Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СВЯЗЬ И ИНТЕГРАЦИЯ / ПРОЗРАЧНОСТЬ / МОНИТОРИНГ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедов Р.М., Муйдинов С., Согинбоева У.С., Муҳитдинова Ш.

В статье предлагается пути решения задач, направленных на повышение роли высшего образования на рынке труда в сфере дорожного хозяйства, улучшение связи и интеграции между институтом и дорожными предприятиями, повышение качества образования для подготовки конкурентоспособных специалистов-дорожников, играющих важную роль в улучшении качества проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, разработка автоматизированного программного обеспечения прозрачного мониторинга обеспеченности трудовыми ресурсами в заимосвязанности с другими ресурсами в среде геоинформационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедов Р.М., Муйдинов С., Согинбоева У.С., Муҳитдинова Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE TRAINING SYSTEM FOR ROAD INDUSTRY SPECIALISTS

The article proposes ways of solving problems aimed at increasing the role of higher education in the labor market in the field of road facilities, improving communication and integration between the institute and road enterprises, improving the quality of education for training competitive specialists who play an important role in improving the quality of design, construction and road maintenance, development of automated software for transparent monitoring of labor resources in conjunction with other resources in the environment of the geographic information system.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ»

УДК 62-503.56

Ахмедов Р.М. академик АН Турон

Наманганский инженерно-строительный институт

Узбекистан, г Наманган Муйдинов С. преподаватель

Наманганский инженерно-строительный институт

Узбекистан, г Наманган Согинбоева У.С. исследователь

Наманганский инженерно-строительный институт

Узбекистан, г Наманган Мухитдинова Ш. исследователь

Наманганский инженерно-строительный институт

Узбекистан, г Наманган

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация: В статье предлагается пути решения задач, направленных на повышение роли высшего образования на рынке труда в сфере дорожного хозяйства, улучшение связи и интеграции между институтом и дорожными предприятиями, повышение качества образования для подготовки конкурентоспособных специалистов-дорожников, играющих важную роль в улучшении качества проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог, разработка автоматизированного программного обеспечения прозрачного мониторинга обеспеченности трудовыми ресурсами в заимосвязанности с другими ресурсами в среде геоинформационной системы.

Ключевые слова: система обучения; дорожного хозяйства; высшее образование; подготовка конкурентоспособных специалистов; автоматизированное программное обеспечение; связь и интеграция; прозрачность; мониторинг; трудовые ресурсы; экономические потери.

Axmedov R.

Academician, Academy of Sciences Turon Namangan engineering-construction institute

Uzbekistan, Namangan Muydinov S.

Teacher

Namangan engineering-construction institute

Uzbekistan, Namangan Soginboeva U.

Researcher

Namangan engineering-construction institute

Uzbekistan, Namangan Muhitdinova Sh.

Researcher

Namangan engineering-construction institute

Uzbekistan, Namangan

IMPROVING THE TRAINING SYSTEM FOR ROAD INDUSTRY

SPECIALISTS

Abstract: The article proposes ways of solving problems aimed at increasing the role of higher education in the labor market in the field of road facilities, improving communication and integration between the institute and road enterprises, improving the quality of education for training competitive specialists who play an important role in improving the quality of design, construction and road maintenance, development of automated software for transparent monitoring of labor resources in conjunction with other resources in the environment of the geographic information system.

Key words: training system; road structures; higher education; training of competitive specialists; automated software; communication and integration; transparency; monitoring; labor resources; economic losses.

Введение. Анализ существующей системы обучения студентов-дорожников показывает, что одним из основных проблем подготовки кадров является недостаточная связь и низкий уровень интеграции между институтом и дорожными предприятиями, отсутствие учебно -методических материалов, разработанных с участием производственников, отсутствие реального привлечения высококвалифицированных специалистов -практиков, частое использование традиционных методов обучения и как следствие, выпуск специалистов-дорожников с низкой конкурентоспособностью.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время при разработке учебных планов, учебных программ, методических указаний по выполнению курсовых проектов, работ и дипломных проектных работ для подготовки специалистов - дорожников поверхностно учитываются потребности и требования работодателей.

Необходимо отметить, что на эти вопросы начали уделять внимание с февраля 2017 года, когда был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию системы управления дорожным хозяйством» [1]. Для обеспечения выполнения Указа Президента

Республики Узбекистан в учебных заведениях начали заключать корпоративные договора с предприятиями дорожной отрасли. Такие договора заключались между Наманганским инженерно-строительным институтом (НамИСИ) и Территориальным главным управлением по автомобильным дорогам Наманганской области, Наманганским учебным центром повышения квалификации работников дорожного хозяйства, ООО «Институт Намангандорпроект», а также Наманганским областным филиалом ООО «Дорожное-проектное бюро». Заключение корпоративных договоров между НамИСИ и предприятиями дали определенный толчок в плане углубления их интеграции. Однако, при разработке содержательной части учебных планов, учебных программ, методических указаний по выполнению курсовых проектов, работ и дипломных проектных работ, а также проведении занятий в процессе обучения, в том числе и в производственных базах предприятий, для подготовки специалистов -дорожников не были реально привлечены ведущие специалисты -производственники в силу их занятости в своих основной деятельности.

Данная статья направлена на повышение качества и количества мероприятий, организуемых НамИСИ и Территориальным главным управлением по автомобильным дорогам Наманганской области, Наманганским учебным центром повышения квалификации работников дорожного хозяйства, ООО «Институт Намангандорпроект», а также Наманганским областным филиалом ООО «Дорожное-проектное бюро», совместной работы по разработке учебных программ; создание программ стажировки и практики студентов на производственных предприятиях, а также программ подготовки сотрудников дорожных организаций в НамИСИ в очных и заочных формах обучения; предоставление студентам и профессорско-преподавательскому составу НамИСИ доступа к современным, актуальным в дорожном хозяйстве машинам и механизмам, оборудованиям и лабораторным базам; а также повышение эффективности научных исследований, проводимых в НамИСИ, ориентированных на разработку инновационных строительных материалов, технологий строительства, эксплуатации и содержания автомобильных дорог, искусственных сооружений и повышению эффективности организации и управления дорожным хозяйством, имеющие важное значение для развитие национальной экономики.

Основной целью исследования является выявление и решение задач, направленных на повышение роли высшего образования на рынке труда в сфере дорожного хозяйства. А также, улучшение связи и интеграции между институтом и дорожными предприятиями, усовершенствование содержательной части учебно-методических материалов с участием производственников, реальное привлечение ведущих специалистов -производственников, повышение качества образования и подготовки конкурентоспособных специалистов-дорожников, играющих важную роль

в улучшении качество автомобильных дорог, на основе творческих и инновационных подходов в обучении.

Для реализации основной цели планируется применять следующую стратегию: Реальное и максимальное привлечение ведущих специалистов -производственников дорожной отрасли в процесс разработки содержательной части учебных материалов. Использование материально -техническую базу производства с привлечением специалистов практиков, а также внедрение прозрачных и инновационных методов проведения занятий, мониторинга их качества и проверки знаний студентов, дающих реальных результатов в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов - дорожников в НамИСИ.

Реализация стратегии предполагает решение следующих задач:

1. Организовать рабочую группу из числа ведущих профессорско-преподавательского состава и ведущих специалистов - производственников дорожной отрасли.

2. Изучение и анализ проблем и недостатков подготовки специалистов - дорожников в Наманганском инженерно-строительном институте.

3. Изучение и совершенствование содержательной части учебных материалов и процессов.

4. Разработка текстов лекций, методических указаний для проведения практических и лабораторных занятий с применением IT "iSpring" и интерактивной педагогической технологии «ИНСЕРТ» [2, 3].

5. Привлечение ведущих специалистов - производственников для проведения занятий.

6. Участие рабочей группы в мониторинге проведении занятий.

7. Внедрение проведения мониторинга качества занятий в «one line» режиме.

8. 8.Внедрение проведения заключительного контроля в виде комплексного задания, т.е. тестов, ситуационных задач и реальных, конкретных производственных и учебных задач. Такая практика проверки знаний слушателей использовался фондом " USAID" (CШA).

Реализация предложенной стратегии качественно улучшить существующий корпоративный связь между НамИСИ и Территориальным главным управлением по автомобильным дорогам Наманганской области, Наманганским учебным центром повышения квалификации работников дорожного хозяйства», ООО «Институт Намангандорпроект», а также Наманганским областным филиалом ООО «Дорожное-проектное бюро». Так как, они являются работодателями и заинтересованы в повышении качества подготовки специалистов-дорожников на основе созданных учебных материалов с их непосредственным участием.

Реальными результатами будут следующие:

• Разработка путеводителя, охватывающего все вопросы по изучению предметов и применению полученных знаний на практике, а также рекомендуемый рациональный режим дня студента, способствующих повышению успеваемости и посещаемости в период обучения в институте.

• Разработка рабочего учебного план для 1-курса направления 5340800 «Автомобильные дороги и аэродромы» в тесном сотрудничестве со специалистами - дорожниками.

• Разработка учебных программ предметов по выбору студента в тесном сотрудничестве со специалистами - дорожниками.

• Разработка рабочих учебных программ по всем предметам для направления 5340800 «Автомобильные дороги и аэродромы» в тесном сотрудничестве со специалистами - дорожниками.

• Разработка методических указаний и программ по прохождению ознакомительных, производственных и преддипломных практик в тесном сотрудничестве со специалистами - дорожниками.

• Разработка учебно-методических комплексов по всем предметам в тесном сотрудничестве со специалистами - дорожниками.

• Достижение 100 процентного проведения практических и лабораторных занятий на производственных предприятиях.

• Привлечение ведущих специалистов - практиков для проведения занятий.

• Формирование базы тем для дипломных проектных работ, охватывающих все проблемы дорожного хозяйства.

• Достигается высокий уровень посещаемости и успеваемости студентов, и подготовка конкурентоспособного специалиста-дорожника, которые являются одними из ключевых проблем ВУЗов.

Индикаторы, характеризующие ожидаемых результатов приведены в таблице 1.

Таблица 1. Индикаторы, характеризующие ожидаемых _результатов._

До После

Индикаторы результатов реализации реализации

рекомендации рекомендации

Количество и процент преподавателей, занятых 3 (30%) 10 (100%)

в мероприятиях в производстве В.т.ч. с участием женского пола 0 (0%) 1(10 %)

Количество учебных планов и программ, 2 20

разработанных совместно вузами и

производством В.т.ч. с участием женского пола 0 20

Количество студентов, участвующих в программах стажировки/практики на 100 % 100 %

производстве В.т.ч. с участием женского пола 100 % 100 %

Количество производственных рабочих/сотрудников, проходящих обучение на базе НамИСИ 0 0 20 6

В.т.ч. с участием женского пола

Количество студентов женского пола, 0 10

участвующих в проекте

Количество студентов бакалавриата и 5 25

магистратуры, докторантов, участвующих в

связанных с производством проектах,

реализуемых либо в вузе, либо на предприятии 0 5

В.т.ч. с участием женского пола

Количество бакалаврских и магистерских 30 40

выпускных работ, учитывающих потребности

промышленности 4 6

В.т.ч. с участием женского пола

Количество новых исследовательских 1 3

проектов, реализуемых в НамИСИ с участием

производства и/или за счет внешнего

финансирования, включая международное 0 3

В.т.ч. с участием женского пола

Количество мероприятий, связанных с 2 6

производством, организованных в высших образовательных учреждениях. 2 6

В.т.ч. с участием женского пола

Примечание: Таблица разработана авторами.

Для реализации предложения в дорожных организациях Наманганской области и НамИСИ имеются опытные и высококвалифицированные специалисты и профессорско-преподавательский состав, имеющие сертификаты по повышению квалификации и портфолио с высокими баллами, а также опыт работы по

выполнению зарубежных ("Евроазия", "USAID") грантов, направленных на разработку учебных программ и учебных пособий для магистратуры.

На решение данной проблемы на кафедре «Автомобильные дороги и аэродромы» ведется научно-исследовательские работы и поданы проекты в Министерство инновационного развития и Министерство высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан [4, 5]. Разрабатывается компьютерная программа для мониторинга обеспеченности районных унитарных предприятий дорожной отрасли Республики Узбекистан и ведется консультации с отделом развитии транспортной инфраструктуры Министерства инновационного развития, а также Министерством транспорта Республики Узбекистан в рамках прикладного проекта [4].

В настоящее время креативной группой, созданной из числа учёных кафедр «Автомобильные дороги и аэродромы» и «Информационные технологии» НамИСИ под общим руководством академика АН Турон Р.М.Ахмедова разрабатана автоматизированное программное обеспечение "MONITORIG" и размещен в интернет по адресу http://loyiha.nammqi.uz, а также оформляется заявка на получение свидетельство Агентства по интеллектуальной собственности Республики Узбекистан об официальной регистрации программы для электронных-вычислительных машин. В главной странице программного обеспечения "MONITORIG" размещены восемь разделов, в том числе раздел «Трудовые ресурсы», в которой иллюстрируется соответствие специальности сотрудников занимаемой должности, прохождения курса повышения квалификации. Например, в разделе «Трудовые ресурсы» автоматизированного программного обеспечения "MONITORIG" по состоянию на 25 октября 2019 года из 11 сотрудников испольнительного аппарата специальность одного соответствует занимаемой должности, что в процентах составляет 9,09 процентов, а показатель прохождения курса повышения квалификации тоже составляет аналогичную цифру. Эти цифры должны быть соответственно 100 процентов и минимум 33 процента, так как периодичность прохождения курса повышения квалификации равняется трем годам. Такое положение дел отрицательно влияет на качество выполняемых работ. Если принимать, что экономические потери от не соответствии специальность и компетентности сотрудника занимаемой должности, и от не прохождения курса повышения квалификации равными, соответственно одному проценту от общего объема выполняемых работ, то общие потери, по укрупненным расчетам, равняются 2400 миллионам сумам ежегодно [6].

Научной новизной данного исследования являются:

1.Разрабатка автоматизированного программного обеспечения "MONITORIG" и размещение его в интернет по адресу http://loyiha.nammqi.uz.

2.Формирование электронной информационной базы транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений [5].

3.Привязка электронной информационной базы транспортно -эксплуатационного состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений в геоинформационной системе.

4.Разработка автоматизированного и прозрачного механизма мониторинга районных унитарных предприятий в финансовых ресурсах в среде геоинформационной системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.Разработка автоматизированного и прозрачного механизма мониторинга обеспеченности районных унитарных предприятий в материально-технических ресурсах в среде геоинформационной системы.

6.Разработка автоматизированного и прозрачного механизма мониторинга обеспеченности районных унитарных предприятий в машинах и механизмах в среде геоинформационной системы.

7.Разработка табеля положенности в машинах и механизмах для унитарных предприятий, .

8.Разработка автоматизированного и прозрачного механизма мониторинга обеспеченности районных унитарных предприятий в трудовых ресурсах в среде геоинформационной системы.

9.Разработка автоматизированного и прозрачного механизма мониторинга текучести кадров в среде геоинформационной системы.

10.Расчет потребного количества работников с учетом влияния потребностей в других ресурсах.

В заключении можно сделать следующие выводы:

1. Разрабатывается рабочий учебный план для всех направлений обучения (5340800 «Автомобильные дороги и аэродромы») в тесном сотрудничестве с высококвалифицированными специалистами -практиками .

2. Осуществляется разработка учебных программ предметов по выбору студента в тесном сотрудничестве со специалистами -дорожниками.

3. Разрабатывается методические указания и программы по прохождению ознакомительных, производственных и преддипломных практик в тесном сотрудничестве со специалистами - дорожниками.

4. Внедрение рекомендаций создаст реальную основу для разработки учебно-методических комплексов по всем предметам в тесном сотрудничестве со специалистами, имеющими большой практический опыт работы в реальных производственных ситуациях.

5. Достигается углубление и расширение связи и интеграции ВУЗа с производством способствует достижение 100 процентного проведения практических и лабораторных занятий на производственных базах предприятий.

6. Расширение связи между ВУЗом и производством способствует привлечении ведущих специалистов - практиков для проведения занятий.

7. Углубления и расширение интеграции ВУЗа и производства способствует формированию базы тем для дипломных проектных работ, охватывающих все проблемы дорожного хозяйства.

9.Реализация рекомендаций обеспечивает высокий уровень посещаемости и успеваемости студентов, а также подготовки конкурентоспособных специалистов, которые являются одними из ключевых проблем ВУЗов.

Использованные источники:

1.Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию системы управления дорожным хозяйством»//газета Народное слово, 2017 года 16-февраля, № 34.

2. Ахмедов Р.М. и др. Повышения эффективности обучения студентов с применением приема "ИНСЕРТ".// Материалы республиканской научно -практической конференции. -Наманган, 2018. - С. 253-255.

3.Ахмедлов Р.М. и др. Инновационные педтехногии в обучении специалистов дорожной отрасли // Материалы республиканской научно -практической конференции. -Наманган, 2018. - С. 253-255.

4. Прикладной проект на тему "Формирование электронной информационной базы технико-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений в геоинформационной системе, и создание компьютерной программы мониторинга оптимизации материально-технических, трудовых, финансовых ресурсов унитарных предриятий, занимающихся содержанием, ремонтом и реконструкцией автомобильных дорог", представленный в Министерство инновационного развития Республики Узбекистан для формирования базы тем научных исследований на 2019-2021 годы. Автор проекта академик АН Турон Р.М.Ахмедов. 2019 год.

5. Подготовка конкурентоспособных специалистов - дорожников на основе интеграции высшего образовательного учреждения и производства. Автор проекта к.э.н., доц. Р.М.Ахмедов. 2018 год.

6. Ergashev M., Mamajonov M., Kholmirzayev M. Automation and modulation of highways in gis software //Теория и практика современной науки. - 2020. -№. 5. - С. 9-14.

7. Mukhammadyusuf Ergashev, Valisher Abdurakhimov //The use of basic gps stations, which are situated in Namangan, in the field of automobile roads //журнал "Экономика и социум" №5(72) 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.