETY IN PREVENTION OFAN ADMINISTRATIVE DELICT OF MINORS IN THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS
The article discusses the features and analyzes the results of the program-target regulation of prevention of administrative tort minors proposals on further improvement of prevention programs, for specific subjects of the Russian Federation.
Keywords: minors, administrative tort, target program methods, prevention programs.
В современный период в России проблемы защиты прав ребенка, а также профилактики административных правонарушений несовершеннолетних приобретают все большую остроту не только в связи с ростом противоправной деятельности подростков, но и увеличением числа за-
фиксированных фактов жестокого обращения с детьми.
Задача обеспечения благополучия будущих поколений стала общегосударственной задачей, на реализацию которой должны быть направлены скоординированные усилия всех уровней го-