Научная статья на тему 'ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ'

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИКА / ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРЫ / ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хакимов А.А., Хакимов Д.А.

В данным статье обсуждать эстетическое и художественное воспитание.In this article, to discuss aesthetic and artistic education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ»

УДК 370.36

Хакимов А.А., кандидат философский наук доцент кафедры «Истории Узбекистана» Наманганский

инжинерно педагогический институт Узбекистан, г, Наманган Хакимов Д.А.

преподаватель кафедры «Социальный науки» Наманганский инжинерно педагогический институт

Узбекистан, г. Наманган ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: ЦЕЛЬ,

ЗАДАЧИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ Аннотация: В данным статье обсуждать эстетическое и художественное воспитание.

Ключевые слова: эстетика, воспитание, эстетическое образование, культуры, искусства

Annotation: In this article, to discuss aesthetic and artistic education. Keywords: aesthetics, education, aesthetic education, culture, art В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспитанию как специфическому способу развития "интеллектуальной ориентации", нельзя

абсолютизировать гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубо просветительском понимании сущности и задач эстетического воспитания, к сведению последнего к художественному образованию, обучению. Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности — это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений, ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые "кирпичики" в фундамент эстетической культуры

будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т. п. Уже с 2-3-летнего возраста детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведение порядка в комнате, опрятность одежды, тем самым утверждая их в понимании того, что красота — дело рук человеческих.

Формируемые в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идет накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируются эмоционально -психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.

В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в специализацию: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. Психолого-педагогические исследования подтверждают это1.

Выводы, сделанные учеными таковы: эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу неуравновешенных, возбудимых детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения

1 Фарходжонова Н. Ф. Проблемы применения инновационных технологий в образовательном процессе на международном уровне. - Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования" Мордовский гуманитарный институт"(Саранск) конференция: XVI Макаркинские научные чтения. инновационные тенденции, социально-экономические и правовые проблемы взаимодействия в международном пространстве Саранск, 26 марта 2016 г. Организаторы: Мордовский гуманитарный институт._

детей. При недостаточной коммуникативной активности подростков эстетическое воспитание выполняет компенсаторные функции, гармонизируя их эмоционально-оценочную сферу.

Использованные источники: 1.Фарходжонова Н. Ф. Проблемы применения инновационных технологий в образовательном процессе на международном уровне. - Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования" Мордовский гуманитарный институт"(Саранск) конференция: XVI Макаркинские научные чтения. инновационные тенденции, социально-экономические и правовые проблемы взаимодействия в международном пространстве Саранск, 26 марта 2016 г. Организаторы: Мордовский гуманитарный институт.

УДК 621.438

Хакимуллин Б.Р. студент

кафедра ПТЭ, институт теплоэнергетики

Зайнуллин Р.Р., к.ф.-м.н. старший преподаватель кафедры ПЭС

ФГБОУВО «КГЭУ» Россия, г. Казань

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ГАЗОТУРБОСТРОЕНИЯ

В статье анализируется общая структура газотурбостроения и области применения газотурбинных двигателей.

Ключевые слова: газовая турбина, эволюционный процесс, авиационная, наземная и морская техника.

Hakimullin B.R.

Zainullin R.R.

FEATURES DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY OF GAS-TURBINE CONSTRUCTION

In article the general structure of gas-turbine construction and a scope of gas turbine engines is analyzed.

Keywords: gas turbine, evolutionary process, aviation, land and sea equipment.

В современной технике разработано и используется множество различных типов двигателей. Одними из которых являются - газотурбинные двигатели (ГТД), т.е. двигатели, имеющие в своем составе компрессор, камеру сгорания и газовую турбину. ГТД широко применяются в авиационной, наземной и морской технике. На рис. 1. показаны основные объекты применения современных ГТД [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.