УДК 34.09 ББК 67.4
DOI 10.24412/2073-3313-2021-3-96-99
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА НАСТАВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Дмитрий Борисович САРДАК, преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье проведен анализ существующих проблем наставничества в территориальных органах внутренних дел МВД России, показано их влияние на некомплект личного состава и текучесть кадров в органах внутренних дел.
На основе анализа приказов МВД России, определяющих систему наставничества в территориальных органах внутренних дел, и анонимного опроса действующих сотрудников территориальных органов внутренних дел рассмотрено фактическое положение дел в институте наставничества в системе органов внутренних дел, показано его несовершенство и влияние на некомплект личного состава территориальных органов внутренних дел и текучесть кадров.
Ключевые слова: наставничество, нормативно-правовая система, проблемы, взаимосвязь, деятельность органов внутренних дел, некомплект личного состава, проблемные вопросы.
Annotation. The article analyzes the existing problems of mentoring in the territorial bodies of internal affairs of the Ministry of internal affairs of Russia, their impact on the shortage of personnel and staff turnover in the internal affairs bodies. Based on the analysis of the orders of the MIA of Russia, defining the mentoring system in the territorial bodies of internal affairs and anonymous survey among current employees of territorial bodies of internal affairs considered the actual situation at the Institute of mentoring in the system of bodies of internal affairs, its imperfection and its influence on the shortage of personnel of territorial bodies of internal affairs and personnel turnover.
Keywords: mentoring, regulatory and legal system, problems, interrelation, activity of internal affairs bodies, lack of personnel, problematic issues.
Организация профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел (ОВД) Российской Федерации играет немаловажную роль в системе органов внутренних дел. Институт наставничества должен способствовать совершенствованию порядка организации профессиональной подготовки молодых сотрудников. Деятельность наставников, прежде всего, должна выражаться в подготовке кадров для органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих высокую квалификацию , передаче опыта молодым людям, пришедшим на службу в ОВД.
Однако на сегодняшний день назрела проблема формализма всей процедуры наставничества в системе ОВД, что, соответственно, влечет за собой нежелание молодых сотрудников продолжать службу в виду того, что фактически им приходится учиться на собственных ошибках, подсказать что-либо просто некому.
Проблема института наставничества в системе ОВД не теряет своей актуальности и особенно остро стоит в наши дни, чем привлекает внимание многих ученых и практиков. Исследование проблемы изнутри призвано выявить и устранить пробелы в данном направлении, связан-
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021
ные с профессиональной адаптацией молодых сотрудников ОВД к службе, определить проблемы, факторы, этапы, виды и компоненты профессиональной адаптации.
Еще несколько десятилетий назад, с самого момента образования милиции, в системе органов внутренних дел вошла в практику работа с молодежью; ветераны и действующие работники милиции активно общались с молодежью, пропагандировали работу в милиции. Молодые люди мечтали устроиться в милицию, в приоритете, конечно, у каждого подростка было поступить на службу в уголовный розыск. Можно даже вспомнить фильм 1979 г. «Место встречи изменить нельзя», в котором сыграл Владимир Высоцкий. По нашему мнению, этот фильм сыграл немаловажную роль пропаганды поступления молодежи на службу в милицию.
Из собственных воспоминаний (в милиции с 2003 г.) отмечу, что в районном отделе милиции численностью около 200 человек был назначен на должность дознавателя отделения дознания. И за мной, конечно же, был закреплен наставник из числа более опытных дознавателей, хотя их всего было двое; и у них в работе было большое количество накопившихся уголовных дел. Вновь прибывшему сразу дали энное количество уголовных дел для производства дознания, выдали образцы для расследования, бланки, рассказали азы работы, и все.
В дальнейшем приходилось постоянно дергать и отвлекать всех старших товарищей без исключения, а не только конкретно закрепленного наставника. Чаще даже на призывы о помощи откликался не закрепленный наставник, а сотрудник, который, видя, что новичок не справляется, в ущерб своей основной работе и личному времени помогал ему.
То есть, если обобщить эти воспоминания, то можно сказать, что еще в начале 2000-х годов институт наставничества в системе органов внутренних дел уже давал сбои в своей работе.
Но что есть наставничество? Название само говорит за себя, целями и задачами наставничества является наставление, обучение, направление деятельности вновь прибывших сотрудников в нужное русло, выработка у них желания служить дальше.
Самое главное в работе наставника — это исключение формализма. Мы провели анонимный устный опрос среди молодых сотрудников территориальных органов внутренних дел, прибывающих для прохождения первоначальной подготовки и уже отслуживших некоторое время в системе органов внутренних дел, за каждым из которых в территориальном органе закреплен наставник.
Результаты опроса показали, что формализм в работе наставников присутствует практически повсеместно. Фактически наставничество проводиться только на бумаге, которые пишет сам «наставляемый». В некоторых случаях молодые сотрудники даже не могут найти «образцы» заполнения документов по наставничеству, многие ни разу не видели своих наставников в лицо, иногда даже не знают ни их должности, ни звания, ни фамилии! Такое положение дел, на наш взгляд, недопустимо.
В органах внутренних дел правовую основу функционирования института наставничества составляет Положение о наставничестве в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 11391, а также Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренный решением Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.2.
В Положении об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации четко определены категории сотрудников (стажеров), над которыми устанавливается
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021
наставничество. Если это обобщить, то любой человек, впервые поступивший на службу в ОВД, должен иметь наставника! Наставники, в свою очередь, должны контролировать и вести всю соответствующую процедуре наставничества документацию. Для граждан, поступающих на службу в ОВД, устанавливается испытательный срок от 2 до 6 месяцев.
Однако, как следует из анонимного опроса, все документы, касающиеся наставничества, заполняет сам наставляемый, в том числе и пишет сам на себя характеристику, образцы которой уже давно имеются в наличии и год от года не сильно видоизменяются; меняются только фамилии наставляемых, периоды стажировки и, возможно, некоторые личностные качества.
Фактически индивидуальное обучение и воспитание происходит формально: молодого сотрудника прикрепляют к сотруднику, который отслужил год или два и при современном положении дел в ОВД уже считается опытным; наставляемый целыми днями следует за наставником и смотрит, как тот выполняет свою работу. Вот в принципе и все обучение.
Если взять за образец сотрудников следствия или дознания, то на молодых сотрудников зачастую сбрасывают все «фактовые» дела, т.е. дела, лица по которым не установлены и которые в районных отделах исчисляются сотнями. Молодому следователю или дознавателю дается за образец «фактовое» уголовное дело, по которому уже составлены необходимые бумаги, такие, например, как согласованный план расследования, образцы отдельных поручений и т.д. и дается установка сделать точно такие же бумаги по остальным «фактовым» делам, которые ему дали; вот и вся учеба на первоначальном этапе.
По истечении нескольких месяцев, когда молодой сотрудник научится более ли менее правильно проводить допросы свидетелей, ему дается для расследования уголовное дело с простым составом, по которому лицо, совершившее преступление, все признает, т.е. такое дело, где, по идее, проблем в расследовании возникнуть не должно. Так проходит процедура наставничества в подразделениях следствия и дознания. Но не везде.
В виду большого некомплекта и «кадрового голода» в этих подразделениях молодым сотрудникам зачастую дают также большое количестве уголовных дел, лица по которым установлены, а подсказать толком, как правильно вести расследование и проводить допросы, некому. Из-за
этого, соответственно, возрастает количество дел, возвращенных для производства дополнительного следствия или дознания, страдает качество расследования, которое носит шаблонных характер, и т.д.
Иными словами, необходимую помощь и наставления молодые сотрудники могут больше получить на основе личных знакомств от более адекватных сотрудников, чем от документально закрепленного наставника.
Почему так происходит? Ответ прост. Грамотных и квалифицированных специалистов в настоящее время в системе ОВД на районом уровне становится все меньше, так как среди опытных преобладает тенденция дослужить до двадцати лет и сразу уходить на заслуженную пенсию. А те, кто только начал свою службу, не видят перспектив и тоже покидают ряды ОВД. Таким образом, назначать наставников из числа опытных сотрудников либо просто не получается, либо за одним опытным сотрудником приказом закрепляются несколько стажеров.
Как следует из анонимного опроса молодых сотрудников, наставники в редких случаях помогают им советом, так как постоянно перегружены работой, заниматься с молодыми сотрудниками им просто некогда! Опять же всему виной гонка показателей в системе МВД. Молодые сотрудники, видя такое отношение к себе, положение дел в системе, в большинстве случаев даже не дорабатывают до конца стажировки либо окончания первоначальной подготовки. На бумаге все красиво, стажер прошел стажировку, работа наставника выполнена, но фактически молодому сотруднику мало что объяснялось или показывалось, учиться приходилось на своих ошибках!
Развитие и совершенствование института наставничества и воспитания молодых сотрудников органов внутренних дел — одна из директивных задач МВД России.
Сегодня в системе МВД в целом институту наставничества должно уделяться больше внимания, ведь именно положительный пример и богатый как трудовой, так и жизненный опыт наставников имеют для воспитания молодых сотрудников первостепенное значение.
Сотрудник, добросовестно и профессионально выполняющий обязанности наставника, должен поощряться правами руководителей подразделений, их работа должна исключить формализм, наставники должны заниматься этой работой по желанию, а не по принуждению.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021
Для этих целей необходимо регулярно рассматривать вопросы, касающиеся наставничества, на совещаниях при начальниках подразделений, вырабатывать новые формы и методы в работе по воспитанию молодых сотрудников, разгрузить наставников по основной работе, чтобы они могли больше внимания уделять стажерам.
Разумным и даже необходимым кажется привлечение ветеранов, которые, находясь на заслуженном отдыхе, могли бы принимать активное участие в деятельности подразделений внутренних дел области в аспекте наставления молодых сотрудников. Имеются в виду не формальные отписки, что ветеран провел встречу с молодыми сотрудниками, а именно индивидуальные беседы молодых сотрудников с ветеранами. Стажеры должны знать в лицо ветеранов, их адреса и телефоны, чтобы в минуту свободного времени обратиться за советом. Имея большой практический опыт, ветераны с удовольствием окажут помощь в становлении молодых сотрудников на службе, в овладении профессиональными навыками, формировании профессиональных, нравственных и личных качеств сотрудников, привьют им чувство ответственности за порученное дело, любовь к выбранной про -фессии.
С нашей точки зрения, выход видится в том, чтобы опытных сотрудников, которые подходят под критерии наставника, разгружать от основной работы, чтобы они могли уделять как можно больше внимания своим подопечным; в исключении формализма в институте наставничества; в привлечении ветеранов органов внутренних дел для работы с молодыми сотрудниками, не формального привлечения для отметки на бумаге, а именно для живого общения по личной инициативе.
1 Приказ МВД России от 24.12.2008 г. № 1139 «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/ёоситеМ/сош_(1ос_ Ь^_85885/
2 Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренный решением Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010 г. // Ш^:// mintrud.gov.rU/ministry/programms/anticorruption/9/3
Библиографический список
1. Приказ МВД России от 24.12.2008 г. № 1139 «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_85885/
2. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренный решением Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010 г. // https:// mintrud .gov.ru/ministry/programms/ anticorruption/9/3
3. Василенко Т.Н., Денисенко Е. С. Индивидуальное обучение и перспективы развития института наставничества в органах внутренних дел» // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2018. № 2. С. 139-144.
4. Селезнева В.В., Кузнецов А.В. Основные вопросы организации адаптации молодых сотрудников: проблемы наставничества в ОВД // Проблемы формирования и развития компетенций обучаемых в системе высшего профессионального образования: Матер. межвуз. учеб.-ме-тод. конф. Омск, 2009. С. 110-115.
ЗАКОН И ПРАВО • 03-2021