Научная статья на тему 'НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА'

НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ / СОЦИУМ / СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИННОВАЦИЯ / МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уринбоев Х.Б., Нурматов А.Р.

В данной статье освещено новые педагогические тенденции, модели образование и проблемы современного социума в образовательных процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW EDUCATIONAL TRENDS AND CHALLENGES OF MODERN SOCIETY

This article highlights the new pedagogical trends, model education and problems of modern society in the educational process.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА»

Использованные источники:

1.Буштуева К.А., Случанко И.С. Методы и критерии оценки состояния здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. - М.: Медицина, 1979. - 285 с.

2.Ивахненко А.Г. Долгосрочное прогнозирование и управление сложными системами. - К.: Тезника, 1975. - 312 с.

3.Ревич Б.А., Авалиани С.Л, Тихонова Г.И. Экологическая эпидемиология. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 258 с.

4.Стожаров А.Н. Медицинская экология. - Минск: Вышейшая школа, 2007. -250 с.

5.Шандала М.Г., Звиняковский Я.И. Окружающая среда и здоровье населения. - Киев: Здоровье, 1988. - 150 с.

6.Brian J.L., Berry, Frank E. Horton. Urban environmental management planning for pollution control. Prentice-Holl, 1974.- p. 317-

УДК 37.08

Уринбоев Х.Б. O'rinboyev X.B. доцент кафедра «Социальные науки» assistant of professor of department "Social science" Наманганский инженерно-педагогический институт, Namangan engineering-pedagogical Institute Узбекистан, города Наманган Uzbekistan, Namangan city Nurmatov A.R. Нурматов А.Р. assistant of department "Social science" ассистент кафедра «Социальные науки» Наманганский инженерно-педагогический институт, Namangan engineering-pedagogical Institute Uzbekistan, Namangan city Узбекистан, города Наманган НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА NEW EDUCATIONAL TRENDS AND CHALLENGES OF MODERN

SOCIETY

Аннотация: В данной статье освещено новые педагогические тенденции, модели образование и проблемы современного социума в образовательных процессе.

Annotation: This article highlights the new pedagogical trends, model education and problems of modern society in the educational process.

Ключевие слова: педагогические тенденции, социум, современная технология, инновация, модели образования, система образования.

Keywords: pedagogical trends, society, modern technology, innovation, education, model education, education system.

Вместе с тем, подготовка специалистов нуждается в постоянной корректировке, прежде всего в области создания новых современных стандартов, программ, технологий обучения будущих работников. Как отметил Президент И.А.Каримов: «Необходимо совершенствование государственных образовательных стандартов, учебных программ и учебной литературы, пересмотр образовательных направлений и специальностей в системе высшего и среднего специального образования с учетом требований сегодняшнего дня» [1, с.53].

Определяющим форматом для анализа новых педагогических тенденций и для поиска, разработки и применения с ориентиром на них образовательных технологий является жизнедеятельность социума в начале 3-го тысячелетия. Прогресс общества характеризуется стремительными цивилизационным, преобразованиям, бурным развитием систем коммуникаций, позитивными и негативными моментами процесса глобализации, универсализацией образа жизни и унификацией модели поведения при всем существующем их многообразии. Расширение, сложность и, в определённом смысле, «агрессивная активность» информационного пространства (в конструктивном и деструктивном аспектах), совершенствование техники для коммуникаций приводят к необходимости поиска, как в теоретическом, так и в практическом плане новых педагогических решений и по проблеме воспитания человека современной постиндустриальной формации.

Необходимость интеграции Узбекистана в мировое сообщество в условиях независимости предполагает вхождение системы образования в более широкое, социокультурное поле и, как следствие, необходимость осмысления всего многообразия педагогических образовательных тенденций. Как отмечал глава государства Каримов И.А., выступая на открытии Международной конференции "Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны", XXI век - век информационно-коммуникационных технологий и интернета, век все более растущей конкуренции на мировом рынке. «В этих условиях о себе может заявить то государство, у которого в числе основных приоритетов всегда остается рост инвестиций и вложений в человеческий капитал, подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения.. .»[2].

Вопрос реформирования образовательной системы непосредственно увязывается с решением проблем стабильного и устойчивого, в первую очередь экономического развития современного государства[3]. В докладе ЮНЕСКО, подготовленном специальной комиссией к 50-летию этой организации, раскрываются ведущие тенденции развития образования в современном мире. Основной чертой образования в третьем тысячелетии

является новая сверхзадача процесса обучения: учитель (педагог) должен научиться учить тому, чего сам еще пока не знает. Создать реальные условия для решения подобной задачи можно посредством знания и учета основных образовательных тенденций - интеграции, плюрализации, фундаментализации, информатизации, дифференциации,

инструментализации, аксиологизации - в процессе формирования содержания и технологий «нового» (адекватного современным условиям) образования. Одни тенденции из обозначенных в большей степени, другие в меньшей - видны в наших образовательных системах разного уровня, включая уровень региона, области, города, школ начальной и средней, колледжа и лицея, вуза. Осуществление тенденций требует серьезного научного осмысления, конкретизации проектирования, конструирования и адаптации программ, учебных пособий посредством (и это главное) определения общей стратегии, переориентации с образования, делающего ставку и опирающегося на память учащегося, на образование, для которого главным является развитие мышления. К примеру, У Глассер в своей книге «Школы без неудачников» видит главный резерв развития образовательных систем не в том, чтобы развивать вторичную функцию мозга - память, а в том, чтобы развивать его первичную функцию - мышление. Соответствующая этой стратегии смена приоритетов в целевой функции системы образования с задачи простого приращения объема получаемых знаний на задачу повышения их качества, на задачу формирования у школьников и студентов также и способов познания - это проблема сложная, требующая долговременных усилий.

В современной ситуации наиболее распространенными образовательными моделями в настоящее время являются следующие.

«Информационная» (или трансляционная) модель образования, в рамках которой обучающийся выступает как объект образовательного процесса. В соответствии с ней содержание учебно-воспитательных воздействий изоморфно транслируется в систему знаний и умений ребенка (его «Я»).

«Формирующая» (или операциональная) модель примыкает к информационной, основывается на том, что с помощью специального управления умственной деятельностью посредством определенного типа ориентировки можно гарантировать приобретение учащимися знаний и умений с заранее заданными свойствами.

«Развивающая» модель по своим принципам близка к формирующей и направлена на развитие теоретического мышления учащихся за счет специальной организации учебного материала и продвижения по нему как восхождения от абстрактного к конкретному. Данная модель не предполагает опору на наглядно-образное мышление, исключает апелляцию к эмоциям и чувствам учащихся.

«Активизирующая» модель, главной целью которой является

активизация познавательной деятельности учащихся посредством повышения уровня проблемности решаемых мыслительных задач, что обусловливает развитие познавательных интересов и творческих способностей ребенка.

«Свободная» модель ориентирована на имманентный рост внутренних резервов обучения, как сопровождение естественного развития ребенка в процессе самоактуализации личности, который осуществляется спонтанно. «Обогащающая» модель, согласно которой главным приоритетом является возможность наращивания социокультурного индивидуального познавательного опыта ребенка.

Необходима и формируется новая парадигма образования: ученик -предметно-информационная среда - учитель, присущая всем видам образования и всем образовательным системам[4, с.59].

Использованные источники:

1.Каримов И.А. Конституция Узбекистана - прочный фундамент нашего продвижения на пути демократического развития и формирования гражданского общества. - Т.: Узбекистан, 2010.

2.Каримов И.А., выступая на открытии Международной конференции "Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны". http: //uza. uz/ru/politics

3.См.http://www.pv.uz/20.02.2012г

4.ФАРХОДЖОНОВА Н. Ф. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ. - Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования" Мордовский гуманитарный институт"(Саранск) КОНФЕРЕНЦИЯ: XVI МАКАРКИНСКИЕ НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Саранск, 26 марта 2016 г. Организаторы: Мордовский гуманитарный институт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.