УДК 37.06
Мирзахолов Х.Т.
Mirzaxolov X. T. assistant of department "Social science " ассистент кафедра «Социальные науки» Namangan engineering-pedagogical Institute Наманганский инженерно-педагогический институт,
Uzbekistan, Namangan city Узбекистан, города Наманган АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО СОДЕРЖАНИЯ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ACTUAL PROBLEMS OF INNOVATIVE CONTENT OF QUALITY OF HIGHER EDUCATION
Аннотация: В данной статье описана инновационные методы и институты высшего образования, важность инноваций для выполнения некоторых задач.
Annotation: This article describes innovative methods and institutions of higher education, the importance of innovation for performing certain tasks.
Ключевые слова: инновации, образование, качество, методы, чтение, общество, студенты.
Keywords: innovation, education, quality, methods, reading, society, students.
ХХ1 век - это век глобализации и стирания границ, информационно -коммуникационных технологий и Интернета, век все более растущей конкуренции на мировом пространстве и мировом рынке. «В этих условиях, - по словам Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова, - о себе может заявить только то государство, у которого в числе основных приоритетов всегда остается рост инвестиций и вложений в человеческий капитал, подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения, являющегося в современном мире важнейшей ценностью и решающей силой в достижении целей демократического развития, модернизации и обновления» [1].
Качество образования является одним из ведущих направлений, который выражает совокупное проявление многих факторов. К ним относятся качество государственных образовательных стандартов, уровень до вузовской подготовки абитуриентов, квалификации педагогических кадров, материальная база образовательных учреждений, внешние социально- экономические условия, содержание образовательных программ и т.д. Помимо разнообразных факторов, которые определяют качество образования, самооценка качество не может быть одномерной и предполагает использование много уровенного подхода. В частности, мы можем говорить о качестве образования на макроуровне и микроуровне.
К первому можно отнести оценку качества на государственном, региональном и отраслевом уровнях, которая выражается в решении вопросов стандартизации образования, соответствие выпускаемых специалистов с потребностями региона, вопросы квалификации и социальной защиты. В сфере микроуровня находятся, в первую очередь, конкретный вуз, преподаватели, студенты и т.д.
Наиболее актуальные проблемы внедрения принципов качества образования можно свести к необходимости формирования целостной системы управления и контроля. Для их решения необходимы следующие нововведения в вузовскую систему:
- необходимо осуществлять подготовку специалистов по управлению качеством для всех специальностей в системе высшего профессионального образования;
- разработать образовательные стандарты по качеству;
- провести профессиональную переподготовку преподавателей для чтения новых учебных курсов в области управления качеством;
- осуществить издание учебно- методических пособий и учебников для различных специальностей высшего образования;
- совершенствовать методы организации учебного процесса;
- разработать систему контроля над реализацией и внедрением основопологающих принципов качества образования;
- проводить периодическую тестирование, постоянный анализ результатов сессий и учет успеваемости студентов различных категорий (госбюджет, целевой набор, платная основа и т.д.), которые являются одним из средств контроля;
- организовывать учебно- и научно-исследовательскую работу студентов;
- создать постоянно действующую систему обратной связи между различными подразделениями вуза;
- создать целевые программы научных исследований и методологических разработок по проблеме качества образования;
- сформировать и учредить систему грантов для финансирования теоретических и прикладных исследований по данной тематике.
В целом, сам ориентир на качество образования «обнажает» массу проблем различного характера в вузовской системе. С другой стороны, его достижение и внедрение основополагающих принципов будет способствовать их адекватному решению.
Осознание гражданами быть социально защищенными и востребованными без высокого уровня образования привело к резкому росту числа государственных и негосударственных вузов, росту численности студентов в Узбекистане. Эффективность результата при этом -минимальна: лишь незначительная часть выпускников устраивается на работу по специальности. Безмерное привлечение семейных и частных
средств в образование ставит не только финансовый барьер между школой и вузом, закрывает доступ к качественному образованию детей из малообеспеченных семей, но и разрушает основы процесса социализации, ведет к накоплению напряженности в обществе.
В настоящий период общая оценка качества образования стала связываться с выполнением рыночного заказа и реализацией новых общественно- экономических ожиданий. Это реанимировало вывод о том, что нарастающий объем информационных знаний студенту невозможно усвоить при любой организации системы образования. Альтернативная парадигма приводит к такой организации образования, когда знания расчленяются на порции. Это повлекло за собой попытку превращения процесса обучения в непрерывно-постоянный, смешанный по времени с профессиональной деятельностью. Основным параметром оценки знания в данном случае становится не столько объект усвоенных знаний, сколько умение и готовность учиться навыкам самостоятельного поиска информации и самообучение.
В последние годы идет активный поиск системы оценки и контроля качество образования, в том числе и дистанционного. Окончательно такая система не сформировалась. Отсутствует единая нормативно- правовая база, унифицированные методики, критерии и средства оценок. На практике оценка и контроль качества сегодня осуществляются структурно раздробленными подразделениями органов управления образованием всех уровней с различными измерительно-оценочными показателями. Результаты таких оценок несопоставимы и малоэффективны^].
Именно качественное образование станет залогом выпуска высокого квалифицированных специалистов, отвечающих требованиям современной экономики, обеспечить соблюдение пропорций между потребностями региона и количеством выпускников по востребованным специальностям, что, в свою очередь, снизит уровень безработицы. Именно качественное образование будет способствовать повышению качества жизни общества в целом.
Использованные источники:
1.Каримов И.А. Конституция Узбекистана - прочный фундамент нашего продвижения на пути демократического развития и формирования гражданского общества. - Ташкент: Узбекистан, 2010.-С.53.
2.ФАРХОДЖОНОВА Н. Ф. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ. - Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования" Мордовский гуманитарный институт"(Саранск) КОНФЕРЕНЦИЯ: XVI МАКАРКИНСКИЕ НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ Саранск, 26 марта 2016 г. Организаторы: Мордовский гуманитарный институт.
УДК 316.22
Мухиддинова Х.Г. преподаватель кафедры «Истории Узбекистана» Наманганский инжинерно педагогический институт
Узбекистан, г. Наманган ИНФОРМАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Аннотация: В этой статье мы размышляем характер информационной сферы.
Ключевые слова: информация, общества, интернет, экономика, политика
Abstract: In this article, we reflect on the nature of the information sphere.
Keywords: information, society, internet, economics, politics
В наше время активизировалась деятельность практически всех государств по созданию условий для динамичного развития информационной сферы и обеспечения её функционирования в условиях существования различного характера угроз. ХХI век неслучайно называется веком информационных технологий.
Материальных потребностей человека и общества. Новые высокие технологии позволяют обеспечить жизнь членов общества практически любой продукцией, создают условия для быстрого развития промышленности, сферы услуг. Невиданного ранее размаха и масштаба достигла и сфера создания и распространения информации.
Появление вычислительной техники, информационно -коммуникационных систем, системы Интернет, способных обеспечить передачу сообщений между людьми, а также другие информационные технологии резко повысили роль информации в жизнедеятельности человека и общества. Сегодня гармонично может развиваться только то общество, в котором существует баланс между научно-техническим и социально-политическим развитием. Именно поэтому любое общество стремится полнее удовлетворять свои запросы и потребности в социальной, экономической, политической и т.д. информации. Как было сказано выше, сегодня уровень и научно -технического, и промышленного, и социального развития определяются объемами накопленной и циркулирующей в этих сферах информацией, скоростью ее обращения и освоения.
Информация в глобализирующем мире играет большую роль в международных и межгосударственных отношениях. То есть она может выступать как позитивная, так и деструктивная сила в жизни мирового