Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ПОДДЕРЖАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРАРНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ'

ВОПРОСЫ ПОДДЕРЖАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРАРНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ECONOMY / ECONOMIC POLICY / COMPETITIVENESS / MANAGEMENT / EFFICIENT PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солиев И.И., Сирожиддинов К.

Современные требовании рынка аграрной продукции требует постоянное совершенствование методов управления конкурентоспособностью сельскохозяйственных предприятий. В статье рассмотрены возможности повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных производителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF MAINTAINING COMPETITIVENESS OF AGRICULTURAL PRODUCERS

Modern requirements of the agricultural market require constant improvement of methods for managing the competitiveness of agricultural enterprises. The article considers the possibilities of increasing the competitiveness of agricultural producers.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ПОДДЕРЖАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРАРНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ»

УДК 336.1

Солиев И.И.

заведующий кафедрой «Экономики» Наманганский государственный университет

Узбекистан, г. Наманган Сирожиддинов К. преподаватель кафедры экономики Наманганский государственный университет

ВОПРОСЫ ПОДДЕРЖАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРАРНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Аннотация: Современные требовании рынка аграрной продукции требует постоянное совершенствование методов управления конкурентоспособностью сельскохозяйственных предприятий. В статье рассмотрены возможности повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных производителей.

Ключевые слова: экономика, экономическая политика, конкурентоспособность, управление, эффективное производство

Soliyev I.I.

Head of the Department of Economics Namangan State University Uzbekistan, Namangan Sirozhiddinov K. lecturer

Department of Economics Namangan State University

QUESTIONS OF MAINTAINING COMPETITIVENESS OF AGRICULTURAL PRODUCERS

Abstract: Modern requirements of the agricultural market require constant improvement of methods for managing the competitiveness of agricultural enterprises. The article considers the possibilities of increasing the competitiveness of agricultural producers.

Keywords: economy, economic policy, competitiveness, management, efficient production

В современных условиях развития общества и присущей к нему свойств в виде жесткой конкуренции, интенсивности глобализации и углублении экономической интеграции, одным из основополагающих целей государственной экономической политики является повышение

конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий, а также формирование стратегий их развития, способствующих эффективной деятельности хозяйств. Исходя из этого, появилась необходимость в определении основополагающих задач для достижения конкурентоспособности сельскохозяйственных производителей.

Наиболее актуальные задачи в области управления конкурентоспособностью сельскохозяйственных предприятий можно сформулировать следующим образом (Рисунок 1):

Внедрения современных технологии

Качественная маркентиговая политика

Подготовка кадров

Задачи управления

конкурентоспость ю

Разработка

новой продукции

Рисунок 1. Задачи управления конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий

1) подготовка и подбор квалифицированных кадров. При избытке трудовых ресурсов на сегодняшний момент есть острая необходимость в подготовке квалифицированного персонала среднего звена по таким направлениям как, ветеринария, агрономия, биохимия и т.д. Кроме того нет пока еще специалистов по узкой экономической специальности как, агромаркетинг. По разным оценкам в развитых странах такой персонал является фундаментом экономики. В Германии квалифицированные рабочие составляют 45% работающего населения, в США - 50%, в России -только 5%;

2) проектирование новой конкурентоспособной продукции, а также построение гибкого, эффективного производства. Это затрудняется тем что аграрное производство целиком зависит от природных условий. Но современные технология позволяют перебороть эту проблему. Применение современного, высокотехнологического оборудования на сельскохозяйственных предприятиях, а также особых технологий, способствующих рациональному использованию ресурсов и соблюдающих

экологические требования, применение системы менеджмента качества является основными факторами в формировании безубыточного высокоэффективного сельскохозяйственного производства;

3) внедрение аграрную отрасль современных инновационных технологий. В настоящее время общество быстрыми темпами развивается в направлении инновационной экономики, в связи с этим повышение эффективности деятельности хозяйства возможно за счет внедрения инновационных процессов, предполагающих использование современных технологий при производстве высоко конкурентной продукции. Главная проблема, характерная для всех субъектов экономики в организации инновационной деятельности - соответствующее управления. Качество управления инновационной деятельностью предприятия приобретает все большее значение. Чтобы реализовать задачи, стоящие перед сельхозпроизводителями, необходима реорганизация системы управления, которая способна реактивно реагировать на все изменения и угрозы со стороны внешней среды, что неизбежно приводит к необходимости применения инновационных подходов;

4) ведение качественной политики маркетинга в агробизнесе. С каждым днем растет необходимость проведения анализа имеющихся на данный момент и будущих потребностей в отдельных видах продукции и услуг, а также необходимость в повышении организационно - технического уровня научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ. В нашей стране пока что не существуют отдельного государственного органа которая занимается с вопросами маркетинга. К примеру, в США существует отдельная государственная программа ЛМБ, которая финансируется за счет государственного бюджета страны и контролируется Департаментом сельского хозяйства. Имея достаточный финансовые ресурсы (2018 году это программы имела около 1,8 млрд долларов США) ЛМБ прямым образом занимается вопросами повышения конкурентоспособности отечественных производителей сельскохозяйственных продуктов на национальном и на мировом уровне.

Инновационная модель развития национальной экономики - основа современного механизма повышения конкурентоспособности всех субъектов экономических отношений. Этот модель предусматривает балансированное развитие всех сфер и отраслей экономики страны. К сожалению сельское хозяйство всегда отстает в технико-технологическом развитии от промышленности и это во многом связано диспаритетом цен, который присутствует во всех странах, независимо от уровня экономического развития. Инновационная модель развития представляет многофункциональную и комплексную систему взаимодействия управления активизацией инновационно-инвестиционной деятельностью, постоянной адаптацией хозяйства к внешней среде и повышением

эффективности использования трудовых, интеллектуальных, финансовых и материальных ресурсов.

Конкурентоспособность сельскохозяйственного предприятия -способность рационально спланировать, организовать свою деятельность и функционировать на протяжении длительного срока, учитывая при этом все представляющиеся возможности и надвигающиеся угрозы со стороны внешней среды. Это позволяет хозяйству обрести успех на рынке, занять свою определенную нишу на нем, наилучшим образом удовлетворяя потребности и желания покупателей в отличие от конкурентов. Конкурентоспособность хозяйства является экономической категорией, характеризующей возможности производить и реализовывать качественную продукцию при эффективном использовании своего экономического потенциала.

Организационный механизм обеспечения конкурентоспособности хозяйства представляет собой совокупность определенных методов и способов управления, которые дают возможность иметь устойчивое положение на рынке, привлекать и сохранять потребителей при реализации основной цели своей деятельности. Данный механизм включает инновационное управление на микроуровне, рыночный компонент функционирования хозяйства, новые формы и методы государственной поддержки и регулирования процессов повышения конкурентоспособности на макроуровне, мезоуровне и мегауровне, которые в совокупности определяют конечные результаты деятельности аграриев.

Управление конкурентоспособностью сельскохозяйственного предприятия на микроуровне состоит в решении следующих задач:

- повышение качества продукции и обеспечение мировых стандартов пищевой безопасности;

- применение высоко технологичного оборудования, позволяющего в несколько раз повысить производительность труда;

- проведение аналитических маркетинговых исследований;

- возможность быстрой поставки необходимых запасных частей заказчикам.

- использование современных методов анализа, прогнозирования и оптимизации;

- использование современных информационных технологий для системной и комплексной автоматизации учета и ведения деятельности.

Вторым вопросом поддержания конкурентоспособности аграрных производителей является рыночное саморегулирование, которое направлено на постоянное поддержание способности товаров выстоять в конкурентной борьбе на основе действия законов рынка. Факторы, оказывающие непосредственное влияние на конкурентоспособность продукции:

- появление нового рыночного сегмента или перераспределение существующих ранее;

- ведение новой политики продвижения товаров;

- внедрение на рынок совершенно новой продукции, а также товаров -субститутов;

- занятие доли рынка новыми производителями аналогичной продукции;

- постоянно меняющиеся предпочтения и вкусы потребителей;

- увеличение или снижение емкости соответствующего рынка, а также его потенциала.

Как показывает практика и результаты исследований различных авторов в области данной проблемы, функционирование механизма обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятия в современных рыночных условиях зависит от способов сочетания спроса и предложения на определенном товарном рынке: уровня контроля и методов маркетинговых исследований, характеристики рынков по сферам экономики, специфики рынка, соответствующей динамикой его развития. При формировании организационного механизма обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятия надо учитывать факторы саморегуляции рынка, а также особенности государственного регулирования рыночных отношений. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2018 года № ПП-3671 «О мерах по организации деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан» подчеркнуто об усовершенствовании системы мониторинга цен и проведения маркетинговых исследований в сфере сельскохозяйственной продукции.

Анализ средств и методов, которые способствуют поддержки необходимого уровня конкурентоспособности хозяйства, должен опираться на систему особых критериев - технической, финансовой, организационной, информационной и кадровой обеспеченности.

Одной из главных функций механизма обеспечения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятия является защита от неблагоприятных условий рыночной среды, подразумевающая разработку мероприятий по снижению экономического риска, неизбежно возникающим в процессе деятельности предприятия. Разработка процедуры передачи экономического риска другим субъектам, в частности партнерам, планирование и организация диверсификации производства, расширение сферы маркетинговых исследований рыночной среды, применение особенностей инновационных процессов и государственной политики ценового регулирования спроса и предложения аграрной продукции является очень важными элементами, способствующие формированию высокому уровню конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия.

Использованные источники:

1. "О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан". Указ Президента Республики Узбекистан, 7 февраля 2017 года. - Народное слово, 8 февраля 2017 года.

2. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему обеспечению продовольственной безопасности страны». - http://www.lex.uz/

3. Сирожиддинов И. К., Ботирова Р. А. Возможности развития экспорта фруктов и овощей в регионе. - Актуальные вызовы современной науки. Сборник научных трудов. Выпуск 11 (31). Часть I// Переяслав-Хмельницкий, 2018. С. 82 - 85.

4. Сирожиддинов И. К., Ботирова Р. А. Возможности развития экспорта фруктов и овощей в Наманганской области. - Молодой ученый, № 50, 2018. С. 174 - 176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.