ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Петрова А. С. Актуальные вопросы функционирования института наставничества в органах внутренних дел // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15315. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15315.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15315
УДК 37.018.46
Петрова Алла Станиславовна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры кадрового и мо рально-психологического обеспечения ОВД ФГКОУДПО «Тюменский ин ститут повышения квалификации сотрудников Министерства внут ренних дел Российской Федерации», г. Тюмень [email protected]
Актуальные вопросы функционирования института наставничества
в органах внутренних дел
Аннотация. В статье рассматривается вопрос эффективного функционирования института наставничества в органах внутренних дел. Наставничество является важнейшим элементом обучения и воспитания сотрудников (стажеров) органов внутренних дел, направленным на формирование достойного нравственного облика сотрудника, его чувства долга, ответственности за порученное дело, способствующих профессиональному и духовному росту.
Ключевые слова: наставник, сознание, сотрудник (стажер), личность, руководитель, органы внутренних дел, государство.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Наставничество - это инвестиция в долгосрочное развитие организации, в ее «здоровье».
Дэвид Майстер
На современном этапе реформирования правоохранительной системы России значение института наставничества обусловлено задачей коренного улучшения качества отбираемых на службу в полицию профессионально подготовленных кадров, а решение этой задачи требует оптимизации процесса формирования и развития профессиональных знаний и навыков сотрудников (стажеров); их успешной адаптации к условиям осуществления служебной деятельности; содействия в выработке навыков служебного поведения сотрудников (стажеров), соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам, а также реализации мер по ранней профилактике и предупреждению профессиональной деформации личности сотрудников (стажеров) [1].
В органах внутренних дел правовую основу функционирования института наставничества составляют федеральные законы от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»; от 30 ноября 2011 г. № 342-03 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации»; от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также дополняют Положение о наставничестве в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное приказом МВД России от 24 декабря 2008 г. № 1139, и Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренный решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г.
В Положении об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации определены категории сотрудников (стажеров), над которыми устанавливается наставничество.
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Петрова А. С. Актуальные вопросы функционирования института наставничества в органах внутренних дел // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15315. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15315.htm. - ISSN 2304-120X.
К ним относятся лица:
- впервые принятые на службу в органы внутренних дел на должности рядового, младшего и среднего начальствующего состава, а также выпускники образовательных учреждений системы МВД России;
- перемещенные по службе на вышестоящую должность либо на вышестоящую (равнозначную) должность в другую службу, если исполнение новых должностных обязанностей требует дополнительных знаний и практических навыков;
- ранее уволенные из органов (подразделений) и вновь принятые на службу.
Законом № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и
внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктами 1-9 статьи 24, установлено, что для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от 2 до 6 месяцев. Возможность адаптации стажера к условиям службы в полиции в этот период эффективно реализуется только при функционировании института наставничества, которое определяется как целенаправленная деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников органов внутренних дел по подготовке сотрудников (стажеров) к самостоятельному выполнению служебных обязанностей.
В Большом толковом словаре современного русского языка термин «наставник» раскрывается как учитель, руководитель. Наставник назначается из числа сотрудников структурного подразделения органа (подразделения), в котором проходит службу сотрудник (стажер), имеющих высокие показатели в оперативно-служебной деятельности, обладающих значительным профессиональным и жизненным опытом, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе. Для оказания помощи и содействия наставникам и сотрудникам (стажерам) в качестве общественных наставников-консультантов могут привлекаться ветераны органов внутренних дел из числа государственных гражданских служащих, работников, специалистов органа (подразделения), в котором проходит службу сотрудник (стажер).
Далеко не каждый сотрудник органов внутренних дел, выдвинутый коллективом на роль наставника, может сразу справиться со своими обязанностями, однако он должен воспитывать в себе качества, которые помогут ему в работе с сотрудником (стажером). Совершенно очевидно, что наставник, для того чтобы действительно оказывать эффективное влияние на личность, должен сам обладать теми качествами, которые хочет воспитать у сотрудника (стажера) [2]. Без этого воспитание, даже при самой четкой и педагогически правильно продуманной системе воспитательных мероприятий, не будет иметь должного результата, так как личность наставника имеет в воспитании чрезвычайно большое значение.
Став наставником, сотрудник органов внутренних дел заново оценивает свое поведение, свою работу, так как с этого момента он отвечает не только за себя, но и за сотрудника (стажера). Эта ответственность измеряется нравственными критериями и результатами служебной деятельности. Воспитывая сотрудника (стажера), наставник должен обладать не только высоким профессионализмом, но и хорошими организаторскими способностями, знаниями в области обучения, воспитания и психологии.
Основными задачами наставничества можно выделить:
- оптимизацию процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений сотрудника (стажера), в отношении которых осуществляется наставничество;
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Петрова А. С. Актуальные вопросы функционирования института наставничества в органах внутренних дел // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15315. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15315.htm. - ISSN 2304-120X.
- оказание помощи в адаптации сотруднику (стажеру) к условиям осуществления служебной деятельности; воспитание профессионально значимых качеств личности сотрудника (стажера), ознакомление с историей и традициями своего подразделения и органов внутренних дел;
- содействие в выработке навыков служебного поведения сотрудника (стажера), соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам;
- формирование активной гражданской и жизненной позиции сотрудника (стажера), развитие ответственного и сознательного отношения к службе;
- изучение с сотрудником (стажером) требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;
- реализацию мер по ранней профилактике профессиональной деформации личности сотрудника (стажера);
- оказание моральной и психологической поддержки сотруднику (стажеру) в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей; развитие у сотрудника (стажера) интереса к служебной деятельности, их закрепление на службе в органах (подразделениях) внутренних дел.
Задачи наставничества реализуются в тесном взаимодействии руководителей органов (подразделений), наставников, сотрудников подразделений по организации воспитательной работы, психологического обеспечения, профессиональной подготовки, представителей общественных формирований и ветеранских организаций.
Наставник должен учитывать, что при обучении и воспитании сотрудника (стажера) необходимо уделять значительное внимание выработке навыков и потребностей в саморазвитии и самообразовании, так как это развивает активность личности, способствует стремлению к овладению специальностью и самосовершенствованию в ней, создает перспективу личностного роста; обучение и воспитание строится в соответствии с принципом личностно ориентированного подхода; при обучении и воспитании сотрудника (стажера) целесообразно использовать передовой опыт наставнической деятельности [3].
Эффективность наставнической деятельности во многом зависит от роли и авторитета наставника. Пользующийся авторитетом наставник, как правило, хороший педагог, который умеет работать с людьми, формирует и развивает у стажеров высоконравственные качества.
Мы понимаем, что авторитет наставника во многом зависит от его личностных качеств, таких как компетентность, профессионализм, дисциплинированность, принципиальность, инициативность; высокая требовательность как к себе, так и к другим; способность быстро устанавливать и поддерживать психологический контакт; умения применять методы стимулирования деятельности и поведения сотрудника (стажера).
Педагогические способности наставника определяются умением слушать и понимать сотрудника (стажера). Для этого необходимо стремиться понять не только то, что говорит сотрудник (стажер), но и то, как он говорит, что стоит за его словами; наставнику также важно владеть навыками профайлинга (составления психологического портрета).
При этом наставник обязан:
- быть грамотным специалистом;
- знать основы законодательства в сфере правоохранительной деятельности и прохождения службы в органах внутренних дел, ведомственных нормативных правовых актов, определяющих права и обязанности сотрудника (стажера) по занимаемой должности;
3
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Петрова А. С. Актуальные вопросы функционирования института наставничества в органах внутренних дел // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15315. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15315.htm. - ISSN 2304-120X.
- уметь планировать работу с сотрудником (стажером);
- изучать личностные качества сотрудника (стажера), его интересы и увлечения, образ жизни и поведение;
- оказывать помощь сотруднику (стажеру) в овладении профессиональными приемами и методами исполнения служебных обязанностей, своевременно выявлять и устранять ошибки в служебной деятельности;
- прививать сотруднику (стажеру) чувство профессиональной гордости, ответственное и добросовестное отношение к службе, уважение к служебным традициям органов внутренних дел и своего подразделения;
- способствовать формированию у сотрудника (стажера) профессиональных и морально-психологических качеств, корректировать его поведение на службе и в быту;
- воспитывать у сотрудника (стажера) дисциплинированность и исполнительность, проявлять требовательность и принципиальность в вопросах соблюдения законности и норм профессиональной этики;
- осуществлять контроль за несением службы сотрудником (стажером), давать ему поручения по изучению необходимых нормативных правовых актов, проверять теоретические знания и их применение в практической деятельности.
Говоря об обязанностях, возложенных на наставника, необходимо сказать, что наставник имеет право:
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела сотрудника (стажера), иными документами, характеризующими сотрудника (стажера);
- вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором проходит службу сотрудник (стажер), о создании условий для совместного несения службы;
- посещать сотрудника (стажера) по месту жительства для ознакомления с социально-бытовыми условиями его проживания;
- участвовать в аттестации сотрудника (стажера);
- вносить предложения руководителю структурного подразделения, в котором проходит службу сотрудник (стажер), о его поощрении, наложении на него дисциплинарного взыскания, перемещении по службе.
В наставнической деятельности основными направлениями являются: изучение личных качеств сотрудника (стажера), планирование, контроль и оценка результатов наставничества.
Главное условие успешной наставнической деятельности - знание личности сотрудника (стажера). Очень важно для наставника личное дело сотрудника (стажера), которое является источником получения информации о служебной активности сотрудника (стажера), его моральных качествах и психологических данных. При изучении материалов личного дела сотрудника (стажера) наставнику следует обратить внимание на заключение группы психофизиологического обеспечения, в частности на раздел «Психологический портрет», а также на характеристику, в которой первостепенное значение имеют характеризующие сотрудника (стажера) данные. В медицинских документах могут встречаться сведения о перенесенных заболеваниях и физическом развитии. Результаты изучения личных дел фиксируются в «Дневнике наставника», делаются необходимые уточнения, дополнения, а также исходя из полученной информации составляется план индивидуальной работы со стажером.
В наставнической деятельности рекомендуется использовать такие методы изучения личностных качеств сотрудника (стажера), как биографический, ознакомительная беседа, наблюдение, обобщение независимых характеристик, психологическое тестирование, анализ результатов деятельности.
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Петрова А. С. Актуальные вопросы функционирования института наставничества в органах внутренних дел // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15315. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15315.htm. - ISSN 2304-120X.
За результатами, полученными по окончании тестирования, наставники обращаются к сотрудникам группы психофизиологического обеспечения, которые должны обеспечить их необходимыми разъяснениями и оказать непосредственную помощь в изучении личности подшефного.
Изучение личности подшефного служит основой для проведения с ним индивидуально-воспитательной работы, выбора наиболее эффективных форм, средств и методов воспитательного воздействия. Рекомендуется комплексное использование указанных методов.
После изучения личного дела стажера, консультации с психологом, проведения ознакомительной беседы наставник заносит результаты в «Дневник наставника» и составляет план работы наставника и совместно с начальником подразделения индивидуальный план подшефного, утверждаемый начальником органа внутренних дел.
Согласно Положению об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации (приложение 1) индивидуальный план обучения и воспитания сотрудника (стажера) под руководством наставника включает 8 разделов: раздел 1 «Ознакомление с подразделением, его структурой, задачами, особенностями службы»; раздел 2 «Изучение личности сотрудника (стажера), социально-бытовых условий»; раздел 3 «Организация изучения нормативной правовой базы, функциональных обязанностей и порядка их выполнения»; раздел 4 «Изучение нравственных и профессионально-этических основ службы в органах внутренних дел»; раздел 5 «Изучение особенностей организации и несения службы структурным подразделением»; раздел 6 «Ознакомление с порядком и особенностями ведения служебной документации и соблюдения режима секретности»; раздел 7 «Оказание помощи в адаптации к службе и в коллективе»; раздел 8 «Проверка готовности сотрудника (стажера) к практическому выполнению служебных обязанностей».
По окончании срока наставнической деятельности при оценке результатов работы наставника можно руководствоваться следующими критериями:
- качество выполнения сотрудником (стажером) функциональных обязанностей;
- его дисциплинированность и исполнительность;
- проявление инициативы в работе;
- отношение стажера к выполнению своих функциональных обязанностей;
- отношение служебного коллектива к сотруднику (стажеру);
- особенности отношений с наставником, непосредственным начальником и коллегами по работе;
- преобладающее настроение на службе, работоспособность; активность участия в общественных мероприятиях.
Если оценки по показателям положительны, то можно говорить об успешном завершении наставничества. В случае неудовлетворительных результатов необходимо обеспечить более пристальное внимание к сотруднику (стажеру), проанализировать причины затягивания процесса его профессионального становления и воспитания, осуществить корректировку индивидуального плана и продлить срок наставничества.
Необходимо отметить, что в целях повышения эффективности работы наставников руководители органов внутренних дел, их заместители по кадрам, сотрудники подразделений по работе с личным составом должны:
- организовывать обучение наставников передовым формам и методам воспитания и обучения;
- оказывать наставникам постоянную помощь в обучении и воспитании сотрудников (стажеров);
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Петрова А. С. Актуальные вопросы функционирования института наставничества в органах внутренних дел // Концепт. - 2015. - № 09 (сентябрь). - ART 15315. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15315.htm. - ISSN 2304-120X.
- создавать наставникам условия для наиболее качественного выполнения ими своих функциональных обязанностей;
- заслушивать отчеты наставников об их деятельности;
- распространять передовой опыт наставников;
- осуществлять контроль организации и проведения наставнической деятельности; анализировать и оценивать результаты наставничества;
- ходатайствовать перед руководством о поощрении наставников, добившихся положительных результатов в наставнической деятельности.
Таким образом, можно сказать, что наставничество - важнейший элемент обучения и воспитания сотрудников (стажеров), направленный на формирование достойного нравственного облика сотрудника органов внутренних дел с высоким сознанием общественного долга, чувством ответственности за порученное дело, способствующий профессиональному и духовному росту.
Ссылки на источники
1. Петрова А. С., Шелепова М. А. Нравственно-правовая деформация сотрудников полиции // Концепт. - 2014. - № 20. - С. 1091-1095.
2. Возженикова О. С., Петрова А. С. Психологические проблемы развития управленческой компетентности руководителей органов внутренних дел // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2014. - № 1 (27). - С. 140-146.
3. Петрова А. С. Андрагогические подходы к обучению взрослого человека в системе дополнительного профессионального образования // Концепт. Современные научные исследования. - 2015. - Вып. 3.
Alla Petrova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Staff and Moral-Psychological Support,
Tyumen Institute of Further Education of the Officers of the Russian Interior Ministry, Tyumen
АИауе1а@уапбех.ги
Topical issues of mentoring in the internal affairs bodies
Abstract. The paper discusses the issue of effective functioning of mentoring in the internal affairs bodies.
Mentoring is a critical element of training and education of employees (trainees) of the bodies of internal affairs
for its efforts to build a decent moral character of the employee, his sense of duty, and responsibility for the
assigned work, contributing to the professional and spiritual growth.
Keywords: mentor, consciousness, officer, trainee, personality, manager, internal affairs bodies, State.
References
1. Petrova, A. S. & Shelepova, M. A. (2014) “Nravstvenno-pravovaja deformacija sotrudnikov policii”, Kon-cept, № 20, pp. 1091-1095 (in Russian).
2. Vozzhenikova, O. S. & Petrova, A. S. (2014) “Psihologicheskie problemy razvitija upravlencheskoj kom-petentnosti rukovoditelej organov vnutrennih del”, Juridicheskaja nauka i pravoohranitel'naja praktika, № 1(27), pp. 140-146 (in Russian).
3. Petrova, A. S. (2015) “Andragogicheskie podhody k obucheniju vzroslogo cheloveka v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija”, Koncept. Sovremennye nauchnye issledovanija, vyp. 3 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 03.07.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 08.07.15
Принята к публикации Accepted for publication 08.07.15 Опубликована Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Попова А. С., 2015
www.e-koncept.ru
6