психолого-педагогическое и кадровое
обеспечение деятельности правоохранительных органов
И.В. ГОРОШКО,
начальник кафедры информационных технологий управления органами внутренних дел,
доктор технических наук, профессор
Т.В. ЭЛЬМАН,
адъюнкт1 кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами
(Академия управления МВД России)
I.V. GOROSHKO,
chief Department of Information Technology Management bodies of internal affairs,
doctor of technical sciences, professor
T.V. ELMAN,
adjunct2 of the Department of psychology, pedagogy and organization of work with the staff (Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia)
УДК 351.74
о некоторых итогах изучения вопросов, связанных с формированием профессионального кадрового состава органов внутренних дел российской Федерации
some results of the study of issues related to the formation of the professional staff of the internal affairs bodies Russian Federation
В статье рассмотрены результаты анкетирования сотрудников органов внутренних дел по вопросам формирования профессионального кадрового состава. На основе обработанных материалов сформированы некоторые выводы о состоянии и путях совершенствования кадровой работы в органах внутренних дел.
The article describes the results of the survey of police officers on the formation of professional staff. Based on the processed materials are formed some conclusions on the status and ways to improve the personnel work in the police.
Анкетирование, формирование профессиональ- Questioning, the formation of a professional staff ного кадрового состава органов внутренних дел. of internal affairs bodies.
1 Ранее - оперуполномоченный направления ОРИ Чувашского ЛО 2 Earlier - the operative of the direction of OR of the Chuvash LO Ministry
МВД России на транспорте. of Internal Affairs of Russia on transport.
Задача формирования профессионального кадрового состава является актуальной на всех этапах исторического развития системы органов внутренних дел. Подтверждением этому служат многочисленные исследования, теоретические и практические разработки, проводимые отечественными специалистами в сфере правоохранительной деятельности [3].
В условиях реформирования, организационно-штатных преобразований органов внутренних дел значимость профессиональных качеств сотрудников все более возрастает. Руководством МВД России уделяется большое внимание вопросам качества кадров. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1] впервые законодательно закрепил основные направления и принципы формирования профессионального кадрового состава органов внутренних дел. В качестве основных принципов он определил:
1) обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел;
2) совершенствование профессиональных знаний и навыков сотрудников органов внутренних дел;
3) назначение сотрудников органов внутренних дел на должности с учетом уровня их профессиональной подготовки, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств;
4) соблюдение последовательности прохождения службы в органах внутренних дел и присвоения специальных званий.
Можно констатировать, что предпринятые усилия привели к положительным результатам. По данным ДГСК МВД России за 2013 г., постепенно увеличивается число сотрудников со стажем службы свыше пяти лет, количество сотрудников начальствующего состава, имеющих высшее, в том числе высшее юридическое, образование.
Сокращается и некомплект в органах внутренних дел, который, по состоянию на 1 января 2014 г., составил 4,9 % от штатной численности (в 2012 г. — 5,4 %). Количество сотрудников, принятых на службу в 2013 г. (49,6 тыс. чел., или 5,6 %), как и в 2012 г., превысило число уволенных (47,6 тыс. чел., или 5, 4 %) [4].
Вместе с тем говорить о кардинальном изменении ситуации, по нашему мнению, пока преждевременно. По-прежнему остается высоким некомплект личного состава в подразделениях по противодействию экстремизму, уголовного розыска, экономической безопасности и противодействию коррупции, участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних [4].
К сожалению, растет и количество случаев нарушений служебной дисциплины и законности, не уменьшается число преступлений коррупционной направленности. Так, в 2013 г. на 5,3 % (181 010 чел., в АППГ - 171 860 чел.) увеличилось число нарушений служебной дисциплины, на 26 % (94 495 чел., в АППГ — 75 006 чел.) возросло количество сотрудников, привлеченных к дисциплинарной ответственности за нарушения законности, не влекущие за собой уголовной ответственности, в их числе — 17,6 тыс. руководителей [4].
Подобные факты свидетельствуют, что не все механизмы, ориентированные на улучшение качества кадров органов внутренних дел, используются достаточно эффективно. С целью определения незадействованных резервов, нереализованных возможностей, существующих проблем, причин и методов их разрешения, нами было проведено исследование, в ходе которого опрошено свыше 700 респондентов по вопросам, связанным с формированием профессионального кадрового состава органов внутренних дел.
В число опрошенных вошли: 420 сотрудников, имеющих практический опыт и стаж службы в органах внутренних дел более 3 лет, 138 руководителей (начальников) кадровых подразделений и сотрудников по работе с личным составом разных структурных подразделений, 150 стажеров и молодых сотрудников (стаж службы менее 3 лет).
Результаты обработки и анализа собранных данных показывают, что большинство опрошенных (97,1 %) имеют четкое представление о том, каким должен быть современный сотрудник полиции и ее кадровый состав. Респонденты отметили, что сотрудники органов внутренних дел в первую очередь должны обладать высоким уровнем профессионального мастерства, добросовестно относиться к службе, разделять позитивные морально-этические ценности, повышать культурный уровень, быть честными и принципиальными, обладать высокой работоспособностью и широким образованием.
В целях объективной оценки уровня знания и желания сотрудников совершенствовать уровень образования, профессиональную подготовку и компетентность респондентам был задан вопрос: «Как Вы оцениваете уровень своего профессионального образования, профессиональной подготовки и компетентности?».
Как видно из рисунка, большая часть опрошенных (77 %) оценивает свой профессионализм на «хорошо» и «отлично» и только 20 % — на «удовлетворительно». Следует отметить, что 64 % респондентов постоянно занимаются по-
03
о X
а
О
X
X
л
<
и н S
и 5 О £
03 V
Ä а S с
И S о н
* у
и о и X
и , с Ы ' S
Р х
< 5 8 с
S и и из с о
69
СО
о
X
£
а О
ja X
ja <
и н S
X
<
а
X О
о
со <
а X
S
н и о
-jO <
а
н «
а
4
и
5 X и т и с и и
о
Рис. 1. Результаты ответа
вышением своего образования и профессиональной подготовки, 33 % респондентов — лишь иногда и только 12 % опрошенных ответили отрицательно либо затруднились с ответом.
Возможность оценки своих коллег по степени знания нормативных правовых актов, регламентирующих прохождение службы в органах внутренних дел, вызвала затруднения. Так, 51,2 % опрошенных считают, что сотрудники органов внутренних дел достаточно хорошо знают и разбираются в ведомственных нормативных правовых актах, при этом 37,2 % респондентов придерживаются противоположного мнения, а 10,2 % респондентов и вовсе затруднились с ответом 1,4 % опрошенных считают, что ведомственных приказов довольно много, и все их физически невозможно знать или не хватает времени на их изучение.
В целом результаты опросов подтверждают вывод о том, что не все сотрудники органов внутренних дел занимаются повышением своего профессионального уровня. Несмотря на это респонденты оценивают свои знания выше, чем возможности своих коллег.
По нашему мнению, важным элементом становления профессионалов в органах внутренних дел является институт наставничества. Большинство опрошенных (83,1 %) отметило, что во время испытательного срока у них был наставник, за 13,3 % респондентов он не закреплялся и 3,6 % затруднились ответить.
Следует отметить, что 64 % опрошенных считают, что в процессе службы наставник помогал им во время испытательного срока. По мнению 16,7 % респондентов, наставник осуществлял наставничество формально, а 14,5 % считают,
Таблица № 1
Фрагмент корреляционной матрицы взаимосвязи между ответами
Взаимоотношения с непосредственным начальником Помогал ли Вам наставник в период прохождения Вами испытательного срока? Помогал ли Вам непосредственный начальник в период прохождения Вами испытательного срока?
да, помогал да, помогал формально да, помогал нет
хорошие 0,33 - 0,20 -
удовлетворительные - 0,31 - 0,28
70
что вовсе не помогал им в период испытательного срока. При этом 4,8 % респондентов затруднились с ответом.
Вместе с тем на аналогичный вопрос: «Помогал ли Вам непосредственный начальник в период прохождения Вами испытательного срока?» — 59,3 % респондентов также дали утвердительный ответ; 20,5 % считают, что помогал формально; 14,8 % опрошенных ответили отрицательно и 5,4 % затруднились ответить.
Далее в ходе анализа корреляционной матрицы взаимосвязи между ответами на вопросы разработанной анкеты удалось выяснить, что сотрудникам, у которых отношение с началь-
ником складываются хорошие, впоследствии и наставник помогает в период испытательного срока. Прямо противоположна ситуация у сотрудников, у которых не складывались служебные отношения с руководством (табл. № 1).
Данная методика обработки анкет основывалась на подходе, впервые примененном при изучении проблем информационно-аналитической работы в органах внутренних дел и подтвердившем свою эффективность и адекватность в сложившейся практике [2].
Исследование доказывает, что эффективное действие института наставничества при участии непосредственного руководителя и коллег в ста-
Таблица № 2
Трудности, с которыми сталкиваются сотрудники со стажем службы менее 3 лет
Варианты ответов: Процент
Недостаточность специальных знаний для успешного выполнения служебных обязанностей 24,7
Неудовлетворительные условия труда 35,3
Несоответствие выполняемых обязанностей желаниям и интересам 11,3
Невнимательное отношение со стороны руководителей и старших коллег 16
03
0
1
i а
0
X
1
л
<
и н S
I
<
а
X О
о
03 ьй <
Ä а S С
новлении молодого специалиста способствует росту кадрового потенциала. В таких благоприятных условиях у многих молодых сотрудников укрепляется желание продолжить службу до выхода на пенсию или достижения предельного возраста. Если же за стажерами не закрепляют наставников и они не чувствуют поддержку коллектива, желание служить в органах внутренних дел у них минимизируется (максимум до 10 лет). Поэтому необходимо устранить формализм в наставнической деятельности и поддерживать, помогать всем коллективом стажеру на первоначальных этапах его профессионального становления.
После поступления на службу в органы внутренних дел многие молодые сотрудники в процессе службы сталкиваются с трудностями (табл. № 2).
Следует отметить, что выделенные в табл. № 2 причины, которые вызывают сложности у молодых сотрудников, не являются исчерпывающими. Анализ корреляционной матрицы взаимосвязи между ответами позволил определить иные причины, с которыми приходится сталкиваться молодым сотрудникам. Среди них:
— формальное отношение наставника к наставнической деятельности (кор. 0,24);
— отсутствие должного внимания и помощи со
стороны руководства (кор. 0,24);
— ненормированный рабочий день (кор. 0,29).
Все трудности, с которыми приходится сталкиваться молодым сотрудникам, не проходят бесследно. Анализ представленных результатов показывает, что практически у 65 % сотрудников в течение первых трех лет службы позитивное представление о праве, законности и справедливости меняется на негативное.
Одной из задач исследования было выяснить мнения респондентов о нормативно-правовой урегулированности процесса формирования профессионального кадрового состава в органах внутренних дел. Так, 36,2 % респондентов ответили, что данный процесс урегулирован частично, а 34,3 % опрашиваемых считают, что в законодательстве существуют пробелы, противоречия и недостатки, и лишь 20,5 % считают, что вопросы формирования кадров в органах внутренних дел урегулированы достаточно.
Респондентам была предоставлена возможность разъяснить свое мнение по данному во-
просу. При этом часть респондентов отметили недостаточное регулирование вопросов правовой и социальной защиты, пределы служебной нагрузки и возможность пользования общественным транспортом в служебных целях.
Далее в ходе анализа корреляционной матрицы взаимосвязи между ответами на вопросы разработанной анкеты удалось выяснить, что процесс реформирования органов внутренних дел не произвел ожидаемого эффекта на повышение качественного состава кадров. Причинами подобной оценки являются несовершенство законодательства, нарушения и отступления от требований, предъявляемых к кандидатам на службу в процессе отбора, низкий образовательный и интеллектуальный уровень молодого пополнения сотрудников органов внутренних дел и формализм в кадровой работе.
Следует отметить, что вышеуказанные причины влияют на низкий уровень знаний сотрудниками нормативных правовых актов, регламентирующих прохождение службы и организацию служебной деятельности в органах внутренних дел.
В подтверждение сказанному приведем пример фрагмента корреляционной матрицы, содержащей значения коэффициентов корреляции, подтверждающих влияние установленных причин на информационно-правовую осведомленность сотрудников и продолжительность служебного времени (табл. № 3).
Подчеркнем, что в явном виде, без применения специальных методов анализа, названные причины не просматриваются. Однако сделанные выводы не стоит приуменьшать, поскольку на них указали сотрудники, несущие службу в органах внутренних дел в различных регионах России.
Одним из результатов, полученных в ходе исследования, который должен привлечь внимание руководителей органов внутренних дел, является терпимость сотрудников к фактам противоправного, неэтичного отношения к населению со стороны своих коллег.
Анализ корреляционной взаимосвязи между ответами на вопросы показал, что большинство сотрудников, которые оценили своих коллег нейтрально, часто сталкивались с нарушениями ими законов, непрофессионализмом в служебной деятельности.
S н и о X
л
<
и н
и , с Ы ' S
Р х с
S и и из с о
71
Таблица № 3
Фрагмент корреляционной матрицы взаимосвязи ответов
Уровень знаний сотрудников нормативных правовых актов, регламентирующих прохождение службы в органах внутренних дел Достаточно ли урегулировано законодательством РФ формирование профессионального кадрового состава в ОВД? Существующая система подготовки профессионального кадрового состава в ОВД отвечает потребностям общества? Должным ли образом организована профессиональная ориентация работа подразделениями по работе с личным составом?
да нет да нет да нет
1) знают достаточно хорошо 0,26 - 0,50 - - 0,32
2) знают слабо - 0,22 - 0,27 0,20 -
Продолжительность рабочего времени от 12 часов и более - 0,30 - 0,28 - 0,23
03
0
1
i а
0
X
1
л
<
и н S
I
<
а
X О
о
м
<
а С
S н и
0
1
л
<
и н
и , с Ы К I
и
У
И
с
И
о
03
о а
5
а
S uJ и ш с О
Полученный результат свидетельствует о необходимости активизации работы в кадровых подразделениях морально-психологической подготовки с целью формирования у сотрудников органов внутренних дел соответствующих качеств личности и нетерпимого отношения ко всем фактам противоправного поведения. Так, 78,6 % респондентов осознают негативное воздействие на престиж полиции таких отрицательных факторов, как халатность, равнодушие, непрофессионализм, злоупотребление властью на службе, следовательно, могут быть скорректированы в своем поведении в сторону их нетерпимости.
Список литературы
1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. № 317-Ф3) // СЗ РФ. 2011. 14 дек. № 49. Ч. 1. Ст. 7020.
2. Апульцин В.А., Горошко И.В. и др. О состоянии информационно-аналитической работы в органах внутренних дел: результаты анкетирования сотрудников // Вестник Ижевского государственного технического
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что процесс формирования кадров органов внутренних дел требует совершенствования и соответствующего правового регулирования. Анализ корреляционных связей позволил определить зависимость формирования профессионального кадрового состава от профессионально-ориентационной работы, профессиональной подготовки, деятельностью подразделений морально-психологического обеспечения, а также качества работы руководителей и наставников молодых сотрудников органов внутренних дел.
университета имени М.Т. Калашникова. Ижевск, 2014. № 3(63).
3. Колодкин Л.М. Некоторые аспекты образа жизни молодых специалистов органов внутренних дел // XXV Съезд КПСС: проблемы социалистического образа жизни и укрепления правопорядка: матер. науч. конф. М., 1977.
4. О состоянии кадрового обеспечения в органах внутренних дел Российской Федерации: иллюстр.-справочн. матер. М., 2014.
E-mail: [email protected]
72