Использованные источники:
1.Буштуева К.А., Случанко И.С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. - М.: Медицина, 1979. - 285 с.
2.Ивахненко А.Г. Долгосрочное прогнозирование и управление сложными системами. - К.: Тезника, 1975. - 312 с.
3.Ревич Б.А., Авалиани С.Л, Тихонова Г.И. Экологическая эпидемиология. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 258 с.
4.Стожаров А.Н. Медицинская экология. - Минск: Вышейшая школа, 2007. -250 с.
5.Шандала М.Г., Звиняковский Я.И. Окружающая среда и здоровье населения. - Киев: Здоровье, 1988. - 150 с.
6.Brian J.L., Berry, Frank E. Horton. Urban environmental management planning for pollution control. Prentice-Holl, 1974.- p. 317-
УДК 37.08
Уринбоев Х.Б. O'rinboyev X.B. доцент кафедра «Социальные науки» assistant of professor of department "Social science" Наманганский инженерно-педагогический институт, Namangan engineering-pedagogical Institute Узбекистан, города Наманган Uzbekistan, Namangan city Nurmatov A.R. Нурматов А.Р. assistant of department "Social science" ассистент кафедра «Социальные науки» Наманганский инженерно-педагогический институт, Namangan engineering-pedagogical Institute Uzbekistan, Namangan city Узбекистан, города Наманган НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА NEW EDUCATIONAL TRENDS AND CHALLENGES OF MODERN
SOCIETY
Аннотация: В данной статье освещено новые педагогические тенденции, модели образование и проблемы современного социума в образовательных процессе.
Annotation: This article highlights the new pedagogical trends, model education and problems of modern society in the educational process.
Ключевие слова: педагогические тенденции, социум, современная технология, инновация, модели образования, система образования.
Keywords: pedagogical trends, society, modern technology, innovation, education, model education, education system.
Вместе с тем, подготовка специалистов нуждается в постоянной корректировке, прежде всего в области создания новых современных стандартов, программ, технологий обучения будущих работников. Как отметил Президент И.А.Каримов: «Необходимо совершенствование государственных образовательных стандартов, учебных программ и учебной литературы, пересмотр образовательных направлений и специальностей в системе высшего и среднего специального образования с учетом требований сегодняшнего дня» [1, с.53].
Определяющим форматом для анализа новых педагогических тенденций и для поиска, разработки и применения с ориентиром на них образовательных технологий является жизнедеятельность социума в начале 3-го тысячелетия. Прогресс общества характеризуется стремительными цивилизационным, преобразованиям, бурным развитием систем коммуникаций, позитивными и негативными моментами процесса глобализации, универсализацией образа жизни и унификацией модели поведения при всем существующем их многообразии. Расширение, сложность и, в определённом смысле, «агрессивная активность» информационного пространства (в конструктивном и деструктивном аспектах), совершенствование техники для коммуникаций приводят к необходимости поиска, как в теоретическом, так и в практическом плане новых педагогических решений и по проблеме воспитания человека современной постиндустриальной формации.
Необходимость интеграции Узбекистана в мировое сообщество в условиях независимости предполагает вхождение системы образования в более широкое, социокультурное поле и, как следствие, необходимость осмысления всего многообразия педагогических образовательных тенденций. Как отмечал глава государства Каримов И.А., выступая на открытии Международной конференции "Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны", XXI век - век информационно-коммуникационных технологий и интернета, век все более растущей конкуренции на мировом рынке. «В этих условиях о себе может заявить то государство, у которого в числе основных приоритетов всегда остается рост инвестиций и вложений в человеческий капитал, подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения.. .»[2].
Вопрос реформирования образовательной системы непосредственно увязывается с решением проблем стабильного и устойчивого, в первую очередь экономического развития современного государства[3]. В докладе ЮНЕСКО, подготовленном специальной комиссией к 50-летию этой организации, раскрываются ведущие тенденции развития образования в современном мире. Основной чертой образования в третьем тысячелетии
является новая сверхзадача процесса обучения: учитель (педагог) должен научиться учить тому, чего сам еще пока не знает. Создать реальные условия для решения подобной задачи можно посредством знания и учета основных образовательных тенденций - интеграции, плюрализации, фундаментализации, информатизации, дифференциации,
инструментализации, аксиологизации - в процессе формирования содержания и технологий «нового» (адекватного современным условиям) образования. Одни тенденции из обозначенных в большей степени, другие в меньшей - видны в наших образовательных системах разного уровня, включая уровень региона, области, города, школ начальной и средней, колледжа и лицея, вуза. Осуществление тенденций требует серьезного научного осмысления, конкретизации проектирования, конструирования и адаптации программ, учебных пособий посредством (и это главное) определения общей стратегии, переориентации с образования, делающего ставку и опирающегося на память учащегося, на образование, для которого главным является развитие мышления. К примеру, У Глассер в своей книге «Школы без неудачников» видит главный резерв развития образовательных систем не в том, чтобы развивать вторичную функцию мозга - память, а в том, чтобы развивать его первичную функцию - мышление. Соответствующая этой стратегии смена приоритетов в целевой функции системы образования с задачи простого приращения объема получаемых знаний на задачу повышения их качества, на задачу формирования у школьников и студентов также и способов познания - это проблема сложная, требующая долговременных усилий.
В современной ситуации наиболее распространенными образовательными моделями в настоящее время являются следующие.
«Информационная» (или трансляционная) модель образования, в рамках которой обучающийся выступает как объект образовательного процесса. В соответствии с ней содержание учебно-воспитательных воздействий изоморфно транслируется в систему знаний и умений ребенка (его «Я»).
«Формирующая» (или операциональная) модель примыкает к информационной, основывается на том, что с помощью специального управления умственной деятельностью посредством определенного типа ориентировки можно гарантировать приобретение учащимися знаний и умений с заранее заданными свойствами.
«Развивающая» модель по своим принципам близка к формирующей и направлена на развитие теоретического мышления учащихся за счет специальной организации учебного материала и продвижения по нему как восхождения от абстрактного к конкретному. Данная модель не предполагает опору на наглядно-образное мышление, исключает апелляцию к эмоциям и чувствам учащихся.
«Активизирующая» модель, главной целью которой является
активизация познавательной деятельности учащихся посредством повышения уровня проблемности решаемых мыслительных задач, что обусловливает развитие познавательных интересов и творческих способностей ребенка.
«Свободная» модель ориентирована на имманентный рост внутренних резервов обучения, как сопровождение естественного развития ребенка в процессе самоактуализации личности, который осуществляется спонтанно. «Обогащающая» модель, согласно которой главным приоритетом является возможность наращивания социокультурного индивидуального познавательного опыта ребенка.
Необходима и формируется новая парадигма образования: ученик -предметно-информационная среда - учитель, присущая всем видам образования и всем образовательным системам[4, с.59].
Использованные источники:
1.Каримов И.А. Конституция Узбекистана - прочный фундамент нашего продвижения на пути демократического развития и формирования гражданского общества. - Т.: Узбекистан, 2010.
2.Каримов И.А., выступая на открытии Международной конференции "Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны". http: //uza. uz/ru/politics
3.См.http://www.pv.uz/20.02.2012г
4.ФАРХОДЖОНОВА Н. Ф. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ. - Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования" Мордовский гуманитарный институт"(Саранск) КОНФЕРЕНЦИЯ: XVI МАКАРКИНСКИЕ НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Саранск, 26 марта 2016 г. Организаторы: Мордовский гуманитарный институт.